Информационная врезка: Явления Христа святым: критерии истины /Автор - Роман Маханьков //Фома. - – апрель 2006. – С.23,25. – (рубрика « Тема номера. Пасха: Если Христос не воскрес …»). Свидетельство «неверия». Апостолы Фома и Павел . Подготовил Роман Маханьков . Ил.: Гравюры Густава Доре и Юлиуса Шнор фон Карольсфельда//Фома. - – апрель 2006. – С.26-27. – (рубрика « Тема номера: Пасха : Если Христос не воскрес…»).   Юрий Максимов, религиовед, историк, преподаватель Московской духовной семинарии. Что было бы с нашей цивилизацией, если бы Христос не воскрес? Фото ИТАР-ТАСС//Фома. - – апрель 2006. – С.28-29. – (рубрика « Тема номера: Пасха: Если Христос не воскрес…»). Повторная публикация//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.30-31. - (рубрика « Тема номера. Пасха »). Постскриптум: Митрополит Сурожский Антоний (1914 – 2003). Еще одна встреча со Христом: Страничка воспоминаний //Фома. - – апрель 2006. – С.30. - (рубрика « Тема номера: Пасха: Если Христос не воскрес…»). ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.31-52. (на заставке – фото Евгения Глобенко) Ортодоксия:   Спаситель безнадежных, или можно ли быть хорошим и не спастись . На помещенное в начале статьи письмо читателя ( Сергея Николаевича ) отвечает Александр Ткаченко. Фото Павла Кузнецова, Евгения Глобенко//Фома. - – апрель 2006. – С.33-37. – (рубрика « Ортодоксия »). Числа: Апрель (Церковные даты апреля). Подготовил Роман Маханьков //Фома. - – апрель 2006. – С.38-39. – (рубрика « Числа »). Представлены и прокомментированы даты: 7 апреля (25 марта по старому стилю). День памяти святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси ; 13 апреля ( 31 марта). День памяти святителя Ионы , митрополита Московского и всея Руси; 14 апреля (1 апреля) и 5-е воскресенье Великого Поста. Дни памяти преподобной Марии Египетской (VI век); 27 апреля (14 апреля). День памяти святителя Мартина исповедника , папы Римского (середина VII века).   Андрей Кураев (исполняет функции иностранного агента) , диакон храма Св. Иоанна Предтечи на Пресне, город Москва. Бог, ждущий ответа. - 7 апреля (25 марта по старому стилю). Благовещение Пресвятой Богородицы . Фото Евгения Глобенко//Фома. - – апрель 2006. – С.39. – (рубрика « Числа »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-36-a...

Но все возвращается на круги своя, и мы вновь поздравляем наших родных и знакомых с Днем Ангела (это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; нельзя, однако, смешивать святых покровителей с Ангелами-Хранителями, посылаемыми для попечения и охранения людей). Традиционно День Ангела относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день – это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь – древнее сакральное число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями – в честь родственников, например. Именины обращают нас к одной из наших ипостасей – к личному имени. Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе – сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени. В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя – хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, иризыванием благодати.

http://zavet.ru/a/rss_1087277795.html

Папство поставляет епископа Рима на высшую ступень церковной иерархии, как «первого без равных (primus sine paribus)». В православной экклезиологии первенствующий патриарх – «первый среди равных (primus inter pares)». Цель данной статьи – доказать, что свт. Лев видел ап. Петра «первым среди равных» по отношению к другим апостолам, и, соответственно, Римскому епископу также отведено место «первого среди равных» в собрании епископов Вселенской Церкви. В этом смысле учение св. Льва в корне неверно считать теоретическим фундаментом папства. Однако противоположное суждение о том, что древняя Церковь признавала за Римским епископом только primatus honoris, и никаких иных привилегий и функций, распространявшихся за пределы патриархата Запада, является также исторически несостоятельным. I. Дошедшее до нас наследие свт. Льва включает в себя собрания из 97 слов (sermones) и 173 посланий, относящихся к периоду 442–460 гг. 143 послания написаны св. Львом, и 30, наоборот, адресованы ему различными лицами 12 . К теме Петрова первенства, преимущественно, относятся II – V слова de natali ipsius, сказанные в ежегодные дни празднования памяти его рукоположения в сан епископа Рима, LXXXII – LXXXIII слова, в день памяти свв. Апостолов Петра и Павла (in natali apostolorum Petri et Pauli), LXXXIV – в день октавы 13 памяти Апостолов. Во многих письмах, адресованных различным лицам, идея первенства ап. Петра и Римского епископа в Церкви раскрывается применительно к историческим обстоятельствам и вызовам, которые определяли деятельность свт. Льва как епископа града Рима, патриарха Запада, и защитника догматической истины во Вселенской Церкви. Дошедшие до нас проповеди (sermones) свт. Льва были произнесены в Риме и были адресованы римскому народу. 14 Sermo – особый жанр церковной риторики, возникший в латинской христианской традиции, отличающийся от характерных для греческого Востока видов проповеди – Гомилий и Слов (ο λγοι). Гомилия предполагает последовательное толкование избранного отрывка из Священного Писания , следующее порядку библейских стихов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pr...

