Семнадцатый день. Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. (О том, как воспитывали и учили своих детей древние христиане). I. Свв. муч. София и три дочери ея: Вера, Надежда и Любовь пострадали в Риме, в царствовавие Адриана во II веке. Во время гонения на христиан в 137 г. была потребована на суд и София, благочестивая вдова, с дочерьми своими Верою, Надеждою и Любовию, из которых старшей было 12 лет, а меньшой только 9. – «Господи! не оставь нас, но Сам помоги нам не устрашиться мук, не устрашиться смерти! Помоги нам, Спаситель наш, не отступить от Тебя!» – взывала молитвенно мать-христианка, а за нею и три ее дочери, в которых она уже успела утвердить веру Христову. И помолясь, спокойно пошли они на суд, предав себя в волю Того, Кто не велел бояться убивающих тело, но душу убить не могущих... На суде, на вопрос: какого происхождения и какой веры София, она безбоязненно отвечала, что она раба Христова, неисповедимому имени Которого должны поклоняться все сотворенные Им на земле.. «И детей моих, – прибавила София – обручила я Богу Христу, чтобы сохранили они нетленного Жениха – Сына Божияго»... После суда отведена была София с детьми своими к одной язычнице, именем Палладии, которой поручено было уговорить Софию не жертвовать своими детьми и их счастием ради веры в распятого Христа. Но все три дня, предоставленные Софии до нового суда, она провела в молитве и увещании детей своих быть готовыми к мученическому подвигу. – Дети мои дорогия! – говорила София дочерям своим, – вот, наступило теперь время подвига нашего ради I. Христа. Не устрашайтесь же вы пострадать за Него! Не убойтесь лишиться временной жизни ради вечной жизни в царствие Его! Не бойтесь того, что будут истязать ваши тела: Бог исцелит ваши раны и даст вам нетленную красоту... Также и не прельщайтесь вы, если вам будут обещать богатые дары и всякие почести земныя... Все это исчезает, как дым как пыль, все разметается ветром и увядает, как трава. Вечны одни только Божии дары. Не опасайтесь вы никакого зла: Бог не отступит от вас, Он Сам обещал верующим в Него, что мать скорее забудет свое дитя, чем Он забудет Своих людей... О, дети! вспомните, что в страданиях родила я вас, в трудах воспитала вас; вспомните, как учила я вас и любви, и страху Божию, и утешьте старость мою твердым исповеданием Бога-Христа... Дайте мне радость назваться материю мучениц Христовых! Тогда возвеличится душа моя, когда увижу детей моих умирающими Господа ради!..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Суд Страшный Господь нелицеприятно судит мир; каждый получит мзду по своим делам: если он был добр, то благость его предходит ему; если нечестив, то возмездие за нечестие последует за ним (ап. Варнава, 95, 30). Источник. Помышляй о том судилище, перед коим ты должен предстать, и попекись всеми силами исполнять должное, чтобы не заградились там уста твои, и ты не был осужден, не нашедши себе никакого оправдания в страшный оный час (прп. авва Исаия , 60, 42). Ежедневно имейте смерть перед очами, внимательно размышляя о том... как вам предстать перед Богом в тот страшный день Суда, когда будет определяться должное воздаяние каждому за дело, слово и помышление (прп. авва Исаия , 60, 78). Да не заградятся уста твоя, не имея, что отвечать перед святыми! Если ты, подобно мудрым девам, имеешь елей в сосуде своем, чтобы встретить Жениха (см.: Мф. 25, 4 ) и не быть оставленным вне чертога; если ты знаешь, что дух твой, душа и тело соединены так, чтобы ты мог явиться без всякого порока в день Господа нашего Иисуса Христа... (прп. авва Исаия , 60, 108). Горе нам, если Господь потребует нас на Суд, прежде нежели мы покаемся (прп. авва Исаия , 60, 193). ...Не восстанет против тебя иного обвинителя, кроме самых дел, из которых каждое явится в собственном своем виде: предстанут блуд, татьба, прелюбодеяние, напоминая и ночь, и образ грехопадения, и отличительное его свойство, и вообще предстанет всякий грех, принося с собою ясное напоминание свойственного ему признака (свт. Василий Великий , 5, 305). Источник. Тебе нельзя сказать в день Суда: я не знал добра; тебя обличают собственные твои весы, достаточные к различению добра и зла (свт. Василий Великий , 5, 335). Источник. Ныне Бог – помощник обращающихся от пути злого, а тогда – страшный и неумытный исследователь человеческих дел, слов и помышлений. Ныне пользуемся долготерпением, а тогда познаем правосудие, когда восстанем – одни на вечное мучение, а другие для вечной жизни, и каждый получит по делам своим (свт. Василий Великий , 9, 74).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

