Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя [ Гал. 5, 14 ]; любовь есть исполнение закона [ Рим. 13, 10 ]. Итак, не тяготись милостынею, трудами, заботами, беспокойствами в пользу ближних: ты исполняешь закон Божий чрез это. Эта мысль да утешает и подкрепляет тебя. Озлобленный человек – больной человек: его надо пожалеть, обласкать, подарить. Касательно брата Константина и сестры Анны – прелесть ветхая: я сам первый виновен против них, возгордился пред ними, презираю их – за что? За дары Божии, общие мне с ними, за дары, которые суть сор и которые для человека сотворены, которые не мои. Грубый, неласковый, угрюмый человек – больной человек: его надо лечить ласкою, обязательною любовью. В этом смысле Господь сказал: если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят [ Лк. 6, 32 ]; и если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? [ Мф. 5, 47 ] – ибо и грешники то же делают... Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас [ Лк. 6: 33, 27 ]. Воздаяния от Господа, а не от людей ожидай. Помнить, что грубость нрава часто зависит от характера и от известных обстоятельств, в которые был поставлен человек. А что укрепится обстоятельствами, временем и навыком, то трудно, с трудом препобедишь. Себя, себя непрестанно осуждать искренно за свои грехи, а не других – к другим снисходить по любви христианской; свои грехи рассматривать и исправляться от них, а не чужие. Каждый понесет свое бремя [ Гал. 6, 5 ]. Любить усердно друг друга. Свят, Свят, Свят. Эти слова означают удивление Ангелов величием, чистотою, святостью существа Божия и то, что Он крайне отвращается греха, ненавидит грех, и то, что Ангелы непрестанно как бы пьют святость Божия существа и оттого более и более укрепляются сами в святости и в ненависти ко греху. Нравоучение: и мы должны всем сердцем любить святость и ненавидеть всей душою грех. Пристрастие к сластям земным, к пище и питью, к красивой одежде, к блеску и изяществу земному, к деньгам, к красивым лицам или отвращение от лиц грубых, простых, дух холодности и ненависти к ближним из-за сластей и вообще – от дьявола. Христианин всё это должен презирать и считать по справедливости за прах и ближнему ничего не жалеть, ибо: 1) избытки даются нам от Бога для служения ближним, 2) для человека – все блага земные и 3) человек бесконечно дороже всей земли со всеми ее сокровищами как образ Божий, как обладатель и царь земли, и его надо всегда сильно уважать, как бы он короток с нами ни был, с радостью принимать его, как Самого Господа, и угождать ему, как Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вифлеемские пастухи HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Вифлеемские пастухи Как только ангельский хор окончил свою песнь, пастухи тотчас пустились в путь, чтобы принести лежащему в рождественском вертепе Господу свои скромные дары. Возвращаясь назад, они возвещали всем людям об увиденных ими великих чудесах, прообразуя собою святых апостолов. Недалеко от вертепа, в котором произошло великое чудо Рождества, на окраине Иудейской пустыни «были на поле пастухи , которые содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2: 8). Внезапно их взорам явился Ангел Божий, и «слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим» (Лк. 2: 9). Ангел поспешил успокоить их, сообщив радостную весть о том, что родившийся ныне Младенец, Которого они увидят лежащим в яслях, есть Мессия. Он – добрый Пастырь, пришедший взыскать Свое рассеянное стадо, Господь славы, пришедший на землю ради спасения Своей заблудшей овцы (см.: Мф. 18: 12). Указав пастухам знак, по которому они смогут узнать Спасителя, чтобы поклониться Ему, Ангел исчез, уступив место целому сонму небесного воинства. Бесплотные силы славили Господа и призывали все творение возвеселиться вместе с ангелами: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2: 14). И в самом деле, все создания Божии едиными устами возносят в этот день торжествующую песнь Господу. Все сущее на небесах, то есть ангелы, сущее на земле и даже под землей в едином порыве воздает поклонение Иисусу Христу и прославляет Его святое имя: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2: 10–11). Как только ангельский хор окончил свою песнь, пастухи тотчас пустились в путь, чтобы принести лежащему в рождественском вертепе Господу свои скромные дары. Возвращаясь назад, они возвещали всем людям об увиденных ими великих чудесах, прообразуя собою святых апостолов. Память пастухов, пришедших в Вифлеем поклониться Господу, содержится в византийских Синаксарях. В Месяцеслов Русской Православной Церкви данная память не включена. Речь идет не о служителях ада, а о мертвых, ожидающих своего воскресения. Ваш комментарий Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/5...

