Благоговейнейшему и боголюбивейшему сослужителю Несторию Кирилл о Господе (желает) всякого блага. Некоторые своим суесловием, как слышу, хотят ослабить в твоем благочестии твое мнение обо мне, и это часто они делают, выискивая для этого то время, когда сановники составляют собрания, а иногда и потому, что этим надеются угодить твоему слуху. Они говорят такие оскорбительные слова не потому, что они обижены мною, но потому, что были обличаемы мною к их же пользе: один - за то, что притеснял увечных и бедных, другой - за то, что обнажил меч на свою мать, а третий - за то, что через свою служанку похитил у другого деньги, и всегда такой мучился подозрительностью, какой никто не пожелает самому злому врагу. Но о таких людях я не стану говорить много, дабы мои слова не переступили ту меру, какую указал Господь и учитель, а также и отцы. Нельзя никому избежать невежественной дерзости злых людей, какой бы кто ни избрал образ жизни. Они, у которых уста полны клятвы и горечи (Пс.35:4; 13:4), дадут ответ Судии всех. А я обращусь опять к тому, что более всего прилично мне: и теперь тебе, как брату в Господе, напоминаю, чтобы ты в поучительных словах своих со всякою внимательностью предлагал народу учение веры и имел в мыслях, что соблазнить и единого из меньших, верующих во Христа, заслуживает непощадный гнев Бога. И если теперь так много есть смущенных, то как нам не употребить всего старания не только для исполнения обязанности благоразумно прекратить соблазн, но и предложить здравое слово веры тем, которые ищут истины? Для этого самым правильным делом нашим будет то, если мы, обратившись к словам святых отцов, постараемся принять их за главное руководство и, испытывая, по слову Писания, самих себя, аще в вере есмы, наши собственные рассуждения будем, сколько можно, вернее соображать с их верными и непорочными мыслями. Так святой и великий Собор изрек, что единородный Сын Бога Отца, родившийся от существа Его, Бог истинный от Бога истинного, свет от света, которым Отец все сотворил, сошел с небес, воплотился и вочеловечился, страдал, воскрес в третий день и восшел на небеса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/654/...

Дорогие о Господе братия и сестры, сегодня вся Церковь Христова, а вместе с ней и мы с вами, духовно торжествует и ликует, прославляя славное Успение и переселение от земли на небо нашей общей христианской Матери, Державной нашей Заступницы, Преблагословенной Девы Марии. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие о Господе братия и сестры, сегодня вся Церковь Христова, а вместе с ней и мы с вами, духовно торжествует и ликует, прославляя славное Успение и переселение от земли на небо нашей общей христианской Матери, Державной нашей Заступницы, Преблагословенной Девы Марии. Воспетая еще древними Пророками и ублажаемая от Духа Святаго за предопределенные Ей от Бога радость и блаженство, Она, Пречистая, живя на земле, еще не видит исполнения на Себе этих Божественных предречений; наоборот, великие скорби, нужды, душевные переживания сопровождают Ее земную жизнь. В земной Ее жизни над Ней исполнились в точности слова праведного Симеона: И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35). Сколько горя перенесла Пресвятая Дева, сколько сокрытых слез пролито было Ею на земле, когда видела Она ужасные страдания и смерть Возлюбленного Сына Своего! И вот ныне, в самый день Успения Божией Матери оканчивается Ее слезное сеяние и делание. С минуты Ее переселения от земли на небо начинается — и открывается перед очами всей вселенной — Ее неземное величие, Ее слава и блаженство. Священное Предание о славном Успении Богоматери рассказывает следующее. По вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо, Пречистая Матерь Его с особенной любовью посещала те места близ Иерусалима, которые были ознаменованы молитвой, страданием и смертью Ее Возлюбленного Сына. Гора Елеонская, Голгофа, вертоград, где было погребено Тело Спасителя, сделались любимыми местами Ее молитв и излияний святых чувств Ее сердца. Часто и подолгу размышляла Она о Своей смерти и будущей загробной жизни, часто даже обращалась к Господу с молитвой о скором отшествии Своем из здешней жизни и блаженном соединении с Ним — Сыном Своим и Богом. И вот однажды, когда молилась Она на горе Елеонской, к Ней явился Небесный Вестник — Архистратиг Божий Гавриил, благовестивший Ей прежде бессеменное зачатие и рождение от Нее Спасителя мира. Ныне, представ пред Пречистой, он предвозвестил Ей, что наступило время для переселения Ее от земли на небо и причастия благодатных утешений от Духа Святаго.

http://pravmir.ru/slovo-na-uspenie-presv...