В Синаксаре К-польской Церкви (архетип кон. X в.) П. поминается как апостол от 70 и один из 7 диаконов под 30 июня - в Соборе св. апостолов, где воспроизводятся сведения визант. каталогов апостолов (SynCP. Col. 784), и под 2 марта, где в сказании подробно освещается его избрание в диаконы согласно Деян 6; в заключении отмечено, что, «совершая служение нуждам святых служителей добросовестно и боголюбезно, он угодил Богу и Его ученикам, а затем, после болезни, принял конец жизни на глазах апостолов» (Ibid. Col. 501-502). Под 12 мая и 6 мая его память встречается в Минее, изданной в Венеции (1603 г.- Ibid. Col. 661, 680). Под 28 июля память П. празднуется вместе с др. первыми диаконами - Прохором и Никанором, где в кратком сказании воспроизведены сведения из каталогов апостолов от 70 (Ibid. Col. 851). В Минологии Василия II 1-й четв. XI в. под 2 марта, в день поминовения «успения» (κομησις) П., к сведениям из Деян 6 и каталогов апостолов добавлены завершающие слова «ко Христу, к Которому стремился, он отошел, восприняв венец нетленный и царствие бессмертное» (PG. 117. Col. 336). В греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), под 28 июля, в день памяти П. вместе с диаконами Прохором, Тимоном и Никанором, ему посвящено двустишие: «Обладает тобою гробница, но только по плоти, душа же твоя, Пармене, с ангелами», и далее воспроизводятся сведения из Синаксаря К-польской Церкви ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 123-125). При переводе визант. Синаксарей память П. вместе с днями памяти апостолов Никанора и Прохора попадает в стишные слав. Прологи (XIV-XV вв.) под 28 июля, где говорится, что он был погребен и оплакан самими апостолами ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 11. С. 61-62). Отдельная его память с двустишием и сказанием, как и в Синаксаре Великой ц., отмечена 2 марта (Там же. 2012. Т. 7. С. 10) и под 30 июня вместе с днями памяти др. апостолов - с кратким сказанием, что он скончался в мире «пред ликом апостольским» (Там же. Т. 10. С. 78).

