Иеремия предвозвестил, что грядущий Искупитель, коего имя Господь праведен наш, воцарится на престоле Давидовом и принесет с собою новый завет, совершеннейший прежнего, и написанный не на скрижалях каменных, а в мыслях и сердцах людей (гл. 23:5, 6; 33:16, 17, 20–22; 31:31–34). Варух пророчествовал, что Бог наш некогда на земли явится и с человеки поживет (3:36–38). Аввакум проповедовал, что Искупитель идый приидет и не умедлит, и праведный от веры в Него жив будет; что Он исходит во спасение людей своих, спасти, помазанные своя, и что с Его пришествием наполнится вся земля ведения славы Господни, якоже вода многи в мори покрыет я (гл. 2:3. 14. 3:13). Иезекииль предрек о новом завете, что он будет вечный, что рассеянные овцы – истинные израильтяне – все верующие в грядущего Искупителя соберутся, и Он будет единым Пастырем их и будет пасти их вечно, и сам Бог вселится с ними на веки (гл. 34:23–31; 37:26–28). Даниил со всей точностью определил время пришествия Искупителя своими седминами, т. е. седмилетиями (гл. 9:24–27). Седмьдесят седмиц сократишася о людех твоих, и о граде твоем святем, яко да обетшает согрешение, и скончается грех, и запечатаются греси, и загладятся неправды, и очистятся беззакония, и приведется правда вечная: и запечатается видение, и пророк, и помажется Святый святых. И увеси и уразумевши, от исхода словесе, еже отвещати, и еже соградити Иерусалим, даже до Христа Старейшины седмин седмь, и седмин шестьдесят две: и возвратится, и соградится стогна, и забрала, и истощатся лета. И по седминах шестидесяти двух потребится помазание, и суд не будет в нем: град же и святое разсыплется со Старейшиною грядущим, и потребятся аки в потопе, и до конца рати сокращенныя чином погибельми. И утвердит завет мнозем седмина едина: в пол же седмины отъимется жертва и возлияние, и во святилищи мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение. 65 Аггей, утешая народ, который при освящении второго храма Иерусалимского с скорбью вспоминал о величии первого, предрек, что слава сего храма будет более первого, поскольку в нем явится Искупитель (гл. 2:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Конечно, главными трудами преподобного в первые годы его уединенной жизни стала вырубка леса и очищение места для возделывания нив: «И на многы дни труды къ трудомъ прилагаа блаженный, лсъ разскаа по ближним мстомъ и землю разчищаа». Монастырь строился, как и всегда, молитвой и трудом, терпением лишений и упованием на Божью помощь. В скором времени весть о пустыннике привлекает в его обитель постников из ближайших весей и городов, Ферапонт выстраивает кельи в два и три этажа, ставит церковь и освящает ее в честь праздника Рождества Богородицы. Удивительно, но даже тогда, когда монастырь вполне благоустроился, его основатель не хотел принимать священство и игуменский сан. Вот почему, за неимением рукоположенного иерея, обитель долгое время была лишена литургической жизни, и, когда однажды в общину Ферапонта пришел священник, преподобный «с радостию приатъ его и достойн упокоивъ, велми почиташе , акы отца». Впрочем, не имея священнического сана, Ферапонт мог принимать помыслы своих учеников и всякий раз находил нужные слова, чтобы утешить каждого из смущенных вражескими кознями иноков: «Вси же братиа, приходяще бяху к нему, велику ползу и утшение от него приемлюще, с радостию отхождааху в келиа своа, якоже нкыми крилы въспаряхуся на предниа подвигы». Неизвестно, принял ли Ферапонт священнический сан и позднее: конечно, можайский князь устраивает монастырь при непосредственном участии преподобного, по правилам ставит в нем игумена, однако агиограф нигде напрямую не говорит, что этим игуменом (а после и архимандритом) стал Ферапонт! Если преподобный до конца дней остался простым иноком, то перед нами свидетельство его глубокого смирения, которое, как и прежде, сочеталось в нем с активной и плодотворной хозяйственной деятельностью. Из дальних стран приглашал Ферапонт в свою обитель «певцы церковныя и служебникы всякого чина», со временем храмы обители обретали благолепное убранство. Монастырь жил по законам строгого общежительного устава, согласованного с уставом Кириллова монастыря: «Заповдь же сихъ преподобных сицева (и не вмъ, господие, аще изволите ми рещи): по келиамъ братиамъ питиа не дръжати, такожде и ядениа, — кром трапезнаго покоа и уставнаго времене, кром немощи и разв нужда ради, — токмо едины иконы божественыа, а книжицъ мало божественаго ради пниа, и орудиа рукодлникомъ». Братия занимались монастырскими службами (заготовкой дров, приготовлением пищи) и рукоделием (плетением рыболовных сетей, переписыванием книг), выручка от продажи рукоделий поступала в общую монастырскую казну.