Закрыть itemscope itemtype="" > Как научиться непрестанной молитве при повседневных делах. Десять советов 07.07.2019 962 Время на чтение 4 минуты 29 июня Церковь празднует память святителя Феофана (Говорова,1815-1894) Вышенского Затворника. Плодотворный, выдающийся духовный писатель, богослов и подвижник, он поддерживал тесные контакты с монахами Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне . Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений святителя Феофана о том, как научиться непрестанной молитве при множестве повседневных дел. 1. Вы жалуетесь на хлопоты, развлекающие и не дающие помнить о Господе. Попробуйте так понять все дела свои по хозяйству и по другим отношениям, как бы они прямо от Самого Господа были вам назначаемы; не вообще только, а частно всякое дело таковым понять. Тогда, приступая к делу и совершая его, можно содержать в мысли и то, что вам следует исполнить его, как было бы приятно Господу... Чрез это при делании мысль будет с Господом. Если в конце, сознав помощь Божию, возблагодарите Господа, то вот и в конце Господь. Если затем в том же порядке исполните второе, третье и так далее до конца дня, то вот вы весь день с мыслию о Господе. А это ведь и есть то, что требуется, то есть ходить в присутствии Божием. Отсюда будет чувство к Господу, чувство страха, благоговеинства, преданности, благодарения. Чувства и есть молитвы без слов. 2. Не думайте, что все, что вы делаете по дому и хозяйству, есть суета. Нет, на это есть заповеди, и должное исполнение сих дел есть в числе дел, Богу угодных. Только исполняйте все как заповедь, как волю Божию, на вас наложенную. Пред всяким делом Бога призовите в помощь, в продолжение его к Богу обращайтесь о наставлении и по окончании возблагодарите Бога. И будет, что, хлопоча по хозяйству, вы будто молитвенное правило исполняете. Если при хлопотах мысли разбегаются, ворочайте их назад. И как только, кончив дела, останетесь одни, сядьте и молитвою Иисусовою соберитесь в себя. С верою сие совершая, всегда будете получать помощь в сем и успех.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/08/kak_...

На рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (I) Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя! Тропарь Рождества Предтечи, гл. 4. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня мы чтим память и радостно торжествуем славное рождество великого Пророка Божия и Предтечи пришествия Христова славного Иоанна Крестителя. Сам Господь научает нас так почитать и прославлять святого Иоанна Предтечу, говоря, что из рожденных женами не восставал больший его (см.: Мф. 11:11 ). Сегодня день его рождения; послушаем, как повествует об этом Святое Евангелие. 1960 лет тому назад в Святой Земле, в двух часах пути от святого града Иерусалима, в горном городе Хевроне, жили благочестивые супруги – Захария, священник Иерусалимского храма, и жена его Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно ( Лк. 1:6 ). Но не было у них детей, ибо Елисавета была бесплодна, лета же оба они имели уже преклонные. Однажды Захария в порядке своей чреды служил пред Богом, и по жребию ему досталось войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне храма. Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и напал на него страх. Ангел же ему сказал: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. И многих от сынов Израилевых обратит он ко Господу Богу их». И сказал Захария Ангелу: «Почему я узнаю это? ибо я уже стар и жена моя уже в преклонных летах». Ангел сказал ему: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие. И вот ты будешь молчать до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые в свое время исполнятся». Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в Храме. Он же, вышедши, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в Храме, и Захария объяснялся с ними знаками и оставался нем. А когда окончились дни службы его, он возвратился домой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: «Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми».

