В богословии Православной Церкви принимается положение о том, что естественный нравственный закон – это принцип, имеющий безусловный и всеобщий характер и лежащий в основе всех правовых и этических норм. В основных своих положениях естественный закон изложен в Декалоге (Десяти Заповедях или Десятословии), которые дал Бог пророку Моисею на горе Синай (См. книгу Исход, гл. 20). Из Десяти заповедей: 1. Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя богов иных; 2. Не сотвори кумира; 3. Не поминай Имени Божьего всуе; 4. Соблюдай день субботний; 5. Почитай отца и мать; 6. Не убей; 7. Не прелюбодействуй; 8. Не укради; 9. Не лжесвидетельствуй; 10. Не пожелай ничего, что у ближнего твоего, – первые четыре касаются непосредственно взаимоотношений человека с Богом, а остальные шесть  регулируют отношения между людьми. Эти шесть заповедей в Новом Завете были переданы одной: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф. 7:12 ). Более того, если первые четыре заповеди были недоступны человеку до того, как сам Господь даровал их, то остальные шесть вполне доступны совести человека и без Откровения свыше. «В признании естественного нравственного закона Церковь исходит из общечеловеческого нравственного опыта… Реальность естественного нравственного закона убеждает нас в том, что личная нравственность отдельных людей, воплощаемая в нравственной культуре как традиционных, так и новых обществ, – это не просто случайный покров, наброшенный на историческую жизнь человечества, это фундаментальная, глубокая и таинственная основа мирового строя человеческой жизни. Быть нравственным – это значит предпочитать и избирать достойный способ существования, то есть осуществлять принцип, гарантирующий порядок в собственной душе и в окружающем мире по образцу того порядка, который мы видим в устройстве и закономерностях физической Вселенной… О том, что содержание естественного нравственного закона тождественно нравственным предписаниям Ветхого Завета, говорит еще одно немаловажное обстоятельство. Изучение мировых религий убеждает нас в том, что в плане человеческих взаимоотношений ни одна религия не проповедует ничего, что могло бы противоречить Десятословию. Таким образом, содержание естественного нравственного закона совпадает с основными понятиями, присущими нравственному сознанию каждого народа. В процессе культурно-исторического развития естественный нравственный закон облекался в те различные конкретные формы выражения, в которых открывалось его действительное содержание» . Так определяется естественный нравственный закон в современном и очень популярном учебнике по Нравственному богословию для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/deti/pedagogicheskoe-do...

Заповеди утверждают не только нормы поведения для человечества, но и свидетельствуют о сущности Самого Бога – Его любви к человеку, Его воле и намерениях, касающихся построения личных и общественных отношений. В Десяти Заповедях определены две главные сферы отношений человека: отношение к Богу – Создателю и отношение к окружающим людям (см. Евангелие от Луки 10:2628 ). Заповеди первой скрижали (см. Исход 20:211) призывают нас признать исключительное право Всемогущего Бога быть для человека единственным Божеством и открывают Божью волю относительно того, каким образом следует почитать Бога и поклоняться Ему. Заповеди второй скрижали (см. Исход 20:1217) определяют отношения людей между собой: «почитай отца твоего и мать твою» (об уважении к родителям); «не кради» (защищают собственность человека); «не убивай» (охраняют жизнь человека); «не прелюбодействуй» (утверждают святость супружеских отношений); «не произноси ложного свидетельства» (ограждают от клеветы); «не желай... ничего, что у ближнего твоего» (призывают господствовать над своими желаниями, так как зависть – корень многих проблем в человеческих отношениях). Иисус Христос выразил суть Десяти Заповедей в словах, известных верующим еще со времен ветхозаветных пророков: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (см. Второзаконие 6:5; Левит 19:18 ; Евангелие от Матфея 22:3739 ). Смысл Закона Божьего отражен также и в «золотом правиле» Иисуса Христа: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Евангелие от Матфея 7:12 ). Являясь нравственным эталоном, Заповеди Божьи в то же время остаются недосягаемым идеалом совершенства для грешного человека. Сравнивая свое поведение с требованиями Закона Божьего, человек под влиянием Святого Духа видит собственную греховность и приходит к осознанию нужды в Спасителе, Который дарует ему прощение грехов и наделяет силой противостоять искушениям. Только любящий Спасителя и преображенный Духом Святым человек способен жить в послушании Заповедям Божьим, совершенствуя свой характер ради любви и примирения с Богом и ближними, своей жизнью свидетельствуя о том, что спасение – Божий дар, плодом которого является праведность. Основой христианской нравственности является вера во Христа и жизнь по Закону Божьему, глубоко осознанное, деятельное и свободное осуществление человеком в своей жизни Заповедей Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