I. Учение о частном суде в слове Божием, у святых отцов и церковно-историческое Несомненна жизнь души человека после смерти телесной: в эту жизнь веруют и самые язычники. Какова же она? Тайны в настоящем случае дано понимать только христианину. Первее всего мы встречаемся здесь с мыслью о суде Божием. То бывает суд особый для каждого человека. Учение об этом суде было известно еще в Ветхом Завете. У сына Сирахова читаем: удобно есть пред Богом, в день смерти, воздати человеку по делом его... В скончание человека открытие дел его 1 . Если в самый же день смерти бывает человеку воздаяние: значит тогда же, а не в отдаленном каком времени, и совершается над ним суд. С другой стороны, открытие дел его вслед за смертью не может для себя иметь иной цели, как только рассудить эти дела и по ним-то определить ему или награду, или наказание. Решительную проповедь о суде тотчас после смерти находим у апостола Павла: лежит человеком единою умрети, потом же суд 2 . В этих словах не допускается никакого промежутка между смертью и судом. Следовательно, надобно понимать здесь суд тотчас после смерти, а не тот, который будет во второе пришествие Христово. В святоотеческом учении суд этот признается со всею ясностью. Григорий Богослов говорить о праведниках, что их души «тотчас же начинают ощущать то блаженство, которое ожидает их после всеобщего суда. Также без сомнения и грешные души (прибавляет он) предъиспытывают ожидающие их муки». Но могло ли бы быть такое разделение душ на добрые и злые и такое им воздаяние, если б предварительно не совершался над ними суд Божий? Блаженный Августин признает справедливым и спасительным такое верование, что «души бывают судимы, как только исходят из тел, прежде нежели явятся на тот суд, где они будут судимы уже в телах воскресших 3 ». Св. Лествичник рассуждает: «суд о трудах наших узнаем во время исшествия своего 4 » Св. Димитрий Ростовский учит: «нам страшный суд комуждо свой прежде общего всем суда страшного 5 . Суд есть двоякий: особенный и общий. Особенный суд всяк человек умирая имеет, потому что тогда увидит все дела свои 6 ». За тем тот же учитель Церкви убеждает христиан во всякое время ожидать пришествия Христова и, понимая под этим пришествием час смерти для каждого, говорить: «в он же (т. е. вслед за часом смертным) суд Божий приидет пояти душу от тела, и комуждо свое особое бывает о содеянных истязание 7 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Беседа 10. Лаодикийская Церковь. Приятно ли пить теплую воду в жаркий день? Бедный, но жадный. Праведный грешник или грешный праведник. Что такое покаяние и чем оно отличается от исповеди. Сегодня мы продолжаем наши беседы по книге Откровение Иоанна Богослова, и сегодняшняя тема – Лаодикийская Церковь , это самый тяжелый период в жизни Церкви, период Лаодикии. Послание Лаодикийской Церкви начинается словами: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» ( Откр.3:14 ). Здесь Господь называет Себя необычным именем: «так говорит Аминь» . Что значит слово «аминь», к которому мы так привыкли? Слово «аминь» для многих означает «конец», но это неправильно. «Аминь» значит – «истинно так». Одно из имен Сына Божия – Истина. Помните, Господь говорил: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Поэтому не надо удивляться, что Господь использует здесь это необычное имя. Послание к Лаодикийской Церкви. Что представляла собой историческая Лаодикийская Церковь ? ЛАОДИКИЯ ), возможный перевод: место суда, время суда. Ныне называемая турками Эскихисар, то есть «старая крепость», находится во Фригии, на реке Ликии, близ города Колоссы (Хонос). В древности она славилась развитой торговлей. Лаодикийцы успешно занимались скотоводством, почвы там были плодородные, население было весьма многочисленно и богато, о чем свидетельствуют раскопки, во время которых находят много драгоценных фрагментов ваятельного искусства, обломков роскошных мраморных украшений, карнизов, пьедесталов. Лаодикия была известна тем, что в горах, у подножья которых стоял город Лаодикия, были теплые источники, горячие источники, и они стекали прямо вниз, протекали через город, и вода всегда была теплая. Жители Лаодикии торговали шерстью. Была у них и черная шерсть, которая была очень популярна в те времена, то есть они были весьма обеспечены. Но надо заметить, что из всех семи посланий к разным христианским церквам послание к этой Церкви самое напряженное. Да, оно самое напряженное. И это послание характеризует как ту, древнюю христианскую общину Лаодикии, как и христиан последнего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 1     Книга пророка Авдия представляет собою самое малое произведение ветхозаветной библейской письменности. Содержание ее составляет видение об Едоме. Сущность этого видения заключается в предсказании погибели Едому и возвещении спасения на Сионе. Пророк слышит, что уже послан вестник к народам с призывом вставать и выступать против Едома войною ( Авд.1:7 ). Пророк созерцает, что Едом уже умален и находится в презрении ( Авд.1:2 ), разорен и разграблен, – несмотря на неприступность скал, на которых он расселен ( Авд.1:3–6 ), – и даже изгнан до границы ( Авд.1:7 ). Прежние союзники Едома стали его врагами ( Авд.1:7 ), мудрецы Едома истреблены ( Авд.1:8 ), храбрецы поражены страхом и весь народ доведен до погибели ( Авд.1:9 ). Причиной столь тяжкого нападения Едома служит преступление его против Иуды, и, именно, вероломное отношение к братскому народу в день бедствия его ( Авд.1:9–14 ). Но Едом является для пророка не только врагом Иуды, а и представителем боговраждебного языческого мира. Поэтому, от суда над Едомом пророк обращается к суду над всем языческим миром ( Авд.1:15–21 ). В день суда все народы, по изображению пророка, «будут пить, проглотят, и будут как бы их не было» ( Авд.1:16 ). Дом Исава, едомитяне, явятся тогда соломою, сожигаемою пламенем ( Авд.1:18 ), а на Сионе будет спасение, дом Иакова получит во владение наследие свое ( Авд.1:17, 19–20 ), и будет Царство Господа ( Авд.1:21 ). О лице пророка Авдия не сообщается никаких сведений ни в его книге, ни в остальной библейской письменности. Даже самое имя пророка некоторые авторы (Августин, Кюпер) склонны считать только псевдонимом, а не собственным именем пророка. Каких-либо серьезных оснований для этого, однако, нет. Но зато нет и оснований для того, чтобы отождествить Авдия, писателя пророческой книги, с каким-либо другим Авдием, упоминаемым в Библии ( 4Цар.1:13 ; 2Пар.17:7 ), или признать достоверность тех противоречивых сведений об Авдии, которые сообщаются в древней литературе. Время жизни Авдия и происхождения его книги установить с точностью очень трудно, так как для этого нет необходимых данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава двенадцатая. Кончина мира После всеобщего страшного суда над существами духовно-нравственными, немедленно в тот же день и нас последует кончина мира, конец на земле благодатного царства Христова и начало царства славы, начало новой блаженной жизни праведников и вечной жизни – страдания грешников. После суда последует конец мира, кончина века. Эту истину засвидетельствовал Сам Иисус Христос в Своей притче о семени: жатва кончина века есть, а жнецы ангелы суть. Якоже убо собирают плевелы, и огнем сожигают; тако будет в скончании века сего ( Мф. 13:39–40, 49 ). Не должно понимать под словом конец уничтожение мира; бытие мира не кончится, мир не уничтожится, но только изменится в соответствие тому, как не уничтожается человек, изменяясь только из тленного в нетленного, из смертного в бессмертного. С изменением человека последует изменение и всего мира, изменение законов природы, последует новое