XX. Поучение на день св. равноапостольного Князя Владимира 21 . О величии события – крещения Руси В прошедшем году в этот день совершилось великое торжество во всей православной России – празднование 900-легия крещения Руси при св. равноапостольном князе Владимире. Тогда это событие и значение его для русского государства вообще и для каждого православного христианина в особенности и заслуги св. кн. Владимира изображены были по всей своей силе, как в храмах Божьих и общественных собраниях – в проповедях и речах, так и во многих книгах, изданных по поводу сего торжества. Но и всегда – каждый год – в нынешний день блаженной кончины св. кн. Владимира, особенно в тех храмах, которые посвящены памяти его, величественно прославляется имя св. равноапостольного князя Владимира и вспоминается в благодарных молитвах к Господу Богу великое событие крещенья Руси и изображается его великое значение. Так будет в православной России до тех пор, пока будет существовать она; так будет в православном мире христианском до скончания века. И действительно, велика слава св. благоверного князя Владимира. Он приравнён к св. апостолам, к св. равноапостольным царю Константину и царице Елене, к св. просветителям славян Кириллу и Мефодию. Какое имя в истории православного русского государства может быть славнее имени св. благоверного кн. Владимира?! Много было славных и великих князей и царей в русской земле, завоевателей, преобразователей и устроителей русского государства, но не было подобного св. Владимиру, ибо он был не только завоеватель, преобразователь и устроитель земли русской, но, что главнее всего, просветитель оной светом святой православной веры Христовой. Скажем более: имя его славно во всей вселенной, как просветителя целой страны, обширнейшего государства в свете. Что же касается самого события просвещения России православной верой, то, кроме события пришествия в мир Спасителя, совершения им дела спасения нашего и насаждения единой спасительной веры на земле, едва ли можно указать другое какое-либо событие на земле большее события просвещения России православной верой христианской св. Владимиром. Оно равно событию просвещения верою христианской разных стран вселенной св. апостолами и их преемниками. А величие и важность сих событий состоит в осуществлении цели пришествия Спасителя на землю, в открытии людям пути спасения чрез православную веру Христову, или короче – в спасении человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Св. Варвара считается хранительницею от внезапной смерти. В житии великомученицы рассказывается, что она была дочь язычника и за исповедание ею христианства отцом своим была предана на муки. Пред смертию, по сказанию жития, св. Варвара молилась Господу: «О Царь, услышь меня, рабу Твою, и подай благодать Твою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания, да не приближится к нему болезнь внезапная и смерть нечаянная да не похитит его». В это время послышался голос с неба, обещавший исполнение просимого 470 . В «Зерцале великом» рассказывается до шести случаев избавления от внезапной смерти без покаяния лиц, обращавшихся к св. Варваре с молитвою 471 . Св. Агафия в северо-западной Руси считается покровительницею от пожара, а в восточной – хранительницею коров от коровьей смерти, которая царит в этот день и слывёт под именем коровницы. Почему св. Агафия считается хранительницею коров – трудно сказать. Но признание Агафии заступницею от пожара имеет за себя основание в жизнеописании этой угодницы. В житии св. Агафии рассказывается, как жители града Катанска отвратили от города подземный огонь Этны, защитившись одеждою угодницы, как щитом. Огонь, по замечанию жизнеописателя, «аки постыдевся одежды тоя святыя мученицы, вспять возвращашеся и угасе». Для отвращения огня, а также и коровьей смерти, как предохранительное средство, употребляется хлеб св. Агафии, освящаемый в день памяти угодницы. Для сохранения от огня хлеб этот сберегается целый год, для отгнания коровьей смерти хлеб св. Агафии