О, если бы сия спасительная вера всегда одушевляла всех и каждого! Какое спокойствие господствовало бы в умах, и какая любовь царствовала бы в сердцах! Не показывалось бы на свет вольнодумство и суемудрие! Не слышались бы распри и раздоры между христианами! Чтобы утвердить веру в христианах, нужно как можно чаще напоминать им о сохранении веры, как существенной потребности нашего спасения: без веры невозможно угодить Богу, учит Апостол ( Евр. 11:6 ). Ныне нет гонений за веру? – Но есть много произведений лжеименного разума, опасных для немощных в вере. Ныне не воздвигаются идольскии капища? – Но устрояется кумир человеческих страстей, измышляющих пути к счастию жизни помимо веры. Конечно, сие зло не опасно для твердых в правой вере: ибо они веруют всем сердцем в учреждение властей земных, как в учреждение Божие; но между твердыми могут быть и немощные в вере. Говорят о каком-то равенстве! Св. вера нигде не учит равенству; напротив, заповедует: воздадите всем должная: емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань; а емуже страх, страх, и емуже честь, честь ( Рим. 13:7 ). Равенство невозможно. Его нет ни в мире духовном: овому даде Господь пять талантов, овому два, овому един ( Мф. 25:15 ); его нет ни в мире физическом: одно существо поставлено выше другого, одно с большими силами и преимуществами, другое с меньшими, одно служит, другое управляет; нет и в гражданском мире: родители старше своих детей; люди высшего происхождения почтеннее людей, рожденных в низшем звании; мужи ученые полезнее людей без всякого образования; нет даже на небе: как звезда разнствует от звезды во славе, так и святые Божии отличаются друг от друга степенями славы и блаженства. Толкуют о свободе! Св. вера нигде не говорит, чтобы повиновение властям предержащим было невольничеством и рабством: напротив, считает за повиновение Самому Господу, основывает не на страхе наказаний, но на внутреннем убеждении, показывает благую цель, для которой поставляются власти, для наказания злых и для награждения добрых, и заставляет поступать свободно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Впрочем, кто в самом деле чувством души своей далек от скорби плача о себе, того трудно привести к сему чувству. Мы знаем печаль и слезы не по науке и расчетам мысли, а по естественному расположению. Потому-то и цель нашего размышления о слезах совсем не та, чтобы открыть их в неплачущих, но чтобы подкрепить в них плачущих силой евангельского утешения. Есть люди, занятые своим внутренним состоянием, и носящие в себе постоянную болезнь сердца. Имея все расположение к добродетели, а между тем не видя конца своим падениям, они готовы поникнуть духом в борьбе с грехом; скорбь души их, сама по себе чистая и святая, готова перейти в безотрадное чувство уныния и отчаяния. Таковым для их ободрения и успокоения, напомнили мы слова Господа, содержащие в себе непреложное обетование имеющего открыться в них веселия духа о торжестве над законом греховным: блажени плачущии ныне, яко возсмеетеся ! Когда это будет? Спаситель не определяет времени, когда имеет совершиться столь радостное событие для плачущих грешников, Он только утешает их верной надеждой будущей радости, которая воссияет для них непременно! Душа наша, при виде своей внутренней нечистоты и помрачения, не может быть спокойной; невольно трепещет и ужасается она в этом случае будущего праведного суда Божия, но пока носим в себе скорбь о грехах своих и храним источники слезные, дотоле можем надеяться и уповать на милосердие Божие и наследие небесного царствия! Остается, наконец, обратить свое внимание на то, какое отношение имеет наше рассуждение о слезах к духу настоящего светлого торжества церкви? Самое близкое! Нам, как грешникам, приличен плач и слезы, а в славе празднуемого ныне великого угодника Божия открывается радость, имеющая озарить собою и наше печальное сердце. То, о чем плачем мы, уже видим исполнившимся и совершившимся в прославляемых нами святых Божиих; следоват., их пример подтверждает наши светлые надежды и чаяния. Правда, если сравнить их земную жизнь с нашей, то нельзя не заметить безмерной разности, какая находится между ими и нами! Они еще при своей жизни ясно свидетельствовали о том, что ожидает их на небе! Они, еще находясь на земле, показывали, что они существа как бы не земные, и потому их настоящая слава, по-видимому, никакого не имеет отношения к нашим будущим надеждам! Так, избранники Божии стоят на безмерной высоте пред нами по самой земной своей жизни; но сие-то самое и должно утверждать наши благие упования относительно своего будущего.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

