М., 2005. (Исслед. и реставрация одного памятника; 6); Å kerman Sarkisian K. Житие Онуфрия Пустынника в рукописной традиции средневек. Руси: Дис. Uppsala, 2007; она же (Окерман-Саркисян К.) Ошибки в топонимике как текстологический критерий при исслед. переводных памятников (на примере Жития Онуфрия Пустынника)//Scripta & e-Scripta. Sofia, 2009. Vol. 7. P. 121-134; Myszor W. Encomion of St. Pisenthios from Sheich abd el-Gurna//Polish Archaeology in the Mediterranean. Warsaw, 2007. Vol. 17. P. 273-274; Voytenko A. А. Paradise Regained or Paradise Lost: The Coptic (Sahidic) Life of St. Onophrius and Egyptian Monasticism at the End of the Fourth Cent.//Actes du VIIIe congrès intern. d " études coptes: Paris, 8 juin - 3 juillet 2004. Leuven; P.; Dudley, 2007. Vol. 2. P. 635-644; он же (Войтенко А. А.). Коптское «Житие преп. Онуфрия Великого» и египетское монашество в кон. IV в.//Культура Египта и стран Средиземноморья в древности и средневековье: Сб. ст., посвящ. памяти Т. Н. Савельевой. М., 2009. С. 127-145; он же. Культ св. Онуфрия Великого в византийском Египте//ВВ. 2011. Т. 70(95). С. 114-123; он же. Греческие оригиналы кратких славянских редакций Жития св. Онуфрия: Предварительные замечания//Там же. 2012. Т. 71(96). С. 92-102; он же. Глава «О святых отшельниках» и некоторые проблемы раннемонашеской письменности//И земля в ликовании: Сб. ст. в честь Г. А. Беловой. М., 2015. С. 377-388; он же. История о св. Онуфрии Великом (BHGa, N 2330a)//Диалог со временем. М., 2015. Вып. 52. С. 369-383; он же. Краткая версия Жития св. Онуфрия Великого (BHG, N 1381f)//Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2015. Вып. 5(66). С. 63-66; он же. Различие в дне памяти св. Онуфрия Великого//Там же. 2016. Вып. 1(68). С. 7-19; он же. Св. Онуфрий Великий в агиографической традиции (IV-XIV вв.): Докт. дис. М., 2017. Н. Г. Головнина Гимнография Память О. В. отмечена в Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., 12 июня без богослужебного последования ( Mateos.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха. По 3-й песни – кондак и икос прп. Петра, глас 2-й; седален прп. Онуфрия, глас 4-й. «Слава» – седален прп. Петра, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос прп. Онуфрия, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен прп. Онуфрия, светилен прп. Петра. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «Вельми подвизастеся…», 2-й: «Мученицы Христовы…», 3-й: «Во броня веры…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – преподобных, глас тот же: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Владычице, приими молитвы раб Твоих...». По Трисвятом – тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших...». «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси купина...». На часах – тропарь преподобных: «Боже отец наших...». Кондаки прп. Петра и прп. Онуфрия читаются попеременно. На Литургии блаженны прп. Петра, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и прп. Онуфрия, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших...»; кондак храма, кондак прп. Онуфрия, кондак прп. Петра. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…» . В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших...»; кондак прп. Онуфрия, кондак прп. Петра. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…». Примечание. В храме святого в субботу тропарь и кондак храма не поются, потому что все святые именованы в тропаре и кондаке дня. Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобных и дня.