http://pravoslavie.ru/109780.html

Бга бо ставивъ внтрь, извн том прибесдеши, высокихъ къ дол прекланс, но и молв содловаеши, и тишин ума смщаеши: бо по имени своемъ и имать, въ мир и тишин имти то: Бгъ бо миръ превышше молвы и воплей. И псни бо нашей аггльской быти достоитъ по жительств, а не плотской. бо гласнымъ воплемъ пти, умнаг вопл и ради лности и невжества нашег дано бысть, за привозводитис ко истиннымъ. Невдющымъ бо молитвы, же добродтелей источникъ по лствичник, сады, силы, подобаетъ мног пти, и без мры, и присн въ многихъ быти, и никогдаже преставати, дондеже многаг приболзненнаг во предспютъ, молитв умню бртше, дйствющ внтрь ихъ. Ино бо и ино бщаг койждо же, въ неже призванъ б, пребывай спасетс. Тмже боюс писати ради немощныхъ, зр т посред сихъ бращающас. Вскъ бо, иже ил въ молитв страждай, погибаетъ, к нестжавый наставлющаг. Вксивый же благодати, долженъ въ мр пти, коже тцы рекоша, множае же въ молитв трждатис. Разлнивыйс же долженъ пти, ил прочитати Не требетъ во корабль втр втрила протжщ, благо дх подающ къ сланаг мор страстей: стощъ же ил влечетс. Аще же нцыи любопрительн предлагаютъ стыхъ, ил зд к всенощное творх и непрестанно вщаемъ симъ к не всхъ вс скдости ради и силы: но мала уб, не вск мала дл великихъ: велика же въ малыхъ, не вск бо вс удобь сть. Занеже не вс сть присн, нын ил древле длатели, ниж вс тмъ же птемъ шествоваша, ил до конца въ томъ пребыша. Мнози бо въ и престаша всхъ, сббтствовавше по дховном закон, и бз веселхс, насыщени бжественны пищи, и не попщаеми пти, ил во иномъ чесомъ початис, благодати сще во ужас до времене, достигше конца части к во же, даже до кончины въ успше спасошас, въ бдщемъ жидающе.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Воистинну исполнися на тебе Божественный глас:/претерпевый, – бо рече, – до конца, той спасется./Зимы бо лютость и зной доблественно, якоже в чуждем телеси,/и наготу, и необувение, пост же и воздержание,/пхание же и уничижение Христа ради терпел еси/даже до совершения жизни твоея,/но ныне тя греет с Лазарем и Андреем лоно Авраамле,/с ними же поминай нас ко Господу,/Емуже служим и покланяемся во веки. Пострадал еси неправедное озлобление и раны,/в нихже и душу твою, блаженне, испустил еси,/обаче во веки живеши и от Господа мзда твоя,/приял бо еси Царствие, благолепие и венец доброты от руки Вседержителевы/и благословение Его на тебе возсия/и чудес детельми тя обогати, превозносяща Его во веки. Троичен: Руце мои воздеваю к Тебе, Триипостасному Богу, дающему ми разум,/воздаю Ти славу, Трисолнечный Царю,/Ты бо велик еси паче всех дел Твоих,/страшен еси, Господи, зело и чудно можение Твое,/кто же насытится, поя славу Твою,/сего ради исповем Ти ся и восхвалю, недостойный,/земля сый и пепел,/и благословлю Имя Твое Пресвятое, Господи, и покланяюся во веки. Богородичен: Избавления ради смертнаго молюся Тебе,/Всесильней Матери Бога Слова:/не остави мя во дни скорбей и во время гордых без помощи/и изми мя, Владычице, от времене лукавна,/весь мир спасшая Божественным Плодом чрева Твоего,/спаси мя от пагубы греховныя,/иного прибежища, окаянный, не имам, разве Тебе,/на Тя бо, Всемилостивая, надеюся и Тебе покланяюся во веки. Песнь 9 Ирмос: Устрашися всяк слух/неизреченна Божия снизхождения,/яко Вышний волею сниде даже и до плоти,/от Девическаго чрева быв Человек./Темже Пречистую Богородицу, вернии, величаем. Ныне убо не в гаданиих, но зерцалом разрешшимся/познал еси благая Иерусалимова, от познавшаго тя приемля радость вечную,/со святыми достигл бо еси в мужа совершенна,/в меру возраста исполнения Христова, Егоже величаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

