Эти дары дали апостолам необыкновенную смелость и умение искусно рассказывать о учении Иисуса Христа. Кроме того, необразованные рыбаки-апостолы вдруг стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. Дух сошёл на них в виде огня: в знак того, что имеет силу опалять грехи и очищать, освящать и согревать души. На праздник стеклось множество иудеев со всех стран. Услышав шум огня, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. А те вышли и стали воодушевлённо рассказывать о Христе. Все в народе изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык, в котором родились? Как они могут говорить нашими языками о великих делах Божиих?» И в недоумении говорили: «Наверное, они напились сладкого вина». Но святой апостол Пётр опроверг их слова, обличив иудеев за то, что они распяли Господа Иисуса Христа на кресте. Многие, видя это чудо сошествия Святого Духа, уверовали и спросили Петра: «Что же нам делать?» Он ответил: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа». И крестилось в тот день более трёх тысяч человек. Так зародилась Святая Церковь Христова. Она продолжает дело Божие на земле, в ней действует сила Святого Духа, посланного нам всем в утешение. В этот день — пятидесятый после Пасхи — Церковь празднует свой день рождения. Этот праздник называется у нас Пятидесятницей или Троицей. А следующий за ним понедельник — день Святого Духа. 70. Апостолы идут проповедовать веру Христову Со дня сошествия Святого Духа вера христианская, при помощи Божией, стала быстро распространяться, число верующих в Господа Иисуса Христа с каждым днем увеличивалось. Сначала апостолы проповедовали только в своих родных краях, а потом разошлись в разные страны, чтобы все народы земли узнали о Спасителе и уверовали в Него. Господь помогал им, дав им силу творить чудеса, а благодатные дары Святого Духа сделали их неустрашимыми проповедниками. Эти дары апостолы передавали через возложение рук (рукоположение)своим ученикам, а те — своим. Так до наших дней сохранилась в Церкви апостольская преемственность, и наши священники — тоже ученики учеников апостолов — получают благодать Святого Духа при рукоположении.

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя... (Лк. 1, 35). Можно сравнить параллельные места Синоптических Евангелий: Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола (Мф. 4, 1). Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню (Мк. 1, 12). Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню (Лк. 4, 1). Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7, 11). Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк. 11, 13). Опять обратим внимание на начало служения Иисуса по Лк. (в назаретской синагоге, 4, 16 слл.). Место из Ис. (61, 1-2), которое зачитывает и толкует Иисус, начинается со слова «Дух»: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное (Лк. 4, 18-19). Святой Дух в Деян. Самое начало Деян. (гл. 1) — напряженное ожидание, «пауза» между присутствием Иисуса, описанном в Евангелии, и присутствием Святого Духа, которое обещал Иисус, покидая учеников (Лк. 24, 49). «По определению св. Иоанна Златоуста (Беседа I на Деян.), Деян. есть книга о Св. Духе, пришествие Которого было обещано в Евангелии» . Начиная со 2-й главы, где описано сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы, Его обильное излияние не прекращается и плодит все новые и новые христианские общины. Это и есть главное свидетельство, что в Церкви продолжает присутствовать Слово Божие — воскресший Иисус. Лука не боится описывать действия Святого Духа как нечто осязаемое и доступное чувствам: «Дух — это сила, которая проявляется шумом как бы от сильного ветра в виде как бы огненных языков (2, 3), которая ясно выражается в глоссолалии (2, 4; 10, 46; 19, 6). Воздействие Духа на принимающих Его вызывает изумление и зависть даже у волхва (8, 18-19). Когда в повествовании Луки кем-нибудь овладевает сила Духа, это обычно сразу выражается в экстазе. Именно поэтому он описывает нисхождение Духа столь драматически — «крещены Духом Святым» (1, 5; 11, l6), «нисшел» (1, 8; 19, 6), «излил» (2, 17-18. 33; 10, 45), «сошел» (8, 16; 10, 44; 11, 15). Отсюда и заданный в 19, 2 вопрос — «приняли ли вы Духа Святого, когда уверовали?» (ЕК) — ибо получение Духа это что-то осязаемое, что невозможно ни с чем перепутать. Поэтому проявление «обещанного Духа Святого» (2, 33, ЕК) описывается как «то, что вы и видите и слышите», где экстатическое поведение и речь учеников отождествляются с излиянием Духа!» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

