12.Курукин И.В., Булычёв А.А. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного. - Москва: Издательство АО «Молодая гвардия», 2010. - с.: ил. - (Серия: «Живая история: Повседневная жизнь человечества») 13. [Малов Е.А.] Казанский Богородицкий девичь монастырь. История и современное его состояние. Священника Евфимия Малова. - Казань: Типография Императорского Университета, 1879. - 141, XIX, (1) с. 14.Месяца Июля въ н день. Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже въ Казани. Списано смиреннымъ Ермогеномъ, митрополитомъ Казаньскимъ. Благослови, отче//Творения Святейшего Гермогена Патриарха Московского и всея России. С приложением чина поставления в Патриарха/Издание Церковной Комиссии по чествованию юбилейных событий 1612, 1613 и 1812 годов. - Москва: Печатня А.И. Снегирёвой, 1912. - С. 1 - 34. 15. [Панченко О.В.] Вступление/Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы//Электронные публикации Института русской литературы ( Пушкинс кого Дома) РАН: сайт. URL: (дата обращения: 14.01.2019). 16. Писатель и священник: исключение или правило?//Информационно-просветительский сайт Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане»: сайт. URL: http://tatmitropolia.ru/zhurnal/?id=65275 (дата обращения: 14.01.2019). 17. Пискарёвский летописец//Полное собрание русских летописей. Том тридцать четвёртый (Постниковский, Пискарёвский, Московский и Бельский летописцы). - Москва: Издательство «Наука», 1978. - С. 31 - 220. 18. Плюханова М.Б. «Кипние свта»: Русские Одигитрии в литургической поэзии и в истории. - Санкт-Петербург: Издательство «Пушкинский Дом», 2016. - 604 с., ил.; 24 с. цв. вклейка. 19. Поздеева И.В., Турилов А.А. «Тетради..., печатаны в Казан»//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. - Москва: 2001. - 2 (4). - С. 37 - 49. 20. [Покровский И.] Гермоген, митрополит Казанский и Астраханский, (а затем патриарх Всероссийский) и его заслуги для Казани (с 1579 по 1606 г.)//Православный собеседник, издание Казанской Духовной Академии. - 1907. - Март. - С. (329) - 350.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/24/...

101 Кравецкий А.Г. Проблема богослужебного языка на Соборе 1917–1918 гг. и в последующие десятилетия//Журнал Московской Патриархии. 1994. 2. С. 75. 105 Кравецкий А.Г. Проблема богослужебного языка на Соборе 1917–1918 гг. и в последующие десятилетия//Журнал Московской Патриархии. 1994. 2. С. 68–86. 108 Глазов В., свящ. История праздника Всех святых, в земле Российской просиявших//Московские епархиальные ведомости. 2005. 5–6. С. 75. 111 Митрофанов Г., прот. История Русской Православной Церкви 1900–1927. СПб.: Сатис, 2002. С. 126–131. 112 Богданова Т.А., Клементьев А.К. Н.Н. Глубоковский и неудавшаяся попытка объединения в 1918 г. Петроградской духовной академии и Петроградского университета//С.-Петербургский университет. 19 марта 2004 г. 7 (3663). С. 42–45. 114 Копейкин К., прот. Университет и его храм//Вестник С.-Петербургского университета. 30 сентября 2007 г. 13 (3761). С. 42. 124 Григорий (Чуков), митр. Дневник, фрагменты, фотографии (1918–1923)//Архив. Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова). СПб., 2010. 132 Воронцов А.В. Братство Св. Софии в Петрограде//С.-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. 28–29. С. 41. 133 Григорий (Чуков), митр. Дневник, фрагменты, фотографии (1918–1923)//Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова). СПб., 2010. 145 Жебелев С.А. Из воспоминаний о старом товарище//Вестник древней истории. 1993. 3. С. 15–83. 147 Струве В.В. Заупокойный культ древнего Египта. Путеводитель по выставке в залах Эрмитажа. Петербург, 1919. 150 Константин (Зайцев), архим. Пастырское Богословие//Курс лекций, читанный в Свято-Троицкой духовной семинарии (в Джорданвилле). Джорданвилль: Изд-во Свет Православия. 1960–1961. С. 115. 154 Григорий(Чуков), митр. Дневник, фрагменты, фотографии (1918–1923)//Архив. Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова). СПб., 2010.  155 Бовкало А.А.. Литургика в Петрограде после 1918 г.//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. М., 2000. С. 393. 158 «В комиссариате просвещения есть два – и только два – товарища с заданиями исключительного свойства. Это – нарком, т. Луначарский, осуществляющий общее руководство, и заместитель, т. Покровский, осуществляющий руководство, во-первых, как заместитель наркома, во-вторых, как обязательный советник (и руководитель) по вопросам научным, по вопросам марксизма вообще». Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 42//Полное собрание сочинений В.И. Ленина. URL: http://vilenin.eu/t42/p324 (Дата обращения: 12.01.2013).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

