19:22 Возможно, речь идет о колене Левия. 561 19:24 Букв.: Он. 562 20:1 Десять заповедей (ст. 2–17) обычно разделяются так: I – ст. 2, 3; II – ст. 4–6; III – ст. 7; IV – ст. 8–11; V – ст. 12; VI – ст. 13; VII – ст. 14; VIII – ст. 15; IX – ст. 16; X – ст. 17. В нынешнем издании Торы в нашем переводе текст Десяти заповедей приводится в привычном для многих Синодальном переводе, потому что мы понимаем, насколько эти слова дороги для многих поколений — именно они вошли в культурную память народа. Однако в том случае, если наш перевод стихов 2–17 отличается от Синодального, в примечаниях к соответствующим стихам мы приводим наш вариант. 563 20:3 2«Я – Господь, Бог твой, Который вывел тебя из Египта, где был ты рабом [букв.: из дома рабства]. 3Других богов, кроме Меня, быть у тебя не должно. 564 20:6 4Не сотвори себе кумира [или: изваяние идола/ истукана] – никаких изображений того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли. 5Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я – Господь, Бог твой, Бог, Который ожидает безраздельной преданности Себе [букв.: Бог ревнующий; применительно к Богу евр. канна означает, что Он ожидает исключительную посвященность (34:14), что Он совершенно непримирим ко греху (Числ 25:11) и что Он горячо вступается за находящихся в опасности (ср. Иоил 2:18)], Который и с детей взыскивает за грехи, что родители передают им до третьего и даже четвертого поколения, продолжающих отвергать [или: ненавидеть] Меня. [Бог не наказывает детей за грехи родителей (Втор 24:16 и Иез 18:20), но предупреждает — грех заразителен и неблагоприятно сказывается на судьбах их потомков] 6Но тем, кто любит Меня и соблюдает заповеди Мои, Я милость творю и в тысячном поколении. 565 20:7 Не произноси без нужды [или: для обмана; или: попусту/ без должного благоговения] имя Господа, Бога твоего, — не посчитает Он невинным того, кто это делает. 566 20:11 8Помни день субботний – да будет священным он для тебя! 9Работай шесть дней и делай всё, что необходимо, 10а седьмой день – суббота, день, посвящаемый Господу, Богу твоему. Никакой работой не занимайся в сей день, и не только ты сам, но и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и скот твой, и человек пришлый, у вас поселившийся. 11 Ибо Господь за шесть дней создал небо, землю, море и всё, что в них, а в день седьмой Он пребывал в покое. Поэтому и благословил Господь день субботний и освятил его. 567

