Так же возьмите простой бытовой пример. Вот идет муж домой с работы уставший, не так уж у него все плохо, в общем, он идет домой, думает, ну вот я сейчас приду домой обниму жену, поужинаем, поговорим, посмотрим телевизор, побеседую с детьми, погуляю с ними. В общем, никто не планирует скандала. Но приходит человек домой вдруг какие-то вещи. Жена что-то не то сказала, почему ты поздно пришел, а почему то… Начинаются какие-то ответы, какие-то начинаются конфликтики маленькие, которые в итоге в этот вечер, данный вечер, могут привести к большому конфликту, к тому, что человек хлопнет дверью и уйдет из дома. И вообще непонятно, где будет ночевать и где наденет завтра свежую рубашку, потому что к другу ночевать спонтанно из-за того, что человек сам собой не управляет. Заметьте, я это помню и по мирской жизни, и сейчас мне это тоже бросается порой в глаза в жизни уже церковной, что когда наступает момент больших праздников, даже есть такое понятие «праздничное искушение», то вдруг на поверхность выходят конфликты. Т.е. люди, которые собрались праздновать, т.е. радоваться, но они сделали себе планы, задумки и вдруг эти планы начинают срываться, что-то не получилось, кто-то чего-то недопонял. Нужно было что-то купить – не успели, купили или не поняли. И в итоге получается, вместо праздника и дома – это часто я думаю, любой радиослушатель вспомнит из своей жизни и дома – вместо новогоднего праздника скандалы, раздоры, обиды. Или во время дня рождения, и в церкви порой во время какого-нибудь престольного праздника или двунадесятого тоже начинается повышенная агрессивность. А почему, откуда? Вроде люди хотят радоваться и праздновать, и вдруг начинается вот такая разобщенность и скандальная ситуация. Именно потому, что человек собой не управляет. Он думает одно, задумывает, говорит другое порой, делает третье, а желает четвертое. Вот эта разобщенность человека и человечества как раз дает нам понятие о поврежденности личности человека и всего человечества, поэтому тут о каких-то свободах, что, а вот пусть он сам выбирает, пусть сам делает что хочет, пусть он сам решает, мне кажется, речи идти вообще не может. Постоянно должен кто-то тебя корректировать. Т.е. вот просто кто это будет корректировать? Вот этот вопрос цензуры так называемой.

http://azbyka.ru/cikl-besed-po-knige-nev...

Нечто подобное являют собою и такие «цепи» молитв, имеющие в виду получение некой магической помощи от их распространения. Свойство истинной молитвы – отдаться Богу. Там же, где есть желание себе приобрести власть, силу, дарование, способность, которые волен был бы человек употребить по своему усмотрению – там уже налицо корысть. И этой направленностью воли пользуется злая сила, чтобы пленить в свой плен душу человека. В тех письмах, которые такой магический характер присвояют молитве, особенно злостным является застращивание несчастьями, под влиянием которого человек и сам начинает, распространяя дальше письмо, застращивать других и тем берет на себя тяжкий грех . Все подобные письма надо выбросить или предавать огню, не обращая на них никакого внимания – и тогда, как «прилог» вражий, никак не воспринятый сознанием, письмо это не заденет своим, по видимости святым, а по сути греховным содержанием души человека, его получившего. 47. ВОПРОС: Где должен стоять священник во время причащения Св. Таин мирян и детей – в царских вратах или на амвоне? ОТВЕТ : На это нет указаний в уставе и это не является чем-либо существенным, почему практика в этом отношении различна. К тому же не во всех храмах есть солея и амвон, а если и есть, то не везде одинаковой ширины. Священник, причащающий мирян, должен стоять в таком месте и в таком положении, чтобы это было удобно и ему самому и мирянам, подходящим к св. чаше, и не нарушало бы благочиния и благоговения. Во всяком случае, он должен непременно стать так, чтобы миряне, подходящие к св. чаше, не могли бы споткнуться на ступенях солеи и толкнуть св. чашу. 48. ВОПРОС: Накануне двунадесятого праздника, во время совершения литии, одни священники становятся в притворе, другие – на середине храма, третьи – не в ризе, а в подряснике. Как правильнее? ОТВЕТ : По церковному уставу лития должна совершаться в притворе, о чём говорится совершенно ясно: «Исходим в притвор, поюще стихиру храма или праздника, совершающе литию» (Тип. гл. 2 и Служебник, послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Или вот еще. Готовим тропарь к двунадесятому празднику – на церковнославянском языке. А значит, в простейшем виде знакомимся с богослужением праздника. Знакомимся с учением Церкви о празднике. Готовимся к участию в службе, ведь когда дети выучат тропарь, они смогут понять и услышать этот текст на всенощной и за Литургией, смогут подпевать священникам и хору… А еще таким образом мы осваиваем церковнославянский язык. Да еще и готовим украшение для домашнего интерьера – ведь мы вешаем красиво подготовленный текст тропаря на стену около икон. Получается буквально все в одном – концентрированный и практический урок Закона Божия в семье. Об этом я много раз писала раньше. Здесь скажем о том, как в этом «уроке» по изучению тропаря могут участвовать дети разных возрастов. Читаем тропарь вслух для всех детей, все вместе слушаем или смотрим запись этого тропаря в интернете. Затем ребенок, скажем, лет десяти пишет этот тропарь по-церковнославянски, красиво. Потом ребенок семи лет оформляет буквицу: большую первую букву тропаря делает особенной. А малыш лет пяти рисует – может быть, уже с маминой помощью – орнамент-рамку. На самом деле всегда все выходит по-разному. Так, текст тропаря, вроде бы самая трудная часть, готовится как раз малышом пяти-шести лет, который в таком случае просто обводит фломастером мамин текст. А вот оформлением занимаются старшие подростки, которые сами увлекаются рисованием и всем этим оформительством. И, по сложившейся у нас традиции, «вычленяют» образы праздника и запечатлевают эти образы на нашем плакате с тропарем. Например, к празднику Введения во храм изображают витиеватую лестницу. Или еще вариант: один ребенок готовит сам, полностью, тропарь, другой – кондак, третий – величание. А старший пишет этот самый тропарь на греческом. Здесь как раз соединяется общее и индивидуальное в разновозрастном обучении. Все делают примерно одно и то же, все мы вместе готовимся к одному празднику и изучаем для этого один и тот же материал. Но каждый при этом делает то, что ему под силу и что ему интересно в данный момент.

