Ко всем присутствовавшим в храме с архипастырским словом обратился митрополит Волоколамский Иларион: «Ваше Высокопреосвященство владыка митрополит Афанасий, представитель Патриарха Александрийского при Московском Патриаршем престоле! Ваше Преосвященство владыка епископ Антоний, представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле! Глубокочтимые представители Поместных Православных Церквей, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с праздником Обрезания Господня и днем памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Так случилось, что промыслом Божиим и решением приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II моя архиерейская хиротония совершилась в день памяти святителя Василия, и пример этого святителя всегда вдохновлял меня на моем теперь уже пятнадцатилетнем архиерейском пути. Святитель Василий Великий прожил недолгую жизнь, я уже пережил его, но за свою недолгую жизнь он успел сделать очень многое. Он консолидировал епископат своего региона в сложнейшее время, когда Церковь была терзаема арианской ересью, когда ариане захватили почти всю власть в Церкви. Своими богословскими трудами он сумел утвердить Православие навсегда, так что уже никогда основы Церкви не колебались такими страшными ересями, как арианская, которая отрицала Божественную природу Господа Иисуса Христа. Конечно, и дальше возникали опасные ереси, но поворотным пунктом для Церкви был именно IV век. Тогда богословы и, прежде всего, три великих каппадокийских отца — святитель Василий Великий, его брат святитель Григорий Нисский, его друг и сотаинник святитель Григорий Богослов — а вслед за ними и святитель Иоанн Златоуст своим мощным словом богословской проповеди раз и навсегда утвердили исповедание Божества Господа Иисуса Христа и исповедание Божества Святого Духа. Вклад этих святых отцов в сокровищницу православного богословия трудно переоценить. Сегодня, когда во время служения Литургии Василия Великого я читал анафору, я вновь, как и всегда при совершении этой Литургии, поразился богатству богословского содержания, которое святитель Василий вложил в слова сей Божественной службы. Вся эта удивительная анафора соткана из слов святого апостола Павла, и вместе с тем святитель Василий вложил в нее свое богословское вдохновение, свое богословское видение. Она наполнена замечательными духовными прозрениями, до сих пор заставляющими нас в изумлении останавливаться перед тайной Божественного домостроительства, воспоминанию о котором посвящена всякая Божественная литургия. Вся история человечества от сотворения мира, включающая события Боговоплощения и пришествия в мир Господа Иисуса Христа, распятие и смерть Господа Спасителя, Его Воскресение и вознесение на небо, Его сошествие во ад и Его второе пришествие, вся эта история — и прошлое, и настоящее, и будущее — проходит перед нашим духовным взором, когда мы читаем молитвы Литургии святителя Василия Великого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4778269...

Это благолепие храма нашего и привлекает в него молящихся, не только из нашего прихода, но и из других приходов и местностей. Потому то он и пользуется наибольшею известностью среди множества приходских храмов, украшающих собою нашу первопрестольную столицу. Редко кто из москвичей незнает нашего храма или небывал в нем. – В доброе старое, благочестивое время каждый из жителей Москвы считал своею обязанностью побывать 1 января, в день памяти св. Василия, или накануне, в храме его, –дабы испросить себе и семье своей небесное благословение Великого Святителя Христова на наступающее новое лето жития. Теперь же, в многолюдном приходе нашем, редко у кого из москвичей не найдется родных или близких знакомых: по случаям крещений, похорон, браковенчаний в семьях этих родных и близких лиц многим москвичам и приходится быть в нашем храме. В 1891 году, по случаю однодневного пребывания в храме нашем тела великой княгини Александры Георгиевны, – он получил известность далеко за пределами нашего града: сведения о нем, помещаемые тогда в повременных изданиях, распространялись повсюду. Храм св. Василия Кесарийского замечателен еще и тем, что он первый в Москве храм, стоящий при въезде сюда от Петербурга чрез Тверскую заставу, по так называемому „Петербургскому шоссе“. Посему каждый православный, въезжающий через Тверскую заставу в нашу первопрестольную столицу, – или отправляющийся отсюда этимъ путем, молитвою прежде всего перед этим храмом испрашивает благословение у Господа и Его Великого Святителя на предстоящий путь, или возсылает благодарение за благополучное сохранение в пути. – Со времени основания С.-Петербурга, ставшего новой столицей, – мимо нашего храма, – получая первое благословение от него, совершали торжественные въезды в Москву наши благочестивейшие государи и государыни. Мимо храма этого Великий Петр, Первый Император Всероссийский, совершал свои торжественные и триумфальные входы в первопрестольную столиц с трофеями одержанных им побед; мимо этого же храма, по вступлении на престол, торжественно въезжали сюда для священного коронования все императоры и императрицы Всероссийские: Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Александр Благословенный, Николай I, Александр II, Александр III и ныне благополучно царствующий Государь Император Николай II. Мы имели счастье быть свидетелями того, как 9 мая 1896 года, в день торжественного въезда в нашу столицу из Петровского дворца, Благочестивейший Государь наш, приблизившись к храму нашему, около которого стояли священнослужащие с иконою св. Василия Великого , – благоговейно совершил на себе крестное знамение, и с какою отрадою и любовью взирал на него православный народ, во множестве собравшийся близ храма, – молитвенно сопровождая Его на царственный путь... Молитвами Святителя Василия да дарует Ему Господь и Августейшей Семьи Его мир, здравие и долгоденствие!

