Конечно, все внешнее несоответствие царского звания убогой доле Того, Кто не имел где главу преклонить, было слишком явно. К тому же политическая самостоятельность Иудеи была уже давно утрачена, и звание Сына Давидова в народе превратилось лишь в воспоминание или мечту. Тем не менее, сам Господь никогда не отрицался этого звания, к чему имел бы неоднократный повод. Напротив, спрошенный Пилатом ( Ин. 18, 37 ): «итак Ты Царь?» Иисус отвечал утвердительно: «ты говоришь, что Я – Царь». Ср. Мр. 15, 2 , Мф. 27, 11 , Лк. 23, 3 . При этом Он, правда, прибавляет, что «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня; но ныне Царство Мое не отсюда» ( Ин. 18, 36 ). И ученикам Своим Он нарочито противопоставлял Свое служение величию земной власти: «Сын Человеческий не (для того) пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для спасения многих» ( Мф. 20, 28 , ср. 22, 25–27). Есть только одно событие, в котором Господь явил Свое царственное величие и в дни земного служения: это – царский Вход Господень в Иерусалим, каковой Церковью празднуется в качестве двунадесятого праздника, т. е. относится к числу основных и знаменательных событий жизни Христовой. Однако самостоятельный смысл этого Входа и все его значение остается как бы затерянным между событием воскрешения Лазаря и наступлением страстей. 416 Между тем этот торжественный Вход Царя Кроткого во Святый Град по отношению к грядущему Царству Христову имеет значение его ознаменовательного предварения на земле, совершенно аналогично тому предварению, каковым явилось Преображение Господне в отношении к Его прославлению, вхождению в Славу. И как лучи Славы Его воссияли здесь на земле, на горе Фаворской, так и пришествие Царства Его явлено было на земле же, во Святом Граде. То прославление Христово, которое включается в Его вольную страсть («ныне прославися Сын Человеческий»), в предварении предоткрывается в двух этих событиях, из которых одно, Преображение, начало, «исход в Иерусалим», а другое – уже самый вход в него, – на страдание, но этот вход ведет к славе и царству.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

На часах На 1-м и 6-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак святого. На 3-м и 9-м часе: тропарь воскресный; «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: Богородичен часа. По «Отче наш…»: кондак воскресный. Литургия «Блаженны» на 10: Октоиха на 6 и 3-я песнь канона святого на 4. По входе: – в храме Господском: тропарь воскресный, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак воскресный; – в храме Богородичном: тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святого; кондак воскресный, «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропари: воскресный, храма, святого, кондаки: воскресный, храма; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – воскресные и святого. Апостол и Евангелие – рядовые и святого. Отпуст вседневный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…». §5.2. Особенности всех богослужений суточного круга в случае отдания двунадесятого праздника в неделю Если в неделю случится отдание двунадесятого праздника, то воскресная служба соединяется с песнопениями праздника (которые поются на сам праздник). Исключением является только 25 ноября, когда совершается (то есть не отменяется) служба святому. Особенности богослужения на отдание двунадесятого праздника в неделю указаны в Марковых главах 12 и 21 сентября, 14 января, 9 февраля, 13 и 23 августа. Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные гласа на 4, «Слава, и ныне»: стихира праздника. На стиховне: воскресная стихира гласа и 3 стихиры праздника, которые берутся из великой вечерни, с их (то есть праздничными) припевами (а так как для трех стихир в Минее всего 2 припева, то первый припев поется дважды). «Слава, и ныне»: стихира праздника из малой вечерни праздника. По «Ныне отпущаеши…»: тропарь воскресный гласа. «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Великая вечерня «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры воскресные на 4 и праздника на 6; «Слава»: стихира праздника, «И ныне»: догматик настоящего гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Паремии праздника – 3. Стихиры на литии: стихиры Богородице; «Слава»: стихира святого (видимо, эта стихира берется со стиховни); «И ныне»: стихира Богородице. