Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 6  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий Рождество Пресвятой Богородицы Праздник установлен Церковью в 4 веке и является первым двунадесятым праздником церковного года, ибо по старому стилю церковный год начинался 1 сентября. Об обстоятельствах, связанных с этим событием, поведало нам Предание. В небольшом галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара — Иоаким и Анна. Оба супруга были праведны и благочестивы. Святые супруги Иоаким и Анна долгое время были бездетны и плакали о том, что у них нет детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Божиим. Тем временем жена его, бывшая дома, тоже услышала, что первосвященник в храме отказался принять их дары из-за бездетности. Она узнала также, что муж ее, скорбя и плача, ушел в пустыню, и сама заплакала. Анна пошла в свой сад, села под лавровым деревом, вздохнула и, взглянув на небо полными слез глазами, заметила вверху, на дереве, гнездо, в котором пищали маленькие птенцы. «Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости», — подумала Анна. Внезапно ей явился ангел Господень. Он сказал: «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария». В то же самое время ангел явился в пустыне и Иоакиму. Он сказал: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое». Удивленный Иоаким, благодаря всем сердцем Бога, с радостью поспешно отправился в Иерусалим, к храму. Там, как сказал ему ангел, он увидел Анну, молящуюся Богу у Золотых ворот, и рассказал ей об ангеле. Она также рассказала мужу обо всем, что видела и слышала о рождении Дочери. Помолившись Господу и поклонившись Ему в храме, супруги вернулись домой.

http://azbyka.ru/video/rozhdestvo-presvy...

Рождество Пресвятой Девы – начало домо-строительства нашего спасения. Еще не Сам Господь Спаситель мира рождается, а Его Пречистая Матерь, не самое Солнце мира восходит уже, а только занимается предрассветная заря, как бы утренний ветер разносит во все концы мира благую весть о скором появлении Солнца. Почему же так радостно Рождество Богоматери? Не говорил ли Предтеча Господень еще до явления Христа миру, что Бог может и из камней воздвигнуть чад Аврааму ( Мф. 3.9 )? Не мог ли Он уготовить и Матерь Себе единым манием Своего всемогущества? Когда впоследствии одна из жен, в восторге от слов благодати, исходивших из уст Иисусовых, воскликнула: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие», то не сказал ли Господь: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его» ( Лк. 11.27–28 )? И эти слова Господа повторяются почти во все Богородичные праздники. Конечно, мог Бог всемогущею силою Своею создать во едино мгновение как чад, так и Матерь Себе, но Он хотел спасти нас. Спасти же нас мог только Спаситель, сродный нам – единый с нами по природе. Ветвь может жить только тогда, когда она едино с лозою, а не чужда ей по природе. Так и мы можем жить во Христе полною жизнью, потому что Он вочеловечился, принял наше естество. Единым с нами по природе Христос стал, родившись от Матери из среды человечества. И Ангелов Бог посылал на служение нашему спасению, о том мы читаем с первых страниц Библии , но посольства этого было для нашего спасения мало... Ангелы – «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1.14 ), однако для совершенного спасения нашего не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово... Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь ( Евр. 2.16–18 ). Рождество Богоматери, сродной нам, и празднуется ныне светло, и весь мир призывается к этой радости...