Как любое образовательное учреждение, православная школа обязана реализовывать Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), а как православная школа — и Стандарт православного компонента общего образования 1 . Стандарт православного компонента общего образования разработан таким образом, что позволяет включать в общеобразовательную программу вероучительные дисциплины и пр., не нарушая норм аудиторной нагрузки. Для перехода на программы Стандарта православного компонента для школ предусмотрен промежуточный период. В рамках Синодального отдела религиозного образования и катехизации создана аттестационная комиссия, которой поручен конкретный вид деятельности — аттестация православных общеобразовательных организаций и контроль в будущем над их деятельностью (в части реализации программ православного компонента общего образования). Специалисты комиссии приезжают в школы, знакомятся с образовательным процессом, документами и программами обучения, посещают уроки. На основании изучения правоустанавливающих документов, а также рабочих программ вероучительных дисциплин комиссия делает вывод о соответствии или несоответствии содержания вероучительных дисциплин Стандарту православного компонента общего образования. При успешном прохождении аттестации школе выдается документ — конфессиональное представление Русской Православной Церкви на определенный срок. Школа вносится в реестр православных образовательных организаций, размещенный на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Образовательными организациями являются не только школы, гимназии и др., но и приюты. Бытует мнение, что под образовательным приютом понимается только то учреждение, где есть школа. Я считаю такую точку зрения ошибочной. Ст. 12 Закона «б образовании» определяет образовательное учреждение как учреждение, «осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников». Употреблением союза «или» законодатель совершенно определенно относит организации, обеспечивающие только содержание и воспитание обучающихся (воспитанников), к образовательным. Кроме того, в ч. 4 этой же ст. 12 Закона «Об образовании» наряду с общеобразовательными выделен отдельный тип образовательных организаций — «учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)». Постановлением правительства РФ от 1 июля 1995 года 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым к образовательным относятся как учреждения, где дети только проживают, так и те, где дети также и обучаются (п. 17, п. 18 и др.).

http://patriarchia.ru/db/text/2477169.ht...

Все дети, у которых живы кровные, прямые первые родственники, но по каким-то причинам они живут в детском доме, называются социальными сиротами. Таких детей среди живущих в государственных учреждениях – 80-90% (каждый год ситуация разнится). Однако они не всегда являются оставшимися без попечения родителей по своему текущему статусу. Часто родители просто написали просьбу о временном размещении ребенка. Вопрос не только в том, чтобы всех сирот отправить по семьям, но и как остановить приток новых детей в эту систему. Единственный ответ на этот вопрос – это работа с семьями, чтобы детей оттуда не забирали. Если мы говорим о бедности и материальном неблагополучии, то таких семей очень много, это огромный слой населения. Если мы говорим о каких-то поведенческих вещах, с такими семьями тоже можно работать по разным программам, которые помогают им изменить свое поведение. Но чаще всего это комплекс проблем, в основном социально-экономических. Фото: пресс-служба БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам»   О социальной реформе За 12 лет работы у нас появилось понимание, как нужно менять семейную социальную политику нашей страны. Во многом благодаря нашему фонду изменилось законодательство, регулирующее работу сиротских учреждений. В 2015 году вступило в силу постановление правительства РФ «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Теперь пребывание ребенка в детдоме считается временным, а приоритет – возвращение ребенка в его кровную семью или устройство в приемную. Перед сотрудниками опеки теперь стоит задача понять, чем можно помочь кровной семье. Требуется, чтобы группы детей были разновозрастными. Чтобы там могли быть дети с разными группами здоровья. Условия должны быть приближены семейным, и сама группа должна быть такой мини-квартирой. Семейный тип детского дома постепенно заменит наши огромные казарменные многочисленные детские дома. Понятно, что это история не на один год, потому что это требует перестройки сознания, понимания, что нужно по-другому взаимодействовать с детьми. Заботиться, пока они находятся вне семьи, поддерживать родные семьи, что нужно содействовать семейному устройству, а не противиться ему. Это серьезные перемены.

http://pravmir.ru/elena-alshanskaya-prav...

