Преставление Божией Матери называется Успением. Ибо она, «как бы сном на малое время смертию уснула, вскоре от нее, яко от сна воспрянула, и мертвость гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела бессмертную во свете лица Господня жизнь и славу». В честь и память Успения Божией Матери установлен Церковию праздник с древних времен христианства. Об нем упоминается в IV веке в сочинениях Иеронима и Августина. Иероним свидетельствует, что на гробе Богоматери построен был храм, и хотя не упоминает, кем этот храм построен, но по настоящим преданиям христиан палестинских он сооружен был равноапостольною царицею Еленою. В V веке Анатолий Константинопольский, в VIII св. Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский , в IX Феофан Никейский – написали каноны на день Успения, поемые ныне Церковью в этот день. Праздник Успения есть великий дванадесятый, вселенский. Иероним называет праздник Успения торжеством, несравненным с празднествами Святых, «ибо в оный, говорит он, Спаситель всех Сам во всей Своей славе с радостию сретил и вселил Матерь Свою с Собою». После пятого вселенского Собора, исповедавшего человеческое естество Иисуса Христа, по желанию императора Маврикия (582–603), одержавшего знаменитую победу над персами в 15 день августа, день Успения Богоматери сделался торжественнейшим в прав. Церкви. В песнях канона на день Успения называется он знаменитым, торжественным и божественным праздником. Кроме сего Успение Богоматери в прав. Церкви восхваляется особенным акафистом в честь этого события. Праздник Успения Божией Матери, в пределах предпразднества и попразднества, продолжается 10 дней с 14 по 25 августа. Празднование св. Софии – премудрости Божией Значение изображения Софии – премудрости Божией объясняют словами притчей Соломоновых: Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь (IX, 1). Здесь под словом премудрость или по-гречески София, разумеют Сына Божия, как говорит и ап. Павел: ми проповедуем Христа, Божию Силу и Божию Премудрость (1Kop.1:24). Согласно с изъяснением апостола, понимают премудрость св. Игнатий Богоносец , св. Амвросий Медиоланский , Августин. Итак, Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом. Этот дом в смысле обширнейшем знаменует Церковь Божию, как изъясняет и Афанасий Великий , или частнее – Матерь Божию, яко одушевленный храм Спасов. Под словом: дом разумеют Божию Матерь св. Игнатий Богоносец и прав. Церковь , которая в паремиях и песнопениях своих, в богородичные праздники, называет Матерь Божию домом, свитком, горою, вратами, и прочими прообразовательнопророческими именами. Посему слова: Премудрость созда Себе дом, означают пресв. Деву Марию, чрез которую Бог для спасения ыира облевся естеством человеческим и стал видим; – Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу, яко единороднаго от Отца ( Ин.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Патриаршая проповедь в праздник Успения Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2018 г. 22:02 28 августа 2018 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Хотел бы сердечно поздравить всех вас с великим праздником Успения Пресвятой Богородицы. Этот день исполнен очень большого смысла, и совершенно неслучайно, что на Руси с самого начала ее христианизации кафедральные соборы в столицах назывались в честь Успения. Так была названа первая обитель в Киеве, матери городов русских, — Успенская Киево-Печерская лавра; так был назван столичный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Владимире; в честь Успения был назван и этот кафедральный собор, заложенный в XV веке при государе Иване III, объединителе Руси. Почему так? Потому что Успение есть праздник прославления Пресвятой Богородицы. О Ее земном пути мы многого не знаем, он как бы скрыт в тени жизни Ее Сына, нашего Господа и Спасителя, но нам известно, что Дева Мария прожила трудную жизнь. Она родила сверхъестественно Сына и Спасителя нашего, Она воспитывала Его как мать, Она учила Его всему, чему мать должна учить свое дитя. Несомненно, Она радовалась тому, как Он восходил в силу, и переживала за Него, когда Он ступил на путь общественного служения. Она оставалась где-то рядом с Ним, и, наконец, мы встречаемся с Ней в момент страданий Спасителя на Голгофе. Она была жительницей Галилеи, севера Палестины, — значит, Она пришла в эти дни в Иерусалим как благочестивая женщина, чтобы помолиться в храме, и была вместе со Своим Сыном в самые тяжкие моменты Его жизни, когда Он страдал и был распят. Она был рядом с Ним, и действительно исполнились пророческие слова Симеона, которые он произнес, когда Мария принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм, как бывало с первенцами мужского пола в каждой еврейской семье. Слова были удивительные, непохожие ни на какие другие: и Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2:35). Симеон предвидел Ее страдания, Ее скорбную жизнь…

http://patriarchia.ru/db/text/5258718.ht...

