5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? Практический очерк содержания рядового чтения В апостольском чтении недели изображается сошествие Святого Духа на апостолов. l. Oбcmoяmeльcmba самого события (ст. 1–4). Прежде всего евангелист Лука обращает наше внимание на время, в которое произошло сошествие Святого Духа на апостолов. Это было, “ при наступлении дня Пятидесятницы ” (ст. 1), т. е. при наступлении дней ветхозаветного праздника Пятидесятницы и вместе с тем Пятидесятого дня по воскресении Иисуса Христа из гроба. Мудрость и благость Божья не напрасно избрала этот день для исполнения обетования, данного Иисусом Христом апостолам, которые, по вознесении Господа, оставались в Иерусалиме, в ожидании Святого Духа (Деян. 1:14 ). Как иудейская Пятидесятница была для Израиля праздником полевой жатвы; так и христианская Троица должна была сделаться праздником жатвы духовной. Как прежде, в этот день приносились и посвящались Богу земные плоды первого урожая, так теперь первенцы Израиля должны были, посредством веры и крещения, вступить в новое, духовное царство Мессии. Пятидесятница праздновалась также израильтянами в воспоминание синайского законодательства; христиане должны будут праздновать этот день в воспоминание о сошествии Духа Святого, который не угрожает смертью, как ветхозаветный закон, но дарует силу, жизнь и спасение. Посредством закона утвердился Ветхий Завет; посредством Святого Духа должен был запечатлеться новый завет в душах верующих. Когда таким образом наступил день Пятидесятницы, иудеи по закону и усердию спешили на богослужение. Но апостолы не почли нужным идти в храм, навсегда отвергнутый самим Господом, а оставались в своем домашнем храме, в горнице сионской (ст. 2 ср. Иоил. 2:16 ). Здесь “ все они были единодушно вместе ” (ст. 1), с одними и теми же мыслями и желаниями, направленными к Утешителю Духу. Никто и не думал оставлять Иерусалим; даже по домам не расходились, а пребывали все вместе.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Положив начало Церкви, Он предоставил дальнейшее ее устроение Апостолам при содействии Святого Духа, Которого они имели получить в великий день св. Пятьдесятницы. И насажденная на земле Церковь Божия процвела, как крин и возрастила благодатию Святого Духа бесчисленное множество святых из всякого народа и племени, из всякого человеческого звания и состояния, обоего пола; особенно в первые века земля стала небом по причине бесчисленного множества просиявших в Церкви святых в ликах апостольском, святительском, мученическом, в ликах преподобных св. отцов, бессребренников, праведников и всех святых. Церковь Христова на земле была и есть величайшее чудо; в ней совершилось и совершается дивное обновление человечества – искренно верующие люди стали небесными ангелами, украшенными всякою небесною добродетелью. Они украсили Церковь как святою жизнию своею, так и бессмертными, богомудрыми творениями, доселе услаждающими наш слух и назидающими верных чад Церкви. Слава Тебе, вознесшемуся со славою Христу Богу нашему и нас не оставившему, в нас действующему и нас спасающему. Аминь. Слово на день св. Пятьдесятницы или сошествия Святого Духа на Апостолов. История и смысл праздника 4 . «При наступлении дня Пятьдесятницы, все Апостолы и верующие были единодушно вместе, и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные и почили по одному на каждом из них, и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» ( Деян. 2:1–4 ). Пресвятая Троица, даруй мне слово на день Твой! Да будет слово мое, бренного человека достойно – насколько возможно – Твоей святыни, благости и правды, Твоей премудрости, Твоего милосердия и щедрот к падшему человеческому роду, Твоего света неприступного, Твоей красоты! Вот чем я начинаю слово в великий день Пятьдесятницы, или сошествия Святого Духа на Христовых Апостолов и на всех верующих, именно посильною хвалою Троице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Аминь. Слово в Неделю 1ю по Пятидесятнице, Всех Святых 26 июня 1986 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В этот воскресный день, когда мы снова празднуем Воскресение Господа Иисуса Христа, совершаем еще память Всех Святых. Эта память связана с предшествующим праздником Святой Троицы и с днем Святого Духа. В лице Всех Святых мы видим результат действия верующих, угодивших Богу содействием Святого Духа, Святая Церковь выбирает некоторых, особенно выдающихся, которых прославляет как святых. Вернемся к празднику Святой Троицы. Трогательный народный