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

2:11), а ветхозаветная суббота — новозаветным Воскресеньем. Какой смысл замены субботы Воскресеньем?   Празднование субботы напоминало Израилю, как он был в рабстве у Египтян, и как от этого рабства освободил его Бог.    Празднование Воскресенья напоминает христианам, как они были рабами у дивола, и как Господь освободил их от этого рабства своим воскресением из мертвых. На каком основании мы не празднуем теперь субботы так как в ветхозаветные времена?   На том основании, что Церковь Христова отменила исполнение Закона ветхозаветного, а, следовательно, и празднование субботы на первом Апостольском Соборе, в 52 году. Как случилось это отменение?   В Иерусалиме «восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела. По долгом рассуждении Собор составил такое постановление всем христианам: »угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян. 15:5—6, 28, 29).    Как видно, ни обрезания, ни жертвоприношений, ни других священнодействий ветхозаветных, ни различений пищи, ни праздников ветхозаветных, ни суббот — в Новом Завете уже не нужно: все это отменила Церковь Православная на Апостольском Соборе. Что говорят адвентисты седьмого дня, когда им показать это ясное повеление Собора об отмене субботы?   Адвентисты говорят, что Ветхий Завет делится на две части: на закон Божий, состоящий из Синайских десяти Божиих заповедей, и на закон Моисеев, в котором заключаются все остальные ветхозаветные постановления. Закон Моисеев, как человеческий, Апостолы отменили, а закон Божий остается неизменным, а в нем-то и говорится о субботе. Значит, субботу и нужно праздновать. Что должно говорить адвентистам на эти рассуждения их?   Прежде всего, эти рассуждения адвентистов — чистая выдумка их, и о них нигде не написано: не написано ни о делении Ветхого Завета, ни об утверждении заповедей Божиих с отменой закона Моисея.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А запрещая все это, как-то: кражу и проч., какими Бог повелевает нам быть? А запрещая все это, как-то: кражу и прочее восьмою заповедью, значит, Бог повелевает нам быть честными и трудолюбивыми. Как читается девятая заповедь? Девятая заповедь читается так: Не послшествй 190 на дрга 191 твоего свидтельства ложна. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Что Бог запрещает сей заповедью? Сей заповедью Бог запрещает слушать, принимать ложное свидетельство одного на другого, и быть ложными свидетелями – доносчиками (клеветниками) одним на других в суде, или наговаривать на кого кроме суда, вообще лгать. Еще что также запрещается сей заповедью? Сей заповедью запрещается также осуждать друг друга, т.е. худо думать и говорить друг о друге без крайней нужды, насмехаться над недостатками других. Как читается десятая заповедь? Десятая заповедь читается так: Не пожелай жены искреннго 192 твоег, не пожелай дом ближнго твоег, ни села 193 ег, ни раба ег, ни рабыни ег, ни вола ег, ни осла ег, ни вского скота ег, ни всег, елика 194 сть ближнго твоег. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. Что Бог запрещает сей заповедью? Сей заповедью Бог запрещает вообще не только делать худое, но и желать и думать худое, потому что от худых мыслей и желаний недалеко до худых дел. В частности, что Бог запрещает сей заповедью? В частности, Бог запрещает десятою заповедью завидовать, т.е. желать того, что есть у ближнего, и чего у себя не видишь, и за то роптать на Бога, недоброжелательствовать и ближнему. Достаточно ли для христианина только знать заповеди Закона Божьего? Знать заповеди Закона Божьего недостаточно для христианина, нужно исполнять их на самом деле. Исполняющим заповеди какая награда от Бога, от людей и от своей совести? Исполняющих заповеди Бог не оставляет Своими милостями и здесь на земле и особенно не оставит после смерти; их, как добрых, любят и люди; и совесть их всегда покойна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

А Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Обе сии заповеди находятся в Ветхом Завете, однако не рядом друг с другом, а в двух разных книгах Моисеевых (Втор.6:5; Лев.19:18). Они не включены в число десяти Божиих заповедей, составляющих основу всего закона, данного чрез Моисея, но упомянуты словно бы мимоходом, из-за чего мало кто на них и обращал внимание. Зачислены они во второстепенные заповеди не случайно, но по особому промышлению Божию, ибо род человеческий в то время еще не был готов эти две заповеди принять. Прежде чем поступить в высшую школу, необходимо закончить начальную. А десять заповедей Моисеевых и представляет собою начальную школу упражнений и подготовки к высшей школе любви. Возлюби Господа Бога твоего. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая зависит от нее и проистекает из нее. Но разве возможна любовь по заповеди? Нет, не возможна. Но, к сожалению, заповедь о любви должна была последовать, ибо помраченное сердце человеческое забыло естественную любовь человека к Тому, Кто больше всего его любит. И мать не напоминает своему чаду о любви к ней, пока чадо ее не забудется настолько, что презрит мать и озлобится на нее, и пойдет скользким путем мирской любви. Тогда любовь к матери становится заповедью, и не столько ради матери, сколько ради чада. Никакой заповеди о любви не дает Бог ангелам, ибо ангелы не удалены от Бога и естественным образом любят Его. Стыдно вообще-то должно быть роду человеческому, что он вынудил Бога дать эту заповедь о любви. Ибо заповедь о любви к Богу столько же заповедь, сколько и укор человеческому роду. И всякий, кто хоть сколько-нибудь осознает, что Бог делает для него все и что он всем обязан Богу, воистину не может не почувствовать глубочайшего стыда за то, что зараженный грехом человек дал повод к такой заповеди. Любовь человека к Богу более естественна, чем любовь ребенка к матери. Потому любовь человека к Богу должна быть и без всякой заповеди более очевидна, чем любовь к матери ( " Бог есть величайшее добро, от Которого всякое добро и блаженство. С Богом жить и в несчастии счастье, и в бедности богатство, и в печали утеха. Потому люби Его как величайшее добро и блаженство твое, люби Его больше всякого творения, больше отца и матери, больше жены и детей, и больше себя самого " . Свт. Тихон Задонский. Соч., т.1). Почему дитя любит свою мать? Потому что чувствует, что мать любит его. А почему человек не чувствует, что Бог его любит? Потому что сердце его окаменело и очи духовные помрачены грехом. Христос и пришел в мир для того, чтобы сердце человеческое истончилось для тонкого чувствования любви к Богу и духовные очи помраченного человечества отверзлись.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