А пока, в сам день праздника Успения Божией Матери, после праздничной службы мы возвращаемся домой. Нас ждет праздничный стол и, скорее всего, разговение. За столом, чтобы еще раз вспомнить о празднике, можно почитать что-то по теме. Например, слово священномученика Серафима (Чичагова) «Се Мати Твоя» . Это о том, что Матерь Божия стала каждому из нас матерью. И, может быть, даже не будем читать эту проповедь вслух за столом, а перескажем ее своим детям. Скажем своими словами о том, что к Пресвятой Богородице мы можем обращаться как к своей родной маме. Праздник Успения, любой праздник Богородицы – наверное, повод поговорить об этом с детьми. Слова владыки Серафима – и наставление, и утешение для нас, родителей, в день Успения Царицы Небесной: «Многие ли из матерей сознают и помнят, что их дети – прежде всего дети Божии, что они не только обязаны, но и в силах дать им знание веры, привить им собственным примером искреннюю веру, внушить им страх Божий и привести их ко Христу, а затем, когда молодые люди получают самостоятельность и свободу, нет иного спасения, как всецело отдать их попечению Матери Божией. Родителям остается оберегать своих детей усердной молитвой, при помощи которой и самим приобретать уверенность и спокойствие». Как еще можно провести этот праздник дома, с детьми? В эти последние свободные дни перед учебным годом попробуем собрать гостей или съездить куда-то всем вместе. А дома мы почти каждый год смотрим видеосюжеты о празднике Успения на Кефалонии. Потому что каждый год, именно в день Успения Божией Матери, на этом греческом острове происходит чудо: в церковь во время литургии приползают ядовитые змеи. Эти змеи ползают по всему храму, забираются на иконы. И люди – только в этот день! – могут спокойно брать в руки этих ядовитых змей. И змеи не причиняют никому вреда. А после службы они уползают из храма и не возвращаются до следующего года. Все это показано в многочисленных документальных фильмах, которые нетрудно найти в сети. В день Успения Божией Матери на этом греческом острове происходит чудо: в церковь приползают ядовитые змеи

http://pravoslavie.ru/141357.html

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отметили в Бейруте 31 августа 2021 г. 13:30 28 августа 2021 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, настоятель подворья Русской Православной Церкви в Бейруте (Ливан)  архимандрит Филипп (Васильцев) совершил утреню и Божественную литургию в храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в районе Жаль Эль-Диб в Бейруте. За Литургией молился представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон . В храме присутствовал старший советник посольства Российской Федерации в Ливане Д.А. Лебедев. На сугубой ектении были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов и прошения о прекращении распространения вредоносного поветрия. Также на сугубой ектении молились о здравии пострадавших от взрыва в Бейруте и о благотворителях подворья. После сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, о здравии и крепости духа врачей и исцелении болящих. По окончании Божественной литургии было совершено славление празднику Успения Пресвятой Богородицы. Митрополит Филиппопольский Нифон произнес проповедь на тему праздника. Отметив уникальность служения владыки Нифона, архимандрит Филипп (Васильцев) поблагодарил иерарха за совместную молитву и выразил надежду на дальнейшее сотрудничество и молитвенное общение. Далее на подворье Русской Православной Церкви в Бсалиме состоялась братская трапеза. В тот же день митрополит Нифон дал краткое интервью сайту подворья Русской Православной Церкви в Бейруте, в котором, в частности, отметил: «Празднуя сегодня здесь, в Ливане, Успение Пресвятой Богородицы, для нас важно принять в этот день Святые Дары. Потому что когда мы принимаем Святые Дары — для нас это праздник. И что бы ни было в стране, причащение Святых Христовых Таин помогает нам правильно относиться друг к другу, правильно поступать с людьми. Ливан живет в очень тяжелое время и поэтому причастие нам очень помогает, дает силу. И особую силу мы получили сегодня с бейрутской общиной, через совершение Божественной литургии получив особую любовь. Ведь только путем любви можно разрешить все проблемы». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5839786.ht...

Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси Ил. 1. Успение Богоматери. Икона. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Значение этого великого торжества определяется церковным уставом – этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших господских праздников – Крещение . Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста. Ил. 2. Успение Богоматери. Плакетка из слоновой кости. Конец X в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Принято считать, что он установлен при византийском императоре Маврикии (592–602). По всей видимости, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, не общецерковным праздником . Утверждению Успения в церковном календаре способствовало растущее почитание Богоматери, которое не смогли поколебать возникавшие ереси, в том числе несторианство. В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все – VIII в.). Издавна существовавшие сказания об Успении неодинаковы по своему объему и разнятся в подробностях . Ил. 3. Успение Богоматери. Икона. Первая четверть XIV в., Псков. Государственная Третьяковская галерея, Москва Сложение зрелой иконографии Успения относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века датируются две пластины из слоновой кости – для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке (ил. 1). Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционна для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца. В некоторых балканских памятниках (фрески церкви Вознесения в монастыре Жича, 1309–1316 гг.; фрески церкви Богородицы «Одигитрии» в Печской патриархии, ок. 1335 г.) душа Богоматери в пеленах будет изображаться с крыльями.

http://pravoslavie.ru/574.html

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Успения Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2023 г. 15:25 28 августа 2023 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всех вас сердечно поздравляю с престольным днем главного храма всея Руси. День Успения Пресвятой Богородицы — это главный Богородичный праздник, и неслучайно, что именно в честь Успения назывались на Руси многие кафедральные соборы. И этот собор освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, и он действительно является духовным центром всея Руси. Мы знаем, что сейчас непростое время, когда силы зла пытаются разорвать единство Святой Руси. Они хорошо сознают, что это невозможно сделать, пока сохраняется единство Церкви Русской. Вот почему удары были нанесены в первую очередь по Церкви. Был создан кукольный, безблагодатный раскол на Украине, и сделано это только для того, чтобы разорвать духовное единство всея Руси. Но знаем, что довести до конца у них не получилось. Страдают наши люди, верные Православию, верные канонам, страдает верный епископат, но глубоко убеждены, зная по опыту нашей страны, прошедшей нечто подобное в послереволюционные годы: никакая политическая группа не способна сокрушить Церковь! Она лишь подтачивает тем самым собственные силы и в конце концов разрушается; и доказательством тому — безбожная революция в нашей стране, с последовавшими гонениями и притеснениями. Ярким свидетельством победы Церкви силой Божией, а не силой человеческой является и этот кафедральный собор всея Руси. К нему и подойти в облачении было невозможно, он словно навеки был оторван от нашей Церкви, но сегодня он снова является главным храмом всея Руси, и мы совершили именно здесь Божественную литургию.

http://patriarchia.ru/db/text/6054210.ht...

В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре отметили праздник Успения Святая Гора Афон, 29 августа 2014 г. В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре торжественно отметили праздник Успения Пресвятой Богородицы, сообщает портал " Русский Афон " .      Все праздничные торжества проходили в Свято-Успенском соборе обители, который находится возле собора святого великомученика и целителя Пантелеимона. Кроме этого, в день Успения Пресвятой Богородицы, по традиции, из Свято-Пантелеимоновой обители священнослужители, певчие и паломники прибыли в принадлежащий русскому монастырю Свято-Успенский скит «Ксилургу», дабы украсить Престольный Праздник этой древнейшей Русской обители на Святой Горе. Уставной особенностью Афонского богослужения в день Успения является то, что оно совершается в соединении с чином погребения Плащаницы, на которой изображена Пресвятая Богородица, лежащая на смертном одре. Обычные для праздничного богослужения полиелейные псалмы в этот день не используются, поскольку поется 17 кафизма с величаниями или похвалами, разбитая на 3 статии. По святогорской традиции, после Великого Славословия, в Свято-Пантелеимоновой обители был совершен крестный ход с выносом плащаницы, символизирующий собой погребение Пресвятой Богородицы. Крестный ход с погребением плащаницы на Святой Горе был заимствован в древности из Иерусалимского Устава, где он совершается не вокруг храма, а из Иерусалима в Гефсиманию, буквально повторяя скорбное шествие апостолов, совершавших погребение Пресвятой Богородицы. Погребение плащаницы широко распространилось из Иерусалима во всех Поместных Церквях, однако везде оно приобрело свои отличия, как по чину, так и по времени совершения, поскольку невозможно в точности повторить в местных условиях особенности Иерусалимского Типика. Важно отметить, что с Афона эта традиция с древнейших времен была заимствована и в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. По Уставу Святой Горы Афон празднование Успения Пресвятой Богородицы продолжается здесь до 28 августа/10 сентября. 29 августа 2014 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/73256.html

