В 1842 году Иван Тихонов выхлопотал указ об объединении двух общин. 29 лет продолжалась смута, результатом которой стали нищета и долги: в обители нечем было даже замесить хлеба, а главное – разладилась духовная жизнь. Смута завершилась после личного вмешательства государя Александра II и Святейшего Синода в 1862 году, когда община была возведена в монастырь и была назначена игумения. В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон монастыря. В недельный срок монастырь (трудовую артель) закрыли. Большинство сестер рассеялось по округе, некоторые уехали домой. Молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. До закрытия (1937 год) ежедневно ходили на службу в Казанскую церковь. Многих арестовывали и ссылали в лагеря. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40х гг. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители, устраивались на работу. Наступали хрущевские гонения. Службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена были и постриги. Возрождение в Дивееве церковной жизни началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В апреле 1989 года освятили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем в апреле 1990 года был вновь освящен Троицкий собор. 21 июля 1991 года было объявлено решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 июля в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского , обретенные в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии. С 1989 года в Дивееве освящено семь храмов с тринадцатью престолами, а также сельские церкви в скитах: Покровском (с. Канерга), Никольском (с. Автодеево), Знаменском (с. Хрипуново), Архангельском, Троицком и в пос. Выездное и церкви в Кутузовском скиту и с. Понетаевка – всего 8 престолов. Ныне восстанавливаются Покровская церковь Архангельского скита, церкви Рождества Христова и Смоленской иконы Божией Матери на Арзамасском подворье, кладбищенская церковь преподобного Сергия Радонежского в пос. Выездное, Трехсвятительский храм Нижегородского подворья. В самом Дивееве готовятся к освящению два придела восстановленной Казанской каменной церкви, домовая церковь святой равноапостольной Марии Магдалины в старом игуменском корпусе, строится новый храм на бывшем монастырском хуторе Ломовка. Началось восстановление бывшей больничной домовой церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Жители Изюма неоднократно обращались к церковному начальству с просьбой о принесении чудотворной П. и. из церкви в Песках в городской собор. Архиеп. Харьковский Смарагд (Крыжановский; 6 апр. 1840 - 31 дек. 1841) дал согласие на ежегодное перенесение иконы в собор Изюма и решил сам совершить там первую литургию по перенесении П. и. Икона была торжественно перенесена и встречена архиепископом. Неожиданно икона «вдруг упала на грудь пред нею стоявшего архиерея» ( Снессорева. С. 226). Это происшествие так поразило архиеп. Смарагда, что он тут же высказался о неблаговолении Пресв. Богородицы к переносу Ее иконы в Изюм. Вопрос о совершении крестных ходов с П. и. был отложен до 1883 г., когда ходатайство жителей Изюма удовлетворили. 14 мая 1884 г. ок. 7 ч. утра, накануне дня коронования имп. Александра III, при большом стечении народа совершилось перенесение иконы из Песков в Изюм (Известия и заметки. 1884). Специально для крестного хода из Песков в Белгород с П. и. к мощам свт. Иоасафа Белгородского, к-рый планировалось совершить 2-9 июня 1913 г., был разработан маршрут паломничества (опубл. в «Известиях и заметках по Харьковской епархии»). Он начинался в Вознесенской ц. в Песках 2 июня с богослужения с величанием Божией Матери, которое продолжалось на следующий день. Затем богомольцы направлялись на ст. Изюм, откуда на специальном поезде отбывали в Харьков. Во время пути перед П. и. горел фонарь и священники по очереди читали акафисты Казанской иконе Божией Матери и Покрову Пресв. Богородицы. В Харькове крестный ход двигался от вокзала к кафедральному собору. В течение неск. дней П. и. крестным ходом несли по городу в сопровождении харьковских святынь. При выходе из города святыни возвращались в Харьков, священнослужители по одному, сменяя другу друга, в облачении, с крестом и кадилом, сопровождали П. и., остальные шли как простые богомольцы. Проходя через множество селений и совершая богослужения, крестный ход 7 июня прибывал в Белгород в обитель свт. Иоасафа Белгородского, где П. и. устанавливалась на специально приготовленном месте. Во время пребывания в Белгороде было зафиксировано неск. случаев исцеления от П. и. и мощей свт. Иоасафа. 9 июня по новому маршруту совершался крестный ход в обратном направлении, из Белгорода в Харьков, 12 июня богомольцы с П. и. отбывали по железной дороге из Харькова в Изюм.

