Насколько можно судить по старым фотографиям, эти " фальшокна " сохранялись как минимум по первую четверть ХХ века. Ныне барабаны - гладкие цилиндры. Квадратный в плане двухсветный четверик Казанской церкви украшен максимально лаконично: небольшие угловые лопатки, деликатные плоские наличники, лишь обозначенный карниз. Полуколонки разделяют трёхчастную апсиду. Строгость всего сооружения подчёркивается равной высотой трапезной и алтаря. Нынешний цилиндрический объём над притвором, как бы " исполняющий обязанности колокольни " , как некий эрзац, возведённый в отсутствие средств на капитальное строительство. Изначально колокольня примыкала к западной стене трапезной (эта ниша сохранилась до сих пор), потом новую колокольню поставили отдельно от храма и снесли в ХХ веке. Композиция храма - традиционный для срединной Руси " корабль " , ориентированный по оси " восток-запад " : алтарь-основное храмовое здание-притвор. Похожие по компоновке и оформлению бесстолпные храмы типичны для ярославской архитектурной школы. На Ярославской земле родилось много различных вариантов традиционного завершения храма. Это т.н. ярославская " классика " - тяжёлые, мощные, близко посаженные главы - или они же, широко расставленные; на другой стороне спектра - изящные, словно воздушные, тесно собранные пятиглавия на узких барабанчиках. Пятиглавие Казанской церкви - " золотая середина " : в меру крупное, в меру широко расставленное. Апсиды украшены, пожалуй, богаче, чем что бы то ни было другое во внешнем облике храма. Обращают на себя внимание фактурные " гофрированные " карнизы, геометрический орнаментный пояс на уровне фундамента, колонки, разделяющие апсиды. На традиционные для этого храма " почти несуществующие " наличники (фактически, простой прямоугольник!) глаз падает в последнюю очередь. Наличники предельно лаконичны. Простой прямоугольник с выступающими сверху и снизу планками выделяется на глади стен почти исключительно благодаря игре светотени. Абсолютно неожиданно как нечто, пришедшее из другого времени, смотрится растительный орнамент - ветвь по верху наличника.

http://sobory.ru/article/?object=03043

«Он рассказывал мне, как убивал их» Письмо матушки N Это – реальная история, произошедшая в наши дни: в одной из российских зон несет служение простая инокиня N., встретившая в окормляемой ею исправительной колонии человека, зверски убившего ее дедушку и бабушку. Инокиня N. рассказала об этом в письме к своему другу, которое мы с ее разрешения и публикуем. Добрый вечер, дорогой N.N.! Как-то нелегко об этом говорить, но с Вами я поделюсь. С чего начать? Это было в 2007 году, я как раз начала учиться на первом курсе. В ночь с 1 на 2 октября у нас произошло горе. Убили бабушку с дедушкой. Вернее сказать, зарезали. Это мамины родители были. Зарезали их зверски, очень страшно. Истыкали ножом, ни одного органа не было целого. Со спины у обоих удар глубоко в сердце, и горла перерезаны. Жили они в деревне. Когда мы приехали, дедушка, раскинув руки, лежал посреди деревни, а бабушка – возле колодца, во дворе. От такой картины был, мало сказать, шок. Бабушка всю жизнь проработала на фабрике, дедушка – на железной дороге. Им было по 79 лет, дедушка готовился к юбилею. Всю жизнь в трудах. Держали корову, молоко в основном раздавали, – или продавали за копейки, на хлеб. После выхода на пенсию бабушка стала в храм ходить, пела на клиросе, была казначеем, а дедушка – старостой. Храм не близко, за 5 километров, – пешком ходили, – старинный, не закрывался даже в советское время. Освящен в честь Казанской Иконы Божией Матери . Бабушка с дедушкой перекрыли все купола, – тогда материалы еще дешевые были, – и остальное, что могли, делали с Божией помощью. Может быть, у кого-то и возникали мысли, что у них деньги есть, но откуда им взяться, если из деревни и поселка в храм больше никто не ходил? Несколько бабушек с Родников приезжало, и все. Поэтому из дома ничего не украли, кроме небольшого кошелечка, где у бабушки хранилась мелочь на хлеб. Отпели их как раз на Престольный праздник Казанской, после Литургии, 4 ноября. Где трудились, там и упокоились. Раны не могли зашить, поэтому все кровоточило. Священник три раза отпевание прерывал, садился, чтобы сознание не потерять. Похоронили их перед Алтарем. Вечная им память!

