Мир его праху! Январь 1916 года. Источники и литература 1 . Выпускники Московской духовной академии 1818–1916, 1918– 1919 гг.//Петербургский генеалогический портал. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/duhov/mda.html (дата обращения: 09.08.2015). 2 . Голубцов С. , диакон. История МДА (1900–1919 гг.). Загорск, 1977. Т. 1. С. 22. 3 . История и генеалогия. Библиотека знаний. URL: http://mrodoslovnay.narod.ru/index/0–356 (дата обращения: 09.08.2015). 4 . Стасюк В. Нить Ариадны. Воспоминания А. А. Шостьиной //Встреча: ежеквартальный студенческий правосл. журнал МДАиС и Межд. Фонда единства правосл. Народов. 1999. 1(10). С. 24–25. 5 . Шостьин А.П. Краткая биографическая справка//Богослов.RU: Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/bv/text/38155/index.html (дата обращения: 25.08.2015) 1 Шостьин Павел Иларионов 1819†1877. Священник кладбищенской церкви г. Касимова (с 1868 г.). Умер (1876/77, История и генеалогия. Библиотека знаний. URL: http://m-rodoslovnay.narod.ru/index/0–356 (дата обращения: 09.08.2015). 2 Шесть его статей опубликованы в сети Интернет. См.: Шостьин А.П. Краткая биографическая справка//Богослов.RU: Научный богословский портал. URL: http://www.bogoslov.ru/bv/text/38155/index.html (дата обращения: 25.08.2015): 1) Магистерский диспут: Попов Н. Г. Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении. М., 1892.//Богословский вестник. 1893. Т.2. 6. С. 535–545. 2) Магистерский диспут: Ильинский Н.И., свящ. Синтагма Матфея Властаря : Исслед. М., 1892.//Богословский вестник. 1893. Т.2. 6. С. 545–553. 3) Магистерский диспут: [Глаголев Д.С., свящ. Второе великое путешествие св. апостола Павла с проповедью Евангелия ( Деян. 15, 40–18:22 ): Опыт историко-экзегетического исследования. Тула, 1893]//Богословский вестник. 1893. Т.4. 10. С. 138–152. 4) Личность в иезуитизме: По поводу выхода графа Генсбреха [=P. Honsbroech] из ордена иезуитов.//Богословский вестник. 1894. Т.1. 1. С. 100–108. 5) Нравственно–воспитательное значение музыки, по воззрениям Платона и Аристотеля: [Актовая речь].//Богословский вестник.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

203 Ср. статью «Мерзость»: Disgusting Thing, also Loathsome Thing//Insight on the Scriptures. 2015. Vol. 1. P. 635. 204 Официальный сайт «Свидетелей Иеговы» признан экстремистским//URL: http://www.pravoslavie.ru/news/76922.htm (Дата обращения: 21.08.2018). 205 Его сайт: Библейский уголок Антона Чивчалова//URL: http://chivchalov.blogspot.ru/(Дата обращения: 21.08.2018). 206 См., напр.: Дело не в классах//URL: (Дата обращения: 21.08.2018); 1914//URL: http://chivchalov.blogspot.ru/2013/09/1914.html (Дата обращения: 21.08.2018). В комментарии к первой из статей читатель Euroclyddon задает два аргументированных вопроса: «В Мф. 25 используется слово ελαχστων, которое переводится не просто как «меньшие», а «НАИменьшие», «незначительные», «маловажные». Вы можете объяснить, почему «помазанники», коих Вы возводите в отдельный класс, являются «НАИменьшими» братьями Иисуса Христа… Если число 144 000 буквальное, то таким же буквальным должна быть их принадлежность к еврейской нации! Ведь не может буквальное число состоять из символических 12 групп по 12 000 «символических» евреев». Ответ А. Чивчалова: «Потому что они меньше Христа… Почему буквальное число не может состоять из символических групп? Есть какой-то библейский запрет?.. О каком обосновании речь, если это число прямым текстом приводится в Библии». В комментариях ко второй статье утверждалась общепринятая историческая дата разрушения Иерусалима в 587 г. до Р.Х. Ответ А. Чивчалова: «Эта дата полностью основана на догадках и гипотезах. Там используются какие-то туманные астрономические таблички, которые противоречат друг другу, и прочие косвенные данные». 210 Кроме толкований на пророка Исаию, Евангелие и Апостол, это и такие книги: Ефрем Сирин , прп. О рае//Его же. Творения. Б.м., 1995. Ч. 5 [АВ]; Ефрем Сирин , прп. Слово на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово//Его же. Творения. С. Посад, 1908. Ч. 2 [АВ]; Ефрем Сирин , прп. Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа//Его же. Творения. М., 1993. Т. 2 [АВ].