http://pravoslavie.ru/111828.html

593 Наводить Богъ по гнву своему ...грхъ ради нашихъ. – Шахматов установил, что этот фрагмент – вставка. Для ее соотнесения с собственно летописным текстом в предшествующей фразе были добавлены, разрезая первоначальный текст, слова «грхъ ради нашихъ попусти Богь на ны поганыя» – формулировка, повторяющаяся и в конце отрывка: «приемлемь казнь грхъ ради нашихъ», после чего следует помета: «И мы же на предлежащее возвратимся». 602 Русальи – языческие праздники, проводившиеся в зимние святки и в «зеленые святки» – в середине лета. Судя по осуждающим описаниям христианских проповедников, русалии включали театрализованные представления, пения, танцы, сопровождаемые игрой на музыкальных инструментах (См.: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. С. 674–682). 604 Поидемь, высадимь дружину ис погреба. – Из данных слов явствует, что киевляне, находившиеся у двора, принадлежащего отцу Всеслава, полоцкому князю Брячиславу Изяславичу (ум. в 1044 г.), решили освободить «дружину» – вероятно, кого-то из знатных половчан, заключенных в темницу вместе со схваченным Ярославичами Всеславом. Следующим шагом киевлян станет освобождение самого Всеслава. 606 О кресте честный! ...от рова сего. – Эта молитва Всеслава (скорее всего реконструированная самим летописцем), как и последующие рассуждения о силе креста, опровергают предположения ученых о Всеславе как «последнем язычнике», связанном с волхвами. Перед нами – благочестивый христианин, которого за благочестие же и хвалит летописец. Примечательно, что освобождение князя из поруба состоялось 15 сентября, на другой день после двунадесятого праздника – Воздвижения честного креста. 607 Всеслав же сде вь Кыев мсяць 7. – Летописец умалчивает о княжении Всеслава. Ценный комментарий к событиям см. в статье: Кучкин В. А. «Слово о полку Игореве» и междукняжеские отношения 60-х годов XI века//ВИ. 1985. 11. С. 19–35. 608 Болеслав II – польский князь (1058–1077 гг.) и король (1077–1079 гг.). На его тетке Гертруде был женат Изяслав. Он обратится к Болеславу за помощью и в 1073 г., когда будет свергнут с престола братьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что дальше? Писать новые молитвословы не имеет смысла, имея такое изобилие печатных. По ним ребенок может читать утреннее и вечернее правила, молитвы к причастию. У меня в детстве был молитвослов именно на славянском. Впрочем, надо признать, мои дети хоть и пользуются книгами на славянском, но предпочитают молитвословы с современными русскими буквами. И по-моему, это не проблема, ведь главное, чтобы ребенок молился, чтобы он любил молитву и понимал ее смысл . Что дальше?      Чтобы дети продолжали осваивать славянскую грамоту, мы периодически пишем тексты на этом языке. Не усаживаемся за стол и не записываем диктанты на пятерку, а делаем так. К каждому двунадесятому празднику, или к великому, или к именинам мы готовим тропари, кондаки, величания, написанные по-церковнославянски на красивой картонке. Одному ребенку достается одна молитва, другому – другая. Дети постарше сами списывают текст из молитвослова, младшим проще обвести написанное мамой. Совсем маленькие раскрашивают буквицу и рамочку-орнамент. Таким образом, все дети участвуют в подготовке к празднику, для младших это – первое знакомство, для детей постарше – обучение, для уже умеющих читать – закрепление. И эти листочки берем в храм на всенощную, чтобы подпевать хору. Дома в праздники мы также поем тропари, кондаки и величания – перед едой и во время общесемейных молитв. И очень удобно всем смотреть не в молитвослов, где тропарь еще надо отыскать и он написан мелким шрифтом, а на подготовленный детьми текст. Таким образом, дети регулярно занимаются церковнославянским , и не подозревая этого. Подобные занятия сами по себе учат ребенка правильно писать на этом древнем языке. Однажды я предложила своему девятилетнему сыну написать кондак какому-то празднику, но не смогла найти церковнославянский текст. Я дала ему этот кондак на русском, предложив списать. И он списал, но по-церковнославянски, сам по своему разумению расставляя еры в конце существительных мужского рода, ударения и даже придыхания, записав почти все нужные слова под титлами. Как он объяснил, так гораздо красивее. Правда, яти и ижицы у него были написаны не там, где надо, ошибки, конечно, были. Но в общем и целом ребенок, не побывавший ни на одном занятии по церковнославянскому языку, изучавший его в том примитивном виде, как описано в этой статье, просто следуя памяти, практически правильно записал незнакомый текст.