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Но особенно чествование креста Господня усилилось со времен Константина Великого , когда восторжествовало, наконец христианство над язычеством. Уже самый переход Константина из язычества в христианство ознаменован был особым чудесным видением императору креста на небе. По свидетельству Евсевия, Константин пред сражением с Максентием в 312 году видел в полдень явившееся на небе, в светозарных лучах, знамение креста с словами: «Сим побеждай». В следующую ночь Константину явился Христос с знамением креста и велел сделать с последнего изображение, как знамя и защиту против врагов. Константин на другой день призвал мастеров, описал им явившееся знамение и приказал по образцу его устроить знамя для своего войска. (Жизнь Констан. кн. 1 гл. 28–31). С помощиью этого знамени св. Константин победил Максентия, сделался единодержавным правителем римской империи и объявил веру христианскую господствующей. В том же IV веке совершилось новое событие, столь прославившее христианское почитание креста, – это обретение в Иерусалиме царицею Еленою, матерью царя Константина, того самого креста, на котором пострадал Господь Иисус Христос. Обретение креста Господня сопровождалось чудом: по предложению Макария, еписк. Иерусалимского, принесены были кресты (ибо вместе с крестом Спасителя найдены и кресты двух разбойников). Когда принесен был третий крест, Господень, к одной смертельно больной иерусалимской женщине, – больная исцелилась. У Созомена рядом с рассказом об исцелении смертельно больной женщины сообщается также, что древом крестным воскрешен был один мертвый, вследствии чего и узнали, который из трех найденных крестов – крест Господень. Со времени обретения креста Господня, изображение св. креста торжественно предносилось при церковных ходах и чествовалось в храмах и домах, а со времени 6 вселенского собора почитание креста определено особым постановлением: «поскольку животворящий крест явил нам спасение, то подобает нам всякое тщание употреблять, да будет воздаваема честь тому, чрез что мы спасены от древнего грехопадения» (Прав. 73). К основанию чествования креста Господня служит еще следующее соображение: Как в обыкновенном войске, посредством чествования знамени чествуется государь, собравший воинов и сам давший им знамя, – так при чествовании св. креста мы чествуем Самого Господа Христа, давшого нам крест Свой в знамя. Разумеется, как в знамени царском, так и в кресте, знамени Христовом, чествуется не дерево, не металл, не краски и не линии, а та св. Личность и то священное дело, которые с крестом связаны. Итак, благочестивый обычай православных христиан, почитание креста Господня, имея твердое для себя основание в св. Предании, ни сколько не противоречит и св. Писанию, напротив, находит в последнем для себя подтверждение. (Оболенский, стр. 353). II. Основания из слова Божия для православного учения о кресте и крестном знамении

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

О Вопр. Как святитель Тихон говорит об Обрезании? Отв. (Книга VII, стр. 297). Наконец, возсияло Солнце правды, из девственной утробы: родился от Девы Сын Божий , явился на земли Царь небесный; Слово плоть бысть и Ветхий деньми, яко младенец, пеленами повился; показался Невидимый, и питаяй всякую плоть – матерним млеком питается. При рождении Его, Ангели святые воспели славу и хвалу Божию: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Рождество по плоти Сына Божия Спаса нашего празднует Церковь декабря 25. Рожденный Сын Божий в осьмый день обрезан по закону Моисееву, и наречено имя Ему Иисус, нареченное Ангелом, прежде даже не зачатся во чреве ( Мф. 1:21 ). Иисус значит Спаситель, яко спасает людей Своих от грех их. Постоим здесь, любезный читатель, и почудимся благости Божией. Обрезался Тот, Который не имеет скверны; приял нарицание и имя Тот, Котораго род и имя неизреченно; нарекся Иисус, да сим именем покажет, что Он есть Спаситель мира и ведет людей своих не в Хананею, как Иисус Навин, но в Небесное царствие; нарекся сыном человеческим Тот, Который на земли не знает Отца; зачался Тот, Который начала не имеет; видим стал Тот, Который по естеству Своему не видим; осязался матерними руками Тот, Который Ангелам неприступен; повился пеленами Тот, Который одевает небо облаками. Мене ради и тебе, человече, восприял Сын Божий великое сие посольство. Благослови, душе моя Господа. Когда прошло четыредесять дней от рождения, святою Материю Он принесен во храм Господень по закону Моисееву. В то время, по смотрению Божию, пришел во храм Господень Симеон праведный, муж престарелый, которому обещано было не видеть смерти, пока не увидит Христа Господня. Только что он увидел младенца Иисуса, Духом Святым узнал, что младенец тот есть Мессия, от Бога обещанный и пророками проповеданный; итак, взявши Его с благословением на руки свои, благословил Бога и с радостию воскликнул: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей ( Лк. 2:29, 31 ). И сие то значит праздник Сретения Господня, бывающий 2 Февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

