Братья родились в городе Салоники на северо-востоке современной Греции . Кем были по национальности — неясно. Об этом спорят. Одни историки говорят, что они — выходцы из славянского племени драговитов, возможных предков современных македонян. В пользу этой версии — братья блестяще владели славянским языком. Другие исследователи считают их болгарами. Этот народ возник в результате смешения одноименного тюркского племени с Приазовья с местными славянами. Новый этнос образовал Болгарское царство, которое достигло расцвета как раз в IX веке. © РИА Новости/Владимир Вдовин Репродукция иконы " Святые Кирилл и Мефодий " Царство тесно контактировало с Византийской империей. А там хорошо знали язык болгар. Отсюда третья версия: Константин и Мефодий — греки. Большинство ученых склоняется именно к этой версии. Но стопроцентной уверенности нет — уж слишком мало данных. " Пошли нам учителя " Будущих святых обвиняли в ереси, потому что они грубо нарушили негласное правило. В континентальной Европе долгое время считали: нести слово Божие дозволено только либо на иврите, либо на греческом, либо на латыни. На этих трех языках была надпись на табличке, прибитой к Кресту Господнему: " Иисус Назарянин, Царь Иудейский " . До Кирилла и Мефодия нарушить запрет осмелился лишь монах Вульфила. В IV веке он создал письменность для древнегерманского племени готов. Правда, его творение просуществовало недолго. В отличие от ноу-хау братьев — азбуки для славянских племен. К IX веку славяне заняли Центральную и Восточную Европу, а также половину Балкан. Основали собственные государства, в том числе Великую Моравию (на территории современных Чехии , Венгрии , Словакии и Польши ). © Public domain Первая страница Евангелия от Марка Этих земли считались сферой влияния Рима . Но ватиканская миссия потерпела неудачу. Вероятно, потому что немецкие монахи плохо знали местные обычаи и язык. И в 862 году князь Ростислав попросил византийского императора прислать " пастыря и наставника " . " Люди наши отвергли язычество и последовали христианскому учению, но мы не имеем такого учителя, который бы нам на нашем языке объяснил христианскую веру, чтобы и другие страны, видя это, уподобились нам. Пошли нам, владыка, епископа и учителя такого. Ведь от вас во все страны всегда добрый закон исходит " , — цитирует письмо Ростислава автор одного из житий святого Кирилла.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/24/chego_...

Среди молившихся были священнослужители и монашествующие Бишкекской епархии, учащиеся Школы святого равноапостольного князя Владимира в Бишкеке русскоязычной школы с традиционным православным воспитанием. Богослужебные песнопения исполнили хор Воскресенского кафедрального собора г. Бишкека (регент Л.В. Распутина) и хор собора святого равноапостольного князя Владимира г. Бишкека (регент И.А. Шумилова). Чин освящения и Божественная литургия транслировались в прямом эфире на телеканале «Союз» . Для удобства верующих у входа в собор были установлены большие экраны, на которых шла трансляция богослужения. Проповедь перед причастием произнес настоятель храма святого великомученика Димитрия Солунского г. Таласа, благочинный Таласского округа Бишкекской епархии протоиерей Димитрий Шушпанов. По окончании Литургии митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла: «Ваше Святейшество, дорогой наш владыка и отец! Мы сыновне рады приветствовать Вас на нашей земле. Вы впервые прибыли в Среднеазиатский митрополичий округ, и первый Ваш Первосвятительский визит на Кыргызстанскую землю, в Бишкекскую и Кыргызстанскую епархию . Недавно по Вашему благословению был образован  Среднеазиатский митрополичий округ. Это очень мудрое решение, потому что когда-то все эти просторы Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан управлялись одним епископом из Ташкента. Сейчас в каждой республике есть свой епископ, который самостоятельно исполняет свои архипастырские обязанности и труды. И очень важно, что в этих республиках люди имеют возможность видеть своего архипастыря каждый день, получать от него благословение и архипастырское назидание». Митрополит Викентий поздравил Святейшего Патриарха с тезоименитством, отмечавшимся 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских, и преподнес Его Святейшеству пасхальное яйцо. Со словами приветствия к Предстоятелю Русской Церкви также обратился епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил. «В этом году исполняется 145 лет со дня прибытия первого архипастыря Туркестанской епархии епископа Софония (Сокольского),  отметил иерарх.  Все эти годы на гостеприимной земле Кыргызстана бок о бок живут православные и мусульмане, являя собой образец мирного взаимообогащающего добрососедства. Ваш визит в Кыргызстан будет большим вкладом в дело укрепления добрых отношений между народами, живущими в Кыргызстане».

http://patriarchia.ru/db/text/4913478.ht...