http://pravoslavie.ru/65988.html

1189 Далее следует авторское обобщение, в котором выделяются темы пророчеств о новозаветных событиях, содержащиеся в Псалтири. Из-за включения подборки псалмов, сгруппированной по строго намеченному Составителем плану, весь раздел о царствовании Давида приобретает программное для всей Толковой Палеи значение. Фактически Составитель Палеи здесь формулирует свой творческий метод, раскрывая применённые в толкованиях принципы осмысления ветхозаветных событий, и, что весьма важно, приводит «инвентаризацию» новозаветных смыслов, которые на протяжении всего труда извлекались им из Пятикнижия, Судей, Царств. Христологическая проблематика здесь дифференцируется по событиям двунадесятого праздничного цикла, выделяется напрямую связанная с христологией тринитарная и богородичная проблематика Боговоплощения, а также такие сквозные для Палеи темы, как обличение отверженных иудеев, проповедь христианства среди язычников и призвание новых народов. Не все из обозначенных здесь проблемно-сымсловых линий представлены в Палее одинаково обильной фактической наполненностью, но каждая из них с большей или меньшей интенсивностью лейтмотивом проходит через весь труд. Поэтому предложенную на завершающей стадии компилятивно-толковательной работы Составителя систематизацию нельзя не признать в проблемном и мировоззренческом отношениях концептуальной формулой грандиозного и сложнейшего труда; это своеобразный ключ, раскрывающий подходы к восприятию многогранного содержания Палеи. – А.М.К. 1192 Воспроизводится второй член православного Символа веры с прибавлением слов «…и Святому Духу», что не противоречит догматике. Ср. с молитвой императора Юстиниана «Единородный Сыне...». 1197 Ср. в LXX: μεγλυνεν π’ μ πτερνισμν , ССБ: возвеличи на м РСБ: «noдhzл на мehz nzmy». Сам Иисус Христос прилагал пророчество к предателю Иуде: «Не о всех вас говорю; Z знаю, которых избрал. Но да cбyдemcz Писание: zдyщuй со Мною хлеб noдhzл на Mehz nzmy свою» ( Ин. 13:18 ). 1198 Нерастворённое вино – неразбавленное водой, самое крепкое вино; растворение (греч. κρασμα ) – ароматический состав, который дoбabлzлcz в вино длz ycuлehuz его вкуса и крепости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Как исповедоваться, если прихожан много, а священник один? Как исповедоваться и исповедовать, когда у священника меньше минуты на то, чтобы выслушать? 3 июня, 2013 Как исповедоваться и исповедовать, когда у священника меньше минуты на то, чтобы выслушать? Как быть, если священник на приходе один, а исповедующихся десятки, сотни? Таких приходов немало, и бедный священник в лучшем случае успевает уделить каждому две-три минуты… Отвечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа. Фото Юлии Маковейчук — Первые полтора года здесь я служил один. Народу было меньше, чем сейчас, но тоже достаточно. Помню, воскресную или праздничную литургию начинал часа на полтора позже назначенного времени, потому что если на каждого из ста человек потратишь одну минуту, получится больше полутора часов. Люди не роптали, но я сам понимал, что так не годится. Поэтому нашел выход. Несколько месяцев готовил прихожан, предупреждал, что когда начнется Великий пост , буду исповедовать только вечером, а потом так и сделал. Вечером исповедовал, литургия начиналась вовремя, служил ее без остановок, а потом, когда литургия заканчивалась и все расходились, я, чтобы никого не обижать, исповедовал и причащал тех людей, которые вечером не могли прийти на  исповедь  — обычно пять-десять человек. В 1992 году рукоположили отца Сергия Резникова, теперь нас, действительно, пятеро, снисходя к немощам человеческим и жизненным обстоятельствам (работают многие накануне двунадесятого праздника да и по субботам — не всегда могут прийти на всенощную), исповедуем и на литургии, но вообще я постоянно объясняю прихожанам, что лучше исповедоваться накануне. Не дело это — стоять всю литургию в приделе возле купели. И, конечно, по утрам мы вынуждены исповедовать быстро. Кому действительно нужна духовная поддержка, духовный совет, пусть приходит накануне, а если есть возможность прийти на неделе, еще лучше — в будни народу мало. — Можно ли объяснить смысл исповеди ребенку, подростку, научить его покаянию? Иной подросток в теории по нравственному богословию и преподавателей воскресной школы за пояс заткнет, но эти знания порой уживаются с греховностью, а то и с  цинизмом .