А почему? А потому что всякое зло, которое не останавливается добром, продолжает распространяться и действовать среди людей. Если мы на зло ответили злом, да еще посильнее, что происходит? Разве тот, на кого наше зло направлено, остановился, испугался нас? Нет! Зло, которое мы направляем на обидчиков, порождает в них ответное желание ударить еще сильнее, и происходит некая эскалация зла. Иногда люди говорят: «Что с нашим миром? Посмотрите добрые фильмы 50-х или 60-х годов — ведь это наши родители, многие из нас в то время были детьми и юношами! И политические условия в стране были неблагоприятными, и материальные, — но посмотрите на лица в старых фильмах! Ведь это же другие лица!» А это означает, что мы как цивилизация становимся хуже, а не лучше при всех наших потрясающих технических достижениях. Более того, когда человек злой, неспособный на зло отвечать добром, становится сильным — благодаря своему разуму, образованию, власти, техническим средствам, — тогда он становится страшным для окружающих. А что означает ответить на зло добром, как призывает нас сегодня апостол Павел? Это значит остановить зло. Иначе зло остановить нельзя. Кто-то может сказать: «Вот сделаю я в ответ на зло что-то доброе, а разве тот человек оценит?» Неизвестно. Может, и не оценит. Вернее, кто-то не оценит, а кто-то задумается и скажет: «Что же это за человек? Ведь я ему реально насолил, а он со мной встречается нелицемерно, спокойно, и никакого зла в ответ. И моей карьере мог бы помешать — не помешал. Что же это такое?» Так добро, совершаемое нами в ответ на зло, или, по крайней мере, отсутствие ответного зла, если нет силы на добро, — это и есть то, что останавливает мир от распада и уничтожения. Эта истина часто демонстрируется в международных делах, в сфере внешней политики. Если бы на всякую глупость, в том числе с применением оружия, немедленно отвечали бы применением оружия еще большей силы, то, наверное, мир бы не существовал. Ведь каждый день нам говорят: где-то кого-то убили, произошло какое-то столкновение.

http://patriarchia.ru/db/text/5677029.ht...

У них всякое слово было взвешено и растворено солью премудрости и духовного назидания: уста их не глаголали дел человеческих, не сплетали лжи и поношения на ближняго. Тем более чужды им были нескромные песни и всякое слово гнило. А у нас что? Увы нам, братие! У нас ныне язык веры и благочестия только и существует, кажется, в книгах да в церкви. В других случаях редко, очень редко по речам нашим и узнать даже можно, что мы христиане. Скажу более: хуже врагов Христовых мы являемся под час. Невыдуманный случай передам вам. Смотрю я раз в окно, и вот однн крестьянин, уверяя в чем-то своих товарищей, снимает с себя шляпу и, крестясь, изрыгает из уст своих самые скверные слова. И в чем главное горе, никто из товарищей не сделал ему и замечания, что наругаться так над крестным знамением крайне нечестиво. Положим, это случай редкий. Но он был допущен крестьянином: вот что знаменательно! Мы не удивились, когда дошло до нас известие тоже недавнее, как один из людей высшего сословия ругался раз (тоже неподалеку отсюда) над святой иконой. Это сделано было промотавшимся баричем, который, очевидно, вместе с родительским достоянием промотал и душу свою, – и притом он дозволил себе это в состоянии опьянения, и в кругу людей, все почти единомышленных ему, но от крестьянина слышать поругание над святыней и притом в среде людей не только крещенных, но от крещения и неотрекшихся, воля ваша, страшно и очень больно! О делах ли наших еще говорить? Но еда от терния объемлют грозды и от репия смоквы ( Мф.7:16 )? Терн не прннесет виноградных гроздов и репейник смокв. Так и от нас, если мы не научены мыслить и беседовать по подобию Христову, каких дел христианских ждать? А зовемся христианами! Помните, братие, мы не называться только должны христианами, а по имени нашему тако и житие наше должно быть – христианским. Аминь. Читать далее Источник: Круг поучений (110) на все воскресные и праздничные дни в году и на седмицы: Пасхальную, первую поста и Страстную : С биогр. и с приложением к ним особо семи слов и поучений, не относящихся к сему кругу/[Соч.] Прот. [Алексея] Белоцветова. - Владимир : Тип. П.