IV. Святой апостол Иаков пишет, что каждый бывает искушаем увлекаемый своим желанием, которое, зачавшись, рождает греховный поступок ( Иак.1:14–15 ). V. Десять заповедей Божиих в полном объеме изложены в Священном Писании ( Исх.20:2–17 ). В катехизисах эти заповеди часто приводятся сокращенно, как и в этом катехизисе, причем их подробное содержание разбирается в вопросах, присоединенных к отдельным заповедям. Б) Две наибольшие и главные заповеди Божии 1. О любви к Богу 574. Что гласит первая из наибольших и главных заповедей Божиих? Первая из наибольших и главных заповедей Божиих гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» ( Мк.12:30 ). 575. Что на нас возлагает первая из наибольших и главных заповедей Божиих? Первая наибольшая и главная заповедь Божия повелевает любить Господа Бога превыше всего и с напряжением всех своих душевных сил. 576. Почему мы должны любить Господа Бога превыше всего? Господа Бога мы должны любить превыше всего потому, что Бог бесконечно добрый и совершенный. 577. Почему мы должны любить Господа с напряжением всех своих душевных сил? Бога мы должны любить с напряжением всех своих душевных сил потому, что от Него мы имеем и душу, и тело, и все душевные и телесные силы. 578. Что значит любить Бога превыше всего? Любить Бога превыше всего – это значит оказывать Ему предпочтение перед всеми остальными существами и вещами и быть готовыми скорее принести жертву, но не оскорбить Господа или Его оставить. 579. Чем мы докажем, что любим Бога превыше всего? Что мы любим Бога превыше всего, мы докажем верным соблюдением всех Его заповедей. 2. О любви к ближнему 580. Что гласит вторая из наибольших и главных заповедей Божиих? Вторая из наибольших и главных заповедей Божиих гласит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк.12:31 ). 581. Кто является нашим ближним? Нашим ближним является каждый человек. 582. Когда мы любим своих ближних, как самих себя? Своих ближних мы любим, как самих себя, когда им желаем всякого добра, как самим себе, и это добро для них делаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   II. В Святом Писании в книге Притчей говорится, что мерзостью перед Господом являются «помышления злых» (Притч.15:26).    III. Христос сказал: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19).    IV. Святой апостол Иаков пишет, что каждый бывает искушаем увлекаемый своим желанием, которое, зачавшись, рождает греховный поступок (Иак.1:14—15).    V. Десять заповедей Божиих в полном объеме изложены в Священном Писании (Исх.20:2—17). В катехизисах эти заповеди часто приводятся сокращенно, как и в этом катехизисе, причем их подробное содержание разбирается в вопросах, присоединенных к отдельным заповедям. Б) Две наибольшие и главные заповеди Божии 1. О любви к Богу     574. Что гласит первая из наибольших и главных заповедей Божиих?    Первая из наибольших и главных заповедей Божиих гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк.12:30).     575. Что на нас возлагает первая из наибольших и главных заповедей Божиих?    Первая наибольшая и главная заповедь Божия повелевает любить Господа Бога превыше всего и с напряжением всех своих душевных сил.     576. Почему мы должны любить Господа Бога превыше всего?    Господа Бога мы должны любить превыше всего потому, что Бог бесконечно добрый и совершенный.     577. Почему мы должны любить Господа с напряжением всех своих душевных сил?    Бога мы должны любить с напряжением всех своих душевных сил потому, что от Него мы имеем и душу, и тело, и все душевные и телесные силы.     578. Что значит любить Бога превыше всего?    Любить Бога превыше всего — это значит оказывать Ему предпочтение перед всеми остальными существами и вещами и быть готовыми скорее принести жертву, но не оскорбить Господа или Его оставить.     579. Чем мы докажем, что любим Бога превыше всего?    Что мы любим Бога превыше всего, мы докажем верным соблюдением всех Его заповедей. 2. О любви к ближнему     580. Что гласит вторая из наибольших и главных заповедей Божиих?