http://pravmir.ru/kak-ispovedovatsya-esl...

Русский перевод: Придите, возрадуемся о Господе, изъясняя настоящую тайну. Отделявшая нас от Бога преграда разрушена, и огненный меч отстраняется; херувим отступает от древа жизни, и я причащаюсь пищи рая, откуда был изгнан за непослушание. Ибо неизменный образ Отца, отражение вечности Его, Сын Божий, принимает вид раба, родившись от незнающей брака Матери, не претерпев изменения. Он остался, чем был, Богом истинным, а из любви к людям, сделавшись человеком, принял то, чем не был. Воскликнем Ему: Боже, Родившийся от Девы, помилуй нас! Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: ангели, пение: небеса, звезду: волсви, дары: пастырие, чудо: земля, вертеп: пустыня, ясли: мы же, Матерь Деву. Иже прежде век Боже, помилуй нас. Русский перевод: Что Тебе принесем, Христе, за то, что Ты явился на земле как человек, ради нас? Ибо каждое из творений, Тобой созданных, приносит Тебе благодарение: ангелы – пение, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – созерцание чуда, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь Деву. Прежде веков Сущий Боже, помилуй нас! Августу единоначальствущу на земли, многоначалие человеков преста: и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие идолов упразднися, под единем царством мирским гради быша, и во едино владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым, написахомся верни именем Божества Тебе вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе. Русский перевод: Когда единоначальствовал на земле Август, прекратилось среди людей многовластие; и когда Ты, Христе, вочеловечился от Чистой Девы, уничтожилось поклонение идолам: под одним мирским царством были города, и в одно владычество Божества стали веровать народы; люди участвовали в переписи по повелению кесаря: записались и верующие именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе! Затем следует чтение 8 ветхозаветных пророчеств – паримий – вместо обычных трех для двунадесятого праздника. Паримии открываются чтением первых строк книги Бытия о сотворении мира (Быт. 1, 1-13) – «В начале сотворил Бог небо и землю…». Последующие пророчества расположены в хронологическом порядке:

http://pravmir.ru/predprazdnuem-lyudie-x...

