Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине Екатерина Соловьева 10.11.2014 18.04.2023 ( 29  голосов:  4.4 из  5) Инсульт – острая сосудистая катастрофа, занимающая первое место в структуре инвалидности и смертности. Несмотря на улучшение медицинской помощи, большой процент людей, перенесших инсульт, остаются инвалидами. В этом случае очень важно реадаптировать таких людей, приспособить их к новому социальному статусу и восстановить самообслуживание. Мозговой инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения, сопровождающееся стойким дефицитом функций мозга. У мозгового инсульта есть синонимы: острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), апоплексия, удар (апоплексический удар). Различают два основных вида инсульта: ишемический и геморрагический. При обоих видах происходит гибель участка мозга, который кровоснабжался пострадавшим сосудом. Ишемический инсульт возникает из-за прекращения кровоснабжения участка мозга. Чаще всего причиной этого вида инсульта является атеросклероз сосудов: при нем в стенке сосуда вырастает бляшка, которая увеличивается с течением времени, пока не перекроет просвет. Иногда часть бляшки отрывается и в виде тромба закупоривает сосуд. Тромбы образуются и при фибрилляции предсердий (особенно при хронической ее форме). Другими более редкими причинами ишемического инсульта являются болезни крови (тромбоцитоз, эритремия, лейкемия и др.), васкулиты, некоторые иммунологические нарушения, прием оральных контрацептивов, заместительная гормональная терапия. Геморрагический инсульт возникает при разрыве сосуда, при нем кровь поступает в ткань мозга. В 60% случаев этот вид инсульта – осложнение гипертонической болезни на фоне атеросклероза сосудов. Разрываются видоизмененные сосуды (с бляшками на стенках). Еще одна причина геморрагического инсульта – разрыв артериовенозной мальформации (мешотчатой аневризмы) – которая является особенностью строения сосудов мозга. Другие причины: заболевания крови, алкоголизм, прием наркотиков. Геморрагический инсульт протекает тяжелее и прогноз при нем более серьезен.

http://azbyka.ru/zdorovie/reabilitaciya-...

Хощеши ли, да открыто сокровенное любве богатство, изочту драгоценныя тоя вещи, объявлю премножество златозарных диадим. Егда хощу входити в пребогатшее любве сокровище, два превеликая сосуда оныя обретаю, преизобилствующыя всеми благими. Раскрываю первый – обретаю в нем подвиги и труды (в которых единоутробнаго ми св зелныя поты и болезни и самое странствие хождения, яждения в царствующий град, старания, прошения, моления к господствующим, дерзания к превысочайшым. О, желания теплоты! О, мужества благо дерзновенна! Вметания в царския дворы и к самому славнейшему яко писанному збыватися: кто сии, яко облаци летают и яко голуби за птенца нещадение своих телес, нещадение душ своих, общесоветное изречение гласа: аще и в нищете пребывати вси готови, токмо да своего птенца во свое ему гнездо приобрящем. О, гласа, уязвляющаго ми сердце! О, любве копия, збодающаго утробу! О, оружия, поядающаго внутренняя! Слышите, гонящий, и ужаснитеся; слышите, любящий, и возвеселитеся; слышите, посредствующий, и восчюдитеся. Глаголет всемудрый Павел: яко «аще страждет един уд, с ним страждут вси И того и наш Господь: «О сем познают вси, яко мои ученицы есте, аще имате любовь друг к болши сея любве несть, да кто положит душю свою за други Зрите, не исполняется ли зде апостольский глас, не страждут ли вси за единаго уда, не обнищати ли благоволят о единаго приобретении. Что же и Владыки глас? Еда не действуется любовию? Еда не душы своя полагают многи за единаго? Еда не ученици суть Христови, таковая творящии? Ей, и не токмо ученицы, но и друзи, по неотложному того обещанию. Се во отверзении перваго блаженныя любве сосуда кто не облагоухася паче арамат благовонием, кто не удивися безценных богатств зрением, кто не прославит всемогущаго Бога, облагодарившаго своя рабы божественным дарованием? Приидем, раскрывающе вторый, обрящем богатство любве божественно и драгоценно, пресветлыя камения и бисеры тоя безценны: