35 Concilium Lateranense a. 649 celebratum 2//Acta conciliorum oecumenicorum. Series secunda, volumen primum: Concilium Lateranense a. 649 celebratum/ed. R. Riedinger. Berolini, 1984. P. 70:32–37. 36 Nicephorus I Patriarcha Constantinopolitanus. Refutatio et eversio definitionis synodalis anni 815. Cap. 207:25–29//Corpus Christianorum. Series Graeca. 33. P. 332–333. Ср. тот же текст: Georgius Monachus (vel Georgius Hamartolus). Chronicon breve (lib. 1–8) Liber 4, 262, 26//PG. 110. Col. 996C:3–7. 37 См., например: Cyrillus Scythopolitanus. Vita Sabae//Texte und Untersuchungen. 49.2. S. 139:29–140:1. 39 См., например: Cyrillus Scythopolitanus. Vita Cyriaci//Texte und Untersuchungen. 49.2. S. 224:9–12. 40 Alexander Monachus, Cyprius. Laudatio Barnabae apostoli//Corpus Christianorum. Series Graeca. 26. P. 118. L. 801–809. 41 Theodorus Trimithensis. Homilia in sanctum Joannem Chrysostomum 41:7–13//Subsidia hagiographica. 60. P. 44:13–19. 42 См.: Joannes Damascenus. Orationes de imaginibus tres 1,60=2,56=3,53:3–4//Patristische Texte und Studien. 17. S. 161. 43 Vita compilata Nicolai Myrensis 54:3–4//Anrich G. Hagios Nikolaos. Der Heilige Nikolaos in der griechischen Kirche: Texte und Untersuchungen. Bd. 1: Die Texte. Leipzig; Berlin, 1913. S. 232:9–10. 44 Miracula Romana sancti Anastasii Persae 1:12–20//Flusin B. Saint Anastase le Perse et l " histoire de la Palestine au début du viie siècle. T. 1. Paris, 1992. (Le monde byzantin). P. 167:2–10. 47 Vita sancti Georgii Amastris (fort. auctore Ignatio Diacono) 15:14//Васильевский В. Г. Труды: в 4 т. Т. 3. Петроград, 1915. С. 26:4. 48 Vita sancti Georgii Amastris (fort. auctore Ignatio Diacono) 17:4//Васильевский В. Г. Труды: в 4 т. Т. 3. Петроград, 1915. С. 28:1. 49 Theodorus Studites. Epistulae 466:9–15//Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Series Berolinensis. 31/2. P. 668. 51 Nicephorus I Patriarcha Constantinopolitanus. Refutatio et eversio definitionis synodalis anni 815. Cap. 25:65–73//Corpus Christianorum. Series Graeca. 33. P. 55.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

2333 Theodori Stiditae Epistola/Ed. G. Fatouras. – Berlin; New York, 1992. – Vol. 1. – Ep. 31, 92–97; Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 69–70. 2334 Ignatii Diaconi Vita Nicephori patriarchae Constantinopolitani//Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani Opuscula historica/Rec. C. de Boor. – Lipsiae, 1880. – P, 160.20–30; Житие святого отца нашего Никифора, архиепископа Константина града и нового Рима, списанное Игнатием, диаконом и скевофилаксом святейшей Великой церкви святой Софии//Творения святого отца нашего Никифора архиепископа Константинопольского. – Минск, 2001. – С. 21, гл. 28, Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 72. 2335 Ср.: Stephenson P. Byzantium’s Balkan Frontier. A Political Study of the Northern Balkans, 900–1204. – Cambridge, 2000. – P. 38–45,80–114. 2336 Существование неких провинциальных областей, архонтатов в Крыму не обязательно должно было означать полного административного или правового уравнения их населения с остальным населением Империи, однако нельзя отрицать значимость этого политического средства для интеграции «туземцев» в состав Византии, как видно на примере славянских архонтатов, чьи главы занимали соответствующее место в византийской иерархии, утверждались в должности императором и постепенно переходили в подчинение стратига фемы или вообще заменялись византийским чиновником (Иванова О.