Глава 1. Претыкание о камень Священного Писания Ветхого Завета о посте вообще Претыкание первое В Книге Бытия в главе 1, и снова в главе 9, и снова в псалме 8 Священное Писа­ние гласит, что Господь Бог все создал для человека: И сказал Бог: сотворим человека по образу нашему (и) по подобию нашему, и да владычествуют они над рыбами мор­скими, и над птицами небесными, и над зверями), и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле ( Быт. 1, 26 ). И снова: И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (и обладайте ею); да страшатся и да трепещут вас все звери земные (и весь скот земной), и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все ( Быт. 9, 2–3 ). И снова: все покорил под ноги его, овец и волов, и всякий скот полевой, птиц небесных и рыб морских, проходящих стезями морскими ( Пс. 8, 7–9 ). Из этих слов Писания ясно, что Господь Бог все дал человеку на пользу и для употребления. Но некоторые животные не приносят человеку пользы кроме той, что их можно съесть, например, куры, гуси и так далее. И когда Церковь запрещает есть эти дары Божии, то тем самым она противится благодетельному Богу и, отвергая Его дары, проявляем свою неблагодарность. Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЕМ, во-первых. Не все животные созданы Богом для того, чтобы человек использовал их в пищу: одних для лечения, других для украшения вселенной и похвалы их Создателю, чтобы мы, видя такое разнообразие животного мира, возвеличили Пре­мудрость Творца. Если же должно съедать всех животных, от которых человек не получает видимой пользы, то почему тогда вы, противники, не едите мяса пресмыкающихся, змей, червей, пауков и так далее? Почему вы не едите мясо ворон, летучих мышей, сов и многих других птиц? Все они, по общему мнению, не приносят роду человеческому никакой пользы. ОТВЕЧАЕМ, во-вторых. Всякая пища создана Богом для человека, она употреб­ляется в разное время и на разном месте. Итак, церковный закон не противоречит воле Божией, когда только в некоторые дни запрещает некоторую пищу, но он же и разрешает принимать ее в другое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Господи! слуга мой [слав.: отрок мой] лежит дома в расслаблении и жестоко страдает [слав.: люте стражда]. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой [ Мф. 8,6–8 ]. Душа наша – этот отрок: она лежит в дому тела [ныне] расслабленная и люте страдающая. Будем же говорить Господу: Господи! отрок мой... Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой... [ Мф. 8,8 ]. Ответ: иди, и, как ты веровал, да будет тебе [ Мф. 8,13 ]. Сколь сильна вера наша, столь великие и дары подает нам Бог; чем живее вера, тем большие исходатайствует она нам Божии дары: все возможно верующему [ Мк. 9,23 ]. И выздоровел слуга его в тот час [ Мф 8,13 ]. Так и душа наша исцеляется от грехов и страстей в то время, когда вера наша бывает самая твердая, искренняя, живая... когда око души, очищенное и просветленное слезами, зрит Бога как Спасителя милосердого, спасающего нас от грехов наших. Душа наша исцеляется в тот именно час, когда Господь речет нам слово: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. ... Увидел тещу Петрову лежащую в горячке [слав.: лежащу и огнем жегому] [ Мф. 8,14 ] – это душа твоя, страстями поверженная и жегомая. Вот прикасается Господь руке ее – и оставляет ю огнь страстей, и востает она и служит Господу с свободным сердцем. Вот Любовь, Которая взяла недуги наши и понесла болезни наши. Много уходит – не в пример же того больше приходит. Так думать должны мы, [если] скупость смущать будет сердце, жадное к тленным стяжаниям. Согрешающие – врази суть своего, своего живота [...]. Помни, что шубы твою и жены твоей Бог повелел моли изъесть в обличение и наказание скупости вашей. Не щади же ничего с сей поры. Что это во рту у тебя? Ты говоришь: сигара, – а я говорю: дымящаяся головня. А при этих двух словах я вспоминаю слова пророка Исаии, который от лица Господня назвал двух весьма важных по сану, но непотребных по жизни человек, дымящимися головнями. Как не скажешь, и совершенно справедливо, что люди, проводящие жизнь только в чувственных удовольствиях, – самое точное подобие тех сигар, которые тлеют в их нечистых устах? Так, человек плотский, и сигара твоя, вечно тлеющая у тебя во рту, и ты сам – почти одно и то же.