Обращено также особенное внимание: 1) на земледелие… В этом отношении особенно важны были два постановления: одно о заведении запасных хлебных магазинов, а другое – о размножении и сбережении лесов...; 2) обращено внимание на нищенство и бродяжничество; 3) обращено внимание на устроение городов и городской промышленности, равно и на благочиние; 4) обращено внимание на притеснения подчиненных начальниками и на взятки; 5) обращено внимание на то, чтобы сбор податей и исполнение всех других повинностей были не обременительны для народа 23 . Значение Святогорской обители Вот очерк истории того края, среди которого Святогорская Успенская пустынь процвела, выражаясь словами Св. Писания: яко крин сельный. В первый раз Святые Горы упоминаются в летописях в начале XVII века, именно: под 1547 годом. Во Львовской летописи говорится (4,144), что – «из Рыльска прибыл станичник толмач (т. е. переводчик) Гаврило, коего князь Петр Иванович Кашин посылал к Святым Горам». Во второй раз Св. Горы упоминаются тоже во Львовской летописи, под 1555 годом, когда говорится про боярина Шереметьева: «а шли Мурафскою дорогою и как воеводы пришли верх Мжои (или Мжи) и Коломака (речки Валковского уезда, Харьковской губ.) прибыл сторож от Святых гор». Также и в Никоновской летописи (7,241) в росписании князя Воротинского Донецких сторож (т. е. сторожевых пунктов) 1571 года упоминается: «5-я сторожа Святогорская. от Изюмской стороны полднища, а сторожем на ней стояти из тех же городов (т. е. Рыльска и Путивля) шти человекам, из города по три человека, а беречи им на Донцу до Савнинского перевозу, и налево вниз по Донцу до устья Оскола днища полтора...» В росписании Донецких сторож кн. Тюфякина того же 1571 года Святогорская сторожа названа пятою. «5-я сторожа... Стояти сторожам на Святогорской стороже, на сей (т. е. левой) сторон против Святых Гор... стояти им, укрываясь в лук против Святых Гор и по иным местам». Из этих выписок можем видеть, что Святые Горы уже в начале XVI века были сторожевым пунктом в цепи других подобных же пунктов в том направлении, которое угодно было указать правительству для обороны границ тогдашнего русского царства от нападения диких орд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1594 См. статью И. И. Малышевского : «Евреи в южной Руси и Киеве в X-XII веках», помещённую в Трудах Киевской Академии 1878г. Чтобы Евреи явились в Польше и, следовательно, из неё могли переселяться в Россию ранее второй половины XI в., это отрицает Graetz в своей Geschichte der Juden, объявляющий еврейско-польские монеты XII века за augenscheinliche spuria, – VI, 69. 1595 Жидовские ворота, – Ипатская летопись, 2 издание стр. 232 и 296, в «Ярославлевом городе первые от Золотых в ту или другую сторону (по Закревскому Летопись и описание г. Киева, нынешние Львовские, на север от Золотых). 1596 В 1113г., после смерти Святополка Изяславича, Киевляне в числе других ненавистных им людей грабили Жидов (Ипатская летопись), причиной чего с совершенной вероятностью предполагают страшное ростовщичество последних (Малышевский). Старорусское слово «кабала» (дать на себя кабалу – вексель, и идти в кабалу – заживать взятые в долг деньги), вероятно, происходит от еврейского слова кабал, что значит схватить, связать. (Так как дававшие на себя векселя и вообще занимавшие деньги подвергали себя опасности арестов). 1597 Под 1288г. упоминаются Жиды (но не видно, как оседлые или только как временные жители) во Владимире Волынском,– Ипатская летопись, 2 издание стр. 605 (При Андрее Боголюбском Жиды, как следует понимать летопись,– Ипатская, 2 издание стр. 401, не жили постоянно во Владимире Кляземском, а только приезжали в него торговать). 1599 Нестор в житии, по изданию Бодянского л. 24 sub. fin. Не совсем ясно, что значит: тайно от всех («отаи всех»); как будто должно понимать это так, что явные укоризны Жидам были делом недозволенным. 1600 Митрополит Георгий, неизвестно с какого года и по какой занимавший кафедру, упоминается под 1072 и 1073 годами; митрополит Никифор Ι занимал кафедру с 1103 по 1123 год; монах Феодосий жил во второй и третьей четвертях XII века. 1601 Письмо у Миня в Патрологии t 102 р. 781; исчисление в нём отступлений латинян § 11 sqq. (написано вскоре после смерти папы Льва IX, – § 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