В горнице, где заседает Патриарх с синодом, предлагают паломнику книгу для записывания имен родственников живых или умерших на поминовение,а также самим Патриархом преподается благословение, причем вручается каждому «рукописание» т. е. разрешительная грамота, которую обыкновенно вкладывают в руку умершему при отпевании. Несмотря на всю безвинность этого рукописания, это последнее принимается многими поклонниками совсем за другое, и они рассматривают его, как разрешительную грамоту на отпущение всех содеянных до сея поры грехов, т. е. как настоящую индульгенцию, которую якобы легко купить у Иерусалимского Патриарха. Как ни странно звучит для православного слово индульгенция, но многие паломники убеждены, в душе, что Патриарх за труд, подъятый ими для паломничества, имеет право и действительно дает отпущение грехов. Нечего и говорить, насколько вредит это убеждение, и как оно противоречит истинному духу православной церкви, не продающей за деньги отпущения грехов, какие плевелы посевает оно в сердце паломника и всех слушающих его потом где-нибудь в забытой Богом глуши, лесной деревеньке. Необходимо, поэтому, самое энергическое вмешательство в это дело нашей миссии, которая растолковывала бы нашим богомольцам значение вручаемых им Патриархом рукописаний; это сделать не трудно, потому что многие понимают и без того истинный смысл и значение разрешительной молитвы. Разумеется, под влиянием всех чувств, охватывающих паломника, под прекрасным впечатлением приема со стороны высшего греческого духовенства, с получением разрешительных молитв для себя и записи на поминовение перед Гробом Христовым имен всех сродственников, паломник не скупится, а раскошеливается, как может. Редко, редко кто жертвует серебро, большинство кладет бумажки, ценностью по достатку и усердию; среднюю величину пожертвования, говорят путеводители, надо положить minimum рубля полтора или два, тем более, что при этой церемонии некоторые раскошеливаются так, что жертвуют большую часть суммы, предназначенной на пожертвование и раздачу в Святой Земле. Обильные жертвования поощряются со стороны монахов сверх положенными благословениями просфорами с изображением того или другого двунадесятого праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

686. Ркп. Моск. Син. б. л. 127 об. 687. Дмитриевский Α. Τυπικ, 264, 265, 607. 688. Кекелидзе К., прот. Литург. груз. памят., 318. 689. Ркп. Моск. Рум. м. Сев. 491/35, л. 7. Син. б греч., л. 6. Τυπικν Вен., 1643, л. 4. Ркп. Моск. Син. б. л. 7 об.; л. 19 об.; л. 8 об. Муз. Киев Ак. Аа 194, с. 130. Старообр. уст., л. 76. 690. Ркп. Моск. Син. б. л. 191. 691. Проскинитарий, гл. 46, с. 207–233. 692. Ркп. Солов, б. Каз. Ак. л. 123 об. — 124 и др. Дмитриевский А. Богосл. рус. ц. XVI b., с. 161. 693. Ркп. Моск. Син. б. л. 304, 307. 694. Арсений, еп. Кратк. практ. уст., 62–65. 695. Проскинитарий, гл. 46, с. 226, 272. 696. Карабинов И. Постная Триодь, 97. 697. Кекелидзе К., прот. Литург. груз. пам., 350 и д. 698. Кекелидзе К., прот Лит. груз пам, 354, 378 699. Филарет (Гумилевский), архиепископ Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви. Чернигов, 1864. 700. Ркп. Моск. Типогр. б. л. 1, 46. 701. Ркп. Моск. Син. б. л. 1; Соф. б. при СПб. Ак. л. 153. Дмитриевский Α. Τυπικ, 608, 800. См. с. 665, прим. 3. 702. (Невоструев К.) Описание слав. ркп. Моск. Син. б. М., 1869, HI, 1, 449 и д. 703. Относительно удвоения стихир и тропарей общее правило, что удвояемую песнь надо петь сряду два раза, а не повторять ее впоследствии; этого требует антифонный характер всего вообще богослужебного пения. 704. Основным правилом этого соединения служит то, чтобы весь канон воскресной утрени не возрастал свыше 14, т. е. чтобы каждая песнь его имела не более 14 тропарей с ирмосом включительно. Насколько последовательно и строго проводится уставом этот принцип соединения с воскресным каноном других, показывает то обстоятельство, что даже при совпадении с воскресеньем двунадесятого Богородичного праздника, имеющего канон на 16, воскресная утреня не увеличивает своего канона ни на один стих, и праздничный канон из-за этого сокращается вдвое и поется только на 8. Как будто число 14, это удвоенное священное 7 (по 7 тропарей каждому лику), для канона воскресной утрени представляет непосягаемую прерогативу.

http://predanie.ru/book/72341-tolkovyy-t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010