Скачать epub pdf День рождения Церкви Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, – подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается православными христианами. Событие сошествия Святого Духа Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано Евангелистом Лукой в начальных главах его книги “Деяний святых апостолов”. Богу угодно было сделать это событие поворотным пунктом в мировой истории. Пятидесятница – т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи – был одним из трех великих ветхозаветных праздников. Этот праздник отмечал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим. Родившись в других странах, многие из них уже с трудом понимали свой родной еврейский язык, однако старались соблюдать свои национально-религиозные обычаи и хоть изредка паломничать в Иерусалим. Сошествие Святого Духа не было неожиданным событием для апостолов. Еще за несколько столетий до рождения Спасителя Господь Бог начал готовить людей ко дню их духовного возрождения и предсказывал устами пророков: «Вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и ...изолью от Духа Моего на всякую плоть …Изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее… и вы радостно будете почерпать воду из источников спасения… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце из плоти. Вложу внутрь вас Дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Иез.36:26–27 ; Иоил.2:28 ; Ис.12:3, 44:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В самом деле, разве это не радость: мы не одни, но с нами Бог; мы смертны по телу, но бессмертны душою; наше смертное тело подлежит воскресению, и мы должны встретить Господа. Будем же носить эту радость в сердцах наших, делиться этой радостью с другими, любить ближних своих и прославлять Бога. Аминь. Слово в день Святой Троицы, Пятидесятницы «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятого Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим». Мы вспоминаем сошествие Святого Духа на Апостолов и называем это день днем Святой Троицы. Един Бог в Трех Лицах – Отец, Сын и Святой Дух – эта истина непостижима для нашего ума. Но это непостижимое нам известно, потому что открыто нам Самим Господом нашим Иисусом Христом. И это непостижимое знание принимается с верою всяким христианином, а первыми приняли его святые Апостолы. Апостолам вера в Пресвятую Троицу была открыта постепенно Господом Иисусом Христом. Посмотрите вкратце путь к этой вере, какой прошли святые ученики Христовы. Апостолы от юности своей, еще до встречи с Господом Иисусом, убежденно верили в Единого Бога, не зная ничего о Святой Троице. В жизни своей будущие Апостолы искали правды Божией. Приходит Господь Иисус Христос, приближает к Себе учеников, а ученики со внимание и любовью слушают Его слова. Этому любящему вниманию учеников постепенно открываются новые и поразительные вещи. Ученики сначала смотрят на Господа только как на Великого Пророка, а потом приходят к убеждению, что Он выше всякого Пророка, что Он – Сын Божий. «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» ( МФ.16:16 ), – вот первое исповедание апостольской веры, произнесенное устами святого Петра. Господь Иисус Христос поддерживает и укрепляет эту веру своим одобрением. За эту веру Господь называет Петра счастливым (блаженным), самую эту веру называет Божиим откровением и далее сам подтверждает Свое Божественное Сыновство. Он говорит: «… не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» ( Мф.16:17 ). Тогда впервые верующему сознанию людей открылась истина о Двух Лицах Святой Троицы, истина о Боге Отце и Боге Сыне. Господь Иисус во многих поучениях еще полнее раскрывает эту истину, показывая, как Он и Отец имеют одинаковое Божественно достоинство.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

но, впрочем, вы не знаете, какую я имею надежду и куда я иду»... И затем, без малейшего смущения взойдя на костер, принял мученическую смерть... Все они пострадали в Кесарии Каппадокийской в гонение Вале­риана (253–259 гг.). Воспоминание Святого Великого Вселенского Собора первого, в Никее бывшего Собор 318 отцов происходил в Никее в 325 году против Ария, отвергавшего вечность Сына Божия и единосущие Его с Богом От­цом. На сем соборе составлен и Символ веры , обязательный для всех верующих. Праздники переходящие День Пресвятой Троицы Основание праздников в 50-й день по Пасхе Пресвятой Троице указано в Писании, и начало этого празднования относится к началу христианства. Сам Иисус Христос, предрекая апостолам о радостней­шем событии новозаветной Пятидесятницы, исполнение его припи­сал Троице Единосущной и Нераздельной; о сошествии Святого Духа Господь сказал: Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свиде­тельствовать