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Собрался народ, и пришел в смятение» «В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами», – продолжает евангелист. Иудеи времен земной жизни Христа Спасителя действительно были уже во множестве рассеяны по разным странам. Однако на большие праздники, в том числе и на Пятидесятницу, Иерусалим наполнялся многочисленными паломниками, прибывшими из общин иудейской диаспоры в землю своих отцов. Большая часть паломников давно утратила разговорный еврейский язык, предпочитая наречия тех стран, где они обычно проживали. В Иерусалиме можно было услышать самые разные языки и говоры со всех концов необъятной Римской империи и даже из–за ее пределов. «Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием». Необычайность такого явления привлекла к дому множество народа, быть может, шедшего в храм на утреннюю молитву. Вероятно, перед домом была большая площадь. Народ был поражен непонятным явлением. Всем было ведомо, что апостолы – жители Галилеи, люди простые, некнижные. Однако то, что они говорили в тот момент, было чудесным образом понятно всем, независимо от языка и наречия. «И все изумлялись и дивились, говоря между собой: сии говорящие не все ли Галилеяне – рассказывает апостол Лука, – А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина». Из этого видно, что не всеми одинаково было принято это чудесное событие. Люди благомыслящие справедливо видели в этом необыкновенное знамение, пытаясь догадаться, что оно предвозвещает. Но люди неверующие, бывшие, может быть, из среды враждебной Христу Спасителю фарисейской и саддукейской партии, стали насмешливо объяснять происшедшее опьянением. Проповедь апостола Петра Тогда к собравшимся вышел апостол Петр и сказал: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Вог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» ( Деян. 2.14–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сретение Господне соединяет в себе черты Богородичного и Господского двунадесятого праздника. Продолжается он 8 дней: с 2/15 февраля до 9/22 февраля Главную мысль и основное настроение праздника выражает тропарь: Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,/просвещаяй сущия во тьме./Веселися и ты, старче праведный,/приемый во объятия Свободителя душ наших,/дарующаго нам воскресение Не может ли почитание святынь увести от Бога в идолопоклонство? иеромонах Иов (Гумеров) Почитание икон и других святынь в Православной Церкви основывается не только на многовековой традиции, но и на твердом богословском фундаменте. Особое значение имеют труды преподобного Иоанна Дамаскина , который опирался на идеи святого Максима Исповедника . Последний в «Мистагогии» дает толкование литургических образов. Между образом и первообразом может существовать не только условная, но и реальная (онтологическая) связь. «Для обладающих [духовным] зрением весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатленным во всем чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всем умопостигаемом мире, познаваясь [там] благодаря своим логосам. Ибо чувственный мир существует в умопостигаемом посредством своих логосов, а умопостигаемый в чувственном – посредством своих отпечатлений» ( Максим Исповедник , преподобный. Мистагогия. Введение). Вещественное начало способно к обожению. Оно при определенных условиях может вместить в себя божественные энергии. Эта мысль имеет основание в Священном Писании. В Деяниях святых апостолов говорится об апостоле Павле: «На больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» ( Деян. 19:12 . Вещественные предметы, которыми пользуется угодник Божий, освящаются и приобретают целительную силу. Тем более тело святого, которое становится чистым сосудом благодати Божией, может воспринимать сверхъестественные благодатные силы. На этом основано почитание святых мощей. Это тоже имеет подтверждение в Библии: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13: 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сын Божий по Своему Божеству всегда имел и имеет полную и всякую власть во всем мире. Теперь же, по Воскресении, Он принял власть над всем и над всеми по человеческой природе: Дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ). Иисус Христос на глазах Своих учеников поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде ( Деян.1:9–10 ). Эти явившиеся ученикам два Ангела сказали: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян.1:11 ). Таким образом Ангелы возвестили, что перед концом нашего мира будет Второе Пришествие Христа на землю. Священное Писание говорит, что на этот раз Господь придет уже не для проповеди, а для подведения итога жизни всех людей. Каждый человек получит от Бога определение своей участи в мире вечности. Для кого-то эта вечность будет светлой и радостной, а для кого-то — мрачной и страшной. Время Второго Пришествия Христа нам не открыто. И от того, как мы живем, как исполняем в жизни волю Божию, зависит не только наша земная жизнь, но и вечная. Вопросы: 1. Где теперь Иисус Христос? 