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Да восстанет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как исчезает дым, да исчезнут, как тает воск пред лицом огня – так да погибнут грешники от лица Божия. А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии! Воспойте Богу, пойте имени Его; готовьте путь Восшедшему на западе – Господь имя Ему, – и возрадуйтесь пред Ним. Да смятутся они от лица Его, отца сирот и судьи вдов: Бог в месте Своём святом. Бог вселяет одиноких в дом, выводя окованных с мужеством, так же, как и оскорбителей, обитающих в гробницах. Боже, когда выходил Ты пред народом Твоим, когда проходил Ты по пустыне, земля поколебалась и небеса растаяли от лица Бога Синая, от лица Бога Израилева. Дождь щедро уделишь Ты, Боже, наследию Твоему, – и обессилело оно, но Ты укрепил его. Животные Твои обитают в нём, – Ты приготовил это в благости Твоей для нищего, Боже. Господь даст благовествующим слово с силою многою, – Он, Царь воинств Возлюбленного, – чтобы ради красоты дома разделили добычу. Если вы упокоитесь посреди уделов ваших, это – как крылья голубки посеребрённые, и спинка её – с отливом золота. Когда рассеет Бог Небесный царей по этой земле, они станут, как снег на Селмоне. Гора Божия – гора тучная, гора плодородная, гора тучная! Для чего подозреваете вы, горы плодородные, ту гору, на которой благоволил поселиться Бог? Ведь здесь Господь и будет обитать вовек! Колесницы Божии несметны множеством; тысячи благоденствующих; Господь среди них на Синае во святилище. Ты взошёл на высоту, пленил взятых в плен, получил дары среди людей, и даже непокорных, чтобы поселиться среди них. Господь Бог благословен, благословен Господь на всякий день, даст успех нам Бог спасения нашего. Бог наш – Бог во спасение, и Господни, Господни врата смерти. Но Бог сокрушит головы врагов Своих, волосатое темя ходящих в согрешениях своих. Сказал Господь: из Васана возвращу, возвращу из глубин морских, чтобы погрузилась нога твоя в кровь, язык псов твоих – в кровь врагов Его. Взору открылись шествия Твои, Боже, – шествия Бога моего, Царя, Который во святилище. Впереди шли князья рядом с поющими посреди девиц с тимпанами: “В собраниях благословляйте Бога, Господа, от источников Израиля”. Там Вениамин-младший в восхищении, князья Иудины – вожди их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы. Заповедуй, Боже, силою Твоею, утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас! Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары. Пригрози зверям в тростнике, сонмищу быков среди телиц народов, – чтобы не заключили испытанных, как серебро. Рассей племена, желающие войн. Придут посланцы из Египта, Эфиопия первой прострёт руку свою к Богу. Царства земные, пойте Богу, воспойте Господу, восшедшему на небо небес к востоку; вот, издаст Он гласом Своим звук сильный. Воздайте славу Богу; на Израиле – великолепие Его и сила Его – на облаках. Дивен Бог во святых Своих; Бог Израилев Сам даст силу и мощь народу Своему. Благословен Бог.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/polunoshh...

«Дающий семя сеющему», то есть Бог, подающий свои дары тем, которые щедро или с усердием подают милостыню, как – то: деньги, хлеб, нужный для пропитания, и все, что необходимо для этой жизни. «Умножит посеянное вами». Вы не останетесь в убытке от того, что щедро раздали нищим: по благословению Божью, в замен розданных благ, дары Божии умножатся у вас, и вы в состоянии будете продолжать ваши благотворения. «И возрастит плоды правды вашей». И плоды вашей благотворительности, или благотворные последствия вашего человеколюбия и щедрого раздаяния милостыни возрастит или распространит по отношению к вам, к облагодетельствованным вами и другим. Когда Апостол сказал: «умножит посеянное вами», то по – видимому, разумел, умножение тех внешних средств, из которых благотворители подавали милостыни нищим; а теперь говорит не о внешних только благах, получаемых с избытком чрез благотворительность, но и о тех благодатных или духовных плодах, которые производит благотворительность. Какие это благодатные или духовные плоды благотворительности? Да о всем богатящеся во всяку простоту, яже содевает нами благодарение Богу. «Так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая чрез вас производит благодарение Богу». Так чтобы вы богаты были и внешними средствами, и внутренним добрым расположением, из любви к ближним, нуждающимся в помощи, и готовы были оказывать им всякую возможную помощь. Эта, оказываемая вами ныне, чрез нас помощь бедным христианам в Иудее производит и будет производить благодарение Богу, как в получающих от вас благотворения, так и в других, которые будут слышать о вашей благотворительности и о помощи, ими полученной, «ибо дело служения сего, – т.