http://patriarchia.ru/bu/2022-06-25/

Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 27 октября 2015 года 27 октября, 2015. Новостная служба 27 октября в Свято-Пантелеимоновском монастыре Феофании состоялось очередное заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 29 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о современных событиях, которые происходят в украинском обществе. ПОСТАНОВИЛИ: Обратиться к верным чадам Украинской Православной Церкви в связи с современными событиями, которые происходят в украинском обществе. ЖУРНАЛ 30 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия о праздновании в 2016 году 1000-летия древнерусского монашества на Святой Горе Афон. Справка: На имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия поступило письмо от игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии, в котором говорится о праздновании 1000-летия древнерусского монашества на Святой Горе Афон. В письме содержится просьба рассмотреть возможность празднования указанного юбилея в Украинской Православной Церкви, в частности в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, которая основана афонским подвижником – преподобным Антонием Печерским. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить празднование в 2016 году в Украинской Православной Церкви 1000-летия древнерусского монашества на Святой Горе Афон. ЖУРНАЛ 31 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия – СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Белоцерковского и Богуславского Августина, председателя Синодального отдела Украинской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и другими военными формированиями Украины, о введении института военного духовенства в Украинской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Соловецкий. Церковь Онуфрия Великого. Онуфриевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Онуфрия Великого Год постройки:1822. Год утраты:1940 (снесена) Адрес: Архангельская обл., Соловецкий р-н, пос. Соловецкий Координаты: 65.021852, 35.71118 Проезд:к югу от кремля Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Соловецкий летописец сообщает, что на братском кладбище за кремлем для совершения отпеваний умерших монахов и соловецких трудников была поставлена деревянная церковь во имя Онуфрия Великого (1666 г.). Это была «деревянная шатровая, крытая в два теса, с главкой, покрытой лемехом, и крестом деревянным с цепями» церковь. Храм был освящен в первое воскресенье после празднования памяти преподобного Онуфрия (16.06.1667 г.) всего за год до начала «соловецкого сидения». Через сто лет храм обветшал, и соловецкие монахи обратились в Священный синод за разрешением на постройку каменного храма. Разрешение было получено (1785 г.) и храм был возведен (1822 г.). За год до окончания строительства старая деревянная церковь была разобрана (1821 г.), причем строительные элементы были бережно складированы. После возведения каменной дамбы между островами Большая и Малая Муксалма, на Большой Муксалме была поставлена часовня с использованием бревен старого Онуфриевского храма (1829 г.). Новую " старую " часовню освятили в память святого мученика Власия - покровителя домашнего скота, но приблизительно через двадцать лет переименовали в честь Рождества Христова. Когда на острове Большая Муксалма появилась новая каменная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (1876 г.), деревянная часовня была перенесена на остров Малая Муксалма. Это деревянное сооружение находится там и сейчас. Часовня, сейчас скорее похожая на избу, служит для хозяйственных целей - является жильем для промысловиков в сезон добычи водорослей и для приюта странников. Судьба каменного храма преподобного Онуфрия Великого на кладбище трагична - во времена Соловецкого лагеря особого назначения (1923-1931 гг.) лишь в нем одном совершалось редкие богослужение. Храм был закрыт, когда всех остававшихся еще в живых соловецких монахов вывезли с островов (1931 г.). Через десять лет, после ликвидации островного отделения СЛОНа, храм разрушили советские военные - моряки Соловецкого учебного отряда Северного флота (1940 г.). Говорят, что кирпич и камень храмовых стен позднее были использовали для госпиталя и школы. Не погнушались взять и надгробные плиты с братского соловецкого кладбища.