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

3.  Торжественное заседание  в Храме Христа Спасителя, посвященное 150-летию отмены крепостного права в России. 4. Заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, прошедшее в подмосковной резиденции Президента Российской Федерации. 6.  Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье).  Литургия в храме в честь свт. Николая Чудотворца в Покровском. 7. Понедельник первой седмицы Великого поста. Предстоятель молился за уставным богослужением в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального монастыря. 8. Вторник первой седмицы Великого поста. Святейший Владыка молился за уставным богослужением в Воскресенском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря. 9. Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. 10. Четверг первой седмицы Великого поста. Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением  в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. 11.  Пятница первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. 12.  Суббота первой седмицы Великого поста день памяти великомученика Феодора Тирона и день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Великое освящение храма Успения Божией Матери в Печатниках и Литургия в новоосвященном храме. 13. Неделя первая Великого поста. Литургия свт. Василия Великого и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя. 14. Понедельник второй седмицы Великого поста, день 35-летия архиерейской хиротонии Патриарха. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. 16. Первое заседание рабочей группы по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского в Храме Христа Спасителя. 17.  День памяти св. блгв. кн. Даниила Московского.  Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы. 20. Неделя вторая Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы. Литургия  в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

Таким образом, представления об установлении свт. Филофеем триодной памяти свт. Григория Паламы не имеют подтверждения в источниках, в то время как авторство свт. Филофея для канонов и ряда других песнопений ноябрьской службы свт. Григорию Паламе и почитание им 14 ноября как дня смерти святителя (свт. Филофей пишет, что свт. Григорий Палама почил на следующий день после памяти свт. Иоанна Златоуста, то есть 14 ноября; см.: PG. 151. Col. 635) — несомненны. Но, если выбор 14 ноября как дня памяти свт. Григория Паламы очевиден, причины установления триодной памяти святителя менее ясны. Для их выяснения можно прибегнуть к свидетельству главного гимнографического текста триодного последования свт. Григория Паламы — канона. Имя Георгий в акростихе богородичнов, присутствующее в этом каноне, характерно для многих канонов авторства гимнографа IX в. Георгия, поэтому можно предположить, что комплект богородичнов был заимствован из одного из них; однако среди опубликованных канонов Георгия эти богородичны не встречаются. С другой стороны, те факты, что канон был создан около середины XV в.; что имя Георгий носил в миру один из самых известных православных богословов того времени — патриарх К-польский Геннадий II Схоларий; что свт. Марк Эфесский, оказавший большое влияние на будущего патриарха Геннадия, известен как автор нескольких песнопений в честь свт. Григория Паламы; что сам Геннадий II Схоларий написал канон свт. Григорию Паламе с акростихом «Схоларий» в богородичнах, привели диак. Василия Волудакиса к выводу об авторстве Геннадия Схолария (еще до принятия им монашества) также и для триодного канона свт. Григорию Паламе (Idem. S. 40). Можно высказать и дальнейшее предположение — что само установление памяти свт. Григория Паламы в неделю, следующую за неделей Торжества Православия, принадлежало патриарху Геннадию Схоларию и имело целью подчеркнуть отказ Православной Церкви от предложенной на Ферраро-Флорентийском Соборе унии с католичеством и других соблазнов того времени.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204629...