http://pravenc.ru/text/2580078.html

Новый Богородице-Казанский кафедральный собор представлял собой пятиглавый крестово-купольный храм. Центричность композиции нарушалась длинной галереей, соединяющей храм и колокольню. Иконостас главного придела был вырезан по рисункам барона Г.В.Розена молодым иркутским мастером Н.П.Поповым. Им же были выполнены иконостасы боковых приделов, но уже по его собственным рисункам. В восточной части подвального этажа была устроена усыпальница с приделом во имя Второго Страшного Пришествия Христова. В 1892 году в усыпальнице с правой стороны был погребен архиепископ Вениамин. Он практически ежедневно бывал на строительной площадке и всячески способствовал быстрейшему разрешению проблем, возникающих при возведении храма. В этой же усыпальнице в 1900 году был похоронен протоиерей нового кафедрального собора Афанасий Виноградов, которым была составлена подробная летопись строительства Казанского собора. В 1892 году основные работы по храму были завершены, и строители приступили к установке иконостасов и внутренней отделке. Ограду вокруг собора начали возводить в 1892 году. Весной 1893 года работы завершили. Вокруг собора был посажен сад из елей, пихт и сосен. Возведение кафедрального Богородице-Казанского собора и его внутреннее устройство было окончено в 1894 году. Всего на строительство и заведение церковной утвари было израсходовано 904 025 рублей и 42,5 копейки. 25 января 1894 года состоялось освящение главного придела в кафедральном соборе во имя иконы Казанской Божией Матери. В день освящения из городских церквей проводились крестные ходы. По дороге к собору были выстроены войска, музыка играла " Коль славен " . Освящение храма совершали два архиепископа в сослужении двух архимандритов, семнадцати священников и трех протодиаконов. В период с конца января до конца августа 1894 года архиепископом Тихоном последовательно были освящены престолы нового Кафедрального Собора. Всего в храме было шесть престолов: во имя иконы Казанской Божией Матери, св. Николая, свв. Евфимия и Евфимии, свв. Тихона и Митрофана, св. Иннокентия, преподобного Вениамина и Страшного Суда. Иркутский кафедральный собор входил в число крупнейших храмов России. Он вмещал 5 тысяч прихожан, а его высота достигала 60 метров.

http://sobory.ru/article/?object=23355

По окончании Божественной литургии в Казанском соборе на Красной площади Святейший Патриарх Кирилл возглавил крестный ход к Никольской башне Московского Кремля, где совершил чин освящения отреставрированной надвратной иконы Николы Можайского. Святейший Патриарх поднялся к святыне на специально оборудованном подъемнике и окропил ее освященной водой (см. с. 4). 4 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» Святейший Патриарх Кирилл возглавил церемонию открытия IX Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — ко Дню народного единства». Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с приветствием, после чего объявил выставку открытой. Затем Предстоятель и почетные гости подробно ознакомились с представленными экспонатами. В центре выставочного зала Святейший Патриарх поклонился чудотворной Жировицкой иконе Божией Матери, специально принесенной к празднику из Белоруссии. В тот же день в рамках выставки Святейший Патриарх Кирилл встретился с лауреатами и участниками международных и всероссийских творческих конкурсов детей и юношества. Предстоятель обратился к детям с Первосвятительским словом и вручил награды победителям. 5 ноября Святейший Патриарх Кирилл принял участие в отпевании Виктора Черномырдина в Успенском соборе Новодевичьего монастыря и в церемонии прощания с бывшим премьер-министром России. 5 ноября Святейший Патриарх Кирилл посетил командующего ВДВ генерал-лейтенанта Владимира Шаманова, находящегося на лечении в Главном военном госпитале им. Н.Н. Бурденко Министерства обороны РФ. Предстоятель Русской Православной Церкви также благословил исполняющего обязанности командира Тульского соединения ВДВ полковника А.Наумца, пострадавшего в ДТП вместе с генералом В.Шамановым и находящегося на лечении в госпитале им. Н.Н. Бурденко. 6 ноября, в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Спаса Преображения) на Большой Ордынке. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил иеродиакона Филиппа (Неседова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, во иеромонаха.

http://e-vestnik.ru/news/442_sluzhenie_p...