164 . Ильин В. А.В.Карташев – проф. Духовной Академии в Париже. Очерки по истории Русской Церкви. YMCA-Press//Вестник РСХД. 1960. 2 (57). С. 51–52. 165 . Ильин И. Мережковский – художник//Д.С. Мережковский: Pro et contra. СПб.: Издательство РХГА, 2001. С. 374. С. 374–388. 166 . Иннокентий (Просвирнин) , архим. Митрополит Макарий (Булгаков) и академик Евгений Голубинский . Из истории русской церковно-исторической науки [Электронный ресурс]//Журнал Московской патриархии. 1973. 6. URL: (дата обращения: 21.01.2021). 167 . Иннокентий Херсонский , свт. Два слова об анафемах В Неделю 1 Великого Поста. Киев: Общество М.И. Скабаллановича, 2015. 16 с. 168 . Иоанн (Максимович) , архиеп. Православное почитание Божией Матери. Вильмуассон – СПб., 1992. 97 с. 169 . Исследования по истории русской мысли/Отв. ред. М.А. Колеров. СПб.: Алетейя, 1997. 320 с. 170 . Кассиан (Безобразов) , еп. Православная мысль//Труды Православного Богословского института в Париже. Париж. 1949. Вып. VII. С. 7–16. 171 . Келер Р. Никем не сломленный: Жизнь и мученическая кончина архиепископа Иоанна (Поммера) . М.: Издательство им. святителя Игнатия Ставропольского. 63 с. 172 . Киреева Р.А. За художником скрывается мыслитель: Василий Осипович Ключевский // В.О. Ключевский : pro et contra. СПб: Апостольский город, 2013. С. 7–60. 173 . Ковыршин М.А. «Религия Святого Духа» Д.С. Мережковского: Символика идолопоклонства (на материале трилогии «христос и антихрист»//Вестник СамГУ. 2007. 5/1 (55). С. 42–49. 174 . Козырев А.П. В. С. Соловьев и В. В. Розанов о примирении церквей//Соловьевские исследования. 2014. 8. С. 172–183. 175 . Козырев А. П. Русская Софиология: От Вл.Соловьева к О. С. Булгакову : Стенограмма заседания Историко-методологического семинара «Русская мысль» (РХГА, г. СанктПетербург)//Соловьевские исследования. 2010. 2 (26). С. 104–141. 176 . Комиссаренко А. Диспут на защите Е.Е. Голубинским в 1880 г. докторской диссертации «История Русской церкви»: источниковедческие аспекты [Электронный ресурс]//Историк во времени: 3 Зиминские чтения. 2000. С. 156–157. URL: обращения: 21.01.2021).