обо Мне ( Ин. 15, 26 ). Притом явление Святого Духа, сходящего от Бога Отца и посланного Богом Сыном, распространило в мире благодатное познание о таинстве Святой Троицы (см. Ин. 16, 8–15; 14, 26 ). Посему со времени сошествия Святого Духа на апостолов постоянно воздается в Церкви Православной, в день Пятидесятницы, богопоклонение и прославление Святой Троице. Апостол Петр в пропо­веди Слова Божиего к многочисленному народу в день Пятидесятницы, объясняя явление огненных языков апостолам, между прочим говорил: Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божией и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите ( Деян. 2, 32–33 ). В самый же день Святой Троицы 3000 из слушателей апостола Петра приняли Слово Божие и крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа (см.: Деян. 2, 41 ). Так и сотворение, и искупление, и освящение мира совершилось любовью Бога Отца, пославшего Спасителя на землю, благодатью Сына Божия, искупившего людей, и наитием Святого Духа, освящающего верующих (см.: Деян. 2, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2. Свидетельства Нового Завета Троичность Лиц в Боге ясно проповедуется после Пришествия Сына Божия и составляет одну из основных истин Евангельского Благовестия: Отец послал в мир возлюбленного Сына, чтобы мир не погиб, но имел Источник Жизни в Духе Святом. Прежде всего тайна троичности была приоткрыта во время Крещения Господня ( Мф. 3, 16–17 ), отсюда и само Крещение называется Богоявлением, то есть явлением Бога – Троицы. Воплотившийся Сын Божий был крещаем в Иордане, Отец свидетельствовал о возлюбленном Сыне, а Дух Святой почил на Нем в виде голубя, подтверждая истинность гласа Отца (так говорится в тропаре Крещения). С тех пор Таинство Святого Крещения является для уверовавших дверью, открывающей путь соединения с Божественной Троицей, имя Которой знаменуется на нас в день Крещения по заповеди Спасителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ). Это еще одно прямое указание на Триединство Божества. Комментируя данный текст, святой Амвросий замечает: «Сказал Господь: во имя, а не во имена, потому что один Бог; не многие имена: потому что не два Бога, не три Бога» 306 . Свидетельство о Святой Троице содержится в апостольском приветствии: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа и любовь Бога (Отца) и общение Святого Духа со всеми вами» ( 2Кор. 13, 13 ). Апостол Иоанн также пишет: «Три свидетельствуют на Небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Ин. 5, 7 ) 307 . Последние тексты, говоря о Трех равнобожественных Лицах, подчеркивают личностность Сына и Духа, Которые наравне с Отцом подают дарования и свидетельствуют об Истине. Многочисленные важные в догматическом отношении новозаветные тексты возвещают об одном или двух Лицах Святой Троицы. В. Лосский , например, полагает, что «зерном», из которого произросло все тройческое богословие, является пролог Евангелия от Иоанна: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... ( Ин. 1, 1 ) Отец здесь именуется Богом, Сын – Словом (Логосом), Который вечно был со Отцом и был Богом. Таким образом, пролог одновременно указывает и единство и различие Отца и Сына 308 . 8. Свидетельства Откровения о равенстве божественных Лиц

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Литургия начинается обращением диакона к служащему священнику: «Благослови, Владыко». И из глубины святого алтаря раздается первый возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Заметьте, братия, возглас этот. Не услышите вы его ни на вечернем, ни на утреннем богослужении. Как заглавие в книге, так и этот возглас определяет новозаветный, евангельский характер Литургии. Здесь нарочито подчеркивается, что с Пришествием на землю Христа Спасителя сюда спустилось Царство Святой Троицы. Отец, возлюбивший мир, послал на землю для Крестной Жертвы за людей Своего Единородного Сына. Он трижды «возгремел» во слух мира о том, что Христос есть действительно Единородный Сын Бога. Первый раз в момент Крещения Господа на Иордане: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мф. 3:17 ). Второй раз на горе Преображения теми же словами свидетельствовал о Нем и повелел: Того послушайте ( Мф. 17:5 ). И, наконец, в Иерусалиме, на просьбу Сына прославить Его, подобно грому ответил: И прославих, и паки прославлю ( Ин. 12:28 ). Сын Его – Господь Иисус Христос в образе человека жил на земле тридцать три с половиной года, так что люди видели славу Его, славу, как Единородного от Отца ( Ин. 1:14 ). Тут не слух только воспринимал дивный образ Бога Человека, но, как говорит Иоанн Богослов, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни ( 1Ин. 1,1 ). Дух Святой в виде голубя осенял голову