С именем Василия Великого связано чинопоследование литургии, поныне совершаемой в воскресения Великого поста и в некоторые другие дни церковного года, включая Великий Четверг и Великую Субботу и день его памяти – 1 января. «Бла­годаря исследованиям современных ученых Б. Капелля, Э. Раэса, прот. Б. Бобринского , можно считать доказанным, что пол­ная версия анафоры написана самим Василием Великим . Как показали И. Энгбердинг и позднее Дж. Фенуик, краткая версия анафоры лежит в основе полной; возможно, краткая версия ана­форы – это обработанная Василием Великим древняя традици­онная анафора Каппадокии или Египта» 394 . Исключительно велик вклад святого Василия в формирова­ние канонической церковной дисциплины. В канонический свод вошло его 92 правила, из которых 86 почерпнуты из трех его посланий к св. Амфилохию Иконийскому ; 87-й канон – это посла­ние к епископу Тарсийскому Диодору, 88-й – послание к Григо­рию пресвитеру, 89-й – к хорепископам, 90-й – к подчиненным ему епископам Каппадокийской митрополии, наконец, 91 и 92-й каноны взяты из сочинения Василия Великого «О Святом Духе». Правила Василия Великого первыми из святоотеческих вошли в канонические сборники. Их содержание охватывает разные сто­роны церковной жизни, среди них особенно много епитимийных правил, в которых устанавливаются различные прещения за гре­хи: вероотступничество, убийство, блуд. Ряд канонов святителя посвящен брачному праву, препятствиям к заключению брака. В конце жизни главной заботой святителя стало устранение разделения между последователями Никейского символа в Анти­охии, где одну православную общину возглавлял Павлин, имев­ший общение с Римом и Александрией, а другую, и несравнен­но более многочисленную, – пребывавший в ссылке, куда его отправил Валент, святой Мелетий, подозревавшийся на Западе и в Египте в не изжитом им до конца арианстве. Святому Василию почти удалось добиться полного признания православия меле­тиан, в недавнем прошлом омоусиан, в переписке с Афанасием Великим , но после его кончины брат святителя Петр, ставший его преемником по кафедре, оказался не склонным к примире­нию, так что достижение церковного единства, к скорби свято­го Василия, оказалось отсроченным. В 376 и 377 гг. он направлял послания епископу Римскому Дамасу с просьбой о восстановле­нии общения с общиной Мелетия. Во втором послании условием примирения мелетиан с Павлином был назван разрыв общения павлиниан с последователями анафематствованного на Восто­ке Маркелла.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Делегация Санкт-Петербургской духовной академии приняла участие в многотысячном крестном ходе в праздник святителя Василия Острожского в г. Никшич (Черногория) 16 мая 2014 г. 11:07 12 мая 2014 года в день памяти святителя Василия Острожского по улицам г. Никшича (Черногория) прошел крестный ход, собравший более 40 тысяч человек — жителей города, гостей и паломников из других городов и стран. В торжественном шествии принимала участие делегация  Санкт-Петербургской духовной академии . Крестный ход возглавили митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий ; архиепископ Петергофский Амвросий , ректор Санкт-Петербургской духовной академии ; епископ Никшичский и Будимлянский Иоанникий; епископ Захолмско-Герцеговинский Григорий, епископ Афанасий (Евтич). В шествии приняли участие: Президент Республики Сербской М. Додик; посол Российской Федерации в Республике Черногория А.А. Нестеренко; президент международного фонда «ОКА» Т.В. Полоскова, посол Украины в Черногории О.А. Слюсаренко; представитель правительства Сербии Б. Петкович, деятели культуры. Впереди многотысячной процессии несли список Тихвинской иконы Божией Матери, подаренный кафедральному собору г. Никшича международным фондом «ОКА». Песнопения исполняли мужской хор духовной академии и местное духовенство. Согласно местной традиции городского крестного хода, называемого литией, происходящей от византийского Устава Великой Церкви в Константинополе, во время шествия делаются остановки (в Константинополе такие остановки делались на форумах), на которых читается Евангелие и возносятся молитвы о мире и благоденствии святой Апостольской Церкви, жителей города и всех православных христиан. На крестном ходе в день святителя Василия Острожского в г. Никшиче духовенство и народ молились о благоденствии Русской Православной Церкви и о здравии ее Предстоятеля — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, о страждущих братьях на Украине. Во время остановки на площади возле памятника королю Николаю со словами и приветствиями к участникам крестного хода обратились епископ Иоанникий, архиепископ Амвросий и митрополит Амфилохий.

http://patriarchia.ru/db/text/3649204.ht...