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Второе послание Неронова к царю Алексею Михайловичу из Спасокаменнаго монастыря, от 27 февр. 1654 г. (V)./Материалы... Т.1. 21. Неронов Иван, протопоп. Послание Неронова к царице Марье Ильиничне из Спасокаменнаго монастыря, от 2 мая 1654 года (VII)./Материалы... Т.1. 22. Неронов Иван, протопоп. Другое письмо Неронова к протопопу Стефану Вонифатьеву из Спасокаменнаго монастыря, от 2 мая 1654 г. (VIII)./Материалы... Т.1. 23. Неронов Иван, протопоп. Письмо Неронова к Стефану Вонифатьеву из Вологды, от 13 июля 1654 года (IX)./Материалы... Т.1. 24. Феодор, дьякон (лишен сана). Послание сыну Максиму. Часть 1./Пустозерские узники – свидетели Истины. Сборник… Ростов-на-Дону, 2009. 25. Челобитная соловецких священноиноков патриарху Никону на архимандрита Илию за воспрещение служить по новоисправленным книгам./Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые братством св. Петра митрополита, под редакцией Н. Субботина. Т.3. Документы содержащие известия о лицах и событиях из истории раскола за первое время его существования. Ч.3. Акты относящиеся к истории соловецкого мятежа. М., 1878.   Литература 1. Антонов Д.И. «Беса поймав, мучаше…». Избиение беса святым: демонологический сюжет в книжности и иконографии средневековой Руси.//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. Научный журнал, N1(39), март 2010 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.drevnyaya.ru/vyp/2010_1/part_9.pdf   (дата обращения: 21.01.2011). 2. Брокгауз и Ефрон. Куры — птицы./Энциклопедия в 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами./ИДДК. Россия, БИЗНЕССОФТ, 2004. 3. Виноградов А.В. Житие протопопа Аввакума как исторический источник./Дипломная работа, научный руководитель доцент В.Д. Юдин. Сергиев Посад: Московская Духовная Семинария, 2004. 4. Гейден А. Из истории возникновения раскола при патриархе Никоне. СПб., 1886. 5. Гудзий Н.К. Комментарий./Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения, с.407./Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор [Электронный ресурс].

http://bogoslov.ru/article/4789778

URL.: (дата обращения: 01.01.2023). Раздоров А.Н., свящ. Исторический экскурс... С. 31–55. Попов И.В. Естественный нравственный закон. Сергиев Посад, 1897. Глубоковский Н.Н. Благовестие Св. Апостола Павла по его происхождению и существу. Библейско-богословское исследование. Кн. 2. СПб., 1910. Стеллецкий Н.С. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении: В 3 т.: [Из чтений по богословию в Имп. Харьк. Ун-те/Соч.]. Харьков, 1914. Т. 1. Гумилевский И.В., прот. Учение святого апостола Павла о душевном и духовном человеке. Сергиев Посад, 1913. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы : дис. ...док. церк. наук. Париж, 1950. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Основные антропологические понятия в Посланиях святого апостола Павла//Православное учение о человеке: избр. статьи. М., 2004. С. 18–23. Вевюрко И.С. Апостол Павел: Начала христианской антропологии: дис. ... кан. фил. наук. М., 2007. Домусчи С., свящ. Феномен совести в православном богословии и русской религиозно-философской традиции: дис. ... кан. бог. наук. Сергиев Посад, 2012. Ковшов М.В. Σμα или ()? Иудейское и эллинистическое в антропологии апостола Павла//Сборник трудов кафедры Библеистики Московской православной духовной академии. М., 2013. Большинство исследователей Нового Завета считают, что Послание к Евреям — это анонимное послание и, с большей вероятностью, было написано не Павлом, а иудеохристианином в конце I в. или в начале II в. (См.: Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета (Курс лекций) М., 2006. С. 528; Лан В.Л. Послание к Евреям//Словарь Нового Завета. Т. 2: Мир Нового Завета под ред. Крейга Эванса и др. М., 2010. С. 233–245). Fascher E. Der erste Brief des Paulus an die Korinther//Theologischer Handkommentar zum Neuen Testament. Bd. 7/1. Berlin, 1975. S. 142; Conzelmann, H. Der erste Brief an die Korinther//Kritisch-exegetischer Kommentar über Das Neue Testament. Göttingen, 1981. Bd. 5. S. 109. Раздоров А.Н., свящ.