В. О путях интеграции иноплеменников Византийской империи в VII–X вв.//Византия между Западом и Востоком. – СПб., 1999. – С. 73–74). Уже до образования полуавтономных архонтатов их население могло пройти ряд промежуточных форм зависимости от Романии, которая началась с превращения алано-готов в имперских энспондов, затем вылилась в требование военной помощи для дуката, в сбор дани – пакта или налогов, в выполнение различных работ, особенно по строительству укреплений и храмов, в необходимость поставки сельскохозяйственной продукции в Херсон. Эти повинности, обязательства, в свою очередь, начинали действовать как экономический механизм интеграции местного ваврварского населения в византийскую систему, тогда как постепенное и длительное культурное, идеологическое воздействие христианства, его распространение среди сельского населения Таврики вели к овладению им элементами ромейской культуры, особенно греческим языком и письменностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

802 Imp. Michaelis Palaeologi De vita sua opusculum, IX. — Христианское Чтение, 1885, II, с. 537—538 (греческий текст); с. 558 (русский перевод). На французском языке — С. Chapman. Michel Paléologue, restaurateur de l " empire byzantin (1261—1282), pp. 145, 174. 803 L. Ranke. Weltgeschichte, Bd. VIII. Leipzig, 1887, S. 538. 804 Georgii Phrantzae Annales, I, 3. Bonn ed., p. 23. 805 R. Grousset. Histoire de l " Asie. III. Le Monde mongol. Paris, 1922, p. 100. 806 Недавно были опубликованы две весьма интересные статьи на русском языке по этому поводу — Ф. И. Успенский. Византийские историки о монголах и египетских мамлюках. — ВВ, т. 24, 1923—1926, с. 1—16; Г. Вернадский. Золотая Орда, Египет и Византия и их взаимоотношения в царствование Михаила Палеолога. — Annales de l " Institut Kondakov, vol. I, 1927, pp. 73—84. 807 Г. Вернадский. Указ, соч., с. 76. 808 Пояснения в скобках принадлежат А. А. Васильеву. Примечание научного редактора. 809 Nicephorus Gregoras. Historia, IV, 7, 1. Bonn ed., vol. I, p. 102. 810 Шаманизм — одна из религий урало-алтайских народов. 811 Georgü Pachymeris De Michaele Palaeologo, III, 3; Bonn ed., vol. I, p. 176—177. 812 Пояснения в скобках принадлежат А. А. Васильеву. Примечание научного редактора. 813 Nicephorus Gregoras. Historia, IV, 7, 1; Bonn ed., vol. I, p. 101. 814 Г. Вернадский. «Золотая Орда»... -Annales de l " Institut Kondakov, vol. I, 1927, p. 79; П. Ников. Татаробългарските отношения през средните векове с оглед къмъ царствованете на Смилеца. — Годишник на.Софий-ския Университет. Историко-филологически факултет, тт. XV-XVI, София, 1919—1923, с. 6—11. См. также: С. Chapman. Michel Paleologue... р. 74—75; G. I. Brtianu. Recherches sur le commerce génois dans la mer Noire au XIIIe siècle. Paris, 1929, pp. 207—208. 815 П. Ников. Татаробългарските отношения... с. 11—12. 816 См.: S. Lane-Poole. A History of Egypt in the Middle Ages. New York, 1901, p. 266. 