крещающегося во Иордане Спасителя. А потом, в виде огненных языков, в день Пятидесятницы сошел на головы Пречистой Матери Господа и Его учеников, зажегши в их сердцах неугасимый пламень ревности о славе Божией, покорившей весь мир Распятой Истине. Вот оно, спустившееся на землю Царство Святой Троицы, которое благословляет священник в торжественном возгласе Божественной литургии. Вполне соглашаясь с мыслью священника, что мы должны благословлять спустившееся на землю Царство Святой Троицы, народ отвечает: «Аминь». Я сказал «народ» потому, что Древняя Церковь не знала хоров, каковые теперь у нас заменяют народ. В древности все, что поет теперь хор, пел народ, как бы отвечая на возглас священника и диакона. И современные молящиеся должны знать, что клирос отвечает от их имени и что в мыслях своих они обязаны повторять за хором все, что он поет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Pravdol...

Но я не о «страхе» лишь говорю, а о пережитой «твердости» – желании ее, – так что даже просил этого и после, как дара праздничного. «Господи, даруй мне утверждение!» – И мне чувствовалось, что Господень Дух дарует это ныне еще прежде (не по существу – ибо любовь, конечно, выше) – в порядке восхождения нужна решимость от себя и сила от Духа… И среди даров Святого Духа есть такой дар: и почиет на Нем… (на Господе Иисусе Христе, – а от Него и на человеках Его) дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, – говорит святой пророк Исайя ( Ис. 11:2 ). И апостол Павел говорит: дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия ( 2Тим. 1:7 ). Посему: не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его ( 2Тим. 1:8 ). И я страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день ( 2Тим. 1:12 ). …Теперь немного проясняется и дар – твердой, ясной веры, и знаю, в Кого я веровал, – которую ощутил и я в день Пресвятой Троицы; она, вера, дала и твердость настроения. Ведь вера есть откровение. Вера в Пресвятую Троицу есть откровение Ее Самой нашему духу («касание»). Твердая вера – твердое откровение. Оно и утверждает душу… И так Сама Пресвятая Троица дала такое утверждение. А так как Она Сама есть высочайший вид утверждения – полное Единство Трех, то можно сказать, что это «утверждение» тоже есть отсвет «Троического Единства», этой основной благодати дня. Еще думается: ныне день Царства Троицы… И мы участники ныне в сем Царстве… Мы ныне род избранный, царственное священство, люди, взятые в удел ( 1Пет. 2:9 ). Вместо избранного народа еврейского ныне христиане – избранники, – ибо они приняли «подданство» в Царстве Троицы… И хотя это дается лишь опять в «задатке», в «закваске», и лишь на один этот день избранники приглашаются в «Царские чертоги» как сыны по благодати, – а после они еще должны заслужить, заработать этот дар, – но все же они ныне – «цари»: вы бози есте, и сынове Вышняго вси, – пророчествовал еще царь Давид ( Пс. 81:6 ); а Спаситель отнес это к верующим ( Ин. 10:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: " не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих? " Многие предположили, что ученики Христовы - пьяны. Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими одиннадцатью апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на небо и излил на них Святаго Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, апостол Петр сказал: " итак, твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли " . Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих апостолов: " что нам делать, мужи и братия? " Петр ответил им: " покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святаго Духа " . Уверовавшие во Христа охотно приняли крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начала устрояться на земле святая Церковь Христова. А предшествует празднику Троицы два дня особого поминовения усопших - Троицкий четверик (то есть четверг 31 мая) и Троицкая родительская суббота (2 июня). О Троицкой родительской субботе известно многим, так как она подобна другим Вселенским родительским субботам, празднуемым Православной Церковью. О благочестивой традиции Троицкого Четверика известно меньше. В России испокон века существует традиция молиться в этот день за " безродных и безыменных " - то есть о тех, чей род пресекся и за них не только некому молиться, но и само христианское имя их изгладилось из памяти людской. Все остальные толкования поминовения усопших в Троицкий Четверик, о чем иногда приходится слышать, неправильны. Как видите, предстоящие три дня - Троицкая родительская суббота, праздники Святой Троицы и Святаго Духа (в понедельник после Пятидесятницы) - для Русской Православной Церкви являются днями усиленной молитвы и о живых, и о усопших, о помиловании и спасении всех нас.