молитвы, моления, прошения ко всех Владыце и Богу, ко Владычице и Богоматери и ко всем святым воздыхания, стояния, сокрушения сердечная, пощения частая, руковоздеяния всегдашняя (по писанному: «Воздеяние руку моею жертва слезы и плачи, текущыя паче златоструйнаго Нила; болезни душевныя, обстояния всенощная, коленокланяния непрестанная, понуждания умиленныя гласы, горкослезныя вопли, присная рыдания. О, молитв благовония, паче фимиама восходящих пред Бога! О, слез чистоты, паче омывающих моя скверны! О, общенароднаго прилежнаго , прекланяющаго на милость гнев Господень! Рече Иаков: «Молитеся друг за друга, да И в Деяниих о Петре: «Молитва бе прилежна, бываема от Церкве к Давыду же слезы Быша хлеб Господь : «Просите и дастся И «сей род ничимже исходит, токмо молитвою и

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феофил же стал рыдать с удвоенной силой, потому что сердце его было уязвлено разлукой с отцом; он проливал потоки слез, которые все умножались. У него был сосуд, и Феофил, когда // л. 59 становился на молитву и приходили слезы, поставив сосуд, плакал над ним, – и за долгие годы наполнил его слезами, так как жил в ожидании [исполнения] пророчества блаженного. Почувствовав приближение конца, Феофил стал прилежно молиться Богу, чтобы угодны были слезы его пред ним. И тут вдруг некто, прекрасный видом, предстал перед Феофилом, говоря ему: «Зачем ты хвалишься тщетой слез?» Взяв сосуд, значительно больше, чем у Феофила, благоухания исполненный, как мирра добровонного, он сказал: «Это часть твоих слез, которые ты в молитве к Богу от сердца излил, которые ты или рукою, или платком, или ризою [отер] и которые на землю упали из твоих очей, все эти слезы собрал я в этом сосуде и сохранил по повелению Творца нашего, а ныне послан с радостным известием: с веселием отойдешь к Богу, который сказал: «Блаженны плачущие, ибо утешатся " Промолвив эти [слова], он стал невидим. Блаженный же призвал игумена и поведал ему о явлении ангела и о речах его, показав два сосуда, наполненных слезами; один из них был полон благовония, превосходящего все ароматы, и его Феофил повелел возлить на тело свое. Через три дня он преставился. Положили его достойно в пещере рядом с Марком Печерником, помазавши тело его из сосуда ангелова, так что пещера наполнилась благоухания; и слезный сосуд вылили на Феофила, чтобы сеявший слезами в радости пожал плод дела рук своих, ведь сказано: «Сеющие со слезами семена свои // л. 59 об. о Христе утешены Ему же слава с Отцом и со Святым Духом! Слово о преподобных отцах Феодоре и Василии Сказано: как проявление любви к благому – нестяжание, так и корень любви ко всему злому – Как говорил Лествичник: «Такой [человек, который любит не богатство, а Бога], не может сберечь имения, но растрачивает его благолепно, всем нуждающимся Ведь сказал Господь: «Если человек не отрешится от всего, что имеет, он не может быть моим

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лики начинают антифонно 71 петь стихиры на стиховне, причем первая стихира исполняется без предшествующего ей стиха. Канонарх: «Глас такой–то», и первую строку первой стихиры. 1–й лик поет первую воскресную стихиру на стиховне (из Октоиха). Канонарх, стих: «Господь воцарися». 2–й лик: «В лепоту облечеся» и вторую воскресную стихиру на стиховне. Канонарх, стих: «Ибо утверди вселенную». 1–й лик: «Яже не подвижится» и третью воскресную стихиру на стиховне. Канонарх, стих: «Дому Твоему подобает святыня Господи». 2–й лик: «В долготу дний» и четвертую воскресную стихиру на стиховне. Если «на Славу» в Минее есть стихира святому, то исполняется она. Канонарх: «Слава, глас такой-то». 1–й лик: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и стихира святого «на Славу» из Минеи. Канонарх: «И ныне, глас той же». 2–й лик: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» и богородичную воскресную стихиру, по гласу «Славы» святого, из первого приложения Минеи. Если же «Славы» святого нет, то: Канонарх: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, глас той же». 