—220— зой вечного запрещения и неразрешимого отлучения от церкви. Далее патриарх постановил, чтобы в городе Львове кроме братского общественного училища не было другого учебного заведения для православных детей, причём дети бедных родителей должны были обучаться даром. Братской типографии было предоставлено право „с великим вниманием и тщанием“ печатать не только церковные, богословские книги и летописи (хроники), но и другие, нужные для училища, именно: грамматику, пиитику, риторику и философию. Братству также было предоставлено право свободного и независимого от местного епископа избрания своих священников. Патриарх Иеремия также в ноябре 1589 года обратился ко всей православной пастве с посланием, прося о материальной помощи Львовскому братству на сооружение его церкви и его просветительных и благотворительных учреждений, и дозволил братству по устройству его дел и получению вспомоществования посылать послов и письма в чужие края 1764 . Признание патриархом Иеремией Львовского и Виленского братств своими ставропигиальными, то есть находящимися в ведении и зависимости от патриаршей власти, и предоставление Львовскому братству права высшего надзора за жизнью всех православных в крае, в том числе и духовенства, создавали этим братствам почётное и влиятельное положение в Православной Церкви, которое они с честью и достоинством поддерживали во всё время их многолетнего существования 1765 . С этого времени их —221— деятельность, а также деятельность и других братств, учредившихся по их образцу, входят в историю не только церковную, но и политическую всей западной России; эти духовно-мирские учреждения являлись силой, с которой пришлось считаться польскому правительству, католической власти и многочисленным врагам православной церкви. Независимо от устройства дел Львовского и Виленского братств, патриархи Иоаким и Иеремия, усмотрев благодетельное значение для Церкви братских учреждений, успели в бытность свою в России учредить в некоторых западнорусских городах церковные братства, или же поддержать и благословить те братства, которые они застали уже организованными.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделы портала «Азбука веры» В книге дано подробное изложение астрономических основ календаря и проблем хронологии. Описаны календари и системы летосчисления, как использовавшиеся народами древнего мира, так и применяемые в наши дни. В частности, подробно изложена история нашего календаря и нашего летосчисления. Читатель найдет в книге рассказ о календаре восточных славян, об эрах и стилях летописцев, о способе проведения календарных расчетов по пальцам рук. Затронут вопрос о способах уточнения дат событий всемирной истории по упоминаниям в древних хрониках определенных астрономических явлений. Содержание Предисловие ко второму изданию Предисловие к первому изданию Введение I. Астрономические основы календаря Единицы счета времени Арифметика календарей Календарные циклы и вспомогательные элементы датировки Реликты каменного века II. Календарные дали веков По Луне и по Солнцу Календари древней Эллады В год металла и курицы Календарь строителей пирамид Загадки древних майя III. Календари наших дней Если год … в шести вариантах Это предписано кораном История нашего календаря В поисках «точки отсчета» IV. На перекрестках истории «Настанущу лету мартом месяцем …» В единое русло событий «Бысть знамение на небеси» Вместо заключения Приложение 1. «Вечные» календари Приложение II. Даты астрономических новолуиии на XX в. (н. ст.) » Приложение III. «Вечный» лунный календарь для определения фаз Луны (Н. И. Идельсон) Приложение IV. Дни юлианского периода Скалигера Приложекие V. Синхронистическая таблица летосчисления (49 г. до н. э. — 35 г. н. з.) Список литературы Предисловие ко второму изданию При подготовке второго издания книги автор включил в нее ряд текстовых, табличных и графических материалов, уточняющих, в частности, рассказ о развитии и структуре отдельных календарных систем. Были исправлены несколько описок и опечаток, вкравшихся в книгу при ее первом издании. Автор искренне благодарит многочисленных читателей, и прежде всего И.П. Коногорского, А.И. Самойленко и А.М. Эфросмана, приславших свои письма с конкретными замечаниями и пожеланиями, которые были учтены при подготовке этого издания книги. Автор также выражает сердечную благодарность своим коллегам Д.А. Андриенко, С.П. Гандзюку, Б.И. Гнатыку, Я.Ю. Заборовскому, В.С. Имшеннику, Я.Д. Исаевичу, Д.Д. Квасову, Μ.М. Ковальчук, И.Г. Колеснику, О.А. и Н.И. Костюкам, Д.К. Надёжину, Π.А. Олийныку и Ο.П. Цыбенко, инженеру Индре Зингеру (ГДР), библиотекарю Астрономической обсерватории Львовского университета им. Ив. Франко И. 3. Кызыме, сотрудникам научной библиотеки Львовского университета, Отдела редкостной книги Библиотеки им. В.С. Стефаника АН УССР (г. Львов), Библиотеки АН УССР (г. Киев) и Библиотеки им. В.И. Ленина (Москва) за разностороннюю помощь, которую он получил от них во время работы над рукописью книги.