http://pravoslavie.ru/57209.html

По окончании этих слов начальствующие сестры упали Ивану Тихонову в ноги и сказали со слезами: «Мы веруем в силу Господа и Пречистой Его Матери, и если угодно Им наше желание и намерение, то оно исполнится так же, как и другие, касавшиеся обители. Вся она устраивается дивно, без всяких видимых средств, единственно Промыслом Божиим и предстательством Царицы Небесной, по молитвам отца Серафима, равно как и вашими, батюшка, попечениями». Трогательно сказано! Таким образом, говорит Иван Тихонов, они положили в основание только одну веру в предстательство и помощь Матери Божией и решительно согласились приступить к начатию храма. Им казалось, что при самом начале необходимо иметь наличного капитала, по крайней мере, 1000 рублей ассигнациями, потому что требовалось дать около 300 рублей ассигнациями рабочим за выемку земли (удивительно, что они решили это сидя в Сарове?!), да подрядчику каменного здания в задаток около 400 рублей и еще подрядчику деревянного здания около 300 рублей. Искали они мысленно таких благодетелей, которые бы дали им на первый случай заимообразно 1000 рублей ассигнациями, и не нашли никого ближе, по самому званию монашескому, кроме отца игумена Саровского, в котором будто бы думали найти отца. Поэтому с общего согласия отправили к нему письмо, в котором излили все свои скорби и слезные моления о помощи. Странно, что просили не лично, а написали письмо, когда игумен жил через несколько домов. Но Иван Тихонов, не любивший игумена за то, что он его дурно аттестовал, пишет, будто бы сверх ожидания получили от него решительный отказ. Даже Иван Тихонов счел приличным и стоящим печатно (с. 116) заявить об отказе игумена и прибавил: «Промысл Божий предусмотрительно затворил утробу отца игумена, да явится все богатство любви и попечения Заступницы Небесной; но тогда никто из нас не мыслил о том, яже суть Божия, но все лишь скорбели о том, яже суть человеческая». Это не вяжется с заявлением его, что они положили в основание постройки храма крепкую веру. Далее он говорит: «Каждую минуту отказ о.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Разве ты совсем отверг нас? Разве твоей душе опротивели мы? Вспомни, не разрушай с нами завета. Ты сам изрек: «не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» ( Иез.33:11 ). Призри, многомилостиве Господи, призрением милости и щедрот Твоих на моления наши; прими покаяние и исповедание наше во благо! Чем более виновны мы перед Тобою. Тем более умилосердись над нами грешными и безответными. Чем более мы достойны праведного гнева Твоего, тем более яви на нас милость твою. Пощади создание рук твоих и не предай нас мучительству голода. Услышь рыдание сирот и убогих, и не предай смерти души их. Внемли милосердием твоим гласу и воплю младенцев, не познавших ни десницы, ни шуйцы своей. Обратимся к Господу первее всего мы, граждане богоспасаемого града. Пророк Божий говорит, что беззакония и пререкания, не в селениях, а в граде начинается: добро, а преимущественно зло нравственное из городов распространяется по селениям. От нас житель селений заимствуют понятия и правила для жизни; у нас перенимают обычаи и нравы; с нас берут пример для своих действий и поступков во взаимном отношении друг к другу. Цветут благочестием и правдою города? Цветут ими и селения. Умножаются беззаконие и нечестие в городах? Неудержимо распространяется оно и в селениях. Итак, если гнев Божий вызывает бедствие общественное, то не должно ли прежде всего жителям городов обратить внимание на себя, не мы ли первые виной гнева Божия? Не за нас ли бедствие и тьма, которые, трудясь в поте лица своего, питают нас плодами трудов