http://pravenc.ru/text/2579047.html

После безуспешной попытки образумить константинопольского епископа св. Кирилл отправил Келестину письмо с просьбой выразить свое мнение о возможности разрыва общения с Несторием. Понтифик отреагировал на это самым активным образом, созвав в 430 г. в Риме собор, осудивший Нестория, и направил послание Несторию с увещанием покаяться и анафематствовать свои заблуждения в десятидневный срок под угрозой разрыва общения, а также письма Кириллу, Иоанну Антиохийскому, клиру и народу Константинополя и некоторым восточным епископам с извещением решения Римской Церкви. Однако сами богословские аргументы, звучавшие в ходе Римского собора 430 г., не отражены в посланиях Келестина. Единственный сохранившийся фрагмент деяний этого собора приводится Арнобием Младшим в антимонофизитском сочинении «Диспут с Серапионом Египтянином» . Речь Келестина на соборе Вспоминая о событиях несторианского спора, Арнобий пишет: «Муж апостольской памяти, святой Кирилл, епископ Александрийской Церкви, узнав о распространении противного вере догмата Нестория, послал апостольской памяти епископу Келестину то [послание], которое он ранее отправил находящимся в Египте, говоря, что для него было бы честью, если бы находящийся на высоте епископского звания исправил бы его в чем-нибудь. Святой же Келестин назвал его достойным похвалы, и потому осудил мнения Нестория и перед Богом и всеми воздал хвалу Кириллу, и изложил это со всей очевидностью, говоря, что его мысли были подтверждены авторитетом таких прекраснейших епископов нашей провинции, как Дамас, Амвросий и Иларий. Ведь он говорит на соборе: Помню, как блаженной памяти Амвросий в день Рождества Господа нашего Иисуса Христа заставил народ в один голос воспевать Бога: Приди, Искупитель народов, Яви, как рождает Дева, Всякий век пускай удивляется: Роды стали приличны Богу . Разве сказал: роды стали приличны человеку? И прибавил : следовательно, мнение нашего брата Кирилла о том, что Марию надо называть Богородицей, вполне соотносится с [высказыванием] “роды стали приличны Богу”. Дева родила Бога, чтобы явить могущество Того, Кто всемогущ.

http://bogoslov.ru/article/6027561

Собственно Сакраментарий начинается с инципита In nomine Domini и молитв мессы вигилии Рождества Христова, затем идут мессы дня праздника и ряд памятей Рождественской седмицы. После октавы Рождества помещаются молитвы мессы мученикам и неск. формуляров воскресных месс. Далее - праздник Богоявления, ряд памятей (14 янв.- 25 марта), праздники Сретения (названный Ypopanti - от греч. παπαντ) и Благовещения (только в ред. H и ред. T), мессы подготовительных к Великому посту недель и мессы великопостного цикла. В субботу 1-й седмицы поста совершается служба 12 чтений (пост 1-го месяца). 5-я неделя носит название De passione, 6-я - Вход Господень в Иерусалим. В Великий четверг совершается воспоминание Тайной вечери (в ред. H и ред. T выписаны еще и чины благословения мира (хрисмы) и заклинания елея). Далее следуют молитвы Великой пятницы (в ред. H и ред. T добавлены благословение соли, молитвы принятия в число оглашаемых и молитвы св. Четыредесятницы над детьми) и Великой субботы , к-рые читает папа (в ред. H и ред. T еще и благословение вод источника и помазание детей), молитвы ночной и утренней месс. На 8-й день после Пасхи (post albas) указаны молитвы, «завершающие праздничные дни» (в ред. P - празднование годовщины Крещения (In Pascha annotina) и праздник Благовещения). Далее возобновляется санкторал (памяти 14 апр.- 25 мая). 25 апр. совершается великая литания. В ред. P имеется праздник Обретения Креста (3 мая). В субботу перед Пятидесятницей читаются молитвы схождения в воды и восхождения из вод источника. В субботу 1-й седмицы после Пятидесятницы совершается служба 12 чтений (пост 4-го месяца). Затем снова идут памяти святых (1 июня - 13 дек.) и праздники Рождества Иоанна Предтечи (24 июня) с вигилией, апостолов Петра (29 июня) с вигилией и Павла (30 июня) с общей октавой апостолов, Успения (15 авг.) и Рождества Девы Марии (8 сент.). В ред. P к ним добавляется воспоминание мученичества (passio) Иоанна Предтечи (29 авг.). 14 сент. празднуется Воздвижение Креста, в субботу по Воздвижении совершается служба 12 чтений (пост 7-го месяца). 29 сент.- Освящение базилики арх. Михаила. После памяти ап. Андрея (30 нояб.) - молитвы начала периода Адвента . В субботу 3-й седмицы Адвента - служба 12 чтений (пост 10-го месяца).

http://pravenc.ru/text/Григория ...