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И по содержанию своему все законы, данные Богом через Моисея, отнюдь не представляют собою перечня казней за грехи против десяти заповедей и средств к очищению от этих грехов. Достаточно вспомнить, что, например, кровавые жертвы имели значение самостоятельное, независимое от 10 заповедей, и прообразовательное, так как прообразовали Христа. Еврейская скиния также имела свое самостоятельное и прообразовательное значение. Да и множество других законов, заповедей и постановлений «закона Божьего» отнюдь не находились в зависимости от десятословия, так как и по содержанию своему и по форме представляли собою новые, самостоятельные, а не придаточные или зависящие от существования десяти заповедей предписания. И Сам Христос на вопрос: «какая наибольшая заповедь в законе?» – указал не на десять заповедей, а на две другие, на которых утверждается весь закон, следовательно, и десятословие ( Мф.22:36–40 ; ср. Втор.6:5 ; Лев.19:18 ). Тебя, Петр, смущает то обстоятельство, что Бог Своим перстом написал на каменных скрижалях только десять заповедей, и отсюда ты выводишь заключение, что, значит, только десять заповедей, как наибольшие, и нужны. Но я уже показал тебе, какие заповеди наибольшие в законе. Теперь добавлю, что Бог записал Своим перстом на скрижалях только десять заповедей не с целью показать, что эти заповеди наибольшие и что они только и нужны израильтянам, а с целью засвидетельствовать и всегда напоминать израильтянам, что на горе Хориве они вступили через Моисея в завет с Самим Богом, так как первые десять слов этого завета сами они лично слышали от Бога. Посему евреи, смотря на скрижали, вспоминали, что весь закон, данный им Моисеем, есть закон Божий, так как некогда они сами, боясь смерти, могли выслушать только десять слов Божиих, а все остальное упросили Моисея выслушать от Бога и передать им для исполнения. И вот тот великий страх пред Богом, который испытали израильтяне у горы Синая, постоянно напоминался им скрижалями, и это побуждало их к исполнению всего закона Моисеева, как данного Самим Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Ответ на 321: Наталье Т: Сдается мне, что каждый русский интеллигент является потенциальным козлом-провокатором, пока не станет православным на деле, а не на словах. На первом месте - десять заповедей, на втором – патриотизм, и только на третьем собственные (в смысле не христианские) честь и достоинство, если уж без них никак нельзя. Только такая последовательность, поскольку гордыня и тщеславие такие звери, что скушают все наши добрые начинания и погонят по широкой дороге, ведущей сами знаете куда, а за нами и толпу народа, за мной десять человек, а за кем-то сто, тысячу и тд.. Именно из-за них нас так легко провоцировать и нами так легко манипулировать. Задача-то у нас общая: выдавливать из себя по капле чувство собственной исключительности и становиться рабами Божьими на благо и процветание любезного Отечества. Вот, к примеру, вдохновил Игорь Шафаревич: «Самое большое влияние в жизни на меня оказали люди, имеющие твердую уверенность, что их личная судьба имеет второстепенное значение по сравнению с более широкими вопросами». Извините, что вмешался в Вашу переписку. Хотелось бы сказать, что полностью согласен с Вашим высказыванием об исполнении десяти заповедей, ведь они все основаны на любви к Богу и ближнему. Конечно, многим из нас хотелось бы поскорее исполнить евангельскую заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего ... и ближнего как самого себя», что есть совокупность всех заповедей Божиих, при этом забываем, что исполнение ея, есть неустанный труд над собою, своим Я. От того наверное, и происходит нетерпение сердца - добиться святости сейчас и сразу. Пока открыто нарушаются десять заповедей, исполнить главную Божию заповедь невозможно. А коль так, десять заповедей Моисееевых вряд ли кто-либо в состоянии отменить. Они и по сей день работают и определяют судьбы людей. Соглашусь также, что патриотизм не менее важен для каждого верующего. Игорь Шафаревич был не далек от истины. Если не возможем любить земное отечество, полюбим ли небесное? Манупуляция сознанием неутвержденных в вере людей строится на подменах, по словам отцов Церкви, искушениях, что сейчас и происходит повсеместно. Тут, согласно слову Божиему, нужно наблюдать за происходящим и за собой и, хотя бы этим, хранить свое достоинство рабов Божиих, а остальное, как Господь управит. Спасибо за нужные слова и доброго Вам здравия!

http://ruskline.ru/news_rl/2012/11/14/bl...