http://sobory.ru/article/?object=18993

Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 21 декабря 2017 года 21 декабря, 2017. Новостная служба 21 декабря 2017 года в резиденции Предстоятеля УПЦ на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось последнее в 2017 году заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Ж У Р Н А Л  В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, который состоялся в Москве 29 ноября — 2 декабря 2017 года. ПОСТАНОВИЛИ: Ж У Р Н А Л  В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении вакантной кафедры Нежинской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Преосвященным Нежинским и Прилуцким назначить архиепископа Ирпенского Климента, освободив его от должности викария Киевской Митрополии. О чем и послать соответствующий Указ. Ж У Р Н А Л  В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия об участии Украинской Православной Церкви в процессе освобождения военных, оказавшихся в плену в результате боевых действий на Донбассе. Справка: В ответ на многочисленные обращения родных и близких украинских военных, которые находятся в плену на территории Донбасса, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий неоднократно обращался к представителям власти с просьбой принять необходимые меры для обмена военнопленными. С 2014 года усилиями духовенства Украинской Православной Церкви было освобождено из плена 15 украинских военнослужащих. Благодаря поддержке инициатив Блаженнейшего Митрополита Онуфрия со стороны Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 18 декабря 2016 года из плена на подконтрольную Украине территорию было возвращено украинского военного Тараса Колодия. Однако в течение 2017 года процесс освобождения военнопленных приостановился. 15 ноября 2017 года, по просьбе Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, Святейший Патриарх Кирилл обратился к Президенту Российской Федерации с просьбой посодействовать скорейшей реализации обмена военнопленными по принципу «всех на всех». После этого в открытых источниках появилась информация о том, что такой обмен должен состояться до следующего праздника Рождества Христова.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 4 апреля 2017 года 4 апреля, 2017. Новостная служба 4 апреля в резиденции Предстоятеля УПЦ на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось первое в 2017 году заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. ЖУРНАЛ 01 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия относительно деятельности в г. Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря. Справка: 27 января 2017 года на имя Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия поступило письмо игумена Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря архимандрита Евлогия относительно решения Собора Старцев обители о временном прекращении деятельности в г. Киеве подворья Свято-Пантелеимоновского на Афоне монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Информацию принять к сведению.   ЖУРНАЛ 02 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия об учреждении и утверждении эскиза ордена Украинской Православной Церкви в честь «Преподобного Иова, игумена Почаевского» в трех степенях. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить: 1) учредить орден Украинской Православной Церкви в честь «Преподобного Иова, игумена Почаевского» в трех степенях. 2) утвердить эскиз ордена Украинской Православной Церкви в честь «Преподобного Иова, игумена Почаевского» в трех степенях.   ЖУРНАЛ 03 В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Рапорт председателя Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам семьи Преосвященнейшего архиепископа Ровеньковского и Свердловского Пантелеимона о работе Украинской Православной Церкви с детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

http://www.solovki.ca/hrami/hrami_onufri.php Малая Муксалма — самый маленький из шести основных островов Соловецкого архипелага, его площадь менее одного квадратного километра. Расположен он к юго-востоку от Большого Соловецкого острова, рядом с островом Большая Муксалма. Первые постройки на этом небольшом и почти безлесном клочке суши появились после строительства в 1828 г. каменной дамбы для перегона скота, соединившей Малую Муксалму с Большой. Наиболее значительной и интересной постройкой на острове является часовня. Мало кто из соловецких старожилов знает, что это самое древнее из сохранившихся деревянных сооружений на Соловках. Имеет оно довольно интересную историю, которая берет свое начало во второй половине XVII в. Как свидетельствует «Соловецкий летописец», за монастырем на братском кладбище в 1666 г. была выстроена деревянная церковь во имя прп. Онуфрия Великого, в которой совершались отпевания почившей соловецкой братии и трудников. По описям 1782 и 1795 гг. церковь значится как «деревянная шатровая, крытая в два теса, с главкой, покрытой лемехом, и крестом деревянным с цепями». Храм был освящен 16 июня 1667 г. — в первый воскресный день после празднования памяти прп. Онуфрия Великого. Освящение происходило в смутное для обители время, всего за год до начала «соловецкого сидения» — одного из самых драматичных эпизодов в истории монастыря. Эту церковь в своих путевых заметках упомянул капитан Яков Мордвинов в свой приезд на Соловки в мае 1752 г.: «За монастырем к полудню, перешед прокоп, што из преснаго озера, построена деревянная церковь преподобного Онуфрия Великаго, где на кладбище погребают братию и всех трудников и работников монастырских». Примерно через сто лет после постройки кладбищенский храм обветшал, и соловецкие настоятели стали обращаться в Священный Синод за разрешением на постройку нового каменного храма. Разрешение было получено в 1785 г., однако построен он был лишь в 1822–1824 гг. и освящен архимандритом Макарием 12 июня 1824 г. на память прп. Онуфрия Великого. В 1815 г. соловецкий настоятель архимандрит Паисий отмечал, что «кладбищенская церковь преподобного Онуфрия пришла в совершенную ветхость». В 1821 г. перед постройкой нового каменного храма старая деревянная церковь была разобрана.