Литургические песнопения исполнили хоры Киево-Печерской лавры и Киевской духовной академии . Во время богослужения возгласы произносились на церковнославянском, греческом, грузинском, сербском, румынском, албанском и английском языках. По завершении Божественный литургии множество людей радостными криками приветствовали Предстоятеля Русской Православной Церкви, возглашая: «Наш Патриарх Кирилл». «Сердечно всех благодарю за поддержку меня как Патриарха Московского и всея Руси, за вашу любовь, которую я всегда чувствую, когда приезжаю на землю Украины, — сказал Святейший Владыка. — Такая теплота, такой духовный энтузиазм, такая радость, которую я здесь вижу, согревают мою душу и помогают нести мой Первосвятительский крест». Далее прозвучало слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла . Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил, обращаясь к участникам торжества, отметил: «Сегодня мы отмечаем одно из величайших событий человеческой истории — событие, которое поныне имеет глубокое значение для Православной Церкви в ее полноте и для народов этих земель в особенности, ибо здесь в 988 году святой князь Владимир принял Крещение и дал пример всему населению этих земель также креститься в водах реки Днепр, которая находится неподалеку от площади, где мы сегодня совершаем Божественную литургию». Блаженнейший Владыка напомнил о свидетельствах предания, согласно которому святой апостол Андрей Первозванный первым принес христианскую веру в эти земли, упомянул о подвиге Солунских братьев Кирилла и Мефодия, святых просветителей славян, о житии равноапостольной княгини Ольги и ее внука равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Божественная литургия, которую ныне совершали Предстоятели и иерархи всех Поместных Православных Церквей, является благословенной для всех нас, засвидетельствовал Блаженнейший Патриарх, подчеркнув:  «Мы не просто обращаемся к прошлому, но и должны смотреть в будущее, ибо Господь наш является Тем, Который был, есть и грядет (Откр. 4:8), по свидетельству Книги Откровения Иоанна. Перед лицом вызовов современной эпохи, начиная с бедности, войны, насилия, дискриминации и всех форм разделения и бесчеловечности, Православная Церковь имеет богоданную апостольскую миссию и нравственное обязательство свидетельствовать о любви, мире, примирении, единстве и общении. Мы призваны быть светом миру (см. Мф. 5:14). Во времена, когда наступает глобализация, которая приносит новые требования для всех нас, мы должны, как свидетельствует Писание, бодрствовать и твердо стоять в нашей вере, быть мужественными, крепкими (см. Кор. 16:13) и делать все дела ради любви, по свидетельству святого Павла».

http://patriarchia.ru/db/text/3132529.ht...

С Первосвятительским словом к архипастырям, духовенству и верующим обратился Предстоятель Русской Православной Церкви. Во внимание к усердным миссионерским трудам и в связи с 50-летием служения в священном сане, а также 20-летием пребывания на Киевской кафедре Святейший Патриарх Кирилл вручил Блаженнейшему митрополиту Владимиру орден святителя Иннокентия, митрополита Московского, I степени и икону Спасителя. «Дай Бог, чтобы Ваш голос Первосвятителя Украинской Церкви призывал людей всегда слышать и понимать голос Христа Спасителя. Примите это в знак моей личной любви, уважения и признательности к Вашим трудам», — сказал Предстоятель Русской Церкви, передавая в дар Его Блаженству старинный образ. Святейший Патриарх Кирилл также вручил церковные награды и памятные подарки ряду архиереев Украинской Православной Церкви: Всем молившимся за богослужением были переданы образки святого равноапостольного великого князя Владимира с Патриаршим благословением. В ответном слове Блаженнейший митрополит Владимир поблагодарил Его Святейшество и всех участников торжеств. В Успенском соборе лавры Святейший Патриарх Кирилл благословил участников молодежной школы-экспедиции «Из Новгорода в Киев: путем рождения Руси», посвященной 1150-летию российской государственности. Участниками школы, организованной Фондом Андрея Первозванного и Центром национальной славы России , стали молодые люди из России, Украины, Белоруссии и Франции. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 .

http://patriarchia.ru/db/text/2372126.ht...