31 декабря/13 января. Служил всенощную в храме Василия Кесарийского на Тверской – Ямской. В этот день в храме Василия Кесарийского побывал Н. П. Окунев и оставил следующую запись в своем дневнике: «Храм громадный, но вместил только тех, которые вошли в него за час до начала службы. Служил Патриарх, два епископа, протопресвитер и местное духовенство. Диаконствовал Розов и еще два голосистых протодиакона. Пел хор под управлением Чеснокова, а «слово» сказал протопресвитер Любимов, большой мастер говорить сильные, умные и добрые речи. Благолепная и поистине торжественная служба! Продолжалась три часа с лишком, и, несмотря на страшную тесноту (вернее, давку), было не утомительно. Вот что значит настроение!» 1921 год 1/14 января. День памяти святителя Василия Великого . Служил литургию в храме Василия Кесарийского на Тверской – Ямской. 3/16 января. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 5/18 января. Крещенский сочельник. Освящал воды и служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 6/19 января. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Христа Спасителя и возглавил крестный ход на Москву – реку. 9/22 января. Служил литургию в храме Николая Чудотворца на Арбате («Никола Явленный»). 10/23 января. Служил литургию в храме Всех Святых в селе Всехсвятском. 17/30 января. Служил литургию в храме Николая Чудотворца в Уланском переулке («Никола Дербентовки»). 24 января/6 февраля. Служил литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Красносельской. 25 января/7 февраля. Служил литургию в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще. 29 января/11 февраля. День рождения патриарха Тихона. Служил молебен в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 30 января/12 февраля. Служил молебен в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 31 января/13 февраля. Служил литургию в Покровском монастыре и всенощную в храме Трифона мученика. 1/14 февраля. День памяти мученика Трифона. Служил литургию в храме Трифона мученика и всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В малой вечерне великой ектеньи нет, нет просительной, только есть сугубая ектенья в самом конце. И много таких в молитвословиях сокращений, стихир немного. Например, на полной праздничной вечерне-всенощной, под воскресный день, «Господь воцарися, в лепоту облечеся» — прокимен поется четыре раза, а на малой вечерне только два. Бывают случаи, когда вечерня служится не в обычное время. Тогда она соединяется с другими богослужебными последованиями, как, например, в особые дни, которые относятся к Великому посту и Святой Седмице. Тогда вечерня соединяется непосредственно с литургией, иногда с литургией Преждеосвященных даров, а иногда с полной литургией Иоанна Златоуста или Василия Великого. Я хочу вам напомнить, в какие дни совершается литургия Василия Великого. Десять раз в году: в Рождественский сочельник, в Крещенский сочельник, в день памяти Василия Великого, в пять воскресений Великого поста, в Великий Четверг и в Великую Субботу. Богослужебные Прокимны Знающие наш Церковный Устав, знакомые с нашей православной службой, знают, что за богослужением часто возглашается прокимен. Этим греческим названием означается какой-либо текст из Священного Писания, имеющий особо близкое значение, отношение к данному празднику. Когда бывает праздник, например, в честь Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого — этих величайших богословов и проповедников, то обычно, прокимен возглашается, соответственно этой их славе великой: «Уста моя возглаголят премудрость и поучение сердца моего разум». Ибо их уста, действительно, на всю вселенную возглашали глаголы божественной премудрости. Сейчас мы празднуем праздник в честь памяти другого великого Святителя, Святителя и Чудотворца Николая, но прокимен мы слышали другой: «Честна пред Господом смерть преподобных Его». Этот прокимен возглашается в честь многих великих святых. Но хотя Святитель и Чудотворец Николай вдохновенным, благодатным словом наставлял и назидал свою паству, главная слава ему не в этом. Мы знаем, в чем его главная слава.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