1–й лик: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» и богородичную стихиру на «Слава, и ныне» из Октоиха, по гласу недели. Во время пения стихир на стиховне духовенство, с предшествующими свещеносцами, несущими подсвещники с горящими свечами, переходят в храм. Посреди храма, против царских врат, пономарь заблаговременно поставляет т. н. «литийный» стол, покрытый пеленой, на котором приготовлены на приличном сосуде («литийнице») для благословения пять хлебов, пшеница и два небольших сосуда, один слева (от молящихся) с вином, другой справа с елеем. По обе стороны (а зачастую еще и позади) литийного сосуда устанавливаются еще и литийные подсвещники. Духовенство становится перед литийным столом, причем диакон немного впереди вправо от священника. Свещеносцы устанавливают свои подсвещники за праздничной иконой (если таковая имеется посреди храма, если же нет, то позади литийного стола), а сами, встают немного поодаль, лицом друг к другу. И так они ожидают времени пения тропаря «Богородице Дево, радуйся...» (рис. 63). «Ныне отпущаеши» и Трисвятое

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Под пальцами мастера! Я ведь употребил неточное слово. В том-то и дело, что творцом орнамента был не мастер, а мастерица. Не мужчина, а женщина. По отпечаткам пальцев, что сохранились на стенках посуды, ученые пришли к выводу: посуду лепила женщина. Вероятно, так и должно быть. Всякому свое. Мужчины каждый день видели смерть лицом к лицу, и была она то медведем, то пещерным львом. Орнамент прельщал таких охотников меньше всего. Вряд ли они понимали даже смысл и красоту всех этих черточек и ямочек. Слишком уж это было мелко и несерьезно, что-то вроде бус и ожерелья. Мужчины приходили к огню усталые и потные, покрытые своей и чужой кровью. В час отдыха они вырезали на куске кости одиноких мамонтов, бодающихся бизонов, гигантского оленя с откинутыми рогами. Вырезали они и самих женщин. Даже не вырезали, а высекали из кости и камня так, чтоб их можно было покрепче зажать в кулак. Это были прекрасные объемные животные с могучими бедрами, с телом, разделенным на круги и треугольники. Даже теперь радостно глядеть на эти каменные цветки – неповторимых палеолитических Венер. Вот так и возникло два этих течения – конкретное и абстрактное. Так они и существовали десятки тысячелетий, каждое в своей области, одно на горлышке сосуда, другое на кости и на стене пещеры, не отрицая и не трогая друг друга. Здесь нужно оговориться. Я пишу не об абстрактном искусстве, а об абстракции в искусстве, а это совсем разные вещи. Я убежден, что современный абстракционизм вырос совсем не из орнамента. Первобытный человек – homo primigenius – «человек первородный», как почтительно называет его наука, был существом положительным и реальным. Красоту он понимал как меру и число, гармонию и соразмерность. Он подмечал эту гармонию и на коже раздавленной им гадюки (ведь и на ее чешую тоже кто-то нанес гребенчатый орнамент), в расстановке листьев на стебле, в весеннем звоне капели, в окраске и пятнах на крыльях бабочек, в смене дня и ночи, зимы и лета. По закону этой же четности и рассчитаны созданные им орнаменты. А абстракционизм пуще всего боится равновесия. Отразите его в зеркалах, и он сразу же умрет, превратившись в обыкновенную обойную ткань. Если великий кроманьонец уравновесил мир на горлышке сосуда, то художник XX века взорвал его динамитом и атомом, пропустил через мясорубку и то, что осталось, полными пригоршнями ляпнул на полотно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Суждения эти, как сейчас увидим, в высшей степени странны, основаны на самых непозволительных софистических уловках, вроде тех, к каким, в свое время, так часто прибегал любимый и уважаемый Павлом автор «Поморских ответов», и однако же защитниками прежнего и нынешнего раскольнического священства приняты (нужды ради), как единственное мнимо-богословское основание, на которое могут они опереться для защиты этого священства. Оба приведенные выше общепринятые у старообрядцев положения Павел признает правильными; но старается доказать посредством разных словоизвитий и уловок, что