Пс.49:13 .  Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? «Еда ям мяса юнча? Или кровь козлов пию?» Так, показав малосмысленность их, и внушив, что ради детскаго их разумения узаконил им древле приносить оныя жертвы, предварительно дает откровение о завете новом и узаконяет жертву Ему благоугодную. Пс.49:14 .  Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои. Пс.49:15 .  И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня». «Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы твоя»: «И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя». Благовременно открыл и досточтимое число Святыя Троицы, и совокупил оное с новым заветом, потому что с ним прияли мы и ведение о Святой Троице. Пророк же вводит разделение не для того, чтобы разделить действия неразделимой и Святой Троицы, а чтобы пророчески научить сему числу потомство. Посему говорит: «пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя, и призови Мя в день скорби твоея». А из сего познаем три Лица, впрочем не в том смысле, что просимое подает или только Бог, или только Вышний, или приемлющий жертву хвалы. Ибо каждое Лице есть и Бог, и Вышний, и Податель благ. Жертвою же хвалы называет Пророк подобающия праведным песнопения, и молитвами – их обеты. Ибо так говорит и в псалме двадцать первом: «молитвы моя воздам пред боящимися Его» ( Пс. 21:26 ). Поскольку же сказал: «не о жертвах твоих обличу тя», то показывает наконец, в чем будет обличать. Пс.49:16 .  Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои. Пс.49:17 .  А сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя? «Грешнику же рече Бог: Вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими?» «Ты же возненавидел еси наказание, и отвергл еси словеса Моя вспять». Поскольку иные, когда погрешают другие, укоряют их и напоминают им Божии законы, а сами нарушают то, чему учат, то по справедливости обращает к таковым слово, говоря: почему же, величаясь Моими оправданиями, так и иначе толкуя о законе, сами не извлекали из сего пользы, какую надлежало извлечь, и оказываете небрежение к словам Моим? Пророк описывает и самыя преступления, на какия они отважились.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

22 Текст Тертуллиана близок к LXX: В Синод. пер.: «Когда Он уготовлял небеса, Я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда Я была при Нём художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время» ( Притч.8:27–30 ). 24 Это второй момент бытия Сына, когда Он содействовал Отцу в творении мира. Этот момент у греческих святых Отцов получил название λογος προφορικος (‘произнесённое слово’). См. Святитель Феофил. Указ. соч. В целом это учение о двойственном слове имеет больше недостатков, нежели достоинств, ибо слишком сближает бытие Сына с творением мира. Эту оценку можно отнести к самому принципу различия Божественных Лиц – к понятию Домостроительства, которое использует Тертуллиан . Ведь Божественное Домостроительство предполагает отношение Бога к чему–то иному, нежели Он Сам в Себе, в Своём вечном и неизменном бытии, то есть отношение к твари. И напротив, Домостроительство никак не может помочь нам понять бытие Бога в Самом Себе, полноту внутритроичных отношений Божественных Ипостасей. Впрочем, это общий недостаток учений о Святой Троице того времени, который был исправлен лишь в IV в. 28 Смешение особенностей Второго и Третьего Лица Святой Троицы (вплоть до бинитаризма у некоторых) – характерная черта многих ранних латинских богословов. Впрочем, сам Тертуллиан в данном трактате как раз и выступает против какого бы то ни было смешения Ипостасей не только Отца и Сына, но и Святого Духа (см. ниже §9). Поэтому здесь слово «Дух» означает духовную природу Слова Божия. 31 Это также положение стоической онтологии, в которой всё сущее телесно, и лишь не-сущее бестелесно. 35 Это одни из самых употребительных у святых Отцов тварных аналогий Святой Троицы (наряду с антропологической аналогией). Примечательно, что образ солнца и луча (сияния) часто использует святитель Афанасий Великий , не опасаясь исказить догматическую истину. См. его Слово на ариан, I, 14; II, 33; III, 15. – Святитель Афанасий Великий . Указ. соч. Т. II. С. 195:305–301:388–389.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

А что же о зависти говорят святые отцы? «Зависть – это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу» Святитель Василий Великий учил: «Зависть – это порча жизни, поругание природы, вражда против того, что дано нам от Бога, противление Богу» . Но почему зависть к другому человеку (едва ли кто-то может испытать зависть к Богу) святитель называет «порча жизни», «поругание природы» и «противление Богу»? Вспомним, прежде всего, о природе первозданного человека: «Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его» (Быт. 5: 1); «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2: 18). Человек сотворен общественным существом, то есть для семейной соборности – как первой ячейки соборности церковной. Апостол Павел называл семью домашней Церковью , в его обычае было приветствовать некоторых семейных христиан словами: «сподвижнику нашему и домашней твоей Церкви» – так Павел направлял приветствие женщине «Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу» (Флм. 1: 2), ее мужу. Мир и был создан Триединым Богом, чтобы ввести род человеческий в союз любви Лиц Святой Троицы. Христос призывает разобщенное человечество к божественному единству словами: «Да будут все едино, как Ты, отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). Единство любви Лиц Святой Троицы – это единство Отца и Сына в Духе Святом, ибо сказано: «потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5: 5). То есть в тот же союз соборной любви в Духе Святом вошло в день святой Пятидесятницы и человечество, до грехопадения в лице наших прародителей естественно пребывавшее в этом божественном единстве. Поэтому зависть и есть вызов и поругание человеческой природы , «вражда против того, что дано нам от Бога» и «противление Богу». Три путешественника нашли однажды на дороге нечто драгоценное. Надлежало разделить это поровну между всеми. Находка была так велика, что часть каждого была бы весьма значительна, но тотчас явился диавол со своими спутниками – духами зависти, коварства и жадности. Полюбовавшись своей находкой, путешественники сели отдохнуть, чтобы подкрепить себя пищей, но каждый думал не о пище, а о том, как бы одному завладеть сокровищем. Нужно было кому-нибудь из них сходить в ближайший город, чтобы купить припасов. Один отправился. Двое оставшихся на месте договорились убить третьего, когда тот вернется, чтобы разделить между собой его часть. Между тем отправившийся за припасами решил отравить их ядом, чтобы по смерти обоих товарищей богатство осталось ему одному. Когда он вернулся, то немедленно был убит своими спутниками, а они, в свою очередь, поев принесенную им пищу, оба умерли. Драгоценная находка осталась на месте ждать или других безумцев, или более достойных людей .

http://pravoslavie.ru/99413.html

Начало учения о Премудрости Божией заложено еще в Ветхом Завете. В восьмой главе Притчей Соломона удивительно описывается «София», «Премудрость». Она Сама говорит о Себе, как о «художнице Божией», бывшей при творении мира. Причем речь идет именно о личностной, персонифицированной Премудрости: Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, [я была] там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя [была] с сынами человеческими ( Притчи. 8:22–31 ). Очень поэтично описана Премудрость: художница Божия, искони пребывавшая с Ним. В определенном смысле ее можно сравнить с ребенком, искренне радующимся, когда в искусных руках отца зарождается нечто прекрасное. Впрочем, русский перевод не может до конца передать все оттенки еврейской речи. Слова веселясь на земном кругу вполне можно заменить словом «танцуя». То есть Премудрость танцевала и веселилась, когда Отец создавал мир, когда Он полагал основания земли и чертил круг мироздания. Эта Премудрость Божия, эта Художница, которая ликовала перед Лицом Творца, когда в Божественных руках появлялось Его творение, это Логос и есть Христос – Второе Лицо Святой Троицы. Единородный Сын, Сияние Славы, Предвечное Слово, Божия Сила и Премудрость Божия – вот образы Христа, которые мы встречаем в Священном Писании. Вот о чем мы должны думать, когда говорим о Сыне Божием не по благодати, а по Существу. И все же слово «сын» предполагает рождение. И о Божием Сыне мы тоже говорим: «рожден». В данном случае речь, разумеется, идет не о рождении Иисуса от Девы Марии, а о том предвечном рождении, которое было изначально. Святой Григорий Богослов (329–389), пожалуй, ближе других подступивший к тайне Святой Троицы и богосыновства, говорил, размышляя об этом: «Хочешь ли, объясню тебе, как [Он] родился? Как, ведают это родивший Отец и рожденный Сын. А что кроме сего, закрыто облаком и недоступно твоей близорукости» 26 .