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4, с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира Богородице. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь Богородице (трижды). §4.5.7. Особенности воскресной великой вечерни в случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав такой службы находится в Марковых главах всех двунадесятых праздников (см. 8 сентября, 15 сентября, 21 ноября и другие дни). В этом случае воскресная служба соединяется со службой пред- или попразднства и полиелейной службой святого. «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10: стихиры воскресные на 3, праздника – 3, святого – 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Паремии святого – 3. Стихиры на литии: стихиры праздника (со стиховни вечерни данного дня); «Слава»: стихира святого (со стиховни); «И ныне»: стихира праздника. Если святой имеет стихиры литии, то они поются после стихир праздника. Стихиры на стиховне: стихиры воскресные Октоиха 4, с их припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника (единожды). §4.5.8. Особенности воскресной великой вечерни в случае малого или шестеричного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав такой службы находится в Марковых главах всех двунадесятых праздников (см. 8 сентября, 15 сентября, 21 ноября и другие дни). В этом случае воскресная служба соединяется со службой пред- или попразднства и службой святого. «Блажен муж…» (поется вся кафисма, которая делится на три антифона). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10: – если шестеричный святой: стихиры воскресные на 3, праздника – 3, святого – 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа;

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По славословии: тропарь воскресный конечный. §4.4.7. Особенности воскресной утрени в случае полиелейного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав такой службы находится в Марковых главах всех двунадесятых праздников (см. 8 сентября, 15 сентября, 21 ноября и др.). В этом случае воскресная служба соединяется со службой пред- или попразднства и полиелейной службой святого. По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника. Седальны по кафисмам: воскресные из Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Величание и избранный псалом святого. Седальны по полиелеи: ипакои гласа (Октоих), седален святого по 1-й кафисме, седален святого по 2-й кафисме, «Слава»: седален святого по полиелеи, «И ныне»: седален праздника. Прокимен , Евангелие и стихира по 50-м псалме воскресные. Канон: воскресный на 4, праздника на 4 и святого на 6. Катавасия – рядовая по Уставу. По 3-й песни: кондак и икос праздника, кондак и икос святого, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника. По 6-й песни: кондак и икос воскресные. По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш», эксапостиларий евангельский; «Слава»: светилен святого; «И ныне»: светилен праздника. Стихиры на «Хвалите…»: стихиры Октоиха – 4; стихиры святого со стихирой «Славы» на 4, причем последние два припева – со стиховни великой вечерни святого; «Слава»: стихира евангельская; «И ныне»: «Преблагословенна еси…». По славословии: тропарь воскресный конечный. §4.4.8. Особенности воскресной утрени в случае малого или шестеричного святого в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав такой службы находится в Марковых главах всех двунадесятых праздников (см. 8 сентября, 15 сентября, 21 ноября и др.). В этом случае воскресная служба соединяется со службой пред- или попразднства и службой святого. По «Бог Господь...»: тропарь воскресный (дважды); «Слава»: тропарь святого, «И ныне»: тропарь праздника. Если святой не имеет тропаря, то «Слава, и ныне»: тропарь праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