Пока детские дома все еще существуют – нужно и это. Но все же постепенно в общество пришло понимание, что идеальное место для роста и развития ребенка – семья. И  самая правильная помощь ребенку без родителей – помочь ему уйти из детского дома в семью. Как именно приходило это понимание и почему семья дает ребенку то, чего он не получит в детском доме, читайте в Главе 1. Реформа детских домов Детские дома и дома ребенка продолжают существовать. Но сейчас в России происходит их реформа. В 2014 году в России принято революционное постановление правительства, которое должно в корне изменить традиционную систему интернатов и детских домов. Теперь по закону дети помещаются в учреждение временно, до возвращения в кровную семью или помещения в семью приемную. (Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»). Даже называются теперь бывшие детские дома по-другому: центры содействия семейному воспитанию. И в задачу руководителей этих центров теперь входит семейное устройство детей. Семья для ребенка Большинство детей в учреждениях – социальные сироты, то есть сироты при живых родителях. Для них есть два пути из детских учреждений: в кровную семью или в новую, которую называют замещающей. Кровная семья. Теперь, когда детдома превращены в центры содействия семейному воспитанию, в задачу специалистов входит и работа с кровной семьей. Разрыв с кровной семьей – травма на всю жизнь. Поэтому специалисты центров семейного устройства в первую очередь рассматривают возможность возвращения ребенка к кровным родителям. Бывает, что родители, разлученные с ребенком, находят в себе силы изменить жизнь, наладить быт, найти работу. В этом им могут помочь специалисты – социальные работники, психологи и т.д. К сожалению, не всегда возвращение ребенка в кровную семью возможно. Тогда и встает вопрос о поиске замещающей семьи. Но и после этого специалисты продолжают работать над сохранением связи ребенка с кровной семьей, и это важно не только для детей, но и для кровных родственников.

http://azbyka.ru/deti/shkola-priemny-h-r...

В Москве пройдет эксперимент по выделению квартир семьям, усыновившим 5 и более детей 14 января, 2014. Новостная служба Речь идет о предоставлении жилых помещений приемным семьям, принявших на воспитание 5 и более детей-сирот. Причем не менее трех детей — это ребята старше 10 лет или дети-инвалиды 14 января, ПРАВМИР. В этом году в Москве пройдет эксперимент по выделению квартир семьям, усыновившим пять и более детей, сообщает ИТАР-ТАСС . Как сообщил на заседании городского правительства мэр столицы Сергей Собянин, «сейчас запускаем пилотный проект по имущественной поддержке приемных семей». «Речь идет о предоставлении жилых помещений приемным семьям, принявших на воспитание 5 и более детей-сирот. Причем не менее трех детей — это ребята старше 10 лет или дети-инвалиды», — сказал он. По словам мэра, в настоящее время в Москве уже 80% детей-сирот воспитываются в семьях, но еще 3,7 тыс. детей все еще остаются в интернатах. «Рассчитываем, что благодаря имущественной поддержке число желающих забрать детей-сирот будет расти», — сказал Собянин. Как уточнил глава столичного департамента социальной защиты населения Владимир Петросян, пилотный проект предлагает устройство в семьи детей старшего возраста и детей-инвалидов. «Семьям-участникам проекта на безвозмездной основе передаются жилые помещения, и, в соответствии с московской нормой жилья, мы предлагаем в течение 2014 года передать семьям 20 таких квартир», — сказал Петросян. В дальнейшем в случае эффективности и популярности этого проекта количество квартир предлагается увеличивать. Решение о возможном участии семьи в проекте принимает межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До достижения детьми совершеннолетия семьи будут проживать в этих квартирах по договорам безвозмездного пользования. «После 10 лет надлежащего и непрерывного участия в проекте департаментом жилищной политики участникам проекта однократно будет предоставлено жилое помещение по договору уже социального найма или в собственность», — сказал Петросян. «Мы предполагаем, что только в 2014 году мы сможем передать в приемные семьи свыше 100 детей — фактически один детский дом», — сказал Петросян.

http://pravmir.ru/v-moskve-projdet-ekspe...