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

[xxi] Дорофей (Дбар), иером., кандидат богословских наук. Краткий очерк истории Абхазской Православной Церкви. Новый Афон, 2005 г. [xxii] Сабанисдзе Иоанн. Мученичество Або Тбилели. Памятник грузинской литературы VIII cm., цит. по: Мученичество Або Тбилели [Электронный ресурс]//  Электронная библиотека «Bookscafe.net». URL: (дата обращения: 23.02.2016). [xxiii] Абó Тбилисский [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/62468.html (дата обращения: 8.10.2014). [xxiv] Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Шапошников А. К. Житие Иоанна Готского в контексте истории Крыма " хазарского периода " . Симферополь, " АнтиквА " , 2007. [xxvi] Дорофей (Дбар), иером., кандидат богословских наук. Краткий очерк истории Абхазской Православной Церкви. Новый Афон, 2005 г. [xxvii] Цыпин В.А., прот. Церковное право: Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Рус. Правосл. церкви, 1994. [xxviii] Летопись Картлии, XI в., цит. по: Абхазское царство [Электронный ресурс]//Посольство республики Абхазия в Российской Федерации. URL: обращения: 26.08.2013). [xxx] Дорофей (Дбар), иером., кандидат богословских наук. Краткий очерк истории Абхазской Православной Церкви. Новый Афон, 2005 г. [xxxi] Абхазское царство [Электронный ресурс]//Посольство республики Абхазия в Российской Федерации. URL: обращения: 26.08.2013). [xxxii] Баграт II: Биографический указатель [Электронный ресурс]//Хронос: Всемирная история в Интернете. URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/bagrat2.php (дата обращения 29.10.2015). [xxxiii] Дворкин А.Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. - Нижний Новгород: Издательство Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005, rл.XVII. [xxxv] Грузинская Православная Церковь [Электронный ресурс]//Древо: Открытая православная энциклопедия. URL: http://drevo-info.ru/articles/10.html (дата обращения: 12.10.2013). [xxxvi] Антиохийская Православная Церковь [Электронный ресурс]//Русская Православная Церковь: Официальный сайт Московского Патриархата.

http://bogoslov.ru/article/4875748

Софроний (Сахаров) , архим. Таинство христианской жизни. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра; Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2009. Уминский А., прот. Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания. М.: Издательство Никея, 2015. Филарет (Дроздов) , митр. Слово в Великий пяток (1816)//Слова и речи Филарета, митрополита Московского и Коломенского. В 5-ти т. М.: Типография А. И. Мамонтова и К о , Леонтьевский переулок, 5, 1873–1885. Т. 1. С. 89–99. Филарет (Дроздов) , митр. Слово 19//Там же. Т. 2. С. 35–42. Lampe G. W. H. (ed.) A Patristic Greek Lexicon. Oxford: Clarendon Press, 1961. P. 744–746. Musick D. Kenosis. Christ “emptied Himself” (Philippians 2:7). URL: http://danmusicktheology.com/kenosis/index.shtml (дата обращения 03.08.2018). 1 Обзор литературы по теме см.: Леонов В., прот. Кеносис//Православная энциклопедия. М., 2013. Т. 32. С. 446–452. 2 Греческое слово «κνωσις» образовано от глагола «κενω» с помощью суффикса -σι(ς), семантика которого – «действие» или «его результат». Основные значения и контексты его употребления см.: Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. В 2-х т. М., 1958. Т. 1. С. 933–934. Lampe G. W. H. A Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1961. P. 744–746. 3 См., например, анализ тенденций современного западного кенотического богословия, проделанный Д. Мюзиком. См.: Musick D. Kenosis. Christ “emptied Himself”. URL: http://danmusicktheology.com/kenosis/index.shtml (дата обращения 03.08.2018). 5 Мартин Дж. Р. Р. Битва королей. URL: http://b-reading.ru/bitva-koroley/3/(дата обращения 01.07.2018). 6 См., например: Афоризмы Будды. URL: http://www.minglano.ru/r/budda/302–1 (дата обращения 01.07.2018). 16 Глубоковский Н. Н. Христово уничижение и наше спасение//Православная Мысль. 2. Париж, 1930. С. 100. 25 Основное значение греческого слова «περιχωρω», – обходить кругом, Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. 2. С. 1308. 26 Одно из значений слова «χωρω», от которого образовано «περιχωρω» – уходить, отступать, уходить, см.: там же, с. 1793. «Περι-» – приставка, значения которой: около, вокруг; сверх, через, совершенно, весьма, см.: там же, с. 1286.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