привязывается на рога коров. IV. Народные представления о диаволе и ангелах Падение диавола и вредоносная деятельность его по письменным древнерусским памятникам. – Падение диавола и вредоносная деятельность его по народным воззрениям. – Борьба с дьяволом из-за человека, святых и ангелов Сказав о деятельности апостолов и св. угодников, мы не можем оставить без внимания и народное воззрение на дьявола, деятельность которого народ представляет противоположною деятельности святых. Ангелы и угодники – добрые существа, их деятельность направлена ко благу людей, тогда как дьявол – по народному воззрению – существо злое, и все его стремления направлены к тому, чтобы вредить человеку. Впрочем, прежде чем мы представим народное воззрение на дьявола и нечистую силу, мы вкоротке изложим учение о дьяволе, какое проводилось в древнерусской письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но иногда указания месяцесловов получали в глазах Святителя и большее значение, так что он под влиянием их переносил памяти святых с одного числа на другое. Напр., помещая память св. Ионы Савваитского 22-го сентября вместо 21-го, где ее полагает Пролог, Святитель во втором издании Четиих-Миней 21-го сентября делает заметку: «в месяцеслове память его утро» и, следовательно, предпочитает Прологу месяцеслов 98 . Такое же перенесение памяти по руководству месяцеслова (и служебных Миней) сделано 20-го января, о чем мы уже приводили свидетельство Четиих-Миней и Пролога 99 . 28 августа, как бы указывая на неправильность Пролога, Святитель в Четиих-Минеях замечает: «В Прологу в сей день положена память св. Анны, дщери Фануиловы; в месяцеслове же память ее февраля 3-го купно с св. Симеоном Богоприимцем, тамо о ней зри» 100 . Однако подобные последним примеры сравнительно редки и поэтому можно утверждать, что различные сборники памятей святых оказывали небольшое влияние на работу над месяцесловом. Немалое значение здесь имели и иностранные, именно – латинские источники. Свят. Димитрий очень скоро оценил их высокое научное достоинство и не боялся пользоваться ими. По некоторым из этих источников, как мы видели, он проверил почти все памяти святых в Прологе и во многих местах исправил его ошибки. Эти исправления в одних случаях касались наименования святых и времени празднования их памятей, в других относились к тем историческим сведениям, какие давались о святых в синаксарях Пролога. Исправлений последнего рода мы теперь не будем касаться, – нам придется подробно говорить о них в следующих главах сочинения. Здесь мы приведем только те поправки, которые относятся к именам и памятям святых. Первых немного, вот из них наиболее важные: 1) сентября 10-го память свв. апостолов Апеллия, Луки и Климента. На поле Пролога Святитель пишет: «не Луки, а Лукия апостола, Римл. г. 16. Vide Martyrol. Romanum, april 22, ibi ponitur вместо Луки Lucius. He Апеллий се, але Алоллос, зри о нем декабря 8-го» 101 . 2) Октября 10-го память преп. Василиана, поправлено, неизвестно на каком основании, «Вассиана» 102 . 3) Апреля 13-го в Прологе память св.м. Фусика. На поле – «не Фусика, а Пусика vide in vita s. Simeonis. Acta SS. apr. II, 845 in fine historia f. 847.» 103 . 4) Мая 31 память св. апостола Ермия ; Святитель поправляет – «Ермина» и на поле пишет: «апостол Ерма апр. 8. К Римл. гл. 16, зри о нем ианнуария 4. Инша Ермин, инша Ерма. Римл. 16 -я» 104 . 5) Июля 6-го св.м. Пергина, на поле: «Перегрина» ... «Sic Martyrol. Romanum iunii 17-o» 105 . Malgovzata. Skarga июля XX, f. 638, тож есть, еже и Марина» 106 . 7) Августа 15-го слово Григория Двоесловца о Карпе епископе; Святитель исправляет: «Kassius. Martyrologium iunii 29» 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