своих? Духу святому изволися видимо явить нам свое присутствие через знамение от святой иконы Пречистой Богоматери, принесенной к нам 17 Мая. Как и в прошлый год, начало нынешней весны нас не радовало, те же самые физические явления тяготели над нами, что и в прошлый год и предвещали неурожай и голод еще в больших размерах, чем в тот, какой мы переживаем. Но появление чудотворной иконы Богоматери в нашем удрученном скорбью граде, встреченное с особенным религиозным восторгом жителями и пришельцами, возродило наше упование на милость Божию: появилась туча грозная, облекла она небо голубое, налилася она в обилии водой дождевой и пролилась здесь на земную грудь на широкую.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Эти «подвиги» крепко запомнились не только своей бесчеловечностью, но ещё и тем, что один из партизан, которого братья мои хорошо знали (их сверстник, только из другой деревни, вместе ходили на вечеринки), сразу после совершённого им злодеяния завернул в нашу избу. Помню, как он прикладом открыл дверь и буквально ввалился в дом, т. к. еле стоял на ногах – был пьяный. Лицо его было какое-то серо-буро-малиновое, расплывшееся, страшное. Постоял, посмотрел кругом и ушёл. Что ему было нужно – осталось тайной. Где-то к этому времени относится одно страшное явление, наведшее ужас на всё село. Ночью началась на северо-востоке от нашей деревни канонада. Длилась она долго, после чего весь снег стал почти красным. От него покраснело всё – лица людей, дома, деревья... Создавалось впечатление, что растекается и разливается по всем уголкам кровь. Впечатление было жуткое... Несколько спокойнее стало после того, как в нашей деревне расположилась немецкая военная часть, на которую командованием возлагалась обязанность обеспечивать безопасность передислокации войск Германии. Но это спокойствие было весьма и весьма относительное – прекратилось только двоевластие. Но на смену ему пришёл страх, что нападут партизаны и всё испепелят. Чувствовалось, что этого опасаются и немцы. И вот наступила последняя страшная ночь накануне празднования Казанской иконы Божией Матери (с 3-го на 4-е ноября 1943 г.) Третьего ноября (по н.ст) 1943 г. немецкий комендант приказал всем жителям села в течение двух часов покинуть своё местожительство и уйти куда угодно – деревня будет сожжена. Всем сходом смогли упросить его отложить исполнение приказа до следующего дня, чтобы хоть как-то собраться. Просьба, после некоторых колебаний, была удовлетворена... Какая тяжёлая и жуткая была эта ночь: напролёт мы копали ямы в огороде, в доме, в хлеву и зарывали в них сундуки с зерном и одеждой. Ведь с собой мы могли взять только небольшую ношу – повозки не было, а на коровку ничего не нагрузишь. А в это время немцы беспрерывно до рассвета освещали всю территорию села ракетами, поэтому и стрельба была, как на передовой. – Хочу тут же отметить, что ничем спрятанным мы не воспользовались: кто-то всё выкопал и забрал. К сожалению, и то, что унесли – порастеряли. Больше всего жалко «венчальных» икон папы и мамы. Они бережно хранились братом Феодором, но после его кончины и кончины его жены, дочь их Татьяна, работающая в Минске, закрыла дом на замок, надеясь на то, что всё будет сохранено. Недобрые люди сломали замок и иконы унесли. – Утром, 4 ноября 1943 г. разбитые горем, мы – мама Татьяна, брат Феодор и я (отец умер 18 июня 1943 г., брат Иван был угнан в Германию) – покинули свой родной дом, с которым у меня связано самое прекрасное – детство. На наших глазах село заполыхало... Эту убийственную картину я вижу и сейчас – иногда она повторяется в ночных кошмарах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