устроение мира, соответственно имеющему настать новому порядку в царстве Христовом. Что действительно, рано или поздно, последует кончина века, конец мира об этом свидетельствует божественное откровение и наука. Вот свидетельства слова Божия о действительности конца мира. В Ветхом Завете пророк и царь Давид о конце мира так писал: в началех Ты, Господи, землю основал ecu, и дела руку Твоею суть небеса: та погибнут, Ты же пребывавши, и вся яко риза обветшают, и яко одежду свиеши я ( Пс. 101:26–27 ). Всё было в мире и согласии, пока не нарушил их сам человек – царь природы. С падением человека расстроился союз всего создания, и из мирного согласия последовало враждебное восстание, посеянное в творении Божием врагом мира и любви. Новому духовному человеку должна соответствовать и природа. Весь видимый, вещественный мир, во зле лежащий, должен очиститься от гибельных следствий человеческого греха и обновиться в соответствие обновлённому человеку: яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Рим. 8:21 ). Обновление мира совершится в последний день, так что на новом небе и на новой земле не останется уже ничего греховного, а будет жить одна правда. За изменением человека немедленно последует и изменение природы, и будет тогда новая земля и новое небо, по свидетельству Самого Творца неба и земли, их создавшего и их могущего изменить сообразно их назначению: небо и земля прейдут, и в другом месте; доколе стоит мир, или скорее прейдёт небо и земля, скорее миру настанет конец ( Мф. 5:18 ). Из всех слов Господа Иисуса Христа видно, что небо и земля нынешние только прейдут, но не уничтожатся, а, по словам Давида, как старая одежда изменятся в новую ( Пс. 101:26–27 ), что подтверждает и апостол Пётр, говоря: «мы ожидаем, по обещанию Господа, нового неба и новой земли, где будет царствовать только одна правда» ( 2Пет. 3:13 ). И Иоанн Богослов действительно видел в откровении небо новое и землю новую; первое бо небо и земля первая преидоша ( Откр. 21:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > В день Успения Пресвятой Богородицы 28 августа 2020 г. прекращено уголовное преследование Василия Бойко-Великого 08.09.2020 1054 Время на чтение 10 минут Суд прекратил длившееся 15 лет уголовное дело в отношении Бойко-Великого и других 9 подсудимых за отсутствием в их действиях состава преступления. Об этом судопроизводстве на «Русской Народной Линии» были публикации 24 Декабря 2019 года Василия Бойко-Великого « Прошу обеспечить соблюдение законности. Жалоба Председателю Верховного суда России В.М. Лебедеву на действия судьи Рузского районного суда Московской области И.И. Гудковой » и 16 Февраля 2020 года первой части очерка Леонида Болотина «Суд да дела Василия Бойко-Великого и Божий Суд» . Как считает наш постоянный автор Л.Болотин, и Рузское дело, и ныне продолжающееся следствие против В.В.Бойко-Великого в связи с банком «Кредит-экспресс» имеют «заказной» характер. По случаю прекращения безпрецедентно многолетнего судопроизводства Совет директоров Акционерного общества «Вашъ Финансовый Попечитель» выпустил пресс-релиз. Расследование уголовного дела, касающегося одного из сельскохозяйственных предприятий Рузского района, было начато в 2005 году следователем Следственной части по ЦФО МВД РФ Д. Бардиным. В феврале 2006 года из него было выделено новое дело в отношении ЗАО им. Л.М. Доватора. А в последующие 2 года было возбуждено еще 10 дел в отношении других сельхозпредприятий этого района. За семь лет, пока велось предварительное следствие, был предъявлен десяток обвинений. Все они сводились к якобы имевшему место хищению земель почти у всех крестьян Рузского района (около 4 тысяч человек). Так называемое хищение совершалось, по мнению следствия, путем заключения с этими гражданами в 2003 году в добровольном порядке договоров купли-продажи акций, долей, паев. Скупали их разные конкурирующие между собой компании: АО «Вашъ Финансовый Попечитель», ЗАО «Нерль», ЗАО «ЗНАК», Сычевский ГОК, ООО «Эко-Руза» и другие, с полной оплатой этих договоров.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/08/...