О Божиих заповедях Пророк Моисей получает скрижали Завета В Священном Писании говорится, что одно из условий того, чтобы Господь Бог был с нами (а кто бы из нас этого не хотел?), есть не только соблюдение, но особое почитание Божественного закона. Помним ли мы, что десять заповедей, которые Бог дал пророку Моисею на горе Синай, предназначались не только для иудеев, но для всех людей, живущих на планете Земля? Эти заповеди есть откровение Божественной любви, и дарованы они Богом человеку независимо от того, хочет их человек исполнять или нет. Их действенное присутствие в жизни человека можно сравнить с известным законом Ньютона. Задумаемся: до того как Ньютон открыл закон всемирного тяготения, существовало ли оно или нет? А если бы его Ньютон не открыл, оно бы отсутствовало? Думается, что нет. Точно так же дело обстоит со святыми Божиими заповедями. Их действие не ограничивается тем, знают о них люди или нет. Они просто «работают» в этом мире. Сегодня в мире, особенно на Западе, десять заповедей все больше и больше замалчиваются, как будто их никогда не существовало. Все чаще и чаще к ним относятся как к чему-то ущемляющему свободу и независимость человека, просто мешающему жить. 50 лет назад в Америке из школьных программ и учебников, со стен классов и актовых залов всех школ был убран как текст десяти заповедей, так и всякое упоминание о них. По решению Верховного суда США, этот запрет коснулся и залов судов, всех государственных организаций, на чьих стенах текст десяти заповедей находился более двухсот лет. Упразднение Божиих заповедей из публичной жизни и внедрение новых гуманистических идей нанесло непоправимый вред не одному поколению американцев. То, о чем невозможно было помыслить полвека назад, сейчас стало обыденным делом и нормой как в общественной, так и в личной жизни граждан. Легализация абортов, разводы, рост преступности и наркомании среди молодежи, наряду с нарушениями американских законов на самом высшем государственном уровне и среди крупнейших финансовых структур – все это стало теперь привычным. То, что раньше вызывало шок у общественности, к примеру эксперименты с клонированием, легализация в отдельных штатах эвтаназии и однополых браков, теперь представляется обществу в качестве прогрессивных «инноваций» XXI века. И хотя сегодня в США, согласно статистическим опросам, многие все еще помнят Божии заповеди, но относятся к ним как к чему-то второстепенному.

http://pravoslavie.ru/30262.html

«Шея» же представляет разум, как это было разъяснено. Потому что оную фразу: «Создан в Фалпиофе», Акила передает как: «Создан над твердынями», а Симмах: «Создан в высоту». На основании сего становится очевидным из сказанного, что разум Невесты деятельностью стоит выше злоумыслов супостата; в отношении же созерцания он вознесен на высоту истинного знания. Почему и говорится: ТЫСЯЩА ЩИТОВ ВИСИТ НА НЕМ. Т. е. – их действия, которые помножают на число десять десять заповедей Божиих; и уже помноженные на десять, следуя естественному закону, в свою очередь, умножают на десять; и таким образом исполняя тысячное число как бы некие шиты, они примыкают к разумному началу в тебе, как бы повещены к твоей шее для сохранения тебя неуязвимой от вражиих стрел. Ибо в этом Невеста ищет благую волю Божию и убеждает вожделевательную силу души желать сию; а раздражительную силу души – бороться за сию; и посредством самого разума она использовала органы чувств для выбора добра, и дар речи для возвещения его; и инстинкт размножения для возращения его; и таким образом, посредством оных из десяти способностей, т. е. разума, вожделения и гнева, пяти чувств, дара речи и природного инстинкта размножения (что в обшей сумме составляет число 10), состоит естественный закон, и для делания добра – что и составляет их задачу – получает помощь от Десяти Заповедей Божиих. И вот эти Десять Заповедей, которые охватывают Закон Божий, естественный закон умножает на десять, по числу их действий, и таким образом производит число 100. Умножая же, в свою очередь, действия на число присущих им десяти способностей (или «сил»), производит число 1000. И таким образом, как было сказано, свисающие тысяча щитов означают как писаный, так и естественный законы, соответствующие друг другу тем, что примыкают к разуму Невесты, как бы свисая с ее шеи, и предоставляют ей защиту от всех злоумышляющих против нее. И не только, говорится, что щиты висят на ней, но и – ВСЯ СТРЕЛЫ СИЛЬНЫХ, которые представляют собою учения в отношении богомыслия, предложенные Невесте со стороны святых и небесных Сил, а также как бы стрелы, летящие на духов зла для уничтожения козней, направленных с их стороны против нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/t...