е. подаяние милостыни, продолжает Апостол, – не только восполняет скудость святых (помогает нуждам христиан), но и производит во многих обильные благодарения Богу (многих располагает много благодарить Бога). В самом деле, видя опыт служения (Богу в щедром подаянии бедным христианам), они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову, и за искреннее общение с ними и со всеми, и молятся за вас, по расположению к вам за преизбыточествующую в вас благодать Божью» (ст. 12 – 14). Так Апостол изображает высокое достоинство благотворительности. Благотворительность или усердное подаяние милостыни привлекает благоволение Божие на благотворителя, возвышает внешнее его благосостояние, питает в нем жизнь духовную, приготовляет ему вечную награду, возбуждает к благодарению и прославлению Бога получающих милостыню и других, и таким образом распространяет славу Божью.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Источником всякого добра является Бог, а мы все — Его приставниками. От нас требуется верность полученным от Бога дарам и щедрость в раздаянии даров ближним. Если Господь видит в нас смирение к Нему и любовь к ближним, Он наделяет нас великими и богатыми милостями с тем, чтобы мы раздавали эти дары всем нуждающимся. Не потому ли у нас теперь мало ярких талантов писательских и иных, что люди употребляют их во зло: на то, чтобы отрывать людей от Бога и развращать их (граф Л. Н. Толстой, М. Горький). Почему отняты богатства от многих богачей? Потому, что эти дары Божии они тратили на разврат и прихоти свои, не обращая внимания на нужду горькую бедных, больных! «...по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению (2 Кор. 13:10).» Больше всего нуждаемся мы, сыны Церкви, на земле пребывающей, в духовном утешении. Земля, где мы живем, юдоль плача (Пс. 83:7). И в дни внешнего благополучия много скорбей у христианина — болезни тела, семейные неурядицы, скорби от завистников и клеветников и многое другое... А что говорить о временных гонениях на Церковь Божию, когда святые храмы у верующих отнимаются, а их пастыри насильно изгоняются... Христиане приходят в смущение и страх, как овцы, не имущие своих руководителей. В эти моменты скорби долг оставшихся на свободе православных пастырей и епископов — всячески утешать души верующих, по слову Господню: Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима... Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! (Ис. 40:1—2,9). К великому сожалению и позору немало есть среди числящихся в Православной Церкви и выставляющих себя ревнителями святого православия мирян, занимающих положение в Церкви (старосты, члены приходских советов), а также пастыри и даже епископы, которые сознательно сеют церковную смуту в сердца бедных верующих. Ради своего благополучия внешнего, заглушая голос совести, эти духовные убийцы душ верующих пользуются своим ответственным положением и не к созиданию церковному, а к разорению дел Божиих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И в этой жизни обычно бывает, что отнимается у имеющего мало и дается имеющему много. И сие есть только образ происходящего в духовной области. Не отбирает ли отец деньги у сына распутного и не дает ли сыну разумному, который может их с пользою употребить? Не отбирает ли военачальник боеприпасы у безответственного солдата и не отдает ли их солдату хорошему и надежному? У неверных рабов Бог отнимает Свои дары еще в этой жизни: жестокосердные богачи обычно терпят банкротство и умирают в нищете; себялюбивые мудрецы заканчивают крайним скудоумием или безумием; возгордившиеся подвижники предаются греху и завершают жизнь великими грешниками; деспотичные властители переживают поругание, позор и бессилие; священники, не наставлявшие других ни словом, ни примером, впадают во все более и более тяжкие грехи, пока в страшных муках не расстаются с сею жизнью; руки, не желавшие выполнять работу, которую они умели выполнять, начинают дрожать или утрачивают подвижность; язык, не желавший говорить правду, которую он мог говорить, распухает или становится немым; и вообще все, скрывающие Божии дары, умирают бездарными нищими. Тот, кто не умел давать, пока имел, вынужден будет научиться побираться, когда отнимется у него имение. Если и не отнимется у какого-нибудь жестокого и скупого себялюбца данный ему дар именно до его смерти, его отнимут ближайшие потомки или родственники, получившие этот дар в наследство. Главное, что у неверного отнимается данный ему талант, и после того он подвергается осуждению. Ибо Бог не осудит человека, пока в нем сохраняется благодатный Божий дар. С осужденного земным судом, прежде чем привести приговор над ним в исполнение, снимают его одежду и одевают в одежду арестантскую, одежду осуждения и позора. Так и всякий нераскаянный грешник будет сначала обнажен от всего, что на нем было Божественного, а затем выброшен во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