О милостыне и благотворении 51. Коломенскому купцу Якову А.К. Почтеннейший о Господе! Мысли и обстоятельства житейские, по разным приключениям, иногда так сильно стесняют сердце, что тяжело вздохнуть, – вот что приключается в жизни нашей!! Пожалуй, кто изволит, может сказать себе: вот, душа, тебе – золотые горы! утешайся бессмертными сокровищами их; но нет! душе несвойственно сие предложение к утешению; она отвращается от неподобающего ей, смущается и томится вся за лишение свойственного ей покоя: а истинный покой души есть дар свыше всех вещей, и сие даруется Божиею милостью. Милостивый же несомненно удостаивается сего дарования, и тогда сердце его утешается в Господе. Лиши его всего удовольствия земного, всякого богатства и сокровища, только не лиши небесного, внутрь действующей благой мысли, – душа его покойна и сердце пленяется в любовь Божию. Кажется, сие чувство не чуждо вашей душе: что перо мое пишет, то мысль ваша читает и поверяет в сердце своем, что такое написано; и тем достовернее, когда и поверка, и поверенное есть от сущей истины. Утешительно слышать о вас, что вы питаете питающего вас Господа нашего Иисуса Христа ежедневно печеным хлебом! Вы это щедрой рукой вашей подаете нищим людям; а в них приемлет от вас сокры-вающийся втайне Христос – Царь славы; потому что они о имени Его приемлют, а вы о имени Его подаете ради самой заповеди Божией. Тайна же сия в день Страшного Суда Божия и воздаяния «комуждо по делом его» ( Пс 61,13 ) откроется пред всеми и всем будет явна. Тогда какая радость обымет благотворителя, угодившего Господу милостынею, – радость бесконечно великая и неизреченная! Прошу вас, носите ныне это воздаяние в памяти вашей, умножайте повседневные благодеяния ваши – и вы самым делом дознаете великую к вам милость Божию. Поистине совершенно милостив тот, кто ни одному просящему не отказал в милости; а вы мне и непросящему подали на масло золотую денежку: да даст вам Господь пресечение дел враждующих на вас, чтобы вы могли победить благим злое и распространиться добрыми делами в славу Божию до самого конца дней ваших, и будут поминать вас в церкви Божией самые дела ваши, свидетельствующие веру вашу. Сия награда – выше всех наград.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

О том же св. Иоанна Златоуста От Милита же послав во Ефес, призва пресвитеры церковныя. И якоже приидоша к нему, рече к ним: вы весте, яко от первого дне, отнелиже приидох во Асию, како с вами все время бых: работая Господеви со всяким смиренномудрием, и многими слезами и напастьми, прилучившимися мне от иудейских навет: яко ни в чесом от полезных обинухся, еже сказати вам и научити вас пред людьми и по домом, засвидетелъствуя иудеем же и эллином же к Богу покаяние, и веру, яже в Господа нашего Иисуса Христа ( Деян. 20, 17–21 ). Достойно удивления, как он, быв поставлен в необходимость сказать о себе что-либо великое, старается сохранить смирение. Подобно этому, Самуил, намереваясь предать власть Саулу, говорил пред иудеями: еда что взях от вас, свидетели – вы и Господь ( 1Цар. 12, 5 ); и Давид, когда ему не доверяли, сказал: на пастбище я пас овец отца своего и егда прихождаше медведица, руками своими поражах ю ( 1Цар. 17, 35 ); и сам Павел в послании к коринфянам говорит: бых несмыслен хваляся: вы мя понудисте ( 2Кор. 12, 11 ). Так же поступает и Бог; не без причины говорит о Самом Себе, но когда не веруют Ему, тогда и исчисляет Свои благодеяния (Иезек. 16, 6). Смотри, что и здесь делает (Павел): во-первых, он ссылается на их свидетельство, дабы ты не подумал, что он хвалит сам себя, называет слушателей свидетелями сказанного в удостоверение того, что он не лжет пред ними. Вот (истинная) добродетель учителя, когда он может представить учеников свидетелями добрых дел своих! И то удивительно, что он провел в таких делах не один день и не два, но много лет. Вы весте говорит, како с вами все время бых. Хочет убедить их, чтобы они мужественно переносили все, – и разлучение с ним и предстоящие опасности, подобно как было при Моисее и Иисусе (Навине). И смотри, что он далее прибавляет. Како с вами все время бых, работая Господеви со всяким смиренномудрием. Видишь, что особенно свойственно начальствующим, именно: воздерживаться от гордости: это особенно нужно начальствующим, потому что они легко могут предаться гордости; это есть основание (всего) доброго, как и Христос говорит: блажени нищии духом ( Матф. 5, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Оцерковление – наше спасение. «Днесь храм одушевленный и Великого Царя в храм входит, Тому уготоватися в Божественное жилище: людие веселитеся». (Стихира Входа во храм Пресв. Богородицы). «Днесь храм одушевленный и Великого Царя» – Пречистая Отроковица Мария – входит в храм Господень во Иерусалиме для того, чтобы «Тому (то есть, Господу) уготоватися в Божественное Жилище: людие веселитеся!» – так, радостно, призывая всех к веселию, поет Св. Церковь в день великого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, празднуемого 21 ноября по нашему православному календарю. Это было исполнение обета над Пречистой Отроковицей Марией – обета, который дали ее благочестивые родители св. праведные Иоаким и Анна еще до Ее рождения. Будучи бесплодными и глубоко скорбя об этом, они слезно молили Бога даровать им дитя, обещая посвятить его на служение Богу. Молитва их была услышана. Господь даровал им дитя – Отроковицу Марию, и вот, едва исполнилось Ей три года, как они уже спешат исполнить свой обет и приводят Ее в храм Господень. По особому откровению Божию, сам первосвященник Захария встретил Пречистую Отроковицу и ввел Ее во Святая-Святых, это таинственное обиталище славы Божией, куда и сам он мог входить лишь однажды в год, а более – никто из смертных. Сами Ангелы поразились необычайностью этого события, как поется об этом в праздничному песнопении: «Ангели вхождение Пречистыя зряще удивишася, како Дева вниде во Святая-Святых». Для чего все это было нужно? Для того, чтобы, воспитавшись во Святая-Святых, в этой таинственно-благодатной тишине храма, в постоянной ничем неразвлекаемой сердечной молитве, Она могла духовно созреть, дабы стать достойным сосудом воплощения Сына Божия – сделаться чудесной Виновницей нашего спасения чрез сверхъестественное рождение от Нее Божественного Искупителя Господа Иисуса Христа. Вот почему этот праздник считается преддверием праздника Рождества Христова, как бы открывая вход к нему, вследствие чего с этого дня мы на всех праздничных службах слышим радостное рождественское песнопение: «Христос рождается – славите! Христос с небес – срящите». Вот почему и в тропаре этого праздника так выразительно говорится: «Днесь благоволения Божия предображение...  в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем  предвозвещает »...