http://bogoslov.ru/article/6193863

57 . Бортовский Н., свящ. Всероссийский IV миссионерский съезд в Киеве: (Из дневника Таврического епархиального миссионера)//Таврический церковно-общественный вестник. 1908. с. 920–936; с. 976–989; с. 1033–1045; с. 1088–1096; с. 1112–1125; с. 1181–1195; с. 1229–1240; с. 1335–1339 58 . Василий Виноградов , протопресв. Уставные чтения. Сайт «Азбука веры». URL: обращения: 04.11.2021). 59 . Вениамин (Федченков) , митр. На рубеже двух эпох. – М., 2004. Сайт «Азбука веры», URL: обращения: 05.01.2022). 60 . Восторгов Иоанн , прот. Возрастающее религиозное одичание: Доклад на IV Всероссийском миссионерском съезде в Киеве//Прибавления к Церковным ведомостям, 1908, 34, с. 1645–1652. 61 . Всероссийский Миссионерский Съезд в Киеве. (Заметки члена съезда)./Свящ. Владимир Кузьмин//Енисейские епархиальные ведомости, 1908, с. 22–24; 1909, с. 19–21; с. 18–21; с. 20–22; с. 41–45; с. 25–30. 62 . Гайда В.А. Русская общественность последних лет Империи о вере и Церкви.//Материалы Международной научной конференции «1917-й: Церковь и судьбы России. К 90-летию Поместного Собора и избрания Патриарха Тихона. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. 63 . Голубинский Е.Е. О реформе в Русской церкви//Православная община, 1991, 5. 64 . Голубцов Г., прот. Поездка на Всероссийский Церковный Собор. – М., 1995. 65 . Громогласов И. М. Третий Всероссийский Миссионерский съезд (факты и впечатления). Выпуск первый. – Сергиев Посад: 2-я типография А. И. Снегиревой , 1898. 66 . Дехтевич О. Деятельность миссионерских съездов по борьбе с хлыстовство в России с конце XIX в. – начале XX в./Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». 2008, С. – 34–40. Цит. по Сайт «Научный альманах «Варианты» [публикация от 01.02.2011]. URL: http://warianty.blogspot.com/2010/05/xix-xx.html (дата обращения: 04.11.2021). 67 . Диакон С-в. Воспоминания учителя инородческой школы./Сотрудник братства святого Гурия, 1911, 9 от 27 февраля 1911 г., 11 от 13 марта 1911 г., 12 от 20 марта 1911 г. [Отдельное издание: Воспоминания учителя инородческой школы. – Казань: Кружок сестер сотрудниц Братства св. Гурия, 1911. – 12 с.; В конце текста: диакон С-в]

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

323 Рукопись 58 монастыря Олимпиотесса в г.Элессон (Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 80, l. 12). 324 Вима, от греч. βμα – ступень, возвышение – в христианском храме означает ту или иную его часть, которая возвышена над уровнем пола. Иногда вимой называют предалтарную часть православного храма (ср. с употреблением термина солея в совр. рус. языке). В греческой литургической терминологии словом «βμα» обозначается собственно алтарное пространство. (Беляев Л. А. Вима/Л. А. Беляев , М. С. Желтов//Православная энциклопедия. Т. 8. С. 509–510.//Сайт Православная энциклопедия. 2010. 01.04. URL: http://www.pravenc.ru/text/158680.html (дата обращения: 28.01.2020)). 325 Рукописи: Пантелеймон 759 (6266), ff. 101–128 (только житие); Св. Павла 26 (153), ff. 162–180 (житие и последование), см. Mitrea M. A Late-Byzantine Hagiographer… P. 81, ll. 17–19. Также в статье «Память святителя Филофея…» указывается, что на Афоне есть 3-и кодекса с житием и последованием службы свт. Филофею, причем самое последнее последование было составлено монахом Герасимом Микроянниатисом (Статья «Память святителя Филофея, Патриарха Константинопольского, собеседника преподобного Сергия Радонежского»… абз. 9). 327 Иером. Макарий Симонопетрский указывает, что обычай празднования в 5 Неделю В.П. не получил распространения (Макарий Симонопетрский, иером. Синаксарь… С. 628, прим. 2). 328 Прохоров Г. М. Исихазм и общественная мысль… С. 96, строки 26–32. Здесь же Г. М. Прохоров указывает, что текст взят из Древней российской вивлиофики, изданной Николаем Новиковым (ч. VI, изд. 2е, М., 1788, стр. 433) по списку кон. XIV – нач. XV в.: ГИМ, Синодальное собрание, 558 (667) (там же. С. 96, прим. 58). Для более ясного понимания предлагаем перевод данного отрывка из Синодика на русский язык: «Филофею, блаженно укопоившемуся святейшему и приснопамятному патриарху, твердо и доблестно защищавшему Церковь Христову и ее правое учение и в словах, и в спорах, и в поучениях, и в писаниях, вечная память». Кроме древнерусского текста в 1 главе нашей работы на С. 62 мы привели 2 версии текста прославления свт. Филофея в Синодике из статьи Т. Пино, обе версии взяты из: Gouillard J. Le Synodikon de I’Orthodoxie, Édition et Commentaire//Travaux et Mémoirs. Paris, 1967. Vol. 2. P. 104. Не имея возможности сравнить эти тексты в оригинале, мы все же полагаем, что 1 версия очень похожа на древнерусский текст, приведенный Прохоровым. Предполагаем, что оригинальный текст на греч. яз. для этих переводов должен быть один и тот же, что, впрочем, требует разъяснения. Судя по всему, 2 версия текста Синодика, указанная Т. Пино, не дошла до нас на славянском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

