Следовательно, воспринят ум». Учение Аполлинария, по мысли свв. отцов, полностью разрушает спасительное домостроительство Христа. 2.3.3. Отличия Иисуса Христа от нас по человечеству Господь Иисус Христос родился по человечеству сверхъестественным образом    Со времен Адама все люди подвержены власти первородного греха. Первородный грех, как порча человеческой природы, проявляющаяся в удобопреклонности человека ко злу, наследуется каждым человеком от своих родителей. Бог же есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин.1:5). Божественная жизнь и грех — вещи взаимоисключающие, и ничто греховное Бог не может сделать содержанием Своей Божественной жизни, ни с чем греховным не может вступить в общение и соединиться. Поэтому Христос не мог родиться естественным образом.    На то, что рождение Христа, Мессии, произойдет каким-то особенным образом, имеются указания уже в Ветхом Завете. Например, в Быт.3:15: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее. В этом странном словосочетании семя жены свв. отцы видят указание на особый, таинственный способ рождения Богочеловека. Пророк Исайя говорит: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.7:14). Истолкование этого пророчества связано с некоторыми трудностями и предполагает определенные филологические изыскания, поскольку в древнееврейском языке имеются разные слова для обозначения молодой женщины и девственницы. Так, слово b6;ûl обозначает незамужнюю девственницу, а слово alm, которое и употреблено в Ис.7:14, означает вообще молодую женщину, достигшую брачного возраста. Хотя слово alm может обозначать и женщину замужнюю, но тем не менее в Ветхом Завете в этом значении оно практически не употребляется. При переводе Ветхого Завета на греческий язык в III в. до P. X. оба слова, b6;ûl и alm, могли переводиться как παρθνος, «дева». Именно это слово употреблено в рассматриваемом стихе в переводе 70 толковников.    Отцы Церкви, в частности св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Убийственной ярости дракона недостаточно для разрушения материального мира. Он желает также убить Сына Жены. Здесь Иоанн опирается на одно место в пророчестве Иеремии, которое подтверждает, что в Откр.12 речь идет о судьбе Церкви. В Иер.51:34 святой город Иерусалим жалуется: Пожирал меня и грыз меня Навуходоносор, царь Вавилонский; сделал меня пустым сосудом; поглощал меня как дракон. Для читателей намек был понятен: речь идет о конкретном враге Церкви Христовой, о Римской империи, которую Иоанн изображает под прикровенным именем Вавилон ( Откр.14:8 ; Откр.16:19 ; Откр.17:5 ; Откр.18:2,10,21 ). Говоря о рождении Сына, или младенца мужеского пола (мальчика), автор опирается сразу на два знаменитых места из пророка Исаии ( Ис.7:14 и Ис.66:7 ), подчеркивая тем самым большое значение Сына для народа Божьего. В Ис.7:14 пророк возвещает царю Ахазу: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (ср. Мф.1:23 ; Лк.1:31 ). А в Ис.66:7 в рамках описания последних времен говорится: Еще не мучилась родами, а родила; прежде, нежели наступили боли ее, разрешилась сыном (буквально «мальчиком»). Об этом Сыне, следуя мессианскому Псалму 2, говорится, что Он будет «пасти все народы жезлом железным» ( Пс.2:9 ). Это же высказывание Псалма 2 повторится в Откр.19:15 , где Иисус Христос, восседая на белом коне, свершит свой суд над богоборческими властями. Итак, для Иоанна «Младенец», Сын – однозначно Иисус Христос, который принесет спасение верным христианам. Однако может удивить то, что немедленно после своего рождения «восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его» ( Откр.12:5 ). Почему ни слова не сказано о земной жизни Христа? Дело в том, что восхищение с земли на небо в апокалиптической традиции обладает символической значимостью и предполагает, что на восхищаемую фигуру возлагается эсхатологическая задача. Так уже в Писаниях Ветхого Завета: прежде эсхатона, прежде конца восхищенные персонажи как бы ожидают этого конца на небе. Так, например, о восхищенном на небо пророке Илии в Книге Малахии сказано: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» ( Мал.