С точки зрения этого принципа, двухвекторная модель времени (пространства-времени) представляет собой минимально сложную, не подлежащую упрощению концепцию соотнесения библейского повествования о сотворении мира с научным естествознанием. Два состояния бытия – до и после грехопадения – находятся в более сложном отношении друг к другу, чем это представлено в чрезмерно упрощённых и вследствие этого ошибочных моделях младоземельного креационизма и теистического эволюционизма. Возможно ли проверить двухвекторную модель научным методом? Прямым способом, конечно, нет, так как для научного исследования доступно только пространство-время наблюдаемого (падшего) состояния Вселенной. Однако модель даёт специфические предсказания о свойствах наблюдаемого мира, которые можно проверить научным методом и таким образом подтвердить или опровергнуть модель. Проверке предсказаний двухвекторной модели будет посвящена наша следующая работа. Храмов А. В. Притяжение противоположностей: рецепция теории эволюции в младоземельном креационизме//Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 76. С. 59–76. Храмов А. Теистическая эволюция и дарвинизм: от войны к миру//Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. 4 (33). C. 84–109. Иваненков В. В. Соотнесение Шестоднева и науки: проблема двух векторов времени//Богослов.RU. Научный богословский портал. 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/3734243.html (дата обращения: 09.08.2023). Иваненков В. В. Неадекватность моделей теистической эволюции и младоземельного креационизма: в чём причины?/Часть 4. Альтернативные модели//Богослов.RU. Научный богословский портал. 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4873408.html (дата обращения: 09.08.2023). Minkowski H. Space and Time (as cited in: Petkov V. Is There an Alternative to the Block Universe View?//Philosophy and Foundations of Physics/Ed. D. Dieks. Elsevier, 2006. Vol. 1. Р. 207–228). [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 11.08.2023).

http://ruskline.ru/opp/2023/09/11/shesto...

Предлагаются и менее фантастические версии: например, толкования эдемской драмы и ее последствий в небуквальном фабулистическом ключе — как аллегории, содержащей важный духовный смысл, или нравоучительной притчи, постулирующей значимые истины. Некоторые основания для такого подхода можно найти уже у Филона и Климента Александрийских, а также у прп. Максима Исповедника, но оформился он уже в Новое время как ответ на вызовы современной науки. Из ныне живущих крупных православных богословов его придерживается, например, архим. Джон Пантелеимон (Мануссакис) Особый взгляд прп. Исаака Сирина на первородный грех и фабулистический подход к нему сходятся в том, что мы на самом деле не наследуем последствий Адамова падения, но попросту негармоничны от самого нашего создания и призваны достичь гармонии, которой изначально не обладали. Для тех христиан, которые опираются в своей вере на Вселенские Соборы, разделить эту точку зрения проблематично: она, по сути, повторяет преданное анафеме учение Пелагия. В целом автору статьи пока что не удалось найти ответы на поставленные вопросы ни в святоотеческой, ни в современной православной богословской литературе. Эксплицитного решения этих проблем церковным учением пока не предложено. И остается открытым вопрос: разрешимы ли они в принципе в рамках традиционной доктрины?   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1) Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. — 2560 с. 2) Бумажнов Д. Мир, прекрасный в своей слабости. Св. Исаак Сирин о грехопадении Адама и несовершенстве мира по неопубликованному тексту Centuria 4,89//Символ. Журнал христианской культуры, Париж-Москва, 2012, с. 177-194. [Электронный ресурс.] URL: http://kassia-senina.ru/nauka/bumazhnov_2012.pdf (дата обращения: 07.02.2016). 3) Говорун С.Н. Воля//Православная энциклопедия. [Электронный ресурс.] URL: http://www.pravenc.ru/text/155218.html (дата обращения: 24.04.2017). 4) Григорий (Лурье В.М.), еп. Если бы и меня так избрали до моего рождения… Слово на Рождество Богородицы (08/21.09.2015). [Электронный ресурс.] URL: (дата обращения: 12.10.2015).