Семейным кодексом предусматривается: «Если один из родителей усыновленного ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) могут быть сохранены личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя, если этого требуют интересы ребенка. Право родственников умершего родителя на общение с усыновленным ребенком осуществляется в соответствии со статьёй 67 настоящего Кодекса. На сохранение отношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя указывается в решении суда об усыновлении ребенка». Нужно понимать: не от каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, родители отказались. Есть дети, у которых родители признаны недееспособными, чем-либо болеют, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, и тому подобное. Во всех этих случаях органы опеки обязаны в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, организовать его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации. Потом сведения о ребёнке направляются в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В этом случае возможно устройство в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. То есть органы опеки предоставляют сведения о любых детях, оставшихся без попечения родителей. Многие из них могут быть взяты в семью опекунов. Усыновить же возможно не каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей. Ольга Будаева, юрист Страх пятый: Ребёнок из детдома — обязательно с плохой генетикой А вдруг родители ребенка — алкоголики или наркоманы , и у него куча заболеваний, в том числе такие, которые проявятся позднее. Такие страхи есть, и они обоснованы. В том случае, если ребёнок был оставлен в роддоме, у нас вообще нет никакой информации о его родителях, в том числе и сведений о наследуемых заболеваниях.

http://pravmir.ru/vosem-straxov-usynovit...

Одна из главных бед — негативное отношение окружающих — в школе, например, на приемных детей навешивают ярлыки 11 октября. ПРАВМИР. За четыре года число неусыновленных детей в России уменьшилось в два раза. Вице-премьер РФ Ольга Голодец, выступая на Всероссийском форуме приемных семей, заявила, что дети устраиваются в семьи достаточно интенсивно. В 2012 году в федеральном банке данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было около 120 тысяч, сегодня — чуть меньше 62 тысяч, передает «Коммерсантъ». Более того, по словам детского омбудсмена Анны Кузнецовой (также принимала участие в форуме), за последние пять лет детей с особенностями развития в приемных семьях стало больше на 60%, а число кандидатов в усыновители и приемные родители увеличилось в 2,5 раза: с 12 тысяч в 2011 году до 31 тысяч в прошлом году. Она также сообщила, что в последнее время изменилась и тенденция изъятия детей из кровных семей — сейчас отбирают детей меньше, чем устраивают в семьи. Анна Кузнецова уверена, что для того, чтобы семейное устройство развивалось, на федеральном уровне необходимо решить проблемы с предоставлением жилья детям-сиротам, доступностью медицинских и образовательных услуг для приемных детей, а также просвещать обществ. «Клеймо «детдомовский» должно уйти в прошлое, как и пресловутые упоминания о генах. Один лишь ген передается по наследству — это любовь и забота», — добавила она. До конца октября при уполномоченном по правам ребенка будет сформирован общественный совет из приемных родителей, который поможет ей разобраться с нарушениями в этой сфере. Другие гости форума рассказали о других проблемах в этой сфере: негативное отношение в школе (педагоги не хотят учитывать особые потребности приемного ребенка, навешивая на него ярлыки), проблема коммунальных долгов детей-сирот, живущих в приемных семьях, отсутствие сопровождения приемной семьи, что часто приводит к возвратам детей в детдома, низкое пособие на приемного ребенка и т.д. Сейчас в России более 90 тысяч приемных семей, в которых воспитывается более 148 тысяч детей (всего в российских семьях воспитывается более 400 тысяч приемных детей, в том числе под опекой). Ежегодно около 5,8 тысяч детей возвращаются из замещающих семей в учреждения. Количество возвратов детей из приемных семей увеличивается на 6% в год. В федеральном банке данных остались дети, которых трудно устраивать в семьи: 77% — старше десяти лет, 30% — с ограниченными возможностями развития, 50% имеют братьев-сестер.

http://pravmir.ru/chinovniki-nazvali-gla...

