Живая любовь к церкви проходила через всю жизнь Пластова. В его роду священники, церковные архитекторы и строители, иконописцы. Отец в качестве подмастерья помогал расписывать храмы и служил псаломщиком в прислонихинской церкви, которую построил и расписал дед художника. Сама семейная стезя неуклонно вела Аркадия Пластова в церковную жизнь. Его даже отдали в Симбирское духовное училище — была такая семейная мечта, что он станет архиереем. Но пятнадцатилетним мальчишкой он увидел, как работают приехавшие к ним в село реставраторы-иконописцы, тогда и пришло отчетливое решение: буду живописцем и никем больше. Духовное училище он все же окончил, а потом с последнего курса семинарии «полетел за жар-птицей искусства в Москву». Сначала два года отучился в Строгановке, а затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Поругание Христа. 1950-е гг., бумага, гуашь. Собрание семьи художника Даже в советское время каждую неделю Пластов бывал в храме, ездил в Богоявленский собор в Елохове, бывал во Всехсвятской церкви на Соколе, в храме в Путинках. Он хорошо знал службу, молился сердцем: «Запели пасхальный Канон... Я стоял и чуть не плакал, ты поймешь, какое было невыразимое от этого на душе чувство печали и радости. Больше, конечно, печали, т. к. этот торопливый перекат, бесконечную ласковость, ангельское веселье, весеннюю голубизну и светозарность этих стихир просто нельзя было даже с усилием воспринять, как что-то реальное, осязаемое, что взял бы и унес с собой. Все казалось сном, неявью…» В трапезной. 1950-е Куличи, 1950-е РИА Новости Конец службы, 1940 Венчание. 1960-е гг., бумага, акварель. Собрание семьи художника Зимний праздник. Никола. 1950-е гг., бумага, акварель, белила. Собрание семьи художника Именно светозарность, светоносность, огненность — главные живописные черты его акварелей на церковную тему: «Сергиев Посад. В трапезной», «В Успенском соборе», «Куличи», «Зимний праздник. Никола». Его колористические решения в этих акварелях завораживают: пылающий красный, оранжевый, багряный, звонкое золото разлились во всю силу в изображениях церковных праздников и служб. Золотые, охристые рефлексы от горящих свечей падают на лица прихожан в «Венчании»; горящий оранжево-красный в облачении священников («Сергеев Посад. В трапезной»); бело-золотистое полыхание бесчисленных свечей в огромном подсвечнике, который Пластов сделал композиционным центром картины («Зимний праздник. Никола»); на сияющем иконостасе с его ликующими золотисто-охряными, красными тонами вспыхивают светлые и охристые блики, однородные темные пятна толпы прихожан контрастно подчеркивают сверкающее убранство иконостаса («В Успенском соборе»). Пластов пишет в импрессионистической манере, с большой экспрессией, объединяя огненные краски в единый аккорд, и в нем открывается символика внутреннего света церковных таинств, молитвенного горения и света несотворенного.

http://foma.ru/arkadij-plastov-ja-rabota...