Ф. Новгородского, 1879. - XX, 339 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Телерепортаж местного ТВ «Рифей»: р.Б. Кристина «Я, обычная девушка, мечтала о простом женском счастье» Я обычная девушка, мечтала о простом женском счастье, но личная жизнь никак не складывалась. Ждала, просила в молитвах, но, как говорится, всему свое время. Шли годы, а счастья все не было. Хочу заметить, что девушка я симпатичная, было много поклонников, но отношений без любви для себя не мыслила. Встречала много хороших парней, но «не моё», и всё тут. Начала строить карьеру, путешествовать, смотреть мир. И стало это географическое «гурманство» для меня неким замещением личной жизни. Однажды пришла в храм и стала просить: помоги, святой Никола... Несколько недель спустя знакомлюсь с человеком, с которым даже и не мыслила обрести знакомство, уж больно он был «мой» по мировоззрению и типажу. Мы очень понравились друг другу, стали встречаться... И тут начались трудности. Не буду описывать подробности, но отношения застряли на одном этапе, конфетно-букетный период закончился, и надо было определяться, куда идти далее. Я хоть человек верующий, но, устав от одиночества, пошла на уступки: стали мы жить вместе. Ощущения не передать, воспитана я в строгих традициях, плюс Господь не оставил меня без вразумления: начались проблемы со здоровьем. И тут я вновь обратилась к святому Николаю с горячей молитвой: попросила благословения, если мой это человек, соединить нас в браке, а если не мой, то пусть уйдет из моей жизни. Молилась почти ежедневно, пока любимый был в отъезде. И, не поверите, приезжает мой любимый и делает мне предложение! В тот же вечер мы идем покупать кольца. Никола так нам помог, что нас миновали очереди в ЗАГС, достался нам день регистрации в великий православный праздник Веры, Надежды и Любви, все прошло как по маслу (кто женился — знает, какое хлопотное это дело — свадьба). Много чудес было связано в моей жизни с Николаем Чудотворцем. Например, когда я теряла работу, я всегда обращалась с молитвами к св. Николаю. И вскоре находила новую работу, которая всегда не только соответствовала моей специальности, приносила неплохой заработок, но и помогала получить интересный опыт.

http://pravoslavie.ru/61692.html

Кому из них оказываем свою милость и охотнее, и скорее? Очевидно, кто живет истинно по христиански. Не так ли поступает с нами Господь, когда не всем нам сообщает Свои Божественные блага? Никто, кроме кротких и послушных, Ему неугоден. Он говорит чрез Пророка: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих ( Ис. 66:2 ); и никому, кроме уничижающих себя, не подает даров благодати: зоне Бог гордым противится, смиренным же дает благодать ( Притч. 3:34 ). Ничему, кроме смирения и кротости, не заставляет Христос учиться у Него: научитеся от Мене, говорит он, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф. 11:29 ); и ничего, кроме глубочайшего смирения и послушания не представляет в Своей жизни: иже во образе Божий сын, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, яко же человек, смирил себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя ( Фил. 2:6–8 ). Посмотрим на самих нищих духом, учеников Христовых. Что в них особенно замечательно и особенно важно? Смирение и покорность духа, чистота и готовность сердца. Им сказал Христос: грядита по Мне. Кто бы из людей самомечтательных поверил скоро словам Наставника, который Сам нигде не учился? Кто бы из людей своекорыстных поручил себя охотно такому Вождю, который Сам ничего не имеет? Кто бы из людей, привязанных к удовольствиям чувств, пошел быстро за таким человеком, который недавно вышел из пустыни и любит поститься? Всякий прежде, нежели решился бы следовать, спросил бы призывающего: что за цель призывания? каких выгод можно надеяться от него? легок ли и приятен ли самый путь? Но простодушные рыбари поступили совсем иначе: поверили Христу искренно, как дети отцу, и пошли за Ним скоро, как нищие за раздаятелем милостыни; оставив все, свои сети и ладьи, свои дома и даже отцов. Вот нищие духом! И мы, братия мои, нищи. С каким смирением и уничижением испрашиваем почестей и отличий для насыщения алчущего честолюбия! Как охотно и скоро оставляем свои дома и свои семейства для утоления жаждущего корыстолюбия, чтобы приобрести сокровища в отдаленных краях света! Как усердно и поспешно идем на зрелища для наслаждения своих чувств разного рода удовольствиями и забавами! Но сколь близко сходствуем с духовными нищими с одной стороны, столь далеко отстоим от них с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