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   Прообразованиями Матери Господней были также дивныя жены ветхаго завета: пророчица Девора, управлявшая народом израильским; прекрасная Есфирь, заслужившая особенное благоволение царя и спасшая не только себя, но и весь народ свой, — единоплеменников своих, от назначенной им смерти; неустрашимая Юдифь, низложившая грознаго Олоферна, также была прообразом Матери Божией (Юдиф. 13:12).    Подобно этим славным прообразованиям, к Ней же, благословенной в женах, относятся проречения мудрых царей и пророков; например, о доблестной и благословенной жене, облеченной крепостию и лепотою, предъуспевшей и провознесенной над всеми (Прит. 31), о непорочной голубице и единственной невесте Высочайшаго жениха (Прит. 1 и 2). О Ней, как о одушевленной скинии Вышняго, вещает Премудрый, когда говорит: «Премудрость созда себе дом и в нем утверди столпов семь»... О Ней, более чем за 700 лет до явления Ея в мире, радостно воскликнул величайший из всех пророков Исаия: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо «С нами Бог " " (Ис. 7:14). О Ней, равным образом, пророчествовал и Михей, который так утешал сетующий народ: «Произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Котораго происхождение из начала — от дней вечных. Посему Оно оставит их до времени, доколе, не родит, имеющая родить» (Мих. гл. 5).    Так, мои возлюбленные, всемирная слава, от человека прозябшая, — прекраснейший и благоуханнейший цвет всего человечества, не случайно появился в мире: Его посадил и воспитал Сам Бог; а патриархи и праотцы, цари и пророки указали нам на Него, как на единственное сокровище всей земли. О, благоговеем пред Тобою, Пречистая Дево, и «покланяемся Тебе, Пресвятая Богородице, Твоим рождеством явльшая нам свет истинный, Царице небу и земли, надеждо ненадежным, помощнице немощным, и ходатаице всем грешным: Ты нас покрый и заступи от всех бед и нужд душевных и телесных, и буди нам, молимся Ти, заступница святыми Твоими молитвами!» Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3456...

Прообразованиями Матери Господней были также дивныя жены ветхаго завета: пророчица Девора, управлявшая народом израильским; прекрасная Есфирь, заслужившая особенное благоволение царя и спасшая не только себя, но и весь народ свой, — единоплеменников своих, от назначенной им смерти; неустрашимая Юдифь, низложившая грознаго Олоферна, также была прообразом Матери Божией (Юдиф. 13:12). Подобно этим славным прообразованиям, к Ней же, благословенной в женах, относятся проречения мудрых царей и пророков; например, о доблестной и благословенной жене, облеченной крепостию и лепотою, предъуспевшей и провознесенной над всеми (Прит. 31), о непорочной голубице и единственной невесте Высочайшаго жениха (Прит. 1 и 2). О Ней, как о одушевленной скинии Вышняго, вещает Премудрый, когда говорит: «Премудрость созда себе дом и в нем утверди столпов семь» ... О Ней, более чем за 700 лет до явления Ея в мире, радостно воскликнул величайший из всех пророков Исаия: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо «С нами Бог " " (Ис. 7:14). О Ней, равным образом, пророчествовал и Михей, который так утешал сетующий народ: «Произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Котораго происхождение из начала — от дней вечных. Посему Оно оставит их до времени, доколе, не родит, имеющая родить» (Мих. гл. 5). Так, мои возлюбленные, всемирная слава, от человека прозябшая, — прекраснейший и благоуханнейший цвет всего человечества, не случайно появился в мире: Его посадил и воспитал Сам Бог; а патриархи и праотцы, цари и пророки указали нам на Него, как на единственное сокровище всей земли. О, благоговеем пред Тобою, Пречистая Дево, и «покланяемся Тебе, Пресвятая Богородице, Твоим рождеством явльшая нам свет истинный, Царице небу и земли, надеждо ненадежным, помощнице немощным, и ходатаице всем грешным: Ты нас покрый и заступи от всех бед и нужд душевных и телесных, и буди нам, молимся Ти, заступница святыми Твоими молитвами!» Аминь. Информация о первоисточнике

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3456...