апостолом Андреем русской земли и о первых князьях русских Рюрике, Олеге и Игоре, а в конце – подробное и витиеватое сказание о перенесении мощей св. Ольги а ещё более витиеватое и высокопарное похвальное ей слово. И житие и слово, как видно из многих оборотов речи, предназначались для чтения пред народом в день памяти св. Ольги 11 июля 42 . За тем, после оглавления Степенной книги, следует другое, ещё гораздо обширнейшее и столько же растянутое и многословесное житие св. князя Владимира, так же назначавшееся для чтения в день его памяти, 15 июля. В предисловии автор объясняет, что хотя и прежде обретались многие повести о равноапостольном, устные и письменные, но они не были соединены вместе, а существовали порознь, одни в летописях, другие инде, третьи в кратком житии его, многие же в похвалах ему, и что теперь из всех этих повестей собрана и составлена одна повесть «благословением и повелением господина преосвященного митрополита Макария всея Руси». Повесть эта обнимает не одну жизнь Владимира, но вкоротке и всю нашу историю, гражданскую и церковную, от начала Руси до его кончины, и разделена на 72 главы. Начинаясь заметкой о сродстве Владимира с римским кесарем Августом, она ведёт речь о Рюрике и последующих князьях наших, об обращении Руси к христианству ещё при патриархе Фотие, о крещении болгар, изобретении русской грамоты и переводе священных книг на славянский язык Кириллом и Мефодием; затем, переходя к самому Владимиру, в подробности излагает обстоятельства его обращения к христианству и крещения всей земли русской, говорит о первых наших митрополитах, епископах, епархиях, построении церквей, учреждении школ, о разных деяниях князя, воинских и гражданских, о его смерти, и оканчивается похвалою ему и его благочестивым сродникам. Здесь, между прочим, автор, упомянув о св. Ольге, замечает: «о ней же довольно есть особное сказание», имея в виду, вероятно, житие её, помещённое в начале Степенной книги; а далее, упомянув о св. муч. Борисе и Глебе, выражается: «о них же в древних повестях изрядная списания довольно изложены быша, от них же нечто отчасти собравши зде предлагахуся (т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Но это не значит, что только два дня в течение Рождественского поста отмечаются священными воспоминаниями. Каждый день церковного года имеет какую-нибудь память (посвящен какому-либо святому или событию), и эти памяти на весь период Рождественского поста подобраны нарочито. На этот священный период, на эту важную часть церковного года выбраны лучшие и наиболее идущие сюда памяти, празднования. Надо заметить, что церковный месяцеслов хотя слагался постепенно, долго, веками, но слагался далеко не во всех частях своих сам собою, случайно, т. е. не все памяти его положены на те дни, на которые они падали естественно (память Святаго не всегда празднуется в день кончины его, если он даже и известен), а выбирался для них день или число месяца по плану, замыслу, хотя план этот не мог быть строго выдержан во всех частях его. Так, напр., нельзя не заметить, что часть церковного года от половины февраля до половины апреля, на которую падает обыкновенно Великий пост , почти не имеет никаких не только великих, но и средних праздников, и сюда отнесены все наименее важные священные памяти (иногда прямо перенесены с других дней года). Это сделано в виду того, что каждый день Великого поста имеет свою особую и очень богатую церковную службу, для которой служба святому, если не отменяется совсем (большею частью переносится на повечерие), то заслоняется ею в значительной степени. Рождественский пост не имеет своих особых служб, исключая двух последних воскресений его да дней предпразднства пред Рождеством Христовым; посему в течение его службы дневным святым могут занимать главное положение, какое занимают они в обыкновенное время церковного года. Естественно поэтому, что к Рождественскому посту церковный месяцеслов приурочивает более важные из своих памятей. В этом отношении этот пост, следовательно, составляет противоположность Великому. И прежде всего едва ли случайность, а если случайность, то очень счастливая, что самое преддверие этого поста не совсем обыкновенный, простой день церковного года, а имеет довольно важную память; это – память св. ап. Филиппа. Все апостолы из лика 12 