По сему расписанию для философии назначено 14 часов в неделю – все до обеда, именно: в среду и субботу по три часа (8, 9 и 10), в остальные дни по два часа (8 и 9); для реторики столько же и те же часы: для латинского языка в классах синтаксическом (иначе – высший грамматический), среднем и низшем грамматическом – 30 часов в неделю, по три часа до обеда каждодневно и по три часа после обеда во все дни, исключая четвертка и субботы; для информаторического класса столько же и те же часы; для медицинского класса 8 часов в неделю (4 и 5-й после обеда во все дни, кроме четвертка и субботы); для класса российского красноречия 8 час. (10-й и 11-й во все дни, кроме четвертка и субботы); для математического класса 9 часов (2-й и 3-й после обеда во все дни, кроме вторника и субботы); для истории и географии 6 часов; для греческого синтаксиса 6 час. для греческой грамматики 8 часов. Предметы преподавания разделены были на ординарные и экстраординарные: первыми должны были заниматься все ученики, последними – некоторые, по выбору начальства и собственному желанию. К экстраординарным предметам отнесены были: 1) медицина, которая преподавалась ученикам философии и отчасти риторики; 2) высшее красноречие, которым занимались также ученики философии и риторики; 3) математика, которой учились немногие ученики философии, преимущественно же риторики; 4) греческий синтаксис – преподавался ученикам философии и риторики; 5) греческая грамматика, которой занимались немногие ученики риторики, а большей частью ученики синтаксического класса. В таком виде началось учение в новом – втором курсе Пермской семинарии, но в этом виде оно продолжалось не всегда, или лучше сказать, очень не долго. Впоследствии некоторые из предметов учения исключены из семинарской программы, другие вновь прибавлены, некоторые классы были соединены, другие разделены и т.д. Так в 1808 году указом Святейшего Синода предписано: «в Высочайшем Его Императорского Величества указе изображено: хотя указом Нашим в 17 день июля 1802 года и повелели Мы в духовных училищах учредить класс врачебной науки с тем, чтобы для преподавания оной, пока не будут иметь сии училища собственных своих учителей, отряжать врачебным управам искусных членов, или из других, по городам находящихся, медицинских чиновников, но как из дошедших сведений видим Мы, что во многих семинариях совсем не преподаются врачебные лекции за недостатком медицинских чиновников, да и в начертаниях правил об образовании впредь духовных училищ класса врачебной науки по семинариям более уже не полагается, и для того повелеваем: во всех духовных академиях и семинариях преподавание врачебной науки и класс сей ныне отменить».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Трансцендентальный портрет» ставят в доме на украшенном алтаре Шри Чинмоя. Медитирующий, повторяя в качестве мантры имя учителя (ежедневно такую мантру нужно повторять от 500 до 1200 раз), должен полностью настроиться на него, сделать его своим «внутренним штурманом» (или «пилотом») и таким образом принять в качестве «истинного само». Помимо повторения мантры, во время медитации следует слушать музыку, написанную самим Шри Чинмоем, и вдыхать аромат благовоний 492 . Специальные дыхательные упражнения и другие действия, подготавливающие и поддерживающие медитацию, называются в культе упражнениями по концентрации. Рекомендуется повторить слово «Суприм» (в качестве титула учителя) двадцать раз настолько быстро, насколько это возможно, чтобы «очистить» дыхание. Последователи Шри Чинмоя как минимум раз (обычно два-три раза) в день посвящают себя гуру и «Суприму». Обязательно это нужно делать рано утром (от 2.00 до 6.00) и, по возможности, вечером. Рекомендуемое утреннее «правило» занимает примерно 40 минут и состоит из пятиминутного повторения имени «Суприм», исполнения песнопений, сочиненных гуру, молитв «Высочайшему» («Суприму») и чтения из книг Чинмоя «На каждый день». Вечерней медитационно-молитвенной практике отводится около 15 минут. Во время утренней медитации гуру, по его словам, концентрируется на своих медитирующих в разных местах учениках: Я ожидаю, чтобы все мои ученики медитировали утром до шести часов тридцать раз. Между двумя и шестью часами утра я тридцать раз концентрируюсь на моих учениках 493 . Исполняя подобные пожелания Чинмоя, наиболее преданные ученики придерживаются крайне жесткого расписания «духовных» упражнений: два часа сна, четыре часа медитаций, четыре часа бега, два часа медитаций, затем еще немного сна 494 . Собрания поклонников Чинмоя проходят два раза в неделю – в воскресенье и какой-нибудь другой день. В помещении, где проводится «гуруслужение», развешиваются белые покрывала и полотенца, а проповедники стараются быть в белой одежде. На возвышении (на сцене, на стуле, на столе) выставляется «трансцендентальный портрет» гуру, перед которым зажигается свеча и/или ставится живой цветок. Присутствующие (некоторые с детьми) рассаживаются так, чтобы видеть портрет, расслабляются, закрывают глаза, начинают повторять имя своего кумира. Обычно лицом к публике садится как бы дирижер, который и задает ритм медитации 495 . Кульминация еженедельной групповой медитации наступает во время совместного исполнения сочиненного Шри Чинмоем медитативного песнопения «Invocation» («Призывание», «Заклинание» или «Моление»).