Так случился «григорианский» календарь – математический абсурд, как способ упорядочения жизни при помощи чисел, расчётов и вращения Земли вокруг Солнца. Время стало представляться как циферблат со стрелками. Рождество по «григорианскому» календарю зависит от точности астрономических вычислений, в то время как оно зависит от Бoжiero смотрения. Ведь время, как ни крути вокруг Солнца, – это условность, величина непостоянная, которую возможно преодолеть, изменить, даже проигнорировать, а вот Рождество в мироздании – константа. Как застолбил Господь Своим Рождеством мироздание, так оно и стоит, не шелохнувшись. Появление «григорианского» календаря – это свидетельство, что католичество к XVI веку уже давно потеряло своё духовное чутьё. Католики – это, как бы дети малые, которых в гости пригласили, а они этажом ошиблись… Им говорят, что здесь Екатерина живёт, а они: «Нет, Никола Зимний». «Шёл в комнату – попал в другую» (Грибоедов, «Горе от ума»). Юлианский календарь, по которому живёт Православие, во главу угла своей жизни ставит не вращение земли, а события. Вообще, любой день юлианского календаря – это событие, будь то Рождество, Преображение… Или же Николин день, Ильин… Возьмём хотя бы Екатеринин день. Это не просто день памяти святой мученицы, в который мы вспоминаем эпизоды её земной жизни, имея её как бы образом веры для себя. В этот день мы получаем дар особенного сердечного сочувствия. В лице Екатерины Господь показал, насколько может преобразиться в своей святости человек, что человек становится всеобъемлющим как бы пространством – красотой, атмосферой, неизреченной радостью. И нам возможно это чувствовать. И чувствовать, что это именно Екатерина здесь и сейчас. А в Николин день тоже: и красота, и радость, и дыхание – но это Никола, и это по-другому, это уже другой Образ. Если рассматривать Бытие как существование Бога, то со-Бытие – это Бoжie соизволение человеку быть сопричастным божественному Бытию, вечному и безграничному. Со-бытие порождает со-Знание. А со-Знание выражается через образы. Верующий человек мыслит образами. Когда Карл Маркс говорил, что человек мыслит словесными категориями, то он вряд ли имел в виду Слово в качестве Бога, ну а так старик прав, если учесть, что Образ – это Словесная категория. Образ не зависит от того, Солнце ли вокруг Земли вращается или же Земля вокруг Солнца. Поэтому во всякого рода коперниках и галилеях надобности на Руси особой не было. Образное мышление – характерно именно для Православия, и это есть сознание божественной природы в себе, в природе, в других людях. Картина мира для православного человека предстаёт в цельном всеобъемлющем Образе. И календарь – это как иконостас, составлен из образов.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/29/...

Реставрация зимнего храма началась с конца 90-х гг. XX века. Служба на постоянной основе ведётся с мая 1999 г. В настоящее время настоятелем храма является о. Владимир (Казаков). Силами о. Владимира и прихожан храма проводятся работы по восстановлению храма Николо-Мера: частично отремонтирован зимний храм, сооружён и установлен зимний иконостас, перекрыта кровля, воздвигнут новый крест. Однако невосстановленными остаются алтари зимнего храма, летний храм, колокольня, церковная ограда со святыми вратами; зимнему храму требуется новая система отопления и оштукатуривание стен и др. Сил и средств на проведение указанных работ не хватает. Сведения из буклета, 2008 г. На территории Храмового комплекса, помимо зимнего Храма Никольской церкви, рядом находился летний Храм - Святой Троицы, имевший высокую колокольню. Никольская церковь построена на деньги прихожан в 1775 году, Троицкая церковь была построена на деньги купца Бертнева (если не ошибаюсь) в 1800 году. На территории церкви располагалось кладбище, ныне затоптанное и разровненное тракторами в советское время. Осталось одно гранитное надгробие. Под Никольской церковью находится подвальное помещение, засыпанное в 1971 году, " для безопасности " . Расположение входа в этот приезд определить не удалось. Раскопки будут продолжены в следующий приезд инициативной группы. В подвальном помещении располагалась котельная, которая обогревала храм, через воздуховоды, тёплым воздухом. Информацию направляйте nvv@mail.ru с пометкой Никольская церковь. И возвышается храм над рекой Сельский храм, построенный в 1775 году на средства простых прихожан, в наше время вновь обретает новый облик благодаря пожертвованиям обычных людей. Год назад во время урагана у святилища был поврежден купол. На пожертвования жителей Заволжского и Кинешемского районов, а также людей из других городов и областей купол был восстановлен и установлен на место в мае этого года в день сельского престольного праздника в честь святителя Николая Чудотворца. Непокрытым остался только алтарь. Но жесть уже закуплена, теперь дело за жестянщиками. Преображение храма на кровельных работах не остановилось. В сентябре церковь была обшита лесами. С древних стен был снят пришедший в негодность слой старой покраски, буквально за неделю она была выкрашена заново и засияла ослепительно белым светом, за что сразу получила у прихожан сравнение с белой лилией и невестой.

