Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 5 мая 2024: Пасха, Светлое Христово Воскресенье 21 мин., 25.03.2024 Содержание  Что такое Пасха Пасха — главный праздник всего церковного года, смысловой центр православного календаря. Пасха — это праздник Воскресения Христова. Это переходящий праздник, его дата меняется год от года и зависит от лунно-солнечного календаря. Праздник не принадлежит к числу двенадцати двунадесятых праздников, а стоит как бы над их кругом, потому что его значение по-настоящему уникально. На Пасху мы вспоминаем о событиях, описанные в Новом Завете всеми четырьмя евангелистами — Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Четыре Евангелия рассказывают о днях Страстной седмицы и Воскресении Христовом. В пятницу Страстной седмицы — Страстную, или Великую, пятницу — Спаситель был распят на кресте. Ученики похоронили Его в гроте — пещере, которая находилась рядом с Голгофой, горой, где совершались казни — распятия. В ночь с субботы на воскресенье, то есть накануне иудейской Пасхи, Мария Магдалина и другие женщины пришли к пещере, чтобы омыть и умастить благовониями тело казненного Христа. Этих женщин в Церкви принято называть Женами-мироносицами. Преданные Господу ученицы обнаружили, что камень, закрывавший вход в пещеру, отвален, а сам гроб пуст. Им явились два Ангела и возвестили Воскресение Христа: «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк 24:4-5). Воскресение Христово — это смысловой центр всего христианства. Апостол Павел писал в Первом послании коринфянам: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:13-14). Что значит слово «Пасха» Слово «Пасха» буквально переводится как «прохождение мимо, прехождение, избавление». На иврите Пасха: (Pesa). На греческом: πσχα. На латыни: Pascha.

http://foma.ru/5-maya-2013-pasxa-svetloe...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Джованни Беллини. Преображение Господне. 1480 г. Музей Каподимонте, Неаполь Яблочный Спас 9 мин., 18.08.2015 Содержание Второй Спас в череде августовских праздников, посвященных Спасителю, после Медового, – Яблочный Спас. Преображение Господне... Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Иван Шмелев «Лето Господне» Какого числа Яблочный Спас? Яблочный Спас в 2023 году, как и каждый год, – 19 августа. В этот день Церковь отмечает двунадесятый праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. О Преображении Господнем сообщают трое евангелистов – Марк, Матфей и Лука. « И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом » (Мк, 9:2-13). В православной церкви Преображение Господне (Яблочный Спас) празднуется 19 августа (это непреходящий праздник), а не в феврале или марте, за 40 дней до Пасхи, как описано в Евангелии. Связано это с тем, что в таком случае праздник совпадал бы со временем Великого поста. При этом Преображение в церковном календаре стоит за 40 дней до празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “…да егда Тя узрят распинаема”» (протоиерей Александр Шмеман). Почему Спас Яблочный? «…Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда…» (Иван Шмелев " Лето Господне " ).

http://foma.ru/yablochnyiy-spas.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пасха, Светлое Христово Воскресение 21 мин., 26.01.2018 Содержание Что такое Пасха Пасха — главный праздник всего церковного года, смысловой центр православного календаря. Пасха — это праздник Воскресения Христова. Это переходящий праздник, его дата меняется год от года и зависит от лунно-солнечного календаря. Праздник не принадлежит к числу двенадцати двунадесятых праздников, а стоит как бы над их кругом, потому что его значение по-настоящему уникально. На Пасху мы вспоминаем событиях, описанные в Новом Завете всеми четырьмя евангелистами — Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Четыре Евангелия рассказывают о днях Страстной седмицы и Воскресении Христовом. В пятницу Страстной седмицы — Страстную, или Великую, пятницу — Спаситель был распят на кресте. Ученики похоронили Его в гроте — пещере, которая находилась рядом с Голгофой, горой, где совершались казни — распятия. В ночь с субботы на воскресенье, то есть накануне иудейской Пасхи, Мария Магдалина и две другие женщины пришли к пещере, чтобы омыть и умастить благовониями тело казненного Христа. Этих женщин в Церкви принято называть Женами-мироносицами. Преданные Господу ученицы обнаружили, что камень, закрывавший вход в пещеру, отвален, а сам гроб пуст. Им явились два Ангела и возвестили Воскресение Христа: «Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк 24:4-5). Воскресение Христово — это смысловой центр всего христианства. Апостол Павел писал в Первом послании коринфянам: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:13-14). Что значит слово «Пасха» Слово «Пасха» буквально переводится как «прохождение мимо, прехождение, избавление». На иврите Пасха: (Pesa). На греческом: πσχα. На лamыhu: Pascha.

http://foma.ru/pasxa-svetloe-xristovo-vo...