И тебе бы, господине, велети из собору, и из монастырей, и ото всех храмов, всему освященному собору, и всему народу и с сущими младенцы, встретити со кресты чюдотворной образ Пречистые Богородицы, в Николские ворота, с звоном, и прислати бы с собору ризы, которые лутче, с протодьяконом с Герасимом, а нас велети встретити Терским и Астараханским людем, по половинам, от Астарахани вёрст за тридцать или за двадцать; а к нашему приходу велети бы тебе дворы, боярской, и воеводской, и диачей, очистити, мне князю Ивану в городе, а мне Семёну в остроге, которой двор лутче, а будет нет лутче Фёдорова двора Ондреева, и ты б велел очистити Фёдоров двор Ондреева, да протопопу Фоме велел бы еси двор его очистити, будет на нём есть стоялщики, и ты б велел сослати; а с сею отпискою отпустили мы, с стану, с Чёрного Яру, Маия в 29 день; да велели мы головам стрелецким, Баиму Голчину да Ивану Остреневу, с приказы, стояти на Вятской перекопе и тебе б дати им до Вятские перекопе знатаков, да о том бы о всём к нам отписати, вскоре; а как мы в Астарахани будем, и ты бы велел всем служилым людем, с ружьём, нас встретити на берегу».(24) . «Государя Царя и Великого Князя Михайла Фёдоровича всеа Русии боярину и околничему и воеводам князю Ивану Никитичю, да Семёну Васильевичю, да Государя Царя и Великого Князя Михайла Фёдоровича всеа Русии диаку Василью Юдичю, Василей Хохлов челом бьёт, - говорилось в ней, в частности. - В нынешнем в 122 году Маия в 31 день писали вы ко мне с сыном боярским с Максимом Нудомовым, что милостию Божиею и Пречистые Богородицы и всех Святых молитвами, и Государя Царя и Великого Князя Михайла Фёдоровича всеа Русии счастьем, Астарахань очистилась от воров: заводчик крови крестьянские пролитью Ивашко Заруцкой, и с Маринкою и с выбледком, и с воры с казаки, которые к нему пристали, не дождався вашего приходу, из Астарахани бежали, и вы, с образом Пречистые Богородицы новоявленные чюдотворные иконы Казанские, со всеми ратными людми, идёте на спех в Астарахань; и мне бы велети из собору и из монастырей, и ото всех храмов всему освященному собору, со кресты, чюдотворной образ Пречистые Богородицы, и всему народу с сущими младенцы, встретить за Николскими вороты, и прислати ризы лутчие с протодиаконом с Герасимом, а вас бы встретить Терским и Астараханским людем от Астарахани вёрст за тридцать или за двадцать, и дворы бы к вашему приходу, боярской и воеводской и дьячей, очистить.

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/20/...