http://pravoslavie.ru/73955.html

Между Спасителем и спасаемыми, по словам самого Спасителя, должно быть такое же единение, какое находится между лозою и ее ветвями: пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне ( Ин. 15:4 ). Но такое объединение верующих с Иисусом Христом совершается силой Духа Святого: никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ). Что мы пребываем в Нем (Иисусе Христе) и Он в нас, знаем из того, что Он дал нам от Духа Своего ( 1Ин. 4:13 ). И так в порядке домостроительства нашего спасения за искуплением человека Сыном Божьим следует привитие искупленного к Искупителю Духом Святым, или, что тоже, благодатное освящение человека: ибо если корень свят, то и ветви ( Рим. 11:16 ). II. Все действия Духа Святого в деле спасения человека, называются вообще благодатью. По буквальному значению своему, благодать есть благой дар. В таком смысле все, что мы имеем от Бога, есть благодать Божия. Как наша жизнь, так и все средства к ее поддержанию и продолжению суть дары Божии. Но такого рода блага обращены Творцом нашим как бы в нашу собственность. Под благодатью же в христианском учении разумеются такие дары нам Божьи, которые не заключаются ни в собственном естестве нашем, ни в овружающей нас природе, а ниспосылаются нам непосредственно от Бога. Это – дарования сверхестественные, которые мы получаем ради заслуг нашего Искупителя, для того чтобы могли делаться причастниками Божеского естества, удаляясь от господствующего в мире растления похотью ( 2Петр. 1:4 ). III. Духовная жизнь христианина и начинается и возрастает под действием на него благодатной силы Божией. Иисус Христос учит, что никто не может прийти к Нему, кого не привлечет пославший Его Отец ( Ин. 6:44 ); следовательно, самое обращение ко Христу есть уже плод благодатного действия Божия на человека. Пока человек предоставлен себе самому, он не может вполне сознать ни того, в какой мере бедственно его духовное положение, ни того, где и в чем нужно искать ему спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Мы видим, как добр и кроток отец к своему сыну. Он разделил свое имение. Но, видимо, старший сын пожелал, чтобы отец оставил его часть в своей власти. И мы видим, что он получил за это. «Все мое — твое», — слышит он от отца. Младший сын получил от отца, сколько хотел. Так он мог увидеть, по крайней мере, и по прошествии времени доброту отца. Благодаря этому он сможет понять свое собственное безумие, и что он не был столь мудрым управителем своих дел. Как же он распорядился всем, когда получил свою часть? Он не замедлил истратить ее. И через короткое время превратился в нищего. Такое впечатление, что все его намерение было как можно скорее расточить все. И для этого, собрав все, он отправился в дальнюю страну. Мы можем видеть, что жизнь блудного сына в этом удалении его в чужую страну представляет собой описание того духовного состояния, в котором оказался отпавший от Бога падший человек. Это прежде всего состояние разлуки с Богом, удаленности от него. Вот почему в Неделю о блудном сыне на утрени звучит впервые горестная песнь «На реках Вавилонских». Этот юноша ушел из дома отца, а грех — всегда отступничество от Бога. Несчастье грешников заключается в том, что они удалились от Бога, и все более и более удаляются от Него. Мир — «страна далече», в которой люди живут. Но степени удаления могут быть различными. Мы ушли от родного дома так далеко, как только могли. Что такое ад в конце концов как не предельное удаление от Бога? И этот ад может начаться еще здесь на земле. Что такое немыслимые несчастья и беды на нашей земле, как не удаление от Бога? Как мы пришли в эту страну, которая когда-то называлась Русью Святой? Притча показывает нам, что духовное состояние падшего человека — сплошное растрачивание жизни. Он расточил имение свое, живя распутно, с блудницами, и в короткое время все истратил. Так и мы промотали все богатство. О, если бы только земное! Добровольно идущие на грех расточают дары отцовские. Они тратят впустую свой ум и все силы души. Они не только закапывают в землю свои таланты, но бесстыдно продают их. Дары Божии, которые они должны были употребить на служение Богу и людям, употребляют на служение порочным желаниям. Душа человека становится заложницей мира, плоти и диавола, расточает свое богатство и живет распутно.

http://pravoslavie.ru/4031.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010