http://sobory.ru/article/?object=18993

Они плодили списки Аввакумовых писем и всюду рассылали их. Таким путем спорные письма проникли и на Керженец. В ските Онуфрия они были получены прямо от старца Сергия. Онуфрий, Поликарп Петров из Романова, Измаил, ученик Онуфрия, некий Иван Грачев из Ярославля и сам Сергий, «первый любимец» писем: вот те лица, которые явились главными защитниками последних на Керженце. Поликарп сам и переписывал письма. В то время в керженских лесах спасался дворянин Феодор Токмачев из Пошехонья. Ему только теперь попались в руки отрывки из писем Аввакума. Читая их, он не мало дивился. Показывал одному, другому, многим, и все говорили, что такого мудрования в святых книгах нет. Единомышленники Онуфрия также уверяли, что и они веруют по старопечатным книгам, но делали так лишь затем, чтобы прельщать других. «Егда же кто. ведая прелесть их, речет им похулити на имена скверные ереси» заключающиеся в Аввакумовских письмах, «того зело ненавидели». Поэтому, посоветовавшись с другими, Феодор Токмачев решил собрать собор. Собор состоялся 19 августа 1693 года. На нем присутствовали иноки: Иларион, Александр, Илья, Павлин, Иов и два известные борца против Онуфрия: инок Мина и инок Галактион слепой. Мирского чина было семнадцать человек: Феофилакт, Иаков, Василий, Иван, Василий, Савелий, Иван, Иван, Иван, Иосиф, Авдий, Тимофей, Феодор, Матфей, Стефан, Михаил и Иродион. Токмачев указал собранию на Онуфрия, Сергия, Поликарпа и других их единомышленников, обвиняя их в «тяжких ересях», и собрание решило призвать обвиняемых к ответу. Посылали к Онуфрию раз, другой, наконец третий, чтобы он со своими сторонниками пришел на собрание и принес бы покаяние в своем падении, но Онуфрий не явился и придумал учинить недоброе. Пришел посланный от Онуфрия, монах Александр, и пригласил участников сходки к Онуфрию. Токмачев послушался и с монахами и бельцами отправился по прошению. Пришли. Феодор развернул копии с писем Аввакумовых, писанные Поликарпом Петровым, – и начал беседу. Но Поликарп не дал ему говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Энгельс (Покровск). Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Престолы: Главный — во имя Живоначальной Троицы, в правом приделе — во имя святой великомученицы Екатерины, в левом — в честь Казанской иконы Божией Матери. Освящен: В мае 1825 года иерейским чином. Главный придел переосвящен в 1990 году иерейским чином, Екатерининский придел — 12 апреля 1998 года иерейским чином. Построен в 1825 году. Каменная Свято-Троицкая церковь в Покровской слободе Саратовской губернии была заложена в 1816 году. Строительство закончилось к началу 1825 года. В мае того же года церковь была освящена по указу Пензенской Духовной консистории архимандритом Саратовского Спасо-Преображенского мужского монастыря Арсением. Церковь была построена тщанием прихожан. Колокольни у церкви первоначально не имелось, престол в ней был один — во имя Живоначальной Троицы. После освящения в церковь был назначен причт в составе двух священников, диакона, трех дьячков и пономаря. Большинство прихожан новопростроенной церкви составляли государственные крестьяне Покровской слободы. В 1846 году при участии старшего священника храма, Алексия Львовича Любенского, был подготовлен проект реконструкции Троицкой церкви, утвержденный Саратовской строительной комиссией. В это время при храме действовала церковно-приходская школа, в приходе также была земская школа, законоучителем в которых был настоятель храма. В 1850 году церковь была перестроена и стала трехпрестольной. По-видимому, тогда же были возведены каменные колокольня и ограда. Состав причта изменился и включал двух священников, диакона и двух псаломщиков. С 1853 года причт, на который первоначально никаких средств не отпускалось, начал получать жалование от казны. Здание церкви было застраховано санкт-петербургской компанией «Надежда». 1 января 1851 года заволжские уезды Саратовской губернии (Новоузенский, в который входила Покровская слобода, и Николаевский) в гражданском отношении были переданы новосозданной Самарской губернии, а в церковном — переподчинены от Саратовской епархии к новооткрытой Самарской.