противоречия между ними нет: «воистину (писал он) у еретиков ни единыя тайны несть; не глаголем же действия у них несть». Это значит: благодатной силы, принадлежащей таинствам, таинства совершаемые еретиками не имеют; но внешние, формальные действия таинств у еретиков соблюдаются, например, в крещении – троекратное погружение в воду, в хиротонии – возложение рук и пр. Для каждого знакомого с учением православной веры и для каждого вообще здравомыслящего человека вполне ясно, что сущность таинства заключается в присущей ему сил благодати и что формальные действия сами по себе, без сопровождающей их благодатной силы, никакого значения не имеют, якоже и не суть. По мнению же Павла, в этих формальных действиях, например, в рукоположении, совершаемом и без преподания благодати священства еретическим епископом, заключается такое важное значение, что действий этих у старообрядцев не властны совершить даже лица, якобы имеющие власть преподавать самую благодать священства. Это он старается доказать примером, или, по его выражению, «… прикладом от бываемой вещи». «Скудельный сосуд (рассуждал он) состоит из вещества, еже есть глина; вид же сосуда из глины по требующемуся образу соделан; а совершенство сосуда огнь соделывает. И дóндеже сей сосуд из помянутого вещества устроенным видом пребывает, совершенно потребу исполнять не может, сиречь варения или налития воды удобно содержать; а егда ожжется огнем, тогда совершен и благопотребен на всякое подобающее дело будет. Приидем же отсюда на хиротонию инославных религий. В тех убо хиротония два существа токмо имать: вещество и вид, вещество – определяемый человек, вид же его соделывается от рукоположения; а третьей, совершительной силы, еже есть благодати Св. Духа, не имеет… К сему что остает таковому в ереси хиротонисанному лицу, аще приидет в православие, дополнить? Благоявленно есть, ничто же ино, токмо на имеющуюся с ним хиротонию восприяти совершительную силу Духа Святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Теперь вернемся к гипотезе Покровского, считавшего, что оба сиона были созданы после погрома 1067 г. Благодаря изысканиям советских реставраторов стало очевидно, что сохранились не «большой» и «малый» сионы, а старый, собранный из византийских остатков софийской ризницы, и новый, созданный русскими мастерами позднее. Значит, справедливо и предположение проф. Покровского о византийском происхождении этой формы богослужебного сосуда, поскольку первый (несохранившийся) новгородский сион был сделан в Константинополе. Но зачем самим византийцам понадобились такие странные сосуды как новгородский сион? В чине современной литургии есть два сосуда — дискос и потир, и их вполне достаточно. Действительно, если обратиться к истории евхаристических сосудов, то древнейшие литургические комплекты состоят только из дискоса и потира, как, например, обнаруженный в начале двадцатого века клад из Рихи, сирийской деревушки рядом с Алеппо (20). Самая ранняя византийская богослужебная утварь не знает ни звездиц, ни лжиц. Но серебряные предметы из Рихи, Струмы и других кладов относятся к тому периоду эволюции византийской литургии, когда в ней еще не было Великого входа. Первые свидетельства об этом нововведении относятся к шестому столетию, а первый символический комментарий возникает на рубеже седьмого-восьмого веков. В нем говорится: «Херувимская песнь… знаменует шествие святых, невидимых ангельских воинств, и великого Царя Христа, идущего на таинственную жертву» (21). То есть, имеется в виду путь Христа на Голгофу, изображенный как триумфальный парад императора. Далее, от десятого века сохранились документы, описывающие порядок совершения этого пространного ритуала в момент его наибольшего развития при императоре Константине VII Порфирогените (22). На великие праздники, когда император участвовал в Великом входе, ритуал византийской литургии имел следующий вид. В протесисе выстраивалось духовенство. По реконструкции Нила Морена протесис располагался в портике за алтарной апсидой, где ныне северо-восточный минарет (23), а по реконструкции о.