http://zavet.ru/news/news-p010520.htm

10, 20). Автор считает недопустимым всякое сомнение в совершенной истинности единой Православной Церкви Христовой; сомнение это может быть следствием или невежества, или греховности. Работа над вопросом о Церкви научила автора с особенной любовью и сердечным волнением читать из «Помянника» молитву о Церкви: «В первых помяни, Господи, Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси Честною Твоею Кровию, и утверди, укрепи, и разшири, умножи, умири, и непребориму адовыми враты во веки сохрани, раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святого Твоего Духа обрати». 1912 г., сентября 25. День преподобного Сергия 1. Новозаветное учение о Церкви То была величайшая и торжественная минута в истории человечества, когда Господь Иисус Христос в Своей первосвященнической молитве возгласил: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня no слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин.17:11, 20:21 ). В этих словах молитвы Христовой уже ясно определена сущность Церкви. Христос пришёл на землю, чтобы спасти мир 97 , a потому и христианство не есть только учение, которое принимается умом и содержится каждым порознь. Нет, христианство есть жизнь, в которой отдельные личности настолько объединяются между собою, что их единение можно уподобить существенному единству Лиц Святой Троицы. О создании из людей такого-то единства, Церкви, и молился Господь Иисус Христос Своему Небесному Отцу. В основу единения людей в Церкви Христос полагает любовь. Указав идеал Церкви в единодушии Лиц Святой Троицы, Он в той же молитве говорил: пусть любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них ( Ин.17:26 ) 98 . Подражать этой-то несравненной взаимной любви Лиц Святой Троицы и убеждал Господь Иисус Христос Своих учеников в прощальной беседе: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Апостол Петр, возвысив голос, обратился к иудеям, окружавшим дом, с проповедью. Он сказал, что перед ними не весельчаки, выпившие ради праздника, а люди, на которых сошел Святой Дух. Ссылаясь на книгу пророка Иоиля, апостол возвестил собравшимся, что настал великий день, когда исполнились древние пророчества о сошествии на верующих в Спасителя мира Духа Святого. Апостол Петр говорил настолько убедительно и его слова так сильно подействовали на сердца слушателей, что многие из них сразу поверили ему. Дух Святой явно помогал апостолу. Никогда ранее не отличавшийся глубоким познанием Священного Писания, он теперь свободно цитировал ветхозаветные книги. Более того, его разуму открылись скрытые в них истины, о которых только догадывались израильские мудрецы. Видя внимание слушателей, апостол безбоязненно стал проповедовать об Иисусе Христе, доказывая, что Он и есть столь долго ожидаемый иудеями Мессия. Свою речь апостол Петр закончил словами: — Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Под впечатлением от услышанного и ощутив воздействие благодати Святого Духа, толпа умилилась» и в ней раздались возгласы: — Что нам делать? — Покайтесь, — сказал Петр, — и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш(8). На первую апостольскую проповедь откликнулись три тысячи человек. В тот же день они приняли крещение и присоединились к ученикам Христа. Так Духом Святым была рождена Церковь Христова. Мир ещё ничего не знал об этом великом событии. Даже в самом Иерусалиме большинство жителей не догадывались о благодатном рождении Церкви, учение которой с течением времени распространилось по всей земле и стало достоянием всех стран и народов. Хотя Церковь пребывала в неизвестности, невидимые силы зла уже готовились её уничтожить.      