Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

«…Вспоминая кончину, вернее, успение Божией Матери, никто не скорбит, а все празднуют, никто не плачет, а все торжествуют… Отчего же так? Оттого, что Божия Матерь не уходит в мрак могилы, а переходит от земли к Небу, от временных скорбей к вечным радостям. Окончилось для Нее время разлуки со своим Сыном и Господом. Отныне Она видит Его непрестанно и уже не в уничижении и страданиях, а в величии Божественной славы. Весь мир радуется и верит, что в успении своем Богородица не только не оставит, но получит еще большую возможность ходатайствовать за него перед лицом Господа», - говорится в другом материале, размещенном на этом же сайте . На сайте «НТВ» и на сайте программы «Вести» празднику Успения посвящены краткие информации, текст которых практически совпадает. Оба сайта со ссылкой на ИТАР-ТАСС авторитетно сообщают, что «именно с этим праздником еще связано окончание жатвы» и «приходит «бабье лето». Также об этом дне размещена информация на сайте «Регионы России» и «Newsru.com» . На сайте «Седмица.ru» размещено «Слово Святейшего Патриарха Алексия после Божественной литургии в день Успения Пресвятой Богородицы». В нем говорится о том, что «в день Успения Божией Матери мы особенно сильно ощущаем близость Пречистой Девы Марии, которая и «по Успении мира не оставила»… В праздник Успения Пресвятой Богородицы и Царицы Небесной пусть каждый из нас ощутит, что Преблагословенная Дева Мария – с нами, что над нами простирается Святой Покров Ея, что в ответ на нашу молитву мы получаем Ея скорое материнское предстательство и заступничество на своем жизненном пути». В этот же день Псково-Печерский монастырь отметил свое 530-летие. О торжественных мероприятиях, посвященных этой дате сообщает агентство «Интерфакс» : «Накануне на Успенской площади прошло всенощное бдение. После литии крестным ходом с иконой Успения Божией Матери верующие прошли к Михайловскому храму, на площади перед которым продолжилась всенощная с акафистом Успению Божией Матери. …в четверг в Сретенском и Михайловском храмах отслужены литургии, по окончании которых состоялся крестный ход с иконой Успения вокруг обители». Там же коротко рассказано и об истории монастыря.

http://pravoslavie.ru/4842.html

Праздничные службы совершались с особым великолепием и торжественностью. Царь выходил к каждой службе в сопровождении своей блестящей свиты и стоял обедню во всем царском наряде. После обедни патриарх подносил государю «благодарный» целый хлеб на серебряном блюде, а другие раздавал архиереям и боярам, а один или два хлеба ключари раздробляли на части, и патриарх раздавал их всем присутствовавшим. Общему великолепию праздника соответствовали некоторые особые подробности церковных служб, которые совершались тогда только в праздник Успения Богоматери. Самой великолепной и самою главной особенностью было совершение заутрени, подобной заутрене Великой субботы, которая почти вся состоит из погребального пения над плащаницей. Теми же самыми подробностями и с тем же самым знаменованием сопровождалась и заутреня Успеньева дня. Еще в XV веке на Руси заметно стремление совершать заутреню Успеньева дня так же, как совершается заутреня Великой субботы. В тверском церковном уставе 1438 года (синод. библ. 387) на Успение Божией Матери положено «надгробное пение», если изволит настоятель. Впрочем, здесь же замечено, что надгробное пение неотложно совершается в тех церквах, в которых праздник Успения приходится храмовым. Для надгробного пения ставилась праздничная икона Успения Богоматери посредине церкви, перед иконой становились священники и диаконы в полном облачении, и всем присутствовавшим раздавались свечи. Настоятель начинал каждение иконы и храма, а в это время «деместик» запевал тропарь: «Блажим Тя вси роди, Богородице Дево. И далее следовало пение трех статий с 17-й кафизмой «Блаженни непорочнии», точно в том же порядке, как и в заутреню Великой субботы, конечно с необходимым изменением содержания статий, приноровительно к празднику Успения Божией Матери. После каждой статий следовали малые ектении, и затем вторая статия начиналась припевом «Достойно есть блажити Тя Боюродице», а третья – «Роди вси песьми едину Богородицу блажим». В обиходнике Иосифо-Волоколамского монастыря о начале этого надгробного пения сделано следующее замечание: «на сей великий праздник живоноснаго Успения Владычицы нашея Пресвятыя Богородицы благодатию Христовою истиннаго Бога и Сына ея в дому ея в той день совершаем светлое торжество, по преданию и повелению и по уставу святых апостол, святых отец, пачеже нам зде от начальника нашего и создателя святыя обители сея трудолюбезнаго преподобнаго отца нашего и чудотворца Иосифа во всех святых Божиих церквах не токмо в монастыре, но по всем селам и по странам монастырской отчины праздновати духовно в псалмех и в песнех духовных, благодаряще Бога и Пречистую его Матерь, служити церковное пение сполна» 32 . По исследованию г. Дмитриевского, надгробное пение в день Успения Божией Матери совершалось и в богослужении греческой Церкви, откуда оно и перешло в наши богослужебные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Древнейший известный чин службы празднику содержится в грузинском переводе иерусалимского Лекционария V-VII веков (издан протоиереем К. Кекелидзе и М. Тархнишвили). Он совершался в базилике Успения в Гефсимании и включал в себя: тропарь 6 гласа «Егда преставилася еси…»; прокимен, глас 3 «Величит душа моя Господа»; чтения (Притч. 31, 30–32; Иез. 44, 1–4; Гал. 3, 24–29); аллилуарий «Слыши, дщи, и виждь»; то же, что и сейчас, Евангельское чтение (Лк. 1, 39–50, 56). Типикон (устав) Великой церкви (т.е. храма св. Софии Константинопольской; издан А. А. Дмитриевским и Х. Матеосом) IX-XI веков содержит подробное описание устава службы празднику Успения. Празднование начинается рано утром процессией от мартирия святой Евфимии во Влахернский храм, где затем совершается Божественная литургия. На вечерне положены три паримии (ветхозаветных чтения), как на Рождество Богородицы (те же, что и ныне), тропарь 1 гласа «В рождестве девство сохранила еси» (этот тропарь доныне поется в Православной Церкви на праздник Успения), ектения просительная, чтение и паннихис (особая служба вечером накануне праздников). На Литургии — те же, что и ныне, прокимен, Апостол и Евангелие. Рассмотренный Устав Великой церкви назначает для празднования лишь один день. Древнейший же монастырский послеиконоборческий устав — Студийский Ипотипосис IX века — полагает также попразднство для праздника Успения (наряду с Преображением, Воздвижением, Рождеством Богородицы, Рождеством Христовым, Богоявлением и Сретением). Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря (XII века, отражает практику XI века) имеет уже предпразднство и нынешней продолжительности попразднство (до 23 августа), но они отличаются меньшей торжественностью по сравнению с сегодняшней практикой. Разница с нынешним монашеской паннихис; количества и распорядка кафизм; способа пения канона; состава Литургии оглашенных до Евангелия. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, принятому в Русской Церкви до конца XIV века, отдание праздника совершается 18 августа, т.е. на третий день.