http://sobory.ru/article/?object=04029

В первой половине XIX века в 15-ти верстном районе от города Козельска было 74 селения, в которых насчитывалось 1786 дворов. Во всем уезде было в общей сложности 59 сел, 85 селец и 137 деревень. В городе Козельске было 7 каменных церквей, в уезде 26 деревянных и 29 каменных храмов. В 1845 году из села Березичи на многие версты окрест, вплоть до Оптиной, зазвучал чистый голос большого церковного колокола и подголоски десятка различных по высоте звучания малых колокольцев. На этот раз с высоты новой каменной колокольни. Голос нашей церкви был узнаваем среди голосов других отовсюду. Сегодня трудно представить внутреннее убранство церкви. Неизвестна судьба иконостаса старинной деревянной церквушки, преданной в поле огню в середине XIX века. Часть икон из него видимо была помещена между трапезной и алтарём нового каменного храма. Большинство наиболее древних икон, скорее всего, было роздано по деревне. Впрочем, иконостас мог быть заполнен полностью новыми иконами, написанными в иконописной мастерской города Козельска, одной из немногих во всей Калужской губернии. Подбор икон в церкви учитывал покровителей князя-храмоздателя, которым стал Александр Петрович Оболенский. Это с него начались и продолжили успешную деятельность многие годы сельские «помещичьи заводы» в Березичах: свеклосахарный; по изготовлению писчей бумаги; винокуренный; завод плоской черепицы и многие другие, вплоть до Стекольного. Не случайно свою особую благодарность этому месту князь выразил тем, что построил новый Никольский каменный храм. Не известно, как и когда он был заложен. Это был торжественный момент. Как правило, закладка осуществлялась в присутствии заказчика, при этом старались, чтобы день этот совпал с днем патрона церкви. Поскольку для Березич таковым являлся свт. Николай Чудотворец, значит наиболее вероятным днем закладки храма было 22 мая (Никола-вешний). 19 декабря (Никола-зимний) это вряд ли могло случиться. Дело в том, что строительный сезон длился обычно 5 месяцев (с апреля по сентябрь) примерно 120 рабочих дней без воскресений и праздников. Завершение работ обычно приурочиваюсь ко дню Воздвижения, то есть 14 сентября. Между тем можем примерно определить год начала строительства храма. Подсказкой служит тот факт, что двухпрестольная церковь имеет теплый придел во имя вмч. Екатерины. Дело в том, что среди многочисленного потомства князя-храмоздателя А.П. Оболенского, а у него от жены Аграфены Юрьевны (в девичестве Нелединская-Мелецкая) за 19 лет совместной жизни было 11 детей. Среди них дочь Екатерина Александровна (в замужестве Зубова). В августе 1843 года, возможно, после продолжительной болезни, Екатерина умерла в возрасте 32 лет. Быть может, на помин ее души или во избавление от тяжелого недуга и принял тогда князь решение строить храм с приделом во имя вмч. Екатерины. Следовательно, храм мог быть заложен, весной 1843 года, когда дочь была еще жива или весной следующего года, уже после кончины Екатерины.