обряд существует в этот праздничный день – украшать храм березками, приносить ветви березок в свой дом, украшать там святые иконы и вообще все наше жилище. Это символично, потому что березка – это живой организм. Это жизнь, которая указывает нам на Присносущную Жизнь Божию, на приснодышащую благодать Святого Духа. Вот почему мы украшаем свои дома березками. Это жизнь Новая, возрастающая, растущая. Это народный обычай. Народ правильно понял, что значит благодать Святого Духа и что соответствует ей, потому придерживается этого обычая. Знаменательно, что и Сам Господь наш Иисус Христос в своих словах, обращенных к Апостолам, приводил примеры из жизни растений: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь», и далее Он говорит: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ). Видите, в этом растении, виноградной лозе, заключается пример духовной жизни. Еще есть в послании святого Апостола Павла к Римлянам ( Рим.11:17 ) пример с растением маслиной. Для того чтобы показать, как возникает духовная жизнь, святой Апостол Павел пишет: «Ты, дикая маслина, – обращается он к тем, кто только что уверовал, – привился к настоящей маслине и стал общником корня и сока маслины». Обратим наше внимание еще больше на мир растений, он многому учит. Он, весь мир растений, взятый в целом, является символом множества святых. Одна земля, а много растений: есть там и маленькие травки, есть и цветы, есть и кустарники и деревья; растут рядом, но они различные. Одна земля их питает, а как они разнообразны! Точно так: один Пресвятой Дух, но от Его благодати рождается множество святых, которые различны по своему характеру, по роду занятия, по жизни, но одинаковы по своему благочестию и по своей благодати, по одухотворенности Духом Святым.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Таково славное недомыслимое для самих небесных сил ( 1Петр. 1, 12 ), заключение спасительной жизни на земле Господа нашего И. Христа. Свидетели вознесения Господня, утешенные обетованием скорого сошествия Святого Духа и видением Божественной славы своего Учителя, возвратились в Иерусалим с великою радостию 126 . (Извлеч. в сокращ. из «Евангельской истории о Боге-Слове», прот. П. Матвеевского . Спб. 1890 г., стр. 798 – 802). 11. Праздник пятидесятницы или сошествие Св. Духа на апостолов Св. Дух сошел на апостолов в десятый день по вознесении Господнем. Это был день иудейского праздника пятидесятницы. Для апостолов день этот был вдвойне священный, потому что был воскресный. С раннего утра они собрались в месте для молитвы. Здесь была и Пресвятая Матерь Божия и другие верующие. Всех верующих было около 120 человек. В девятом часу утра (по еврейскому счету в 3-м часу) послышался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где находились апостолы. Вдруг явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них и все они исполнились Святого Духа, и всенародно стали проповедовать о величии Божием на разных языках. Невозможно изобразить, какую перемену произвело сошествие Св. Духа в сердцах апостолов: свет истины воссиял в самой глубине сердец их, и они вспомнили все слова Господа Иисуса Христа и уразумели их во всей их полности и глубине; в то же самое время они приобрели все силы, необходимые как для собственного их спасения, так и для распространения евангелия по всему миру; вдруг из простых мытарей и рыбарей сделались просвещеннейшим учителями вселенной и стали говорит на разных языках, никогда не учившись им прежде; вместе с духовным просветлением они приобрели бодрость и мужество идти с проповедию к народам, правителям и царям, и сделались готовыми положит за Господа самую жизнь свою. Между тем по случаю шума, происшедшего с неба над домом, где были апостолы, много иудеев собралось к ним и стали дивиться, что апостолы говорят на разных языках. Но св. апостол Петр объяснил собравшимся, что это произошло оттого, что они получили Духа Святого, Которого им обещал от Бога Отца Тот самый Иисус, Которого распяли и Который есть истинный Спаситель мира. «Он, говорил св. апостол, приняв от Отца обетование Св. Духа, излил то, что вы видите и слышите». Слышавшие это умилились сердцем и спрашивали: «что нам делать, мужие, братие?» Апостол Петр сказал им: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя И. Христа для прощения грехов и получите дар Св. Духа». И в этот день крестилось около трех тысяч человек 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   Таким образом, Христос есть прежде всего Основатель и Архитектор Церкви, Он определяет законы жизни Церкви и ее внутреннюю структуру. В Священном Писании отмечается, что различные служения в Церкви возникают не только из практических нужд церковного общества, но имеют Божественное установление, существуют по воле Самого Христа: И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф.4:11-13).    