И становится это возможным потому, что существуют два великих понятия, два ключевых момента в отношениях Бога к человеку и человека к Богу: милосердие и покаяние. И реально объединяются эти два понятия во единое действие - в церковное Таинство Покаяния, или Исповеди. В скобках указывается название книги (части) Священного Писания (Библии: Ветхого и Нового Заветов), номера главы и стиха (строки) цитируемого текста. Например: (Быт. 4, 7) - Книга Бытия, глава 4, стих 7; или: (Рим. 6, 23) - Послание Апостола Павла к Римлянам, глава 6, стих 23. I. " Я Господь Бог твой, да не будет у тебя никаких других богов, кроме Меня " . II. " Не сотвори себе кумира " (не делай себе никакого идола). III. " Не произноси имени Бога твоего всуе " (напрасно). IV. " Помни день субботний ( " шаабат " - день седьмой), чтобы свято хранить его, шесть дней работай и делай в них все свои дела, день седьмой посвяти Господу " . V. " Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы хорошо было тебе и чтобы продолжались дни твои на земле " . VI. " Не убий " . VII. " Не прелюбодействуй " . VIII. " Не укради " . IX. " Не произноси на ближнего своего ложного слова " (не лги). X. " Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни скота его и вообще ничего, что есть у ближнего твоего " (не завидуй). Полный текст десяти заповедей закона Моисеева можно найти, обратившись непосредственно к Библии, в книгах Исход (гл. 20) и Второзаконие (гл. 5). Для более углубленного рассмотрения этого вопроса рекомендуем обратиться к книге архимандрита Иоанна Крестьянкина " Опыт построения исповеди " и к книге протоиерея Анатолия Правдолюбова " В чем каяться на исповеди " , в которых подробно раскрывается жизнь христианина в современном мире с точки зрения десяти заповедей Закона Божия. Аскетика - наука о " духовном делании " и искусство такого делания. Суть аскетики - в очищении души от " скверны страстей " путем самовоздержания и молитвенного подвига, в отвержении своих эгоистических интересов и похотей ради Господа и ради ближних.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1874...

Как же тогда понять четвертую из десяти Моисеевых заповедей — «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли»? Как совместить философию и богословие? Какой сделать выбор? «Икона» в переводе с греческого означает «образ». Когда некоторая реальность отражается в другом материале — это образ. Отпечаток, оставленный перстнем в сургуче или воске — это образ. Моя память о каком-то событии — это образ. Отражение другого человека в моем сознании и в моих глазах — это образ. Слово, которым обозначается предмет — это образ: любое слово есть не вещь, но символ вещи, ее отображение в моей речи. Человек неизбежно живет в мире образов. Даже стол, который я вижу перед собой, дан мне как образ (мое сознание непосредственно работает с образом стола на сетчатке моего глаза). И вся культура — от музыки до скульптуры, от литературы до живописи, есть образ. Тем самым вся культурная деятельность человека есть научение жить в мире неизбежных образов. В этой школе y человека должно развиться ожидание того, что реальность многомернее и сложнее своих образов, и в то же время смирение с тем, что познание мира без посредства образов вообще невозможно. Как же тогда понять четвертую из десяти Моисеевых заповедей — «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли»? Именно напоминая эту ветхозаветную заповедь, протестанты укоряют православные иконы. То, что я сказал абзацем выше — это философия. Они же приводят цитату Писания. Как совместить философию и богословие? Какой сделать выбор? Так вот, философски очевидно, что человек не может не создавать образов — суть же заповеди не в запрете на создание образов, а в том, чтобы из этих неизбежных образов не делать себе кумиров. И Моисей ясно понимает смысл запрета: «не поклоняйся им и не служи им». Изображение не должно восприниматься в качестве Бога — это верно. В частности, человек должен помнить, что и тот образ Бога, который он имеет в своем уме, не есть Сам Бог. Можно не иметь икон и быть идолопоклонником — ибо кумир будет всажден в сердце человека. Можно спутать реальность текста Писания и реальность того Бога, о котором оно говорит. Верно, в православном мире можно встретить людей, которые относятся к иконе как к кумиру — но разве в мире протестантском нет людей, которые Библию превратили в предмет своего профессионального изучения, а Живого Бога забыли?