http://sobory.ru/article/?object=07406

Купец Иван Иванович Крылов, несмотря на убытки во время пожара, принял решение восстановить церкви на свои деньги. Осенью 1909 г. были изготовлены в Петербурге два колокола и отправлены в Шуньгу. Когда пароход шёл по реке Свирь, разыгралась страшная буря: Онего бушевало. Но как только колокола перегрузили на другое судно, которое должно было следовать дальше, ветер упал, озеро успокоилось. Шуньжане приписывают такую скорую перемену погоды явной помощи святого Николы, покровителя всех путешествующих, в том числе и по водам плавающих. Одна из церквей в Шуньгском приходе была Никольской, отмечались престольные праздники – Никола вешний (22 мая) и Никола зимний (19 декабря). Крылов восстановил церкви, устроил новые святые врата и семисаженную железную решётку по фасаду кладбища. Он произвёл ремонт: были оштукатурены потолки, выкрашены стены, над иконостасом были написаны фигуры ангелов. Входное крыльцо обнесли стеклянными рамами. В память спасения императора Николая II и его семьи на яхте «Штандарт» в Финляндии И.И. Крылов с женою построили на свои средства богадельню для бесприютных престарелых прихожан. «Шуньгская Никольская богадельня И.И. и П.Я. Крыловых» представляла собой два прекрасных здания в центре Шуньги, обеспеченные всем необходимым инвентарём и оборудованием. При советской власти в одном из зданий располагался народный суд и районная столовая, после войны – клуб, а в другом – начальная школа. В середине тридцатых годов XIX в. при шести церквах Шуньгского прихода, в том числе и в Шуньге, были открыты церковно-приходские школы. Они размещались в частных домах. Земское мужское училище было основано в 1863 г. Оно помещалось в наёмном доме. В 1886 г. было построено земское училище. На первом этаже располагались три просторных классных комнаты, на втором – квартиры учителей. При училище был ночлежный приют для учеников и бесплатная столовая для детей бедных родителей. Вот как описывала Шуньгу статья из газеты «Комсомолец» в 1935 г. «В здании бывшей каменной церкви, капитально отремонтированной, открыт прекрасный клуб имени Сергея Мироновича Кирова.

http://sobory.ru/article/?object=36504

В «Метрической книге» этой церкви за 1918 год записи вели те же протоиерей Николай Воронцов и псаломщик-дьякон Павел Лазаревский. С 1908 года церковным старостой был 54-летний князь Алексей Дмитриевич Оболенский, член Государственного Совета. В «Ведомости о церковном старосте» есть запись: «Пожертвовано в пользу церкви в 1911 году один вагон цемента и других потребностей для ремонта церкви на сумму 500 рублей». Имеется небольшое озеро в селе, называемое в народе «Святым». На праздники Николая Чудотворца устраивался заказной молебен, крестный ход и совершались таинства Водоосвящения. Престольные праздники - Никола вешний (22 мая), Никола зимний (19 декабря). Ближайшие церкви: на юге Покровская в селе Хозцы в 5 верстах, на северо-западе Предтеченская в селе Губино в 5 верстах. Закрыта церковь была в 1931 г. Зимой при немецких властях в 1941 г. храм открыли для Богослужений. Небольшая группа прихожан сумела в короткое время собрать по селу многое из церковного имущества. Активно участвовал в сборе икон, утвари и церковной одежды Кирилл Нестерович Лаврушин. По решению Святого Синода было тогда запрещено вести какие-либо моления в пользу немцев. Сразу после освобождения села от немецких войск службы прекратились. До 1970-х годов церковь использовали как склад химических удобрений. Храм передан Калужской епархии 26 декабря 1990 года. Иконостас зимнего придела пожертвован храму иконописной мастерской «КАНОНЪ» Информация с сайта http://www.kozelsk.ru/relig/5.htm Храм построен в 1845 г. князем А.Д. Оболенским. Каменный, с каменной колокольней и оградой; выбелен известью, а внутри оштукатурен и окрашен масляной краской. Длина храма с колокольней составляла 19 саж., ширина - 18 арш., высота карниза - 10 арш. В храме было 3 внешних двери и 4 внутренних, дневной свет проникал в него через 16 окон. Отопление храма было печное. Храм отличался строгостью, упорядочностью архитектуры, некоторой тяжеловесностью пропорций, простотой архитектурного убранства. Храм был двухпрестольный, теплый придел освящен во имя вмч. Екатерины. Во второй половине XIX века храм Николая Чудотворца вместе с храмом Иоанна Предтечи, что в с. Губино и храмом в честь Покрова Прсвятой Богородицы, что в Хостцах вошли в Березиченско-Губинский приход. В храме хранилось Евангелие напечатанное в 1682 г. при патриархе Иоакиме.