http://azbyka.ru/kalendar-i-hronologija

(в неполном виде и с 1581 годом – в Актах Экспедиции т. I, 1631 Соборный приговор в Актах Экспедиции т. I, стр. 218, и в Стоглавнике, – Казанское издание стр. 430. 1632 Глава 97; предложение царя в вопросе 31. Замечательно, что Стоглав обвиняет в получении новых руг после смерти Елены только приходские церкви иди священников этих последних без монастырей, тогда как царь в своём предложении обвиняет столько же и монастыри, ставя их на первом месте. 1634 Ответ напечатан в летописях русской литературы и древности Тихонравова, т. V, отдел III, стр. 129. 1638 Акты Экспедиции т. I, IV (по Никоновской летописи ibid.: десятина из всех казанских доходов); деньги на жалованье архиепископу собирались с монастырей, см. Акты Юридические 1838г. II. 1640 Акты Экспедиции ibid., стр. 260 col. 1 fin.; тут же об отпуске Гурия в Казань. См. ещё ниже в подробных известиях о епархиях выписку летописной записи из Волоколамской рукописи. 1641 В числе ремесленников, набранных будто бы Гансом Шлитте, о котором говорили мы выше, называется один типографщик, – у Карамзина к т. VIII примечание 206. Но если и действительно был этот типографщик (как и все другие ремесленники), то останется неизвестным – был ли он приглашён по поручению царя или по собственной воле Шлитте. 1645 Видно из того, что знал новгородских ремесленников, – ibid. стр. 148 col. 1 fin..: «Да Маруша же нам сказывал, что есть в Новегороде, Васюком зовут»..., и см. у Карамзина к т. VI примечание 201, п. 3 и fin.. 1648 См. Послесловие первого московского печатника диакона Ивана Фёдорова к его львовскому апостолу 1573 года. 1649 В послесловии к первопечатному апостолу говорится, что повелением царя и благословением митрополита «начаша изыскивати мастерства печатных книг в лето 61 осмыя тысячи (1553), в 30 лето государства его». Но 30 лето государства Ивана Васильевича приходилось в 7071 (1563)г. и 61 есть тут опечатка вместо 71 (которую и поправляет Иван Фёдоров в послесловии к своему львовскому апостолу 1573г., говоря, что «друкарня составися в Москве в лето 7071, в 30 лето государства его»).– Наше книгопечатание производят от датчанина Яна Миссенгейма (Бокбиндера, что, может быть, есть не фамилия, а обозначение ремесла, – переплётчик), который приходил к Ивану Васильевичу от датского короля Христиана III в 1552г..

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

458 ...во Браневичаве рьли...– Браничева отмель – местность в Галицкой земле (ныне в Дрогобычском районе Львовской обл.). 459 Ивана же посла сдлничего своего...– Седельничий – придворная должность при князе, лицо, ведавшее княжескими конями. 460 ...и по Волъдрис...– Володриса – галицкий боярин, о нем ничего не известно. В. Т. Пашуто считает, что Волдриса – местность в Болоховской земле. 461 ...18 отрокъ врнихъ...– Отроки – члены младшей дружины, молодые дружинники, а также дворовые слуги. 462 Соцкый...– Сотский – военная и административная должность, подчиненная тысяцкому, командир сотни. 464 ...Воротъ Угорьскыхъ...– Угорские ворота – перевал в Карпатах около г. Санока (ныне перевал Дукля на границе между Польшей и Чехией). 465 ...ко Ярославу.– Ярослав (иногда его называют Ярославль) – город в Галицкой земле на р. Сане. 468 Климята же с Голыхъ горъ...– Климята – галицкий боярин. Голые горы – у Рожья поля, близ Звенигорода-Галичского, по-видимому замок Климяты. 475 ...поиде ко Торчеву.– Торчев – город в Волынской земле (ныне Торчин Луцкого района Волынской области на Украине). 477 Приехавшимъ же соколомь стрлцемь...– Сокол –таран, стенобитное орудие. Стрельцами обычно называли лучников, а также тех, кто стреляет камнями из стенобитных орудий. 478 ...вободе копье свое...– Древнерусские воины употребляли три вида копий: копьем, которым пользовался всадник, можно было пробить доспехи противника. Копье-рогатица, самое большое, состояло из древка (оскепища) и металлического острого наконечника. Маленькое, легкое короткое копье (сулица, дротик) метали во врага, но можно было действовать им и не выпуская его из рук, в рукопашной схватке и при преследовании. 479 Въ лто 6740.– Здесь дата поставлена в рукописи по ошибке, ибо в тексте продолжается описание боя. 480 ...Плснъску...– Плеснеск (Пленск) – город в Галицкой земле (недалеко от г. Броды Львовской обл. на Украине). 484 ...порокы...