О чистоте семейной жизни, семейного очага, Спаситель говорил: «Вы слышали, что сказано древним, не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:27–28 ). Отсюда чистота сердца делает расторжение брака делом невозможным (ст. 31–32). Такую чистоту и святость брака, выходя из мысли Христа, раскрывает ап. Павел. Брачный союз мужа и жены он ставит в параллель единения Христа с Церковью , выше и святее которого ничего нельзя представить на земле (Еф., 5 гл.). И этот образ брачного союза Христа с Церковью еще раньше ап. Павла был выставлен Предтечей Христа ( Ин.3:28–29 ). Отсюда неприкосновенность брака ограждается положительною заповедью апостола: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» ( Евр.13:4 ). Что же касается Магомета, то он дозволяет многоженство (4, 128; 4:3), разрешает пленных женщин превращать в наложниц (4:28), поощряет распутство в брачной жизни: «На вас не будет греха, если вы согласитесь между собою на что-либо сверх узаконения» (4:28), предписывает делать побои женам (4:38), держать их в заключении в своем доме до самой смерти (4:19), пользоваться беззащитностью сирот: «если боитесь, что не соблюдете справедливости в отношении сирот, то женитесь на сиротах женского пола, как скоро они нравятся вам, – на двух, на трех, на четырех, а если боитесь, что не можете равно быть правдивыми ко всем им, то – только на одной, или на той, которой завладели руки ваши (опять насилие!), в этом более удобства не уклоняться от справедливости» (4:3). Жены, по Магомету, имеют только одно предназначение – удовлетворять гнусной страсти мужа: «Жены ваши – нивы для вас, ходите на ниву вашу, когда ни захотите» (2:223). «Мужчины выше жен степенью своего достоинства», «Если вы опасаетесь, что оба не исполните уставов Божиих, то на вас обоих не будет греха, если она за себя даст ему выкуп» (2:229). «Кто из вас умрет и оставит супруг, они переждут для себя четыре месяца и десять дней. Когда достигнут указанного для них срока, тогда не будет на вас греха в том, что поступят они с собою добровольно. Бог ведает ваши поступки» (2:234).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Еще апостолам были даны престолы учительские, с которых они просветили народы, и в будущем веке они будут даны им, по обетованию, для суда над отвергшими проповедь Евангелия, как говорит об этом Давид: тамо взыдоша калена, колена Господня, свидение Израилево, шпове-датися имени Господню, яко тамо седоша престали на суд (Пс. 121,4-5). И всем вообще святым мученикам, пострадавшим за Христа и отвергшим начертание мысленного зверя или изображение его отступления, будет дан суд, власть судить, которою они и доныне судят демонов, уже участвуя в славе Христовой до скончания этого мира, почитаясь благочестивыми царями и князьями и обнаруживая дарованную им Богом силу против демонского действия и телесных недугов. Диавол, антихрист и лжепророк общи друг с другом как именами, так и действиями, ибо каждый называется зверем. Поэтому сатана или змий изображается имеющим семь голов и десять рогов с десятью венцами, антихрист, или зверь, выходящий из моря, является одетым подобным же образом, а лжепророк обнаруживает одну с ним силу, разум, волю и деятельность к погубле-нию прельщаемых. Избежавшие этой гибели будут царствовать указанным прежде образом со Христом до Его второго пришествия, когда они получат еще более Божественных обетовании. Статья шестьдесят вторая О первом воскресений и второй смерти Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это первое воскресение. Блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Мы знаем из Священного Писания, что существуют две жизни и две смерти: первая жизнь по причине преступления заповеди плотская и временная, а вторая за исполнение заповедей Божиих - вечная, обещанная святым. Сообразно этому и два рода смерти: одна телесная и временная, а другая вечная, посылаемая в будущем в наказание за грехи, то есть геенна огненная. Есть также различие и между мертвыми: одни, по слову Исаии, живота не имут (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