После этого дивные старцы вывели узника из темницы, проводили на безопасную дорогу и там скрылись от взоров его. В ту же ночь святой Николай явился во сне папе, держа за руку избавленного от уз военачальника Петра, и сказал ему: «Вот этого мужа Петра вместе с Симеоном Богоприимцем мы избавили от тяжких уз из темницы Самарийской; поручаю тебе возвести его в образ монашеский и наставить на путь спасения. Ты увидишь его завтра в церкви во время утрени, и сделай то, что я сказал тебе». После этих слов святой Николай сделался невидим. Между тем, Петр, споспешествуемый помощью святых отцов – Симеона и Николая – прибыл в Рим, явился во храм святого Петра и, плача от радости за свое освобождение, пал с молитвой святым апостолам Петру и Павлу и своим избавителям – святым Симеону и Николаю. Папа узнал его и в тот же день постриг в ангельский образ. Петр провел остаток дней своих в подвигах благочестия на горе Афоне. Православная Церковь причислила его к лику святых и празднует в 12 день июня память преподобного Петра Афонского. Освобождение Василия, сына Агрикова, из плена В стране Антиохийской, часто подвергавшейся набегам сарацин, жил один богатый и благочестивый человек, по имени Агрик. Имея великую веру ко святому отцу Николаю, он имел обыкновение ежегодно в день его памяти ходить на богомолье в церковь, освященную во имя его и находившуюся в пяти стадиях (чуть более километра) от его местожительства, а затем угощать обедом всех родных и знакомых и множество нищих. Раз, в канун дня памяти святителя Христова, Агрик сказал шестнадцатилетнему сыну своему Василию: «Ступай в церковь святителя Николая, помолись великому угоднику Божию и, отслушав вечерню, утреню и Литургию, приходи домой; а мы с матерью приготовим все нужное для угощения нищих». Отрок с радостью пошел исполнить желание своего отца. Во время утрени на церковь святителя Николая внезапно напали сарацины, взяли в плен всех, находившихся в ней, в том числе и Василия, сына Агрикова. Его увезли на остров Крит, и Василий сделался рабом сарацинского князя Амиры. За необыкновенную красоту Василия князь Амира сделал его своим виночерпием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

В день восьмой обрезывается Владыка, как младенец,/и принимает Иисуса именование,/ибо Он – Спаситель мира и Господь. Ко Христову Рождеству достойно осмый спряжеся,/святителя всеславная память,/юже почитающе верою, поем Господа и превозносим во веки. С Христовым Рождеством/достойно день восьмой соединился –/иерарха память всеславная,/которую с верою почитая,/воспеваем Господа (и превозносим вовеки). Преподобнаго: Несказанным Промыслом даровавшаго Василия миру,/свет благочестия, трубу же Богословия,/благословите, дела Господня, Господа. Канон святителю Даровавшего миру несказанным промыслом/Василия, свет благочестия/и трубу богословия,/благословляйте, творения Господни, Господа. Богатным действом всельшася в мудраго Василия/и тем благочестно Богословившаго,/благословите, дела Господня, Господа. Того, Кто обильным действием Своим/в мудрого Василия вселился/и через него благочестиво богословствовал,/благословляйте, творения Господни, – Господа! Божественных твоих словес насладившиися, Василие,/непрестанно в твоей памяти торжествующе, вопием:/благословите, дела Господня, Господа. Божественными твоими словами/наслаждаясь непрестанно,/в день твоей памяти, Василий, торжествуя, мы взываем:/“Благословляйте, творения Господни, Господа!” Лучи словес испустил еси, Василие, миру,/светом наставляющия Едино чествовати Тройческое Естество:/благословите, дела Господня, Господа. Слов своих лучи ты послал, Василий, миру,/светом своим наставляющие/чтить единое Троицы естество,/“Благословляйте”, – восклицая, – “творения, Господа!” Богородичен: Из Отца, прошедшаго прежде век, и безлетнаго Бога Слова/и в последняя возсиявша из Девы,/благословите, дела Господня, Господа. Богородичен: От Отца происшедшего/предвечного и вневременного Бога-Слово/и в последние времена от Девы воссиявшего,/благословляйте, творения Господни, Господа! Катавасия: Тайну преславную вавилонская показа пещь, источившая росу,/яко струями имяше Невещественный Огнь восприяти Иордан/и объяти плотию крещаема Зиждителя,/Егоже благословят людие и превозносят во вся веки.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