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Ответ старца Вонифатия . Осуждение и братское обличение никак не одно и то же. Первое воспрещается во Евангелии: «Не судите, да не судими будете» ( Мф.7, 1 ); второе, напротив, заповедуется: «Аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем» ( Мф. 18, 15 ), и еще: «не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте» ( Еф. 5, 11 ). 179. Вопрос того же монаха. Как должно обличать других? Ответ старца Вонифатия . Вот как пишет об этом святой апостол Иуда: А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией» (это главное начало для христианского обличения)... «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» ( Иуд. 1, 20–23 ). 180. Вопрос того же монаха. А осуждать других запрещено? Ответ старца Вонифатия . Что касается до осуждения, то апостол Павел не только запрещает осуждать других, но еще учит не подавать никакого повода к тому, чтобы нас осуждали другие. «Кийждо,– говорит, нас о себе слово даст Богу. Не ктому убо друг друга осуждаем, но сие паче судите, еже не полагати претыкания брату или соблазна» ( Рим. 14, 12. 13 ). 181. Вопрос странника. Для чего крестное знамение установлено Святой Церковью? Ответ старца Вонифатия . Для того чтобы мы постоянно, так сказать, имели пред глазами важнейшие Таинства христианства и соединяя с ним известные слова в честь Пресвятые Троицы, при всяком случае, разумно славословили и благодарили Отца, и Сына, и Святого Духа, и таким образом и сами освящались и все освящали именем Пресвятые Троицы и силою Господа, распятого на кресте. «Не пренебрегай крестным знамением, – говорит святой Кирилл Иерусалимский , – потому только, что оно туне и легко досталось тебе, но по сему самому, еще более благоговей пред Благодетелем, даровавшим тебе оное». 182. Вопрос странника. Какие последствия праздности? Ответ старца Вонифатия . Душа праздного человека со дня на день портится все более и более: чувство угасает, рассудок становится слабым, воля леденеет, праздный человек не чувствует себя способным ни к чему трудному. Праздность не менее губительна и для тела. Слабость, изнеможение, преждевременная вялость и хилость, и оттоле целый ряд различных болезней, – таковы обыкновенные последствия праздности! Она сама кладет страшную печать на своих поклонников: у одного тело задавлено тучностью, другой страдает от избытка крови, у того поражены или отняты члены, иной остается без всякого движения от подагры, у другого от неумеренности на заре жизни притупились все чувства. Какое-нибудь легкое беспокойство, усталость, мгновенная перемена погоды или другой какой-нибудь непредвиденный случай сопровождаются всегда болезненным потрясением в этих искаженных праздностью телах. Так для души и для тела праздность есть зло великое и ужасное. 183. Вопрос послушника. Какую пользу приносит пост?

http://azbyka.ru/otechnik/Vonifatij_Feof...

По окончании псалма читаем молитву перед едой: Ч (Н) Отец наш Небесный... (см. выше). Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови! Настоятель или несущий чреду священник говорит: П Христе Боже, благослови пищу и питьё чад Твоих, ибо Ты свят во все дни: ныне и всегда и во веки веков. [Н] Аминь. И часть просфоры или вся просфора, которая будет вознесена, влагается в панагиар и ставится на положенном месте. После еды совершающий служение произносит стих: [П] По ходатайству святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Н Аминь. И встав, говорим: [П] Благословен Бог , милующий и питающий нас от юности нашей, подающий пищу всякой плоти! Исполни же радостью и весельем сердца наши, дабы мы, всегда имея во всём достаток, преуспевали во всяком деле добром, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым Тебе подобает слава, власть, честь и поклонение, вместе со Святым Духом, во веки. Н Аминь. [П] Слава Тебе, Господи, слава Тебе, Святой, слава Тебе, о Царь, ибо Ты дал нам пищу к нашей радости, – исполни же нас и Духа Святого, дабы мы стали угодными Тебе и не были постыжены, когда Ты будешь воздавать каждому по делам его. Ч (Н) Слава, и ныне. Господи, помилуй (трижды). Благослови! И совершив поклон, тот, кто будет возносить «Всесвятую» (т.е. богородичную просфору – «Панагию»), говорит так: [П] Благословите меня, отцы святые, и простите меня, грешного! Н Бог да простит тебя и да помилует тебя! И взяв хлеб кончиками пальцев, возносит его немного над образом Святой Троицы, говоря громко: [П] Велико имя – Настоятель или несущий чреду священник: П Святой Троицы! И совершает им крестное знамение над образом Богородицы, говоря: [П] Всесвятая Богородица, помогай нам! Н По Её ходатайству, Боже, помилуй и спаси нас! И говорим: Ч Блаженною именуем Тебя из рода в род, Богородица Дева, ибо невместимый Христос Бог наш в Тебя изволил вместиться. Блаженны и мы, имея Заступницей Тебя, и бо день и ночь Ты молишься за нас. Посему, воспевая, возглашаем Тебе: радуйся, Благодатная, с Тобою Господь!