Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Преемник митрополита Киприана, митрополит Фотий, основал в Сенеге и Гуслице, как можно предполагать, несколько храмов и монастырей (один из которых Гуслицкий). Именно с именем святителя Фотия историки связывают появление храма Рождества Пресвятой Богородицы у речки Рудни. Эти события вошли в русскую историю – они отражены как в летописях, так и в трудах наших известных историков – «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Рудне первоначально была построена, как значится в клировых ведомостях, в 1572 году 8 сентября, в день престольного праздника, тщанием прихожан. В 1710 году она была описана так: «рубленая клетцки, об одной главе, а на главе крест железный, позолоченный сусальным золотом. Внутри царские врата, сень и столбцы столярные, золоченые, по правую сторону царских врат образы: Всемилостивого Спаса, венец с сиянием и гривенка серебряные, чеканные, золочены, Рождества Пресвятой Богородицы, венец с короною гладкие и с перьями, в привесе крест серебряный, другой венец с короною и с гривенкою золоченые, Образ Николая Чудотворца в житии, св. вмч. Параскевы Пятницы и св. пророка Илии. По другую сторону царских врат образы: Рождества Пресвятой Богородицы, оклад серебряный, риза литая чеканная, венец серебряный, убрус у ризы низан жемчугом, в привесе шесть крестов, образ Богородицы Казанской, образ св. мчч. Флора и Лавра, писаны красками». Недалеко от храмов на Рудне с древних времен находится святой источник Казанской иконы Божией Матери. Вода источника обладает целебной силой и до сих пор почитается и в среде старообрядцев разных согласий. По преданию, здесь в 17 веке было явление Казанской иконы. Ныне эта икона находится в храме Рождества Богородицы и почитается чудотворной. Каждый год 21 июля совершается освящение воды на источнике, служится Литургия в храме, после которой икона обносится крестным ходом вокруг храма. В первой половине XVIII века рядом с этой церковью стояла церковь свт. Николая Чудотворца. До сих пор среди особо почитаемых святынь находится образ свт. Николая Чудотворца. В 1781–1782 годах оба храма были построены заново, зимняя церковь была освящена в честь Рождества Христова а летняя церковь, как и прежде, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Одновременно была построена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=21206

Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1768-79 гг. по желанию и на средства помещика И. Н. Тютчева вместо старой деревянной церкви. Новое здание сооружалось с двумя алтарями: главный - во имя Рождества Пресвятой Богородицы и тёплым придельным - во имя Ильи Пророка. Построенная заказчиком действительным статским советником и почётным опекуном Московского воспитательного дома Иваном Никифоровичем Тютчевым, церковь отражала вкус этого человека. Кстати, его портрет (кисти знаменитого художника-портретиста Фёдора Рокотова) находится в Третьяковской галерее. Картина написана в 1768 году, когда и было положено начало строительству церкви. В Кабаличах родились дети и внуки основателя церкви. Самым знаменитым из них стал декабрист Алексей Иванович Тютчев. 21 июля 1862 года выгорело всё село Кабаличи, пострадал от пожара и сельский храм. В конце XIX - начале ХХ столетия он был капитально отремонтирован и заново освящён 27 мая 1901 года. В 1929 году храм закрыли для службы по инспирированной " просьбе населения " . В дальнейшем использовался для хозяйственных нужд. Над алтарём умудрились водрузить водонапорный бак, а в 1960-х, в пяти метрах от храма построили клубное здание, как будто не нашли другого места. Качество современного строительства уж очень наглядно дисгармонировало с архитектурой храма, не в пользу аляповатого клуба. Высказывались мнения о сносе старинного храма, но церковное здание всё же уцелело. В 1994 году воссоздан приход. Возрождение храма началось с июня 2002 года. Первое богослужение было совершено 26 декабря 2004 года в помещении Дома культуры, в котором администрация Глинищевского сельсовета выделила комнату для совершения богослужений. В 2010 году началась реставрация церкви. Первая Божественная литургия была совершена в день престольного праздника - Рождества Пресвятой Богородицы. В 2013 году при храме начала работать воскресная школа. В церкви Рождества Пресвятой Богородицы прослеживается традиционная классическая схема " кораблём " .