Две памяти святителя в греческой традиции. Вплоть до XVIII в. обе памяти в греческой традиции сосуществовали (см.: Giagkou. S. 120–127), однако в печатные греческие Минеи последование свт. Григория Паламы не вошло, а к 1-й пол. XX в. ноябрьская память святого в греч. практике практически перестала совершаться (ср.: Idem. S. 121) — помимо отсутствия службы в печатных Минеях этому способствовала большая популярность триодной памяти свт. Григория Паламы, а также сложность соединения службы 14 ноября с более древней памятью этого дня (14 ноября — память ап. Филиппа и заговенье на Рождественский пост). Уже в XV в. сложность соединения служб свт. Григория Паламы и ап. Филиппа привела к тому, что память свт. Григория Паламы могла переноситься на 13 ноября (когда празднуется память свт. Иоанна Златоуста — так в Типиконе Athen. Bibl. Nat. 2047, составленном в Фессалонике при блж. Симеоне Солунском), на воскресенье перед 13 ноября или на 5 ноября (см.: Boloudakes. S. 53; Giagkou. S. 121–124). Можно предположить, что день 5 ноября был выбран для празднования памяти свт. Григория Паламы по той причине, что в этот день отмечается память др. святого по имени Григорий, свт. Григория Александрийского, не имеющая отдельного последования (чаще всего в Минеях в этот день приводится вседневная служба мчч. Галактиона и Епистимии), а сам день близок к воскресенью перед 13 ноября. В печатные греческие издания Типикона ноябрьская память не входит в отличие от триодной, которая указывается в Типиконах уже с первопечатного издания (Венеция, 1545. [S.] 184–185). Последование святителя в значительной степени вытеснило более древнее триодное последование (отменены канон, посвященный притче о блудном сыне (см. о нем: Bertoniere. P. 84–87, 94; выводы Г. Бертоньера о службе свт. Григорию Паламе неверны, поскольку он не был знаком с работой диак. Василия Волудакиса; см. также статью Блудного сына неделя), и другие песнопения — то же, как правило, и в афинских изданиях Постной Триоди; однако в римских изданиях Триоди, напротив, древнее последование сохраняется, а службы свт.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204629...

