Закрыть «Зимний Никола» Игорь Евсин об интересных фактах из жизни святителя Николая Чудотворца Игорь Евсин   10:03 20.12.2017 1200 Время на чтение 4 минуты 19 декабря мы отпраздновали день памяти святого Николая Чудотворца. Этот день в народе называется еще «Зимний Никола». Как известно, родился будущий святитель, Божий Угодник Николай примерно в 270 году в местечке Ликия. Это поселение тогда располагалось на территории сегодняшней Турции (вернее возле турецкого современного городка Гелемиш). А сама же Ликия в те времена входила в провинцию, называемую Патара. Эта провинция была греческой колонией. Византия, а впоследствии ее часть - Греция) являлась православным государством, потому и Николай Мирликийский за богоугодную жизнь и многочисленные чудеса прославлен во святых именно Православной Церковью. Однако почитается он и в Католической церкви. При этом во многих западных странах он почитается весьма как Санта Клаус, то есть Святой Николай. На западе Санта Клаус стал символом нашего «Деда Мороза». Причиной этому стало то, что согласно своему житию, Николай Угодник трем дочерям разорившегося вконец богатея приданое преподнес. В воспоминание об этом в католичестве на Рождество стали «от Санта Клауса» дарить подарки. Дело-то в общем благочестивое. Да вот со временем Санта Клаус, то есть святитель Николай стал на Западе некоим сказочным персонажем типа нашего «Деда Мороза». Но если нашего Дедушку Мороза, хотя и осторожно, но все-таки можно использовать в рекламе, то использование в этом качестве Санта Клауса, святого Николая, дело с православной точки зрения кощунственное. Тем более в рекламных роликах западные Санта Клаусы ведут себя отвратительно. Они отчего-то много всякого разного пьют, ненасытно едят и порой ржут, как лошади. Пляшут, прыгают, скачут, как бесенята… Поэтому-то наши православные верующие относятся к католическому образцу нашего Деда Мороза, словно к кощунству. Интересно, что на сегодняшний день в Церкви существует не одно, а два весьма похожих жития святых Николаев. Житие Николая Мирликийского и житие Николая Пинарского (Синайского), что родом был также из местечка Ликии. В древние времена этих Николаев даже путали. И это не случайно. Мало того факта, что оба они из Ликии родом были, но они оба также были архиепископами. Их даже во святых прославили, как святителей и чудотворцев. Со временем биография святителя Николая Мирликийского до того переплелась с биографией Николая Пинарского, что появилось большое заблуждение относительно их родителей. Несколько столетий родителей Николая Мирликийского Феофана (Епифания) и Нонну, в жизнеописаниях называли родителями Николая Патарского.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/20/zi...

На выставке в Иерусалиме представлен один из самых знаменитых свитков, найденных в районе Мертвого моря Один из наиболее важных свитков, найденных в районе Мертвого моря, представлен на выставке в Иерусалиме. Семиметровая рукопись Книги пророка Исаии, известная как Большой свиток пророка Исаии, 40 лет хранилась в запасниках Музея Израиля и теперь доступна для обозрения. Манускрипт уже выставлялся в музее два года назад, но тогда был срочно заменен копией в связи с появившимися на его поверхности трещинами. Бесценный манускрипт, выполненный иудейским писцом за 120 лет до Р.Х., отлично сохранился и является единственной полной версией библейской книги, найденной среди свитков. Частица мощей святителя Николая Чудотворца передана одному из православных приходов Калмыкии 5 мая в молитвенном доме во имя святителя Николая Чудотворца в городе Лагань (Республика Калмыкия) состоялась торжественная церемония передачи частицы мощей святителя Николая Чудотворца местному православному приходу. Эту святыню доставил в Калмыкию посол Ватикана в России архиепископ Антонио Меннини. По его словам, передача частицы мощей святителя Николая православному приходу Элистинской епархии – это проявление доброй воли со стороны Римско-Католической Церкви и свидетельство уважения к просветительской деятельности Русской Православной Церкви. По благословению архиепископа Элистинского и Калмыцкого Зосимы частица мощей будет находиться в православном приходе города Лагань. Владыка Зосима считает, что мощи святителя Николая принесут благословение лаганской земле и по молитвам чудотворца Николая духовно преобразится жизнь многих людей. В Лагани до революции находился большой храм святителя Николая Чудотворца. В этом году здесь начато строительство нового каменного собора во имя святителя. Пока приход располагается в небольшом здании, переоборудованном и приспособленном для совершения богослужений. В Москве состоялась закладка храма в честь Собора Дивеевских святых 16 мая по благословению Святейшего Патриарха Алексия на московском подворье Серафимо-Дивеевского монастыря архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения закладного камня в основании строящегося домового храма-часовни в честь Собора Дивеевских святых. Это будет первый храм, освященный в честь недавно установленного празднования Собора Дивеевских святых. По благословению Святейшего Патриарха Алексия Собор Дивеевских святых будет праздноваться 27 июня, на следующий день после дня памяти основательницы Дивеевской обители преподобной Александры (Мельгуновой).

