Помните же это и со страхом совершайте ваш жизненный путь: бойтесь осквернить ваш храм телесный, который должен быть храмом Духа Святого… Живите так, чтобы по смерти вашей и ваши бренные останки назывались мощами, даже святыми мощами. Аминь. 22 мая 1949 г. Слово в день рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущие тя. Ну как же не недоумевать нам, как нам восхвалить достойно того, о котором Сам Господь Иисус Христос сказал, что между рожденных женами не восставал больший, чем Иоанн Креститель. Как нам восхвалить того, который выше всех святых после Пресвятой Богородицы? Это первый из святых в Царстве Небесном. Заслуги святых так велики, что их не можем исчислить. Что же сказать о нем, о том, кто явился миру в духе и силе Ильиной?! Каков был дух у Илии Пророка, вы знаете: знаете, что это был пламенный дух, горевший любовью к Богу. А сила Пророка Илии тоже неописуема, ибо силой своей молитвы он остановил дождь в земле Ханаанской на три с половиной года и в состязании с языческими жрецами о вере он вызвал огонь с неба на жертву, политую водой. Вот в таком духе и в такой силе пришел и Предтеча Господень Иоанн. Св. Пророк Исаия говорит, что он тот, кого надо назвать «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ис. 40, 3). И он исполнил эту задачу. А какова была эта задача? Великий преподобный Макарий Египетский страну, населенную грешниками, уподобляет лесу дремучему, кустарниками колючими заросшему, уподобляет густым зарослям камыша и говорит, что в такой чаще пройти крайне трудно, надо раздвигать руками ветви, раздвигать заросли камыша. А именно такова была страна, населенная евреями, пред пришествием Господа Иисуса Христа. Это была страна чрезвычайно грешная, отступившая от веры в Истинного Бога и уходившая в идолопоклонство. Это были люди, которые приносили в жертву Ваалу и Астарте своих детей, проливая кровь их. И вот пред Предтечей Иоанном стояла задача — в этом дремучем лесу уготовить путь Господу. Такая задача никогда не возлагалась на человека, и нужны были величайшие силы духовные для того, чтобы исполнить ее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2238...

Пресвятой Деве праведный Симеон предсказал будущее о Христе и Ее страданиях у Креста Сына: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2:35). Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и славила Господа, и говорила о Нем всем в Иерусалиме. Читайте также — Вознесение Что означает слово Сретение? Славянское слово «сретение» переводится как «встреча»: встреча человечества, в лице старца Симеона, с Богом. Но почему Сретение, а не Встреча? – размышляет митрополит Вениамин (Федченков). Праздник Сретения Господня становится известен с IV века, а на Западе – с V века. Песнопения Сретения Господня Тропарь Сретения Господня Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш,/просвещаяй сущия во тьме./Веселися и ты, старче праведный,/приемый во объятия Свободителя душ наших,/дарующаго нам воскресение. Радуйся, благодатная Богородица Дева,/ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш,/просвещающий находящихся во тьме./Веселись и ты, старец праведный,/принявший во объятия Освободителя душ наших,/дарующего нам воскресение. Кондак Сретения Господня Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим/и руце Симеоне благословивый,/якоже подобаше, предварив,/и ныне спасл еси нас, Христе Боже,/но умири во бранех жительство/и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче. Утробу Девичью освятивший Рождением Твоим,/и руки Симеона благословивший,/заранее, как надлежало,/и ныне Ты спас нас, Христе Боже./Но огради миром среди войн народ Твой/и укрепи тех, Ты возлюбил,/Единый Человеколюбец. Величание Сретения Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень. Иконы Сретения Господня Первая икона Сретения Сретение. Иосиф Бродский Сретение. Читает Иосиф Бродский Анне Ахматовой

http://pravmir.ru/sretenie-gospodne-isto...