Заступница усердная Если взглянуть на нашу землю духовным взором, то она явит собой очень печальное зрелище – она вся как бы покрыта мраком человеческих скорбей, грехов, всяких неправд и беззаконий. И страшно, безотрадно было бы жить, если бы не светила нам нежная любовь Матери Божией. Как тихие звездочки во мраке ночи, сияют по всей вселенной Ее чудотворные иконы, словно бы Она обошла всю нашу грешную землю и везде оставила залог Своей милости. Многие места освятила Матерь Божия Своими иконами, чтобы они, как благодатные маяки, проливали свет надежды, указывали путь спасения людям, бедствующим в житейском море. Она у нас одна – Царица Небесная, но сколько нежных, полных благодарности имен дал Ей православный народ: «Взыскание погибших», «Утешение» и «Отрада», «Всех скорбящих Радость», «Умягчение злых сердец» и много-много других. Но, кажется, нет более сильного, более точного имени для Нее, чем Заступница, Матушка, Заступница усердная рода христианского. Мы по праву именуем Ее так потому, что Она заступается за нас везде и всегда. Мы настолько слабы, настолько немощны, во всем стеснены, что без Нее нам было бы совсем плохо. Она только и делает, что заступается за нас, откуда бы ни пришла беда, Она всегда скора на помощь, Она ведь Мать, родная Мать наша. В тот час, когда Она в безмолвной Материнской скорби стояла на страшной Голгофе, где в муках умирал Ее возлюбленный Сын, Сын Божий, когда Она расставалась с Тем, Кто был Ее радостью, Ее утешением, Ее любовью, Она приняла от Него Материнство над всем родом человеческим. Умирая, Господь наш Иисус Христос всех нас вручил Ее попечению. И с тех пор Ее Материнская любовь не знает покоя, Матерь Божия не знает другого дела, как заботиться о нас. Мы стали Ее детьми, родными, дорогими для Нее. Но надо сказать, мы очень непослушные, неблагодарные, трудные дети, да к тому же у нас столько врагов, столько угрожает нам напастей… Но разве Мать может не заступиться за нас? «Иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененнии грехми многими…» (ср. тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской). Ведь мы с вами, возлюбленные братия и сестры, бываем в жизни совершенно беззащитными. И если бы Она нас не защищала, то нам совсем было бы плохо, потому что скорбей и бед у нас бесчисленное множество и всякая человеческая помощь зачастую бывает тщетна.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

в) Такая же необходимость в общих усердных молитвах открывается из наблюдения и над тем, что ныне происходит в природе видимой. За уклонение наше от путей правды, правосудный Бог уклоняет и порядок в течении природы, – затворяет небо от своевременного тепла и света, или от своевременного холода и снега, и наказует нас долговременным безведрием и другими подобными бедствиями. И небо, и земля внушают нам, что мы нарушением порядка нравственного изменили порядок и во внешней природе. Земля, отягченная грехами нашими, перестает в довольстве произращать хлеб и другие произведения на службу людям; отсюда происходит оскудение насущных жизненных потребностей, а затем – голод с его губительными бедствиями. От такого голода и губительства, Заступнице усердная, сохрани и помилуй нас! г) К этому молитвенному воззванию должно присовокупить еще сокрушенное сердечное прошение к Божией Матери об избавлении нас от находящих разных эпидемических болезней, смертоносные язвы и напрасные смерти. Мы нередко видим вокруг себя страшные болезни, поражающия старых и юных, крепких и немощных, воздержных и особенно невоздержных. Отсюда мы должны поучаться осмотрительности, воздержанию, особенно преданности Божественному Провидению и молитве. А повторяющаяся над ближними и знаемыми нашими преждевременная смерть вразумляет нас и внушает горячо молиться с умилением сердца и со слезами: Заступнице усердная, спаси и сохрани нас от болезней, смертоносные язвы и напрасные смерти! И Она, Премилосердая, как Матерь Божия и Матерь всего рода христианского, всегда может умолить Сына Своего, Господа и Спасителя нашего, об избавлении и спасении нашем: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки! И поистине, кому мы должны приписать беспредельное снисхождение к нам грешных Всемилостиваго? Кому, как не Ея непрестанному о нас ходатайству и заступлению? По Ея только предстательству, праведный Судия небесный за многое множество прегрешений наших не предает нас крайней совершенной погибели. И что было бы с нами, если бы мы лишились Ея матерняго заступления? Тогда давно бы погибли мы под тяжестию грехов наших, бед и скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Со временем Господь привел в храм несколько человек, которые помогли серьезно ускорить возрождение храма. Это директор Московской фирмы по производству сопутствующих товаров для авиапассажиров «Аэроприма» Ю.В. Алания, генеральный директор адвокатской фирмы «Академюрцентр» А.Г. Григорьянц, директор строительной фирмы «Ирма» И.А. Жильцова, директор фирмы «Новые окна» В.В. Евстафьев, бизнесмен М. Москалев и другие. В конце 90-х гг. был обновлен и установлен у алтаря надгробный мраморный камень последнего почившего перед революцией хомяковского помещика, выполненный в виде аналоя с раскрытым на нем Евангелием. В недавнее время храм посетили обнаружившиеся в Москве ближайшие потомки рода Тихменевых, а также внучка почившего настоятеля прот. Н. Бронзова. К 2001 г. храм был практически восстановлен, хотя впереди множество дальнейших работ по росписи и внутреннему убранству, обустройству территории. Из-за неблагоприятных погодных условий раз в два года возникает необходимость текущего наружного ремонта. В 1996 году приходскому Совету в собственность были переданы свободные от застроек территории бывшей помещичьей усадьбы, включающие два пруда и небольшой лесопарк. При храме все прошедшие годы жили и воспитывались подростки-сироты, время от времени проходили реабилитацию молодые люди, страдающие алкоголизмом и наркоманией. После Божественной литургии практикуется чаепитие прихожан с настоятелем, во время которого обсуждаются насущные духовные проблемы. Периодически с прихожанами проводятся занятия по Священному Писанию. На Рождество Христово, Пасху, обе «Казанские» после литургии совершается общая трапеза всех молящихся. В Рождество принято поздравлять жителей поселка «Загорские дали», обходя все квартиры православных верующих. В пасхальные дни настоятель поздравляет собравшихся на улице жителей пос. «Загорские дали». Настоятель и члены приходского Совета организуют к праздникам детские спектакли, конкурсы, фейерверки, благотворительные обеды. Участвуют в культурной программе Рождественских и Масленичных гуляний, концертах перед ветеранами 9 Мая. По просьбе жителей пос. «Загорские дали» в летний праздник «Казанской» иконы проводится крестный ход вокруг поселка.

