Божественная истина о Святой Деве Богородице составлена из двух истин: одна – та, что Святая Дева есть Приснодева (ειπαρϑνος); а вторая – та, что Святая Дева есть Богородица (Θεοτος). Обе эти истины вытекают из единого Божественного источника – из Святого Откровения. И та, и другая суть Божественная действительность в границах человеческого мира. а) Приснодевство Пресвятой Богородицы предсказало ветхозаветное пророческое видение и подтвердила новозаветная Богочеловеческая реальность. Своим богодухновенный словом ветхозаветный евангелист предсказал великую новозаветную истину о рождении Бога от Девы: « «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил: еже есть сказаемо, с нами Бог»» ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ). Боговидец Моисей, которому Бог открыл многие новозаветные истины, видел на горе Хориве в таинственном явлении несгораемой купины прообраз лица Святой Девы Богородицы, Которая, рождая и родив как Дева воплощенного Бога Слова, присно остается Девой, не перестает быть Девой ( Исх.3:1–8 ). В чудном видении Господь возвещает святому пророку Иезекиилю несокрушимую истину благовестия о Пресвятой Богоматери: Ее пречистое девство до воплощения и по воплощении Бога Слова. Открывает же Он ему это в символическом видении святых врат, через которые проходит только Господь Бог наш, и они остаются навсегда затворенными ( Иез.43:27, 44:3 ). Новый Завет благовествует нам о том, что Пресвятая Дева Мария родила Спасителя как Дева, без участия мужа. Об этом нам свидетельствует сама беседа между святым благовестником, Архистратигом Гавриилом, и Пресвятой Девой Марией. Он Ей возвещает, что Она родит Спасителя мира; а Она в изумлении спрашивает его: «Како будет сие, идеже мужа не знаю?» На это Ей небесный благовестник отвечает: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя. Темже и раждаемое Свято, наречется Сын Божий» ( Лк.1:31, 34, 35 ). Удостоверение о таком безмужном зачатии Спасителя от Святой Девы получает праведный Иосиф, хотевший отпустить Ее по причине Ее беременности; ему Ангел является и открывает, что зачатое во Святой Деве есть от Духа Святого ( Мф.1:20 ). По Божию откровению, святой евангелист Матфей свидетельствует: «Обрученней убо бывши Матери Его Марии Иосифови, прежде даже не снитися има, обретеся имущи во чреве от Духа Свята» ( Мф.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

«Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]» ( Ис. 40:1–5 ). Это говорит пророк о Предтече Христовом Иоанне. А вот что говорит он о Самом Господе Иисусе Христе: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» ( Ис. 11:1 ). «Се, Дева во чреве пришлет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил», что значит «с нами Бог» ( Ис. 7:14 ). «Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века» ( Ис. 9:6–7 ). «И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится... ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море... к корню Иессееву... обратятся язычники, – и покой Его будет слава» ( Ис. 11:2–3, 9–10 ). «И... гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы... ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима» ( Ис. 2:2–3 ). «Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш... Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» ( Ис. 35:3–6 ). «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» ( Ис. 26:19 ). Так изображает пророк чудеса Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Спаситель мира благоволил родиться от Пресвятой Марии, которая как была и пребывает Девою прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя, потому называется Приснодевою. Православная Церковь почитает Ее еще другим наименованием Богородицы. Хотя Иисус Христос родился от Нее не по божеству Своему, которое есть вечно, а по человечеству, однако Она достойно названа Богородицею, потому что Родившийся от Нее в самом зачатии и рождении от Нее был, как и всегда есть, истинный Бог. Основание к названию Пресвятой Девы Богородицею можно найти и в Свящ. Писании. Пророк Исаия предсказал, что Пресвятая Дева родит Еммануила, т.е. Бога, принявшего на Себя человеческое естество. Се Дева во чреве приимет, говорил он, и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Ис.7:14 ). Также праведная Елисавета, мать Иоанна Крестителя, называет, по внушению Духа Святого, Пресвятую Деву Матерью Господа, а это наименование равносильно наименованию Богородицы. Евангелист Лука повествует, что Пресвятая Дева, получив весть от Архангела о рождении Спасителя, поспешила к родственнице своей праведной Елисавете, и приветствовала ее. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец (будущий Предтеча) во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего. И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне? Так праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, назвала Деву Марию Матерью Господа ( Лк.1:39–43 ). Наконец, о рождении Спасителя от Пресвятой Богородицы нужно заметить и то, что, поскольку рождение это было совершенно свято и чуждо греха, то было и безболезненно, потому что в числе наказаний за грех определил Бог Еве в болезни рождать детей. По всему этому мы веруем, что Пресвятая Дева Мария, удостоившаяся быть Матерью Господа, превосходит благодатию и приближением к Богу, а, следовательно, и достоинством, всякое сотворенное существо; и потому православная Церковь чтит Ее, как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Ис.7:9 . и глава Ефрема – Самария, и глава Самарии – сын Ремалиин. Если вы не верите, то по­тому, что вы не удостоверены. Господь объявляет через пророка Ахазу, что ни царь сирийский, ни царь израильский не завладеют Иудеей, а останутся – и то недолго – владыками своих только прежних владений. Царству же Израильскому через 65 лет угрожает окончательное падение. Последнее предсказание, вероятнее всего, имеет в виду не разрушение Самарии, которое последовало вскоре, лет чрез 13 после изречения этого пророчества (723 г.), а отведение в Ассирию остатков народонаселения Израильского царства и заселение опустошенной территории бывшего Израильского царства переселенцами из Месопотамии при ассирийском царе Атар-Гаддоне ( 4Цар.17 и сл. 1Ездр.4:2 ). Таким образом, пророк, очевидно, считает в этих 65-ти годах 14 лет правления Ахаза † 29 лет правления Езекии и † 22 года правления Манассии. «Если вы не верите». Пророк замечает недоверие Ахаза к его словам и намекает ему на возможность получить удостоверение в истинности только что сказанного. Перевод: «если вы не верите, то не устоите», какой предлагается здесь новыми толкователями, довольно неясен. Ис.7:10–16 . Замечая неверие Ахаза словам Исаии, Бог чрез пророка предлагает Ахазу, для его убеждения, какое ему угодно знамение. Однако Ахаз, решившийся уже на известный образ действий, не желает вступить чрез это в какие бы то ни было обязательства по отношению к Всевышнему и под лицемерным предлогом отказывается от знамения. Тогда пророк, раздраженный этим упорством, возвещает от Господа знамение, которое должно удостоверить династию Давида в безопасности от наступающих врагов: Дева родит Сына, Которому дадут имя Еммануил, и прежде, чем этот младенец Еммануил станет способным различать между добром и злом, Иудея будет совершенно свободна от врагов. Ис.7:10 . И про­должал Го­с­по­дь говорить к Ахазу, и сказал: Ис.7:11 . проси себе знаме­ния у Го­с­по­да Бога твоего: про­си или в глубине, или на высоте. «И продолжал Господь». Имя Господь – Иегова поставлено, вероятно, вместо имени пророка, которое первоначально могло быть написано в сокращенном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

« И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 10-14). Поэтому на нападки иудеев и, соответственно, на иудействующий лепет Кочеткова, святые отцы отвечали и отвечают: знамение – это некое необычайное событие; но что же необычного в том, если жена (женщина), как вы мните, родит сына?! Женщины это делают от века, и ничего необычного в этом нет. А вот когда рождает Дева – это, конечно, знамение! Так что по духу и смыслу Св.Писания и пророк Исайя по-еврейски писал именно о Деве (Ис. 7: 14), а не о «молодой женщине». Замечу еще, что, к примеру, я, на основании сего учения свв.отцов, неоднократно рассказывал об этом пророчестве Исайи своим ученикам (молодежи 13-18 лет) на «молодежке» при нашем храме. Этому же учат детей все более или менее грамотные преподаватели православных воскресных школ. И что поразительно, даже дети это знают, а вот мнящийся «великим учителем» Кочетков таких простых вещей не знает. Зато усердно повторяет древние иудейские хулы на Господа нашего Иисуса Христа и Божию Матерь! Отсюда совершенно правильным является запрет о.Иоанна (Крестьянкина) поминать на проскомидии этого, даже не просто лжеучителя, а изрыгающего чудовищные хулы несчастного, заблудшего человека! Протоиерей Георгий Городенцев , кандидат богословия, Одесса Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/05/01/be...