По толкованию блаженного Феофилакта, архиеп. Болгарского, необыкновенный должник – не один человек, а всё человечество. Еп. Игнатий Брянчанинов пишет, что каждый наш грех значителен, так как мы им оскорбляем Бога – Лицо бесконечно великое. Каждый наш грех подобен таланту, упомянутому в притче. Десять тысяч талантов – это наши грехи против десяти заповедей Божиих, наши долги неблагодарности за все неисчислимые милости Божии к нам. Мы живём в грехе и с каждым днём увеличиваем свой долг перед Богом. «А так как он не имел, чем заплатить, – читаем мы далее в притче, – то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё что он имел, и заплатить». Эта кажущаяся жестокость царя смущает некоторых. Почему же нужно было государю продать и жену, и детей, и всё, что имел раб? Ведь находясь в еще большем рабстве, он никогда не смог бы заплатить долг. Святитель Иоанн Златоуст поясняет, почему царь именно так поступил: «Не по жестокости или бесчеловечию, но для того, чтобы устрашить раба и тем побудить его к покорности, без всякого намерения продать! Ибо если бы он имел это в виду, то не внял бы его прошению и не оказал бы ему своего милосердия. Он только хотел вразумить раба, сколько долгов прощает ему, и через это заставить его быть снисходительнее к своему товарищу-должнику. Ибо, если после того как узнал и тяжесть своего долга, и великость прощения, он стал душить своего товарища, то до такой жестокости дошёл бы, если бы прежде не был вразумлён таким способом?» В отчаянии раб тот пал, и кланяясь ему, говорил: «Государь! Потерпи на мне, и я всё тебе заплачу». Ужас перед наказанием вызвал в рабе полное смирение. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Царь увидел отчаяние раба, вызванное грозным приговором и пожалел раба Своего, простив ему весь огромный долг. То же самое происходит с грешником, когда он осознает всю глубину своего падения и степень своего долга перед Богом. Когда мы с покаянием обращаемся к Богу и даём искреннее обещание исправиться, то Господь готов в ту же секунду дать нам полное отпущение грехов. Свят. Иоанн Златоуст по этому поводу замечает: «...Какова сила молитвы! Этот должник не показал ни поста, ни нестяжательства, ничего другого подобного, однако же, лишенный и чуждый всякой добродетели, лишь только попросил он господина, то и успел склонить его на милость. Не будем же ослабевать в молитвах. Ты не имеешь дерзновения? Для того и приступи, чтобы приобрести великое дерзновение. Тот, Кто хочет с тобой примириться, не человек, пред которым бы пришлось тебе стыдиться и краснеть; это Бог, желающий больше тебя освободить тебя от грехов. Не столько ты желаешь своей безопасности, сколько Он ищет твоего спасения».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 2: 17 – 4: 6). Краткие сведения о жизни святых праотцев, пророков, апостолов и отцов Да простит нас благочестивый читатель, что мы в столь кратких строках попытались едва наметить канву жизни великих подвижников Божиих. Это было предпринято, чтобы, по мере чтения, явилась возможность соотнести слова святых или упоминания о них со сведениями об их земном пути. Каждый, кто проявит необходимые терпение и усердие, без сомнения, уточнит и восполнит приводимые сведения в общепризнанных церковных источниках. Святость – одно из фундаментальных понятий христианского учения. Его основной смысл состоит в причастности человека Богу, его обоженности, в его преображении под действием благодати Божией. В преображенном человеке восстановлена его не поврежденная грехом природа, его соединение с Богом как «чада Божиего». «Православная церковь почитает праведников… как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествуют святых ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов» . Праотцы – разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианскою Церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. Это предки Господа нашего Иисуса Христа по человечеству, тем самым они участвуют в истории спасения, движении человечества к Царствию Небесному. К праотцам прежде всего относятся ветхозаветные патриархи; это десять допотопных патриархов; все они по именам названы в Библии: Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной (Быт. 5, 1–32). Послепотопные патриархи Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф. К праотцам относятся святые праведные богоотцы Иоаким и Анна – родители Богородицы, а так же праведный Иосиф, обручник Девы Марии. Пророки – ветхозаветные святые, почитаемые Церковью как провозвестники воли Божией, предрекшие приход Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Право Иисуса Христа прощать грехи для Евангелиста Марка, как и для всех христиан, после Воскресения Христова было вне всякого сомнения. Но