817 M. Canard. Le Traité de 1281 entre Michel Paléologue et le sultan Qalâ " ûn. — Byzantion, vol. X, 1935, pp. 669—680; Idem. Un Traité entre Byzance et l " Egypte au XIII siècle et les relations diplomatiques de Michel VIII Paléologue avec les sultana Mamlûks Beibars et Qalâ " ûn. — Mélanges Guadefroy-Demombynes, Cairo, 1937, pp. 197—224. Сомнения и критика Дёльгера — Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXXVI, 1936, S. 467; Bd. XXXVII, 1937, SS. 537—538. См. также: F. Dölger. Corpus der griechischen Urkunden... Bd. III, S. 74 (n. 2052), который относится к 1281 году; Bd. III, S. 75 (n. 2062), относящийся к 1282 г. Здесь Дёльгер не использовал арабский источник, привлеченный М. Канаром (Калькашканди, скончавшийся в 1418 г.). Ср., однако, новую работу Ф. Дёльгера: F. Dölger. Der Vertrag des Sultans Qalâ " ûn von Aegypten mit dem Kaiser Michael VIII Paleologus in — Serta Monacensia. Leiden, 1952, S. 68; 78—79.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

1164 К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur. München, 1897, S. 350—353. Крумбахер называет его одним из наиболее выдающихся полигисторов византийского Возрождения. 1165 Nicephorus Gregoras. Historia, VII, 2, 2; Bonn ed., vol. I. pp. 272; C. Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, vol. I, introd., pp. 60—61. 1166 Nicephorus Gregoras. Historia, VII, II, 3; Bonn ed., vol. I, pp. 272—273. 1167 Ch. Diehl. Études byzantines, p. 401. См. также: R. Guilland. Correspondance de Nicéphore Grégoras, p. 361. 1168 В. Валъденберг. Речь Юстина II к Тиверию. — Известия Академии наук СССР, 1928, 2, с. 140. 1169 D. Hesseling. Een Konstitutioneel Keizershap. — Hermeneus, vol. XI, 1938—1939, pp. 89—93. См. также: Byzantinische Zeitschrift, vol. XXXIX, 1939, S. 263. 1170 См.: St. Bezdeki. Le Portrait de Theodore Metochite par Nieephore Gregoras. — Mélanges d " histoire générale. Cluj, 1927, pp. 57—67. 1171 См.: R. Guilland. Les Poésies inédites de Théodore Métochite. — Byzantion, vol. III, 1927, p. 265; Idem. Correspondance de Nicéphore Grégoras, p. 358. 1172 C. Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, vol. I, introd., p. 64; Ф. И. Успенский. Очерки по истории византийской образованности, с. 263—264. 1173 Буквально — философская и историческая смесь. Примечание научного редактора. 1174 См.: R. Guilland. Correspondance de Nicéphore Grégoras, pp. 360—362; K. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 551—552. 1175 См.: С. Sathas. Bibliotheca graeca medii aevi, vol. I. Paris, p. 22. Рассказ о посольстве на с. 154—193 этого же издания. См. также: R. Guilland. Correspondance de Nicéphore Grégas, p. 364. 1176 M. Treu. Dichtungen des Grosslogothet Theodoros Metochites. Potstdam, 1895, S. 1—54. 1177 R. Guilland. Les Poésies inédites de Théodore Métochite. — Byzantion, vol. III, 1927, pp. 265—302; K. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 552—553. В последнее время о рукописной традиции поэм Метохита писал И. Шевченко — «Observations sur les recueils des discours et des poèmes de Th. Metochite». — Scriptorium, vol. II, 1951, pp. 279—288.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