По праведной и благочестивой жизни, добродетелями украшенной, познается в человеке надежда царствия небесного, преисполненного вечного утешения, как это наяву обнаружилось в святом Богоприимце Симеоне, ибо за праведностью и благочестием последовало в нем чаяние утешения Израилева. Если бы не был он праведен и благочестив, не было бы дано ему сие чаяние и самое осуществление чаяния, то есть Христос, Спаситель мира, возлегший на руках его праведных. О люди, святой верой во Христа просвещенные! Если кто из вас желает получить в будущей жизни сие утешение, чтобы видеть лицом к лицу Христа в небесном царствии, будьте праведными и благочестивыми в настоящей этой жизни. Ибо не погибнет надежда праведных, благочестивых не минует воздаяние, которое есть Сам Христос, Спаситель наш, наследие всех любящих Его, как Сам Он говорит в Святом Писании: «Я часть твоя и наследие твое, посреди сынов Израилевых» ( Числ. 18:20 ). Но опять обратимся умом своим к святому Симеону Богоприимцу. Похвала этому великому угоднику Божию, в святом Евангелии в истории о сретении Господнем написанная, восходя по степеням на высоту, как бы по лестнице, достигает, наконец, самой высшей степени – общения Святого Духа. Оно указало сначала праведничество его, затем благочестие, потом чаяние утешения Израилева и, наконец, пребывание в нем Духа Святого: «Дух Святый, – сказано, – был на нем " . Итак, Симеон был храмом Святого Духа. Что может быть выше такой похвалы? Что почетнее и преславнее? Ибо, где живет Дух Святой, там и все Его дарования как бы в сокровищнице полагаются, по словам Писания: «Почиет на нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия» ( Ис. 11:2–3 ). Дух Святой обитал в святом Симеоне, следовательно, и все дарования Духа Святого имели в нем свое пребывание, и была святая его душа сокровищницей даров Святого Духа. О, сколь великое это блаженство! Сколь бесценное богатство! Мы же скажем себе: блажен и преблажен заботящийся о том, чтобы иметь пребывающим в себе Святого Духа, ибо он исполняется многих Его дарований. Окаянен же и преокаянен тот, кто не печется о пребывании в себе Святого Духа и даже отгоняет Его от себя гнусными делами, ибо такой приходит в крайнюю нищету, в ту нищету, о которой говорит Сам Господь некоему лицу в Апокалипсисе Иоановом: «Ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Откр. 3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

но, впрочем, вы не знаете, какую я имею надежду и куда я иду»... И затем, без малейшего смущения взойдя на костер, принял мученическую смерть... Все они пострадали в Кесарии Каппадокийской в гонение Вале­риана (253–259 гг.). Воспоминание Святого Великого Вселенского Собора первого, в Никее бывшего Собор 318 отцов происходил в Никее в 325 году против Ария, отвергавшего вечность Сына Божия и единосущие Его с Богом От­цом. На сем соборе составлен и Символ веры , обязательный для всех верующих. Праздники переходящие День Пресвятой Троицы Основание праздников в 50-й день по Пасхе Пресвятой Троице указано в Писании, и начало этого празднования относится к началу христианства. Сам Иисус Христос, предрекая апостолам о радостней­шем событии новозаветной Пятидесятницы, исполнение его припи­сал Троице Единосущной и Нераздельной; о сошествии Святого Духа Господь сказал: Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свиде­тельствовать обо Мне ( Ин. 15, 26 ). Притом явление Святого Духа, сходящего от Бога Отца и посланного Богом Сыном, распространило в мире благодатное познание о таинстве Святой Троицы (см. Ин. 16, 8–15; 14, 26 ). Посему со времени сошествия Святого Духа на апостолов постоянно воздается в Церкви Православной, в день Пятидесятницы, богопоклонение и прославление Святой Троице. Апостол Петр в пропо­веди Слова Божиего к многочисленному народу в день Пятидесятницы, объясняя явление огненных языков апостолам, между прочим говорил: Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божией и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите ( Деян. 2, 32–33 ). В самый же день Святой Троицы 3000 из слушателей апостола Петра приняли Слово Божие и крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа (см.: Деян. 2, 41 ). Так и сотворение, и искупление, и освящение мира совершилось любовью Бога Отца, пославшего Спасителя на землю, благодатью Сына Божия, искупившего людей, и наитием Святого Духа, освящающего верующих (см.: Деян. 2, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2. Когда установлено