О приобщении Святых Таин По благословению отца Серафима я приобщался Пречистых Таин во все двунадесятые праздники. Накануне этого должен был вкушать пищу только единожды и то с воздержанием, в прочие же дни я употреблял дважды в день вместе с братией. Однажды, накануне двунадесятого праздника, отпев раннюю обедню и придя в свою келью, я для подкрепления истощенных сил напился чаю и съел просфору. Этим бы и надлежало мне довольствоваться до принятия Пречистых Таин, но когда пошли все к трапезе в обеденное время, то и я, по обычаю, пошел туда же и вкусил там пищу. После же вечерни зашел ко мне один дальний посетитель, который, питая особенную веру и любовь к отцу Серафиму, имел и ко мне, грешному, доброе расположение. Угощая гостя братской пищей, я еще вкусил с ним вместе. После этого мне вдруг припомнилось, что настоящий день был накануне двунадесятого праздника и что я, по завету старца, должен приобщаться Святых Таин, а потому и вкушать пищу должен только один раз. Начиная думать о своем невнимании к старческой заповеди, я начал падать духом, и чем более думал, тем более отчаивался. Тьма ужасающих мыслей, одна за другой, теснились в голове моей. Одна мысль говорила, что если я не соблюл заповеди старца, то недостоин приобщаться Пречистых Таин; а другая – напротив, что если я не приступаю к приобщению, тогда отец Серафим спросит меня о причине, и как я буду отвечать ему. Третья же мысль, еще страшнейшая, твердила мне непрестанно, что если я дерзну приступить к священной трапезе, несмотря на свое недостоинство, то Господь поразит меня смертью . Несмотря, однако, на эту мысленную борьбу, я всячески старался преодолевать ее, чтобы не лишить себя Святыни и не оскорбить старца, и, готовясь, прочитал правило, потом исповедался. Но хотя отец духовный и разрешил меня, сказав, чтобы я приступил к Святым Таинам без всякого смущения, ибо заслуги Господа нашего Иисуса Христа разрешают все грехи наши, однако же я не успокоился духом. Враг не хотел оставить видимую добычу и всячески старался удалить мою душу от соединения со Сладчайшим Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

О том, каким образом петь «Блаженны» на Литургии, нужно смотреть в Типиконе. Обычно «Блаженны» поется из Октоиха, и рядовая песнь канона праздника святого из Минеи. Обычно возглашаются два прокимна (но конкретно надо смотреть Типикон); вместо «Достойно» надо петь задостойник. Богослужение Господских двунадесятых праздников отличается тем, что в сами праздники не поется песнопение «Блажен муж», кроме тех случаев, когда праздник попадает на понедельник. Другая характерная особенность Господских праздников – в том, что вместо «Честнейшую» поются припевы праздника. «Блажен муж» – 1-й антифон 1-й кафизмы, песнопение, которое прообразует пришествие Спасителя. «Блажен муж» – это наш Господь Иисус Христос . В случае Господского двунадесятого праздника стихиры на «Господи, воззвах» говорят о том же самом, поэтому повторять песнопение «Блажен муж» не имеет смысла. В Господские двунадесятые праздники в день праздника вечером совершается вседневная вечерня с великим прокимном, ради чего совершается вход с кадилом. Так бывает на Рождество, Богоявление, Сретение. В Богородичные двунадесятые праздники этого нет. На Литургии в Господский двунадесятый праздник поются специальные праздничные антифоны и говорится входной стих. При праздновании Богородичного праздника этой особенности нет, хотя в наших Минеях напечатаны праздничные антифоны и на Богородичные праздники (так называемые афонские), но это чисто афонская богослужебная традиция. Теперь – об отдании Господского двунадесятого праздника. Что такое отдание? Отпраздновали мы праздник, насладились его духовной радостью, и наступает время идти дальше, продолжать жить и готовиться к иным праздникам. Этот праздник следует закончить, и в день отдания повторяются самые торжественные песнопения самого праздника. Богослужение по уставу в отдание Господских и Богородичных двунадесятых праздников положено со знаком «красная скоба с тремя точками» – богослужение со славословием. Оно имеет свои особенности. Во-первых, поются только песнопения праздника. В уставе есть указания о соединении празднования отдания с праздником какого-либо святого, но чаще всего положены песнопения лишь праздника. Поются праздничные припевы вместо «Честнейшую», а кроме того, на Литургии поются праздничные антифоны. Это относится к Господскому двунадесятому празднику, про отдание Богородичного праздника можно сказать лишь то, что там положено славословие. Поются песнопения самого праздника. Так же, как и в самый праздник, поются праздничные каноны, праздничные стихиры (все это имеется в Минее).