http://patriarchia.ru/db/text/37539.html

В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения Божией Матери с греческого языка на церковнославянский для Гефсиманского скита был осуществлен проф. М. С. Холмогоровым с присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским) Иерусалимского последования и тщательно пересмотрен и исправлен самим святителем Филаретом, глубоким знатоком греческого и церковнославянского языков. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностию, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», – писал наместнику Троице-Сергиевой лавры преподобному Антонию (Медведеву) о своей редакции текста Иерусалимского последования Московский святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2е издание. До всенощного бдения Плащаница с изображением Успения Божией Матери с подобающим благоговением полагается на престол (это бывает только в случае, если выноса Плащаницы не было в сам день Успения). Перед престолом ставится выносной свещник с возжженной свечой. Совершается каждение окрест престола и Плащаницы. На великой вечерне поем «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Успения, глас 1й – 3 («О, дивное чудо…», «Дивны Твоя тайны, Богородице…», «Твое славят успение…»), и Иерусалимского последования – 5: глас 6й: «Днешний день тайно…»; глас 2й: «Егда от мира, Жизнь сущи…», «Егда во гробе, Мариам…», «Егда трие священницы…», и глас 5й: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою…» . «Слава, и ныне» – Успения, глас 1й: «Богоначальным мановением…». Вход. Прокимен, глас 2й: «Воскресни, Господи, в покой Твой…»; стих: «Клятся Господь Давиду истиною…». Паримии Богородицы – 3.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