таинство миропомазания, ясно Евангелие не указывает. Евангелист Иоанн в своем Евангелии свидетельствует, что Иисус Христос обетовал верующим в Него даровать Духа Святого. «В последний великий день праздника, говорит он, стоял Иисус и говорил: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ин.7:37–38 ). Сие же, замечает евангелист, рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во Имя Его: не убо бе Дух Святый (т. е. еще не было на них Духа Святого), яко Иисус не у бе прославлен» ( Ин.7:40 ). Хотя в этом месте и не указано, посредством какого видимого действия будут преподаваемы верующим необходимые для них дары Святого Духа, но несомненно, что тут разумеются дары Святого Духа, необходимые для всех верующих, а не чрезвычайные дарования, которые сообщаются только некоторым из верующих для особенных некоторых целей, потому что обетование Спасителя о реках живой воды обращено Им безразлично ко всем жаждущим, если они уверуют в Него. – Затем, по воскресении Своем, Иисус Христос обещал апостолам ниспослать Духа Святого и, пред вознесением на небо, повелел им ожидать исполнения этого обетования в Иерусалиме: вы же, говорил Он им, седите во граде Иерусалиме: дóндеже облечетеся силою свыше ( Лк.24:49 ). И вот в праздник Пятьдесятницы, когда было первое собрание Христовой церкви, Дух Святой в стихийных образах бури и огненных языков нисшел на собрание Христовой церкви, и все оно в пророческом восторге начало славить величие Божие. Это знамение Духа Божия должно было произвести на зрителей поразительное впечатление. Ап. Петр, объяснив пораженным и изумленным свидетелям этого чуда, что пред ними воочию исполнилось пророчество Иоиля об излиянии даров Святого Духа на всех верующих, обратился к ним с словами: покайтеся и да крестится кийждо вас во Имя Иисуса Христа… и приимете дар Святого Духа. И в тот же день к собранию церкви Христовой присоединились тысячи новых членов. С этого времени, по свидетельству книги Деяний Апостольских, образ действий апостолов в распространении церкви по всем странам был неизменно одинаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Таким же образом воспринимает его через века и Церковь, называя в молитве освящения великой и животворящей тайной . Как уже было ранее сказано, помазание-хризму следует рассматривать как неотъемлемую часть таинства воцерковления (крещения), начиная с самого установления этого таинства Господом нашим Иисусом Христом на реке Иордан: «И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [ Иоанн. – прим. перев .] Духа Божия, который сходил как голубь, и нисходил на Него» (Мф. 3, 16); а также при ниспослании Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (Деян 2, 1-4). Более того, излиянием Святого Духа апостолы, будучи ранее крещены Иоанновым крещением, получили не только Таинство (миро)помазания, но и власть возложением рук передавать дары Церкви другим, то есть мирянам, епископам и диаконам. «Деяния апостолов» уверяют нас, что хризма (миропомазание) первоначально совершалась путем возложения рук святыми апостолами на новокрещенных: «Тогда возлагали на них руки, и они принимали Святого Духа» (Деян. 8, 17). Такой способ совершения хризмы вскоре был заменен введением мира, так как по словам святого Симеона, «миро подается через возложение рук» . Замена произошла с назначением апостолами первых епископов, которые использовали елей для совершения хризмы. Это был «не простой елей, но освященный на жертвеннике молитвами архиереев Христовых, облеченных силой апостолов, или, лучше сказать, Самого Христа» . В соответствии с этим святой Симеон приходит к выводу, что мы христианами называемся и ими являемся из-за мира, «которое хризмой называется, потому что и Христос так называется, ради телесного помазания Святым Духом» . Хризма – помазание, Христос – Помазанник, христиане – помазанники. Диахроническое развитие освящения и использования святого мира мы можем наблюдать в четыре этапа: 1) время святых апостолов; 2) освящение святого мира епископом при каждом чине Таинства крещения и миропомазания; 3) периодическое освящение мира местным епископом и раздача его областным пресвитерам; 4) освящение мира предстоятелями Поместных Церквей и его раздача епископам. 1) Как уже было указано, Святые апостолы миропомазаны непосредственным излиянием Святого Духа на них в день Пятидесятницы (Деян. 2, 1-4), тогда как они «помазывали» новокрещенных, возлагая руки на их головы: «Тогда возлагали на них руки, и они принимали Духа Святого» (Деян. 8, 17).