89, 588–589 —603— Латинское название TLG (2021) 89, 596–597 Армянские тексты Латинское название TLG (2021) Sermo de Antichristo Sermones varii: 3793/a–b Oratio de imagine Edessena 3793/a Homiliae 3793/b Литургика Латинское название TLG (2021) 43,1285–1328 Fragmenta precationis et exorcismi [Sp.] 43, 537–538 Anaphora Graeca (fragmenta) [Sp.] Anaphora aethiopica (эфиоп.) —604— Гомилии грузинские Латинское название TLG (2021) Homilia de conceptione Annae Гомилии коптские Латинское название TLG (2021) Sermo de Christo nato (fragmentum) De epiphania (част. издано) Гомилии арабские Латинское название TLG (2021) Homiliae arabicae, Tractatus contra Iudaeos Fragmenta arabica Mansi XIV (1769) Ралли–Потли IV (1854) PG 100 (1865) 119–124 (К-польский 431 (только 7 правил: 852–853 Р. п. частичный. С. 592 – 594. —606— Название Mansi XIV (1769) Ралли–Потли IV (1854) PG 100 (1865) Русский перевод Собор 814 г.) 2=1; 3=2; 4=3; 9=4; 12=5; 13=6; 16=7) Canones 2–4=правила 39–41; 9=42; 12–13=43–44; 16=45. 124–128 (1–37) (=Cotelerius 1686, 445–450) (дата неизвестна) 427–431 (1–37, +38) 856–860 С. 574–592 (правила 1–38) Ex canonibus Nicephori (ex ecclesiasticis Constitutionibus) (1, 6, 9, 16, 17, 19, 29, 56, 66) 1556 129 (дата неизвестна) 431 a–b (=Cotelerius 1686, 451–453) 860–861 Р. п. частичный. с. 594–595. Сапоп 1=правило 46; 9=47; 16=48; 56=49. —607— Название Mansi XIV (1769) Ралли–Потли IV (1854) PG 100 (1865) Русский перевод [Canones] Nicephori patriarchae 129–132 (дата неизвестна) 861–864 Epistula canonica канонических вопросов и ответов] [Spurium] 431 g–i (=Cotelerius 1686, 453) Epistula ad monachum quemdam Theodosium, et inclusum Corinthi, contens quarumdam quaestionum solutionem [Spurium] 1559 V (1855), 399–401 1061–1064 Ejusdem ad eumdem [Spurium] V (1855), 401–402 —608— Название Mansi XIV (1769) Ралли–Потли IV (1854) PG 100 (1865) Русский перевод Ejusdem ad eumdem [Spurium] De VI primis oecumenicis conciliis 317–320 320–327 —609— Название Mansi XIV (1769) Ралли–Потли IV (1854) PG 100 (1865)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1404 S. Nicephori Antirrheticus III adv. Constantinum Corp., n. 84, Migne ser. gr. t. 100, col. 533–543-A, cnf. его же Historia brev p. 71. 1405 ibid. n. 77, col 517–518 А: говоря о поруганиях, каким подвергались монахи, Никифор между прочим замечает: δημοσειε, π θετρων γε, καταγρευε, πλκε διαβολς, ασχροιργας πινει ος ε μ βολοιντο τν πρς Θεν σινθηκν παραβται γνεσται, κατανρινσθωσαν ο θοι κα νατιοι cnf его Же Historia brev p. 71: πσα μηχαν, κακοιργας πενοετο. δ ς τος κατ θεν ζν αροιμνοις πηρεζειν κα πημανειν σποδαζον. 1406 Jmp Iustiniani Novellae ed Zachariae Lingenthal. Lipsiae 1881. Nov. 155 (по другому счету 123). cap 36 Pars II. p. 320. 1408 Theoph. Chron p. 443. cnf Nicephori Patr. Antirrheticus III adv Con stantinum Copr. Migne. I c col. 493–494-D и пр. 1412 Заметим кстати, что Феофан, говоря об упразднении перечисленных монастырей, не обмолвливается ни одним словом о том, чтобы это упразднение последовало за особую стойкость монахов в иконопочитании. Между тем едва ли бы он упустил случай восхвалить героев веры, если бы они пострадали за такое геройство. 1413 Формула предложения Лаханодракона наводит на мысль, что и в данном случае разумеются монашествующие двойных монастырей: и Феофаново – «все» – может быть принято без недоумений только в приложении к обитателям именно таких монастырей. 