«Думается, центром праздника должна стать Петропавловская крепость. А начинаться он должен с Божественной литургии и крестного хода по стенам крепости. Кстати, для меня вопрос о скульптурном памятнике святым апостолам не решен. Я полагаю, что лучше памятника, чем Петропавловский собор, вряд ли следует ожидать от наших современников. Организация праздника как нового дня города встретится с такой проблемой, что день города у нас уже есть. И, кстати, тоже связанный с этим собором. Полагают, что собор был заложен на Троицу 1703 года. Эта дата, оторванная от триодного цикла праздников и удачно или нет пересчитанная на новый стиль, и празднуется нами как день основания Санкт-Петербурга. Повод хорош, спору нет», - считает священник. «Полагаю, что форма проведения второго городского праздника должна соотносить его с уже существующим. Тут кстати и природа нам подыгрывает: день города приходится на начало белых ночей, а именины города - на их окончание. Праздничные программы, начатые 27 мая, можно торжественно завершать 12 июля. На этот период приходится и день св. Исаакия Далматского - день рождения державного основателя города. Кстати, и еще один церковный праздник, приходящийся на эти дни, нуждается в постоянном общегородском статусе. Я имею в виду 10 июля - день св. Сампсона, день Полтавской битвы, «совершенно основание Санкт-Петербурга положившей». Он также мог бы войти в эту полуторамесячную праздничную программу», - заключил протоиерей Игорь Александров. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. Дополнение Интересно отметить, что на день памяти Исаакия Далматского приходится не только день рождения Петра Великого, но и день рождения святого Александра Невского, разгромившего шведов в тех местах, где Петр построил свой град. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/12/09/pr...

Особенно большое стечение посетителей (русских) бывает в дни постов св. Апостолов и Успения Пресвятой Богородицы. Тогда многие из них остаются в тихой пустыне, чтобы собрать свои мысли, очистить сердце покаянием и сподобиться причащения Св. Христовых Таин. Всем такого рода гостям в те дни подается в трапезе постная пища без масла. Много бывает также богомольцев в скитский праздник Всех Святых, в день соборного празднования Боголепного Преображения Господня, в день памяти св. ап. Петра и Павла и в день памяти перенесения мощей преподобных отцов наших Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Всех посетителей (русских) в течение года бывает в обители насколько тысяч человек. При отправлении из монастыря, гости берут благословение у о. настоятеля на благополучное возвращение домой. Некоторые из них тогда же изъявляют желание остаться в обители до следующего парохода поговеть. Со всеми ласково беседует о. игумен, каждому – бедному и богатому – даёт в благословение: кому образок, кому просфору, кому книжку, кому что-либо другое; всем выражает свое сердечное удовольствие за душеполезный труд их в посещении святого места. Напутствуемые благословением, гости оставляют обитель. 3. Монастырские правила для приезжающих. Не требуя никакого вознаграждения за своё гостеприимство, предоставляя это вознаграждение совести, усердию и средствам каждого богомольца, Валаамский монастырь, с своей стороны, желает только, чтобы богомольцы, живя в монастыре, соблюдали следующие правила монастырского благочиния. 1. Без особенного благословения не ходить в лес, в пустыни, скиты, в монастырские кельи. Из живущих в монастыре никого не принимать к себе в кельи, им не давать и от них ничего не брать, ни под каким предлогом. 2. Не оказывать никому здесь частных благотворений, а доброхотное свое приношение полагать в общую кружку на пользу св. обители, так как, по правилам общежития, никто из живущих в монастыре не имеет права приобретать отдельной собственности. 3. Привозимые в монастырь письма и посылки на имя проживающих в нём отдавать монастырскому начальству, для передачи по принадлежности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