http://bogoslov.ru/event/5916766

Если при этом случае стаканы вдруг опустим, то увидим, что стакан с пробитым дном свободно опустится на дно сосуда, а другой – крепкий стакан бросится вверх. Эти два разные явления убеждают нас, что стаканы пред погружением в воду были наполнены воздухом. Когда опрокинутые стаканы погружены были краями в воду, воздух сделался запертым между стенками стаканов и водою. Погружая стаканы в воду, мы, по мере погружения, в одном из них вытесняли воздух водою чрез пробитое отверстие дна, а в другом, т.е. крепком, воздух сдавливали, а от этого он принял упругость, выражающуюся в отталкивании. Когда стаканы вдруг опустили, тогда воздух из пробитого стакана сразу выдавился водою, а потому он беспрепятственно погрузился весь в воду, тогда как воздух запертый в крепком стакане, с прекращением сдавливания, получил вдруг свободу, мгновенно расширился, а чрез это быстрое расширение сдерживающий его стакан брошен вверх. Таким образом, мы на опыте убедились, что вокруг нашей планеты действительно есть воздух, и что воздух этот наполняет все пустые пространства и все порожние сосуды. Потом мы убедились в том, что во время наполнения сосудов жидкостью или каким-либо другим твердым телом воздух из сосуда вытесняется. Следовательно, мы теперь также понимаем, что воздух, наполняя все порожние сосуды, равно наполняет и все пустые пространства, каждого животного тела, и все пустоты растений. Азот и кислород из состава воздуха легко выделяются. Опыты, производимые для отделения их, основаны единственно на большом химическом сродстве кислорода к неорганическим телам. Для подобного опыта берут, например, не глубокую, но обширную ванну и наливают ее водой, на воду этой ванны пускают кусок пробкового дерева с фарфоровой чашечкой по средине, в которую кладут кусочки фосфора и зажигают. Едва только фосфор вспыхнет, его накрывают стеклянным колпаком известного размера. Воспламененный фосфор, жадно соединяясь с кислородом воздуха, закрытого колпаком, образует фосфорную кислоту, которая тут же растворяется сама собою в воде ванны.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

е. день глиняного сосуда), жрецы, наполнив вином два сосуда, выливали из них вино из одного на восток, из другого на запад; потом наполнив сосуды освящённою водою кропили ею присутствовавших, которые расходились по домам, когда гиерофант или верховный жрец произносил таинственные слова: конкс омпакс 453 . Деление христиан на экзотериков и есотериков Климент Александрийский и Ориген оправдывают ссылкой на подобное деление учеников в знаменитых философских школах, какова например, пифагорейская 454 , хотя не показывают, чтобы последняя имели прямое влияние в этом случае. Гораздо вероятнее и очевиднее связь разделения христиан на верных и оглашённых с подобным делением членов мистериального языческого культа на посвящённых и непосвящённых, и влияние этого культа на христианский катехуменат. Оглашённые обыкновенно делились на три класса. Первый класс составляли слушающие (χροωμνοι, audientes), которые допускались лишь к слушанию Слова Божия и проповеди. Ко второму классу принадлежали припадающие (gcnuflectentes или prostrati), которые могли присутствовать при общественной молитве, называемой ευχ χατεχουμνων и стоя на коленах принимать благословение епископа. Наконец третий класс составляли просящие (αιτοντες, competentes), уже вполне наставленные и приготовленные, которые назывались поэтому также просвещёнными и просвещаемыми (φατισεντες и смотря по тому, готовились ли они к принятию крещения, или принимали его, или только что приняли 455 . Прошедшие эти степени, ново крещённые признавались