http://bogoslov.ru/article/6177400

Господь учил, что после Его прославления все верующие в Него сподобятся получить Святого Духа (см.: Ин.5:39 ), и обещал ниспослать Святого Духа от Отца (см.: Ин.14:7 ). Из числа Своих учеников Господь избрал двенадцать ближайших, которых назвал апостолами. В день Пятидесятницы Господь ниспослал Святого Духа, но не на всех Своих последователей, а только на апостолов. Протестанты, отрицающие необходимость посредничества Церкви в деле спасения, утверждают, что Дух Святой сошел на всех учеников без исключения. Это – пример произвольного толкования Священного Писания. К принятию Духа Святого в день Пятидесятницы Господь готовил Своих учеников в течение 40 дней после Своего Воскресения, являясь им и беседуя с ними о Царствии Божием, причем участниками этих бесед были только апостолы (см.: Деян.1:8 ). Только апостолам было дано обетование, что они будут крещены Духом Святым (см.: Деян.1:5 ). В пользу того что Святой Дух сошел только на апостолов, а не на всех учеников, косвенно свидетельствуют также Деян.1 и Деян.2:14 . Из Евангелия известно, что предварительно Святой Дух был сообщен только двенадцати апостолам. Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святаго ( Ин.20:21–22 ) – эти слова были обращены только к апостолам. Только одиннадцать... учеников пошли в Галилею ( Мф.28:16 ), и именно этим одиннадцати ученикам Господь заповедует: ...идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19–20 ). Таким образом, и из Евангелия, и из первой и второй глав Книги Деяний следует, что Дух Святой сошел только на двенадцать апостолов, а не на всех учеников, находившихся в то время в Иерусалиме, которых было не меньше 120 человек (см.: Деян.1:16 ). В день Пятидесятницы апостолы первыми исполнились Святого Духа и таким образом послужили посредниками низведения Его на остальных верующих. Изначально только им была дана власть наставлять в вере и сообщать благодать Святого Духа посредством видимых действий, таких как водное крещение и возложение рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Дополнение к Священной истории из истории Церкви Сошествие Святого Духа на апостолов В пятидесятый день по воскресении Иисуса Христа святые апостолы с Божьей Матерью и прочими верующими были вместе и молились. В третьем часу от начала дня вдруг послышался с неба шум, как бы от сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, и явились огненные языки и почили по одному на каждом из них. Все исполнились Духа Святого и стали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. В Иерусалиме в это время было много евреев, пришедших из разных стран, по случаю праздника Пятидесятницы. Услышав шум, они собрались около дома, где были апостолы, и удивлялись, что простые, неученые люди говорят на разных языках. Тогда выступил апостол Петр и объяснил народу, что они получили Духа Святого от Иисуса Христа, Который был распят, но воскрес из мертвых. Слышавшие эту проповедь умилились сердцем и спрашивали Петра и прочих апостолов: «Что нам делать?» Петр ответил им: «Покайтесь и креститесь во имя Господа Иисуса Христа, и вы получите дар Святого Духа». И в тот же день крестилось около трех тысяч человек. Третий час от начала дня по еврейскому счету соответствует девятому часу утра по нашему счету. – Сошествие Святого Духа на апостолов празднуется в пятидесятый день после Пасхи и называется Пятидесятницею, или Троицыным днем, так как в этот день прославляется Пресвятая Троица. Тропарь праздника: Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей (сделавший рыбарей премудрыми), ниспослав им Духа Святаго и теми уловлей (привлекший к Себе) вселенную; Человеколюбче, слава Тебе. Обращение Савла После сошествия Святого Духа, апостолы разошлись по разным странам для проповеди об Иисусе Христе, и вера христианская стала быстро распространяться по всей земле. Но евреи, а затем и язычники относились к христианам враждебно, всячески преследовали их, мучили и многих предали смерти. Одним из первых гонителей христиан был юноша Савл. Он отправился из Иерусалима в Дамаск, чтобы там разыскивать христиан и приводить в Иерусалим на мучения. Когда Савл приближался к Дамаску, его внезапно осиял свет с неба. Савл упал на землю и услышал: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» Савл спросил: «Кто ты, Господи?» – и услышал в ответ: «Я Иисус, Которого ты гонишь». В трепете Савл снова спросил: «Господи! Что повелишь мне делать?» Господь ответил ему: «Иди в город, и там будет тебе, что делать».

