Увидев это чудо на Апостолах и выслушав объяснение Петра, в тот день крестилось около трех тысяч душ. Весьма частыми в жизни святых Апостолов были явления Ангелов. Так, когда завистливый первосвященник бросил Апостолов в застенок, Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни ( Деян.5:19–20 ). Когда апостол Филипп проповедовал Евангелие в Самарии, явился ему Ангел и открыл тайну о путешественнике на дороге в Газу, сказав: Встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста (в серб., букв.: на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу; она пуста. – Пер.). Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин… приезжавший в Иерусалим для поклонения и моления Богу, возвращался. Апостол вступил с ним в беседу и крестил его. Тогда, по исполнении дела, Филиппа восхитил Ангел Господень и, сделав его невидимым, в один миг перенес его в Азот ( Деян.8:26–40 ). Так чудесным образом был обращен в Христову веру первый эфиоп, вельможа эфиопской царицы, который в дальнейшем изрядно посодействовал проповеди и распространению Евангелия в его родной земле. Ангел Господень явился Корнилию, сотнику одной римской центурии в Кесарии. Хотя и язычник, Корнилий был человеком набожным и милосердным, творившим много милостыни народу и всегда молившимся Богу. Итак, явился ему Ангел Господень и сказал, что его молитвы... и милостыни пришли на память пред Богом. И посему Бог желает спасти его и весь его дом. И повелел ему Ангел призвать [букв:. И вывел его Ангел на… – Ред.] апостола Петра, [жившего тогда] в Иоппии, дабы известил он его обо всем, что нужно для спасения ( Деян.10:1–6 ). В то время [апостол] Петр в Иоппии удостоился необычайного небесного видения, в котором (на примере полотна с разной живностью) ему наглядно было разъяснено, что не следует [ему] гнушаться язычников как людей якобы нечистых – ведь Бог и им хочет спасения. И услышал Петр небесный глас от Духа, повелевшего ему идти к сотнику Корнилию с посланными от того людьми. Встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их. Трижды было Петру указанное видение – во имя Святой Троицы. Трижды – дабы Петр утвердился в мысли, что посылает его Бог . И послушался Петр Божия гласа – и пошел и наставил Корнилия на путь спасения. И когда Петр еще продолжал… речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово ( Деян.10:10–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Флп 2:12–16 Понедельник 20 седмицы. Послание к Филиппийцам, зачало 242 Братья, я не впустую бежал и не впустую потрудился. Но, если я и становлюсь жертвенным возлиянием к жертве и служению вере вашей, то я радуюсь и радуюсь со всеми вами. Также и вы радуйтесь и радуйтесь со мной. Надеюсь же в Господе Иисусе скоро послать к вам Тимофея, чтобы и мне ободриться, узнав о ваших обстоятельствах. Ибо у меня нет никого подобного ему, кто по-настоящему позаботится о ваших делах. Ибо все ищут своего, не того, что принадлежит Христу Иисусу. А как он показал себя, вы знаете, потому что он вместе со мной, как сын с отцом, послужил Евангелию. Итак я надеюсь послать его тотчас же, как только мне будет видно, как обстоят мои дела. Флп 2:17–23 Вторник 20 седмицы. Послание к Филиппийцам, зачало 243 Братья, я уверен в Господе, что и сам скоро приду. Но я счел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, вашего же посланника и служителя в нужде моей, так как он стремился ко всем вам и не находил покоя, потому что вы услышали о его болезни. И была ведь болезнь его к смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали. Итак я поспешил послать его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и у меня было меньше печали. Примите же его в Господе со всякой радостью и таких, как он, имейте в почете, потому что он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, чтобы, служа мне, восполнить ваше отсутствие. Флп 2:24–30 Среда 20 седмицы. Послание к Филиппийцам, зачало 244 Братья мои, радуйтесь в Господе. Писать вам то же самое для меня не тягостно, а вам служит к утверждению. Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь лжеобрезания. Ибо обрезание – это мы, Духом Божиим служащие и хвалящиеся Христом Иисусом и на плоть не полагающиеся, – хотя я имею основание полагаться и на плоть. Если кто другой думает полагаться на плоть, то скорее – я: обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по Закону фарисей, по ревности гонитель Церкви, по праведности Законной – безупречный. Но что было для меня преимуществом, то я ради Христа счел недостатком. Но я даже и считаю все недостатком ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего, ради Которого я во всем потерпел урон и все считаю сором, чтобы приобрести Христа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Цицерон, без сомнения, имел только языческое понятие об отношениях человека к высочайшему существу и лучше других поэтому понимал первоначальное и непосредственное значение слова religio, выражавшего главным образом страх, благоговение пред существами или силами таинственными, божественными, а с другой стороны – тщательное исполнение обрядов внешнего богопочитания. И вот новое основание, почему мы должны признать более достоверным этимологическое производство слова religio, предложенное Цицероном, чем то, которое мы встречаем у Лактанция . Христианство не уничтожило страха и благоговения, как существенных и основных элементов религиозного чувствования, которое, как сложное явление человеческого духа, включает в себя еще и много других основных элементов (смирение, чувство ничтожества пред беспредельным величием Божиим, преданность Богу, чувство зависимости от Высочайшего Существа, веру, надежду, любовь, сознание греховности, собственной беспомощности и т. д, и т. д.); христианство выставило только любовь как главный и существенный признак в понятии об отношениях человека к Богу. Что же касается страха и благоговения, естественно вытекающих из чувства зависимости человека от абсолютного Существа, то они всегда составляли и составляют существенную и необходимую принадлежность в содержании как естественной, так и богооткровенной религии. „Начало мудрости, говорил премудрый Соломон ( Притч. 1, 7 ), страх Господень; благоговение к Богу – начало разумения“. „Страх Господень, – учит и другой ветхозаветный мудрец ( Сир. 1,11 и сл.), слава и честь, и веселие и венец радости. Страх Господень усладит сердце и даст веселие и радость, и долгоденствие. Боящемуся Господа благо будет напоследок и в день смерти своей он получит благословение. Страх Господень – дар от Господа и поставляет на стезях любви. Начало премудрости – бояться Бога; полнота премудрости – бояться Господа; венец премудрости – страх Господень, произращающий мир и невредимое здравие; корень премудрости – бояться Господа; премудрость и знание есть страх пред Господом, и благо угождение Ему – вера и кротость.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

1Кор.15:54–55 ). Тогда наступит для Израиля полное блаженство. ( Ис.25:9 ). Время это близко. «Ибо близок день Господень на все народы» ( Авд.1:15 ). «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей: да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок» – взывает пророк Иоиль (2:1; ср. Иоиль.1:15, 3:14 ). «Близок великий день Господу, близок – и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня» – говорит пр. Софония ( Соф.1:14 ; ср. Соф.3:8 ; ср. Мал.3:1:2 ). «Рыдайте, ибо день Господень близок» – восклицает пр. Исаия ( Ис.13:6 и сл., Ис.13:9 ). «Ибо день мщения – в сердце Моём, и год Моих искупленных настал» ( Ис.63:4 ). У Даниила время явления Мессии определяется точным обозначением числа лет, которые должны пройти от Даниила до Христа ( Дан.9:24–27 ). Вопрос о времени и признаках пришествия Мессии был самым жгучим вопросом для иудейства в послепленный период. Насколько он интересовал иудеев, видно, например, из 3-й книги Ездры, написанный ещё до разрушения Иерусалима римлянами, где «все мысли и интересы её автора сосредоточены исключительно на вопросе о том, когда наступит конец бедствиям Израиля, и какие знамения будут предшествовать наступлению дня Господня» 24 . Сознавая невозможность ответить на этот вопрос с полной определённостью ( 3Ездр.4:33–35 ; ср. 3Ездр.13:52 : Еноха 18:16), иудеи со времени маккавейских войн были проникнуты тем общим убеждением, что «дни Мессии и непосредственно следующая за ними кончина настоящего века наступят в самом ближайшем будущем» 25 . Автор 3-й книги Ездры говорит: «Быстро спешит век сей к своему исходу... Скоро придёт Судия... Суд Божий ныне приближается» ( 3Ездр.4:26; 8:18, 61 ; ср. 3Ездр.5:41 и др.). Он надеется лично дожить до явления Мессии, что видно как из его вопроса, обращённого к ангелу: «думаешь ли ты, что я доживу до этих дней?» ( 3Ездр.4:51 ), так и из условного замечания ангела: «если Всевышний даст тебе дожить» до последних дней ( 3Ездр.5:4 ). Автор подробно перечисляет признаки и знамения последних дней (глл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