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Просительная ектенья и стиховные стихиры из Триоди. «Благо есть...» – дважды. Трисвятое по Отче наш. Тексты из Часослова, которые оканчиваются молитвой Ефрема Сирина и 16-ю поклонами. По окончании утрени сразу начинает читаться первый час. Великопостные часы обладают несколькими особенностями. На часах читается кафизма, кроме первого часа в понедельник и пятницу , и девятого часа в пятницу. Это объясняется простой арифметикой – тем, что мы должны уложить сорок кафизм в службы будничные. На великопостных часах поется тропарь часа со стихами. На обычных часах читается тропарь и кондак дня или праздника, а на великопостных часах поется особый текст, который закреплен за каждым часом: на первом часе – «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», на третьем – «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый...» и т. д. Великопостный час, таким образом, в большей степени становится самим собой, больше выявляется литургическая тема часа. Тропари поются с земными поклонами, со стихами, священник выходит для их возглашения на амвон. Такой тропарь возглашается, по Уставу, учиненным чтецом или иереем (в нашей практике иереем на амвоне), потом повторяется хором, потом иерей возглашает стих, хор повторяет тропарь и еще раз стих и тропарь. Кроме того, на первом часе стихи часа, которые начинаются словами «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие», поются причем указано петь это «велегласно и косно», – громко и медленно. Да еще стихи повторяются по два раза, а последний – три раза. Шестой час отличается следующей особенностью: на нем читается паримия, которую предваряет тропарь пророчества и прокимен. На шестом часе всегда читается паримия из пророка Исайи. После Отче наш читается не обычный кондак, а тексты из Часослова. Кто стоял в храме с Часословом, тот замечал, что в часах есть великопостные вставки, о которых мы сейчас говорим. Там есть пометка: «аще есть Святая Четыредесятница» или «аще пето Аллилуйя» или «аще пост».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Завтракали в Большом дворце. Снялись с офицерами группой у подъезда. Вернулись домой в 2 часа. Принял доклады — Бирилева и Кутлера. Гулял. Занимался до 8 час. Обедала Элла. 13-го декабря. Вторник. Всю ночь и целый день шел снег. Утром погулял. Имел три доклада. После завтрака принял с Аликс 41 раненого ниж. чин. из лазарета Мама. В 6 час. принял Танеева. Читал. В Москве после крупных столкновений начались мелкие стычки и внезапные нападения на войска. Потери все еще не выяснены. 14-го декабря. Среда. Масса снега выпала за эту ночь. Утро было занятое с 10 час. Принял довольно много представляющихся. Завтракали семейно и Гольтгоер (деж.). Послал его в город передать привет Семеновскому полку, кот. сегодня отправляется в Москву. Гулял. После обеда Витте имел у меня длинный доклад. 15-го декабря. Четверг. Мороз держался ровный — 9°. Утром принял сенатора Акимова и предложил ему место министра Юстиции. После завтрака виделся с Коковцевым, кот. уезжает за границу с секретным поручением. Гулял. В 6 час. принял доклад Дурново. Вечером читал. . 16-го декабря. Пятница. Солнечный морозный день. Принимал с 10 1/2 до 1 1/2. Завтракали: Миша и Дрозд-Бонячевский (деж.). Приняли 45 раненых нижних чинов. Гулял. Усиленно занимался до 8 час. Обедали: Элла, Миша, Ольга и Петя. Разбирали с ними подарки офицерам на елку, что продолжалось почти два часа. 17-го декабря. Суббота. Мороз продолжался. Принимал с 10 1/2 до часа. После завтрака у меня были три митрополита. Гулял. Занимался и читал до 8 час. Вечером окончили разбор рождественских подарков. 18-го декабря. Воскресенье. 14° мороза. Утром у меня был Николаша. После обедни завтракали со всеми. Гулял больше часа. В 6 час. принял ген.-адъют. Мейндорфа по случаю его командировки в Москву для передачи моей благодарности войскам и расследования причин беспорядков в некоторых гренадерских полках. После обеда занимался. 19-го декабря. Понедельник. Мороз немного уменьшился. После доклада своего Бирилев с нами завтракал. Гулял долго. В 6 час. принял Трепова с длинным докладом. Читал весь вечер.