На иконах, изображающих Успение Богоматери, рядом с Ее ложем всегда возвышается величественный Христос, держащий на руках запеленутую младенческую фигурку: она символизирует душу умершей Богородицы, душу, которую в миг Успения пришел принять на Свои Божественные руки Ее Сын. Эта детская фигурка и являет нам образ того духовного " рождения в смерти " , что вводит человека в вечное бытие. Как говорит о значении события Успения Пресвятой Богородицы преподобный Иоанн Дамаскин, " не смертью назову священное Твое Успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь выходя из тела, Ты водворяешься у Господа... Ты сотворила смерть светлой, освободив ее от уныния и наполнив ее радостью " . 4) История возникновения праздника. В источниках, содержащих те или иные сведения о литургической практике древней греческой Церкви, первые достоверные сведения о празднике Успения встречаются с конца VI века. Во всяком случае именно правивший тогда император Маврикий (592-602) сделал это торжество общецерковным. В ряде поместных церквей Успение поначалу праздновалось 18 января. Возможно, что именно император Маврикий приурочил его впервые к 15 августа - дню своей победы над персами. 5) Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов. Первый канон праздника Успения был составлен святым Андреем Критским. Однако затем он оказался вытеснен из богослужебного употребления канонами преподобных Косьмы Маюмского (первый канон) и Иоанна Дамаскина (второй канон; ему же принадлежит одна из стихир на литии). Кроме того, отдельные стихиры службы принадлежат перу святителя Германа, патриарха Константинопольского (IX век) (стихира на литии), Феофана Начертанного (IX век) (стихира на литии), Императора Льва VI Мудрого (IX век) (стихира после Евангелия на утрени). Начиная с XV столетия, на третий день праздника - в отдельных поместных церквах - совершается особая служба погребения Божией Матери. В XVI веке она уже была широко распространена и на Руси.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/27/...

  На Малой Охте в Санкт-Петербурге Белокаменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте в Санкт-Петербурге, посвященный жертвам блокады, прекрасно вписался в панораму невских берегов. Особенно радует он верующее сердце теперь, когда на его фасаде появился мозаичный лик Пресвятой Богородицы. Идея сохранения памяти жертв блокады на Малой Охте принадлежит петербургскому предпринимателю В. Ковалевскому, ныне Председателю Приходского Совета Успенской церкви. В 1995 году он обратился за благословением к правящему архиерею митрополиту Иоанну (Снычеву; + 1995), и в результате было принято решение о строительстве на Охте не памятного знака, как предполагалось ранее, а полноценного православного храма.  Церковная община храма Успения Пресвятой Богородицы была зарегистрирована в 1996 году. В 1997 году по соседству со стройплощадкой начала действовать часовня, ставшая любимой церковью для многих жителей Малой Охты. А в августе 1997 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, на Малоохтинском проспекте началось строительство нового храма, возводимого там, где когда-то стояла церковь святой равноапостольной Марии Магдалины. Освящение храма, которое провел митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, состоялось в день 60-летия начала блокады Ленинграда. Эта дата была выбрана не случайно, поскольку храм скорби и покаяния возведен на месте старого петербургского кладбища, которое во время блокады было местом массовых захоронений. В этот день многие богомольцы не могли сдержать слез, вспоминая тех, кто не дожил до этого праздника. Ведь многие прихожане новой церкви — люди пожилые, пережившие войну и блокаду. Для них, ради памяти их почивших родственников, и вознесся этот стройный белоснежный храм. С того времени сложилась добрая традиция: в дни памятных дат блокадной истории торжественное богослужение в Успенском храме возглавляет митрополит Владимир, что ясно определяет значение этих исторических событий для Санкт-Петербургской епархии и всего города. Строилась церковь без помощи государства, на народные средства. В стенах храма заложено около 8 тысяч кирпичей, на которых написаны имена людей, внесших средства на их приобретение.

http://e-vestnik.ru/society/hramy_v_pamy...

25 марта (7 апреля) – явив, в ответ на слова Ангела, согласие стать Матерью Сына Божьего по человеческому естеству, Богородица продемонстрировала послушание Богу и послужила Божественному Домостроительству Спасения; – в этот день, с согласия Девы Марии, Сын Божий восприял в Свою Ипостась человеческое естество (произошло сверхъестественное зачатие Господа Иисуса Христа по человеческому естеству); – в этот день Богородица, по слову отцов, сделалась «Небом», «Раем», «Ковчегом», «Лествицей Небесной».   8. Преображение Господне Развернуть таблицу Дата Духовное содержание празднуемого события Искаженные представления о содержании Праздника 6 (19) августа В этот день Господь Иисус Христос: – явил Свою Божественную Славу, святость по человеческому естеству, показав вместе с тем, что Он – Всесовершенный Бог и Совершенный Человек; – указал, как воссияют праведники (в меру их святости) в Царстве Славы; – явил власть над Небом и преисподней (призвав на гору Фавор пророка Илию и законоположника Моисея); – продемонстрировал превосходство Евангелия над ветхозаветным законом (Моисей и Илия, ревнители ветхозаветного закона, стояли перед Спасителем как рабы перед Владыкой). – Сияние Сына Божия (в момент Преображения) следует связывать с природным явлением (блеском молнии или особой яркостью солнечного света) (в этом состояло заблуждение последователей еретиков Варлаама и Акиндина).   9. Успение Пресвятой Богородицы Развернуть таблицу Дата Духовное содержание празднуемого события Искаженные представления о содержании Праздника 15 (28) августа – восстав после Успения, Богородица первая из людей (не считая Её Воскресшего Сына) явила Воскресение из мертвых в нетленную жизнь; – сподобившись славы Вознесения после Успения, Богородица удостоилась стать Небесной Владычицей. – поскольку факт Успения и последующего вознесения на Небо Пресвятой Богородицы не засвидетельствован в Священном Писании, постольку связанное с ним предание следует относить к частным сказаниям и легендам   10. Вход Господень в Иерусалим Развернуть таблицу

http://azbyka.ru/shemy/tablitsa-prazdnik...