1415 Есть правда, рассказ о Фракийком гонении на монахов в биографии Стефана Нового (Vita Stephani Junioris I с. col. 1165–1166 А-В). Говорит очевидец гонения, сам подвергшийся истязаниям, и сообщает, что при одном случае Лаханодракон 38 монахов отправил в Ефес и там зарыл их живыми. Но в этом рассказе не все обстоит благополучно: исповедник повествует об этом в темнице пред смертью Стефана Нового; между тем Стефан убит в ноябре 765-го года (Theoph. Chron. р. 436), а Лаханодракон назначен правителем фемы Фракийской только в 766–767 г., (ibid. р. 440). Явная несообразность! – Не вероятно также, чтобы указанный возмутительный поступок, превосходивший все, что делалось иконоборцами, мог быть оставлен иконопочитателями, в частности – Феофаном, без разглашения. – Следует отметив, наконец, что рассказчик – сами лицо пострадавшее и, следовательно, мог окрасить сообщаемый факт в слишком мрачный цвет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

665 В греческом тексте – outo gar о tes Longibardias rex, outos о tes Gotthias, ootos о tes Bosporou toparches («так Лонгивардии реке, так Готфов, так Боспора топарх») (Michailus Monachus Vita et conversatio sancti patris... – Col.252 D). В пер. Х.-Ф. Байера: «Так [по образцу императора] король Ломбардии,так топарх Готии, так топарх Боспора» (Байер Х.-Ф. История крымских готов... – С. 68–69). В редакции первой версии Жития эта строка выглядит несколько иначе: outos о Bosporou, outos о Gotthos, outos oi loipoi ton eparchion egemones (так Воспора, так Готфов, так других эпархий игемоны) (Michailus Monachus Vita et conversatio sancti nostri et confessoris Theodori praeposits Studitarum//PG. – Turnhout, 1967. – T.99. – Col. 137; Латышев В. Житие преп. Феодора Студита ... – С. 268, sec.18; Байер Х.-Ф. Указ. соч. – С. 70). Сам Феодор Студит в письме от 808 г. к саккудийским братьям (tois en to Sakkoudioni adelphois), объявляя о своем отказе от причастия вместе с патриархом Никифором, который не лишил священнического сана Иосифа, «эконома, обвенчавшего прелюбодеев» (ton oikonomon ton stephanosanta ton moichon), вспоминал, что этому порочному образцу последовали «...отдаленные властители и начальники (tois porro kratousin kai archousin), по подобию совершив в Ломбардии и Готфии и ее климата» (en tes Lingibardia kai Goutthia kai tois Klimasin autes) (Theodori Stiditae Epistolae/Rec. G. Fatouras. – Berolini; Novi Eboraci, 1992. – Vol. 1. – Ep. 31, 92–97). Однако Боспор им не был упомянут. Примечательно, что Игнатий Диакон, писавший в начале второй трети IX в. Житие патриарха Никифора, тоже называл очередного правителя Готфии, жившего в начале патриаршества Никифора (806–815), «принявшим на себя игемонство народом (о gar tote ten tou ethnous egemonian epaneremenos)» «одного из Таврических климата» (kath’en ton Taurikon klimaton) и тоже обвинял его в том же грехе – желании развестись с законной женой, чтобы «...привести какую-то подругу (etaires)» (Ignatii Diaconi Vita Nicephori patriarchae Constantinopolitani//Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani opuscula historica/Rec.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антирритик заключительный (неизд.) Ркп: Laurent. LVI, 14, f. 1–161. Против говорящих, что в людях нет смирения (Antilogia) //Polemis D. I. (см. в 6 .831);//Leone P. L. М. (см. в 6 .831). 480–487. К царице Елене Палеологине, Разрешение трудных вопросов //Leone P. L. M. (см. в 6 .831). 488–513. [Филос. и ест.-науч. проблемы]. Об условиях богословского диалога с латинянами 834 . Paparozzi М. Un opusculo di Niceforo Gregoras sulle condizioni del dialogo teologico con i Latini//La chiesa greca in Italia dall’VIII al XVI secolo. Atti del convegno storico interecclesiale (Bari, 30 aprile-4 maggio 1969). Padova 1973. 