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Понятие о храме. Цель устройства храмов и их значение для христианина Храм есть место особого присутствия Божия, где христиане собираются для молитвы, совершения таинства причащения и других священнодействий. «Храмы внешние созидаются и освящаются, пишет Иннокентий, архиеп. Херсонский, „не для чего другого, как для напоминания человеку о возобновлении и освящении его храма внутреннего и содействия к тому. Царь же Небесный, свободный от нужд в крове и пристанище, если благоволит устроять Себе селение среди нас, то для нас же самих, дабы мы знали, где находить Его беспредельного, дабы видели, куда притекать для приятия от Него света и истины, благодати и помилования, духа и жизни... Храм есть богоучрежденное вселенское училище благочестия: итак, будь внимателен к слышанному; здесь говорит не человек, а Сам Бог , желающий твоего спасения... Храм есть богоучрежденная врачебница духовная: итак, смело требуй врачевства. Никогда не отчаивайся в исцелении. Для нашего Врача нет неизлечимых больных. Только не оставляй употреблять средств, тебе предписываемых... Тут всегда течет источник здравия душевного – всеоживляющая Кровь Богочеловека и благодать Духа Св... Храм есть богоучрежденное всемирное судилище духовное: итак, мирись с Небесным Соперником, пока ты еще на пути (Мф. 5:25) сея жизни. Толкай в двери милосердия, пока не настал час суда и наказания. Не пренебрегай властью Церкви: она от Бога... Храм есть место свидания с существами неземными: итак, вы, кои лишились близких вашему сердцу, вместо бесплодных сетований и слез, спешите чаще к подножию алтарей Господних... Храм есть место присутствия и лицезрения Божия. Итак, стой во храме перед Богом хотя так, как бы ты стоял перед царем земным. Оставляй за порогом дома Божия всякое житейское попечение» 1 . Храм – Божие установление Храм Соломона «И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертежи притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его... Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки“ ( 1Пар. 28:11,19 ). Соломон устроил храм из дорогих материалов ( 3Цар. 6–7 ) и поставил в нем многие священные изображения ( 3Цар. 6:23,29,32,35 ). В день освящения храма «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар. 8:10–11 ).‘Явился Соломону Господь и сказал: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовеки; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни... Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня... то Я истреблю Израиля с лица земли... и храм, который Я освятил имени Моему» ( 3Цар.9:3–7 ). За уклонение иудеев в идолопоклонство (2Парал. 34:25) царь Вавилонский «сжег дом Господень» ( 4Цар. 25:9 ). Храм Заровавеля

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010