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

Два часа пятьдесят минут. Над головой заблеял бекас. Три часа. Короткое «па-па-па!» — и рядом уселся косач. Три часа пять минут. Слышится странное бульканье, будто воду льют из бутылки. Это косач заворковал. Нытик зевает: — Я что говорил? И вдруг… Бодрячок кричит прямо в ухо: — Ты только послушай, ты такого ещё не слыхал! — Тише, тише, — успокаиваю я его. — Может, тебе показалось? Но я уже знаю: не показалось! Слышатся звуки, которых я ещё не слыхал. Я слушаю и пишу: «3 часа 30 минут. На чёрном болоте незнакомые звуки — будто быстро лопаются пузыри». Как и положено, ровно в пять десять над током пролетела ворона. Ровно в пять тридцать появились и чайки. Но нытик уже не ехидничает. Вода на болоте золотая от солнца. Кочки в ней — как чёрные камни. И чуть не на каждой кочке — белый флажок! Непонятные белые треугольники, непонятные тихие звуки. Белые точки то появляются, то исчезают. Так умеют подмигивать солнечные зайчики. Но это не «зайчики», это чибисы. Первый раз в жизни я вижу чибисиные танцы! Бодрячок хватает нытика за воротник: — Будешь, будешь скулить? Говорил я тебе «а вдруг»? То-то, Фома неверный! На каждой кочке — пара. До чего ж они хороши! Зелёные крылья и спинки, снежно-белые грудки и красные ножки, блестящие от росы и солнца. Он поклонится ей, клювом сорвёт травинку и отбросит её вправо. Она сейчас же — ответный поклон, тоже сорвёт травинку, но отбросит влево. Поклон и травинка, поклон и травинка. Наверное, на счастье бросают: по всему видно, что будет у них тут гнездо. «Уу, ку-ку-ку-ку! Уу, ку-ку-ку-ку!» — начинает петь кавалер, а сам клонится грудкой в мох, сложенные крылья ставит торчком, хвостик задирает вверх и трясёт им, как белым платочком. Чибисы ждали этого дня. Хорош бы я был, если б его пропустил! Никогда б не узнал, что этот пернатый народец так занятно танцует на кочках болота. Я тычу нытика носом в мох. Потому что новое не узнать — это хуже, чем старое позабыть. Подумаешь, старое! Оно всем известно. Дятлово колечко Дятел — мастер на разные штуки.

http://azbyka.ru/fiction/medovyj-dozhd-s...

б) Экстраординарного профессора по кафедре библейской истории, в связи с историей древнего мира, Д.И. Введенского: «В виду предстоящей мне новой разработки преподаваемой мною науки, которая по вновь введенному Уставу духовных академий должна включать в себя историю древнего мира, и в виду того, что я состою на службе в Академии менее года, покорнейше прошу Совет Академии на основании 85 § Устава (примечание) уменьшить мне общее число лекций до трех (2 теоретических и 1 часовая – практическая) " · в) И. д. доцента по кафедре общей гражданской истории А.К. Мишина: «Покорнейше прошу Совет Московской Духовной Академии разрешить мне читать в наступающем учебном году вместо пяти три лекции в неделю – две теоретических и часовую практическую. Обращаюсь к Совету Академии с настоящей просьбой по следующим основаниям: а) преподавателем в Академии я состою всего восемь месяцев: б) новый академический устав требует читать общую гражданскую историю в ином сравнительно с прежним направлении, вследствие чего я должен составить курс заново». г) И. д. доцента по кафедре церковно-славянского языка, с палеографией, и истории русской литературы Н.Л. Туницкого: «По старому академическому уставу, церковно-славянский язык (с палеографией) преподавался в сжатом виде вместе с русским языком и историей русской литературы, составляя с ними вместе один предмет. Теперь, по новому уставу, с упразднением языка русского, ц.-славянский язык (с палеографией) и история русской литературы составляют два совершенно самостоятельных предмета, —280— которые должны быть прочитаны в полном объеме в течение двух лет. Таким образом, одному преподавателю приходится нести двойной труд. В виду возникающей отсюда трудности при составлении столь обширного курса, покорнейше прошу Совет Академии исходатайствовать мне перед Святейшим Синодом разрешение посвящать моему предмету в 1910–11 уч. году 4 часа вместо 5-ти, так чтобы 2 часа я мог уделять систематическому изложению предмета и 2 часа практическим запятиям». Справка : 1) § 85 устава духовных академий: «Преподаватели употребляют на изложение каждой из наук по занимаемым ими кафедрам по четыре лекции в неделю, из коих три теоретическия продолжаются по часу и одна, назначенная для практических занятий, два часа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