После праздничного богослужения митрополит Феофан сердечно приветствовал прибывших на торжества архипастырей и поздравил всех с праздником. Затем глава Татарстанской митрополии обратился к верующим с архипастырским словом. 4 ноября, в День народного единства, в Казани состоялись молитвенные торжества по случаю празднования Казанской иконе Божией Матери, установленного в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля возглавили митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, архиепископ Верейский Амвросий, архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Чистопольский и Нижнекамский Пармен. На богослужение из Казанско-Богородицкого мужского монастыря был принесен чтимый список Казанской иконы Богородицы. Архипастырям сослужили настоятели и наместники монастырей Казанской епархии, благочинные епархий Татарстанской митрополии, настоятели храмов Казани, сопровождающие архиереев священнослужители. Песнопения Литургии исполнялись архиерейским мужским хором под управлением Дениса Рогова и смешанным хором Казанской духовной семинарии под управлением Вероники Архиповой. Среди молившихся за богослужением были монашествующие митрополии, воспитанники Казанской духовной семинарии, сестры милосердия, прибывшие на торжества из различных регионов России паломники. Помогали в организации во время торжеств казаки, члены молодежного движения «Казанские православные добровольцы», сотрудники республиканского МВД. Проповедь по запричастном стихе произнес благочинный Алексеевского округа Чистопольской епархии протоиерей Павел Чурашов. По завершении Литургии состоялся многотысячный крестный ход с Казанской иконой. Архипастыри, духовенство и верующие прошли с пением молитвословий Царице Небесной от Благовещенского собора Казанского кремля к Казанско-Богородицкому мужскому монастырю. По прибытии к месту явления чудотворной иконы Богоматери было совершено праздничное молебное пение перед прославляемым образом Божией Матери.

http://patriarchia.ru/db/text/5297279.ht...

Храм в настоящее время имеет в трапезе два придела: Казанской иконы Божией Матери и вмц. Екатерины. Когда устроен последний придел – неизвестно. Относительно же Казанского сохранилось известие, что его разрешено строить в 1776 г. вдове Екатерине Ивановне Савеловой с левой стороны трапезы, а в правой уже был придел. Придел в честь Казанской иконы Божией Матери освящен 2 июля 1777 г. присутствующим Верейского Духовного Правления и благочинным протоиереем Афанасием Репиным. В 1798 г. Сивково принадлежало Дмитрию Петровичу Савелову. К новопостроенной в Сивкове церкви в 1687 г. причислена земля уничтоженной Николаевской на реке Уче церкви 24 ½ дес., да Савелов отвел из своей вотчинной земли в Сивкове 7 ½ дес. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика, % с 800 руб. В деревне Юдинках имеется церковно-приходская школа. «Можайский уезд Московской губернии (существующие и уничтоженные сельские церкви)» Н. А. Скворцов. Москва, Печатня А. И. Снегиревой, 1911 г. Искусствоведы и ценители старины называют церковь Преображения Господня в селе Сивково редким памятником «патриаршего храма». Каменная церковь была построена в 1687 году в вотчине думного дворянина Тимофея Петровича Савелова – родного брата предпоследнего русского патриарха до отмены Петром Iэmoro церковного института. Московский первосвятитель Иоаким (в миру Иван Петрович Савелов) не только благословил брата на строительство храма в родовой вотчине, но и лично участвовал в закладке церкви и ее освящении по особому патриаршему чину. Патриарший статус подмосковного сельского храма отразился и в его архитектурной композиции: в западной стене церкви была устроена специальная ниша-келья, а над приделом – «патриаршая палатка» для уединенной молитвы высокого иерарха. С именем московского патриарха Иоакима – выходца из рода можайских дворян Савеловых – связаны несколько сохранившихся по сей день церквей в Подмосковье. В 1689 году в селе Дмитровское на реке Истре (в нынешнем городском округе Красногорск) патриархом Иоакимом была сооружена церковь великомученика Димитрия Солунского. В 1673-1692 годы на пожертвования Иоакима строилась шатровая колокольня Лужецкого Ферапонтова монастыря в Можайске. В ее нижнем ярусе впоследствии были погребены родные братья патриарха Павел Петрович (в иночестве Петр) и Тимофей Петрович Савеловы. Тимофей Петрович в 1697 году, уже после кончины Иоакима, начал строительство каменной церкви Смоленской иконы Божией Матери в другой можайской вотчине Савеловых – деревне Бородино. Богоугодное дело завершил после смерти храмоздателя его сын, племянник патриарха, Петр Тимофеевич Савелов. В книге «Безмолвный свидетель Бородинского боя – храм села Бородина» (1912 года) упоминались обстоятельства постройки братьями Савеловыми храма в селе Сивково. В 1666 году дворянин Тимофей Петрович Савелов получил в приданое от тестя половину сельца Бородино под Можайском, а примерно в 15 километрах к югу от этого нового имения располагалась старая вотчина Савеловых – Сивково.