И, конечно, преподобный стремился к достижению высших духовных добродетелей, таких как молитва и смирение, терпение и доброта, правдолюбие и рассудительность… Стоит также отметить, что преподобный Сергий проводил жизнь не только в бескорыстном служении ближним, но и, будучи «мертвым» для мира, не раз выступал печальником и миротворцем в своем Отечестве. Потому воспитание патриотизма является одной из педагогических идей в наследии игумена земли Русской. В заключение хочется еще раз запечатлеть образ преподобного Сергия словами архимандрита Никона: «С раннего детства и до глубокой старости во всех его действиях мы видим прежде всего два прекрасных свойства его святой души: глубокое смирение и детскую простоту. Эти две добродетели составляют основные черты его нравственного облика; они окрашивают в свой цвет все прочие его добродетели: его благостное ко всем отношение, его голубиное незлобие, все его великие подвиги. В соединении с духовным рассуждением они образуют в нем тот цельный нравственный характер, красота которого невольно влечет к себе человеческое сердце» . Петракова Т.И. Цель и объект духовно-нравственного воспитания. Заметки о религиозном образовании.//Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2(9). С. 40, 41. Игумен Адриан (Пашин). Преподобный Сергий и Русь: Наследие, современность, будущее.[Электронный ресурс]Доклад на пленарном заседании IV Межрегиональных Рождественских образовательных чтений.Большой зал ульяновского Дворца творчества детей и молодежи.13.01.2014 г. Режим доступа: http://www.mpda.ru/site_pub/2095709.html (дата обращения: 18.04.2014 г.) Карунин Е. А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (духовно-нравственный аспект воспитания): дис. ... канд. пед. наук :13.00.01 – М.: 2000. С. 82. Ярема Р., свящ. Учение преподобного Ефрема Сирина о добродетелях (по аскетическим творениям). – М.: 2006. С. 12. Киприан (Ященко), игум. Святоотеческая духовная традиция и духовно-нравственное становление личности (по творениям Василия Великого).//Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 27.