Если хочешь взять и самого Моисея, воздеянием рук изображающего крест и этим знамением обращающего в бегство Амалика (см.: Исх.17:1113), то можешь видеть осуществление этого образа и Амалика - покоряющимся кресту. Имеешь и Исаию, немало приносящего тебе для уяснения настоящей благодати. Ибо от него ты преднаучен о безневестной Матери, о безотчей плоти, о безболезненно рождающей, о нескверном рождении. Так говорит пророк: се, дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Мф.1:23; Ис.7:14). Что же касается до того, что деторождение было безболезненно, то прежде узнай, что так и надлежало тому быть. Так как всякое наслаждение соединено со страданием, то совершенно необходимо, чтобы когда из этих двух нераздельно мыслимых состояний нет одного, не было и другого; где страстное удовольствие не предшествовало рождению, там не последовало и болезни (рождения). Эту мысль подтверждает и пророческое слово: прежде неже приити труду чревоболения, избеже и породи мужеск пол (Ис.66:7); или, как сказал другой толкователь, прежде нежели мучилась родами, родила. От этой, говорит пророк, Девы Матери, Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, Егоже началство бысть на раме Его... велика совета Ангел (Ис.9:6). Сей сын яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен (Ис.53:7). Лучше же, как сказал Иеремия, он яко агня незлобиво ведомо на заколение. Он есть тот хлеб, в который влагают древо враги хлеба и древа (Иер.11:19). Наиболее же очевидное и ясное указание получаем от пророка, чрез которого ясно преднаписано таинство, - говорю об Ионе, безвредно сокрывшемся в ките и без болезни изшедшем из кита и тремя днями и столькими же ночами, проведенными во внутренностях кита, преднаписавшем пребывание Господа во аде (см.: Ион.2:111). Это и подобное ему надлежало бы изыскивать и выбирать из каждой книги Священного Писания, ибо все это видишь в настоящем. На настоящем светлом празднестве весь закон и пророцы висят (то есть утверждаются), как говорит негде Евангелие (Мф.22:40), и всякое боговдохновенное слово и закон, по слову Павла, совершаются в этой благодати (см.: 2Тим.3:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/711/...

Царь Иудеи (Южного царства) Ахаз беспокоился: Израиль (Северное царство) заключил союз с Сирией и готовился напасть на Иудею. Сможет ли он противостоять такому нашествию? И тут ему навстречу вышел пророк Исайя: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее (Ис 7:14-16). Если читать это пророчество в историческом контексте, смысл его кажется вполне очевидным: некая девушка забеременеет, родит сына (вполне естественный процесс), и этот ребенок будет еще совсем маленьким, когда обоих угрожающих Ахазу царей уже не будет в живых. Возможно, речь шла о жене Ахаза (еврейское слово , альма, могло подразумевать и юную замужнюю женщину) или о ком-то, кто стоял поодаль; Исайя даже мог в этот момент показывать на нее пальцем. Но любой, кто читает этот текст сегодня, видит в нем пророчество о рождении Иисуса Христа от Девы. Неужели евангелист Матфей (Мф 1:23) нафантазировал, когда привел это пророчество именно в таком смысле? Конечно же, нет. В этом особенность практически всех пророчеств: они обычно указывают на конкретно-исторические события, но в них содержится и нечто большее, чем сами эти события. В них Бог раскрывает, как именно Он действует в этом мире, на каком языке говорит с людьми. И когда происходит нечто похожее (не только по внешней канве, но и по сути событий), библейские авторы осмысливают это как продолжение той же самой линии пророчеств. Можно привести пример из недавних лет. После катастрофы на Чернобыльской АЭС многим вспомнились строки из Откровения Иоанна Богослова: упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки (Откр 8:10-11). Дело в том, что один из видов полыни действительно называется «чернобыльник». Но значит ли это, что Иоанн Богослов писал конкретно о Чернобыльской катастрофе? Нет, конечно. Но и о ней тоже. Потому что он дал нам язык образов, говорящих о конце нашего мира. Эта катастрофа – еще один шаг к тому, что описано в Откровении, но это не означает, что не может быть какой-то иной «звезды полыни», в ином месте и в иное время.

http://foma.ru/chto-takoe-prorochestvo.h...