Аналогичным образом учили о месте Христа в Церкви и свв. отцы. Например, у блаж. Феодорита Курского сказано, что Владыка Христос как Глава разделяет духовные дарования и через то сочетает члены Тела в единое стройное Тело.    Та же мысль встречается и у преп. Иоанна Дамаскина, который учит, что Христос, главенствуя над нами, преподает нам Себя в Церкви (прежде всего — через Евхаристию) и через то сочетает нас с Собою и друг с другом, вследствие чего мы имеем взаимное единство. 2.2. Святой Дух в жизни Церкви    Исходя из текста Священного Писания, можно говорить о двух различных сообщениях Святого Духа Церкви. О первом говорится в Ин.20:21-22: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго. Второе сообщение Святого Духа Церкви произошло в день Пятидесятницы (см.: Деян.2:1-5). Соответственно, Святой Дух действует в Церкви двояким образом. Два сообщения Святого Духа имеют разные цели и соответствуют двум аспектам бытия Церкви. 2.2.1. Христологический аспект Церкви    Первое сообщение Святого Духа относится к Церкви в целом как к единому Телу: Святой Дух преподается не каждому из апостолов в отдельности, а всей совокупности апостолов как единому целому. Во время этого сообщения Духа ап. Фома отсутствовал, тем не менее этот факт не отразился на его апостольском достоинстве, ибо сама его принадлежность к апостольскому лику обусловливала его участие в принятии этих даров Духа Святого, которые были дарованы не каждому лично, а апостолам вообще. В данном случае Святой Дух выступает как сила, осуществляющая связь единства Церквии дается апостолам совокупно как связь и власть священноначалия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В. В каком смысле именуется Дух Святый животворящим? О. В том же смысле, как называем мы Его в молитве «Царю небесный» «жизни подателем», т. е. что Он, вместе с Отцом и Сыном, даёт всем творениям жизнь, особенно же духовную жизнь нам, христианам. Уже при начале мира, как только созданы были небо и земля, «Дух Божий носился над бездною» ( Быт. 1, 2 ). Мы же, христиане, получаем Его в таинстве крещения, как Господь и сказал: «если кто не родится от воды И ДУХА не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). В. Можно ли к словам «иже от Отца исходящего» добавлять и от Сына? О. Нет. Личное свойство Духа Святого то, что Он исходит от Бога Отца, как от Него рождается 2-е Лицо – Сын Божий. И это свойство Третьего Лица Святой Троицы точно указал Сам Господь Иисус Христос, когда сказал: «когда же приидет Утешитель, Котораго Я пошлю вам от Отца (разумеется день Пятидесятницы), Дух истины, Который (ИЖЕ) ОТ ОТЦА ИСХОДИТ, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15, 26 ). Наше чтение – «иже от Отца исходящаго» с буквальной точностью и передаёт эту истину, и именно так, как установили читать отцы 2-го вселенского собора. Этот собор для того и собрался, чтобы, отвергнув ересь Македония, унижавшего Божественное достоинство Духа Святого, точно изложить православное учение о Нём). 34 В. Какой смысл имеют слова: «глаголавшаго пророки»? 35 О. Это сказано в обличение древних и новых лжеучителей, отвергавших Священное Писание Ветхого Завета. Символ Веры и указывает нам, что книги Ветхого Завета, написанные через пророков, – написаны ими по вдохновению от Духа Святого. 36 Так по вдохновению от Духа Святого проповедовали и писали книги свои и апостолы, но так как никто из верующих в этом не сомневался, то об этом и не упомянуто в символе веры . 37 В. Как Дух Святый помогает нам получать спасение? О. Со дня Пятидесятницы, когда Дух Святый видимым образом, в лице апостолов и др. верующих, был подан Христовой Церкви, 38 Он пребывает в Ней и подаётся в Её святых ТАИНСТВАХ по искренней и усердной молитве верующих. «Разве вы не знаете, – писал ап. Павел христианам, – что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас?!» ( 1Кор. 3, 16 ). А чтобы мы не сомневались, что по молитве нам действительно преподаётся Дух Божий, Сам Господь в Евангелии сказал: «итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благия давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк. 11, 13 ). И таким образом, для того, чтобы человеку иметь в себе благодать Духа Святого, нужно принадлежать к Его Святой Церкви, где Дух Святый пребывает. 