Тут ведь как дело было? На днях Государственная Дума приняла законопроект «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона " О днях воинской славы и памятных датах России " », устанавливающий новую памятную дату России 28 июля День Крещения Руси. А 26 мая на заседании Совета Федерации был одобрен федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России»». День Крещения Руси станет девятой памятной датой в России. Среди других памятных дат - День Октябрьской революции 1917 года (7 ноября), День памяти и скорби (22 июня), День космонавтики (12 апреля), День российского студенчества (25 января), День подпольщиков (29 июня) … Этот закон — о включении в перечень памятных дат Российской Федерации Дня Крещения Руси — вступит в силу в 2010 году. Что послужило предпосылкой для этого, несомненно, благого и важного деяния наших государственных мужей? Официальный сайт Московского Патриархата — Патриархия.ru, сообщая о введении государственного праздника, напомнил, что еще в июне 2008 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 15/28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника, а также обратился к государственному руководству России, Украины и Беларуси «с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат, отмечаемых общественными празднованиями, подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». Соборное Определение «О единстве Церкви», в котором содержалось это обращение к государственному руководству, специально отмечало, что «днепровская купель крещения явилась общим истоком» не только подвижничества и духовной жизни, не только христианской культуры наших народов, но и государственности. «Здесь родилась Святая Русь, которая есть Родина для всех нас, наше общее цивилизационное пространство», говорилось в определении Собора.

http://radonezh.ru/analytics/ob-eksperti...

День его тезоименитства совпадает с праздником святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Это День славянской письменности и культуры, устраивается масса мероприятий, так что празднование тезоименитства Патриарха отступает немного на второй план, и это – пожелание Святейшего. Он как бы подчеркивает, что на первом месте для всех нас и для него самого – празднование памяти просветителей словенских. Думаю, и в этом для нас тоже есть чему поучиться. Патриаршее служение связано с неимоверной нагрузкой, необходимостью существовать в очень интенсивном информационном потоке, реагировать на самые разные ситуации и высказывания, в том числе не всегда положительные. И хочется пожелать Святейшему Патриарху Кириллу крепости духа и сил, чтобы все это выдержать. Святейший – сильный человек. Он является примером для всех нас. И дай Бог, чтобы он все выдержал. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий Ваше Святейшество! В день Ваших именин, которые так символично выпадают на день памяти начинателей славянской письменности и культуры, я от лица всех людей Московского университета поздравляю Вас, Ваше Святейшество, и еще раз благодарю за неустанные труды на ниве образования и воспитания, за то соработничество, которое не только укрепляет нас, светских ученых и педагогов, но и благотворно влияет на все российское общество. Ваше внимание к базовым ценностям поистине неоценимо, Вы делаете очень правильные шаги для укрепления и выхода но новый уровень духовного образования. Московский университет гордится, что Вы, Ваше Святейшество, являетесь почетным доктором МГУ. Мы желаем Вам крепкого здоровья, долголетия и успехов в Вашем нелегком труде. Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев С благодарностью пользуюсь возможностью поздравить Святейшего Патриарха Кирилла от имени Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с днем Ангела! Пожелать ему помощи Божией в его первосвятительских трудах по управлению церковной жизнью в сложном современном мире и неоскудевающего благодатного вдохновения в его сердечной и проникновенной проповеди веры Христовой нашему народу.