как Сам Иисус пришел к знанию о том, что Он может от Имени Божия прощать грехи? Что это означало для Него Самого? Конечно, для нас невозможно по Евангелиям составить биографию или психологический портрет Иисуса Христа. Но мы не должны оставить без всякого внимания вопросы, которые нас волнуют, когда мы серьезно задумываемся о жизни и деяниях Спасителя. Отрывок об отношению к посту говорит нам нечто важное о том, как Иисус Сам смотрел на Себя и Свои действия. Пост имел в жизни иудеев долгую традицию и имел ясное обоснование. Самым естественным был пост в случае какого-нибудь несчастья, когда у человека, так сказать, «пропадал аппетит», «в рот ничего не лезло». Например, когда Давид узнал о гибели Саула и Ионафана и о поражении всего его народа. «Тогда схватил Давид одежды свои и разодрал их, также и все люди, бывшие с ним, [разодрали одежды свои,] и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем и о доме Израилевом, что пали они от меча» ( 2Цар 1,11–12 ). Так пост стал общественным выражением траура о постигшем всех несчастье. Кто не постился, тот производил впечатление, как будто беда его не касалась. Пост мог также выражать печаль перед Богом о свершившемся преступлении Закона – в надежде, что Бог откажется от заслуженного отмщения. Именно таково происхождение Йом киппур, Дня примирения и очищения, когда постился весь народ. Именно поэтому постились жители Ниневии: «И начал Иона ходить по городу,.. и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена! И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого... и крепко вопияли к Богу: Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем» ( Ион. 3,4–9 ). Но здесь мы видим, что пост – не только печаль о содеянной неправде, но также выражает готовность обратиться к Богу. Постился всякий, кто желал быть особенно готовым вслушаться в голос Божий и принять Его призыв. Например, Моисей сорок дней оставался на Синае без пищи и воды, чтобы записать на скрижалях десять заповедей Божиих ( Исх 34,28 ). Или Даниил, когда он хотел понять данные ему от Бога откровения: «В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя» ( Дан 10,2–3 ). Так было и с Иисусом, когда Он после Своего крещения сорок дней постился в пустыне ( Мф 4,2 ; Лк 4,2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Предохраняют нас от греха Божий заповеди. Они говорят человеку, что можно сделать, а что нельзя, что добро, а что грешно, зло. Вот эти заповеди. Десять заповедей закона Божия Заповеди Божий не есть молитва, но знать их нужно так же, как молитвы, и поверять каждодневно по ним свою жизнь, и если заметим в себе грех, то должны принести Господу искреннее раскаяние и молить Его о прощении. Если же по поверке себя мы увидим, что не сделали ничего особенно противного заповедям Божиим, то нужно возблагодарить Господа и помолиться Ему, чтобы на следующий день нам еще лучше исполнить Его волю. 1. Я Господь Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня. 2. Не делай себе идола (статуи) и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею: не поклоняйся и не служи им. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято; шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой – день покоя СсубботаЛ да будет посвящен Господу Богу твоему. 5. Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы продлились дни твои на земле. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси на другого ложного свидетельства. 10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его. ни осла его, ни всякого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему. Высказывания о грехе Грех есть беззаконие. Первое послание апостола Иоанна. 3, 4 Грех – это своевольный переход человеком черты, свыше ему определенной, выход за круг закона, ему данного. Святитель Иоанн Шанхайский Грех бывает сладок на короткое время, а горек на продолжительное время. Святитель Димитрий Ростовский . Грех ненавидь, а грешника люби. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Грешим мы делом, когда поступаем вопреки воле Божией, изложенной в Священном Писании. Грешим словом, когда говорим против законов Божиих. Грешим помышлением, когда мысленно отвергаем Его правила жизни. Грех – это духовная болезнь и причина многих телесных болезней, о чем мы уже говорили. Поэтому следует сказать, как беречь свою душу от греха. К этому важнейшему христианскому деланию следует привыкать с детства.