http://pravoslavie.ru/5083.html

6 декабря. День памяти святого Александра Невского. [В 1263 году великий князь Александр возвращался из Орды, где провел почти год, ведя переговоры с ханом Берке о том, чтобы отменить военный призыв русских людей в ордынское войско. Князь был тяжело болен и чувствовал, что не доедет до своего стольного града Владимира. Поэтому он остановился в Городце. Чувствуя приближающуюся кончину, Александр Невский принял великую схиму. Так называют высшую ступень монашества — полное отречение от мира и посвящение своей жизни одному лишь Богу. В постриге великий князь получил имя Алексий. Отошел ко Господу святой сразу после принятия великой схимы]. Ил.: Александр Невский, молящийся об избавлении своего отечества. Петр Басин. 1861-1862. Вологодская областная картинная галерея. — С.5; 25 декабря. День памяти святого Спиридона Тримифунтского . [Спиридон Тримифунтский родился b III beke. Он был пастухом на острове Кипр. Когда его избрали епископом, он продолжал пасти овец в свободное от епископских обязанностей время. И щедро раздавал их всем нуждающимся. Однажды несколько молодых парней задумали украсть у Спиридона скот. Забрались ночью в загон и отобрали самых упитанных баранов. Но тут какая-то невидимая сила связала их и приковала к стенам загона. Утром Спиридон пришел к овцам и увидел ночных посетителей. Пожалев незадачливых воришек, Спиридон помолился, и невидимые веревки упали с их рук. Владыка с любовью вразумил парней, чтобы не зарились на чужое добро, и... подарил им одного барана! «Чтобы никто не говорил, что вы напрасно не спали ночь и без пользы пришли к человеку, у которого лучше просить и получать даром, чем красть»]. Ил.: Святитель Спиридон Тримифунтский. Иконография. — С.5; 19  декабря. День памяти святителя Николая. [На русской земле византийского святого Николая Мирликийского стали почитать c XI cmoлemuя, когда его мощи были украдены норманнами из города Миры и перенесены в итальянский город Бари. Вскоре после этого на Руси был создан письменный памятник под названием: «Сказание повести, еже о перенесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры». Примерно в то же время появился еще один текст, описывающий первое чудо святителя Николая, совершенное им на Русской земле, — «Чудо о некоем детиши утопшем, его же святый Никола жива сохрани». В нем рассказывалось, как во время переправы через Днепр мать уронила ребенка в реку и он утонул. Убитые горем родители со слезами молились перед иконой святителя Николая. В ту же ночь в Софийском соборе Киева служители обнаружили живого мокрого ребенка под иконой Николая Мирликийского. Митрополит велел оповестить всех жителей города об этом событии. Родители утонувшего ребенка с изумлением и радостью опознали в нем свое утонувшее дитя. С тех пор эту икону, под которой был найден мокрый младенец, так и стали называть — икона Николы Мокрого]. Ил.: «Никола Мокрый». Народная икона, XIX-XX bb. — С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-12-236...