http://sobory.ru/article/?object=05019

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Васькино, " Рождествено тож " была построена в 1700 г. на средства владельца села, окольничьего М.Т. Лихачева. Храм с великоллепными наличниками, типа " восьмерик на четверике " , решен в формах московского барокко. В 1795 г., на средства Н.И. Щербатовой, храм был перестроен и обрел псевдоготические черты, построена колокольня со шпилем. Приделы храма - Воскрешения Лазаря (св. Лазаря Четверодневного, южный), прп.Никиты Столпника Переславского (северный). В церкви венчался М.П. Чехов, брат великого писателя. В 1929-1930-х гг. храм был закрыт и искажен, разобраны завершения. Здание использовалось под гараж. В 1998 г. церковь была возвращена верующим и активно восстанавливается, причем перестроеннные в конце XVIII в. старейшие части воссоздаются в первоначальных формах. Святыней храма является местночтимая икона прп. Никиты Столпника Переславского с частицей мощей. Использованы материалы справочника-путеводителя " Подмосковье. Монастыри. Храмы. Источники " . - М., УКИНО " Духовное преображение " , 2008 г. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в усадьбе Щербатовых " Васькино " , по адресу: Чеховский район, с.Васькино, является объектом культурного наследия федерального значения (ранее памятником истории и культуры республиканского значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Кирилл Аминов, 14 мая 2015 г. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами, каменная построена в селе Васькине в 1700 г. В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа написано: «1700 года мая в 28 день, по указу патриарха и по помете на выписке монаха Тихона Макарьевского, положено новопостроенной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которую построил окольничий Михаил Тимофеевич Лихачев в Московском уезде, в Замыцкой волости, в вотчине своей в селе Васькине, на попа с причетники дани… по указной статье, 14 алтын 4 деньги, заезда гривна. И те деньги велено имать с 1700 года».

http://sobory.ru/article/?object=09552

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построена в 1791 г. тщанием прихожан, освящена 16 июня 1792 г. Холодная. Престолы: во имя Рождества Пресвятой Богородицы; в приделе - во имя свт. Стефана Пермского. Церковь во имя Афанасия и Кирилла Александрийских, построена в 1773 г. тщанием прихожан, освящена 9 сентября 1774 г. Теплая. Престолы: во имя Афанасия и Кирилла Александрийских; в приделе - во имя мчч. Флора и Лавра. Обе одноэтажные, деревянные, с деревянной особой колокольней. В 1829 г. началось строительство новой каменной двухэтажной церкви, во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В верхнем этаже - холодный храм, освящен в 1841 г., в нижнем этаже - теплый, освящен в 1834 г. Престолы: в холодной - главный, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, два придела: по правую руку в честь мчч. Флора и Лавра, и по левую - в честь свт. св. Тихона Амафунского. Приделы освящены: первый в 1849 г., а второй в 1850 г. В нижней церкви был один престол, в честь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. К концу 19-го века кроме каменной существовала еще вторая церковь, во имя св. Стефана Пермского, одноэтажная, в полуверсте от первой. В 1896 г. она была разобрана до основания, и в 1897 г. вновь отстроена и покрыта листовым железом по плану, утвержденному Строительным Отделением Губернского Правления. По новому плану назначено было три престола: во имя свт. Стефана Пермского; во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радости; во имя вмч. Пантелеимона. В церкви хранилась икона св. Стефана Пермского, которая издревле почиталась как чудотворная, с частицею св. мощей. Были установлены крестные ходы с этой иконой: по своему приходу дважды в год - в Пасху и в июне месяце. С этой же иконой Указом Св. Синода от 13 Июля 1862 г. за дозволено было отлучаться и в другие приходы Усть-Сысольского и Яренского уездов для совершения молебнов сроком на шесть недель. Такие отлучки бывали нечасто, они зависели от воли жителей. Прихожане Ибского Вознесенского и Межадорского Введенского приходов, по древнему обычаю, принимали св. икону ежегодно, прихожане Чухломского Крестовоздвиженского прихода принимали ее через год. В Вотчинский приход ежегодно приносили икону Введения во Храм Божией Матери из Межадорского прихода в первый воскресный день после Петровского Поста.