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По 6-й песни: кондак и икос праздника. По 9-й песни: «Достойно есть…» не поется. Светилен святого; «Слава, и ныне»: светилен праздника. Однако если святой не имеет светильна, то читается светилен праздника дважды (через «Слава, и ныне»). Если же имеется два праздничных светильна, то читается 1-й светилен праздника; «Слава, и ныне»: 2-й светилен праздника; – если служба шестеричному святому (15 сентября): канон праздника на 6 и канон святого на 6. Катавасия – ирмос канона святого; поется по каждой песни. По 3-й песни: кондак и икос праздника, седален святого (дважды); «Слава, и ныне»: седален праздника. По 6-й песни: кондак и икос святого. По 9-й песни: «Достойно есть…» не поется. Светилен святого (дважды); «Слава, и ныне»: светилен праздника. С тихиры на «Хвалите…» (если есть): здесь возможны два случая: – стихиры праздника на 4; «Слава»: стихира святого (или праздника); «И ныне»: стихира праздника (см., например, 21, 22, 23 декабря, 3 января); – стихиры святого на 4; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника (см., например, 16, 20 сентября, 29 декабря). Однако чаще всего хвалитные стихиры в Минее отсутствуют и потому не поются вовсе. Стихиры на стиховне: стихиры праздника с их (то есть праздничными) припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если нет стихиры святого, то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. По «Благо есть...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Если же тропарь святого отсутствует, то поется только тропарь праздника единожды. §2.2.7. В случае двух святых в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав совершения службы двум святым в период пред- или попразднства можно найти в 12-й уставной главе Общей Минеи и в последованиях 11 сентября, 23 и 24 ноября, 27 декабря и прочих. По «Бог Господь...»: тропарь праздника, тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого; «И ныне»: тропарь праздника. Кафисмы по Уставу (всегда читается 2 кафисмы, в том числе и в период зимнего расписания).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

О дне Валентина от Валентины Так почему бы 14 февраля с утра пораньше не совершить какой-либо подвиг ради своей второй половинки? Затем вспомнить, что в этот день в Православной Церкви почитают святого мученика Трифона. История его жизни проста и вместе с тем, исполнена жертвенной любви к людям. А вечером вместе с любимым или любимой пойти на Всенощную накануне двунадесятого праздника Сретения Господнего и помолиться об умножении любви. 14 февраля, 2013 Так почему бы 14 февраля с утра пораньше не совершить какой-либо подвиг ради своей второй половинки? Затем вспомнить, что в этот день в Православной Церкви почитают святого мученика Трифона. История его жизни проста и вместе с тем, исполнена жертвенной любви к людям. А вечером вместе с любимым или любимой пойти на Всенощную накануне двунадесятого праздника Сретения Господнего и помолиться об умножении любви. Только-только поступив на работу в редакцию, я, как Валентина, тут же получила задание: написать «кое-что» о дне всех влюбленных. Дорогая редакция, вот вам мое «кое-что»! Праздник — с какой стороны ни посмотри После двух неудачных попыток обличить, по уже сложившейся в православной среде традиции, всех и вся, причастных к празднованию дня св. Валентина, я остановилась и задумалась. Что-то здесь не так… Почему праздник с названием «день влюбленных» имеет такую негативную окраску в «наших» кругах? С одной стороны, на православных сайтах в статьях на эту тему можно найти подробное описание того, «что нельзя делать» в этот день приличному христианину. Еще, как правило, ставится под вопрос само существование святого Валентина. Ну и в конце-концов, предлагается заменить день влюбленных «имени святого Валентина» на «имени святого Трифона». А с другой… На страницах портала уже писали о том, что «День за днем нас кормят ложью о сексе». Еще 70 лет назад об этом говорил Клайв Стейплз Льюис. В средствах массовой информации о половых отношениях судачат все, повсюду и сутками. Фильмы, телепередачи, современная музыка, реклама – все об одном и том же — о сексуальных отношениях. И накануне дня влюбленных «эта тема» активизируется особенно.