Господь наш Иисус Христос добровольно идёт в Иерусалим, зная, что там Его ожидают предательство, арест, издевательства, надсмеяния, поругания, оплевания, оклеветания, ложное осуждение по клевете, предание в руки язычников и лютая, страшная и позорная по человеческим меркам смерть на Кресте. Он не только все это знал и ожидал, но и сознательно брал на Себя с одной целью – ради нашего спасения! Пресвятая Богородица явилась апостолу Фоме в небесной славе и утешая его, оставила в дар и благословение свой Поясок, который упал на этот камень. Рассказ инока Амвросия, Гефсимания 2006: После вознесения Господня Пресвятая Богородица часто посещала св. Елеонскую гору, где любила молиться. Однажды во время молитвы Ей явился св. Арх. Гавриил и возвестил радостную весть о том, что через три дня Пресвятая Богородица будет взята на небо. Пресвятая Дева просила исполнить три желания: чтобы все апостолы, которые к тому времени разошлись во все концы земли с проповедью Евангельскою, собрались на Ее погребение, чтобы Сам Господь Иисус Христос пришел и принял Ее святую душу в Свои руки и чтобы Ее погребли в Гефсимании около могилы родителей св. Иоакима и Анны. Как о том поется в светильне праздника Успения «Апостолы от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое и Ты, Сыне и Боже, Мой приими дух Мой». Пресвятая Богородица жила на Сионе в доме св. Иоанна Богослова. Св. Апостолы были восхищены силою Божию и предстали пред одром Богородицы, удивляясь столь внезапной чудесной встрече. Увидев Пресвятую Деву, они поняли, что Господь собрал их проститься с Нею. Пресвятая Богородица мирно уснула, преподав всем ученикам Христовым благословение. Лишь один апостол Промыслом Божиим не был на погребении - св. Фома. Он прибыл на третий день после Успения из Индии и очень скорбел, что не попрощался с Божией Материю. Он просил, чтобы ему открыли гробницу, и вот, когда отвалили камень от гроба, увидели, что он пуст, так же как опустел Гроб Господень в пасхальную ночь. Апостолы недоумевали.

http://elitsy.ru/holy/temple/25664/

Главным праздником в новой обители начали почитать третий день по Успении Пресвятой Богородицы – ведь именно тогда ученики Господни лицезрели пустой Ее гроб, открытый для прощания опоздавшего к погребению апостола Фомы, и тогда было явлено чудо Восхождения Богоматери от земли на Небо. Святитель Филарет, часто останавливавшийся в скиту, так говорит в письме к преподобному Антонию, бывшему наместником Лавры в то время: «Праздновать в скитской церкви ближайший после праздника Успения Пресвятыя Богородицы воскресный день хороню тем, что новое частное празднование присоединилось бы к готовому общему празднику… С историей Гефсимании согласно было бы праздновать третий день по дне Успения. Но еще будет время рассудить о сем». С учреждением Гефсиманского скита и установлением главного его праздника образовалась глубокая символическая связь между этой монашеской обителью, спрятанной от шумного города густым лесом, и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой как с Иерусалимом, где совершилось Успение Божией Матери. Положенное святителем Филаретом правило породило благочестивый обычай, по которому многие православные христиане в сам день Успения стремились помолиться в Лавре, а на третий день отправлялись в Гефсиманский скит. Одну из главных святынь привез в скит православный писатель и историк Андрей Николаевич Муравьев. Из иерусалимской Гефсимании им были доставлены два камня. Муравьев в своем письме святителю Филарету пишет: «Что мне сказать Вам о сладостной для Вас Гефсимании? Говорю для Вас потому, что Вы обновили память ее в Лавре: я принесу в новую Гефсиманию два камня с изсеченными на них крестами из старой: один из пещеры Гефсиманской для вашей верхней церкви и другой из пещеры, где молился Господь о миновании Чаши, – для нижней. Пусть это останется у вас памятью освященных мест и недостойного их посетителя». Один из камней, принесенных Андреем Николаевичем Муравьевым в 1850 году, сохранился до наших дней и пребывает в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская». Под камнем, вставленным в киот, размещается надпись: «Камень, взятый в Палестинской Гефсимании от гроба Богоматери на благословение в северную Новую Гефсиманию».

http://azbyka.ru/palomnik/Гефсиманский_Ч...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010