– «Грози чем-нибудь другим, если можешь: у кого нет имения, у того и описывать его нельзя, – у меня одна только власяница и несколько книг. Ссылки я не считаю ссылкою: вся земля – Божия, а я пришлец и странник. Смерть – благодеяние для меня: она скорее приведет меня к Богу, для Которого я живу, служу и большею частью уже умер». Бесстрашие св. Василия привело в изумление Модеста и Валента, и они оставили его в покое. В борьбе с еретиками и язычниками, в устном и письменном назидании своей паствы, делах милосердия, гонениях за истину протекла большая половина жизни великого святителя, окончившего свое многотрудное и многоплодное земное поприще в 1-й день м. января 379 года. Св. Василий Великий написал много знаменитых сочинений и проповедей, защищающих и уясняющих истину веры Христовой, и составил чин Божественной литургии, которая между прочим совершается и в настоящий день его памяти. II. Так как мы имеем заповедь апостольскую подражать жизни святых, то поревнуем благочестивой жизни св. Василия Великого . а) Во-первых, будем подражать любви св. Василия Великого к просвещению. Слово Божие и здравый смысл человека указывают сильные побуждения к занятию науками. Искание истины и ведения делают человека «мудрым». «Лучше знание, нежели отборное золото, говорится в притчах Соломона; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею .. ( Npumч. VIII, 10–11, 33 ). «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя», пишет св ап. Павел Тимофею ( 1Tuм. IV, 16 ). б) Во-вторых, будем подражать св. Василию Великому в осторожности в дружбе. Этот св. отец во время школьного своего обучения в г. Афинах (в Греции) имел у себя единственного друга св. Григория Богослова , также прибывшего сюда для научного образования. Вот как эти христианские юноши спасались от искушений, их окружающих. «Мы знали, говорит св. Григорий, только две дороги: одну, которая вела нас в церковь и к святым наставникам, в оной проповедующим, – другую, которая вела нас в академию (высшее училище) к учителям словесности и любомудрия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Достаточно привычной для многих стала исповедь в общих грехах, когда священник перечисляет греховные поступки, а верующий человек словом «грешен» или «грешна» как бы приносит покаяние за эти поступки. Нередко бывает так, что мы говорим слово «грешен» или «грешна» после упоминания того греха, который мы никогда не совершали. Это свидетельствует о механическом подходе к исповеди. Мы по-настоящему не фиксируем свое сознание на конкретных грехах — на словах, которые сказали, на мыслях, которые нас посетили, на действиях, которые были греховны. Преподобный Макарий Египетский, развивая ту же мысль, которую так ясно выразил святитель Василий Великий, говорит, что нужно иметь некую книгу для записей. Он имеет в виду вовсе не обычную книгу и не блокнот, не бумагу с пером, на которой люди нередко записывают свои грехи (хотя это тоже неплохо, чтобы грех не ушел из памяти). Но он имеет в виду, в первую очередь, книгу своей совести. Если мы совершаем что-то плохое, то, по словам Макария Египетского, мы должны отлагать в своей совести этот грех, вспоминать о нем, раскаиваться в нем, и если будем так поступать, по слову Василия Великого, каждый день, то под контролем действительно будут и слова, и помышления сердечные, и каждое деяние. А что происходит, если мы не контролируем самих себя? В лучшем случае мы входим в храм. Нас привлекают молитвословия, песнопения, богослужебный чин. Мы, конечно, обретаем нечто для своей души — нельзя сказать что посещение храма Божия без глубокого самоиспытания и самоконтроля не имеет смысла. Есть смысл, даже если мы вообще ни о чем не молимся, войти в храм Божий и отдать свое сердце течению той общей молитвы, которая там совершается. Так нередко и происходит. Люди не знают, о чем молиться, о чем каяться, о чем просить, но, переступая порог храма и видя, как молятся другие, слышат дивные песнопения и дают сердцу своему, мыслям своим течь в этой общей благодатной Божественной реке спасительного богослужения. Ну, а если мы сохраняем в памяти свои грехи, то время стояния в храме, продолжительное в Великом посту, может быть направлено именно на еще больший самоконтроль. И если мы совершаем, по слову Василия Великого, такое наблюдение над самими собой каждый день, то можем скоро убедиться, провели мы день лучше, чем предыдущий, или хуже. Вот это и есть замер нашего духовного состояния.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-byt-ve...

Стихотворение о восстановлении Суворовского Храма в селе Кистыш Марины Денисовой. Видеофильм нашей талантливой соратницы Ксении Морозовой о событии, состоявшемся в селе Кистыш 18 мая 2019 года, можно посмотреть по одной из ссылок, здесь или здесь . Фоторепортаж нашего соратника Владимира Кузнецова – 2014 год. Фоторепортаж Владимира Кузнецова о третьей Божественной Литургии в Храме Святителя Василия Великого (2017 год). Фото хронологии восстановления Суворовского Храма, 2020 год. Инфор мационное письмо о состоянии восстановительных работ в Суворовском Храме села Кистыш по состоянию на май 2020 года. Ещё видео от Ксении Морозовой, 2018 год: 1. Престольный праздник Суворовского Храма в селе Кистыш 14 января 2018 года, день памяти святителя Василия Великого, время 2 минуты 5 секунд. 2. Трудовой десант и молебен 11-12 мая 2018 года в селе Кистыш, время 33 мин. 3. Молебен в престольный праздник Суворовского Храма в селе Кистыш 2 августа 2018 года, день памяти Пророка Божия Илии, время 7.50. 4. Божественная Литургия в Суворовском Храме села Кистыш 15 сентября 2018 года, время 12 минут 31секунда. Присылайте свои фото- и видеоматериалы, будем вместе создавать летопись восстановления Суворовского Храма! Даст Бог, до встречи в Кистыше! С уважением, генерал-майор Черкасов Александр Владимирович, руководитель Инициативной группы по восстановлению Суворовского Храма в селе Кистыш Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/10/do...