2. Что Он поручил Своим ученикам? 3. Человеческая или Божественная природа Иисуса Христа возносится на небо? 4. Вернется ли телесно Иисус Христос на землю и когда? 50. Праздник Вознесения Господня Праздник Вознесения Господня в честь восхождения Воскресшего Иисуса Христа на небо является великим и двунадесятым. Он празднуется в четверг — сороковой день по Светлом Христовом Воскресении. В праздничном тропаре говорится: «Вознесся во славе, Христе Боже наш, радость сотворивший ученикам обещанием Святого Духа, уверив их Своим благословением, что Ты — Сын Божий, Спаситель мира» (русский перевод). В богослужебных текстах осмысляется дело Христово на земле и само событие Вознесения: «Не оставляя недр Отца Своего (то есть не разлучаясь с Богом Отцом) и с земными пожив (живя на земле с людьми), как человек, Ты ныне, Сладчайший Иисусе, с горы Елеонской вознесся во славе и падшую (согрешившую) нашу природу, милостиво вознесши, посадил с Отцом Своим. Поэтому бесплотные Ангельские чины, удивляясь этому чуду, ужасались, одержимые страхом и трепетом, и славили Твое человеколюбие. С ними и мы, земные, прославляя Твое пришествие к нам и Вознесение от нас на небо, молимся, говоря: исполнивший при Своем Вознесении бесконечной радости учеников и родившую Тебя Богородицу, удостой радости и нас, избранных Твоих, по молитвам их, ради великой Твоей милости» (стихира вечерни в русском переводе).

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Это будет лучшее празднование. Это – истинное богопочитание, приличествующее Рождеству. Смотрите: пастухи по слову ангелов пришли, узрели Богомладенца, – и возвратились… славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели… ( Лк. 2:20 ). Волхвы, падши, поклонились Христу ( Мф. 2:11 ). А ангелы пели славословие: слава в вышних Богу и на земли мир… и радовались за нас: …в человецех благоволение ( Лк. 2:14 ). К их лику и мы должны примкнуть… И во всяком случае – нельзя расстраивать хора их и Церкви… Вообще лучше идти за Церковью; а она уже стала славословить Спасителя, забыв себя. Слава в вышних БОГУ! А если уж и думать о себе, о своей духовной жизни, – то опять – во славу Божию: то есть чтобы лучше подготовить себя к достойному прославлению Господа на праздниках и к неомрачаемой радости… И только!.. Для этого хорошо и попоститься, и исповедаться… Но и это все не так, как в другие дни или посты, – а с большой надеждой на Спасителя, с большим миром в душе… Пред восходящим солнцем – Христом наш душевный туман как-то незаметно тает сам… Пришла радость… Точно и нас коснулся голос ангела: не бойтесь! я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам… (следовательно, и нам!) Спаситель… Христос Господь! ( Лк. 2:10–11 ). Не бойтесь же! И это было (и есть, слава Богу) в душе моей. Даже другие почувствовали. Один монах, глядя на меня, улыбаясь спросил: почему такое настроение у меня, – тогда как в иные дни нередко – лоб нахмурен? – Предпразднство началось! – ответил я с сдержанной тихой радостью… О «милости» же не будем беспокоиться: Он «прежде прошения нашего», знает нужды наши ( Мф. 6:8, 32 ) и исполнит их. И чем меньше мы будем думать о себе, а больше – о Нем, тем больше получим. Ибо – это есть и большая любовь к Нему, когда мы меньше думаем о себе… Больше веры в Него, в Его Промысл! Это ли не угодно Ему? «В день рождения своего царь (земной) бывает щедр и раздает весьма много милостей», – говорит святитель Амвросий Медиоланский . Конечно, и Господь, – не для Себя пришедший, а для людей, – готов всегда исполнять их просьбы (душеполезные, разумеется). Он Сам сказал: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили; но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Это верно. Но нужно глядеть еще