Числа: Декабрь (Церковные даты декабря)/Подготовила Екатерина Прогнимак ; Фото Михаила Шумилова//Фома. - – декабрь 2007. – С.44-45. – (рубрика « Числа »). Весь декабрь Церкви предстоит провести в покое, соблюдая Филиппов пост, украшенный праздниками в честь великих святых: Названы и кратко прокомментированы (С.44) следующие даты: 2 декабря – день памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского (XIX век); 8 декабря – память священномученика Климента , папы Римского, жившего на рубеже I и II веков от Р. Х.; 10 декабря – праздник в честь иконы Божией Матери « Знамение » (XII век от Р.Х.); 13 декабря – память апостола Андрея Первозванного (I век от Р. Х.); 18 декабря – день памяти преподобного Саввы Освященного (VI век от Р. Х.); 19 декабря – празднование в честь святителя Николая Чудотворца , архиепископа Мир Ликийских (IV век от Р. Х.); 25 декабря – память святителя Спиридона , епископа Тримифунтского (IV век от Р. Х.). Более подробно рассказано о трех церковных торжествах: 7 декабря – день памяти святой великомученицы Екатерины (начало IV века от Р. Х.). – С.44; 17 декабря – память святой великомученицы Варвары (IV век от Р. Х.). – С.44; 20 декабря – день памяти святителя Амвросия Медиоланского (конец IV века от Р. Х.). – С.45. Протоиерей Петр Перекрестов , ключарь кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (Русская Православная Церковь заграницей, США). Так заживает рана. Фото из архива автора//Фома. - – декабрь 2007. – С.45. – (рубрика « Числа »). Рассказ о найденной в конце XIII века в курских лесах Курской-Коренной иконе Божией Матери, в честь которой 10 декабря Православной Церковью установлен праздник. Эта икона, вывезенная из России в 1919 году, стала самой великой святыней Русской Православной Церкви заграницей. Разрубленная когда-то на две части Курская-Коренная икона однажды чудесным образом срослась (остался лишь след на тыльной стороне образа). В этом автор видит прообраз воссоединения Русской Церкви (акт о каноническом общении подписан 17 мая 2007 года), возрождения ее во всей своей полноте: «Божия Матерь вымолила перед Своим Сыном наше духовное единство».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-56-...

  2 декабря. День памяти святителя Филарета Московского . [Его называли московским Златоустом — так прекрасны и глубоки были         проповеди этого святого. Один из величайших богословов XIX века,         человек-эпоха, ученый, переводчик, он прожил долгую жизнь и был свидетелем пяти царствований. Виднейшее место в государстве занимал     при Александре I, Николае I и Александре II. С ним нельзя было не считаться — таков был его духовный и политический вес. Не случайно митрополиту Филарету было поручено сделать редакцию важнейшего        документа  XIX века - «Высочайшего манифеста об отмене крепостного права»]. Ил.: Святитель Филарет Московский. Портрет. - С.7;   19 декабря. День памяти святителя Николая. [Николай Угодник родился  в 270 году в городке Патары, который находился  в Малой Азии и был греческой колонией. Родители  будущего архиепископа были весьма     состоятельными людьми, при этом верили в Христа и активно помогали бедным. Святитель с детства полностью посвятил себя вере, много         времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский. После смерти родителей Николай раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. Позже взошел на         епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции. Нового архиепископа очень полюбили люди — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством и защитник христианства. Еще при жизни святитель прославился многими  чудесами — своими молитвами спасал тонущих моряков, освобождал из заточения несправедливо осужденных]. Ил.: Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский). Киотная скульптура. XVIII век. - С.7;   11 декабря. День памяти священномученика Серафима (Чичагова). [Особое место среди трудов митрополита Серафима занимает его деятельность по прославлению преподобного Серафима Саровского.    Составленная им «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» была      лично  преподнесена императору Николаю II в 1896 году и впоследствии    послужила основой для канонизации святого. Митрополит Серафим всю жизнь боролся за чистоту Православия. Был участником Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Вместе со всей Церковью испил чашу гонений от безбожной власти, несколько лет провел в тюрьмах и      ссылках. Последний арест произошел, когда митрополиту было уже  больше 80-ти лет. 11 декабря  1937 года его расстреляли на полигоне Бутово]. Ил.: Митрополит Серафим (Чичагов) в сане епископа. 1910-е годы. Фото. - С.7.  