– Пороки (праки, пращи) – камнеметные орудия пращевидного действия; они были двух видов: ручного натяжения и с противовесом. Пороки привозили с собой или строили под стенами осаждаемого города. См. ниже коммент. к словам: «таранъ на нь поставиша».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Много общего с Ростовской компиляцией с одной стороны и с Ростовской летописью с другой представляет обработка жития в списках Никоновской летописи, составленной в 30-х годах XVI века. Этого можно было и ожидать, раз мы знаем, что названная летопись имела в числе своих источников и Ростовскую компиляцию 85 . Мы знаем, кроме того, что редактор этого летописного сборника любил пополнять текст своих источников вставками и собственными рассуждениями. Подобным редакционным изменениям подверглось в его руках и житие Александра. Остановимся на особенностях его текста. Из жития выпало предисловие; оно начинается описанием Невского побоища: Приидоша неции от западных стран... С подобным началом мы уже познакомились, разбирая текст Симеон, и Ерм .-Львовск. Западные люди, из которых никто не назван по имени – как в Ерм .-Львовск. – пришли видеть «великого князя Александра Ярославича, внука Всеволожа, правнука Юрья Долгорукаго, праправнука Владимера Маномаха, прапраправнука Всеволожа, пращура Ярославля, прапращура великого Владимера». Для Никоновской лет. такие генеалогические распространения составляют типичную черту. Царица Савская «приходи к Соломону видети и слышати премудрость его – ср. Тверск. Сб. – тако же и сии приидоша видети Александра, понеже слава о нем всюду славяше и возвратившеся реша к своим: «проходихом, братие... – ср. Рост. – и не видехом нигде же...» «Слышав же сиа... («таковое мужество» опущено) и вознегодова и рече: Кто убо есть сей? аз шед пленю его и приведу в свою землю связана и сотворю и работати себе, яко единаго от раб своих; ср. в Рост. комп, «приведу и в работу». – Из числа собравшейся рати исключены Сумь и Емь. – Опущены выражения: подвижеся в силе велице, пыхая духом ратным, как в Ерм .-Льв. – шатаяся и гордяся безумием своим, – посла послы (опущено «загордевся», как и в Ерм .-Льв.) – и се уже аз пришел есмь к тебе и хощу пленити тя и будеши ми раб и сынове твои, – разгореся духом (ср. Рост. комп.) – моляся со слезами Господу Богу и пречистей Богородице дати ему помощь и паки рече.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Читая летопись Львовского Братства, мы встречаем почти на каждой странице, что для защиты Веры православной и прав русского народа Братство, в своих собраниях, придумывало тысячу различных средств и постоянно предпринимало те или другие меры 143 . Братства никогда не покидали кроткой цели благотворения и мирных занятий, для которых были основаны; а потому нельзя думать, чтобы в целом составе своем он принимались за оружие, в защиту поруганной Веры и прав целого народа; но, без всякого сомнения, отдельные лица, входившие в состав духовных Братств (к Луцкому принадлежало много Запорожских казаков), не только не были чужды войн того времени, но и принимали в них деятельное участие. И, очень вероятно, что такие лица нередко были поощряемы к тому в Братских заседаниях, которые должны были оставаться тайною для посторонних, по правилам Братских уставов 144 . Замечательно, что в сих последних нет указания на то, чтобы в собраниях Братских совещались о поддержании Веры православной и защите русского народа; но причина тому понятна. Братские уставы утверждались королями; но могли ли Польские короли согласиться на уставы, если бы в них высказывались пункты, прямо противные их видам и политике? Рассуждая и совещаясь в своих собраниях о способах поддержать Веру православную и облегчить участь страждущих собратий, братья здесь же утешали себя взаимно, посреди всеобщих бедствий, здесь же, так сказать, вдыхали друг в друга твердость и самоотвержение к защите святого дела и клялись твердо стоять в Вере отцов своих. Так, когда и самые грамоты королевские не могли обеспечить благосостояния Веры православной; тогда, 10 Августа 1700 года, собрались все члены Львовского Братства в заседание и единогласно приговорили: «одного желать; друг за друга стоять крепко; до последнего издыхания защищать древнюю Веру, права и вольности Братства; опять отправить депутатов в Варшаву, и для поддержания православия употребить помощь послов земских» 145 . Братские сходки, будучи тайною для посторонних, потому самому подвергались иногда гонениям и клеветам со стороны врагов православия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