Догмат о Богоматеринстве получил окончательное закрепление на III Вселенском Соборе, состоявшимся в 431 году. Опровергавший эту истину Несторий, настаивавший, что Мария родила не Бога, но всего лишь человека Христа, осужден Церковью и назван новым Иудой. 2) Содержание учения о Приснодевстве Божьей Матери (утвержденное на V Вселенском соборе в 553 г.) состоит в том, что до Рождества, в Рождестве и после Рождества Богородица была, есть и навсегда остаётся Непорочной Девой. Этот догмат имеет основание в Священном Писании и Священном Предании Церкви. Ещё задолго до Рождества Господа Иисуса Христа о Его чудесном рождении от Девы возвестил пророк Исаия: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис.7:14 ). Евангелист Матфей подтвердил, что это пророчество относится именно к Преблагословенной Марии ( Мф.1:23 ). В другой своей проповеди Исаия указал через образ запечатанной книги, что Богородица сохранит Своё девство на все времена ( Ис.29:11 ). С книгой или скрижалью Она сопоставляется потому, что как через книгу обнаруживается мудрость её автора, так через Деву обнаружено Премудрое попечение Божие о Спасении человека; кроме того, Сам Её Сын именуется Божьей Премудростью ( 1Кор.1:24 ). Пророк Иезекииль, по вдохновению Духа, подтвердил эту истину, указав на Приснодевство Марии через образ Таинственного Храма, сквозь ворота которого не пройдёт ни один человек, «ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» ( Иез.44:2 ). Храмом Спасовым, Многоценным Чертогом и даже Раем Небесным Богородица именуется потому, что была обителью Сына Божия и явила в Себе место особого проявления Божественной благодати. Девство Богородицы отображает, помимо Её физического состояния, преданность Богу, высочайшее нравственное совершенство и чистоту. А Своей добродетельностью Богородица превзошла любого другого человека. Так, если Предтеча Господень, о котором сообщается, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 )), констатировал, что «недостоин развязать ремень у обуви» Христа ( Ин.1:27 ), то Пресвятая Владычица не только одевала и обувала Христа, но и питала, и охраняла, и правильно воспитывала (см. подробнее: Можно ли называть Богородицу грешной или безгрешной? ).

http://azbyka.ru/bogorodica

«Проси себе знамения», т. е. какого-нибудь удостоверения в том, что слова пророка непременно исполнятся. «Господа Бога твоего». Ахаз не был еще вполне идолопоклонником: он, как видно из 12-го стиха, тогда признавал наружно истинную религию, хотя это не мешало ему вводить в культ иерусалимского храма и культы чуждых богов ( 2Пар.28:2–4 ). В глубину или высоту, т. е. или из области преисподнего мира (явление умершего) или же из небесных сфер (гроза, град и т. п.). Ис.7:12 . И сказал Ахаз: не буду про­сить и не буду искушать Го­с­по­да. Ис.7:13 . Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! раз­ве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Ахаз из боязни, что пророк может выполнить свое обещание относительно знамения, под благовидным, с его точки зрения, предлогом отказывается от знамения. На самом деле то место из книги Второзакония, какое царь имел в виду ( Втор.6:16 ) содержит упрек евреям за то, что они сами часто требовали знамения или чудес от Бога. Пророк понимает настроение Ахаза, понимает и то, что в его упорстве, с каким он отказывается от советов пророка, его поддерживают другие члены фамилии Давидовой и потому, как бы в наказание Ахазу и всему дому Давидову, сам изрекает им знамение от Бога. Ахаз и его родные достаточно уже злоупотребляли терпением людей, т. е. пророков, отстраняя их от всякого влияния на ход государственных дел, – теперь они осмеливаются не принимать прямого содействия от самого Господа. Ис.7:14 . Итак Сам Го­с­по­дь даст вам знаме­ние: се, Дева во чреве при­имет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. «Итак» – по евр. locben значит собственно: «за это-то». «Знамение» – евр. слово «ot», здесь стоящее, значит в Священном Писании : 1) чудо ( Ис.38:7, 22 ; Исх.4:8–9 ); 2) символический знак или действие для удостоверения в какой-либо истине ( Ис.20:3 ; Быт.9:13 ); 3) естественное событие, которого однако никто из людей предвидеть не мог и исполнение которого дает ручательство за то, что в другое, преобразуемое им, событие также исполнится ( 1Цар.2:34 ; 1Цар.10:1, 7, 9 ) и

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