http://sobory.ru/article/?object=11362

Димитровграда. В Троицком соборе Энгельса с 28 мая 2012 года находится ковчег с частицей мощей святого. С 1914 года Покровская слобода была преобразована в безуездный город Покровск Новоузенского уезда Самарской губернии. В 1919 году в составе Покровского уезда город был вновь передан из Самарской в состав Саратовской губернии. В 1922 году он становится столицей АССР немцев Поволжья. А с 1931 года обретает новое, соответствующее идеалам эпохи название - Энгельс. 28 августа 1941 года все немцы Поволжья были выселены в Казахскую ССР, на Алтай и в Сибирь. Автономная республика прекратила своё существование, а город Энгельс вошёл в состав Саратовской области. Столь же глобальные перемены ожидали и церковную жизнь Покровска. С первых лет новая власть начала наступление на Церковь. Уже в середине 20-х годов ХХ века на страницах периодической печати, на партийных заседаниях и собраниях трудовых коллективов всё настойчивее звучат голоса призывающих закрыть храмы в Покровске. На заседании президиума Покровского горсовета 23 апреля 1929 года слушали выступление об изъятии покровских храмов " под культурные цели " . Выступающие ссылаясь, конечно на " наказы избирателей " , которые " требовали " изъять Свято-Троицкую церковь для создания республиканского музея. На заседании пленума Покровского горсовета от 25 января 1930 года приняли решение о закрытии Крестовоздвиженского, Свято-Троицкого, Покровского и кладбищенского Александро-Невского храмов. Также постановили " снять со всех церквей колокола, обратив их металл на нужды советского строительства " . На основании постановления Президиума ЦИК АССР немцев Поволжья Президиум ВЦИК СССР 30 августа 1930 года принимает решение закрыть Троицкую и Крестовоздвиженскую церкви Покровска. Это первые храмы города, которые были официально закрыты. Здание Свято-Троицкого храма передали городской библиотеке (до 1941 года она называлась Центральной библиотекой Республики немцев Поволжья). Перед этим разрушили купол и колокольню. Вот в таком обезглавленном виде храмовое здание долгие 60 лет продолжало служить людям: здесь располагались книжный фонд и читальный зал центральной городской библиотеки города, в одном из зданий храмового комплекса работала станция юных техников. " Читателя, входившего в упразднённую церковь, встречал на месте бывшего иконостаса громадный поясной портрет нового бога, ласково улыбающегося из-под исполинских усов, а рядом - заваленный книгами стол. Отдел абонемента располагался прямо при входе, читальный зал - в правом приделе " , вспоминали очевидцы в то время. Зимой в библиотеке не раздевались, работали за столами читального зала в верхней одежде. В послевоенные годы библиотеку часто отапливали сланцем, который выделял сильный угарный газ. Здание было перегорожено, книгохранилище располагалось на третьем и четвёртом этажах здания. Заниматься в библиотеке не всегда было уютно, многим читателям запомнились холод и плохое освещение.

http://sobory.ru/article/?object=11362

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010