http://bogoslov.ru/article/3975035

Иустин (Попович) , прп. Из писем//Он же. На Богочеловеческом пути. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Изд-во Владимир Даль, 1999. С. 159–206. Кирилл Александрийский , свт. О поклонении и служении в Духе и истине (Ч. 3)//Он же. Творения. В 3-х т. М.: Изд-во Паломник, 2000–2002. Т. 1. С. 123–732. Кирилл Александрийский , свт. Толкование на Евангелие от Иоанна//Он же. Творения. В 3-х т. М.: Изд-во Паломник, 2000–2002. Т. 2, с. 431–793; Т. 3. Кирилл Александрийский , свт. Толкование на книгу Бытия//Он же. Творения. В 3-х т. М.: Изд-во Паломник, 2000–2002. Т. 2. С. 7–240. Климент Александрийский . Строматы/Пер. с греч. Н. Корсунского. Ярославль, 1892. Климент Александрийский . Увещевание к язычникам/Пер. с греч. А. Ю. Братухина под ред. проф. А. И. Зайцева. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию/Пер. с греч. С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова //Он же. Творения. В 2-х т. М.: Изд-во Мартис, 1993. Т. 2. С. 18–174. Максим Исповедник , прп. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия/Пер. с греч. А. И. Сидорова //Там же. Т. 1. С. 215–256. Максим Исповедник , прп. Главы о любви/Пер. с греч. А. И. Сидорова //Там же. Т. 1. С. 96–145. Максим Исповедник , прп. Мистагогия/Пер. с греч. А. И. Сидорова //Там же. Т. 1. С. 154–184. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию 60/Пер. с греч. А. И. Сидорова //Альфа и Омега. 2000. 1 (23). С. 40–50. Максим Исповедник , прп. Вопросоответы к Фалассию 61 /Пер. с греч. А. И. Сидорова . (дата обращения 01. 12. 2013). Максим Исповедник , прп. Вопросы и затруднения/Вступительная статья, перевод с греч. и комментарии П. К. Доброцветова. М.: Изд-во Паломник, 2008. Максим Исповедник , прп. Вопросы и недоумения/Пер. с греч. Д. А. Черноглазова, научн. ред. Г. И. Беневич, отв. ред. Д. А. Поспелов. Афон; Москва: Изд-во Никея, 2010. Максим Исповедник , прп. О различных недоумениях у св. Григория и Дионисия (Амбигвы)/Пер. с греч. архим. Нектария (Яшунского). М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Да подаст нам Господь сил для преодоления того ложного предания, которое является основанием для современного обычая совершать крещение без подготовки к нему или с такой подготовкой, которая не учитывает канонические критерии готовности. Сайт Свято-Филаретовского института 19 мая 2010 Примечания   Афанасьев Н.Н. Неизменное и временное в церковных канонах//Живое предание : Православие в современности. М., 1997. С. 99.  Там же. С. 101.  Можно обратить внимание, например, на нижеследующий канон, где предполагается, что стать христианином — это значит обрести веру во Христа: «В первый день делаем их (еретиков. — В.Я.) христианами, во второй оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице и в уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывать в церкви, и слушать писания, и тогда уже крещаем их» (VI Всел. 95). См. еще II Всел. 7. «Язычник, который попросит возложения на него рук во время своей болезни, может получить возложение рук и стать христианином, если его или ее жизнь была достаточно честной (здесь не вполне ясно: речь идет о посвящении в оглашаемые, или о крещении упрощенным чином; скорее всего, все же о первом, судя по использованному чину. — В.Я.)» (Эльв. 39, 300–309 гг.).  Цит. по: Гаврилюк П.Л. История катехизации в древней церкви/Под ред. свящ.  Георгия Кочеткова . М., 2001. C. 240.  «Желающий огласиться пусть оглашается три года; но если кто прилежен и имеет благорасположение к делу, да будет принят; ибо ценится не время, но поведение» (Const. Ap. 8. 32. 17). Ср. у Ипполита Римского и Климента Александрийского (цит. по: Хулап Владимир, свящ. Катехуменат в истории Церкви) (дата обращения: 01.02.2012)): «Оглашенные пусть слушают Слово в продолжение трех лет. Если же кто усерден и совершает добрые дела, то пусть принимается во внимание не время, а само поведение, которое только и должно обсуждаться» (Hipp. Trad. Ap. 17. 1). «(Закон) не позволяет собирать несовершенные плоды с несовершенных деревьев, но (повелевает) после трех лет первые плоды урожая должны быть посвящены Богу ( Лев 19:23–24 ), когда дерево достигло совершенства. Такой земледельческий образ может послужить уроком: он учит нас необходимости очищения наростов прегрешений и бесплодного роста мысли, которая вместе с естественными плодами растет до тех пор, пока новый вид веры не приобретет свой совершенный объем и твердость. Именно в четвертый год — ибо для основательной катехизической подготовки требуется время — четверица добродетелей посвящается Богу» (Clem. Alex. Strom. 2. 95. 3–96. 2).

http://azbyka.ru/pravo/articles/kanonich...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010