В молодости свойственно человеку много говорить, веселиться, быть постоянно в обществе; но Св. Дева была чужда удовольствий. Еще в храме Иерусалимском, когда здесь воспитывала себя на служение Господу, дала обет девства, с тем, чтобы всей своей жизнью посвятить себя Господу, Ему одному служить постоянно. Поэтому уделом своего жития избрала Она смирение, размышление, пост, молитву и уединение. При таких обстоятельствах Ее святейшего жития является к Ней небесный посланник, когда Она в скромной, бедной и одинокой горнице своей тихо размышляла об обетованиях и утехах, имеющих быть посланными избранному народу Божьему, когда возносила взор свой к престолу небесному и молила Господа о ниспослании народу Божьему Избавителя мира, столь давно желанного для водворения в мире между людьми мира, с поникшей главой внимательно читала книгу пророка Исаии: «вот Дева во чреве зачнёт и родит Сына, и нарекут Его Еммануил (что значит с нами Бог)» ( Мф.1:23 ; Ис.7:14 ). «Радуйся благодатная!» благовествует Ей небесный посланник. Мария, погруженная в предмет своего размышления и молитвы, казалось, не слыхала этого приветствия. «Господь с Тобою, – прибавил Ангел, – благословенна Ты в женах» ( Лк.1:28 ). Мария смутилась от этих слов: Ей казалось такое приветствие слишком высоким. Смирение Ее заставляет Ее опасаться. Проникнувший смущение души Девы светоносный вестник ответил Ей: не бойся, потому что зачнешь во чреве и родишь Сына – Спасителя миру, которому должно дать имя Иисус и этот Твой Сын будет столько велик, что Он наречется Сыном Вышнего. Это будет Тот, обетованный Отцом, Которому Бог даст престол Давида Отца Его. Он воцарится над домом Иакова и царство Его никогда не окончится. Поняла теперь Дева, для чего совершилось на земле такое необычайное явление. Она не может более уже молчать, сознает свое девство и слова Ангела оказываются для нее непостижимыми, почему и спрашивает Его: «Како будет сие, иде же мужа не знаю?» Ты и не познаешь мужа, отвечает бесплотный. «Дух Святой найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя» ( Лк.1:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Сущий и предсуществовавший, явившийся как человек Далее, продолжая линию противопоставления событий, говорится: тогда, во время перехода через море «глубину шествова немокренно» – тогда по (морскому) дну шел Израиль, не омочив стоп . А сейчас, имея в виду новозаветное время, Дева «безсеменно» (непорочно) зачала и родила Христа – буквально «помазанника». После этого как бы в завершение ветхозаветного чуда воды Красного моря сошлись и снова стали непроходными. Так и в Новом Завете «Непорочная по рождестве Еммануилеве пребысть нетленна» – завершением непорочного рождения Еммануила (евр. с нами Бог), предсказанного еще пророком Исаией – «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7: 14), – становится факт нетленного, в данном случае девственного состояния Богоматери по Рождении Спасителя, так как греческий текст догматика имеет слово «φθορος», что в переводе на русский язык означает «девственно» . Данный отрывок обращает внимание на непреложную доктрину христианского богословия, согласно которой Дева Мария непорочно, бессеменно зачала Иисуса Христа от Духа Святого, не почувствовав физических тягот деторождения. Преподобный Нил Синайский говорит: «Владыка наш Христос, рождеством Своим отверзший непорочные ложесна, Сам по рождестве запечатлел их собственною премудростью, силою и чудодействием, нимало не повредив печатей девства» . После сравнения ветхозаветных и новозаветных исторических событий, образов следует традиционная для молитвенных песнопений кульминация, которая начинается торжественным обращением к центральной фигуре всего повествования – «Сый и прежде сый, явлейся яко человек». «Сый», в греческом оригинале ν, еврейское Яхве, то есть Сущий – одно из личных имен Бога, которое означает самобытность Бога, говорит, что Он имеет жизнь в Самом Себе, а также указывает на Божественное бытие как на истинно существующую вечную и неизменную реальность. Использование Божественного имени «Сущий» примечательно для догматика пятого гласа, ведь оно было провозглашено Моисею в момент явления Неопалимой Купины (Исх. 3:14).

http://pravoslavie.ru/143934.html

[К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слово: Вседержителя. На слова из пророка Иеремии: Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих и проч. (Иер.32:19).] Огласительное поучение девятое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И также на слова Иова: Кто этот, омрачающий Провидение словами без смысла? и проч. (ср. Иов38:2).] Огласительное поучение десятое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И во единаго Господа Иисуса Христа; и также на слова из Первого послания к Коринфянам: Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им и проч. (1Кор.8:5–6).] Огласительное поучение одиннадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Бога истинна, Имже вся быша. И также на слова из Послания к Евреям: Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, и проч. (Евр.1:1–2).] Огласительное поучение двенадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: воплотившагося и вочеловечившагося; также на слова Исаии: И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа и проч. (Ис.7:10). Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему, Еммануил, и проч. (Ис.7:14).] Огласительное поучение тринадцатое. [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Распятого и погребенного; и также на слова Исаии: Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? и проч. Как овца, веден был на заклание (Ис.53:1, 7).] Огласительное поучение четырнадцатое.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010