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12200-...

- Никита Камшилин, сын президента Фонда Иоанна Чудотворца, приехавший на открытие выставки вместе с вами, подарил ее организаторам замечательную книгу « Николай II . Последний Православный Император. Сборник исторических материалов и воспоминаний». Завершается сборник словами архиепископа Иоанна Шанхайского, сказанными в 1939 году в память о Царе-Мученике. Они актуальны и в наши дни. - Святитель Иоанн как ярчайший проповедник святости Царской семьи отвергал ложь, защищая правду о ней. Он говорил о том, что величайшее преступление, совершенное в отношении Царя-Мученика и его многострадального семейства, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига. Эти слова стали для нас руководством к действию. Мы стараемся как можно шире распространять знания о святителе Иоанне и о святых Царственных Мучениках. Владыка Иоанн считал Императора Николая II образцом благочестия и полной преданности воле Божией. Он вечно «ходил перед Господом Богом». «Благочестивейший» в дни своего земного благополучия, в дни своих испытаний, от которых он очистился, «как злато в горниле», Николай II проявил терпение, подобное терпению праведного Иова Многострадального, в день памяти которого родился. До конца жизни был верен своему высокому званию, сознавал свою ответственность перед Богом. В Брюсселе есть русский православный храм Святого Иова Многострадального , который считается также храмом-памятником Царственным Мученикам. Он возведен в память Царя Мученика Николая II и всех русских людей, богоборческой властью в смуте убиенных. Первым его настоятелем был святитель Иоанн. 19 мая 2018 года, в день памяти Святого и Праведного Иова Многострадального, приход храма отпраздновал 150-летие со дня рождения Императора Николая II. А 20 августа 2000 года Царственные Мученики были прославлены в лике святых в России, и весь тот год был посвящен этому событию. Члены фонда, который четверть века возглавляет в Москве Игорь Камшилин, участвовали в крестных ходах, прошедших по всей России и за ее пределами. Фонд издал книгу «Царственные Мученики» и аудиоверсии акафистов благоверным Царю Николаю, Царице Александре, Цесаревичу Алексию, Царевнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии. Эти акафисты написал московский священник Алексей Кагирин.

http://ruskline.ru/analitika/2021/07/16/...