http://sobory.ru/article/?object=15146

http://bronblag.ru/hrami/239 Храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен в селе Плетениха в 1686 году. Выше упоминаемое село просуществовало до середины 30-х годов 20-го века. В это время храм был закрыт, а село упразднено. Жители были расселены по соседним деревням. В настоящее время храм находится в пустынном месте, к которому ведет ухабистая проселочная дорога. На картах это место значится под названием «Рождественский погост», очевидно потому, что окружает его полузаброшенное кладбище. Ближайший населенный пункт – село Ждановское, до которого напрямую через лес 5 км, а по дороге – 15 км. Здание церкви является памятником архитектуры федерального значения. В настоящее время община верующих занимается оформлением документов для передачи здания в безвозмездное пользование. Богослужения совершаются в летнее время (два раза за лето) – водосвятный молебен. http://pleteniha.ortox.ru Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рожестино-Ждановском построена в 1686 г. в сельце Ждановском князем Алексеем Петровичем Прозоровским. «1684 г. декабря в 12 день бил челом святейшему патриарху Иоакиму кравчий князь Алексей Петрович Прозоровский, чтобы патриарх пожаловал благословить его, велел ему в подмосковной своей вотчине, в Ждановском стану, в сельце Ждановском построить церковь Рождества Пресвятой Богородицы и о том дать ему благословенную грамоту». В справке к той церкви земли, по челобитью кравчего князя А. П. Прозоровского, из Поместного приказа в 1685 г. января в 28 день, в казенный приказ вынесена память, за приписью дьяка Василия Федорова: «по указу великих государей и по заручной челобитной и по допросным речам кравчего князя Алексея Петровича Прозоровского, к той новопостроенной церкви Рождества Богородицы справлено из подмосковной его вотчины в сельце Ждановском попу с причетники на прокормление 10 четвертей в поле, а по сказке человека его Родиона Потапова, к той новопостроенной церкви в приходе будет двор попов, пономарев, вотчинников, 12 дворов крестьянских и 7 дворов бобыльских». 10 марта 1685 г. о строении той церкви святейшим патриархом благословенная грамота дана.

http://sobory.ru/article/?object=10603

Комплекс фресок церкви Рождества Богородицы в селе Городня на Волге – древнейший памятник монументальной живописи Тверской области. В процессе его исследования и подготовки научного каталога впервые предпринята попытка пересмотреть утвердившуюся в науке дату росписи. Выяснилось, что ансамбль, ранее связываемый с перестройкой храма в 1412 году, на самом деле, включает разновременные части убранства. К раннему периоду (между 1414 и началом 1420-х годов) относится единственная фреска подклета с образом святителя Николая Чудотворца. Время росписи основного объема храма (1430-е – начало 1440-х годов) пришлось на самый яркий подъем тверского искусства, связанный с политической стабильностью и экономическим процветанием княжества. Сохранившиеся фрагменты позволяют говорить об уникальности замысла в целом и особом, вотивном характере иконографической программы, отразившей желания заказчика – тверского князя Бориса Александровича (1425–1461). Раннее время уничтожения живописного ансамбля (роспись сбита со стен в 1740-е годы) и отсутствие каких-либо графических материалов, зафиксировавших его облик, а также бессистемное залегание перемешанных между собой фрагментов, найденных во время реставрационно-археологических работ 1960–70-х годов, значительно осложняют реконструкцию системы росписи Рождественской церкви. Источник: http://russikona.ru/upcoming.php?coid=256 Московские учёные-искусствоведы, супруги Артур Галашевич и Галина Колпакова в своём фундаментальном труде " Храм Рождества Богородицы в Городне на Волге " , обосновали тот факт, что храм в Городне мог быть построен " первым в Тверском княжестве после длительного перерыва, последовавшего за разорением Твери в 1327 году моноло-татарами " и принесшего этим краям " экономический упадок и политическую катастрофу " . И лишь последовавшая спустя полвека победа на Куликовом поле стала поворотной точкой к возрождению и Городни, и храма. Знаменитое сражение произошло в день Рождества Божией Матери, и именно это обстоятельство дало толчок для начала строительства целого ряда храмов на Руси. Как считают исследователи, строительство церкви в Вертязине (Городне) и было обусловлено стремлением увековечить память о той славной победе. Историки считают этот храм единственным сохранившимся до наших дней со времён Тверского княжества. По одному из преданий, в Городне в 1382 году останавливался и молился в храме Рождества Пресвятой Богородицы преподобный Сергий Радонежский. С конца XV по первую половину XVIII века Городня переходит от одного хозяина к другому. Последним владельцем был военный бригадир Пётр Алексеевич Бем. В 1790 году вышла в свет книга " Путешествие из Петербурга в Москву " , её автор А. Н. Радищев посвящает Городне несколько страниц. В XIX веке храм Рождества Пресвятой Богородицы пережил несколько ремонтов и перестроек. А свой современный вид он приобрёл в период с 1885 по 1901 год.

