На путях исполнения заповедей человек обретает мудрость. Начало мудрости полагает страх Господень (см.: Притч. 1: 7). Для православной аскетической традиции страх Божий является особым покаянным чувством. Если покаяние не остается только на словах, то кающийся приступает к борьбе со страстями, пытается хранить заповеди Божии. И убеждается, что без помощи Божией это невозможно, – так человек познает свою немощь, свое, говоря по-славянски, смирение. Познавший собственную немощь человек перед лицом Вышнего становится смиренномудрым. Так мудрость вырастает из страха Господня, из соблюдения закона Божия. Сразу после дарования десяти заповедей «сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог [к вам] пришел, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицем вашим, дабы вы не грешили» (Исх. 20: 20). Страх Господень не только сохраняет от греха, он дает человеку смотреть в будущее радостно: «В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище» (Притч. 14: 26). Страх Божий изгоняет боязливость и наполняет христианскую душу надеждой, богобоязненное соблюдение заповедей возводит душу к любви. И Христос не случайно связывает хранение заповедей с любовью к Господу: кто соблюдает заповеди Его, тот любит Его (см.: Ин. 14: 21). По Книге Притчей связь между покаянием и борьбой против греха прописана четко. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Притч. 28: 13). Как порой непросто раскаяться человеку, который живет, привычно соблюдая общепринятые обычаи: «Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. Соблюдение… правосудия более угодно Господу, нежели жертва» (Притч. 21: 2–3). Угодно Богу и то, и другое. Приступая к жертвеннику Всевышнего, нужно подготовить душу. Как? Очищением от грехов и жизнью по заповедям. Когда архимандриту Иоанну (Крестьянкину) приходилось говорить с неизлечимо больными людьми, он деликатно замечал, что покаяние продлевает дни человека на земле. Не из Ветхого ли Завета он это почерпнул? Там еще было записано: «Страх Господень прибавляет дней» (Притч. 10: 27).

http://pravoslavie.ru/52620.html

Они пересекаются, но не совпадают, более того, покоятся на разных основаниях. Первая заповедь из десяти говорит: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх 20:2–3). Заповеди даются в рамках Завета, особых отношений, которые Бог устанавливает со Своими людьми. Человек, находящийся вне этих отношений, может быть и честным гражданином, и заботливым семьянином, и добросовестным работником, — но нельзя сказать, что он соблюдает заповеди. Он не соблюдает уже самую первую из них. Есть и другие заповеди, которые к “общечеловеческим” отнести нельзя — например, повеление Христа совершать Евхаристию в Его воспоминание: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк 22:19–20). Это тоже заповедь; и о ней тоже Господь сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин 14:15). Да, любовь ко Христу, как Он Сам её определяет, предполагает хождение в Церковь и участие в Евхаристии. А ещё она предполагает — произнесем это страшное слово — догматику. Простейшее обращение ко Христу с молитвой Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного уже предполагает исповедание Его Всеведущим (то есть способным услышать молитву) Господом и Судией — то есть Богом. Можно, конечно, отказаться произносить такую молитву, но в этом случае Ваше решение будет не менее “догматическим” — только связанным с другими догматами. Итак, мнение, что “главное — любить Бога и людей, а хождением в Церковь и исповеданием догматически правильной веры можно пренебречь”, есть недоразумение, связанное с различным пониманием слова любовь. Беда в том, что люди склонны вновь и вновь впадать в такое недоразумение; как говорит Аслан у Льюиса, “О дети Адама, как умеете вы защищаться от всего, что вам ко благу!”. “Лю­бовь — это главное, остальное неважно” превращается в удобную отговорку, чтобы лишить себя и веры, и подлинных отношений с Богом, и, конечно, любви.

http://pravmir.ru/apologeticheskie-zamet...