В. Чернов Светлое Христово Воскресение. Пасха События праздника Воскресение Христово – основа всей христианской веры. «Если Христос не воскрес,– пишет апостол Павел, – то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15:14 ). Своей смертью и воскресением Господь Иисус Христос открыл врата вечной жизни каждому, кто не затворит своего сердца перед Его великой победой. «Если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» ( 1Фес. 4:14 ). В православной Церкви Воскресение Христово – главный праздник церковного года. Как «торжество торжеств», этот святой и великий день даже не входит в число двунадесятых праздников, как бы стоя превыше всяческого празднования. Христос воскрес после еврейской Пасхи – праздника, установленного в честь освобождения израильского народа из египетского рабства. Воскресение Христово стало новой Пасхой – радостью освобождения от рабства смерти. «Слово «Пасха». – пишет святой Амвросий Медиоланский , – означает «прехождение». Назван же так этот праздник торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви – в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной – в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам «власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 )». Церковное приготовление к празднику Пасхи, состоит из Страстной седмицы и святой четыредесятницы, вместе образующих Великий Пост, 8 ТЗЮКС из нескольких подготовительных к великому посту седмиц. По древнему обычаю, праздник Пасхи совершается в первое воскресенье после полнолуния, выпадающего в день весеннего равноденствия. Если на равноденствие полнолуния не приходится, то Пасха совершается в воскресенье, следующее за полнолунием, ближайшим после весеннего равноденствия. Из-за такого счисления, дата Пасхи может приходиться на период с 22 марта(4 апреля н. ст.) до 25 апреля (8 мая н. ст.). Ангел в Гефсиманском саду

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Да станет для всех нас сегодняшний день началом этого пути, началом подлинного преображения нашей души, открывающего нам дверь в невечерний Свет Царствия Бога и Отца, Которому вместе с Его Сыном и Святым Духом – Единосущной и нераздельной Троице подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков! Аминь. Слово на отдание праздника Преображения Господня (13/26 августа) О необходимости молитвы для преображения души И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. Лк.9:29 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы с вами совершаем отдание великого праздника – Преображения Господня. Отдание – это значит, что мы провожаем праздник, прощаемся с ним до следующего года, предаем это праздничное торжество обратно в руки Того, Кто даровал нам его. Но не только для того, чтобы попрощаться с праздником, установила Святая Православная Церковь дни отдания праздничной радости. Смысл таких «проводов» – прежде всего, в том, чтобы еще раз как следует задуматься о тех важных духовных уроках, которые преподал нам уходящий праздник. Ведь основная цель всех без исключения православных христианских празднований – не только и не столько обычное земное веселье, вкусная еда, послабление поста или «народные гулянья»; каждый праздник призван чему-то учить, о чем-то напоминать – о чем-то очень важном для нашего спасения. Христианство, даже веселясь, воспитывает человеческую душу, помогает ей возрастать и восходить от силы в силу ( Пс.83:8 ) и от славы в славу ( 2Кор.3:18 ). Итак, о чем же можем мы задуматься в этот последний день уходящего праздника Преображения? Давайте еще раз перечтем тот отрывок Евангелия от Луки, который мы с вами слушали в самый первый из праздничных дней. Как именно происходило Преображение Господне на горе Фавор? Дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме ( Лк.9:28–31 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Дело в том, дорогие мои, что, как все мы с вами хорошо знаем, любой христианский праздник – это не просто повод собраться вместе, красиво попеть и повеселиться (хотя, разумеется, и все эти естественные проявления человеческой радости на христианских праздниках вполне уместны). Прежде всего церковный праздник – это духовный урок. В каждом из них заложены глубочайшие духовные смыслы, открывающие нам каждый раз новые, еще не исследованные грани подлинной жизни в Боге и с Богом. И чем значительнее праздник – тем глубже и разнообразнее заложенные в нем духовные уроки. И потому самым великим своим праздникам – таким, как Преображение Господне, – Церковь посвящает не один, а сразу несколько дней. Это – проявление заботы Церкви о каждом из нас. Дни попразднства дают нам, ее чадам, еще больше возможностей как следует обдумать уроки каждого праздника, извлечь из них нечто новое и полезное для собственной души. Итак, о чем же можем мы дополнительно задуматься в эти праздничные дни, посвященные Преображению Господню? Давайте внимательно вслушаемся в Божественные слова, которые услышали на Фаворе апостолы – и которые, несомненно, обращены не только к ним, но и ко всем нам: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф.17:5 ). Что значит «слушайте»? Конечно, не одно только механическое слышание Господних слов, но и исполнение их, применение их на практике, следование им в собственной жизни. Ведь и Сам Господь говорит: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его ( Лк.11:28 ). Слушание неотделимо от соблюдения – то есть Господь говорит здесь о послушании. Преобразившись перед апостолами на горе Фавор, Господь зримо явил им не только Свою Божественную природу (не в ее сущности, ибо она остается непознаваемой для твари – Ангелов и человеков, но в ее проявлениях – действиях или энергиях) – но и природу человеческую, такую, какой ей предстоит стать в будущем веке. Природу окончательно спасенного, преображенного человечества, навеки пребывающего в славе Божией. Просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие ( Мф.17:2–3 ). Эту славу Бог уготовал человечеству изначально, с первого дня творения; людям предстояло «дорасти» до нее в Эдемском саду, как постепенно в лучах родительской любви дорастает ребенок до интересных книг и занятий – дорасти, а затем восходить от славы в славу. Но, увы – еще в духовном младенчестве своем первые люди соблазнились лживыми посулами врага рода человеческого и собственной гордыней – ослушались Бога и пали, на многие тысячелетия утратив общение с Отцом и небесную родину…