совершенными (τλειοι) и посвящёнными в таинства религии (μεμυημενοι) и допускались к участию в святейшем таинстве евхаристии. Самое крещение, как часть так называемой disciplina arcani, называлось μυστριον (arcanum, sacramentum), τελειωσις или τελετ (perfectio), μυησις (initiatio), μυσταγωγα, τς σωτηρας и του αγιασμο (symbolum sanctificationis). Продолжительность оглашения была, нужно полагать, различна, смотря по степени понимания и нравственному достоинству оглашённых 456 . Впрочем, трёхгодичное приготовление, кажется, может быть принято за правило 457 . Вышеозначенные степени оглашённых, очевидно, соответствуют степеням логического мистериального культа: листов, телетов, эпоптов или эфиров, называвшихся потом эвдемонами, ольбиосами, хотя строгой параллели между теми и другими нет. Название крещения просвещением соответствует названию фотопегии, которым называется в мистериях вступление в, храм и поклонение богине.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

И вообще существует правило: когда диаметр выражается целым числом, то окружность будет обозначаться при помощи дроби. Но, как само собою разумеется, священные писатели не могли затруднять свою речь сложным вычислением дробей, а должны были употребить круглое целое число 110 . Нужно полагать, что скорее окружность сосуда, 30 локтей, как подчиненная величина, указана не с математическою точностью, а круглым числом; высота же и диаметр, как поставленные исходным пунктом измерения, указаны с полною точностью (Тений, Мунк). Но возможно также и то, что диаметр и окружность показаны в тексте без взаимного отношения, потому что в разных местах сосуда его окружность изменялась. Еще больше споров возбуждало определение вместимости медного моря, 2000 и 3000 батов На чем основывается такая значительная разность этих последних чисел? По одним исследователям (Лигтфоот, Филарет митрополит Московский) бассейн вмещал 3000 батов, когда наполнялся водою весь до краев, и 2000 батов, когда воды в нем было столько, сколько требовалось для купанья в бассейне. По другим (Шмидт, Штурм), 2000 батов есть мера самого бассейна, а 3000 – мера бассейна вместе с особенною нижнею подставкою под ним, соответствовавшею подставе умывальника скинии. По третьему объяснению, у евреев было два вида бата, больший и меньший: первый имеется в виду писателем кн. Царств, а последний – писателем кн. Паралипоменон. Но, для решения этого вопроса, необходимо выяснить действительное отношение как той, так и другой цифры к действительной вместимости бассейна. При 5 локтях высоты, 10 локтях диаметра и 30 локтях в окружности, сосуд будет вмещать 250 кубич. локтей, между тем 2000 батов, считая бат равным 20 литрам (по другим он был вдвое больше), дадут не менее 300 кубич. локтей. Таким образом, – говорит Пэн, – 2000 и 3000 батов суть только круглые числа, которые нужно понимать в самом общем значении: очень много. Чтобы иметь основание давать точное значение указанным числам, необходимо предположить одно из двух: или мера 10 локтей диаметра была снята с верхней суженной части бассейна, в средней же части бассейн значительно расширялся во все стороны, или же – что нам кажется наиболее вероятным – цифра 3000 батов или ведер обозначает не столько вместимость бассейна, сколько практиковавшийся способ наполнения его: чтобы достаточно наполнить бассейн, водоносы делали 3000 оборотов от бассейна к источнику и обратно, приносили 3000 ведер или батов; но само собою разумеется, что ведро у обыкновенного водоноса нужно представлять наполненным не до краев, а разве только на ¾ сосуда; полных же ведер требовалось 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010