Более того: после падения Византии надолго прекращаются контакты Москвы и Константинополя. Таким образом, русские ориентировались не на реально существующую традицию, но на свое представление о теократическом государстве: идеология играла при этом куда более важную роль, чем реальные факты. Традиция поставления на царство на Руси начинается 16 января 1547 года, когда венчался на царство Иван IV. Чин поставления на царство Ивана IV, составленный митр. Макарием, не имеет ничего общего с поставлением византийских императоров («царей»), но восходит к чину поставления на великое княжение Дмитрия Ивановича, внука и соправителя великого князя Ивана III, 4 февраля 1498 года 683 . Существуют две основные редакции чина поставления Ивана IV на царство: Формулярная редакция 684 и Летописная редакция; в составе последней иногда выделяются Никоновская редакция, представленная в Никоновской и Львовской летописях, в Летописце начала царства и в Пискаревском летописце 685 , и Лицевая редакция, представленная в Царственной книге 686 ; особая разновидность Формулярной редакции представлена в чинопоследовании, опубликованном Н. И. Новиковым 687 . Старшие списки Летописной редакции (в составе Никоновской и Львовской летописей) датируются второй половиной 50-х годов, старшие списки Формулярной редакции – началом 60-х годов XVI века. Формулярная редакция в принципе имеет общий характер и была, несомненно, составлена уже после поставления на царство Ивана IV. Так, здесь предусмотрено присутствие отца царя, которого давно уже не было в живых («аще есть отец...», «аще нет отца...»), упоминаются царица Анастасия и дети царские (при том что Иван женился через месяц после своего поставления на царство), а также патриарх («призывает тя святый патриарх или преосвященный митрополит, отец твой...») 688 . Как видим, здесь предполагаются различные возможности (участие в поставлении на царство как одного великого князя, так и его отца; участие в поставлении как митрополита, так и патриарха), и это явно связано с формулярным характером данного документа, который должен был стать нормативом для будущих царских поставлений.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Тогда погиб Балдуин Оссолинский, племянник канцлера, молодой человек, подававший большие надежды; погиб Фелициан Тышкевич и Захария Четвертинский, бывшей комиссаром у Хмельницкого, пан православной веры, и один из Чарнецких, и ученый Ржечицкий, и Котецкий, видевший прежде своей смерти истребление всего полка своего, и более двадцати особ из знатнейших фамилий; раненые попадали с лошадей и окончили жизнь в муках 252 ... и много, много погибло тогда цвета дворянства Речи Посполитой, много осталось в Польше замков и дворов без хозяев, воеводств и поветов без начальников, вдов и сирот еще более 253 . «Жальче всех (говорит украинский летописец) бедной шляхты львовской и перемышльской, природных русских: не быв никогда на войне, они выступили в поход, со слезами разлучались с женами и детьми, и уже более никогда их не увидели» 254 . На полмили все поле и топкий луг покрылись шляхетскими трупами; кровь текла реками; на полмили до Зборова не осталось ни одного поляка. Число убитых дворян, кроме слуг, простиралось до 5.000. Возы со всеми пожитками, пушки и множество оружия достались победителям 255 . «Но да будет памятно имя достойного Ковальского (восклицают польские историки): не напрасно он держал хоругвь земли львовской: ему отрубили правую руку – он схватил знамя левою; отрубили левую – он лег на знамя и пал под ударами врагов, защищая вверенный ему знак» 256 . Расправившись таким образом с одною частью польского войска, союзники бросились не допускать другую до переправы; но это войско уже поспешно перешло на другую сторону и разломало за собою мосты. Когда татары и казаки хотели было вслед за ними переправиться, поляки из-за реки пустили на них сильный огонь и в то же время начали стрелять им в бок засевшие в городе драгуны. Но тогда уже начиналось сражение на другом берегу 257 . Король после переправы наскоро устроил к битве свое войско. Правою стороною командовал Оссолинский с воеводами подольским и брацлавским. «Я обманут, – кричал он, – придется, может быть, идти к татарам в плен; но я не побегу» 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010