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   Другие могут сказать: «Но все равно, Авраам поклонялся истинному Богу, и евреи через Исаака, а мусульмане через Агарь являются потомками этого верного поклонника Бога». Здесь нужно разъяснить несколько подробностей: Авраам отнюдь не поклонялся Богу в форме безличного монотеизма иных религий, но в форме Святой Троицы. Мы читаем в Священном Писании: «И явился ему Господь у дубравы Мамре... и он поклонился до земли» (Быт. 18:1—2).    В каком виде был Бог, Которому поклонялся Авраам? В безличной форме или в зримом видении Триединого Божества? Мы, православные христиане, с благоговением произносим этот текст Ветхого Завета о явлении Святой Троицы в день Пятидесятницы, когда украшаем наши храмы ветвями, символизирующими древние дубы, и когда прославляем Святую Троицу, явившуюся древле в виде Трех Ангелов, так же как наш отец Авраам прославлял Его! Происхождение от Авраама по плоти было бы для нас бесполезно, если бы мы не были возрождены водами крещения в веру Авраамову. А вера Авраамова была вера в Иисуса Христа, как сказал Сам Господь: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56).    Такова же была и вера пророка царя Давида, который слышал, как Небесный Царь говорит о Своем Единородном Сыне: «Сказал Господь Господу моему» (Пс. 109:1; Деян. 2:34). Такова же была и вера трех отроков в пещи огненной, откуда они были спасены Сыном Божиим (Дан. 3:23—95); и святого пророка Даниила, который имел видение двойной природы Иисуса Христа в таинстве воплощения, когда Сын Человеческий пришел к Ветхому днями (Дан. 7:13). Вот почему Господь, обращаясь к потомству Авраама (биологически неоспоримому), говорит: «...если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы...» (Ин. 8:39), а дела эти в том, «чтобы... веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29).    Кто же тогда потомство Авраама? Сыны Исаака по плоти или сыны Агари египтянки? Исаак или Измаил — потомок Авраама? Чему нас учит Священное Писание устами Божественного Апостола? «Но Аврааму даны были обетования и семени его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа» да будет со всеми нами ( 2Кор. 13. 13 ). Аминь. 4. БЛАГОДАТЬ И ДОБРЫЕ ДЕЛА " Б лагодать Господа (нашего) Иисуса Христа и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа» да будет «со всеми вами» ( 2Кор. 13, 13 ). – Такими священными словами св. ап. Павел заключает свое второе послание к Коринфской Церкви. Сегодня – в день Пресвятой Троицы – эти апостольские слова особенно близки нам. Чего более естественно желать ныне, как не общения со Святой Троицей?! Наступил великий христианский праздник – день духовной свободы, благодатного обновления и усыновления Богу. С этого дня благодать Св. Духа сообщается каждому крестившемуся во имя Св. Троицы и право верующему христианину. Подобно тому, как солнце своими лучами сообщается органическим телам, входит в них, разогревает, оживотворяет и возвращает, так и мысленное Солнце – Господь Бог – Своим Животворящим Духом сообщается православным христианам, членам Тела Христова – Церкви, проникает в их духовное существо, освящает, оживляет и укрепляет. Без благодати Св. Духа мы не можем стать истинными христианами и наследниками Царствия Божия – не можем спастись. " Я, – рассуждает один св. пастырь-молитвенник, – нравственное ничтожество: без Господа нет у меня истинно верной мысли и доброго чувства, и прямо доброго дела» 59 . Благодать Божия есть именно та спасительная сила, которая дает нам то, чего у нас нет или чего нам не достает, помогает там, где мы слабы – немощное врачует и оскудевающее восполняет. Вот поэтому-то Сам Господь наш Иисус Христос неоднократно говорил о благодати Св. Духа как необходимой силе в домостроительстве нашего спасения. Так, незадолго до Своей крестной смерти, Он, раскрывая св. Апостолам тайну нашего спасения, сказал им: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин. 16, 7 ). И перед Своим славным вознесением Господь, преподав Своим ученикам последние наставления, велел им никуда не отлучаться, но пребывать в городе до тех пор, пока не сойдет на них обещанный Дух Святой, и они облекутся силой свыше ( Деян. 1, 4, 8 ). Также учили о необходимости благодати