http://sobory.ru/article/?object=00850

В период своего расцвета село Бережная Дуброва включало пять деревень, расположенных вдоль излучины Онеги Сегодня оно представляет собой одну деревню бывшего Пудожского уезда, а ныне Плесецкого района Архангельской области. Деревня Бережная Дуброва расположена на левом берегу Онеги, в 80 верстах от Каргополя Храм Рождества Пресвятой Богородицы получил свое нынешнее посвящение только около 1700 года, ранее главный престол в нем был освящен во имя святителя Николая, что послужило поводом для многих исследователей называть его Никольским Однако уже в конце XIX столетия в описании приходов Каргопольского уезда церковь имеет современное название: «В Бережно-Дубровском погосте две церкви: деревянная и каменная с деревянной колокольней и с деревянной оградой с четырьмя воротами. Расстояние между храмами – одиннадцать сажень. Деревянная – холодная с теплой трапезной. Форма церкви – четырехугольная с двумя усеченными углами для алтарей. Построена в 1678 году, по имени главного престола носит название Рождество-Пречистенская. Существующая храмовая икона “Рождество Пресвятой Богородицы” пожертвована в 1643 году прихожанином Хариным… В Рождество-Пречистенской церкви два престола: Рождества Пресвятой Богородицы [освящен в 1700 году] и Сретения Господня [освящен в 1886 году]… В храме имеется большая икона святителя Николая в киоте с пятью главами… Рядом с церковью стоит построенная одновременно с ней деревянная шестигранная колокольня – шатровая на четверике. Высота ее – 11 сажен. На ней сохранились два старинных колокола с надписями. На первом: “me fecit Niclas Wiese in Lubek - 1659” и по-русски: “лето 7167 ставил Матеус Роде на своем Середецком мельнице” [надпись на русском языке не совсем понятна, так как при переводе ясно видно, что колокол отливал мастер Николас Вьезе в Любеке]. На втором колоколе “Лета 7162 сентября в а день лит сей колокол на Дуброву к церкви Рождества Богородицы и Николая Чудотворца радением приходских людей”» Исходя из названия храмовых икон, хранившихся в церкви еще в конце XIX века, можно предположить, что первоначально деревянный храм святителя Николая имел придел, освященный во имя Рождества Пречистой Богородицы (именно этим объясняется своеобразный облик алтаря церкви – он как бы разделен надвое). Придел этот пользовался почитанием прихожан, что косвенно подтверждается надписью на колоколе 1654 года. Поводом для нового освящения главного престола могло быть решение о возведении каменного Никольского храма рядом с деревянной церковью. Освящен этот храм был в 1770 году, но он разделил судьбы многих церквей и монастырей в ХХ веке. В 1932 году его закрыли, а в конце 1950-х и вовсе разобрали Так или иначе, в начале XVIII века деревянная церковь стала называться Рождество-Пречистенской.