http://bogoslov.ru/article/6026530

409 Вероятно, молитва была написана после крупного землетрясения 01.03.1354, его описывает в своих воспоминаниях Никифор Григора (Никифор Григора. История ромеев... Т. 3. С. 183, прим. 318). Д. Цендикопулос кроме этого землетрясения в качестве повода для написания молитвы указывает также землетрясение, произошедшее в мае 1346 г. (Tsentikopoulos D. Φιλοθος Κκκινος… Σ. 376). 413 «Песненное последование, описанное в Типиконе Великой Церкви». Отличалось преимуществом певческого исполнения псалмов и тропарей (Ασματικ ακολουθα/Назаренко А. А., свящ. Греческо-русский словарь христианской церковной лексики (с толковыми статьями): 4500 слов и выражений. М., 2015. С. 26, 2 столб.). 414 Карл I Анжуйский (1226–1285), король Сицилии и Неаполя, граф Анжуйский и Провансский (Карл I Анжуйский//Сайт Энциклопедия «Кругосвет». URL: (дата посещения: 16.08.19)). 416 См. здесь же пар. 6, прим. 437. Вопрос о причине отсылки названия монастыря к имени свт. Филофея (Коккина) на данный момент остается открытым и требует дополнительного исследования. Упоминание монастыря «Ксанфопулов» находим: 1) Бернацкий М. М. Каллист II Ксанфопул//Православная энциклопедия. Т. 29. С. 527–528.//Сайт Православная энциклопедия. 2017. 07.04. URL: http://www.pravenc.ru/text/1320097.html (дата обращения: 10.04.2020). Здесь упоминается, что монастырь был основан братьями Каллистом и Игнатием Ксанфопулами вначале как небольшая монашеская община в Константинополе, дата основания неизвестна, предположительно, в середине или второй половине XIV века. 2) Успенский П. Восток христианский. Афон... С. 162–163. Здесь говорится, что будущий патриарх Каллист I принял монашество в монастыре с этим названием в 1 половине XIV века. 422 Переведено как «умный» и применено в одном из лексических значений церковнославянского слова – Оумный, то есть духовный, мысленный, русское же слово «умный» несет иную смысловую нагрузку: означает «обладающий умом, выражающий ум». (Использованы словари: Дьяченко Г. , прот. Полный церковнославянский словарь... С. 755–756; Ожегов С. И. Большой толковый словарь… (дата обращения: 10.04.2020)).