А посему и предал их Господь проклятию в образе смоковницы...    Однако Он так щадил их по Своему человеколюбию, что не уничтожил вместе и корень; ибо корень Он не предал проклятию, а изволил только, чтобы впредь никто не вкушал от него плода. Поступив таким образом, Он уничтожил, правда, тень, поелику осудил (смоковницу) на изсушение; но корень Он сохранил, — не с тем, чтобы мы привились к нему; но чтобы они (иудеи), если не пребудут в своем упорном неверии, могли опять привиться к собственной маслине (Рим. 11:17 и дал.). А теперь Господь предал их проклятию за их небрежение.    7) Миновало для них празднество новомесячия, истинный агнец и то, что было истинною Пасхою, и сие перешло к нам. К нам же перешел и тот торжественный день, в который надлежит объявлять о праздновании посредством трубнаго звука, в каковой (день) мы должны отлучать себя для Господа с благодарением и взирать на Него, как на основание нашего торжества. Ибо наш долг — не себе, но Господу праздновать Пасху, ликовать не в себе, но в Господе, Который понес наши болезни и сказал: «прискорбна есть душа Моя до смерти» (Мф. 26:38). Язычники и все люди, чуждые нашей вере, совершают празднество в угоду себе; но они не имеют мира, поелику согрешают против Господа. А святые, живущие для Господа, Его и прославляют торжественно, говоря: буду веселиться о спасении Твоем, и да радуется душа моя о Господе (Пс. 34:9). Они имеют и ко всем им вместе относящееся повеление: «Радуйтеся, праведнии, о Господе» (Пс. 32:1), дабы они могли составить собрание и вкупе воспеть торжественное славословие: будем ликовать не для себя самих, но для Господа!    8) Так ликовал патриарх Авраам не потому, что увидел свой день, но (день) Господа (Ин. 8:56); и таким образом, он, имея упование, увидев его (день Господа), возрадовался; а когда он был искушаем, то верою принес Исаака (Евр. 11:17); тот принес в жертву единороднаго сына, кто (о нем) получил обетование; и, отдавая сына своего на жертву, он воздал поклонение Сыну Божию; а когда ему возбранено было заклать Исаака, он узрел в образе агнца Христа, предавшаго Себя в жертву Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И населится Иерусалим еще по себе во Иерусалиме. Т. е., по-прежнему, жители Иерусалима будут обитать в Иерусалиме, соберутся после того, как, по страху от Антиоха и других врагов, оставили сей город. По себе, «т. е., живя по закону, не входя в общение с язычниками». Блаж. Феодорит. Ст. 7. И спасет Господь селении Иудова якоже исперва, яко да не величается похвала дому Давидова и величания живущих во Иерусалиме на Иуду. С евр.: И спасет Господь сначала шатры Иуды, чтоб величие дома Давидова и величие жителей Иерусалима не возносилось над Иудою. Т. е., не люди, не Иудеи, а Сам Господь Бог спасет от врагов, прежде, жилища Иудейские, как некогда спасал их от врагов, «да не слишком хвалятся – царский дом и знаменитые вельможи колена Иудина; а также жители Иерусалима, да не величаются перед коленом Иудиным, что они управляются своей властью, повинуются своему совету; но да знают, что победа дарована Господом и Иерусалимлянам, и прочим Иудеям». Бл. Иероним. Здесь, под похвалою или славою дома Давидова, т. е. дома царского разумеются властители, происшедшие из рода Давидова чрез Зоровавеля, а под величаниями жителей Иерусалима – величания вельмож, вообще, сильных и знаменитых людей. Ст. 8. И будет в день он, защитит Господь живущих во Иерусалиме: и будет немощный в них в той день яко Давид, а дом Давидов яко дом Божий, якоже Ангел Господень пред ними. С евр.: В тот день Господь защищать будет жителей Иерусалима; и самый слабый между ними в тот день будет, как Давид, а дом Давида будет, как Бог, как Ангел Господень пред ними. Пророк продолжает уверять, что Иерусалим, охраняемый Богом, будет славен и силен. «Сила Божия (поясняет св. Ефрем Сирин ) будет осенять, и избавлять их (Иерусалимлян); почему, немощный и слабый, в день брани, соделается подобным Давиду, поразившему Голиафа. А дом Давидов яко Бог (в слав. яко дом Божий) 193 , т. е. потомки Давидовы, вспомоществуемые Богом, уподобятся Богу, изведшему Иудеев из Египта. (И будут) якоже Ангел Господень, который пред ними (Иудеями) поразил Хананеев. (Сн. Исх. 14:19; 23:20 ). В смысле таинственном, дом Давидов изображает предстоятелей Церкви нашей – Апостолов, которым даны престолы в сонме праведников, чтобы восседать на этих престолах и, подобно Богу, судить двенадцать колен Израилевых». Св. Ефрем Сирин .