А христианство тогда только что появилось. И читают евреи этот закон каждую субботу в синагогах. У христиан же синагог не было. Если же прочитать приведенную вами выдержку из речи апостола Иакова в связи с предыдущими его словами, то ясно станет, что он говорил об отмене закона Моисеева и субботы. Он сказал: Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков...Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу. ( Деян. 15:14–15 ; Деян. 19–21 ). Смысл всего этого таков. По окончании суждений на соборе, апостол Иаков, как председатель, предложил резолюцию: написать христианам из язычников, чтобы они сего Моисеева закона не держались, а держались бы только того, что предписывает им настоящий собор, то есть воздерживаться от того-то и того-то. Если же собор не примет моей резолюции, как бы так говорит Иаков, то противники наши, сторонники соблюдения всего закона Моисеева, одержат над нами верх. Ибо они имеют перед нами то преимущество, что закон Моисеев с древних родов по всем городам имеет проповедующих его и прочее. Резолюция, предложенная председателем Иаковом, была принята собором единодушно, и в таком смысле было написано христианам из язычников, понятно, что все из Моисеева закона, что не упомянуто в этом решении апостольского собора, отменено для христиан из язычников, для Новозаветной Церкви Христовой, не исключая жертвоприношений и суббот 10 . Адвентист сказал: «Значит, по-вашему, и десять заповедей отменены? Ведь об них ничего не упоминается в постановлении апостольского собора». – Да, – ответил я, – те из десяти заповедей отменены и должны быть видоизменены, которые не подтверждены в новозаветных книгах. – А какие же заповеди не подтверждены в Новом Завете? – спросил собеседник.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pochemu-...