Эта частица мощей в конверте распалась на три части, и у меня возникла мысль, что можно было бы одну часть вставить в икону, которая была написана для отца Василия одним хорошо знавшим его иконописцем. На иконе были святой князь Игорь Черниговский — небесный покровитель отца Василия в миру, святитель Василий Великий — в честь которого отец Василий был пострижен в рясофор, и святой Василий Блаженный — его небесный покровитель в монашестве. Эта икона сейчас у мамы отца Василия. Как-то я спросил у отца Василия: «Батюшка, очень хочется почитать житие старца Иосифа Оптинского, хотя уже читал. Пойти ли в библиотеку?» — «Пойди». Стал читать и обнаружил, что читаю в мирской день Ангела отца Иосифа— память святого Иоанна Милостивого. Как-то после моей исповеди отец Василий сказал: «Надо молиться перед исповедью. Видно, что ты перед исповедью не молишься — ни о самой исповеди, ни о духовнике, у которого исповедуешься». То есть он дал мне понять, что к духовнику надо относиться тоже бережно, а не «валить» на него все безжалостно… Но, может, дело и не в этом, а в том, что надо помолиться. Еще один замечательный случай. Один раз отец М. поручил отцу Василию сказать проповедь на Обрезание. Он при мне его благословлял на это. А я слышал как-то раньше разговор между отцами, что, мол, сказать-то на этот праздник и нечего. И вот именно отца Василия назначили на эту сложную проповедь. Я хотел как-то помочь ему. Есть замечательное «Слово на Обрезание» святителя Димитрия Ростовского в Четьи-Минеях на 1 января — одно из «перлов» святоотеческой письменности. А на церковнославянском как звучит оно — поэзия! Начинается оно с рассказа об Обрезании и переходит на тему: «В этот момент Господу было наречено имя Иисус». Дальше говорится об имени «Иисус» и об Иисусовой молитве. «Слово» это каждый год почему-то обходят, не замечают. Чаще проповедь в этот день посвящают памяти святителя Василия Великого, житие которого тоже, конечно, необыкновенно интересно. В библиотеке есть книга на славянском языке, и в ней это «Слово». Поэтому я побежал к отцу Василию: «Батюшка, я тебе найду».

http://pravmir.ru/ob-otce-vasilii-roslya...

Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил Литургию в Банченском монастыре 14 января 2016 г. 19:47 Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий  совершает архипастырскую поездку в западные епархии Украинской Православной Церкви. 12 января 2016 года Предстоятель Украинской Православной Церкви посетил родное село Корытное Вижницкого района Черновицкой области. 14 января, в праздник Обрезания Господня, день памяти святителя Василия Великого и новолетия, Блаженнейший владыка возглавил Божественную литургию в Вознесенском мужском монастыре с. Банчены Герцаевского р-на Черновицкой области. В этот день была совершена Литургия святителя Василия Великого. Его Блаженству сослужили митрополит Полтавский и Миргородский Филипп , архиепископ Черновицкий и Буковинский Мелетий , наместник обители епископ Банченский Лонгин , епископ Хотинский Евсевий , а также духовенство монастыря и клирики Черновицко-Буковинской епархии . За богослужением молилась многочисленные верующие православной Буковины. Во время Литургии Предстоятель Украинской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. По завершении богослужения Его Блаженство поздравил всех присутствующих с великим праздником Обрезания Господня, церковным новолетием, а также днем памяти святителя Василия Великого. Накануне Его Блаженство совершил всенощное бдение в кафедральном соборе Черновцов, сообщает официальный сайт УПЦ . При Банченском монастыре действуют дом инвалидов и детский приют в соседнем селе Молница, в котором проживают несколько сотен сирот. 25 апреля 2001 года молебен на закладку детского дома совершил митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий. 29 сентября 2002 года приснопамятный Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир освятил детский дом и храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при приюте. Наместник монастыря епископ Лонгин (Жар) в 2008 году удостоен звания Героя Украины за выдающиеся личные заслуги в реализации государственной политики социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. В этом году в Рождественский сочельник в эфире украинского телеканала «Интер» вышла передача о социальном служении православных священнослужителей, в которой принял участие епископ Лонгин. Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4344312.ht...