http://sobory.ru/article/?object=07960

По благочестивому желанию тогдашнего царя Иоанна Васильевича Грозного снят был список с новоявленной иконы и прислан в Москву. С того времени и установлено было церковью празднование Казанской иконы Богоматери 8 июля в честь её явления. Когда в 1612 году, было нашествие на Москву поляков и когда все сыны русского отечества ополчились против врагов, тогда все обратились с молитвой к Божией Матери и о помощи и заступления; причём заповедан был трёхдневный пост. Чрез несколько времени, греческий архиепископ Арсений удостоился в сонном видении получить извещение свыше, что Господь по молитве Божией Матери, низложит врагов, а первопрестольный град российский Москва будет возвращён православным христианам. Ободрённые таким утешением, русские воины мужественно встали против врагов. Поляки, потеряв надежду, оставили Кремль и Москву. В следующий воскресный день совершён был крестный ход с Казанской иконой Богоматери на лобное место, для благодарственного Господу Богу молебствия, за избавления Москвы от врагов. В память сего избавления Москвы от поляков, 22 октября каждогодно празднуется церковью Казанской иконе Богоматери и совершается крестный ход в Казанский собор. До построения Казанского собора , чудотворная икона Богоматери находилась в доме князя Пожарского, близ церкви Введения, что на Лубянке, поэтому и крестный ход совершался первоначально из Кремля в эту церковь . Когда же устроен был Казанский собор, то сюда перенесена была и чудотворная Казанская икона Богоматери. С тех пор и крестный ход начал совершаться в этом соборе 82 В Казанском соборе находится придел, во имя святого равноапостольного Аверкия епископа Иеропольского. Иверская часовня 83 (У Воскресных ворот, близ Кремля) Вблизи Казанского собора находится Иверская часовня, устроенная для Иверской иконы Богоматери, принесённой из Афонского монастыря в Москву в 1648 году. Она поставлена была первоначально в Никольском Греческом монастыре, потом в 1669 году перенесена была в устроенную для неё часовню, названную по имени иконы, Иверской.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Недалеко от того места, где начался пожар, стоял дом одного стрельца, сгоревший вместе с другими. И вот, дочери этого стрельца, девятилетней отроковице Матроне, явилась во сне Богоматерь и сказала, что на самом пепелище их дома, в земле находится Ее икона, и повелела объявить об этом архиепископу. Девочка сказала о чудесном сне своей матери, но та не обратила на рассказ ее никакого внимания. Тогда во второй раз явилась Матроне Богоматерь и опять сказала то же. И снова мать не придала словам дочери значения. Наконец, видение последовало в третий раз. Девочка увидела икону Богоматери, от которой исходили огненные лучи. В то же время был слышен грозный голос, который говорил: " Если ты не поведаешь глаголов Моих, Я явлюсь в другом месте, но ты погибнешь " . Очнувшись от страшного этого видения, Матрона стала громко звать мать свою и умолять ее немедленно пойти к архиепископу. На этот раз мать послушалась своей дочери. Они отправились вместе к воеводам и архиепископу Иеремии, но никто не поверил их словам. Тогда мать сама стала копать землю в указанном Царицей Небесной месте. К ней присоединились и другие люди, но сколько ни копали они, иконы найти не могли. Тогда лопату взяла сама отроковица Матрона и, начав копать землю, обрела драгоценный образ, от которого исходил чудесный свет. Весть об этом дивном явлении облетела весь город, и все жители собрались и со слезами умиления молились Пресвятой Богородице: " Владычице, спаси нас! " C самого момента явления иконы стала очевидным образом проявляться и чудотворная ее сила. При перенесении ее в городской собор исцелился человек по имени Иосиф, который совершенно ничего не видел в течение трех лет. А в соборе прозрел от нее другой слепец, Никита, и с тех пор начали изливаться от нее токи чудес, причем в особенности много исцелений подавалось людям, страдающим глазами. Но более всего прославилась икона Казанской Божией Матери во время борьбы нашего Отечества против нашествия и владычества поляков в 1612 году, когда заступлением Царицы Небесной спасена была Русская Земля.