чтутся по нынешнему церковному уставу так называемым полиелеем, и дни их составляют «средние» праздники. Понятно само собою, что такой праздник неуместен был в первый день поста и как нельзя более уместен был на заговины, которые, по взгляду Церкви, являются «светлым предпразднством воздержания» 22 и для большинства постов падают на праздничные дни (неделя сырная пред Великим постом, неделя всех святых пред Петровым). Любопытно, что в двух древнейших литургических памятниках – отрывке Готскаго месяцеслова ΙV – V веков и в типиконе греческого императора Константина VII, написанном в X веке – память ап. Филиппа положена 15 ноября 23 . Возможно, следовательно, что она впоследствии перенесена на 14 ноября из-за того, чтобы «не падала на начало поста, а «просветила» собою заговины его 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

План Постной триоди Постная триодь представляет собою сборник переменных частей богослужения для первой половины круга т.н. подвижных дней, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая великой субботой. Прежде чем приступить к рассмотрению того, как создавались составные элементы триоди и как составлялся самый этот сборник, необходимо предварительно ознакомиться с тем, как возникли те памяти, которые давали повод к появлению указанных элементов, и как образовалась та система этих памятей, которая теперь служит планом Постной триоди, – словом – необходимо ознакомиться с историей календаря Постной триоди. В этом календаре различаются три группы памятей: 1. пасхальный пост, или страстная седмица, к которой примыкает пост 40-цы с предшествующими ей тремя приготовительными седмицами, 2. памяти дней воскресных 40-цы: в настоящее время в нашем календаре их нет, о них говорится лишь в содержании самогласнов и некоторых воскресных канонов, согласно этому содержанию во вторую, например, неделю поста вспоминается притча о блудном сыне, в третью – о мытаре и фарисее и т.д., и, наконец, 3. группа памятей минейных, перенесенных в подвижной круг из неподвижного, каковы, например, памяти св. Феодора Тирона в субботу первой седмицы поста, св. Марии египетской – в 5-ю неделю и т.п. Самая древняя из вышеуказанных память это – пасхальный пост. Несомненно, он установлен еще апостолами по заповеди Христа – поститься в тот день, когда отнимется у них Жених ( Мф. 9,15 ). Как видно из истории пасхальных споров к. II в., его одинаково соблюдали и христиане, праздновавшие Пасху вместе с евреями 14-го нисана, и христиане, праздновавшие этот праздник в день воскресный 1 . Продолжительность его во II в. в различных местах была различна. Св. Ириней Лионский в письме к папе Виктору сообщает, что, «по мнению одних, следует поститься один день, по мнению других – два дня, по мнению третьих – даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи 2 ». От первой половины III-ro века Тертуллиан в своем уже монтанистическом (после 202 г.) сочинении «О посте» сообщает, что современные ему православные считали «назначенными Евангелием для поста лишь те дни, в которые отнят был Жених, и признавали их единственно обязательными для христиан постом, после того как отменены были ветхие, законные и пророческие, установления (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

8. У вас нет надлежащего поминовения усопших Вы читаете по умершим Псалтырь, заупокойные каноны, также совершаете вечерни, утрени, часы и проч. Но всего этого недовольно. Для поминовения умерших св. Отцы Церкви по апостольскому узаконению, почитают нужною и полезною преимущественно св. литургию. Св. Златоуст говорит: «Не туне сия узаконоположена быша от Апостол, же при страшных тайнах памяти бывати о отшедших: ведяху бо им многое приобретение бываемое, многую пользу» 817 . Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Молимся о всех между нами поживжих, величайше верующе быти душ пособие, о нихъже приносится прошение святыя оныя и страшныя жертвы» 818 . То же учение видим и в книге о Вере, именно: «Святии Апостоли уставиша, яко да при действе пречистых таин, о тех, иже в правоверии последний день жития скончаша, память творима да будет» 819 . И еще: «Иже в православней Вере и в надежди несум(н)енней из мертвых возстания от сего света отходят, и временный живот на вечный пременяют, добре и благопотребне за них литургии совершати» 820 . 9. У вас совершаются вечерни, утрени, часы, молебны, панихиды, крещение, исповедь, но все эти службы совершаются не спасительно для вас Потому что 1) все эти службы совершаются у вас без святительского благословения. Но «без Епископа, – как говорит св. Игнатий Богоносец , – ничтоже творите» 821 . 2) Ваши службы совершаются без благословения святительского, посему, явно, они совершаются у вас своевольно и самочинно, а все самовольные службы ясно осуждаются св. Апостолом 822 . 3) Все означенные ваши службы совершаются у вас не только людьми, не получившими святительского благословения, но часто даже и не мужчинами, а женщинами. А таковое действование, как говорит блаж. Косма Пресвитер, руганию достойно 823 , т.е. достойно всеобщего осмеяния. Женщинам не только нигде не позволяется совершение никаких священных действий, но св. Апостол запрещает им даже собеседование в церкви – собеседование не только в пользу других, но и в пользу собственную. Жене учити не повелеваю... но быти в безмолвии 824 . Св. Златоуст объясняя сии слова св. Апостола, говорит: «жена в молчании да учится. Что есть сие? – Ниже да вещает, рече, в церкви жена, еже и в послании к Коринфянам пиша глаголаше: срамно есть женам в церкви глаголати. – Почто? – Яко закон покорил я есть (мужу). И паки инде: аще ли что научитися хощут, в дому своих мужей да въпрошают» 825 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Тема христианского единства стала главной в приветственных речах президента «Реновабис» священника Дитгера Демута, директора Института Восточных Церквей монс. Альберта Рауха, ректора ББИ Алексея Бодрова, который говорил об апостоле Андрее как о «ключевой фигуре для всего христианского мира», а также напомнил участникам форума о той многоплановой подготовительной научной работе, которая предшествовала празднованию 800-летнего юбилея перенесения мощей св. Андрея в из Константинополя в Амальфи, что способствовало развитию его почитания на Западе. В течение трех дней на конференции прозвучало 15 докладов, раскрывающих разные аспекты, связанные с апостолом Андреем: это и последние исследования по истории его миссионерского путешествия, и особенности почитания Первозванного апостола в разных странах, и углубленный анализ сведений об апостоле Андрее в Новом Завете. Наиболее оживленную дискуссию вызвал целый ряд докладов, посвященных современному осмыслению проблем экуменизма. Серию докладов на историческую тему начал известный историк Церкви, профессор Эрнст Суттнер из Вены, который проследил судьбу мощей св. апостола Андрея и их почитание в Патрах, Константинополе, Амальфи и Риме. Докладчик подчеркнул, что мощи апостола не раз использовались в качестве аргумента как в борьбе Церкви и государства, так и во внутрицерковных конфликтах. Два доклада о пребывании апостола Андрея на территории современной Грузии удачно дополняли друг друга: преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Ирина Багратион-Мухранели (Москва) сделала обзор исторических источников, подтверждающих подлинность пребывания апостола в Грузии задолго до признанной даты (326 г.) крещения Иверии св. Ниной Каппадокийской. Представитель Грузинской Православной Церкви протоиерей Георгий Звиададзе (Тбилиси) в своем докладе также подчеркнул, что особое почитание Первозванного апостола в Грузии связано с его проповедью в Иверии в I в., поставлением первого епископа в Ацхуре и возникновением в это время первых христианских общин. Память о св. Андрее хранит древняя топонимика Грузии: с именем апостола связаны названия горы, населенных пунктов, древних храмов. День памяти апостола Андрея, 13 мая, стал в Грузии государственным праздником.

http://patriarchia.ru/db/text/422592.htm...