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Тайна жизни христианской – есть тайна живого общения Бога и человека, начинающегося на земле и продолжающегося в вечность. Жизнь Церкви Христовой, земной и небесной, есть, прежде всего, жизнь действенного Богообщения, жизнь Духа Святого в сердцах верующих. «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» 1 . «Я Лоза, а вы ветви; пребудьте во Мне и Я в вас», говорит Христос. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино», молился Спаситель. И христиане, прививаясь к Божественной Лозе, Духом Святым, живущим в них, соединялись в один дух, в одного человека¸ в одно настроение. «Они говорит Григорий Богослов , – чтили Единого, стали единой, чтили Троицу, так сказать, срослись между собой, стали единодушны и равночестны» 2 . В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на Апостолов и на глазах у всех произвел в них удивительную перемену. Апостолы получили особые, доселе не имевшиеся у них, силы и свойства, что-то Божественное стало обитать в их существе, жить с ними и руководить их. Для верующих это было исполнением Спасителева обещания о ниспослании Духа Святого и свидетельством того, что внутренняя действенная жизнь Богообщения началась на земле. С тех пор Дух Святой, как Личное Божественное Начало, исходящее от Отца, неизменно пребывает в Церкви Христовой и сообщается верующим христианам. Апостол Петр после своей проповеди о Христе, в день сошествия Святого Духа, на вопрос окружавших его людей: «что нам делать, мужи братия?» ответил: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа». Исповеданием веры Христовой, покаянием в соделанных прежде согрешениях и крещением каждый вступает в число верующих, становится членом Церкви Христовой и получает дар Святого Духа. Так христианин приобщается к жизни благодатной, в его сердце начинает бить божественный источник, он даже ощутимо переживает обновление своего существа, обитание в нем зиждительной Божественной силы. Многие верующие, во времена Апостолов, присоединяясь к Церкви Христовой, подобно Апостолам, видимо для всех получали жизнь божественную в свои сердца; исполняясь благодатных даров Духа Святого, ощутимо переживали высокое состояние Богообщения. И с тех пор все подвижники веры и благочестия, становясь сосудом благодати, являли миру дары живущего в них Святого Духа на всем протяжении жизни Церкви Христовой и до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те же дни изолью от Духа Моего». «Излию» – значит нашлю в изобилии. В Ветхом Завете Дух Святой изливался преимущественно на помазанников: пророков, первосвященников, теократических царей. Пророк же Иоиль предвозвещает излияние Даров Святого Духа «на всякую плоть», сыновей, дочерей, старцев, юношей, на «рабов и на рабынь», т.е. на всех людей, независимо от пола, возраста и состояния. Следствием излияния даров Св. Духа будет проявление в них пророческого дара, получение откровения о воле Божией в видениях и сновидениях. Это пророчество исполнилось, прежде всего при сошествии Св. Духи на апостолов, получивших при этом дар знания языков (необходимый для проповеди Евангелия среди язычников); затем, в ниспослании христианам, особенно первенствующей Церкви, чрезвычайных дарив Святого Духа: дара пророчества, дара языков, дара истолкования того, что говорилось на неизвестном языке ( 1Кор. 12, 14 ). Об исполнении пророчества Иоиля в день первый по Воскресении Христовом Пятидесятницы говорит св. апостол Петр. Когда иудеи и прозелиты, из многих стран собравшиеся в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, услышали необыкновенный шум, бывший при сошествии Святого Духа и устремились к горнице апостолов, увидели их говорящими на разных языках «как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2, 3 ), удивились и не могли объяснить происшедшего. Тогда «Петр, встав с одиннадцатью», объяснил им, что то, что они видят и слышат, является исполнением пророчества Иоиля об излиянии даров Святого Духа и привел текст пророчества. Свою речь апостол Петр закончил призывом к покаянию и крещению во имя Иисуса Христа, что является необходимым условием для получения даров Святого Духа. «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян. 2, 39 ). Следовательно, по мысли ап. Петра, ниспослание даров Святого Духа будет продолжаться в Церкви (через крещение и др. таинства) во все времена ее исторического существования на земле, но под непременным условием веры во Христа и крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010