Дело не только в интересах администрации конкретного учреждения. Есть еще, например, ведомственная система закупок. «Когда мне директор одного из московских интернатов сообщил, что батон хлеба, который ему привозят по накладной, стоит 32 рубля (в 2011 году) при цене в розничном магазине тогда 16 рублей, я подумал, что это ему не иначе как везут из Франции самолетом, и одежду для детей шьют на заказ там же», — говорит Рудов. И по масштабам сиротства, и по доле детей, оставшихся без попечения родителей и переданных в семьи, регионы России сильно различаются между собой. Традиционно мало сирот попадает в детские дома на Северном Кавказе, но добиваются успехов по передаче в семьи и в других регионах. «Где глава региона сам регулярно интересуется темой, — говорит Алексей Рудов, — где есть планы и требования с чиновников, и успехи значительны. Например, Белгородская область — лучшая среди центральных регионов, по ряду показателей она даже потеснила национальные республики, где традиционно мало сирот. Тюменская область, Пензенская, Краснодарский край системно и давно занимаются проблемой, и результат есть». За границу? Существуют разные формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, дающее ребенку все права члена семьи, опека и разные виды возмездной опеки (когда семья, по сути, выполняет работу воспитателей вместо детского дома). Подавляющее большинство российских сирот — свыше 85% — воспитываются в семьях, и большую часть из них берут под безвозмездную опеку. Усыновлений сравнительно меньше. Однако и здесь цифры не так ужасны, как могло бы показаться. 128 тысяч российских детей-сирот до 18 лет воспитываются усыновителями (данные доклада БФ «Семья»). Это больше, чем содержится в детских домах. На фоне общей статистики семейного устройства иностранное усыновление почти незаметно. Но в сегменте собственно усыновления его доля велика. В 2011 году россияне усыновили 7416 детей, иностранцы — 3400. Первое место за американцами. За ними следуют итальянцы, испанцы и французы. Рекорд по соотношению усыновленных российских сирот и собственного населения, похоже, держит Мальта, чьи граждане приняли в свои семьи 29 детей из нашей страны. Американцы же усыновляют больше всех детей-инвалидов, но и они инвалидов усыновляют не очень много (в 2010 году из 1016 усыновленных детей-инвалидов было 44, в 2011-м из 956 — 89).

http://pravmir.ru/zlaya-igra-v-moralnye-...

Буквально накануне мы связывались с психологом. Она рассказала, что ребята вдвоем приходили на консультацию, у них есть вопросы, которые волнуют обоих. В декабре у Олега день рождения, ему будет шестнадцать, и ребята хотят попытаться забрать Соню. Мы понимаем, что это очень хорошие, правильные планы, но видим трудности, которые могут возникнуть, и дальше будем сопровождать ребят. Мы понимаем: для того, чтобы забрать Соню, им нужно получить образование или устроиться на работу, решить вопрос с жильем. Ребятам нужно научиться соотносить свои мечты и желания со своими возможностями, для которых они тоже должны работать, что-то делать. Варвара Пензова: Это, кстати, тоже очень важный момент работы с сиротами в принципе: их жизнь очень сильно регламентирована и зарегулирована, и у них нет возможности принимать какие-то даже маленькие решения относительно своей жизни, своего будущего. Соответственно, этот навык, в принципе, не вырабатывается. Потом после выхода из интерната они остаются без какой-либо помощи и советов, и, не имея этого навыка, теряют ориентацию в принципе. Нужно обязательно давать детям-сиротам возможность проявлять ответственность, давать возможность выбора и последствия этого выбора, и при этом быть строгими и последовательными. С 1 сентября 2015 года российские детские дома начали функционировать по новым правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014 года 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».   Согласно этому документу, образовательные, медицинские и социальные организации рассматриваются как временное жилье перед устройством в приемные семьи. Также в постановлении прописано, что родители или иные законные представители могут добровольно поместить детей в спецучреждение, если в течение какого-то времени не могут исполнять свои обязанности. При этом учитывается мнение детей, достигших 10-летнего возраста.   Группа детского дома по новым правилам должна состоять не более чем из восьми разновозрастных детей (а если в группе есть дети младше четырех лет, численность воспитанников снижается до шести). Детей из одной семьи помещают в одну группу, а сам детский дом должен располагаться как можно ближе к прежнему месту жительства. Исключение возможно лишь в том случае, если привычная социальная среда негативно влияла на ребенка.  

http://pravmir.ru/glavnoe-chto-nuzhno-pr...