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за проеду, ибо их есть Царство Небесное ( Мф 5:3–10 ). Заповеди Нагорной проповеди резко отличались от ветхозаветных Моисеевых десяти заповедей. Ведь каждая заповедь Моисея представляет собой жесткий запрет: «Не убий!», «Не укради!», «Не пожелай жены ближнего своего!», «Не произноси имени Бога твоего всуе!» Нарушение заповеди – это в буквальном смысле «преступление». Этими законами-запретами со всех сторон был огражден ветхозаветный иудей. Совсем по-другому учит Христос. Не запрет, а побуждение к добродетельности, не угроза наказания, а обещание блаженства. И при этом человеческая этика, которая до сих пор представлялась нормальной, словно вывернута наизнанку. Разве приходит кому-нибудь в голову, что счастлив, а по-евангельски «блажен», не тот, кто богат, а тот, кто нищ? Не тот, кто смеется, а тот, кто плачет? По евангельскому учению это именно так. Более того, сами радость и счастье трактуются не как «награда» и «воздаяние», а как естественное состояние человека, «чистого сердцем» и делающего добро. Тот, кто поступает по заповедям Христа, не только в будущей жизни будет награжден «блаженством» за сотворенные дела. Само исполнение заповедей, сама эта трудная, слезная, до кровавого пота работа и есть для христианина награда и блаженство. Поэтому: блаженны нищие… плачущие… гонимые… Трудно поверить, что это писалось во времена Калигулы и Нерона, римского завоевания Британии и Иудейской войны. К тому же писалось не великими писателями и философами, а простыми галилейскими рыбаками, которые лишь совсем недавно были призваны стать апостолами, то есть «посланниками», нового учения. Писалось не в далекой Палестине, а в Риме, Греции, Эфесе – центрах античной образованности. Так, апостол Марк написал свое Евангелие в 62 году в Риме. Многие историки считали, что оно написано раньше других Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Бог-Отец не случайно вел Моисея и его людей из Египта по пустыне целых сорок лет. За два поколения можно было забыть об идеологии прибыли, в которой они жили в Египте. Каждый день, кроме суббот, на протяжении сорока лет Бог в качестве пищи посылал им с Неба манну. Он учил их полностью доверять Себе. Сорок лет в пустыни они жили в самодостаточности и ни в чем не нуждались. Пока Моисей сорок дней и ночей разговаривал с Богом-Отцом на горе Синай, его народ вспомнил о жизни в Египте и отлил себе золотого идола. И начал поклоняться золоту как символу прибыли, как концентрированному выражению власти. Это было прямым и неслыханно дерзким нарушением десяти заповедей, данных Богом через Моисея (Исх. 20, 1-26). Бог-Отец сообщил Моисею о Своем решении истребить всех нарушивших Его заповеди: «итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя» (Исх. 32, 10). Горячая молитва Моисея к Богу-Отцу спасла народ, но многие были казнены. Через триста лет после Моисея царь Израиля Экклезиаст завещал не стремиться к прибыли: «человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим» (Экк. 2, 26). Экклезиаст был самым богатым человеком в мире, построил в Иерусалиме величественный храм, но подчеркивал необходимость воздержания, советовал пищу принимать «вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения» (Экк. 10,17). Сегодня миром правит дух денег. Мы живем в Вавилоне, который окружен Содомом и Гоморрой. А Моисея, который заступился бы, рядом с нами нет. Актуально вспомнить античную Ниневию. Через пророка Иону этот отступивший от заповедей город получил от Бога предупреждение о своем предстоящем истреблении. Был указан срок на исправление: сорок дней. Люди вняли Богу и стали истово просить прощения и поститься. Исправили свой образ жизни и были прощены. Бог отменил Свое решение об истреблении Ниневии. Нам этот опыт предельно актуален.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/10/...

В завете, заключенном с Авраамом и его потомками, Бог говорит: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими ( Быт.17:1,7 ). И через боговидца Моисея Господь поведал: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш ( Лев.19:2 ). Выведенный из египетского рабства еврейский народ после сорокалетнего странствования по Аравийской пустыне получил от Бога через пророка Моисея на горе Синай закон, кратко изложенный в десяти заповедях (декалог) ( Исх.20:2–17 ). Смысл Моисеева закона состоял, прежде всего, в духовно-нравственном воспитательном значении. Закон устанавливал в жизни избранного Богом для Своего воплощения народа духовное начало – служение Богу, верность Завету, исполнение заповедей, послушание, веру в грядущего Мессию. В Синайском законодательстве Господь изложил объективные нормы человеческой совести и дал, по сути, решение педагогической задачи духовного возрождения и развития человека, состоящее в добровольном – сыновьем – исполнении Божественных заповедей. Через Моисея Господь указал человеку на его бессилие перед «законом греха и смерти», дал возможность осознать, что согласие с волей Божией достижимо лишь на пути исповедания греха, в вере и уповании на спасение от Самого Бога, почему апостол Павел и смог сказать: закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою ( Гал.3:24 ). Ребенка воспитывали в Боге и для Бога Все ветхозаветное воспитание (образование) всецело основывалось на религиозных (духовных) началах, которые указывали цель воспитания и пути ее достижения. Человек в ветхозаветном воспитании, согласно с Божественным Откровением, понимался одновременно и как носитель образа Божия, и как носитель семени греха. Ребенка воспитывали в Боге и для Бога. Разъяснение, уточнение задач ветхозаветного воспитания содержится в книгах Ветхого Завета, прежде всего Притчей Соломоновых и Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Эти книги указывают на общие начала духовного развития человека: цель воспитания – обретение духовного разума, премудрости; основа премудрости – страх Божий; основной принцип воспитания – послушание.