http://pravoslavie.ru/37630.html

Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане. Но если так, если не была распилена подлинная риза, то мог сохраниться и первый чудотворный образ Казанской, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие мольбы всей России… Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя, и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.

http://pravoslavie.ru/1947.html

Преемник митрополита Киприана, митрополит Фотий, основал в Сенеге и Гуслице, как можно предполагать, несколько храмов и монастырей (один из которых Гуслицкий). Именно с именем святителя Фотия историки связывают появление храма Рождества Пресвятой Богородицы у речки Рудни. Эти события вошли в русскую историю – они отражены как в летописях, так и в трудах наших известных историков – «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина и «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Рудне первоначально была построена, как значится в клировых ведомостях, в 1572 году 8 сентября, в день престольного праздника, тщанием прихожан. В 1710 году она была описана так: «рубленая клетцки, об одной главе, а на главе крест железный, позолоченный сусальным золотом. Внутри царские врата, сень и столбцы столярные, золоченые, по правую сторону царских врат образы: Всемилостивого Спаса, венец с сиянием и гривенка серебряные, чеканные, золочены, Рождества Пресвятой Богородицы, венец с короною гладкие и с перьями, в привесе крест серебряный, другой венец с короною и с гривенкою золоченые, Образ Николая Чудотворца в житии, св. вмч. Параскевы Пятницы и св. пророка Илии. По другую сторону царских врат образы: Рождества Пресвятой Богородицы, оклад серебряный, риза литая чеканная, венец серебряный, убрус у ризы низан жемчугом, в привесе шесть крестов, образ Богородицы Казанской, образ св. мчч. Флора и Лавра, писаны красками». Недалеко от храмов на Рудне с древних времен находится святой источник Казанской иконы Божией Матери. Вода источника обладает целебной силой и до сих пор почитается и в среде старообрядцев разных согласий. По преданию, здесь в 17 веке было явление Казанской иконы. Ныне эта икона находится в храме Рождества Богородицы и почитается чудотворной. Каждый год 21 июля совершается освящение воды на источнике, служится Литургия в храме, после которой икона обносится крестным ходом вокруг храма. В первой половине XVIII века рядом с этой церковью стояла церковь свт. Николая Чудотворца. До сих пор среди особо почитаемых святынь находится образ свт. Николая Чудотворца. В 1781–1782 годах оба храма были построены заново, зимняя церковь была освящена в честь Рождества Христова а летняя церковь, как и прежде, в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Одновременно была построена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=21206

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010