          1. Богослужение суточное. Круг его начинается всегда с вечера ( Быт. 1:5 ). В этом состоит отличие церковного времяисчисления от гражданского.           Первая служба, с которой начинается вечернее богослужение, есть девятый час. Это время дня, ознаменованное смертью Спасителя ( Мф. 27:46–50 ), через которую открылась всем новая эра в духовной жизни, и потому естественно с него начинать круг суточных служб 2 . По нашему времяисчислению девятый час падает на четвертый, пятый и шестой часы дня 3 .           Вторая служба – вечерня. Она бывает трех видов: малая, вседневная и великая. Малая вечерня совершается накануне праздников со всенощным бдением, которое начинается великою вечернею. Вседневная – обычно когда нет полиелея (на утрени), великая – под праздники (иногда в самый праздник) 4 .           Третья служба – повечерие. Их два: великое и малое.           Утреннее богослужение состоит из полунощницы, утрени и первого часа. Полунощница бывает трех родов: вседневная, субботняя и воскресная.           Утреня также делится на: 1) простую, или обычную, на которой славословие великое читается (а не поется); 2) праздничную со славословием великим, которое в данном случае поется (оканчивается словами «Святый Боже...»); 3) утреню с полиелеем и 4) пасхальную.           Первый час обычно (но не всегда) присоединяется непосредственно к утрене.           Наконец, дневное богослужение заключает в себе третий и шестой час и литургию.           Можно упомянуть еще о «последовании изобразительных» (оно же и «обедница») и никогда не совершаемых в приходских храмах службах – «междочасиях».           Часы бывают повседневные, великопостные, царские, пасхальные. Литургия также имеет несколько видов: их в настоящее время в Православной Церкви три – св. Иоанна Златоуста , св. Василия Великого и св. Григория Двоеслова (преждеосвященных Даров).           2. Седмичные службы. Они отличаются особыми песнопениями, посвященными памяти известных святых или воспоминаниям спасительных священных событий. Так, в первый день по субботе, то есть в неделю 5 , празднуется Воскресение Христово. В понедельник воспоминаются бесплотные небесные чины; во вторник – св. Иоанн, Предтеча и Креститель Господень, и с ним все пророки; в среду и пяток – предание Господа на смерть, Его страдания и смерть, и совершается посему служба св. Кресту; в четверток воспоминаются святые апостолы и св. Николай Чудотворец как представитель всех их преемников; суббота посвящена памяти всех святых и усопших отец и братий наших. Божия Матерь прославляется св. Церковью ежедневно, но особенно в среду, пяток 6 и воскресенье, дни страдания и славы Ее Божественного Сына, ибо и Она, по слову Писания ( Лк. 2:35 ; Ин. 19:25 ), участвовала в них.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В притворе храма Преподобных предлагаются посетителям кипарисные крестики и образочки работы братий, образки на финифте, литографированные и фотографические изображения Валаамских угодников и служба им, книжки „Описание Валаамского монастыря”, „Собрание видов местностей острова Валаама” и литографированные виды обители и ее скита; и в гостином доме разные глиняные изделия: вазы, сахарницы, молочники, чайники и прочее – труды иноков Валаамских. Особенно большое стечение посетителей (русских) бывает в дни постов св. Апостол и Успения Пресвятой Богородицы. Тогда многие из них остаются в тихой пустыне, чтобы собрать свои мысли, очистить сердца покаянием и сподобиться причащения св. Христовых Таин. Всем такого рода гостям в те дни подаётся в трапезе постная пища без масла. Много бывает также богомольцев в скитский праздник Всех Святых, в день соборного празднования Боголепного Преображения Господня, в день памяти св. Апостол Петра и Павла и в день памяти пренесения мощей преподобных отец наших Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Всех посетителей (русских) в течение года бывает в обители несколько тысяч человек. При отправлении из монастыря гости берут благословение у о. настоятеля на благополучное возвращение домой; некоторые из них тогда же изъявляют желание остаться в обители до следующего парохода поговеть. Со всеми ласково беседует о. игумен, каждому: бедному, странному и богатому дает в благословение кому образок, кому просфору, кому книжечку, кому что-либо другое, всем выражает своё сердечное удовольствие за душеполезный труд их к посещению святаго места. Напутствуемые благословением, гости оставляют святую обитель. Сохраняя тщательно своё направление, исторически установившееся, Валаамский монастырь и в последний период времени явил немало знамений своего глубокого единства с православно-кафолическое Церковию, на других местах существующею, и своей преданности нуждам и пользам отечества. Так из Валаама единовременно пожертвовано в пользу бедствующей Александрийской патриархии 100 руб. серебром на духовные потребности, Черногорской православной Церкви 100 руб., на построение церкви в Пятигорске 50 руб., Боснийским церквам принесены в дар серебряные сосуды: потир, дискос и прочее; Сербским церквам, понесшим разорение от возмутившихся Венгерцев – серебряные же сосуды: потир, дискос, ковшичек и прочее, также ризы, воздухи, покровцы, и в пользу Болгарских церквей серебряные сосуды: потир, дискос, ковчег, ковшичек, кадило, серебряный напрестольный вызолоченный крест с финифтяными образочками, воздухи, ризы, подризники, стихари и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010