3. 1331–1359 (=Italia sacra. 22). Об универсалиях 835 .//Beyer H.-V. Nikephoros Gregoras als Theologe und sein erstes Auftreten gegen die Hesychasten 6 .870). 183. Нем. пер. и комм.: 184–188. Об акциденциях //Beyer H.-V. 6 .870). 183. Нем. пер. и комм.: 184, 188. Толкование древних речений (неизд.) Агиографические соч. На Рождество Христово (неизд.) 836 . Leone P. L. М. Nicephori Gregorae de santissimae Deiparae nativitate praesentatione atque educatione oratio//Quaderni Catanesi di cultura classica e medievale. 1991 3. 1–31. [Изд. на осн. Vat.gr. 1085 и 1086 и Vindob.hist.gr. 104. BHG 1079]. Благодарственная речь Пресвятой Богородице 837 . Westerink L. G. Nikephoros Gregoras. Dankrede an die Mutter Gottes//Helikon. Rivista di tradizione e cultura classica. Roma 1967. 7. 259–271. На Благовещение Богоматери (неизд.) Житие Константина (BHG 369) 838 . Nicephori Gregorae Vita Constantini/Ed. Leone P. L. M. Catania 1994. XII, 109. (Studi e ricerche dei «Quaderni Catanesi». 1). Ср.: 839 . Fusco F. Costantino in Niceforo Gregora//Costantino il Grande dallAntichità all’Umanesimo. Colloquio sul Cristianesimo nel mondo antico, Macerata 18–20 Dicembre 1990/A cura di Bonamente G., Fusco F. Macerata 1992. 1. 433–444. Житие Антония (BHG 139) 840 . Leone P. L. M. La «Vita Antonii Cauleae» di Niceforo Gregora//Nicolaus: Rivista di teologia ecumenico-patristica. 1983. 11:1. 3–50.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

248 . Lackner W. Zum Lehrbuch der Physik des Nikephoros Blemmydes//ByzForsch 1972. 4. 157–169. 249 . Lackner W. Die erste Auflage des Physiklehrbuches des Nikephoros Blemmydes//Überlieferungsgeschichtliche Untersuchungen 1981. (TU 125). 351–364. Медицинские (неизд.) 250 . Kusis A. Les oeuvres médicales de Nicéphore Blémmydes// Πρακτικ καδημας θηνν. 1944. 19. 56–75. Алхимические О приготовлении золота 2 трактата, изд. один: 251 . Berthelot M., Ruelle Ch.-E. Collection des alchimistes grecs. II. P. 1888. 452–459. Письма 252 . Theodori Ducae Lascaris Epistulae CCXVII... Appendix III. Nicephori Blemmydae Epistulae XXXIII/Ed. Festa N. Firenze 1898. (Pubbl. del R. Istituto di studi sup. e di perfezionamento in Firenze, Sez. di Filos. e lettere). 253 . Epistula universalior//Nicephori Blemmydae Autobiographia 6 .216). 91–94 [=TLG 3092/2]. Прежнее изд.: PG 142 ,605–610. Типикон Сохранился не полностью. Кроме Типикона, дошел (неизд.) документ, составленный Влеммидом, гарантирующий защиту его монастыря. Издания Гл. 1–3: см. выше, соч. «О вере», «О добродетели и подвизании, «О душе». Гл. 4: 254 . Munitiz J. A. A missing chapter from the typikon of Nikephoros Blemmydes//REB 1986. 44. 199–207. Гл. 9://Heisenberg 6 .215). 93–96. Гл. 11://Heisenberg 6 .215). 96–97. Гл. 13://Heisenberg 6 .215). 98–99. Исследования 255 . Bees N. A. Die Klosterregeln des Nikephoros Blemmydes in Bezug auf Pachomios Rhosianos sowie eine Inschrift ausjenischehir//Byzantinisch u. Neugriechische Jahrbücher. 1932–1934. 10. 115–123. Завещание 256 . Browning R. Notes on Byzantine Prooimia. Wien 1966. 24–27. [Изд. преамбулы к завещанию с англ. пер.]. 257 . Mercati G. Per il testamento di Blemmide//Bessarione 1917. 23. 