http://sobory.ru/article/?object=07406

Более чем через год, 9 ноября 1689 года, боярин князь Иван Борисович Троекуров по царскому указу утвердил передачу земли С.И. Друцкого церкви. Таким образом, история Никольской церкви не закончилась во времена молодости Петра I, а продолжилась благодаря Семёну Ивановичу Друцкому. Новая Никольская церковь оставалась деревянной вплоть до 1800-х гг. В начале XIX века на средства помещика отставного подпоручика Гавриила Михайловича Бабкина был выстроен новый каменный храм взамен старому деревянному. Храм этот был возведён Гавриилом Михайловичем в память о родном 27-летнем брате Василии, погибшем в одном из сражений с наполеоновскими войсками в Восточной Пруссии в 1807 году. Новая церковь была с одной главой, шатровой колокольней «с четырьмя на ней разного сорта колоколами». Главы и кресты обиты белым железом. Стены храма отличались своей строгостью, скупостью украшений – памятник погибшему и не должен быть другим. 19 сентября 1810 года (по старому стилю) благочинный о. Александр Михайлович Широкогоров освятил каменную церковь села Алачино. Главный престол храма остался прежним – в честь святителя и чудотворца Николая, придельный храм освятили в честь Владимирской иконы Божией Матери. В резном иконостасе слева от вызолоченных царских врат хранилась икона Кипрской Божией Матери в серебряной ризе, покрытой золотом, «особенно чтимая прихожанами и соседними селениями». Кроме того, в церкви хранилось Евангелие печати 1636 года и старинный деревянный потир. Позднее вокруг храма была возведена невысокая каменная ограда и каменная сторожка. Храмовым праздником стал «Никола зимний». В селе Алачино и приходских деревнях его отмечали целую неделю – с 6 по 13 декабря. Приход алачинской церкви состоял из самого села и деревень Дмитриево, Пестово, Анохино, Высоково, Пересекино, Филисова Слободка. К концу XIX века в приходе значилось 660 душ мужского пола и 650 душ женского, проживающих в 203 дворах. Причт алачинского храма проживал в собственных домах, построенных на церковной земле. На своё содержание священник и псаломщик получали до 400 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=02894

" Бывали ли вы почти в пустой церкви за ранней обедней и в зимний день, когда почти весь храм тонет во мраке, и грошовые восковые свечи еле означают очертания иконостаса того алтаря, где происходит служба; слыхали ли вы дребезжащий голос дьячка, одиноко выводящего напевы Херувимской, и в этой убогой обстановке изумлялись ли вы величию жертвы Христовой и происходящего среди этого убожества чуда?.. ...Присутствие Бога в уединении чувствуется еще сильней в храме, чем когда он полон толпой " (Е. Поселянин. Идеалы христианской жизни). Вот именно ради этого особого присутствия Божия церковь всегда требовала и требует благоговейного отношения к храму и к происходящему в нем Богослужению. " Аще кто учит невозбранно пренебрегати дом Божий, и бывающия в нем собрания: да будет под клятвою " , — определяет Гангрский собор пятым своим правилом. Древние христиане, отправляясь в храм к общественному богослужению, чрезвычайно строго к нему готовились и наблюдали за собой, чтобы, насколько возможно, достойно предстать пред алтарем Господним и приступить к святым таинствам; заботились не просто о том, чтобы вознести свои молитвы Творцу, но и о том, чтобы молитвы эти были благоугодны Богу. Требовалось, прежде всего, внутреннее очищение от вражды, злобы, зложелательства. Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой, — завещал Спаситель (Мф. V, 23-24). Поэтому христиане стремились к тому, чтобы с умиротворенной душой прийти в храм и здесь " святое возношение в мире со всеми приносити " . К этому призывал и диаконский возглас: " Миром Господу помолимся " . К этому же приглашали нередко и надписи, начертанные на вратах или на фронтоне храма: " Мир тебе, кто бы ты ни был, если ты в мире, с чистым сердцем входишь в сей дом " . В знак этого внутреннего очищения при входе в храм совершалось омовение, для чего у церковных дверей помещалась умывальница.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