И подлинно! Бог, нами проповедуемый, есть Бог любви и мира! Убо можно ли угодить Ему преследованием за веру своих собратий? Искупитель наш пролил кровь Свою за самых врагов Своего Божества! Убо восхощет ли, чтобы ревнители Его славы проливали слезы и кровь искупленных Им? Дух Святой, коим мы освящаемся, есть Дух истины, благодати и щедрот; убо вселится ли Он в душе, которая не растворяет истины и правды кротостию и милосердием? Объяснимся примерами: некогда ученики Иисуса просили дозволить им истребить жителей одного самарянского селения небесным огнем за то, что они, по суеверной своей ревности, не приняли Его! Господи! хощешь ли, мы скажем, чтобы огнь сошел с небеси и истребил их, как и Илия сделал ( Лк. 9:54 ·)? Не знаете, сказал им кротчайший Учитель, какого вы духа. Ваша ревность несвоевременна и неуместна. Ибо Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, но спасать, пришел не как Судия, но как Спаситель, пришел не для того, чтобы устрашать людей силою и угрозами, но чтобы чрез познание и уверенность в благотворности и божественности Его благовестия привлекать к вере в Него. Еще пример из Христовой притчи: некогда рабы, увидев на ниве своего господина растущие вместе с пшеницею плевелы, сказали ему: хощешь ли, мы пойдем, выкопаем их? Нет, сказал им господин, оставьте расти то и другое до жатвы ( Мф. 13:27,30 ). Ваша ревность нерассудительна, вы не можете довольно распознать хорошую пшеницу: многое можете почитать за плевелы, между тем как, может быть, это и не они: во время жатвы распознаете их удобнее. Так, слушатели, где нужно исторгать заблуждения, как плевелы, и беречь добрые склонности и чувства, как пшеницу, там ревность по вере без ревности ко благу ближнего недостаточна. Ревность по вере должна все, что может ей покоряться, могущественно направлять к своей цели, способное к очищению очищать, смешанное разделять, противоборствующее отражать; а ревность ко благу ближнего должна все, что ей покоряется, вести к своей цели тихо и кротко, утешать и успокоивать, покровительствовать и благотворить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Но довольно сего воззрения на некоторые примеры. Царственные, чтоб видеть важность и необходимость христианского миролюбия. Приступим к размышлению. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте ( Рим. 12:18 ). В то время, когда Апостол Павел писал послание к Римлянам, они были христиане; разве немногие оставались в язычестве. Но поскольку Рим во времена Апостольские был первым городом в тогдашнем просвещенном мире, то, без сомнения, должны иметь пребывание в нем и другие сверх коренных жителей, многие народы. Посему, когда Апостол советует Римлянам иметь со всеми человеки мир: то под словом всех, кого он разумеет, одних ли христиан или и язычников и Иудеев? – разумеет всех людей, ближних и дальних, друзей и врагов, христиан и не христиан, почитая всех их своими братьями. Еллином же и варваром, мудрым и неразумным, говорит он в том же послании, должен есмь ( Рим. 1:14 ). В самом деле, что может отвращать одного человека от другого? Со стороны происхождения мы все составлены из одного вещества – земли, и все должны рано или поздно возвратиться в оную; все мы почтены единым величественным преимуществом – образом Божиим; всем нам даны одинаковые чувства, и одинаковый внешний вид; на всех нас равно изливает Господь Свои милости и щедроты, осиявая светом Своим злых и добрых, и посылая дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5:45 ). Со стороны искупления, все мы чада Единого Отца, иже есть на небесех; для всех нас снизшел с неба на землю Единородный Сын Его; за всех нас пострадал и пролил Божественную Свою кровь; всем нам отверз врата Царствия небесного, словом: все мы братия во Христе Иисусе, и уди единого тела. Уди, говорит Апостол, есмы тела его ( Еф. 5:30 ). Но как члены телесные помогают один другому – очи предохраняют тело от падения, руки оберегают главу, ноги служат всему составу, так и христиане должны пещись друг об друге, служить и содействовать один другому. Нет нужды, что один перед другим может преимуществовать дарованием, званием, заслугами, почестью и славою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