Центр по вопросам семейного устройства детей и церковного попечительства о детях Дата создания: 5 марта 2010 г. Описание: Центр по вопросам семейного устройства детей и церковного попечительства о детях при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению Комиссия по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях была образована решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. ( журнал 26 ) при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации . Решением Архиерейского Собора 2-4 февраля 2011 г. (Определение Архиерейского Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» , п. 26) «в целях повышения эффективности работы данного органа и создания необходимых условий для взаимодействия общецерковных и епархиальных структур» преобразована в Комиссию по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси. Председателем был назначен управляющий делами Московской Патриархии. Согласно Определению Собора, в состав Комиссии вошли представители Управления делами Московской Патриархии , Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и иных учреждений по усмотрению Святейшего Патриарха. Священный Синод на заседании 22 марта 2011 г. ( журнал 30 ) утвердил состав Комиссии. Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. ( журнал 48 ) было  утверждено  Положение о Комиссии. На протяжении 2011-13 гг. Комиссия провела паспортизацию и создала реестр церковных приютов, разработала документ «Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви», утвержденный Высшим Церковным Советом . Дальнейшие функции по наблюдению за деятельностью приютов осуществлялись Синодальным отделом по благотворительности. В 2022 г. Синодальный отдел по благотворительности выступил с предложением комплекса мер по реформированию церковного попечительства о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, детях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данные предложения были обсуждены 28 июня 2022 г. в ходе видеосовещания ведущих специалистов и руководителей наиболее успешных проектов, связанных с церковным попечительством о детях, оставшихся без попечения родителей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244862...

Индивидуальную профилактическую работу с родителями предлагается разрешить проводить только на основании решения суда или постановления комиссии по делам несовершеннолетних. Семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации предлагается предоставить права на социальное обслуживание, в том числе на дому. В пояснительной записке к законопроекту эсеры отмечают, что 85% ежегодно выявляемых в России детей, оставшихся без попечения родителей, составляют социальные сироты, то есть дети-сироты при живых родителях. Устройство сироты к родственникам Поправки в Семейный кодекс РФ и закон " Об опеке и попечительстве " направлены на усиление гарантий устройства детей, оставшихся без попечения родителей в семьи родственников ребенка. Устройство к родственникам предлагается признать приоритетной формой устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей. У родственников также должно быть приоритетное право на воспитание ребенка в случаях лишения родителей родительских прав, а также на временное устройство ребенка в семью родственников в случае, если его забирают у родителей. Эсеры предлагают считать недопустимым отказывать родственникам в устройстве ребенка на воспитание в их семью из-за отсутствия достаточного уровня доходов, несоответствия занимаемого жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам. Передачу ребенка органам опеки и попечительства предлагается осуществлять только при невозможности его передачи родственникам. Предлагается установить жесткое правило, что в детский дом ребенок может попасть только при отсутствии возможности передачи ребенка на воспитание в семью. Упрощение усыновления Также эсеры предлагают упростить процедуры усыновления детей российскими гражданами. Предлагается допускать усыновление ребенка родственниками на основании акта органа опеки. Такую же процедуру предлагается разрешить приемными или патронатными родителями, в семье которых ребенок прожил более года, а также гражданином, в семью которого неоднократно в течение более двух лет подряд передавался ребенок из детского дома на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней. Такое упрощенное усыновление должно быть разрешено и лицу, указанному в качестве усыновителя в завещании, составленном единственным родителем ребенка.

http://religare.ru/2_99058.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010