ВЕРА (раздел) – С.26-51. Школа «Фомы». Именины: Григорий . [Иллюстрированная информация:   Значение имени. Григорий – имя греческого происхождения, переводится как «бодрствую»;   Дни памяти : 7 февраля - день памяти святителя Григория Богослова и 12 февраля – Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; Святитель Григорий Богослов (329-389) . [О нем]. Подготовил Тихон Сысоев ; Другие святые с именем Григорий : Святитель Григорий Турский (538-594), Святитель Григорий Великий (Двоеслов) (540-604), Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении (252-326); Интересные факты ]. Ил.: Иллюстрация к гомилиям Григория Богослова, XI в.; Фото Hans Splinter/Flickr/CC BY-ND 2.0//Фома. - – февраль 2017. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). Как забанить дьявола. Праведный гнев и сетевые споры . На письмо в редакцию ( Владимир , Москва) отвечает Александр Ткаченко . Фото Владимира Ештокина . Коллажи Натальи Федоренковой//Фома. - – февраль 2017. – С.28-32. – (раздел « Вера »). Патриарх Кирилл. Избавьтесь от гнева до заката. Из слова после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы, 20 марта 2013 года. Заголовок дан редакцией// Фома. - – февраль 2017. – С.33. – (раздел « Вера »). Протоиерей Александр Авдюгин . Сева . Фото Виктора Квасова //Фома. - – февраль 2017. – С.34-35. -  (раздел « Вера »). Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Игнатий (Садковский) . 1887–09.02.1938 . Фото из следственного дела епископа Игнатия и фото 1920-х годов: Епископ Игнатий с монахинями Белёвского Крестовоздвиженского монастыря, предоставленые автором//Фома. - – февраль 2017. – С.36-39. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-166-...

См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает председатель попечительского совета радио «Вера» Павел Ульянов //Фома. - — февраль 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Реклама: С.19. Вопрос номера. Священник или психолог? Исповедь или прием психолога: что эффективнее? Письмо читателя/ Сергей. Иллюстрации Марии Сосниной//Фома. - — февраль 2019. - С.20-21. - (рубрика « Вопрос номера. Священник или психолог? »).   Есть чему полечиться. Священники и психологи: к кому и с какими вопросами правильно обращаться. На вопрос читателя отвечает психолог Михаил Хасьминский , руководитель православного Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской, Москва. Беседовала Дарья Теленкова . Иллюстрации Марии Сосниной//Фома. - — февраль 2019. - С.22-25. - (рубрика « Вопрос номера. Священник или психолог? »). См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает председатель попечительского совета радио «Вера» Павел Ульянов //Фома. - — февраль 2019. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »).          ВЕРА (раздел). – С.28-41.   Школа «Фомы». Именины: Василий. [Инфографика]. Значение имени : Василий –  переводится с древнегреческого как «царственный»;  Дни памяти : 12 февраля – собор святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 14 января - день памяти  святителя Василия Великого;   Святитель Василий Великий (330-379) . Подготовил Тихон Сысоев ;  Другие святые и известные люди с именем Василий :  Блаженный Василий, московский чудотворец (1469-1557). Василий Верещагин (1842-1904), выдающийся живописец-баталист. Василий Ключевский (1841-1911), знаменитый русский историк, создатель научной истории России. Святитель Василий (Преображенский), епископ Кинешемский (1876-1945), подвижник, интеллектуал, пострадавший в годы советской власти; Интересные факты . Ил.: Святитель Василий Великий. Иконографическое изображение; Афинская школа. Фрагмент. Рафаэль Санти; Литургия Василия Великого. Фото свящ. Игоря Палкина; Каппадокия.  Фото Владимира Ештокина//Фома. - – февраль 2019. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-190-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010