9-й член Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В полном соответствии с западной традицией Иларий наименование Духа Святого считает не ипостасный обозначением Третьего Лица в Боге, подобным ипостасный именам Отца и Сына, а общим обозначением всех Трех Лиц, их общей нематериальной и бестелесной природы и такому словоупотреблению приводит доказательства из Св. Писания, которое называет Духом как Отца, так и Сына и Святого Духа. Наименование Духа Святого относится к Отцу в словах Христа: «Дух Господень на Мне, ради этого Он помазал Меня» ( Лк. 4, 18 ) и: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, в Котором все благоволение души Моей; положу Дух Мой на Него, и возвестит правду народам» ( Мф. 12, 18 ). Применяя к Себе эти слова пророков, Христос засвидетельствовал присутствие в Себе природы Отца. Сын показывает духовность Своей природы в словах: «Если же Я в Духе Божием изгоняю демонов, то конечно приблизилось к вам Царствие Божие» ( Мф. 12, 28 ), в которых говорит, «что Он, т. е. властию Своей природы, изгоняет демонов, которые могут быть изгоняемы только Духом Божиим». Наименованием Духа обозначается и Дух Утешитель, как свидетельствует об этом не только авторитет Пророка, но и Апостола в словах: «И это есть то, что предсказано пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию Дух Мой на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» ( Деян. 2, 16–17 ), что исполнилось в день Пятидесятницы (De Tr. VIII, 23, 25). В своих собственных рассуждениях Иларий, редко называя Духом Отца, часто прилагает это наименование к Божественной природе Христа 162 и пользуется западной формулой двух природ во Христе – spiritus саго или homo 163 . Самостоятельное бытие Духа Не употребляя специального термина для обозначения Третьей Ипостаси, Иларий, однако, с не подлежащей сомнению ясностью говорит о реальном бытии ее как самостоятельного Лица Св. Троицы. Для доказательства реального бытия Духа Святого, как отдельной, самостоятельной Личности, Иларий ссылается на слова ап. Павла ( Гал. 4, 6 ; Еф. 4, 30 ; 1Кор. 2, 12 ; Рим. 8, 9, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

Второе пришествие      Но Господь не только грозный Судия, Он и Милосердный Отец, и, конечно, Он по Своему милосердию сделает все возможное, чтобы не осудить, а оправдать человека. Об этом пишет святитель Феофан Затворник: «Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам... Господь на Страшном Суде будет не то взыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была». Восьмой член Символа веры И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, от Отца исходящего, равно с Отцом и Сыном покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.    Святой Дух — третья Ипостась, третье Лицо Святой Троицы. Дух Святой единосущен и равночестен Отцу и Сыну. Он — Бог, поэтому Он также именуется в Символе веры Господом. Святой Дух назван Животворящим, дающим жизнь, во-первых, потому, что Он вместе с Отцом и Сыном участвовал в творении мира. В книге Бытия, при описании творения земли, говорится: и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Дух Божий создал меня (Иов 33, 4), — говорит праведный Иов. Во-вторых, Святой Дух дает вместе с Отцом и Сыном духовную жизнь людям, сообщая им Божественную благодать. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие (Ин 3, 5). Дух Божий носился над водою      Пророки, провозвестники слова Божия, писали свои книги не от себя, а по наитию Святого Духа, поэтому Священное Писание называется богодухновенным. Господь Иисус обещал послать Своим ученикам, святым апостолам, Святого Духа, Которого Он называет Утешителем: Когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит (Ин 15, 26). В пятидесятый день по воскресении Христовом, когда апостолы были собраны в одном месте, в Сионской горнице, на них сошел Дух Святой в виде языков пламени и сообщил им благодатные дары. Сошествие Святого Духа на апостолов      С этого времени Святой Дух действует в жизни Церкви, особенно сообщая свои дары в святых Таинствах. Святитель Василий Великий сравнивает Святого Духа с солнечным светом, согревающим и дающим жизнь: «Каждый наслаждающийся им как бы один, между тем это сияние озаряет землю и море и растворяется в воздухе. Так и Дух в каждом из приемлющих Его пребывает, будто присущий ему одному, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающиеся по мере собственной способности принять, а не по мере возможного для Духа».