21 мая 2005 года в день памяти апостола Иоанна Богослова Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Агафангел освятил престол в храме Воскресения и Крест для купола часовни Прп.Сергия Радонежского. 3 сентября 2005 года состоялся первый Крестный ход вокруг города Теплодара с мощами святителя Николая Чудотворца. 13 сентября 2005 года архиепископ Почаевский Владимир передал в дар монастырю икону преп. Ивова Почаевского и икону преп. Амфилохия Почаевского с частицами их мощей. 26 сентября 2005 года первый - престольный праздник в день памяти обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. 8 октября 2005 года - установление и освящение иконы - мозаики Прп. Сергия Радонежского на часовне. Но чья-то злая рука в этот же период времени разбивает лампаду у иконы Сергия Радонежского, а саму икону забрасывают комьями грязи. 10 ноября 2005 года освятили и подняли Крест над центральным куполом храма Воскресения в день памяти преподобного Иова Почаевского. 5 декабря 2005 года игумения Елисавета Гефсиманского монастыря Марии Магдалины РЗЦ в Иерусалиме передала в дар обители мощи прпмц. Княгини Елисаветы и прпмц. Варвары. 14 декабря 2005 года схиархиепископ Алипий передал в дар монастырю частицы мощей: прп. Серафима Саровского, вмч. Пантелеимона, прп. Сергия Радонежского, свт. Луки Крымского, свт. Патриарха Тихона, свт. Игнатия Брянчанинова , свт. Алексея Карпаторусского. 1 марта 2006 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил купола и кресты храма Воскресения. В этот же день владыка совершил первый постриг в рясофор послушницы монастыря. 22 марта 2007 года Высокопреосвященнейший Агафангел Митрополит Одесский и Измаильский во время всенощного бдения совершил постриг в малую схиму трех насельниц монастыря. 18 ноября 2007 года Крестным Ходом по маршруту Афон – Греция – Бари (Италия) – Одесса прибыла чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», писанная для монастыря на Святой Горе Афон. 15 мая 2008 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил икону свв.Бориса и Глеба и Голгофский Крест, установленные на въезде в наш город. Сегодня, возрождая традиции монастырской жизни по принципу взаимодополнения труда и молитвы в аскетическом делании, матушки монастыря трудятся в просфорне, на монастырской кухне, швейной мастерской, на небольшом участке огородных грядок и сада.

http://azbyka.ru/palomnik/Воскресенский_...

21 мая, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в престольный праздник правого придела собора Свято-Духова монастыря, епископ Иларион совершил в этом соборе Божественную литургию. Владыке сослужило духовенство собора. За богослужением присутствовал митрополит Виленский и Литовский Хризостом, насельники монастыря. По окончании Божественной литургии и праздничного молебна епископ Иларион произнес проповедь, посвященную учению святого апостола Иоанна Богослова о любви. Далее, поблагодарив митрополита Хризостома за приглашение посетить Литву, Владыка Иларион сказал: " После долгого перерыва с большим волнением переступил я порог этого святого храма, совершил эту Божественную литургию. В моей памяти воскресли образы людей, которые уже перешли в мир иной, и с большой радостью увидел я снова тех, кто продолжают жить и трудиться в монастыре во славу Божию " . " Я с радостью посещаю в эти дни храмы Вильнюса и других городов Литвы, – продолжил Владыка Иларион. – Видя, как многое изменилось за прошедшие четырнадцать лет, как те храмы, которые стояли почти в руинах, сейчас отреставрированы и сияют золотыми куполами, видя, как развивается церковная жизнь, как храмы наполняются людьми, как молодежь сплачивается вокруг Церкви, я радуюсь тому, что есть будущее у Православной Церкви в Литве, радуюсь, что Церковь здесь развивается и процветает " . В тот же день епископ Иларион посетил храмы в селах Титувенай, Колайняй и Каунатава, настоятелем которых он служил в 1988-1990 годах. 22 мая, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, епископ Иларион по благословению митрополита Хризостома совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском храме города Тельшяя, настоятелем которого он был в 1989-1990 годах. По окончании литургии и крестного хода Владыка обратился к настоятелю и прихожанам с приветственным словом. В ответном слове настоятель прихода иеромонах Нестор от своего имени и от имени прихожан тепло приветствовал Владыку, пожелав ему многих и благих лет служения Церкви Христовой.