Радуюсь, что само это теперешнее священное Собрание – благодаря участию в нем Высокопреосвященнейшего Владыки митрополита Мелетия и Преосвященнейшего епископа Владыки Иеремии – так ясно свидетельствует о кафолической – всеобъемлющей – природе Православия и о живом единстве Православной Церкви. Благодарно исповедую мою привязанность к смиренной, но славной нашей Богословской школе преподобного Сергия, к ее прошлому, когда я в ней учился под ректорством приснопамятного епископа Кассиана и к ее настоящему, в котором мне благодаря приглашению ректора о. протоиерея Алексия и совета профессоров – теперь уже пять лет дано принимать участие. Сколь многим я обязан общению с учителями моими, с моими коллегами и студентами. Кончая, возвращаюсь к началу моего слова. «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» Что у меня, что не было бы дано от Него. Все мое – не от меня. Итак, я должен теперь замолкнуть. Могу только преклонить сердце и колена и просить о дарах Благодати Утешителя. «Дух Премудрости Твоея моим подаждь помышлениям, Дух разума безумию моему даруй… да на всяк день Духом Твоим благим к полезному наставляем, сподоблюся творити Заповеди Твоя.» Да совершается сила Христова – и в немощи моей. Да исполняется в моем служении воля Небесного Отца – и мною, недостойным Его Благости. Аминь Воздвижение Креста Господня Так возлюбил Бог мир… Начало церковного года обращает наши взоры на Крест Христов – знамение непреодолимой любви Бога к созданному Им миру. Открывается церковный год двумя великими праздниками: сначала мы радостно встречаем Рождество Пресвятой Богородицы, а потом совершаем торжество Воздвижения Креста. Так соединяются в эти дни память о начале земного пути Христова с памятью о завершении этого пути. В начале пути – приснодевственная Богоотроковица, а в конце его – Крест, Воскресение, Слава… Приснодевственная Божия Матерь, Животворящий Крест и Живоносный Гроб – три великие знамения любви Божией к миру. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Рома У нас с мужем своих детей не было, а мы хотели. Сели с ним, обсудили. Он говорит: «Не всем же своих детей воспитывать. Кто-то должен и за чужими присматривать». И мы решили взять ребёнка из детдома, прошли в Москве школу приёмных родителей. Я зашла на сайт «Измени одну жизнь», увидела мальчика, показала Лёше. Он говорит: «Да!» Это было 1 декабря. Я начала бегать, собирать документы. Приехали мы за ним в Дом ребёнка, а заведующая нам и говорит: «У нас тут девочка есть, её никто даже не смотрит. А она такая хорошая, такой будет помощницей! Мне её скоро в детский дом отвозить, у меня за неё сердце щемит». У девочки заболевание было – ахондроплазия. Дальше заведующая говорит: «Я посмотрела дело Ромы, там написано, что он от вторых родов». Оказалось, что его старшая сестра в детском доме в той же области, но у неё есть бабушка – может, она возьмёт девочку. Арина Мы с Ромой вернулись домой. Месяца через четыре мне звонят и говорят, что бабушка от сестры Ромы отказывается, мы можем её забрать. Стали на Арину собирать документы. К нам пришли из органов опеки, посмотрели, как мы живём. Спрашивают: «Понятно, что вы хотите сестру забрать. А зачем вам вторая девочка?» Я говорю: «Жалко мне её». Опека отвечает: «Мы подумаем». Вот как-то утром стоим мы, молимся. И Рома с нами. Читаем Евангелие, а там написано: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19–20). И дальше: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19, 14). Мы встали на колени и просим: «Господи, если Тебе угодно для спасения души Маши и наших душ, тогда пусть мы соединимся все вместе». Встали с колен, и тут же раздаётся телефонный звонок. Звонят из опеки, говорят: «Приезжайте, готовы документы на обеих девочек». У нас трое, но мы не многодетные Теперь у нас трое, но мы не многодетные. У нас село большое, здесь у многих по 5 детей. А у одной семьи 8. Нашей Арине 10 лет, она родилась на Успение Пресвятой Богородицы. Роме 6 с половиной лет, у него день рождения 16 января; а Маше будет 9, она родилась на Рождество Христово. Вот такие у нас дети, Богом данные! Они учатся в нашей сельской школе, с одноклассниками с детства в один храм ходили. В школе всего 55 человек; у Маши в классе больше всего учеников – 9. У Арины 5 человек. Учителя очень хорошие; отношения у всех дружеские, мы всегда на связи, общаемся.