Поскольку в связи с правдивостью речь идет, как ни взглянуть, о раскрывании человека во всем его бытии, о его злобе перед Богом, то эта правдивость вызывает сопротивление грешников, потому ее гонят и распинают. Правдивость ученика единственную основу имеет в следовании Христу — Он, находясь на Кресте, открывает нам наш грех. Один только Крест, будучи Божьей правдой о нас, делает нас правдивыми. Кто знает Крест, тот больше не пугается никакой другой правды. Кто живет под сенью Креста, для того покончено с клятвой как законом установления справедливости; ибо он пребывает в совершенной правде божьей. Не существует правды перед Иисусом без правды перед людьми. Ложь разрушает единение. Правда, разламывая фальшивое единение, основывает чистое братство. Не бывает следования Иисусу без жизни в открытой правдивости перед Богом и людьми. Возмездие «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся». (Матф.5:38–42) Иисус согласовывает здесь высказывание: око за око, зуб за зуб — с приведенными ранее ветхозаветными заповедями, то есть и с запретом убивать, входящим в десять библейских заповедей. Он признает, таким образом, и то и другое в качестве несомненных заповедей Божьих. Одна не подлежит отмене, как и другая, но должна быть исполнена до последнего. Нашей классификации ветхозаветных заповедей в пользу Десяти заповедей Иисус не признает. Для Него заповедь Ветхого Завета едина, и Он указывает ученикам исполнять ее. Последовавшие за Иисусом живут ради Него, отрекшись от личных притязаний. Он нарекает их, кротких, блаженными. Захоти они, после того, как отказались от всего ради Него, встать на такую позицию, то они перестали бы следовать Ему. Итак, здесь нет более ничего, кроме дальнейшего наречения блаженства.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди. В них выражены духовные законы, они оберегают нас от беды и учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете. Десять заповедей обязаны соблюдать и люди Нового Завета, христиане. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф.5:17 ), — говорит Господь Иисус Христос. Самый главный закон духовного мира — это закон любви к Богу и людям. Все десять заповедей говорят об этом законе. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалий, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви ко Господу, а на второй – остальные шесть, об отношении к ближним. Когда Господа нашего Иисуса Христа спросили: «Какая большая заповедь в законе?», Он ответил: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37-40 ). Что это значит? То, что если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться. Рассмотрим десять заповедей Закона Божьего по порядку: Так они звучат по церковно-славянски. В дальнейшем, разбирая каждую заповедь, мы будем давать и их русский перевод. Первая заповедь Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене. Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня. Господь является Творцом вселенной и духовного мира и Первопричиной всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и невероятно сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога – есть ничто иное как безумие. «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» ( Пс.13:1 ), — говорит пророк Давид. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и о всем созданном Им, без Его попечения мир бы рухнул.

http://azbyka.ru/zapovedi-bozhii-gumerov

Те, с которыми случилось непроизвольное ночное (искушение), также да последуют своей совести и да испытают самих себя, находятся ли от сего в сомнении, или нет; подобно тому, как о пище говорит апостол: сомневающийся, если ест, осуждается, и в сем случае всякий, приступающий к Богу, да имеет добрую совесть и благодерзновение по собственному помышлению. (Дионисия Александр. пр.4). V. Сущность содержания нравственного закона, или о главном начале христианской деятельности Главное начало истинной нравственной деятельности заключается в любви к Богу, ближнему и самому себе. Что значит, что десять заповедей разделены были на две скрижали? Сие значит, что в них заключаются два вида любви, т.е., любовь к Богу и любовь к ближнему и посему предписываются два рода должностей. Не говорит ли о сем чего Иисус Христос ? На вопрос: какая наибольшая заповедь в законе? – Он ответствовал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф.22:36–40 ) Кат.94. Не заключается ли в десяти заповедях и должностей к самим себе? Сии заповеди заключаются в заповедях о должностях к ближним, потому что ближнего любить должно так же, как самого себя. Кат.96. Как могут быть десять заповедей, когда Христос Господь наш только две утвердил? Две сии заповеди суть общие и главные, на коих все прочие основываются. Посему то оные десять заповедей разделяются на две скрижали, из коих на первой изложены заповеди, предписывающие нам любовь к Богу, а на второй те, которые поучают нас, каким образом мы должны любить ближнего. Итак, Христос, утвердив сии две заповеди, утвердил и узаконил все десять. О сем законе Он говорит: скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет ( Лк.15:17 ). Испов., III, отв. на вопр.48. Заповедей Божиих десять; но в сих заключаются и другие. Испов., III., отв. на вопр.46.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Этот древнейший неписаный закон был общим для всего потомства Адамова. Со времен праотцов он переносился из уст в уста, из поколения в поколение и сохранился через столетия как Священное Предание. Однако непрестанными усилиями сатаны и из-за испорченности людей этот естественный Закон исчез из человеческих сердец. Поэтому Господь Бог через Моисея, за пятнадцать веков до Христа, дал людям Закон, записанный на скрижалях. Этот писаный Закон называется Ветхий Завет. Ни один из этих двух Законов (неписанный и Ветхий) не смог спасти род людской от трех главных зол: от сатаны, от греха и от смерти. Эти Законы были лишь подготовительными, подводящими людей к последнему Закону Божьему, называемому Новым Заветом. Этот Новый Божий Закон дан людям через Господа нашего Иисуса Христа. Что такое Ветхий Завет ? – Этот Божий Закон, который Бог дал через Моисея на горе Синай и который был записан на двух каменных скрижалях и состоял из десяти заповедей. Как звучат Десять заповедей? – Они звучат так: 1. Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. Как эти заповеди были написаны на двух каменных плитах? – На первой каменной плите были начертаны письмена четырех Заповедей, приводящие в порядок наши отношения к Богу. На другой каменной скрижали были начертаны шесть Заповедей, упорядочивавшие наши отношения к человеку. 4.1. Первая заповедь