http://sobory.ru/article/?object=00068

В тот же вечер Новицкий и Егоров посетили митрополита Ве­ниамина. Только они начали говорить, митрополит Вениамин прервал объяснения: «Я выхожу как будто обманщиком: я гово­рил в церквях, что предоставляется возможность широко жерт­вовать, призывал народ, а теперь выходит, что вы, мои пред­ставители, являетесь как бы участниками изъятия. Это какое-то недоразумение». И он повторил ту точку зрения, которую выска­зал при переговорах в Смольном: он добивается активного уча­стия Церкви в помощи голодающим не для гарантий и контроля, а чтобы придать всей этой акции высокий моральный и религи­озный характер, чтобы верующие пожертвовали не только то, что есть в храмах, но, может быть, кто-то бы снял ризу с собственной иконы, отдал бы и свои сбережения. Детали переговоров митрополита Вениамина с властями со временем стали известны. Среди верующих стало возникать не­довольство, распространялись слухи, что митрополит вошел в дружбу с большевиками, едва ли и не сам стал большевиком, что к нему под благословение и подходить нельзя. «Какой же это ми­трополит, – говорили некоторые, – если он заявил в Смольном, что готов своими руками снять ризу с Казанской иконы Божией Матери и отдать ее им?» Некоторые перестали подходить к ми­трополиту Вениамину за благословением. В тот же день, 10 марта, уполномоченный по изъятию церков­ных ценностей в Петрограде Приворотский запросил телеграм­мой заместителя особоуполномоченного по учету и сосредоточе­нию ценностей Базилевича, прося «сообщить, допущены ли представители верующих в центральный комитет [для] участия [в] работе и контроля реализации церковных ценностей». В ответ на эту телеграмму Троцкий 15 марта рекомендовал По­литбюро ЦК РКП(б) допустить «советскую» часть духовенства в органы Комиссии помощи голодающим, преследуя этим цель расколоть духовенство, так как если часть духовенства не только выскажется за изъятие, но и поможет изымать ценности из церк­вей, то тем самым она отрежет для себя возможность возврата к Патриарху Тихону; она же и поможет «устранить какие бы то ни было подозрения и сомнения насчет того, что будто бы изъятые из церквей ценности расходуются не на нужды голодающих».

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010