А знаете ли, слушатели, что всех счастливее – слушающие и хранящие слово Божие. Слушающие могут быть блаженными, а хранящие уже блаженны. Аминь. 35. Но скажу вам, кого бояться (Лк. 12:5) В жизни мы многого боимся: дня, кажется, у нас не проходит без того, чтоб мы чего-нибудь не боялись. Но боимся мы большей частью все не того, чего должно. Чего должно бояться? Греха одного, одного того надобно бояться, чтоб Бога грехом не оскорбить, чтобы заповедей Его не преступить. Да, все мы и все наше в руках Божиих, в Божией власти. Кто же у тебя отнимет без Божия попущения, и кто может что-либо дать тебе без Его соизволения? Если Бог захочет что дать тебе, кто может Ему воспрепятствовать? Если Бог захочет что отнять у тебя, кто может остановить? Что тебе бояться разных потерь, лишений, неудач, огорчений, неприятностей, когда Бог обо всем, что тебе нужно, печется. Бог за всем, что тебе принадлежит, смотрит и так отечески печется и так внимательно смотрит, что видит, когда и волос с головы твоей упадет. Итак, что бояться тебе чего-нибудь, когда ты у Бога, как дитя в объятиях матери? Спишь ли, встаешь ли, сидишь ли, едешь ли, живешь ли, умираешь ли, Господь все с тобой, все при тебе. Поэтому никогда не бойся. Одного бойся, чтобы Бога не оскорбить, бойся, чтобы заповедей Его не преступить. Кто греха не боится, тот всего должен бояться, ибо лишается всего: милости Божией, Божией благодати, Божия благословения, Царства Небесного, если не покается. Вечно будет мучиться в геенне огненной, вечно будет там каяться, если здесь не покается. Итак, Бога бойся, чтоб не согрешить против заповедей Божиих. Если ты не будешь преступать десять заповедей Божиих, то тебе нечего бояться, хотя бы тысячи неприятностей тебе угрожали, хотя бы все люди тебя обвиняли, потому что тогда Господь будет с тобой и за тебя. Да, слушатели, Бог Сам нашим хранителем бывает, когда мы Его заповеди храним. Итак, вот чего бойтесь: бойтесь греха, бойтесь, чтоб Бога не оскорбить, чтоб заповедей Его не преступить, а прочего ничего не бойтесь. Господь от всего сохранит вас: если не от всех бед, то во всех бедах сохранит. Аминь. 36. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин. 10:11)

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Третье условие: для беседы вы должны избрать от себя одно или два лица и им поручить дело защиты своего упования, но чтобы другие личности не нарушали беседы своими вмешательствами и криком. Четвертое: когда один защитник не окончил своей речи, то другой бы не начинал до окончания речи первого. Наконец, пятым условием будет следующее: если кто-либо на известный вопрос не найдет ответа от Священного Писания, то сильно не принуждать его и не настаивать на этом, но лучше, не теряя времени, начать беседу о другом предмете и этот вопрос можно оставить до будущей беседы и считая его в долгу за своим собеседником 10 . На первый случай довольно будет этих пяти условленных правил для наших бесед, при соблюдении которых может происходить чинная и дружеская беседа. Итак, согласны ли вы, наши собеседники, соблюдать эти правила? Молок. Да, эти ваши условия очень хороши и мы согласны на основании их вести с вами беседы. 20) Рассуждения о второй заповеди Христ. При таком обоюдном согласии нашем мы приступим к беседе. Итак, еще вторично просим вас, объясните нам, какая главная причина заставила вас удалиться от нашей православной церкви. Беседа о второй заповеди. Молок. Извольте, скажем. Но прежде этого мы предложим вам несколько вопросов. Скажите нам, нужно ли ныне нам исполнять данные от Бога чрез Моисея десять заповедей Божиих, или не нужно? Христ. Нужно. Молок. Все ли десять заповедей нужно исполнять, или только некоторые? Христ. Все десять нужно исполнять. Молок. А если кто ныне одну или две заповеди нарушит, то может ли таковой спастись или нет? Христ. Апостол говорит: «иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен» ( Иак.2:10 ). на сем основании и о заповедях нужно таким же образом понимать, то есть, если кто одну из них разорит, тот будет повинен всем заповедям. Молок. Это вы хорошо ответили нам. Теперь мы в праве сказать вам, то вы явные преступники и разорители заповедей Божиих, что и послужило причиною нашего удаления от вас. Христ. В чем же мы разорители этих заповедей, просим вас, духовные братия, объясните нам. 21) Кроме пастырей церкви, никому не должно из простецов толковать слово Божие и заповеди