http://pravoslavie.ru/134373.html

Святая Дева Мария после этого поспешила к своей родственнице Елисавете. Когда Она пришла в ее дом и приветствовала ее, младенец взыграл, радуясь, во чреве Елисаветы, и Елисавета, исполнившись Духа Святого, воскликнула: «Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо, когда Твое приветствие достигло моего слуха, младенец радостно взыграл в моем чреве!» Мария отвечала: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне блаженной назовут Меня все племена, потому что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его». Мария, пробыв около трех месяцев у своей родственницы, возвратилась к себе в Назарет. Святая Церковь вспоминает 25 марта Благовещение Пресвятой Богородицы и, радостно празднуя это событие, воспевает гимн. По-русски это будет так: Нынешний день – начало нашего спасения и явление тайны, от века хранимой. Сын Божий делается Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Посему и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Рождество Иисуса Христа Около этого времени римский император Август повелел сделать перепись во всем своем государстве, вероятно, для того, чтобы легче было собирать подати. Так как Иудея была подвластна ему, то и в ней должны были исполнять это повеление. Всякий шел записываться в тот город, из которого был родом. Иосиф и Мария, которые были из рода царя Давида, пошли записаться в Вифлеем, город Давида. Но когда прибыли туда, они не могли найти места в гостинице, потому что город был наполнен народом по случаю переписи. Они приютились в пещере, куда на ночь загоняли стада. Между тем наступило время Марии родить. Она родила сына. Пресвятая Мария радовалась, ибо знала, что родившийся от нее Младенец, послан Богом для спасения всего мира. Сама Матерь Божия терпела нищету. Когда родился Божественный Сын Ее, Она положила Его в ясли, куда кладут корм для домашнего скота.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Слава и ныне: гл. тот же: Архангел Гавриил послан с неба предвозвестить Деве зачатие и, придя в Назарет, изумлялся пред чудом и размышлял в себе: «Как Всевышний, будучи непостижимым, рождается от Девы? Как вмещается в девическое чрево имеющий престолом небо и подножием землю? По одному слову благоизволил воплотиться от Нее Тот, на Кого не могут воззреть шестокрылатые и многоочитые. Божие Слово присутствует! Что же стою и не говорю Отроковице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; радуйся, Чистая Дева; радуйся, Невеста Вечнодевственная, Матерь Жизни, благословен Плод чрева Твоего». Стихира на литии гл. 1: В шестой месяц после возвещения о зачатии Иоанна Предтечи Архистратиг Гавриил был послан к Тебе, Деве и Чистой, возвестить слово о спасении людей и вместе с тем приветствовать Тебя: «Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою! Ты родишь Предвечного от Отца Сына; Он спасет людей Своих от грехов их». Стихира на стиховне, гл. 4: В шестой месяц Архангел послан был к Чистой Деве и он, сказав Ей: «Радуйся», – возвестил о рождении от Нее Избавителя мира. Поэтому Она, приняв приветствие с верою, зачала Тебя, Превечного Бога, неизреченно благоволившего вочеловечиться для спасения наших душ. Тропарь гл. 4: Ныне начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил благовествует благодать. Поэтому мы с ним воскликнем Богородице: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Величание: Словами Архангела восклицаем Тебе, Чистая: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Стихи псалмов Боже, даруй Царю Твой суд и Сыну Царя Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого ( Пс. 71. 1–2.4 ). Благовествуйте со дня на день спасение Его ( Пс. 95, 2 ). Господь даст слово: провозвестниц великое множество ( Пс. 67, 12 ). Клялся Господь Давиду в истине и не отречется ее: от плода чрева Твоего посажу на престоле Твоем ( Пс. 131, 11 ). Он сойдет, как дождь на скошенный луг, как капли, орошающие землю ( Пс. 71, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Таковы и все псалмы избранные. С окончанием пения псалма избранного и каждения церкви еще раз поется величание перед образом с припевом: «Слава и ныне, аллилуия». Затем ектения, чтение седальных, пение степенных, первый антифон четвертого гласа (см. письмо десятое: «антифоны», прокимен и Евангелие). Евангелие в праздники господские повествует о празднуемом