книг и поя псалмы по почившим мучениками и всем от века святым и по братьям своим, почившим о Господе» 1472 . В позднейшем отделе Апостольских Постановлений указываются и нынешние дни поминовения: «Совершайте же и третины ( τρτα) почивших в псалмах, чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины ( νατα) в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст ( τεσσαρκοστα) по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину о памяти почившего. И пусть раздают из имения его нищим в поминовение его» 1473 . Св. Амвросий по поводу сорокоуста имп. Феодосия В. Замечает: одни привыкли соблюдать третий день и тридцатый, другие седьмой и сороковой» 1474 . Было долгое колебание между принятием 7 или 9 дни, 30 или 40, зависевшее, должно быть, от национальности церкви; древние греки приносили жертвы за умерших в 3, 9, и 30 день; римляне – в 9 день 1475 . Бл. Августин соблюдение 9 дня (с. 315) порицает, как языческий обычай 1476 . В Палестине еще в VI в. соблюдался 7 день 1477 . Сирийцы, по свидетельству св. Ефреме Сирина , соблюдали 30 день 1478 . Постепенно на Востоке принят был 3, 9 и 40, а на Западе 7 и 30 дни 1479 . Памяти трясений, побед и посвящения епископа Чтобы картина церковного года в IV-V вв. была полной, нужно назвать еще несколько праздников и постов, не принятых прямо в нынешний устав, но косвенно повлиявших на него, или характерных для эпохи. Так праздновались дни, ознаменованные особыми благодеяниями Божиими, например, избавлением от наводнения, землетрясения, победами. По свидетельству Созомена, когда Александрию в царствование Юлиана грозило затопить морское наводнение, которое однако скоро прекратилось, то «день, в который это случилось александрийцы назвали «памятию трясения» ( γενσια του σεισμου ) и ныне еще чествуют его ежегодным праздником; последний они совершают торжественно и благоговейно, зажигая по всему городу множество светильников и вознося Богу благодарственные моления ( χαραστηρους λιτàς) " 1480 . Ср. у нас 26 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

    Веки XVI и XVII богаты отдельными святцами по иерусалимскому уставу, особенно богата ими белозерская библиотека (ныне в Петербургской духовной академии). Большая часть из них буквально сходны между собою и различаются главным образом большим или меньшим обилием русских святых. Из XVII в. дошло до нас не мало самостоятельных святцев, отличающихся большею полнотою сравнительно со святцами иерусалимского устава. В сем отношении из многих святцев, находящихся в разных библиотеках русских, более замечательны святцы импер. публичной библиотеки 51, полнейшие из всех виденных нами в России, затем святцы Московского музея Ундольского 237 1621 г., немного уступающие первым полнотою памятей, но превосходящие их многими особенностями. Те и другие много имеют и сходства, так что в основе их несомненно лежат другие древнейшие их святцы. Сии два экземпляра и другие подобные им, но менее полные святцы, составлялись, как видно из содержания их, частными лицами на основании обеих редакций месяцеслова Василия, полного пролога стишного, разных синаксарей в евангелиях, апостолах, уставах и других календарных памятников. В сих святцах внесены в число святых и такие, которые не находятся ни в греческих, ни в славянских календарных памятниках, но о которых есть сказания в прологах, взятые из патериков и т. п., или поучения и сказания их самих, напр. в святцах 237 4 янв. показана память св. Дорофея, потому что в сей день есть в прологах сказание о 70 апостолах, ему приписываемое; есть в них памяти, повторяемые в один и тот же день, по неведению составителей, наприм. в тот же 237 11 января пр. Павла комельского и Павла обнорского. Но в них есть не мало и таких памятей, которых в те дни не найдено доселе в известных славянских памятниках. Собиратели, конечно, имели под руками такие славянские памятники, которые до нас не дошли. И действительно нередко приходилось находить в греческих рукописях неизвестные, но в означенных святцах также показанные памяти или перенесения известных святых на другие дни. Посему хотя нельзя вполне доверять составителям сих святцев, но нельзя пренебрегать оригинальными показаниями в них памятей. Общий недостаток святцев сего рода состоит в том, что в них многие памяти искажены отчасти переписчиками святцев, отчасти и потому, что сами составители пользовались искаженными славянскими памятниками, так что не мало стоило трудов и времени восстановлять смысл и значение многих памятей. Так как составители имели под руками разнородные памятники, то многие святые часто повторяются в сих святцах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010