Ни одним действием Святой Церкви не поражаются столько враги ее, сколько тем, которое Церковь положила совершать в настоящий день. «Какая», говорят, «неумеренная строгость! к чему и за что предавать людей анафеме?» – Но если бы сии совопросники потрудились вникнуть в дело и с ним сообразить свои суждения, то сами бы устыдились своих восклицаний: с одной стороны, потому, что если они не отреклись еще христианского имени, то при малейшем беспристрастии легко могли бы усмотреть, что открытое исповедание Церковью православной веры, соединенное с отвержением противного учения, есть только повторение того суда, который Св. Церковь совершала с начала основания своего, и что посему, если бы Церковь отменила это древнее постановление; то тем самым уклонилась бы от первобытного своего устроения, и не была бы уже точно такой Церковью , какую основал Иисус Христос; с другой стороны, ропот противников Церкви неоснователен: потому что торжественное исполнение столь древнего постановления имеет значение совершенно противное тому, какое о нем составили себе враги православия. Что Св. Церковь в этом духе действовала со времен Апостольских, – это, между прочим, очевидно из приведенного изречения Св. апостола Павла, который говорит: аще кто вам благовестить паче еже приясте, анафема да будет! Что противникам Церкви не за что оскорбляться, когда она тот же суд изрекает по отношению к ним: это показывает самое значение не только слова «анафема», но и всего предстоящего проследования. Что же значит изрекаемая Церковью на врагов своих анафема? Отлучение их от общения с ней. Что значат вообще предстоящие молитвословия и провозглашения? Предание упорных противников Церкви суду Божию. Но не сами ли они произвольно чуждаются Церкви и, уклоняясь в деле христианского благочестия от суда ее, подвергают себя суду Божию? Следовательно, открытое исповедание Церковью православия, соединенное с отвержением противным ему учений, не заключает в себе ничего враждебного по отношению к врагам Церкви. Оно только предостерегает истинно-верующих от духовного общения с врагами православия и указывает на гибельные последствия отпадения от Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Протоиерей Владимир Воробьев: Епархиальный дом воскрес из мертвых – и это чудо Мы проиграли 20 судов. За день до 21-го суда нашего адвоката расстреляли… 24 июля, 2015 Мы проиграли 20 судов. За день до 21-го суда нашего адвоката расстреляли… 26 июля Святейший Патриарх Кирилл совершит великое освящение Князь-Владимирского храма и Божественную литургию в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета – «Епархиальном доме». Реконструкция Московского епархиального дома с храмом в честь святого равноапостольного князя Владимира была завершена в конце июня. Именно здесь, в 1917-1918 гг. проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором было принято решение о восстановлении Патриаршества, и митрополит Московский и Коломенский Тихон был избран и наречен Патриархом Московским и всея Руси. В 1918 году здесь была совершена первая панихида по убиенной Царской семье. Накануне знаменательного события мы поговорили с протоиереем Владимиром Воробьевым – ректором ПСТГУ. – Отец Владимир, помните ли Вы самый первый момент, когда увидели то, что осталось от Епархиального дома, от храма? Какое впечатление на Вас это произвело? – Конечно, помню. Искать здание дома мы стали в 1992 году, так как наш университет