Закрыть День памяти святителя Михаила, первого митрополита Киевского Сегодня также мы вспоминаем Великого Князя Ярослава Всеволодовича, министра финансов России Д.А.Гурьева, Императрицу Марию Федоровну и павших при освобождении Риги в 1944 году 08:00 13.10.2023 217 Время на чтение 5 минут Фото: pravlife.org Сегодня Святая Церковь чтит память священномученика Григория еп., просветителя Великой Армении (ок. 335).Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442). Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992). Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев (начало IV). Памяти священномученика Михаила Вотякова Сщмч. Прокопия пресвитера (1918). Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия, Александра пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии (1937). Сегодня также день памяти Святителя Михаила, первого митрополита Киевского. По Иоакимовской летописи, он был родом сириец, по другим летописным сообщениям – серб. В 989 году он прибыл из Корсуни вместе с другими священнослужителями к святому равноапостольному князю Владимиру, незадолго до этого принявшему Крещение. На долю первого митрополита Русской Церкви выпало нелегкое, но благодатное служение. Он ревностно обходил новопросвещенную Русскую землю, проповедуя Святое Евангелие, крестя и поучая новообращенных людей, основывая первые храмы и духовные училища. Митрополиту Михаилу приписывают построение Киево-Златоверхо-Михайловского монастыря, а прибывшим с ним из Царяграда монахам – основание монастыря Киево-Межигорского. В Ростове владыка основал первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека. Святитель Михаил был мудрым и тихим, хотя и строгим иерархом. Русская Церковь сохранила память о заслугах первосвятителя: в синодиках Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву именуется первоначальником. Преставился святитель Михаил в 992 году и был погребен в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве. Около 1103 года при святом игумене Феоктисте, мощи его были перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 г. в Великую Печерскую церковь. В связи с этим память его установлена на 30 сентября, а также 15 июня – в день преставления. Ранее память его отмечалась также 2 сентября, вместе с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/13/de...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Александр Шаргунов Слово в день праздника Обрезания Господня и памяти святителя Василия Великого " loading="" decoding="" srcset="" sizes="" title=""/> Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В праздник Обрезания Господня и святителя Василия Великого Церковь с новой силой являет нам тайну того, что Слово стало плотию. Днесь Господь обрезание терпит и принимает имя, нареченное архангелом Гавриилом прежде Своего рождения. «Аз есмь дверь», – говорит Он, и призывает Свою Церковь идти Его путем послушания даже до смерти и смерти Крестной. И о имени Иисусове побеждать супостаты. Этим путем шел святитель Василий Великий, противостоя Ариеву злословию, когда оно имело мощную поддержку государственной власти в лице императора Валента, и когда многие архипастыри и пастыри последовали ему. Это было огненное испытание православной веры. Ныне торжество Церкви, и в Евангелии на Утрени Господь возвещает нам о том, что в ней всегда присутствуют пастыри и воры, которые отличаются друг от друга по тому, как входят во двор овчий. Одни – «инде», через ограду, другие – через дверь. Двор овчий – не поэтически красивое место для Господа. Это место, где надо защититься от разбойников. Господь предлагает образ христианской жизни, который есть, прежде всего, образ сражения. Не случайно это слово Спасителя прозвучало после жесткого Его столкновения с духовными вождями Израиля, когда Господь исцелил слепорожденного. Того, кто был изгнан из Храма фарисеями как паршивая овца. «А входящий дверью есть пастырь овцам, ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его». Господь противопоставляет лжепастырям – «ворам и разбойникам», претендующим на духовное руководство народом Божиим, не имея на то подлинных полномочий, – истинного Пастыря, входящего дверью и вводимого придверником. Не услышим слишком поверхностно это «придверник». Все Евангелие ясно обозначает Его – это Отец Небесный. Он послал Господа, Он все предал в руку Его, Он вверил Ему Своих овец. Это вхождение совершается в Духе Святом. И об этой тайне нашего спасения Святой Троицей – все труды святителя Василия Великого .

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-v-den-p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010