Св. Духа и св. Апостолы, опытно познавшие ее спасительное действие. «Если же кто Духа Христова не имеет, – говорит св. ап. Павел, – тот и не Его» ( Рим. 8, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Едины, как и Мы! Это говорит Христос — человек и Богочеловек, смертный и бессмертный, Божественный и на земле, обращаясь к Отцу Небесному, с Которым Он един. Это и есть единство Отца и Сына. В этих словах Христовых заключен призыв и к нам, к каждому из нас: “Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе”. Значит, тайна Святой Троицы, которую мы будем через неделю прославлять и славить в молитвах, — это для нас не какое-то далекое, отвлеченное умствование, а живое Слово Божие, данное нам для этой жизни. И все, о чем здесь сказано, дано нам, как великий дар, чтобы нас оживотворять каждый день, каждую минуту, каждую секунду нашей жизни. И все, что открывает нам Церковь, все, что находится в Священном Писании, — все эти великие тайны относятся к жизни. Поэтому старайтесь вникать в них, старайтесь понять их умом и сердцем. И тогда вы увидите, что ничего из догматов, утвержденных на Вселенских Соборах не было дано нам просто ради нашей любознательности, просто, чтобы мы что-то новое узнали. Все было дано для жизни здесь и теперь, потому что Христос хочет, чтобы наша жизнь уже здесь была приобщена к вечности, и открывает для этого путь: “Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа!” Аминь. Пятидесятница. День Святой Троицы Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Пасхальные дни кончились, но ничего не изменилось, и если бы мы с вами оказались в то время около дома, в котором собирались ученики Христовы, что бы мы увидели? Мы увидели бы запертые двери и людей, которые за ними скрылись. Они еще не избавились от страха, и о них еще никто не слышал. Между собой они делят радости веры. Внутри их дома как бы горит огонек, а снаружи свет его не виден. К людям, к ученикам Его пришло радостное известие. Но давайте вспомним, кто они были, эти ученики? Конечно, самолюбивые, конечно, ищущие своих благ. Вспомните, как они делили места в будущем, когда Господь сядет во Славе, как спорили, кто будет среди них первый. Вспомним, что, когда Господь предсказывал свою смерть, Петр сказал: “Да не будет с Тобою этого, Господи”, — потому что он думал о человеческом, а не о Божием. И много, много раз, говорит евангелист, они не понимали того, что говорил им Иисус. А один из них настолько далек был в своем непонимании, что потом разуверился и стал Его предателем. Ученики — слабые, немощные, грешные, делают шаг вперед, а потом колеблются, немногие идут по водам, а потом начинают тонуть. Ведь даже Петр отрекся от Господа в самую ночь Его страстей. Трижды отрекся.

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь (по-славянски: Ты не веси ныне. – Схиигум. А.), а уразумеешь после ( Ин. 13, 7 ). Когда же апостол Петр смог уразуметь эти слова? Наверное, когда Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых и тем доказал, что Он есть истинный Сын Божий, истинный Бог, и когда в день Пятидесятницы, или, как мы называем его по церковной традиции, в День Святой Троицы, на апостолов сошел Дух Святой. Иначе говоря, только тогда, когда ученики познали тайну Пресвятой Троицы, Петр до конца понял, чтó произошло и Кто умыл ему ноги. Он понял, сколь велико было смирение Сына Божия: Он, будучи Богом, не только воспринял на Себя естество сотворенного Им существа, человека, но и перед самими этими людьми – грешными людьми! – смирился настолько, что умывал их ноги. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною ( Ин. 13, 8 ). Апостол Петр, как человек горячий и простой, сразу высказал мысль, которая была у него в душе: он находил невозможным то, чтобы Иисус умывал ему ноги, и, поскольку Петр справедливо считал, что его чувство благоговения и любви к Иисусу истинно и правильно, осмелился Ему возражать. Но Спаситель, желая научить Петра смирению и заставить его послушаться, устрашил его тем, что если он не подчинится, то не будет иметь награды, то есть общения с Господом Иисусом Христом в будущей жизни. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною. Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову ( Ин. 13, 8–9 ). После такого ответа апостол Петр, конечно же, смирился и позволил Иисусу сделать эту, как ему казалось, небывалую, невозможную вещь – умыть его ноги. Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? ( Ин. 13, 10–12 ). Теперь Спаситель объясняет, для чего Он умыл ноги Своим ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010