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

486. СЛЕДУЕТ ЛИ НАМ ПОСТУПАТЬ ПО ЭТИМ ЗАПОВЕДЯМ, ЕСЛИ ДАНЫ ОНИ ДРУГОМУ НАРОДУ? Заповеди эти даны народу израильскому, но и нам следует поступать по ним, потому что в сущности они есть тот же закон, который, по словам ап. Павла, написан в сердцах у всех людей, чтобы все поступали по нему. 487. УЧИЛ ЛИ ИИСУС ХРИСТОС ПОСТУПАТЬ ПО ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЯМ? Господь Иисус Христос наставлял для приобретения вечной жизни хранить заповеди, учил понимать и исполнять их более совершенно, чем до Него их понимали (см. Мф 19:17 и гл. 5). О разделении заповедей на две скрижали. 488. ЧТО ОЗНАЧАЕТ РАЗДЕЛЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ НА ДВЕ СКРИЖАЛИ? Разделение заповедей на две скрижали означает то, что в них заключаются два вида любви, т.е. любовь к Богу и любовь к ближнему и поэтому предписываются два рода обязанностей. 489. На вопрос: Какая наибольшая заповедь в законе? — Господом Иисусом Христом дан ответ: “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим”: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя.” На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22:36-40). 490. КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАШИМИ БЛИЖНИМИ? Все люди являются нашими ближними. Потому что все — создания единого Бога и произошли от одного человека. Но родственные по вере особенно близки нам, как чада единого Отца небесного по вере в Господа Иисуса Христа. 491. ПОЧЕМУ НЕТ ЗАПОВЕДИ О ЛЮБВИ К СЕБЕ САМОМУ? Нет заповеди о любви к самому себе потому, что и без заповеди, по природе никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф 5:29). 492. КАКОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОРЯДОК В ЛЮБВИ К БОГУ, К БЛИЖНЕМУ И К САМОМУ СЕБЕ? Любить себя следует только для Бога и отчасти для ближних, любить ближних следует для Бога, а любить Бога нужно больше всего и для Него Самого. Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13). Кто любит отца или мать более, нежели Меня, — говорит Иисус Христос,— не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф 10:37).