      Эти блины особенно хороши с луковыми припеками. Блины с припеками (грибами, луком)       Приготовьте опару из 300 г муки, стакана воды, 20 г дрожжей и поставьте ее в теплое место.       Когда опара подойдет, влейте в нее еще стакан теплой воды, две столовые ложки растительного масла, добавьте соль, сахар, остальную муку и все тщательно перемешайте.       Промытые сушеные грибы замочите на три часа, отварите до готовности, нарежьте на маленькие кусочки, обжарьте, добавьте нашинкованный и слегка обжаренный зеленый или репчатый лук, нарезанный кольцами.       Разложив припеки на сковороде, залейте их тестом, жарьте как обыкновенные блины. Пирожки с грибами       Разведите дрожжи в полутора стаканах теплой воды, добавьте двести граммов муки, размешайте и поставьте опару в теплое место на 2-3 часа.       100 граммов растительного масла разотрите со ста граммами сахара, влейте в опару, перемешайте, добавьте двести пятьдесят граммов муки, оставьте на 1-1,5 часа для брожения.       Замочите на два часа 100 граммов промытых сушеных грибов, отварите их до готовности и пропустите через мясорубку. Обжарьте на сковороде в растительном масле три мелко нарезанные луковицы. Когда лук станет золотистого цвета, добавьте мелко нарубленные грибы, посолите, жарьте еще несколько минут.       Из готового теста сформируйте шарики и дайте им подойти. Затем шарики раскатайте в лепешки, в середину каждой уложите грибную массу, сделайте пирожки, дайте им подойти полчаса на смазанном маслом противне, затем осторожно смажьте поверхность пирожков сладким крепким чаем и выпекайте в нагретой духовке 30-40 минут.       Готовые пирожки уложите в глубокую тарелку и накройте полотенцем. Расстегаи       400 г муки, 3 столовые ложки масла, 25-30 г дрожжей, 300 г щуки, 300 г семги, 2-3 щепотки черного молотого перца, 1 столовая ложка толченых сухарей, соль по вкусу.       Замесите постное тесто, дайте ему два раза подняться. Поднявшееся вторично тесто раскатайте в тонкий лист и стаканом или чашкой вырежьте из него кружки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

«4. В низшем Отделении полагается также три класса – первый, второй и третий. 5. В первом классе курс учения два года и предметы следующие. а) Чтение и письмо на российском и латинском языках. б) Сокращённый Катихизис. с) Начало нотного пения. д) Начала Российской грамматики. е) Четыре первые правила арифметики. Примечание: ученики успевшие в сем классе весь год, переводятся в высший чрез год. 6. Во втором классе курс учения два года, и предметы следующие. а) Российская и славянская грамматика. б) Арифметика. с) Церковное обиходное, и отчасти партесное пение с уставом церковным. д) Пространный Катихизис. е) Начала языка Латинского. х) Начала языка Греческого. Примечание. Ученики, успевшие в предметах сего класса в годе, переводятся в высший через год. 7. В третьем классе курс учения два года, и предметы следующие. а) Продолжение пространного катихизиса. б) Греческий и Латинский языки. в) Священная история. г) География всеобщая и российская. д) Повторение Арифметики. е) Усовершенствование в нотном пении». В высшем отделении занятия проходили по восемь часов в день, кроме четверга, когда назначалась баня, и в субботу – для подготовки к выполнению должности при священнослужении. В низшем отделении для третьего и второго классов занятия проводились по шесть часов: четыре часа до обеда и два часа после обеда (кроме четверга и субботы). Для первого класса продолжительность занятий – пять часов: до обеда три часа и после обеда два часа, исключая также после обеда четверг и субботу. Продолжительность обучения в армейской семинарии шесть лет. Много интересной информации об армейской семинарии, её студентах содержится в следующем документе, который мы воспроизводим полностью: «Ведомость о учениках Армейской Семинарии за сей 1800 год. Студенты философии. Чему ныне обучаются: 1) Богословию, 2) философии, 3) истории, 4) географии, 5) арифметике, 6) греческому, 7) французскому, 8) немецкому языкам, 9) воинскому уставу. Чему обучены: 1) грамматике латинской, 2) поэзии, 3) риторике.