http://pravmir.ru/pochitanie-ikon-v-prav...

Когда и каким образом дан человекам внешний Божий закон, это известно из Священной Истории. Именно (скажем словами Катехизиса): «Когда происшедший от Авраама народ Еврейский чудесно освобожден от рабства Египетского: тогда на пути в обещанную ему землю (в 50-й день по исходе из Египта), в пустыне, на горе Синае, Бог явил присутствие Свое в огне и облаке, и дал закон чрез вождя Израильтян Моисея» . Замечательно при этом, между прочим то, что народ, после того как непосредственно выслушал от Бога изречение десяти заповедей, обратился к Моисею с просьбой, чтобы он принял на себя посредничество между Богом и ими. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать; но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть. Ибо есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живого, говорящего из среды огня, как мы, и осталась жива? (Лучше) приступи ты и слушай все, что скажет тебе Господь, Бог наш, и ты пересказывай нам все, что будет говорить тебе Господь, Бог наш, и мы будем слушать и исполнять ( Исх. 20:19 ; Втор. 5:26, 27 ). Просьба эта как нельзя более свидетельствует о том, что падший человек, вследствие своего греха, так далеко уклонился от Бога, источника истины, что он не может не дрожать пред этой истиной, когда она является ему непосредственно и что потому ему необходимо посредственное ознакомление с нею, другими словами: необходимо стороннее истолкование её, необходим внешний закон. Текст десяти заповедей Закона Божия следующий: 1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будет тебе бози инии, разве Мене.  2. Не сотвори себе кумира, и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.  3. Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе.  4. Помни день субботний, еже святите его: шесть дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седмый суббота Господу Богу твоему.  5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.  6. Не убий.  7. Не прелюбы сотвори. 

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Многие люди считают заповеди христианства в принципе неисполнимыми или воспринимают их как свод внешних запретов. Но это неправильно. Заповеди могут помочь человеку увидеть свою духовную болезнь, поставить себе диагноз. Как пишет апостол Павел: Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемыезаконом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти… Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай (Рим. 7, 5,7). Вот об этом несоответствии, об этих явных болезнях своей души и нужно говорить на первой исповеди. – Как Вы относитесь к различным сборникам в помощь кающимся? Как правильно выбрать подобную литературу? – Действительно, сегодня издается масса литературы, посвященной исповеди. В этих книгах рассказывается о том, что такое страсть, грех, какие грехи бывают, как проявляются страсти и как с ними бороться. Когда человек готовится к своей первой исповеди, он вполне может воспользоваться этими книгами, чтобы лучше понять суть и виды греха. Как правило, для современного человека настоящим открытием становится то, что грехов на самом деле гораздо больше, чем принято думать. Среди разнообразных сборников можно посоветовать известную книгу архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». В ней отец Иоанн на примере десяти заповедей Закона Божия и девяти заповедей блаженств раскрывает, что есть грех, какие грехи бывают, какие добродетели можно им противопоставить. Также можно почитать книгу свт. Игнатия Брянчанинова «В помощь кающимся», в которой подробно разобраны восемь главных страстей и восемь противоположных добродетелей. Молодым людям, только начинающим церковную жизнь, я бы посоветовал замечательную книгу архимандрита Лазаря (Абашидзе) «Грех и покаяние последних времен». Впервые она была издана более десяти лет назад и с тех пор множество раз переиздавалась. Автор подробно разбирает страсти, их проявления. Почему эту книгу можно посоветовать именно молодому человеку? В ней очень подробно рассматривается, как влияют на душу рок-музыка, восточные культы, современная магия. Ведь зачастую для многих людей начало церковной жизни связано с отказом от многих привычек, которые, на первый взгляд, могут показаться и не греховными. Понятно, когда приходится отказаться от чрезмерного употребления спиртных напитков, драк, блудных падений. Но что плохого в рок-музыке или философском учении? Отец Лазарь подробно отвечает на этот вопрос.