http://pravoslavie.ru/13671.html

21 мая 1994 года в Николаевской церкви была отслужена первая литургия после запустения советского периода. С 20 мая 1996 года в церкви стали совершаться регулярные богослужения. 14 апреля 1998 года на колокольне Николаевской церкви установили колокола. Центральный – старый часовой монастырский колокол. Сейчас храм украшен трехъярусным иконостасом. Икона Святителя Николая имеет множество подвесок, свидетельствующих о скорой помощи угодника Божьего. Ежегодно 22 мая, в день памяти Святителя Николая Чудотворца, собирая множество верующих, из Успенского собора к Николаевской церкви совершается крестный ход с пением акафиста Святителю Николаю. Водосвятный молебен служится в Андреевской часовне, а в Николаевской церкви по окончании ранней литургии помазывают миром от мощей Святителя Николая. Основные сооружения монастыря располагались в семи меловых останцах стометрового утеса на правом коренном скалистом берегу Северского Донца. Архиепископ Филарет Гумилевский относил основание монастыря к XII-XV ст., последователями Антония и Феодосия Печерских. Немецкий путешественник Сигизмунд Герберштейн упоминает о «каменных изваяниях на Донце» еще в 1517 г. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1624 г., наряду с Троице-Холковским пещерным монастырем на Осколе – наиболее старшем из всех других пещерных монастырей Оскола и Дона. В настоящее время верхние части утесов обвалились, высота оставшихся скал не превышает 60 м. Кроме подземных ходов с нижней территории монастыря и из леса с противоположного левого берега Донца, ко входу в скальную твердыню вела деревянная эспланада с подъемным мостом. В скале монахами были «иссечены» различные помещения – трапезная, пещерные храмы, кельи – здесь находилось место для «воинских людей», несших караульную службу в степи и высылавшихся для обороны монастыря из городов Белгородской засечной черты, кров и пища для бежавших из татарского плена. Сохранилось древнее изображение монастыря в «Книге Большему чертежу» 1679 г. В это время помещения в скале располагались в 4–5 ярусов. В трех останцах, занимавших среднее положение, располагалась пещерная церковь Успения, устроенная монахами в 1650-е г.г. взамен более древней, низкой и тесной. Как можно судить по изображению, внутри она повторяла структуру украинского одноверхого трехчастного храма. От того времени сохранился вырубленный в скале алтарь. Он освещается с севера одним небольшим окном. Меловой потолок сделан в виде сомкнутого свода. Еще одно окно – колодец пробито в своде с востока – из него солнечный луч ярко освещает каменный престол во время заутренней службы. Среднее помещение (неф) имело «верх», высеченный в скале внутренний купол со световыми проемами.

http://sobory.ru/article/?object=05585

Духовное наследие святых Кирилла и Мефодия скрепляет наши Церкви особой родственной связью: не только духовной и вероучительной, но и основанной на общности нашего языкового наследия. Мы понимаем друг друга без переводчиков. Когда русские слышат словацкий или чешский язык, не зная его на 100 процентов, они по крайней мере всегда понимают общий смысл того, о чем им говорят. Также, думаю, происходит и с русским языком, когда он звучит в Чешских землях и в Словакии. Для меня сегодня большая радость от имени Святейшего Патриарха Кирилла поздравить Подворье с 17-летием и пожелать помощи Божией отцу настоятелю, архимандриту Серафиму, всему клиру и прихожанам. Сегодня мы празднуем память святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, чья чудотворная икона находится в этом святом храме. Без преувеличения можно сказать, что святитель Николай является самым почитаемым святым не только Русской Православной Церкви, но, может, и всего мирового Православия, и даже всего мирового христианства. Несколько дней назад мне довелось быть у мощей святителя Николая в итальянском городе Бари, где они почивают с XI века, и еще раз воочию убедиться в том горячем почитании, которым этот святой окружен во всем мире. Не случайно в богослужебных текстах, посвященных празднику перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар-град, говорится, что он связывает между собой Восток и Запад. Его молитва объединяет людей, ведь на протяжении веков они всегда получали скорую помощь в трудных обстоятельствах жизни благодаря небесному заступничеству и предстательству святителя. Мы знаем, что святой Николай является скорым помощником, его помощь не заставляет себя долго ждать. Как только мы обращаемся к нему с молитвой - почти сразу же удостоверяемся, что эта молитва услышана, а в скором времени получаем от чудотворца то, о чем просили. Может быть, именно этот особый секрет дерзновения святого пред престолом Божиим и снискал ему ту всемирную славу, которой он пользуется и на Востоке, и на Западе.

http://mospat.ru/ru/news/48865/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010