I. Конечно, возлюбленные, Божественная доброта всегда многообразно и многократно (Евр.1,1) проявляла свою заботу о человеческом роде и многие милости своего Промысла благоугодно явила в предшествующие века, однако в последние времена (1Пет.1,20) она превзошла уже всякую меру изобилия привычной щедрости, явившись во Христе для грешников самим Милосердием, для блуждающих - самой Истиной, для мертвых - самой Жизнью, ведь Слово (совечное и равное Творцу) в единство своей Божественности приняло природу нашей униженности, и Бог, Рожденный от Бога, также родился человеком от человека. Обещанное от основания мipa (Быт.3,15) всегда в делах и словах было пророчествовано многочисленными знамениями, но лишь немногих людей смогли бы спасти эти образы и скрытые таинства, если бы Христос Своим приходом не исполнил давно и тайно обещанное. И если тогда происходящее помогало лишь немногим верующим, то сегодня свершенное пособствует уже неисчислимому множеству верных. Следовательно, мы уже приводимся к вере не знаками, не изображениями, но, будучи укреплены евангельской историей, верим и поклоняемся тому, что произошло, и, просвещаясь пророческими свидетельствами, никоим образом не сомневаемся в том, что (как нам известно) было предсказано столькими пророчествами. С одной стороны, вот что сказал Господь Аврааму: И благословятся в семени твоем все народы земли (Быт.22,18). С другой стороны, Давид воспевает пророческим духом обещанное Богом, говоря: Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: " от плода чрева твоего посажу на престоле твоем " (Пс.131,11). Так же говорит Господь через Исаию: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (Ис.7,14), что значит - с нами Бог. И снова: И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его (Ис.11,1). В этой отрасли, без сомнения, была предсказана блаженная Дева Мария, которая, будучи рождена от ствола Иессеева и Давидова и оплодотворена Святым Духом, девственным рождением произвела из материнской утробы новую ветвь человеческой плоти.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/634/...

Ап. Павел называет Иисуса Христа человеком, говоря: Един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ). Един посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. Учение о двух естествах и двух волях в Иисусе Христе и об единстве Лица в Иисусе Христе . Так как Сын Божий воплотился, то в Нем – два естества, или две природы, Божеская и человеческая, соединенные неслитно и нераздельно в одно Лицо. Иисус Христос – Бог и человек вместе, одним словом: Богочеловек 67 . Соответственно двум естествам в Нем и две воли – Божеская и человеческая, взаимно соединенные так, что человеческая воля подчиняется Его Божественному хотению, или Божеской воле. Учение Православной Церкви о Пресвятой Деве Марии, послужившей тайне воплощения Сына Божия . Пресвятая Дева Мария была из племени Авраама и Давида, от которых, по обетованию Божию, должен был произойти Спаситель мира; она была обручена Иосифу (происходившему также из рода Давидова) для того, чтобы он был хранителем ее, так как по достижении совершеннолетия она дала Богу обет всегдашнего девства. Православная Церковь учит, что Пресвятая Мария прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя пребыла и пребывает Девою, и потому называет ее Приснодевою, то есть всегда и неизменно Девою; она учит также, что так как рождение Пресвятой Девою Иисуса Христа было совершенно свято и чуждо греха, то оно было и безболезненно, потому что в числе наказаний за грех Бог определил Еве (и в лице ее всем женщинам): в болезнех родити чада ( Быт.3:16 ). Пресвятую Деву, как послужившую тайне воплощения Сына Божия, Церковь чтит еще высоким наименованием Богородицы. Хотя Иисус Христос родился от Нее не по Своему Божеству, которое – вечно, а по человечеству, однако она достойно названа Богородицей, потому что Родившийся от Пресвятой Девы в самом зачатии и рождении от Нее был, как и всегда есть, истинный Бог . Название «Богородица» взято из слов пророка Исаии, который, предсказывая о рождении Спасителя от Девы, говорит: Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Ис.7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Как Он есть Бог несотворенный, так Он же есть и человек не кажущийся только; и как Он, по божеству, единосущен Отцу, так Он же, по плоти, однороден с Девою, так