http://religare.ru/2_94672.html

Митрополит Варненский Кирилл передал Предстоятелю Русской Православной Церкви приветствия от Святейшего Патриарха Болгарского Максима и Синода Болгарской Православного Церкви. По окончании встречи Святейший Патриарх Кирилл и премьер-министр Болгарии Сергей Станишев прокомментировали результаты состоявшихся переговоров Пресс-службе Московской Патриархии. 29 апреля в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось торжественное закрытие I Всероссийской олимпиады по основам православной культуры. Предстоятель Русской Церкви вручил дипломы I степени десяти финалистам олимпиады , в том числе ее победителю — ученице 10 класса сельской школы из Кемеровской области Дарье Фролкиной. Вечером 29 апреля в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Попечительского совета Фонда поддержки строительства храма во имя святой великомученицы Екатерины в Риме. Заседание было посвящено вопросам подготовки к Великому освящению храма, которое состоится 24 мая, в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. 30 апреля в Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась рабочая встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Курской области Александром Михайловым. Во встрече участвовал архиепископ Курский и Рыльский Герман. На встрече были обсуждены вопросы взаимодействия между Курской областной администрацией и епархией. Святейший Патриарх Кирилл выразил благодарность А.Н. Михайлову за активное сотрудничество с Русской Православной Церковью. Также обсуждался вопрос о возможности принесения осенью 2009 года в возрожденный собор Курской Коренной пустыни чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», находящейся ныне в США в Русской Православной Церкви Заграницей. 2 мая Русская Православная Церковь отмечает день памяти блаженной Матроны Московской и 10-летие канонизации угодницы Христовой. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы, где покоятся мощи блаженной старицы.

http://e-vestnik.ru/news/sluzh_patr_2804...

6. Провести очередную Богословскую конференцию Русской Православной Церкви на тему «Учение Церкви о человеке» в октябре-ноябре 2001 года. 7. Утвердить Положение о Синодальной Богословской комиссии. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах изучения материалов о местночтимых новомучениках Украинской Православной Церкви. Материалы представлены Святейшему Патриарху Алексию Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в повестку дня Юбилейного Архиерейского Собора вопрос о внесении в Собор новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви для общецерковного почитания подвижников веры, пострадавших в XX веке и прославленных Украинской Православной Церковью в лике местночтимых святых: священномучеников:  СЛУШАЛИ: Информацию митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о прошедшем в Рязани праздновании Дня славянской письменности и культуры, отмечаемого в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Информацию принять к сведению. 2. Считать всероссийское празднование пятнадцатых торжеств, посвященных Дню славянской письменности и культуры, проходивших в Рязани и во всей Русской Православной Церкви, вкладом в возрождение славянской культуры и исторической памяти, что приобретает особую актуальность в юбилейный год 2000-летия Рождества Христова. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии для включения их в повестку дня предстоящего Юбилейного Архиерейского Собора. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и деятельность возглавляемой им Комиссии. 2. Включить в повестку дня Юбилейного Архиерейского Собора следующие вопросы: а) Прославление для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4904358...