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Днем Благовещения, как на Западе, так и на Востоке, всегда считается 25 марта. Для такого определения календарного дня праздника есть две причины. 1 . Эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря (7 января по н. ст.) – дня, который с IV века сначала на Западе, а затем и на Востоке считается днем Рождества Христова. 2 . В александрийской и византийской хронологических системах число и месяц Благовещения и Распятия (или Пасхи), то есть 25 марта, объединяло оба праздника. Это было возможно по той причине, что некоторые части разных поместных Церквей до первого Вселенского Собора праздновали Пасху не по лунному календарю, а как неподвижный праздник. А 25 марта фигурирует в сочинениях западных авторов III века Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского именно как день Распятия Спасителя, по римскому календарю. В начале IV века святая равноапостольная царица Елена начала раскопки в Святых местах. Найденные ею материальные свидетельства земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое здесь строительство храмов вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Его Воплощения. Так в Назарете, на том месте, где Пресвятой Деве, по преданию, явился архангел Гавриил, была построена базилика, посвященная этому событию. Есть предположение, что с этими раскопками связано и установление Благовещения как отдельного праздника. Но литургическая практика Иерусалимской Церкви V века еще не знает самостоятельного празднования Благовещению, лишь 4-й день Богоявленских торжеств посвящен воспоминанию этого события. Только в VII веке в Иерусалиме 25 марта начинает праздноваться особый праздник Благовещения. Ясные сведения о праздновании Благовещения в Константинополе появляются тоже лишь к концу VII века. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили каноны на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, которые и теперь поются Церковью. Событие праздника Событие праздника отражено в Священном Писании – апостол и Евангелист Лука повествует о том, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и принес ей Благую весть (отсюда название праздника): В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