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Цигель А. Биография епископа Казанского и Чистопольского Гермогена (Кожина). Сергиев Посад, 2000. Цыпин В. , прот. Агапит (Вишневский)//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 227. Цыпин В. , прот. Агафодор (Преображенский)//Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 242. Цыпин В. , прот. Арсений (Смоленец)//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 408–409. Цыпин В. , прот. Викарий//Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 8. С. 404–409. Чертков С. В. Провозвестник Христовой правды// Валентин Свенцицкий , прот. Диалоги. М., 2012. Чехранов П., свящ. Две тюремные Пасхи. Из воспоминаний/Публ. Н. Д. Егорова. – URL: http://www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/2827dve.htm (дата обращения: 08.05.2017). Чуваков В. Н. Незабытые могилы: Российское зарубежье. М., 2001. Т. 3. Шишкин E. Н. «Маршал воинствующих обновленцев»: деятельность митрополита Василия Кожина на Северном Кавказе после освобождения региона от гитлеровцев (февраль 1943 – февраль 1945 года)//Вестник Челябинского государственного университета. 2015. 2 (357). История. Выпуск 62. С. 108–116. Шкаровскии М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999. Шкаровскии М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на тер ритории СССР). М., 2002. Шорников П. М. Политика румынских властей и кризис Православной Церкви в Бессарабии. 1918–1940 годы//Отечественная история. 1998. 5. С. 158–167. Шорников П. М. Кризис Православной Церкви в Бессарабии (1918–1940)//Труды Современного гуманитарного ин-та: Кишинев, 2006. Вып. 3. С. 92–107. Янници Т. Геноцид христианского населения в Османской империи//Pandia.ru: интернет-журнал. – URL: http://pandia.ru/text/78/337/1093.php (дата обращения: 08.05.2017). Годишник на Духовната академия «Св. Климент Охридски». T. V (XXXI). Година 1955–1956. София, 1956. Грибовський В. Катеринославський apxienuckon Aranim Miж Ykpaihoю, Pocieю i Церквою//Ekcneдuцiя XXI. 2011. 11 (ИЗ). Bishop Mikhail (Mikhail Ivanovich Kosmodamiansky) of the Caucasus and Stavropol//ROCOR Studies. Вопросы истории Русской Зарубежной Церкви: [сайт]. – URL: обращения: 08.05.2017).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В качестве заключения хотелось бы выразить надежду, что итогом данного проекта станет не только определенный вклад в решение проблемы центра мысли и богословия апостола Павла, но и в формирование методологии исследования Священного Писания в православной библеистике на современном этапе ее развития.     Ианнуарий (Ивлиев), архим . Антропология в Новом Завете.//Православная энциклопедия «Азбука веры». URL: (дата обращения: 06.10.2015).  Подробнее см.: Ириней (Пиковский), иеромон. Толкование посланий апостола Павла в дореволюционной традиции Русской Православной Церкви//Научный богословский портал Богослов.ру [Сайт]. URL: http://www.bogoslov.ru/text/2454099.html (дата обращения: 08.10.15).  Мышцын В.Н. Учение св. апостола Павла о законе дел и законе веры. Сергиев Посад, 1894.  Подробнее см. в: Ковшов М.В. Изучение наследия св. ап. Павла в Московской духовной академии: современное состояние и перспективы развития.//Гуманитарные науки в теологическом пространстве: Взаимодействие духовного и светского образования в России на примере Московской духовной академии с начала XIX в. по настоящее время. Сборник статей в честь 200-летнего юбилея пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой Лавре./Отв. ред. игумен Дионисий (Шлёнов). Сергиев Посад: Учебный комитет Русской Православной Церкви; Московская духовная академия, 2015. С. 222-240.   Глубоковский Н. Н. Благовестие святого апостола Павла по его происхождению и существу: библейско-богословское исследование. Кн. 1: Введение. Обращение Савла и «Евангелие» св. апостола Павла. «Евангелие» Павлово и иудейско-раввинское богословие, апокрифы и апокалиптика. СПб., 1905; Кн. 2: «Евангелие» св. апостола Павла и теософия Филона, Книга Премудрости Соломоновой, эллинизм и римское право. Заключение. СПб., 1910; Кн. 3: Божественность «Евангелия»Павлова и метод обоснования сего в исследовании о нем. Дополнения и указатель содержания первых двух книг. СПб., 1912.  См. напр. статью «Отрицательная критика библейская» в: Мень А. Библиологический словарь: В 3 т. М.: Фонд имени Александра Меня. 2002. Т. 2: К—П.

http://bogoslov.ru/article/6175221

14 . Буслаев Ф. И. Общие понятия о русской иконописи. URL: http://refdb.ru/look/2339479-p11.html (дата обращения 08.08.17). 15 .Бычков В. В. Феномен иконы. М.: Ладомир, 2009. – 638 с. 16 .Васильевский В. Г. Введение в житие св. Георгия Амастридского//Васильевский В. Г. Труды. Т. III. Петроград: Типография императорской академии наук, 1915. – cclxxxviii+121 с. 17 .Владимир (Швец), архимандрит. Сорочан С. Б. Введение в агиографию. Харьков: Майдан, 2015. – 264 с. 18 .Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский. Предисловие ко второму тому Творений преподобного Феодора Студита //Феодор Студит, прп. Творения. Т. 2. Нравственно-аскетические творения. Догматико-полемические творения. Слова. Литургико-канонические творения [=Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей. Книга 6]. М.: Сибирская благозвонница, 2011. С. 7–24. 19 .Войтенко А. А. Агиографический текст как исторический источник//Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Серия: Исторические науки. 2012. 1. С. 79– 90. 20 .Грабар А. Император в византийском искусстве. М.: Ладомир, 2000. – 332 с. 21 .Греческая философия. Т. 1/Канто-Спербер М., ред., Гайдамак В. П., Графова В. А., пер. с франц. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2006. – 499 с. 22 . Давыденков О. , протоиерей. Догматическое богословие. М., Изд-во ПСТГУ, 2014. – 622 с. 23 .Он же. Афтартодокетизм: Христология и антропология//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: материалы. М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1999. С. 7–17. 24 .Дагрон Ж. Император и священник: этюд о византийском «цезарепапизме»/Мусин А. Е., пер. и науч. ред. Медведев И. П., общ. ред. СПб: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-История, 2010. – 480 с. 25 .Доброклонский А. П. Преп. Феодор, исповедник и игумен Студийский. В двух частях. Одесса: Экономическая типография, 1913. – 1098, 570 с. 26 . Живов В. М. Богословие иконы в первый период иконоборческих споров//Он же. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2002. – 758 с.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010