событии; в праздники богородичны читается всегда одно: «о посещении Пресвятой Девою Марией Елисаветы» ( Лк. 1:39–56 ). После Евангелия псалом пятидесятый и пение или особенных стихов в праздники господские, или дважды «молитвами Богородицы» в праздники богородичные. Вот, например, эти стихи в Рождество Христово. «(Слава) Все исполняется сегодня радостью: Христос родился от Девы». (И ныне) Все исполняется сегодня радостью: Христос родился в Вифлееме». Потом: «Помилуй мя Боже» и праздничная стихира. И здесь представлю в пример стихиру в день рождества Христова. «Слава в вышних Богу, и на земле мир! Сегодня воспринимает Вифлеем вечно сидящего с Отцом. Сегодня славословят ангелы, как Бога, рожденного младенца. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Затем диакон: «Спаси Боже люди Твоя» и пр., возглас священника и каноны. Помазание елеем Здесь особенность великих праздников состоит в том, что православные прикладываются к иконе, перед которой пилось величание, и помазываются елеем. Этот елей тот самый, который на вечерни, вместе с хлебами, был благословлен и освящен. Значит, и помазание – не какое-нибудь простое и ничего не значащее действие, а соединенное с благодатью, всеосвящающей и во всем помогающей. Но понятно, что сила и действие благодати проявляются лишь тогда, когда ее желают, ищут, когда к ней прибегают с благоговением и верой. Без этого и не помазание освященным елеем, а самые таинства ни к чему. Не забывай этого, друг мой. Не забывай, что дары благодати, которые, под видимыми знамениями, предлагает св. Церковь православным, то же самое, что дождь, падающий с неба. Падает дождь и на камень – и без пользы и плода скатывается с него. Падает на разрыхленную землю – и служит источником жизни. Да будет твоя душа, разрыхленная молитвой и верой, подготовленной ночвой для воспринятия даров благодати, под каким бы то ни было видимым знаком: благодать сойдет в твою душу и все оживотворит в ней. Не подражай тем бессмысленным, которые во всех действиях Церкви видят одну внешность, одну обрядность, и, не понимая внутреннего значения, дерзают судить и даже осуждать то или другое действие. Наказание за то уже и теперь в них самих. Где нет благодати, там нет жизни. И мертва их душа перед Господом Богом, мертва для всякого добра. Они-то и есть те мертвецы, о которых сказал Спаситель: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов» ( Мф. 8:22 ). Незавидная доля, от которой спаси Отец небесный всякого! Каноны

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Устрояем ли мы постом и подвигами аскетическими по мере сил из тела своего мощи? Ведь образование святых мощей – это не только результат, но и процесс всей жизни, угодной Богу. Или же, наоборот, лампадка на престоле давно потухла, елей весь высох, окна выбиты, а потолок провалился, засыпав храм мусором. И в нем вместо святых Ангелов крысы и тараканы поселились. Вот какой, мне кажется, вопрос должен задать каждый из нас в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В каком состоянии находится мой внутренний храм? Да, внешне большинство из нас красивы, ухожены и благообразны. Но таковы ли мы внутренне? Не наполнены ли мы мерзостью и нечистотами? И, скорее всего, наполнены. Тогда нам нужно с Божьей помощью браться за труд подвижнический по очищению души и тела от скверны. Как? Ответ на это дает сама Пресвятая Богородица. Какую жизнь Она вела при Иерусалимском храме? Молитва, труд, пост, участие в богослужениях, добрые дела милосердия. И святой Ангел носил ей пищу. Над нами же склонился не Ангел, но сам Господь. И каждое воскресение отверзаются Царские врата, и Он появляется, чтобы причастить нас Своих Тела и Крови и соединить нас с Собою, даровать нам жизнь. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и я в Нем» (Ин. 6:53–56). Какие великие и ужасные слова! Как они должны побуждать нас к действию – к участию в Таинстве Евхаристии. Они словно царь-колокол, звучащий по всей Вселенной и призывающий верных на Литургию. Пусть же Господь молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых поможет нам правильно войти в Рождественский пост, сделать первый шаг по дороге к храму – заглянуть внутрь и осознать всю глубину падения, разверзающуюся пропасть греха. Это осознание поможет душе, как маленькой девочке, вспорхнуть и поспешить к Богу – в Его любящие и широко раскрытые объятия!