http://azbyka.ru/deti/uroki-o-zdorove-i-...

Примерно через год Никола зашел в церковь в Великий Четверг и услышал, как священник зовет прихожан к причастию. «Но пусть не подходят к Чаше воры, лжецы, клятвопреступники и те, кто замарал честь невинной девушки. Лучше бы им принять в себя огонь, чем Кровь чистого и невинного Иисуса Христа», – закончил он. Услышав такие слова, Никола задрожал, как осиновый лист. Тотчас после службы он попросил священника его исповедать, что священник и сделал. Никола признался во всем и спросил, что ему делать, чтобы спастись от укоров нечистой совести, которая грызла его, как голодная львица. Священник посоветовал ему, если он действительно стыдится своего греха и боится наказания, рассказать о своем проступке во всеуслышание, через газету. Целую ночь Никола не спал, собирая всю свою храбрость, чтобы покаяться публично. На следующее утро он написал обо всем, что сделал, а именно, как бросил позорное пятно на почтенное семейство порядочного ремесленника и как солгал своему другу. В конце письма он приписал: «На суд я не пойду. Суд меня не осудит на Смерть, а я заслуживаю лишь смерти. Поэтому я сам себя приговариваю к смертной казни». И на другой день он повесился. «О, Господи, Боже Праведный, как же несчастны люди, которые не следуют Твоей святой заповеди и не обуздывают железной уздой свое грешное сердце и свой язык. Боже, помоги мне, грешному, не погрешить против истины. Умудри меня истиной Твоей, Иисусе, Сыне Божий, испепели всю ложь в сердце моем, как садовник сжигает гнезда гусениц на фруктовых деревьях в саду. Аминь». ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ Исх.20:17   Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. А это значит: Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех . Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого? Желание – это семя греха. Греховный поступок – это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Припоминая, что говорил об этом Сам Господь, Апостолы могли вспомнить, как Он, за несколько дней до Преображения Своего, сказал: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе» ( Мк.9:1 ). Вспоминая эти слова, Апостолы не могли представить себе Царство Божие не тем Царством Мессии, о котором учили еврейские книжники. Едва ли они понимали тогда, что Царство Божие есть совокупность людей, признающих Иисуса Христа Сыном Божиим, пришедшим в мир для спасения и искупления многих, и не только признающих Его Таковым, но и исполняющих Его заповеди, т. е. живущих не так, как хочется, а как Бог велит. Вот об этом-то Царстве Божием (в отличие от Царства Небесного) и говорил Господь перед Своим Преображением 12 ; но Апостолы об этом Царстве не думали ни тогда, ни теперь. Если они, при самом вознесении Господнем на небо, спросили Его не о Царстве Небесном и не о земном Царстве божиих людей, любящих Бога и ближних и творящих волю Его (Царстве Божьем), а об ожидаемом ими всемирном царстве еврейском, то этим доказали, что ни о Царстве Небесном, ни о Царстве Божием они в то время совсем и не думали. Поэтому, вспоминая вышеприведенные слова Иисуса и считая Царство, о котором Он тогда говорил, не иначе, как царством еврейским, Апостолы могли прийти к заключению, что это царство Израилево откроется непременно, но когда – неизвестно; и кто знает, доживут ли они до этой счастливой поры? Таким образом, мелькнувший было луч надежды опять затмился; тоска, грусть снова должны были овладеть Апостолами. В таком настроении осиротелые Апостолы вернулись в Иерусалим и десять томительных дней провели в беседах о всем, что совершилось в эти три с половиной года. Но, как свидетельствовал Господь и как они сами признавались не раз, они не могли уразуметь всего, чему были свидетелями, не могли вместить слов Господа и оставались с прежними сомнениями; вопрос о том, Кто же Иисус, стоял неотступно перед ними, но они были не в силах разрешить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Пятое мытарство – лень. Тунеядство, жизнь за счет трудов других, леность при совершении молитв, непосещение храма в воскресные дни. Леность – это серьезный недуг, прежде всего душевный