До праздника старые ветки вербы сжигают, а новые ставят в красный угол рядом с иконами. Прощаются ли при соборовании забытые грехи? иеромонах Иов (Гумеров) Таинство Елеосвящения (соборование) – одно из семи таинств, в котором совершается врачевание души и тела через молитвенное призывается на больного благодати Божией и семикратное помазание святым елеем. Таинство это было установлено Господом нашим Иисусом Христом ( Мк. 6:13 . О существовании его в древней Церкви свидетельствует Соборное послание св. апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак. 5:14 . В этом же Послании говорится и о прощении грехов: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему( Иак. 5:15 . О прощении грехов в таинстве соборования пишут святые отцы: «Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Преподобный Амвросий Оптинский . Собрание писем в 3-х частях, Сергиев Посад, 1908, ч.1, с.80). Зачем на праздник Сретения Господня освящают свечи? иеромонах Иов (Гумеров) Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом (590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком ( Лк. 2: 30–31 ). Обычай этот укоренился на Западе. Митрополит Вениамин Федченков (1880–1961) писал: «В настоящее время в Католической Церкви в праздник Сретения Господня (2 февраля н. ст.) в храмах совершается благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Существует также традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если подумать, то ведь и сегодняшний праздник – одновременно и радостный, и грустный. Мы повторяем пасхальное торжество – но в то же время расстаемся с этим праздником, отдаем его обратно Тому, Кто даровал нам эту радость. Наша Пасха, Христос ( 1Кор.5:7 ), возносится на небо – так же как возносятся туда наши умершие, или, вернее, не умершие вовсе, не мертвые, а лишь переселившиеся душою в небесные обители. Они не умирают; просто мы отдаем – возвращаем, вверяя души усопших в руки сотворившего их Господа в надежде на Его милость и услышание наших поминальных молитв за них, так же как возвращаем Ему сегодня пасхальный праздник. Впрочем, нельзя в полной мере сказать, что Пасха совсем уходит от нас с Вознесением. Уходит постоянный, ежедневный и ежечасный сорокадневный праздник – который в своей непрерывности ликований есть не что иное, как земной проообраз Царствия Небесного, «где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Однако сама Пасха – Пасха как радость о Воскресшем Господе, уверенность во всеобщем воскресении и надежда будущей жизни – не уходит от нас никуда. Эти радость, уверенность и надежда пребывают с нами постоянно, во все дни нашей жизни – потому что они составляют основу христианского учения и определяют весь образ жизни и мыслей подлинного христианина. И святые чувствовали и переживали это как никто остро и ярко. Вспомним, как преподобный Серафим Саровский встречал каждого из приходящих к нему радостным приветствием в любой день года: «Радость моя! Христос воскресе!». Ибо в этом догмате о Воскресении и победе над смертью – фундамент нашей веры. Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша… Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков ( 1Кор.15:12–14, 18–19 ) – говорит своим духовным детям, а вместе с ними и всем нам, святой апостол Павел. Действительно, если бы наше упование на Христа ограничивалось тесными рамками земной жизни – чтобы Он защитил нас от врагов и болезней, послал нам здоровья и богатства, благополучия нашим странам и городам, – а также ожиданием Второго Пришествия (когда-то там, в отдаленном будущем, может быть, через тысячи лет), то в чем состояло бы здесь отличие от эпохи Ветхого Завета?

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

«Никто не отлучен от соучастия в этом ликовании, ведь повод к радости общий для всех. Господь наш, ниспровергатель греха и смерти, не отыскав хотя бы одного безвинного, пришел, дабы всех сделать свободными. Пусть же ликует святой, ибо приближается к славе. Пусть радуется грешник, ибо даруется ему прощение. Пусть воодушевляется язычник, ибо призывается к жизни», – говорит в рождественской проповеди святитель Лев Великий . Ему вторит другой великий святитель – Иоанн Златоуст, говоря о Рождестве Христовом такими словами: «Наступил всех праздников праздник и наполнил радостью вселенную. Праздник увенчания всех добродетелей, источник и корень всех благ наших; праздник, которым небо отверсто, Дух ниспослан, средостение уничтожено, преграды пали, отстоявшее соединилось, мрак рассеялся, свет воссиял, небо приняло природу, происшедшую из земли, земля – Почивающего на Херувимах, рабы стали свободными, враги – чадами, иноплеменники – наследниками. Чрез него уничтожена продолжительная вражда и долгая война, и наступил мир, давно ожидаемый Ангелами и праведными людьми». Потому-то Писание именует Христа Сыном Человеческим, а не только Сыном Авраама или Сыном Марии – ведь Спаситель явился на землю не для одного только народа, пусть даже избранного, но для всех людей без исключения. «Сын Человеческий» – это не что иное, как перевод еврейского выражения «бен-адам», «человек вообще». Христос – это новый Адам, Всечеловек, Человек с большой буквы. Именно поэтому Он воплощением Своим, крестной смертью и воскресением спасет все человеческое естество – в Его лице побеждает смерть и возвращается в Небесное Царствие все человечество, весь человеческий род. Помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно иразрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу ( Еф.2:11–19 ), – говорит об этом святой апостол Павел.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010