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Потому к вечности мы должны применять иное измерение, если хотим правильно судить о времени пришествия Христова. Понятно, что у Бога нет такого измерения времени, какое существует у людей, и определять для Него время человеческими определениями невозможно. Тот, Кто в шесть дней создал небо и землю, по Своему изволению, может и в один день внезапно совершить то, для чего по нашему порядку и измерению может потребоваться тысяча лет, и наоборот: тысяча лет мира может пройти, как одна седмица, когда настанет Великая суббота всемирного дня. Продолжительное для человека время для Бога кратко, как день, и краткое столько же продолжительно, как тысячи лет и вся вечность.— Не медлит Господь и проч.: медление понимается здесь (как 1 Тим. 3:15) не в отношении к определенному времени человеческих ожиданий, но в отношении к цели и решению. Если и кажется, что Бог медлит (Апок. 6:10), то Он медлит не как человек, не от ослабления или потворства, но только из долготерпения, ибо Он более любит и хочет покаяния, чем наказания. — Долготерпит нас: Он великодушен, долго терпит не наказывая (ср. Мф. 18:26, 29; Лк. 18:7; 1 Сол. 5:14).— Нас, или на нас, на всех призванных ко Христу, или вообще на всех людей. — Не желая и проч.: желает Господь, чтобы все вольною волею, а не по принуждению, пришли к покаянию. Конечно, Господь желает, чтобы и насмешники сами, или ругатели, не погибли, но пришли к покаянию, как и все.     10Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. 10. Приидет день Господень и проч.: апостол упомянул о долготерпении Божием; но при сем предостерегает, что никто не должен обманывать себя и обольщаться мыслию относительно сего и почивать в беспечности; день Господень придет, как тать приходит ночью, неожиданно, без нарочитого предуведомления и внезапно. — «Чтобы объяснить неизвестность и неожиданность пришествия Господня, апостол сравнивает оное с приходом вора и ночи. Ночь указывает на неизвестность, а вор — на неожиданность, ибо никто, ожидающий вора, не будет ограблен» (Феофилакт).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Сей день, который сотворил Господь» ( Пс 117:24 ). Вспомните изначальное состояние мира: «тьма была над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет И отделил Бог свет от тьмы, и назвал Бог свет днем, а тьму ночью» ( Быт 2:2–5 ). Подумайте о тьме, в которой находились новокрещенные до того, как пришли к отпущению грехов. Они были – тьма над бездною до того, как прощены были грехи их, но Дух Божий носился над водою. Они погрузились в воды [Крещения], над водами носился Дух Божий, разогнана была тьма греховная. И вот теперь они – тот день, который сотворил Господь. К ним, новокрещенным, как к новосозданному дню, обращается апостол: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе» ( Еф 5:8 ). Разве сказал он: Вы были тьма в Господе? Нет. Тьма – в вас, свет – в Господе. Но Бог назвал свет днем, и вот благодатью Божией день есть то, что есть. Сами по себе они могли лишь оставаться тьмой, стать же светом не могли, если бы не сотворил того Господь. И вот они день, который сотворил Господь: не сам день соделался, но Господь его сотворил. Разве не обычным человеком был Фома, один из учеников, почти человек из толпы? Говорили ему соученики: Мы видели Господа. Но он сказал: «Если не коснусь, если не вложу перста моего в ребра Его, не поверю» ( Ин 20:25 ). Евангелисты тебе возвещают, Фома, им ли ты не веришь? Мир поверил, ученик ли не верит? Ведь сказано пророчески о евангелистах: «По всей земле проходит звук их и до пределов вселенной слова их» ( Пс 18:5 ). Благовестие их достигает даже пределов земли, верит весь мир, все ученики возвещают одному – а он не верит. Почему? Ибо не был он еще тем днем, который сотворил Господь. Все еще тьма была над бездною – во глубине сердца человеческого, там была тьма. Поэтому да придет Господь, да придет Глава сего дня и скажет терпеливый, снисходительный, не имеющий гнева Целитель: «Приди, приди, коснись и веруй. Ты, Фома, сказал: «Если не коснусь, если не вложу перста, не уверую». – Приди, коснись, вложи перст и не будь неверующим, но верующим ( Ин 20:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Соф.1:13–14 . И обратятся богатства их в добычу и домы их – в запустение; они построят домы, а жить в них не будут, насадят виноградники, а вина из них не будут пить. Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый! И будет крепость их в истощение и дом их в опустошение. И построят дома, но не будут жить в них, и насадят виноградники, но не будут пить вина от них. Близок день Господень великий: близок есть и слишком быстр. LXX: И будет крепость их в расхищение, и дома их будут разграблены. И построят они дома, но не будут обитать в них, и насадят виноградники, но не будет пить вина от них. Ибо близок день Господень, близок и слишком быстр. Ясно, что после того и другого плена все войска их будут изрублены, дома срыты до основания, а поля и виноградники опустошены: и долготерпение Божие более уже не будет к ним. Но так как они станут говорить пророкам, что это будет только со временем, спустя многие дни, то придет на них великий день Господень и придет очень скоро. В переносном же значении: когда придет день суда или смерти и отшествия из мира каждого человека, тогда вся сила их уменьшится, так что то, что имело силу зла и восставало против Господа, ослабленное и сокрушенное обратится к лучшему. Это подобно тому, как если кто-либо отнимет силу разбойника, морского грабителя, вора и сделает их безсильными: их ослабленные члены, которыми они прежде злоупотребляли, перестанут злодействовать. А следующие затем слова: И дома их в пустыню обозначают то, что в Церкви есть многие, устрояющие Сион на крови и Иерусалим на беззакониях, которым будет на пользу то, что дома их будут разрушены. Будем читать книгу Левит, где приказывается разрушить дом, зараженный проказою ( Лев.14:36–41 ); а так как проказа упорно держится и распространяется, то и камни его, и дерево, и весь мусор приказывается вынести за город и бросить в место нечистое. Нечто подобное заключает в себе то, что пишется в начале книги Иеремии: «Вот Я дал слова мои в уста тебе; вот Я восставил тебя ныне» [или без слова: ныне] «против народов и царств, чтобы искоренять, разрушать и разсеявать, и чтобы строить и насаждать» ( Иер.1:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

    П. Ты хорошо говоришь.     К. Затем еще постановляет: «А в пятнадцатый день, — говорит, — день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой; в первый день возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим семь дней; и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году: это постановление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его» (Лев. 23:39-41). Понимаешь ли теперь, что после уборки хлеба с полей в житницу, когда собраны плоды каждого, ближайшим праздником является славнейший праздник сооружения кущей, представляющий собою образ жизни в раю и возводящий человека к причастию первоначальных благ: ибо мы под сооружением кущей разумеем мысленное и истиннейшее сооружение тел человеческих и после происшедшего в промежутке тления оживание их к нетлению. Покой полагался в день первый и восьмой, потому что прежде начального преступления, когда бедственнейший грех еще не вошел в нас и не наложил на нас поистине тягостного и неудобоносимого ига, мы проводили в раю, в лице Адама — начала и корня рода нашего, жизнь спокойную, свободную и чуждую всякого труда. Когда же пришел на землю Христос, то и промежуточное состояние трудов перешло опять в первоначальное состояние в восьмой день, то есть после субботствования по закону, или исполнения подзаконного времени, и мы, свергши с душ наших неудобоносимое и постыдное иго греха, успокоились от всякой тягости, так как нас призывает к сему чрез веру Христос и говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28). Итак, днем покоя бывает первый день седмицы, указывающий на первоначальное время человека; но подобно тому днем покоя бывает и восьмой день, в который воскрес Христос, пригвоздивший к Своему кресту «бывшее о нас рукописание» (Кол. 2:14), и один за всех умер, чтобы, избавив нас от смерти и грехов, освободить от наказания и трудов, и чтобы мы приобрели чрез Него первоначальный «покой» (Евр.4:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010