носит имя святого Патриарха Тихона, который был избран в качестве кандидата на Патриаршество на Соборе 1917-1918 гг. в Епархиальном доме. Мы вдвоем с еще одним Владимиром пошли по адресу: Лихов переулок, дом 6. Облик Епархиального дома был нам известен по фотографиям, но тот дом, который находился под номером 6, был абсолютно не похож ни на одну фотографию. Это было какое-то советское, довольно уродливое, серенькое, оштукатуренное здание, с надстройкой в 3 этажа с одной стороны. Мы вошли внутрь, и только там стали различать какие-то признаки старого здания. А когда мы поднялись на второй этаж, то обнаружили огромную Соборную палату. Всё остальное было искажено до неузнаваемости. Арка, которая отделяет Соборную палату от храма, была заложена кирпичом, сам храм был разделен на 6 этажей литыми перекрытиями, там были какие-то маленькие подсобные комнатушки, разные мастерские. В алтаре находились слесарные станки. Мы были в полном ужасе от увиденного.

http://pravmir.ru/rektor-pstgu-protoiere...

Скачать epub pdf Слово в день Святые Пасхи В оскресни Боже, суди земли ( Пс. 21:8 ). Давно уже – почти около двух тысяч лет, как Богочеловек Иисус Христос воскрес из мертвых. Не смотря на то, мы и доселе продолжаем воспевать Ему сию пророческую песнь: воскресни, Боже, суди земли. Но скажут, может быть, что под словом: воскресение, в песни сей разумеется не празднуемое, ныне воскресение, а только возбуждение правды Божией против осквернителей земли насилиями и неправдами своими? – В ответ таковым совопросникам, я укажу только на последующие слова той же песни: ибо Давид далее говорит: яко Ты наследиши во всех языцех. Кому же сие наследие обещается, если не Богочеловеку Христу, к Которому в другом псалме предвечный Отец говорит: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и концы земли одержание Твое ( Псал. 2:8 ); а далее упоминает и о суде Его на непокоряющихся Ему: упасеши я жезлом железным, говорит Он, и яко сосуды скудельничи сокрушиши я! И кто не знает из евангелия, что Отец не судит никомуже, но весь суда даде Сынови ( Иоан. 5:22 ). А посему по всей справедливости можем и должны воспевать сию песнь давно уже воскресшему из мертвых Сыну Божию: воскресни, Боже, суди земли, тем более, что суд Твой должен уже приближиться к нам; поелику беззакония наши непрестанно умножаются и невольно привлекают его к нам. За сим предложу вам, слушатели, две истины: во-первых, что Богочеловек Иисус воскрес для спасения рода человеческого, а во-вторых, что воскрес и для суда над теми, которые уничижают воскресение Его, почитая оное баснею, или блеск воскресения омрачают гнусными делами своими и принуждают обидимых тем громче взывать к Нему: воскресни, Боже, суди земли. Касательно первой истины: кто верует в слово Божие, тот, услышав из него одно или несколько свидетельств на сию истину, никак не может сомневаться в ней. Свидетельств же на сию истину в слове Божием слишком много. Я ограничусь приведением только некоторых. Вот оне: тако возлюби Бог мир, говорит сам Учитель истины, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3:16 ). А к сему Апостол присовокупляет: составляет же свою любовь к нам Бот, яко еще грешником сущым нам Христос за ны умре. Много убо паче оправдани бывше кровию Его, спасемся Им от гнева ( Рим. 5:8:9 ). И еще: якоже о Адаме вси умирают, такожде о Христе вси оживут ( 1Кор. 15:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010