http://pravoslavie.ru/42466.html

Объяснение десяти заповедей, данных Моисею ВВЕДЕНИЕ Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе: 1. «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». 2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». 3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». 4. «Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему». 5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле». 6. «Не убивай». 7. «Не прелюбодействуй». 8. «Не кради». 9. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». 10. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего». ( Исх. 20, 2–17 ) Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей. Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу. Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства. А что гласит Первый Божий Закон и что означают Заповеди Господни, мы поймем, если рассмотрим их поближе и подольше над ними поразмыслим. ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ Исх.20:2–3 .  Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Это значит: Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это – благодаря Богу. Способность семени расти, травы – дышать, человека – жить – суть способности Божии. Все эти способности – собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

( Руф.1:3–5 ) (ивр.) Таргум (арам.) И умер Елимелех, муж Ноемин и, осталась она и двое сыновей её. И умер Елимелех, муж Ноемин и, осталась она вдовой и двое сыновей её сиротами И преступили постановление слова Господня И взяли себе жён из Моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, И взяли себе жён иноземок из дочерей Моавитских, имя одной Орфа, а имя другой Руфь – дочь Еглона, царя Моавитского, и жили там около десяти лет. и жили там около десяти лет. За то, что преступили постановление слова Господня и обручились и с народами иноземными сократилися дни их, И умерли также оба сына её Махлон и Хилеон и умерли также оба сына её Махлон и Хилеон в земле нечистой, и осталась жена без двух детей своих и и осталась жена бездетной без двух детей своих и вдовой без мужа своего без мужа своего Таргум Иерушальми I (арам.) И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: разве не весь мир, который сотворили открыт передо мною – тьма, как свет? И как же помыслил ты в сердце своём спрятаться от меня, разве место, на котором ты спрятался, не вижу я? Где ты? Где же заповеди, которые я заповедовал тебе? И сказал он: голос И сказал он: голос Твой я услышал в саду и убоялся, ибо наг я, слова (мемра) Твоего я услышал в саду и убоялся, ибо наг я, a заповеди, которые ты заповедовал мне, я удалил от себя и спрятался. и спрятался от стыда . Таргум Ионафана (арам.) И приложил Господь взывать ещё к Самуилу. И встал Самуил и пошёл к Илию и сказал: вот я, ибо ты звал меня. И сказал он: не звал я, сын мой, вернись, ложись. А Самуил ещё не И приложил Господь взывать ещё к Самуилу. И встал Самуил и пошёл к Илию и сказал: вот я, ибо ты звал меня. И сказал он: не звал я, сын мой, вернись, ложись. А Самуил ещё не учился, чтобы знал Господа, и ещё не являлось ему слово Господне. знать поучение от Господа, и ещё не являлось ему слово силы Господней. Даже отказываясь от подробной типологизации таргумических интерполяций, этих трёх небольших примеров достаточно, чтобы заметить, что они могут различаться как по длине, так и по характеру – от кратких ремарок до достаточно пространных аггадических (повествовательных) и галахических (правовых) комментариев. Но самое важное, на что мы обращаем внимание, возвращаясь от Таргумов к нашим Евангелиям, это то, что нередко повествование Мк расширено (по сравнению с Мф) посредством очень похожей переводческо-таргумической техники. И хотя, вероятно, внимательный читатель уже успел отметить эту особенность на приведённых выше примерах экспликации и редакции, три следующих примера, которые можно умножить, помогут нам разглядеть её с большей ясностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