Шентала. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1994 и 2002. Ссылки:   Адрес: Россия, Самарская область, Шенталинский район, с. Шентала, ул. Советская, д. 11-А Координаты: 54.430708, 51.465626 Проезд:Из Самары на автомобиле: выезд из города по Московскому шоссе на трассу М-5. Двигаться по трассе прямо до указателя поворота на село Исаклы. Миновав Исаклы двигаться прямо до Шенталы. В черте поселка ехать по ул. Карла Маркса до поворота на ул. Советской. Повернуть на право и двигаться до площади. Церковь находится слева у дороги. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Шентала Самарской области Село Шентала, являясь районным центром в Самарской области, относительно молодое село, отметившее своё столетие в 2011 году, ранее никогда не имело своего православного храма. В 1990 году по благословению епископа Самарского и Сызранского Евсевия, в здании старого военкомата был оборудован силами самих прихожан молебный дом. Первое богослужение прошло в Вербное Воскресение 1991 года, и уже в августе приход получил постоянного священника – протоиерея Леонида Красильникова. В мае 1995 года Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий заложил камень в основание первого православного храма на Шенталинской земле. В течение семи лет с переменным успехом шло строительство храма Успения Пресвятой Богородицы. В мае 2002 года были подняты купола и освящены колокола. В этом же году на престольный праздник, в День Успения Пресвятой Богородицы, новый храм освящен и была совершена первая Литургия. Церковь кирпичная однопристольная с ярусной колокольней, широкий четверик завершён декоративным пятиглавием. При храме действует Воскресная школа, количество детей в среднем 15 человек. Храм активно занимается просветительской и социальной работой, в строительстве храма принимало участие все население района и для каждого это место важно не только с религиозной, но и эстетической и исторической точки зрения. По материалам: http://ruist.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35486

В 1185—1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни разобрали и заменили на высокие галереи. Собор перестроили — в частности, он стал пятиглавым. Живопись собора сохранилась до наших дней лишь фрагментарно. К росписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками в северной галерее, к росписи 1189 — фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора. В 1408 году Успенский собор во Владимире расписали преподобный Андрей Рублев и Даниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и еще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин и иконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее в Москве. Народные традиции празднования Успения Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В эту пору года русские крестьяне были заняты на уборке урожая. Именно поэтому в народном сознании на церковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи. У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки». Обжинки — праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день» — в этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице. На следующий после Успения день — 29 августа — отмечали «Ореховый (или Хлебный) Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три — после». «Ореховый, или Хлебный, Спас» «Ореховый, или Хлебный, Спас» — так простой русский народ называл праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (по новому стилю). Этот праздник приходился на первый день после окончания Успенского поста, то есть на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

http://foma.ru/28-avgust-2013.html

«…Вспоминая кончину, вернее, успение Божией Матери, никто не скорбит, а все празднуют, никто не плачет, а все торжествуют… Отчего же так? Оттого, что Божия Матерь не уходит в мрак могилы, а переходит от земли к Небу, от временных скорбей к вечным радостям. Окончилось для Нее время разлуки со своим Сыном и Господом. Отныне Она видит Его непрестанно и уже не в уничижении и страданиях, а в величии Божественной славы. Весь мир радуется и верит, что в успении своем Богородица не только не оставит, но получит еще большую возможность ходатайствовать за него перед лицом Господа», - говорится в другом материале, размещенном на этом же сайте . На сайте «НТВ» и на сайте программы «Вести» празднику Успения посвящены краткие информации, текст которых практически совпадает. Оба сайта со ссылкой на ИТАР-ТАСС авторитетно сообщают, что «именно с этим праздником еще связано окончание жатвы» и «приходит «бабье лето». Также об этом дне размещена информация на сайте «Регионы России» и «Newsru.com» . На сайте «Седмица.ru» размещено «Слово Святейшего Патриарха Алексия после Божественной литургии в день Успения Пресвятой Богородицы». В нем говорится о том, что «в день Успения Божией Матери мы особенно сильно ощущаем близость Пречистой Девы Марии, которая и «по Успении мира не оставила»… В праздник Успения Пресвятой Богородицы и Царицы Небесной пусть каждый из нас ощутит, что Преблагословенная Дева Мария – с нами, что над нами простирается Святой Покров Ея, что в ответ на нашу молитву мы получаем Ея скорое материнское предстательство и заступничество на своем жизненном пути». В этот же день Псково-Печерский монастырь отметил свое 530-летие. О торжественных мероприятиях, посвященных этой дате сообщает агентство «Интерфакс» : «Накануне на Успенской площади прошло всенощное бдение. После литии крестным ходом с иконой Успения Божией Матери верующие прошли к Михайловскому храму, на площади перед которым продолжилась всенощная с акафистом Успению Божией Матери. …в четверг в Сретенском и Михайловском храмах отслужены литургии, по окончании которых состоялся крестный ход с иконой Успения вокруг обители». Там же коротко рассказано и об истории монастыря.

http://pravoslavie.ru/4842.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010