Исходя из упоминания визант. имп. Мануила I, можно сделать вывод, что почитание И. О. началось в сер. XII в. ( Иванова. 1986. С. 570; 1992. С. 107), однако до нач. XIII в. оно носило, очевидно, местный характер. Ситуация изменилась с вхождением территории, на к-рой расположен Осоговский мон-рь, в состав Второго Болгарского царства (ок. 1202). Один из списков Жития сообщает о посещении обители болг. царем Калояном (1197-1207) в день памяти святого. Хотя правитель не перенес мощи И. О. (в отличие от мощей Иоанна Рильского) в болг. столицу, почитание осоговского отшельника с этого времени приобрело более широкий характер, но не достигло уровня почитания Иоанна (см.: Гергова. 1996. С. 33). Вероятно, ок. сер. XIII в. была создана древнейшая редакция службы И. О. и в это же время его имя (наряду с Иоанном Рильским и Прохором Пшинским) было присоединено к именам равноапостольных Кирилла и Мефодия в тропаре канона Недели сыропустной, к-рый содержится в болг. Орбельской Триоди (2-я пол. XIII в.: РНБ. F.n.I. 102. Л. 21; см.: Попов Г. Прослава за Кирил и Методий в канона за Събота Сиропустна//КМС. 1987. Т. 3. С. 79; Българска лит-ра. 1987. С. 29; Десподова В., Славева Л. Македонски средновек. ракописи. Прилеп, 1988. [Кн.] 1. С. 180. 53). На общеболг. характер почитания И. О. в это время указывает и включение его имени («Акиме от Славищ») в перевод молитвы над болящим, сохранившейся в серб. списке (PHБ.Q.n.I.24. Л. 23 об., 1-я пол. XIV в.; Лосева. 2006. С. 292, 301). Почитание И. О., выходящее за рамки местного, сохранялось и в эпоху серб. владычества в регионе. Согласно древнейшему Карловацкому родослову ( Стари српски родослови и летописи. Београд; Сремски Карловци, 1927. С. 32), Осоговский мон-рь был отстроен и обновлен серб. кор. Стефаном Урошем II Милутином (1282-1321; см. Милутин). По свидетельству старшего Жития, перед битвой (1330) при Вельбужде (ныне Кюстендил) с болг. царем Михаилом Шишманом св. кор. Стефан Урош III (см. Стефан Дечанский ) со свитой посетил Осоговский мон-рь, «творя великие обеты» ( Данила II, архиеп. Животи и архиепископа српских/Изд.: Загреб, 1868. С. 181; С. Свети Култ св. Стефана Дечанског. Београд, 2007. С. 299-301). К периоду серб. владычества относится и включение памяти И. О. в месяцеслов слав. перевода Иерусалимского устава. Й. Иванов считал, что особым почитанием И. О. и др. западноболг. пустынники пользовались в сер.- кон. XIV в., когда Осоговский мон-рь находился под властью деспота Деяна и его сыновей, в особенности Константина ( Иванов. 1906. С. 93). После завоевания этих земель турками обитель сохранила значение религ. и культурного центра, в 1463 г. (1474? - ср.: 1965. С. 31) ее даже посетил тур. султан Мехмед II ( Матанов Х. Възникване и облик на Кюстендилски санджак (XV-XVI вв.). София, 2000. С. 74), что отразилось на почитании осоговского отшельника.

http://pravenc.ru/text/468939.html

С докладом «Православное понятие об учительстве» выступил протоиерей Петр Мангилев, кандидат исторических наук, проректор по научной работе Екатеринбургской семинарии, настоятель храма равноапостольных Кирилла и Мефодия города Екатеринбурга. «Принятие православной веры означает принятие православного вероучения и сознательного его усвоения, — сказал, в частности, протоиерей Петр Мангилев. — Вера не может быть без проповеди, без научения, без передачи слова Божия». Священник отметил, что церковно-приходские школы — эта форма реализации той власти учительной, которой наделен епископ. Богословское образование нужно и всякому, кто берется учить на приходе. «Деятельность по научению основам православного вероучения — одна из наипервейших обязанностей священника, которую он реализует через привлечение мирян к этой деятельности», — подчеркнул проректор. Об истории строительства и жизни православных храмов Екатеринбурга рассказал протоиерей Владислав Мусихин, настоятель храма Всех святых на Северном кладбище г. Екатеринбурга. «Город Екатеринбург всегда был и остается городом православных христиан. Церковная история началась еще до его основания — с освещения в 1712 году церкви святителя Николая Чудотворца в Уктусском заводе, являвшимся старейшим поселением на территории современного города», — отметил протоиерей Владислав Мусихин. Докладчик рассказал, что до 1726 года строители и первые жители Екатеринбурга были прихожанами уктусской церкви. Затем храм святой Екатерины в течение двух десятилетий был центром религиозной жизни. В 1758 году храм перестроили, его 58-метровая колокольня была городской надзорной башней. В Екатерининском соборе хранились мощи святого праведного Симеона Верхотурского. День основания собора, который заложили еще в 1723 году, был тогда главным городским праздником и официальным выходным днем. Во второй половине XVIII века были построены храм «Малый Златоуст», Богоявленский собор, Вознесенская церковь, основан Ново-Тихвинский женский монастырь. Существовала традиция крестных ходов. Самыми многолюдными и дальними были традиционно организовывавшиеся в конце августа епархиальным обществом борьбы за народную трезвость крестные ходы от Успенского храма на ВИЗе и Преображенского на Уктусе. «Сейчас важно не только помнить историю города, но самим жить достойно звания православных христиан, достойно памяти предков, памяти новомучеников и исповедников, которые смогли сохранить веру и Церковь. Чтобы Екатеринбург ассоциировался не с безбожием и безобразиями, а с верой и благочестием», — завершил свой доклад протоиерей Владислав Мусихин.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010