18.4. Можно ли подавать милостыню при выходе из храма? – Милостыню можно подавать и при входе в храм, и при выходе из него, это не имеет никакого значения, главное – сердечный отклик на нужду просящего: «Не отказывай в пропитании нищему и не утомляй ожиданием очей нуждающихся; не опечаль души алчущей и не огорчай человека в его скудости; не смущай сердца уже огорченного и не откладывай подавать нуждающемуся; не отказывай угнетенному, умоляющему о помощи, и не отвращай лица твоего от нищего» ( Сир. 4:1–4 ). 19. О духовном чтении 19.1. Какие книги необходимо иметь верующему православному христианину? – Библию, Закон Божий, православный молитвослов, толкование Святого Евангелия, жития святых и книги, содержащие святоотеческие наставления в христианской жизни. Христианин должен углублять свои знания о вере. Читая аскетические и догматические творения святых отцов,  он соприкасается с той глубиной веры, которую святые стяжали своей подвижнической жизнью. 19.2. В какой литературе можно прочесть о десяти заповедях? – Подробное разъяснение десяти заповедей дано в Законе Божием (составитель протоиерей Серафим Слободской ). 19.3. Какую книгу купить, чтобы правильно поститься? – В церковных лавках имеется много книг, рассказывающих обо всех сторонах христианской жизни: о посте, молитве, таинствах. Если человек постится в первый раз, желательно посоветоваться со священником. 19.4. Какую книгу купить, чтобы понимать службу в храме? – Закон Божий, составленный протоиереем Серафимом Слободским, содержит подробное объяснение богослужений Православной Церкви. Также можно прочитать книгу епископа Виссариона (Нечаева) «Толкование на Божественную литургию». В церковных лавках можно найти много других книг, объясняющих службы суточного круга: «Божественная литургия» прот. Алексия Уминского , второй том издания «Православие» митр. Илариона (Алфеева) , «Православное богослужение: иллюстрированная энциклопедия для всей семьи» прот. Михаила Бравермана. 19.5. Что читать новоначальным православным христианам?

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

35). Велика польза притчи, если мы будем внимательны. Что мы можем отпускать в такой мере, в какой отпускает нам Владыка? И мы отпускаем подобным нам рабам, если хотим это исполнить, а сами получаем прощение от Владыки. Обрати внимание и на точность в словах. Не сказал: " если не отпустите людям согрешений " ; а что? " Если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его " . Смотри, как Он хочет, чтобы самое сердце наше имело мир и спокойствие, чтобы ум наш был не омрачен, а свободен от страсти, чтобы мы проявляли большое доброе расположение к ближнему. То же говорится и в другом месте: " Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный " (Мф 6:14). Не будем поэтому думать, когда делаем это, что мы благодетельствуем другому или что оказываем ему большую милость: мы сами пользуемся благодеянием и извлекаем из этого для себя большую пользу;  равно как, если не делаем, мы не причиним другим особенного вреда, а себе приготовим страшное наказание в геенне. Помышляя об этом, не будем поэтому, убедительно прошу, злопамятствовать или питать неприязнь к тем, которые причинили нам печаль или нанесли какую-то обиду. Помня о том, какое благодеяние у Владыки приносит нам примирение с оскорбившими нас, что прежде всего оно ведет к прощению наших грехов, поспешим и понудим себя, имея в мыслях эту пользу, оказывать оскорбителям такое расположение, как истинным благодетелям. Если рассуждать здраво, то не столько могут принести нам пользы действительно расположенные к нам и всячески старающиеся услужить, как попечение о тех (т. е. об оскорбителях), которое делает нас достойными вышней благодати и облегчает нам тяжесть грехов. О том, как велика эта добродетель, рассуди, возлюбленный, на основании тех наград, какие Бог всяческих обещал приобретшим ее. Сказав: " любите врагов ваших, благословляйте " гонящих вас, " молитесь за обижающих вас " (Мф 5:44; Лук 6:28), Он, в виду величия этой заповеди, достигающей самой вершины (совершенства), присоединил: " да будете " подобными " Отцу вашему Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных " (Мф 5:45).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1488...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010