что истина таинства во всех отношениях явна, и чужда всякого обмана. Если же Дева родила не Бога, то сия Нетленная не великое заслуживает удивление; ибо многие и другие жены родили праведных людей. Если Пророки, предвозвещая неизглоголанное таинство, взывали: се дева во чреве приимет, и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил (Ис. 7:14), что изъясняя Гавриил говоритчто значит: с нами Бог (Матф. 1:23); то для чего, по причине снисхождения Родившегося, уменьшать славу родившей? Но нам конечно скажут вопреки следующее: «все, что рождается, — однородно с рождающею; следовательно, если родившая есть человек: то и рожденный, по необходимости, есть человек». Основательно говорите вы; но рождающая тогда рождает однородное с собою, когда рождение происходит по законам природы, и началом естественного рождения бывает растление, потому что совокупление ведет за собою растление: здесь же, поелику нет и мысли о таком насилии, но совершилось чудо, которое превыше ума, — здесь, где рождение превыше естества, рожденный есть Бог. И так будем исповедовать, что один и тот же и сотворил мир, и даровал закон, и сообщил вдохновение Пророкам, и в последние дни воплотился, и послал Апостолов для спасения языков и народов. Будем убегать мутных и нечистых потоков обмана, т. е., богоборных ересей; — безумства Ария, разделявшего нераздельную Троицу, неистовства Евномия, покушавшегося непостижимое естество вместить в пределы познания, сумасбродства Македония, отделявшего от Божества нераздельно из него исходящого Святого Духа, и нового сего, недавно явившогося, богохульства (Несториева), которое великостию хулы далеко превышает самое иудейство. Ибо Иудеи, отвергая Сына, отнимают у корня ветвь; а сия ересь, вводя, кроме одного Сына Божия, другого, представляет неслитное естество каким-то многоплодным. И так скажем с Павлом: Ибо Он есть мир наш, соделавший (сотворивый-церковнославянский) из обоих одно (Ефес.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И после того, как Его Тело было положено в гробницу, как и другие тела, как же обнаженное Божество сошло во ад спасти души? Тогда скорее Оно сошло погубить их, а не спасти. Потому что никто не может видеть божество в таком виде и спастись. Посему есть нужда в душе, чтобы через душу смогли быть спасены души. И опять же Сам Господь говорит: «Пастырь добрый полагает душу свою за овец; Я есмь пастырь добрый». И опять-таки: «Имею власть отдать» душу Мою, «и власть имею опять принять ее» ( Ин.10:11, 18 ). И опять-таки, является Ангел Иосифу в Египте и говорит ему: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» ( Мф.2:20 ). Итак, свидетельствуется несомненно в Божественных Писаниях о Пришествии Благого и человеколюбивого Бога Слова, что совершенный Храм Он принял на Себя, став Человеком, чтобы спасти весь наш род человеческий. Но ты скажешь, что через Исаию Он сказал иудеям: [ Col. 524 ] «Новомесячия ваши и субботы ненавидит душа Моя» ( Ис.1:13 )? Неразумнейшие! Ибо через этого же великого пророка сказано: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис.7:14 ), и опять-таки: «Ибо младенец родился нам» ( Ис.9:6 ), и «Это человек», и «Кто познал Его?» ( Ис.53:8 ). И об этом выразил о Себе Господь, что во время Его Пришествия, когда Он собирался сотворить столь многие и великие чудеса и знамения в субботы, а они вместо того, чтобы благословить Его, по навету диавольскому оскорбляли Его. Как я уже говорил – и через это и то было предуказано. Что же ты на это скажешь, бездушный? И ты погиб вместе с другими ересями. 12 . Церковь же Кафолическая сия, правильно читающая и точно исследующая Божественные Писания, утвердила себя на камне – совершенная голубица, имеющая кормило правой и благочестивой веры в корабле апостольском. Волны же, накатывающие на неподвижную скалу и вспенивающиеся, в себя отражаясь, исчезают. Под треволнением понимай все ереси. Мы же, прошу, этой триплетеной и нераздельной вервью да будем вязать снопы, я имею в виду – да соблюдаем заповеди, чтобы достичь нам спасительной гавани, Царства Небесного и скажет нам Бог Слово, Сын, Премудрость Отчая: «Вот я и дети, которых Ты дал Мне» ( Ис.8:18 ), и удостоит нас такими словами: «Хорошо, рабы верные и добрые, в малом вы были верны, над многим вас поставлю, вой дите в уготованное вам Царство» ( Мф.25:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010