дальше: а откуда он? – От отца греха и исконного «человекоубийцы» – диавола ( Ин. 8:44 ). По слову Самого Господа, враг, сеющий плевелы, то есть грехи, страсти, зло, – есть диавол ( Мф. 13:39 ). Он не только нас, но и Самого Спасителя пытался искушать в пустыне в течение сорока дней ( Лк. 4:2 ). Он вложил и Иуде мысль о предательстве ( Ин. 13:2 ). Он обладал бесноватыми ( Деян. 10, 38 ). Всякий грешник есть сын диавола ( Деян. 13:10 ). Кто делает грех , тот от диавола, ибо сначала диавол согрешил ( Ин. 3:8 ), а потом соблазняет и других. Не будем вдаваться в рассуждение о том, как сам диавол согрешил. Епископ Феофан Затворник говорит, что это чрезвычайно трудно постигнуть! Первый ангел, наслаждавшийся блаженством богообщения, восстал. Это тайна, – говорит он. Но что в мире этом идет именно борьба диавола против Бога, и именно – в людях, как Божием творении, – это вне всякого сомнения. И наоборот, наша ответная борьба в конце концов есть борьба против диавола. Это особенно сильно и определенно высказал святой апостол Павел: Укрепляйтесь Господом и могуществам силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских: потому что наша брань – не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый, и, все преодолев, устоять ( Еф. 6:10–13 ). Мы уже не раз писали об этом. Но нужно, необходимо, важно повторить это, где уместно. А в нынешний праздник это положительно необходимо, по смыслу его, так как самая суть праздника связана с этой «бранью», войной. Вот мы все это «знаем» памятью, а не всегда ощущаем опытно. Даже отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике писал, что сначала он не понимал ясно такой силы и злой энергии бесов. А после – опытно увидел. И святые подвижники зрели это воочию: их вся жизнь полна явной борьбы с бесами. Этим полны жития святых. Но если мы обратимся и к молитвам, то увидим, как часто Церковь внушает нам просить помощи в борьбе против «невидимых врагов».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Этот праздник – не только воспоминание о уже произошедшем. Как и большинство христианских праздников, Сретение много больше исторического события, к которому привязано, можно сказать, что оно продолжается и повторяется каждый день вот уже более двадцати веков и будет повторяться, пока окончится земная история и не начнется вечная в Царствии Божием. Потому что Сретение – это еще и личная встреча со Христом каждого из нас. Ведь мы также нуждаемся в обновлении и преображении, нуждаемся в очищении и искуплении. К нам также обращен призыв апостола Павла отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф.4:22–24 ). А сделать это можно только со Христом – выйдя Ему навстречу и благоговейно приняв Его в свое сердце и душу, как принял Его на руки праведный старец Симеон. «Выйдем все навстречу Христу озаренными, и вместе со старцем Симеоном примем Оный сияющий и вечный Свет, и вместе с ним ликуя душею, благодарно воспоем хвалебную песнь Родителю и Отцу Света, Который послал Свет истинный, и отъял слепоту с наших глаз и всех нас соделал светозарными. Потому что чрез него также и мы увидели Божие Спасение, Которое он уготовал пред лицем всех людей и явил Его во славу нас, Нового Израиля. И мы также одряхлели вследствие оного мрачного греха, и подобно тому, как Симеон, когда увидел Христа, освободился от здешней жизни, так и мы сразу стали свободными [от уз греха]. И мы также верою взяв в свои объятия Христа, пришедшего из Вифлеема, стали из язычников народом Божиим (потому что Он есть Оное Спасение, Которое нам послано от Бога и Отца) и душевными очами увидели Бога и, увидев пришествие Божие и прияв Его на руки ума, мы называемся “Новым Израилем”, и этот праздник, отнюдь никогда не имея предать забвению, мы сегодня совершаем», – учит и призывает всех нас святитель Софроний Иерусалимский . К сожалению, многие считают, что для спасения достаточно принять православное Крещение, посещать церковные службы, исповедоваться и причащаться.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