http://sobory.ru/article/?object=10109

Жена князя Ю. П. Трубецкого, вдова княгиня Ирина Васильевна, урожденная княгиня Голицына, в 1680 г. отдала село Говорово с другими имениями в наследство своим детям Юрию и Петру Трубецким, которые между собою разделили имения, и село Говорово досталось князю Юрию Юрьевичу. В 1704 г. церковь Рождества Богородицы была деревянная; в селе числилось «6 дворов кабальных людей, в них 15 человек». В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Говорове каменной церкви. Дело началось по прошению князя Ю. Ю. Трубецкого. В своем прошении, поданном в казенный приказ 23 апреля 1735 г., он писал: «имеется у меня вотчина в Московском уезде, в Сетунском стану, село Говорово, и в том селе церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная, ветха, а ныне обещание построить вновь церковь каменную, на том же месте, или где архитектор покажет, и чтобы повелено было о церковном каменном строении дать указ». По этому делу последовала резолюция преосвящ. Вениамина епископа Коломенского и Каширского: «Дать храмозданную грамоту, 1735 году апрель 29 день». Того же года 30 апреля из казенного приказа выдан указ князю Ю. Ю. Трубецкому: «в селе Говорове ветхую деревянную церковь разобрать и на том же месте построить вновь каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, по подобию против прочих святых церквей, и, построя, убрать святыми иконами и прочим принадлежащим церкви благолепием, а престол в той церкви в алтаре построить равномерно по силе Святейшего правительствующего синода 23 января 1734 г. указа, а именно: в вышину аршин 6 вершков, в длину аршин 8 вершков, в ширину аршин 3 вершка; а прежней церкви бревна употребить на сожжение». По построении каменной церкви в селе Говорове 3 сентября 1736 г., по резолюции преосвящ. Вениамина, из Синодального казенного приказа выдан указ протопопу Большого Успенского собора Никифору Иванову, которому велено: «по прошению князя Ю. Ю. Трубецкого в селе Говорове новопостроенную каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы освятить по новоисправному требнику и для того освящения из синодального дому освященный антиминс выдать попу или диакону с роспискою».

http://sobory.ru/article/?object=11975

В 1712 г. в селе Александрове строилась новая каменная церковь. В 1728 г. об освящении новопостроенной церкви в Синодальном казенном приказе производилось дело по прошению, поданному 16 сентября того же года, женою графа Н. Ф Головина Софьею Никитичною, которая в своем прошении писала: «в 1703 г. 27 июля велено против челобитья отца моего, стольника Никиты Борисовича Пушкина, в Московском уезде, в Сурожском стану, в вотчине его, в селе Александрове, вместо обветшалой Рождественской деревянной церкви, построить вновь каменную церковь во имя тот же престол Рождества Пресвятой Богородицы, да придел Сергия Радонежского чудотворца, которая вотчина ныне по приданству за мужем моим и за мною, и о том строении дана из Синодального казенного приказа благословенная грамота, и ныне оная Рождественская каменная церковь построена и к освящению совсем в готовности, а без указу из Синодального казенного приказа тое каменную церковь освятить не смеем и в тое церковь из Синодального дому освященный антиминс выдать и чтобы для освящения Рождественской церкви московского Успенского собору к протопопу с братиею послать указ». В записной книге Синодального казенного приказа печатных пошлин с грамот о строении церквей 1703 г. написано: «запечатана благословенная грамота на два престола, по челобитью стольника Никиты Борисова сына Пушкина, велено в Московском уезде, в Сурожском стану, в вотчине его, в селе Александрове, на старом церковном месте, построить вновь церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, да в приделе Сергия Радонежского чудотворца». По этому делу последовала резолюция преосвящ. Леонида, архиепископа Сарского и Подонского: «1728 году сентября 23 день дать указ об освящении и антиминс выдать». Того же года 25 сентября из Синодального казенного приказа выдан указ московского Успенского собора протопопу с братиею, «велено ему, протопопу, новопостроенную каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, досмотря, буде построена та церковь против данного указу, освятить на выданном антиминсе, который выдан церкви гребенской Пресвятой Богородицы попу Степану Ананьину».

http://sobory.ru/article/?object=37900

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010