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-ponimanie-...

Ведь Закон требовал от людей праведности, а люди не могли сами собою исполнять все предписания Закона и оправдаться перед Богом. Христос же Спаситель исполнил их и оправдывает нас верою в Него. В-третьих же, Он исполнил Закон тем, что дополнил его и научил людей исполнять не одну только букву Закона, но и самый дух его. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном . Когда сравниваешь новый Закон Евангельский с древним Законом Моисеевым, то ясно видишь, что древний Закон был только тенью Закона нового. Закон Моисеев говорит: Не убивай, – а Христос говорит: Не гневайся напрасно. То же и во всём прочем. Даже ветхозаветный закон о жертвах Христос Спаситель исполнил и притом так, как не мог исполнить ни один ветхозаветный первосвященник: Он Сам Себя принёс в жертву за грехи всего мира и через то сделал ненужными и потому навсегда отменил ветхозаветные жертвы, которые были только прообразом Его великой жертвы крестной. Но Закон десяти заповедей Божиих дан для всех народов и на все времена, и кто исполняет заповеди Христовы, тот исполняет тем самым и ветхозаветные заповеди Божии. Поэтому Господь и говорит, что доколь стоит мир, до конца веков самая малая буква или даже черта, то есть, по-видимому, самое малое предписание Закона Божия, не будет отменено, как непреложное слово Божие. Фарисеи и книжники делили заповеди Божии на меньшие и большие; особенно могли показаться малыми, неважными те заповеди, которые Господь намеревался дать в продолжении беседы Своей, потому что эти заповеди говорят не о делах, а о тайных помышлениях сердечных. Но Христос говорит, что и эти грешные помышления мерзки в очах Божиих, что всякое слово в Законе Божием должно быть свято и нерушимо, что делать заповеди на большие и меньшие тяжкий грех .

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Велико, свято и страшно было явление славы Ягве. На третий день, при наступлении утра были Громы, И молнии, И густое облако над горою (Синайскою), И трубный звук весьма сильный, И вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась от того, что Ягве сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом ( Исх. 19:16–19 ). В этом потрясающем Богоявлении можно вычленить четыре этапа: Густое облако – вид, зримое явление; Трубный звук – звучание; Схождение в огне – вид воссиявает; Бог говорит голосом – звук становится словом, Богоявление от ужасающих явлений стихий переходит к логосности, даруется декалог. Наш отечественный богослов XIX века епископ Виссарион (Нечаев) так описывает явление Божества и силы Его в огне: «Явление Божества или его силы в огне и пламени бывало и во времена ветхозаветные. Так, Господь явился Моисею в объятой огнем, но не сгоравшей купине. Гора Синайская, когда сошел на нее Господь для провозглашения десяти заповедей, пламенела огнем ( Исх. 19, 18 ; Евр. 12:18 ). В том и другом случае явление Бога в огне свидетельствовало о Его неприступном величии и святости, и располагало зрителей к благоговению и страху» с. 86]. После ужасающих явлений грома, молний, густого облака, когда дым от горы восходил, как дым от печи, заговорил Бог. Огнь предвечного Слова высекал, как из камня, огнь ответной любви в сердце народа. Настало время даровать людям десять заповедей, десять слов, научающих народ любить Бога и ближних. Но прежде слова было молчание. Мир замер, чтобы услышать Бога. «Раби Иоханан учил: В тот час, когда раздалось Слово Божие с вершин Синая, все в мире притаилось: птенчик не чирикнет, птица не порхнет, вол не замычит, море не шевельнется; остановились колеса Небесной колесницы; замерло «свят!» на устах Серафимовых. Вся вселенная недвижно и безмолвно слушала глас нагорный: Я – Господь, Бог твой!» с. 66, Агада, Шемот-Раба, 29,].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010