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Памятка иноку Наставления преосвященного старца 1. Монашество есть путь покаяния и очищения души от страстей, что достигается удалением от мира и мирской суеты, так как мир лежит во зле. Очищается душа постом, молитвой, сокрушением и плачем о грехах, всяким терпением и злостраданиями, усердным несением трудов, а прежде всего и главнее всего, исполнением заповедей Божиих. Сюда входят десять заповедей из Ветхого Завета (Синайское законодательство): 1) знай и люби Господа, 2) не твори себе кумира, 3) не клянись, 4) чти праздники, 5) почитай родителей, 6) не убий, 7) не прелюбы сотвори, 8) не лжесвидетельствуй, 9) не укради, 10) не желай худого и чужого, – и заповеди Господни из Евангелия, особенно Нагорная проповедь ( Мф.5–7 ). Короче, все заповеди можно свести к двум: 1) возлюби Господа всей душой и больше всего на свете, 2) возлюби ближнего своего, как самого себя, а себя отвергнись. Ищи не покоя, а богоугодных трудов, распинай плоть свою со страстями и похотями. 2. Изучение и исполнение заповедей Божиих есть основа всей духовной жизни, так как всякая заповедь непременно врачует какую-либо страсть в человеке, и без них никак нельзя очиститься от грехов и исцелеть душой. Никакие подвиги, даже пост и молитва и участие в службе церковной, не помогут, если человек не будет стараться быть смиренным, кротким, правдолюбивым, милостивым, целомудренным, миротворцем, терпеливым, незлобивым, всех любящим, как учил Христос ( Мф.5 ). Но это начало духовной жизни, увы, многими забывается и не считается главным, и монашество многими понимается как жизнь из внешних подвигов поста и молитвы, церковной службы и труда на послушаниях без постоянного очищения души от страстей и распятия себя. Поэтому такие и гордятся, и злобствуют, и собирают сокровища, и живут по прихотям, даже нарушая чистоту, но исполняют посты и молитвенные правила, конечно внешне и рассеянно, и в этом полагают надежду спасения. Только всуе надеются: такого внешнего благочестия гнушается Господь, и если душа в страстях, то и дух бывает мертв для Бога. Так по действию вражию незаметно получается у них полное извращение монашеской жизни, и монашество у них бывает видимо только в одежде, в поклонах, во внешних делах, но не в творении заповедей Божиих, не в смирении, кротости, чистоте, милосердии, терпении, не во врачевании души. И Господь строго осудил это в той же Нагорной беседе, укоряя лицемеров ( Мф.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Десять заповедей (пособие для детей и взрослых по изучению основ православной веры) В уголовном и гражданском праве четко сказано: незнание закона не освобождает от ответственности. Почему? Потому что, к примеру, на дорогах наших городов незнание правил дорожного движения отнюдь не способствует сохранению жизни и здоровья наших граждан. От незнания и невыполнения этих правил гибнут ежегодно сотни тысяч людей, миллионы остаются искалеченными. Но еще большее количество людей страдает на земле и в вечности от последствий несоблюдения правил жизни в обществе – Божиих заповедей! Чтобы предотвратить многие жизненные катастрофы и прийти к Вечной Жизни в Небесном Царстве, надо знать и понимать Божию волю и Божии заповеди. Именно этому посвящено предлагаемое учебное пособие, предназначенное для преподавания в воскресных и светских школах, а также для самообразования. «Десять заповедей» – вторая книга серии «Основы православной веры». Пособие рассчитано в первую очередь на учащихся 4–6-х классов и рекомендовано для занятий, на которых учебный материал объясняется педагогом. Данный курс целесообразно изучать после того, как будет усвоен материал первой книги из серии «Основы православной веры» – «Великие праздники». Протоиерей Борис Балашов   ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ   Пособие для детей и взрослых по изучению основ православной веры   Предисловие Человек живет на земле и при этом ощущает в себе потребность жить вечно. С самых первых времен своего существования на земле люди думали о той жизни, которая ожидает их после завершения земной. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические раскопки погребений древних людей. Они по-своему готовились к переходу в иную жизнь. В могилы клались оружие, еда, разные ценности. Все понимали, что надо как-то готовиться к будущему, но как? Своими собственными силами человек не мог постичь тайну будущей жизни и найти правильный путь к ней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010