337–340 [=Id. Opere minori 4, 41–44]. Исследования (кроме посвященных отд. трактатам) 258 . Барвинок В. И. Никифор Влеммид и его сочинения. Киев 1911. XXXIII, 366. Соколов И. И. Никифор Влеммид, византийский ученый и церковный деятель XIII в. По поводу исследования В. И. Барвинка//ХЧ 1912. 10. 1160–1173; 11. 1303–1318 [изложение диссертации]; 12. 1428–1437 [собственно рецензия]. изд.: СПб. 1912. 40; Jugie M. Bulletin de littérature byzantinë Nicéphore Blemmydès et ses écrits//EO 1914. 17. 153–156.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Так как тому же Игнатию принадлежит биография другого патриарха, которому мы посвятим особый очерк, преемника Тарасия Никифора, и так как эти биографии являются во всяком случае первостепенными источниками для наших очерков, то считаем не лишним сделать несколько замечаний о личности Игнатия и его авторских приемах. И с Тарасием, и с Никифором Игнатий находился в самых тесных отношениях. „Во цвете юности“ (ν κμ τς νετητος) он был учеником Тарасия, упражнялся под его руководством в изучении триметров и тетраметров, трохеев, анапестов и героических стихотворений (Vita Tarasii. Edidit Heikel, p. 29, linien 6–7). Некоторое время он состоял на службе непосредственно при Тарасие-патриархе (ibid.) и присутствовал при его кончине (ibid. р. 25. linie 28). То обстоятельство, что Игнатий в правление Тарасия и Никифора был диаконом и скевофитаксом „великой церкви“, располагает верить его заявлению, что он писал о том, „что удостоился видеть своими глазами, слышат своими ушами, в чем сам принимал участие (σα πεπεραμαι), и что могла сохранить его слабая и бедная память“ (Vita Tarasii, p. 1, linien 15–16). Никифору Игнатий был обязан также очень многим. Иконоборческое рожение увлекло его, и только благодаря назидательным беседам Никифора, он снова стал православным (А. SS. Martii t. 2. Antwerpen. 1668, ad diem 13-am. Vita Nicephori caput 14, n. 91. Греческий текст биографии тут же в приложении р. 620, а перевод р. 312); за это Игнатий называет Никифора своим отцем (ibid. Prologus, n. 1). – Из сказанного можно уже а priori судить о характере обеих биографий: это сплошные, восторженные панегирики. Автор постоянно и вполне верен обещанию, данному им в начале жития Тарасия, – „плавать по беспредельному морю добродетелей“ (Μλλων περω μεγϑη πελγους ρετν διανξασϑαι. Vita Tarasii p. 1:1) обоих патриархов. Он не находит ни одного замечательного лица из священной и церковной истории, которому не мог бы уподобить Тарасия и Никифора (Vita Tarasii. p. 21, 20–25. 7. Vita Nicephori caput 14, n. 86–88). Конечно, оба патриарха своею жизнию и деятельностию давали обильный материал для восхвалений, как замечательнейшие лица эпохи иконоборчества, но всё же тон рассказа Игнатия слишком высок, чтобы внушать полное доверие ко всем деталям его повествований. Особенно неприятное впечатление на современного читателя производит стиль автора к сожалению, Игнатий был поэт, притом поэт в средневековом византийском смысле этого слова. Ни одной фразы он не говорить просто, ни одного факта не сообщает без сравнений, восклицаний, лирических отступлений, сухих сентенций и производить впечатление человека, который не столько хочет возвеличить описываемое лицо, сколько – выставить на вид свое искусство писать цветисто и красно. Иногда невольно закрадывается подозрение, что ради красного словца автор позволяет себе поэтические вольности, т. е. просто выдумки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010