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда приложены будут другие 11 дней и 3 часа, образуются 25 эпакт и 15 часов. Когда же в шестой год прибавляются другие 11 дней и 3 часа — образуются 36 дней и 18 часов, которые составляют один вставный месяц. Таким образом через три года вставляются два месяца: один месяц — в первые три года, а другой — во вторые три года. От эпакт еще остается 6 дней и 18 часов. Приложенные к 11 дням и 3 часам седьмаго года, они составляют 18 эпакт и 21 час. По приложении к ним в восьмой год опять 11 дней и 3 часов, получаются 28 дней, эпакта и 24 часа, которые составляют 2 дня. Из этих часов, приложенных к 28 дням, составляются полных 30 дней. Таким образом в осьмой год нарастают 30 дней, — один месяц в два года. Следовательно во весь осмилетний период нарастают 90 дней, или три полных вставных месяца, именно от первых двух трехлетий образуется по одному месяцу и один месяц от двух последних лет. В этих трех вставных, трехсоставных месяцах происходит разность Пасхи у иудеев и христиан и других. Глава 14   Вот в чем состоит отличие у упомянутых Авдиан. Они приводят в заблуждение мужей и жен и хвастаются, будто они в этом отношении поступают согласно древнему преданию и постановлениям апостольским; между тем они не соблюдают никакой точности и не понимают очевидной, выраженной в Постановлениях апостольских, заботливости, которую они обнаружили совсем не для того, чтоб показать, будто иудеи правильно совершают праздник, но для пресечения страсти к спорам тех, из коих каждый желает совершать по своему, а не в согласии со всеми. Ибо Христос желает единой Пасхи, одобряет такую, и приемлет того, кто совершает ее без спора и вместе с теми, которые совершают ее с точностию, вместе со всею святою Церковию, торжествующею праздник разнообразно. А чтобы со времен Константина произошло разногласие относительно Пасхи, это очевидно клевета. Прежде Константина были раздоры и служили предметом насмешки, так как еллины говорили и смеялись над разногласием в Церкви; но при Константине старанием епископов разногласие это уничтожено и настало общее согласие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

— Но я вас слушаю. У нас только два часа времени. — Совершенно верно. И я окончательно приступаю к делу. Я окончил университет по физико-математическому факультету. После университета три года провёл в ссылке. Год жил за границей. Когда началась война, вернулся в Россию — по подложному виду. После амнистии два месяца пробыл на фронте. А теперь, извините, я дезертир… — Каким образом! После трёх лет войны, в самый нужный момент вы делаетесь дезертиром… Не понимаю! — пожал я плечами. — И неужели вы думаете… — А я не понимаю другого, — резко перебил он меня, — как это я ломал дурацкую комедию тридцать шесть лет. Мне тридцать шесть лет… Теперь слушайте! Солдат осмелился сказать Керенскому: «Когда меня убьют, мне не нужна ни земля, ни воля». И все назвали его трусом. Даже «презренным трусом». Дурачьё! Ну-ка, объясните, какая прелесть в земле и воле — для человека, которого убьют? «Слава», «торжественные похороны», «благодарность потомства»? Да, извините за выражение, на кой они ему нужны, когда его через месяц съедят в земле черви! Вера, простите меня, вздор. Выдумкас! А ведь никто не скажет: неверие — трусость. Если же на всё смотреть по-научному — солдат, отказавшийся во имя сохранения жизни и от земли, и от воли, — совершенно прав! Ко мне пришёл человек со странной просьбой: — Уделите два часа времени на разговор с чортом? Только два часа. Выбросьте их в печку из вашей жизни. Как узнал он мой адрес? Сначала обозлился и ответил ему: — Я никого не принимаю. Простите. Отворил дверь и ждал, что непрошеный гость уйдёт. Но он повторил настойчиво: — Только два часа — и я уйду… Совсем… И я почему-то понял, что нелепый разговор с этим нелепым человеком неизбежен. — Войдите. Мы сели друг против друга. Всматриваюсь. Худое, морщинистое, но не старое лицо. Жёлтый, больной цвет щёк. Глаза чёрные, впалые. Такие бывают во время приступов лихорадки. Волосы торчат вихрами. Одет небрежно, но чисто. Серый новый пиджак, мягкая белая рубашка с отложным воротником. Галстук тёмный, клетчатый, завязан бантом.

http://azbyka.ru/fiction/bog-ili-car-sve...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010