http://pravmir.ru/o-dne-valentina-ot-val...

Есть люди, которые не причащаются св. тайн потому, что считаю себя недостойными принять оные. Как смотреть на это? По нашему мнению, нужно смотреть так: что такие люди сознают свое недостоинство, это хорошо; если они, при сознании своего недостоинства, не причащаются еще и потому, что приступать к причащению им не позволяет отец духовный, и это также хорошо. Но если такие люди отлучают себя от св. причащения самовольно, то сего последнего одобрить нельзя, ибо, как бы кто не рассуждал, а без причащения св. тайн человек не спасется. Аще не снсте, говорит Господь, плоти Сына человческаго, ни крове Его, живота не имате въ себ ( Ин.6:53 ). Да, не причащающихся св. тайн самовольно одобрить нельзя и на сие мы представим и еще доказательство. Один из учеников блаженного старца Серафима Саровского передает о себе следующее. «Я, – говорит он, – по благословению о. Серафима, приобщался пречистых тайн во все дванадесятые праздники. Накануне сего должен был вкушать пищу только однажды и то с воздержанием, в прочие же дни я употреблял дважды в день, вместе с братией. Однажды, накануне двунадесятого праздника, после ранней обедни, я напился чаю и съел просфору; когда все пошли к трапезе и я пошел туда же и там вкусил пищи. После же вечерни зашел ко мне один гость и я, угощая его братской пищей, еще вкусил с ним вместе. После этого мне вдруг припомнилось, что настоящий день был накануне двунадесятого праздника и что я должен причащаться св. тайн, а потому и вкушать пищу должен только один раз в день. Тут я начал падать духом и чем более думал, тем более отчаивался. Тьма ужасающих мыслей одна за другою теснилась в голове моей… Мне представлялось, что если я дерзну приступить к священной трапезе, то Господь поразит меня смертью . Несмотря, однако, на сию мысленную борьбу, я всячески старался преодолевать ее, чтобы не лишить себя святыни, и, готовясь, прочитал правило, потом исповедался. Но хотя отец духовный и разрешил меня, сказав, чтобы я приступил к св. тайнам без всякого смущения, ибо заслуги Господа нашего Иисуса Христа разрешают все грехи наши, однакоже, я не успокоился духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры праздника – 3; стихиры святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же святой не имеет стихиры на «Слава», то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. В субботу на «Слава» поется стихира праздника, «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Стихиры на стиховне: стихиры праздника с их (то есть праздничными) припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же святой не имеет стихиры на «Слава», то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь святого; «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Если же тропарь святого отсутствует, то поется только тропарь праздника единожды. §3.2.8. В случае двух святых в период пред- или попразднства двунадесятого праздника Устав совершения службы двум святым в период пред- или попразднства можно найти в 12-й уставной главе Общей Минеи и в последованиях 11 сентября, 23 и 24 ноября, 27 декабря и прочих. Стихиры на «Господи, воззвах...»: стихиры первого святого – 3; стихиры второго святого – 3; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же святой не имеет стихиры на «Слава», то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. В субботу на «Слава» поется стихира праздника, «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Стихиры на стиховне: стихиры праздника с их (то есть праздничными) припевами. «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира праздника. Если же святой не имеет стихиры на «Слава», то поется на «Слава, и ныне» стихира праздника. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь первого святого; «Слава»: тропарь второго святого; «И ныне»: тропарь праздника. §4. Великая вечерня §4.1. Определение великой вечерни, дни ее совершения Типикон часто использует термин «великая вечерня» для обозначения той вечерни, которая совершается на всенощном бдении и следует после малой вечерни. Но в Литургике понятие «великая вечерня» значительно шире и обозначает любую праздничную вечерню в отличие от вседневной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010