http://sedmitza.ru/lib/text/432178/

   Суммируя их, мы видели, что первая заповедь призывает нас поставить Бога в фокусе наших мыслей и стремлений; вторая — запрещает преклоняться перед чем-либо или служить чему-либо, вместо Бога и учит не порабощаться страстями; третья — учит благоговеть перед Богом и Его именем; четвертая — посвящать Ему седьмой день недели и вообще часть своей жизни; пятая — учит почитать родителей и вообще старших. Следующие четыре заповеди внушают уважение к ближнему и запрещают причинять ему какое-либо зло: лишать его жизни или вредить его здоровью, посягать на его семейную жизнь, его имущество и ронять его честь. Наконец, последняя заповедь запрещает завидовать и призывает к сердечной чистоте.    Таким образом, Десять Заповедей дают людям то основное нравственное руководство, которое необходимо для созидания, как частной, так и семейной и общественной жизни. Жизнь показывает, что, пока государство в своем законодательстве руководится этими моральными принципами и заботится о соблюдении их, жизнь в стране течет нормально. Когда же оно отступает от этих принципов и начинает попирать их, будь это тоталитарное или демократическое государство, жизнь в стране приходит в расстройство и катастрофа надвигается.    Господь Иисус Христос раскрыл глубокий смысл всех заповедей, объяснив, что по сути они сводятся к учению о любви к Богу и ближним: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим, а ближнего своего (возлюби), как самого себя… На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:37-40). В свете такого глубокого их понимания значение Десяти Заповедей заключается в том, что они ясно и точно определяют, в чем должна выражаться наша любовь, и что любви противоречит.    Чтобы заповеди Божии принесли нам пользу, необходимо их сделать своими, т.е. постараться, чтобы они не только руководили нашими поступками, но чтобы они стали нашим мировоззрением, проникли в наше подсознание, или, по образному выражению пророка, были написаны Богом на скрижалях нашего сердца. Тогда на личном опыте мы убедимся в их возрождающей силе, о чем писал праведный царь Давид: «Блажен человек, у которого воля в Законе Господа, и который размышляет о Законе Его день и ночь. Он будет, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет, и все, что он ни делает, будет успешно» (Пс.1:1-3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь» ( 1Кор.7:10 ). Намереваясь повторить заповедь, ясно предписанную Христом, касательно того, что не должно разводитъся с женою, разве в случае прелюбодеяния, говорит: «не я». Сказанное выше не было ясно высказано (Христом), хотя и согласно с Его учением; а это Он изложил ясно; таково различие выражений: я и не я. А чтобы ты не принял слов (апостола) за человеческие, он присовокупляет: «думаю, и я имею Духа Божия» ( 1Кор.7:40 ). Что же это за заповедь, возвещенная Господом бракосочетавшимся: «жене не разводиться 27 с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей " ( 1Кор.7:10–11 )? Так как случается, что супруги разлучаются или по воздержанию, или по другим причинам, или по неудовольствию, то он говорит: лучше, если бы этого совсем не было; если же это уже случилось, то пусть жена остается с мужем, хотя и не для совокупления, а для того, чтобы не знать никакого другого мужа. «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» ( 1Кор.7:12–13 ). Как, беседуя об удалении от блудников, (апостол) облегчил это дело, присовокупив: «и не всяко блудником мира сего» ( 1Кор.5:10 ), так и здесь заботится, чтобы (заповедь) была весьма удобной к исполнению. Если, говорит, жена имеет мужа неверного или муж жену неверную, то они не должны оставлять друг друга. Что говоришь ты? Неверный должен оставаться с женой, а блудник нет? Блуд не маловажнее ли неверия? Блуд маловажнее, но Бог сильно печется о твоей пользе. Так и о жертвоприношении Он говорит: «оставь дар,... и примирись с братом твоим» ( Мф.5:24 ). Так и в притче о должнике десяти тысяч талантов: того, кто был должен десять тысяч талантов, Он не наказал; а того, кто требовал от подобного себе раба сто динариев, наказал. Далее, чтобы жена не опасалась сделаться нечистой от сожития (с таким мужем, апостол) говорит: «ибо неверующий муж освящается женою..., и жена неверующая освящается мужем» ( 1Кор.7:14 ). Но, если прилепляющийся к блуднице делается одним с нею телом, то не следует ли, что и прилепляющаяся к идолослужителю есть одно с ним тело? Так, она одно с ним тело, но не делается нечистой; а чистота жены побеждает нечистоту мужа, равно как чистота верного мужа побеждает нечистоту неверной жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

" А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь " (ст.10). Намереваясь повторить заповедь, ясно предписанную Христом, касательно того, что не должно разводитъся с женою, разве в случае прелюбодеяния, говорит: " не я " . Сказанное выше не было ясно высказано (Христом), хотя и согласно с Его учением; а это Он изложил ясно; таково различие выражений: я и не я. А чтобы ты не принял слов (апостола) за человеческие, он присовокупляет: " думаю, и я имею Духа Божия " (ст.40). Что же это за заповедь, возвещенная Господом бракосочетавшимся: " жене не разводиться [ 2 ]с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей " (ст.11)? Так как случается, что супруги разлучаются или по воздержанию, или по другим причинам, или по неудовольствию, то он говорит: лучше, если бы этого совсем не было; если же это уже случилось, то пусть жена остается с мужем, хотя и не для совокупления, а для того, чтобы не знать никакого другого мужа. " Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его " (ст.12-13). Как, беседуя об удалении от блудников, (апостол) облегчил это дело, присовокупив: и не всяко блудником мира сего, так и здесь заботится, чтобы (заповедь) была весьма удобной к исполнению. Если, говорит, жена имеет мужа неверного или муж жену неверную, то они не должны оставлять друг друга. Что говоришь ты? Неверный должен оставаться с женой, а блудник нет? Блуд не маловажнее ли неверия? Блуд маловажнее, но Бог сильно печется о твоей пользе. Так и о жертвоприношении Он говорит: " оставь дар, и примирись с братом твоим " (Мф.5:24). Так и в притче о должнике десяти тысяч талантов: того, кто был должен десять тысяч талантов, Он не наказал; а того, кто требовал от подобного себе раба сто динариев, наказал. Далее, чтобы жена не опасалась сделаться нечистой от сожития (с таким мужем, апостол) говорит: " ибо неверующий муж освящается женою, и жена неверующая освящается мужем " (1Кор.7:14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2053...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010