http://pravoslavie.ru/104596.html

И вспомнили апостолы, что и Христос говорил им то же. Ещё до Своего воскресения Он утешал их: Не оставлю вас сирыми, приду к вам ( Ин. 14:18 ). Он говорил им: Иду приготовить вам место. И когда приготовлю, опять приду, и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я ( Ин. 14:2–3 ). Вспомнили они и обетования Христа о ниспослании Святого Духа, а такие и Его повеление быть в Иерусалиме и ждать сошествия Святого Духа. И возрадовались апостолы. «С великой радостью» ( Лк. 24:52 ) возвратились они в Иерусалим и стали вместе с Богоматерью проводить дни в Сионской горнице в молитве и молениях, ожидая обетованного Утешителя. Братия и сестры! Возносясь на небо, Христос открыл нам, всем верующим в Него, благодатный путь к Отцу Небесному, в царство Славы Божией, туда, где апостол Павел, восхищенный до третьего неба, слышал неизреченные глаголы, где Господь приготовил всем любящим Его то, чего не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце человеку ( 1Кор. 2:9 ). И туда-то, в открытое Христом небо, в царство Славы Его после вознесения Спасателя и сошествия Святого Духа нескончаемым потоком и стали «возноситься» души святых угодников Божиих. И для нас, братия и сестры, это благодатное небо открыто. И для нас предуготована благодать всесвятого Духа, и особенно в день праздника Сошествия святого Духа на апостолов. И мы получим её, если только по-христиански проведём эти оставшиеся до праздника немногие дни. Троическая благодать коснётся и нас, если мы преискренне примиримся с ближними, простим им обиды и оскорбления, если раскаемся в грехах своих, если в кротости и смирении покаянного духа и «сокровенного человека» будем готовиться к принятию благодатных даров Святого Духа. Как строго и покаянно мы обычно готовимся к исповеди, чтобы достойно причаститься Христовых тайн, так же строго и покаянно будем готовиться ко дню святой Пятидесятницы, чтобы достойно приобщиться к благодатным дарам этого праздника. И не забудем, что сегодня небо как бы распростёрто над землёй и выходит в нашу душу благословение возносящегося Господа. И да будет это благословение Божие над нами всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Как древний праздник седмиц был началом жатвы пшеницы, так новозаветная Пятидесятница становится началом жатвы духовной. Господь Иисус Христос говорит: Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою (Лк. 10, 2). После сошествия Святого Духа начинается апостольское свидетельство о Христе. Как в древности Бог дал израильскому народу закон, сделав его народом святым (выделенным из среды других народов) (Втор. 14, 2), так и теперь Бог посылает Духа Святого, чтобы Он собрал всех уверовавших во Христа в новый народ — Церковь Христову. Затем Деяния говорят о том, что все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились… слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? (Деян. 2, 7–8, 11). Не вдаваясь в подробности толкований и споров о том, что же представлял дар иных языков , описанный во 2й главе Деяний, укажем лишь на то, что каждый человек понимал апостольскую речь, и речь эта коснулась многих сердец. В церковных песнопениях дар языков в день Пятидесятницы противопоставляется смешению языков при постройке Вавилонской башни (см.: Быт. 11, 1–9): Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа (перевод: Некогда, сойдя, Ты смешал языки и разделил народы, Вышний; когда же языки огненные раздавал, то призвал в соединение всех, и [теперь] согласно славим Всесвятого Духа ). Вавилонская башня стала символом человеческой гордыни, попытки сделать себе имя (Быт. 11, 4) без Бога — построив город и башню до неба. Постройка остается незаконченной, люди перестают понимать друг друга. Сошествие Святого Духа на апостолов становится, напротив, днем рождения Церкви. Благодать Духа Святого объединяет всех под Единой Главой — Господом Иисусом Христом. Для Духа Святого нет ни языковых, ни каких-либо других препятствий — все становятся едины в своей вере и любви к Богу.

http://pravoslavie.ru/68568.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010