Дух Святой — третье Лицо, или третья Ипостась, Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы. Он предвеч-но исходит от Бога Отца и посылается в мир от Отца Сыном. Дух Святой — истинный Бог, имеющий одно естество с Богом Отцом, от Которого исходит вне времени. По Своему достоинству Он равен Отцу и Сыну. По Своему существу Дух Святой един с Богом Отцом и Богом Сыном. Как истинный Бог Дух Святой имеет все божественные свойства, кроме личных свойств Отца и Сына. Личное свойство Отца — нерожденность, личное свойство Сына — рожденность, личное свойство Духа Святого — ис-хождение.

http://pravmir.ru/pyatidesyatnica/

Дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы прощаемся с праздником Крещения Господня. Но явленные в этом празднике Божественные тайны навсегда остаются с нами. Мы должны знать их, помнить – и быть достойными их. Об этом напоминает нам святой апостол Петр в сегодняшнем апостольском чтении: Крещение – не плотской нечистоты омытые, но обещание Богу доброй совести – спасает нас воскресением Иисуса Христа ( 1Пет.3:21 ). Да, тайна Троицы открыта нам в Богоявлении не для того только, чтобы обогатить наши знания или чтобы нам было о чем рассуждать в умных богословских книгах. Прежде всего, это откровение, как и любое Божественное откровение, призвано научить нас любви. Ведь если подумать, без троичности Бога лживыми оказались бы слова евангелиста Иоанна: Бог есть любовь! ( 1Ин.4:8 ). Да, Бог – вечен и неизменен; Он был еще до того, как появился наш мир. Кого же Он любил до первого дня творения? Как может существовать любовь без объекта любви? И разве мог неизменный Бог – измениться после творения, сначала не быть любовью, а потом стать ею? Ответ на эти недоумения содержится в Троичном устроении Бога. Любовь была всегда, Она есть Сам Бог – и еще до того, как появился мир, жила и действовала между всеми тремя Лицами Пресвятой Троицы. Мы, люди, единственные из всех живых существ созданы по образу и подобию Бога – а значит, должны быть подобны Ему в этой любви. А также должны не ронять, но, напротив, умножать свое божественное достоинство, взращивая в сердце угодные Творцу добродетели и приближаясь к Нему, насколько это возможно. Как сказал об этом святитель Феофан Затворник: «В день Богоявления показано действием, что Домостроительство спасения нашего совершается Господом Иисусом Христом по благоволению Отца при общении Святого Духа. Ныне же словом апостола внушается нам, что и спасение каждого по этому Домостроительству бывает не иначе как действом Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа: по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа ( 1Пет.1:2 ). Предведая того, кто уверует, Бог Отец встречает его благоволением Своим и призывает к спасению благодатью Святого Духа. Дух Святой, призвав к вере и укрепив в ней, окропляет уверовавшего Кровию Господа Спасителя в Таинстве Крещения и таким образом получив вход в него, Сам вселяется в него и всячески содействует ему в устроении его спасения. Да хвалим, поем и величаем Троицу Пресвятую, благую содетельницу нашего спасения, и, со своей стороны, прилагая к сему все старание, поспешим украсить себя всякими добродетелями по образу Создавшего и Воссоздавшего нас, чтобы не остаться без успеха и плода в познании Господа и не заградить себе вход в вечное Царство, к которому призваны ( 2Пет.1:5, 8 , И)».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010