недуг. Христианин должен стараться что-то делать своими руками, он должен трудиться. Апостол Павел изготовлял палатки, шалаши такие делал, палатки, и продавал их на рынке, собеседуя с людьми о Христе. В Первом Послании к Фессалоникийцам ( 1Фес.4:10-12 ) он пишет: «Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам» (то есть это  заповедь апостолов о работе собственными руками), чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.». То есть не надо иметь никаких зависимостей от других людей – по крайней мере, стараться к этому идти. Шестое мытарство – воровство. Заповедь Божия «не укради» – это очень широкое понятие. Если, например, тебе человек дал какую-то вещь на время, хозяин об этом забыл, а ты не напоминаешь – ты нарушитель заповеди «не укради» и можешь застрять на шестом мытарстве. Если ты взял деньги взаймы и вовремя не возвращаешь, ты тоже нарушаешь эту Божию заповедь «не укради» и можешь застрять на шестом мытарстве. Если твои родители воспитывали тебя растили, заботились о тебе, но сейчас они пожилые, а ты единственный надежный для них пенсионный фонд, но ты им не помогаешь, ты нарушаешь Божию заповедь «не укради». Это очень широкое понятие. Десять Божиих заповедей, и комментарий к ним – вся святая Библия. В Послании к Римлянам ( Рим.13:8-9 ) апостол Павел пишет: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя». Оказывается, когда мы нарушаем заповедь, мы не проявляем любовь, это очень печально. Седьмое мытарство – сребролюбие, скупость. Князь бесовской этого мытарства весьма тщедушный, злой, эгоистичный. Сребролюбие и скупость – это серьезная проблема. В Первом Послании к Тимофею ( 1Тим.6:10 ) апостол Павел пишет: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям». Господь Иисус Христос, наставляя святых апостолов, учил – об этом можно прочитать в 10 главе Евангелия от Матфея ( Мф.10:10 ): «ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха (то есть ничего этого не берите), ибо трудящийся достоин пропитания».  В Первом Послании к Тимофею ( 1Тим.6:8-9 ) сказано: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти».

http://azbyka.ru/video/tajna-smerti/

С 1917 года был установлен праздник святых, в земле Российской просиявших (воскресенье, следующее за «неделей всех святых»). Этот сонм праведников, как прославленных, так и неведомых миру – душа нации, вершина её, «святая Русь». Взирая на неё, люди видят надёжный ориентир, указывающий путь евангельского подвига, созидания Царства Божия. Недавнее празднование тысячелетия Руси вселяет в нашу жизнь великую надежду, что Церковь русская даст ещё миру множество духоносных людей, которые внесут нравственное обновление не только в Церковь , но во всё наше общество. О некоторых правилах церковной жизни Христианство – нечто большее, чем «религия закона», которая ограничивается исполнением определённых уставов и обрядов. Когда апостол Павел говорит о «законе Христовом» ( Гал.6:2 ), он имеет в виду служение братьев друг другу. Тем не менее духовная жизнь, требующая от нас внутренних усилий и труда, углубляется с помощью ряда правил, которые выработаны практикой Церкви. Следует лишь помнить, что все они – только средства для главного: «сближения с Богом и пребывания в единении с Ним» (Св. Никодим Святогорец . Невидимая брань. Пер.с греч. М.,1912). Приведённые ниже правила являются первыми и простейшими, их должен знать каждый, кто вступил на путь церковной жизни. 1. Что следует помнить христианину Есть слова Священного Писания и молитвы, которые желательно знать наизусть или очень близко к тексту. 1) «Отче наш», Молитва Господня – единственная молитва , данная нам непосредственно Самим Христом ( Мф.6:9–13 ; Лк.11:2–4 ) (см. с. 21). 2) Первая и большая заповедь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, всем разумением твоим, и всею крепостию твоею. Вторая, подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. ( Мк.12:30–31 ) 3) Основные заповеди Ветхого Завета ( Втор.6:5 ; Лев.19:18 ; ср. Мф.22:36–40 ). Десять заповедей Божиих: 1. Я Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на земле вверх, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010