В первом случае мы спокойны, предавая врагов суду Божию, а в последнем мы самих себя мучим изысканием средств к отмщению. Нет, любезный слуш. мой, аще алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет, напой. Сие бо творя, углие огненное собираеши на главу его. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое ( Рим. 12:20–21 ). Есть люди, с которыми жить в мире и согласии трудно: это люди иностранного исповедания. Но когда знаем, что весь закон состоит главнейшим образом в любви к Богу и ближнему, что исполнение закона есть любовь, и что сия любовь есть союз совершенства: то по закону любви мы обязаны жить со всеми в мире и согласии; и любить друг друга, как братьев. Что нам за дело, что одежда, которою прикрывается тело другого, нечиста и неполна: от этого он не становится для нас совершенно чуждым. Жалеть о заблуждениях и заблуждающих можно и должно; молить Бога об обращении их должно; желать соединения церквей должно, но спорить за внешность, упрекать и осуждать не должно. Религиозное чувство есть самая нежная струна в сердце, так что малейшее прикосновение к оной может возжечь огнь вражды и ненависти. Вспомним Евангельскую притчу, в которой рабы хотели было выдергивать из пшеницы плевелы; что сказал на сие им господин? Он запретил делать сие, глаголя: Ни да не когда восторгающе плевелы восторгните купно с ними и пшеницу. Оставите расти обое купно до жатвы ( Мф. 13:29–30 ). О! Как бы надлежало быть совершенными всем христианам, в обществе которых учит религия полагать в основание нравственности и деятельности любовь! Но что видим? видим те же распри и раздоры, те же несправедливости, те же притеснения, какии господствуют в нехристианстве. Смотря на то, как мы любим друг друга, можно подумать, что религия, нами исповедуемая, предписывает нам закон не любви и взаимного согласия. Так далеко уклонились мы от духа истинного христианства! – Празднуемый ныне великий Угодник, Святитель и Чудотворец Николай, был ревностный защитник христианского православия, и вместе неутомимый исполнитель закона любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Эту мысль, допускаемую здравым разумом, внушает и писание под символическим изображением лествицы, утвержденной от земли на небо, которую видел Иаков с восходившими и нисходившими по ней ангелами Божиими ( Быт. 28, 12 ; сн. Иоан. 1, 51 ); ее подтверждает и священная история, повествуя о многократных явлениях людям св. ангелов и усопших праведников ( Быт. 19, 1 . Иоан. 20, 12 . Жития святых). Поэтому, нам кажется, всякий здравомыслящий должен согласиться, что св. небожители имеют духовное общение с нами и могут оказывать нам помощь в нужных случаях, не только ходатайством за нас пред Богом, но и действием дарованной им благодатной силы. б) Правда, они не всеведущи и не вездесущи: но это не препятствует им знать наши нужды и оказывать нам потребную помощь. Наши нужды, как ни разнообразны по свому предмету, месту и времени, однако не так сокровенны, чтобы не могли видеть и понимать их духи и души праведных, одаренные таким дивным разумением, или лучше сказать ясновидением, что они, по свидетельству писания, могут зреть даже Невидимого ( 1Иоан. 3, 2 . Матф. 5, 8 ). Итак, можно ли думать, чтобы такие духи, а равно и праведные души, не могли знать нужд наших и во время оказать нам свою помощь? История и слово Божие свидетельствуют, что сии души, обитая еще в дольнем – земном мире, находясь в теле, как в темнице, и на все взирая сквозь тусклыя оконца чувств, нередко дивно прозирали духовным своим оком, – проникали в сокровенные мысли людей, видели отдаленнейшее и созерцали имеющее последовать в веках грядущих ( Деян. 5, 3–4 . царь. 5, 21–26. 6. 8–12. Дан. 7, 1–27 ). Поэтому судите, не с большим ли удобством они могут знать о земном, отрешившись от тела и вознесшись на небо. С высоты и без плотяной завесы на очах, лучше можно видеть, что происходит внизу – на земле. А если бы св. небожители почему-либо не могли знать об этом силою собственного разумения, или духовного видения, то почему не допустить, что они узнают о нашем положении таким же образом, каким мы получаем сведение о разных предметах из дальней стороны? Почему, говорим, не допустить, что они узнают о нашем положении чрез небесных вестников – чрез тех ангелов, которые, по свидетельству писания, посылаются на землю «в служение за хотящих наследовати спасение» ( Евр. 1, 14 ), и «приносят» на небо «молитвы святых» ( Тов. 12, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010