14). Так остается неясным, куда же «возвратился» в первый раз Христос после крещения, пред искушением в пустыне, ибо сказано (после этого слова): и поведен был Духом в пустыню ( Лк. 4:1 ). И зачем с левой стороны Иордана, близ Иерусалима, Ему нужно было бы заходить в Назарет? И сказано: немедленно (по-славянски «абие», то есть тотчас) Дух Святой повел Его на искушение. Все это побуждает нас думать, что Христос не заходил в Назарет. А куда же? Можно думать, что выражение Луки возвратился означает или вообще «ушел от Иордана», или же пошел на север, в Галилею, откуда и приходил к Иоанну из Назарета Галилейского ( Мк. 1:9 ), но не в место своей жизни, а куда-то в пустыню. А пустыня была по левую сторону Иордана; Назарет же – по правую. И следовательно, никакого не было смысла заходить в Назарет, перейдя Иордан; потом идти обратно через Иордан на искушение; затем идти опять через Иордан в Иерусалим, на последнее искушение на крыле храма ( Лк. 4:9 ); оттуда же – возвращаться в Галилею и в Назарет, рядом в Кану на брак; потом – переселяться в Капернаум… Поэтому будем понимать так, что Христос, после крещения Своего, от юга возвратился тотчас на север и был поведен Духом в пустыню. И оттуда, после искушения уже, и воротился в Назарет, оттуда с Матерью Своею пошел на брак в Кану и, возвратившись «домой», переселился потом на постоянное пребывание в Капернаум, потому что знал, что дальнейшая деятельность Его будет вращаться около Галилейского озера. И единственный раз Он, проведя в Капернауме немного дней ( Ин. 2:12 ), пришел в Назарет, где был воспитан, и в субботу стал проповедовать на слова пророка Исаии: Дух Господень на Мне; ибо Он (Бог) помазал (послал Духа) Меня благовествовать… лето Господне благоприятное. Сначала сограждане дивились словам благодати, исходившим из уст Его; но удивлялись: не Иосифов ли это сын? А потом, когда Христос сказал им: никакой пророк не принимается в отечестве своем, по пословице: врач! Исцели Самого Себя; то, услышавши это, все в синагоге исполнились ярости и, вставши, выгнали Его вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

29 апреля 2000 года Неподвижный годовой праздничный круг Рождество Пресвятой Богородицы (Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28) В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Отчего праведным людям посылаются скорби? Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы празднуем Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Церковный год — хотя не сразу сложилась эта традиция — построен святыми отцами таким образом, что тесно связан с жизнью Божией Матери: начинается двунадесятым праздником Рождества Богородицы, а заканчивается другим великим праздником — Ее Успением, воспоминанием об отшествии Пресвятой Девы от нас. Итак, сегодняшним праздником открываются годовые великие праздники. Родители Божией Матери Иоаким и Анна, которых мы очень часто поминаем за богослужением, были людьми праведными, но, по Промыслу Божию, бездетными, бесплодными. В ветхозаветные времена бесплодие считалось наказанием Божиим, а многочадие, наоборот, — великим Божиим благословением. В Книге Иисуса сына Сирахова есть даже предупреждение тем, кто относится к чадородию чрезвычайно просто, примитивно: «Не радуйтесь множеству чад, если они нечестивы» (см. Сир.16:1 ). Отсюда можно сделать вывод о том, что многочадие в то время всегда вызывало — и теперь должно было бы вызывать — у семейных людей радость. Однако мы слишком далеко ушли от велений своей совести. Сейчас многие пытаются искусственно сделать себя бесплодными, тогда же бесплодие воспринималось как наказание Божие за грехи. Иоаким и Анна, может быть, и имели некоторые малые прегрешения, как и все люди, живущие на земле, однако у них не было таких грехов, которые можно было бы счесть причиной их бездетности. Несмотря на это, те самые люди, радовавшиеся множеству детей, даже когда они нечестивы, упрекали Иоакима и Анну, осуждали их, относились к ним с презрением. Иоаким, пришедший принести положенную жертву Богу, даже был прилюдно отвергнут: священник за бесчадие Иоакима не принял эту жертву, как бы упрекая его в каких-то тайных грехах.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010