http://pravoslavie.ru/99139.html

Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Непорочно пожив для Бога,/всех спасение зачали/богомудрые родители/Родившей Создателя и Бога нашего. Источающий всем жизнь Господь/произвел от неплодной Деву,/в Которую благоволил вселиться,/сохранив Её после родов непорочной. Анны плод – Марию,/Гроздь родившую живоносную,/в сей день как Богородицу воспоем,/и для всех – Защиту и Помощь. Канон 2 Воспитавшись во святом святых,/Дева пречистая, Богородица,/Ты явилась высшей всего творения,/родив Создателя по плоти. Благословенно чрево Твое,/целомудренная Анна;/ибо произрастило оно девства плод –/Родившую без семени Питателя всего творения/и Искупителя Иисуса. Все творение именует/Тебя блаженной, Приснодева,/от Анны в сей день рожденную,/жезл непорочный от корня Иессеева,/произрастивший цвет – Христа. Сын Твой, Богородица пречистая,/являя Тебя высшей всего творения,/возвеличивает рождество Твое от Анны/и всех сегодня веселит. Слава: Тебе мы поклоняемся,/Отче, безначальный существом;/воспеваем вневременного Твоего Сына,/и столь же вечного Духа почитаем:/Трех – как естеством единого Бога. И ныне: Родив света Подателя/и Начальника жизни человеческой,/Ты, пречистая Богородица,/явилась сокровищем жизни нашей/и дверью неприступного Света. Господи, помилуй, трижды. Седален, глас Мариам, поистине Дева и Богородица,/как облако светлое в сей день воссияла нам/и от праведных появляется к славе нашей./Адам больше не осуждается,/ и Ева освобождена от уз./Потому и мы взываем,/восклицая с дерзновением к Единой Чистой:/«Радость возвещает рождество Твое всей вселенной!» Песнь 4 Канон 1 Ирмос: Услышал я, Господи,/весть о Твоем замысле/и прославил Тебя,/единый Человеколюбец. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Воспеваем Тебя, Господи,/даровавшего всем верным спасительную пристань –/во чреве Тебя Носившую. Тебя, Невеста Божия,/Христос явил хвалой и силою для всех,/воспевающих с верою Твое таинство. Брака не познавшая Владычица!/Твоими мольбами избавляясь от согрешений,/мы все Тебя благодарно прославляем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Широк путь зде и угодный сласти творити, но горько будет в последний день, егда душа от тела разлучатися будет; блюдися от сих, человече, Царствия ради Божия. Пресвятая Богородице, спаси нас! Почто убогого обидеши, мзду наемничу удержуеши, брата твоего нелюбиши, блуд и гордость твориши. Острей убо сия, душе моя, и покайся Царствия ради Божия! Пресвятая Богородице, спаси нас! О, безумный человече! Доколе углебаеши яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел, но более взыщи Царствия Божия! Пресвятая Богородице, спаси нас! Госпоже Богородице, помилуй мя, грешного, и в добродетели укрепи и соблюди мя, да внезапная смерть не похитит мя неготового, и доведи мя, Дево, в Царствие Божие! Святые Ангелы и Архангелы, вся небесныя силы, молите о нас! Ныне к вам прибегаю, Ангелы, Архангелы, вся Силы Небесные, у Престола Божия стоящие, молитеся ко Творцу своему, да избавит душу мою от муки вечныя! Святые патриархи, цари и пророки, апостолы и святители, все избранники Божии, молите Бога о нас! Ныне плачуся к вам, святии патриархи, цари и пророцы, апостолы и святители и ecu избраннии Христовы: помогите мне на суде, да спасет душу мою от силы вражия! Святии мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, молите Бога о нас! Ныне к вам воздежу руце, святии мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, молящиеся ко Господу за весь мир, да помилует мя в час смерти моея! Пресвятая Богородице, спаси нас! Мати Божия, помози мне, на Тя сильне надеящемуся! Умоли Сына Твоего, да поставит мя, недостойного, одесную Себе, егда сядет судяй живых и мертвых. Господи, сподоби нас, по силе покаявшихся, не в суд, не во осуждение причаститися Таин Твоих. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо ответа недоумеюще, сию Tu молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас. Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом. Не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен и избави нас от враг наших. Ты бо ecu Бог наш, и мы людие Твои, ecu дела руку Твоею и имя Твое призываем.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010