– 25 лет назад, как и по всей стране, в Томской области активно начали возрождаться православные храмы. Продолжается ли этот процесс сегодня? – Удивительно, но в советское время в Томской области не только существовало несколько храмов, но даже появлялись новые. В конце 80х-начале 90х годов прошлого столетия этот процесс умножился многократно. Верующие люди, которым прежде приходилось собираться тайно, стали обращаться и к церковной, и к гражданской власти с просьбами об открытии приходов и возвращении им там, где сохранились, исторических церковных зданий. Церковные общины стали образовываться повсеместно, даже в отдаленных от Томска населенных пунктах, таких, как Колпашево, Каргасок, Стрежевой. На сегодня количество только зарегистрированных приходов на территории Томской области насчитывается уже около полторы сотни. И этот процесс продолжается. Что лежит в основе этого процесса? Вера людей и их жажда к церковной жизни. Она ведь не может ограничиться только домашней молитвой. Человек чувствует потребность участия в Таинствах, а это возможно только в стенах храма. Только в церкви можно причаститься, принести покаяние, креститься, венчаться. – Вместе с тем продолжается и строительство кафедрального храма в Колпашеве. Когда планируется полностью завершить работы по его возведению? – Основные работы уже закончены. Но все же еще осталось много дел, которые незаметны горожанам, но от того они не менее важны. Сейчас требуется устранить недоделки на кровле храма, заняться отделкой интерьеров. Недавно был завезен гранит для облицовки пола в верхней части церкви, имеется керамическая плитка для нижнего храма. Но теперь нужны средства на оплату этих работ. Также в храме смонтирована газовая котельная, которая будет обеспечивать храм теплом в зимний период. Не стоит забывать, что храм должен быть благолепным. А значит необходимо приобрести церковную утварь, изготовить иконостас. В новом храме иконостас будет четырехъярусный, таким он сформировался на Руси в эпоху Андрея Рублева и Феофана Грека как представленная в священных образах история отношений Бога и человека. Как раз сейчас мы занимаемся поиском средств на эти работы. И нам в этом активно помогают томские благотворители. Благодаря их поддержке написан нижний (самый дорогостоящий) ярус иконостаса. Эту часть иконостаса изготовили первоклассные московские мастера. Он выполнен в так называемом «рублевском» стиле древнерусской иконописи.

http://pravmir.ru/episkop-kolpashevskij-...

Так закончилась эта поездка. Много лет спустя, летом 1948 года, я, будучи в Германии, вновь посетил Лейпциг. Был субботний вечер, и я зашел в храм-памятник. Он был открыт. Кончалась всенощная, хор пел «Взбранной воеводе». Мне показалось, что в храме нет прежнего убранства, только за правым клиросом в витрине под стеклом лежала священническая риза – какая-то реликвия. Староста провел меня в нижнее помещение – туда, где когда-то проходила наша спевка перед молебном. Теперь здесь располагался зимний храм и был установлен новый иконостас, написанный, как мне сказали, художником из эмигрантов. Людей на службе было мало. Невольно бросилась в глаза группа мальчиков, сидевших на длинной скамье вдоль южной стены. Это оказались малолетние певцы местного хора, свободные от участия во всенощной... Среди других событий тех лет запомнился концерт в декабре 1913 года. Он был закрытым и предназначался специально для гостей – хора моравских учителей из Чехии, приехавшего в Москву на гастроли. Помню, перед этим концертом мы волновались, поскольку среди старших учеников ходили разговоры, что чешский хор поет едва ли не лучше нашего 498 . Как известно, Синодальный хор иногда принимал участие в Исторических общедоступных концертах, которыми руководил С. Н. Василенко. В некоторых из них я тоже пел. Обычно таким концертам предшествовала лишь одна репетиция в училищном зале под рояль (помнится, за роялем нередко сидел один из братьев Шведовых – Иван). Исторические концерты проводились по воскресным дням в Большом зале консерватории. Мы возвращались из собора после обедни» завтракали и парами шли в консерваторию. Там мы забирались на галерку» и Голованов, который был учеником Василенко и сопровождал нас, обыкновенно предупреждал: «Сидите тут тихо, я за вами приду». Мы слушали внимательно весь концерт, а к нужному моменту спускались под предводительством Голованова вниз» на сцену. Петь с оркестром нам было совсем не трудно 499 . Особенно хорошо я помню исполнение баховских «Страстей по Матфею» под управлением Ипполитова-Иванова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010