иначе мною в беду велию впадеши? Се ти воздаяние, где днесь твоя слава? Зри. яко не останет и на плещу глава. Бедный инок ко Деве Марии рыдаше 2269 , в нуждно время помощи 2270 от нея прошаше. Тогда демон изрекл есть: Не могу творити, да бы ми 2271 до конца ти мщение явити. Нудит мя Мати Бога за тя узы 2272 взяти, тебе же из 2273 темницы скоро свобождати. То рек, снял есть вериги и вон испустил 2274 есть, сам в темнице и в узах себе заключил есть. Инок бедный в радости свобожден 2275 идяше, времене ко утрени звона ожидаше. Тому пришедшу, во звон инок позвонил есть, екклисиарха нова делом удивил есть. Иже, притек ко звону: Кто есть? вопрошаше. Инок: Екклисиарх есмь, тому ответ дате. Новый, тек к началнику. диво известил есть, яко тать заключенный к утрени звонил есть. Началник, шед и видев того, удивися, яко 2276 от толиких уз винный свободися. Ял есть екклисиарха в деле вопрошати. он себе глаголаше ничесо же знати. Тем же скоро в темницу видети текоша, тамо екклисиарха лице обретоша Заключенно, скованно, паки ся вратиша, в церкви екклисиарха 2277 такожде видеша. Братию ужас обьят 2278 , что то сотворися, яко един человек во два претворися. Началник, мышля в себе, иным глаголаше: Видим, яко чрез нощь нам демон ся ругаше. Священную ми воду некосно дадите, а что ся нам изъявит 2279 , тому ся дивите. И взем воду священну. инока кропляше, инок со смирением руку целоваше. Шедше же 2280 во темницу, ону отключиша, первому подобнаго токмо покропиша. Он 2281 абие изчезе 2282 , смрад оставль по себе, даже скоро гонзати от того бысть требе Братия, удивлшеся, брата обравдиша 2283 , не знающе таинства, а врага виниша. Екклисиарх же потом опасно живяше, скорую помощницу выну величаше. Егда же конец жизни его приближися. призвав началника си, пред ним обличися. Сказав, яко истинно врагом прелщен бяше и како от Марии помощь восприяше. По отшествии его дело объявленно, да есть имя Марии выну прославленно 2284 . Терпение Без крове врага силно победиши, аще обиду от него стерпиши. Познает вину свою пред тобою,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

31 И поставлена будет им часть войска, которая осквернит святилище могущества, и прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения. 31 И мышцы и племена от него востанут и осквернят святыню могутства и преставят жертву всегдашнюю и дадят мерзость запустения, 32 Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью; но люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. 32 и беззаконнующии завет наведут со прелестию: людие же ведуще Бога своего премогут и сотворят, 33 И разумные из народа вразумят многих, хотя будут несколько времени страдать от меча и огня, от плена и грабежа; 33 и смысленнии людие уразумеют много, и изнемогут в мечи и в пламени, и в пленении и в разграблении дний. 34 и во время страдания своего будут иметь некоторую помощь, и многие присоединятся к ним, но притворно. 34 И егда изнемогут, поможется им помощию малою, и приложатся к ним мнози со прелестию. 35 Пострадают некоторые и из разумных для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; ибо есть еще время до срока. 35 И от смысливших изнемогут, еже разжещи я и избрати, и еже открыти даже до конца времене, яко еще на время. 36 И будет поступать царь тот по своему произволу, и вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. 36 И сотворит по воли своей, и царь возвысится и возвеличится над всяким богом, и на Бога богов возглаголет тяжкая, и управит, дондеже скончает гнев, в скончание бо бывает. 37 И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех. 37 И о всех бозех отцев своих не смыслит, и рачении жен, и о всяцем бозе не уразумеет, понеже паче всех возвеличится. 38 Но богу крепостей на месте его будет он воздавать честь, и этого бога, которого не знали отцы его, он будет чествовать золотом и серебром, и дорогими камнями, и разными драгоценностями, 38 И бога маозима на месте своем прославит, и бога, егоже не ведеша отцы его, почтит сребром и златом и камыком честным и похотьми,

http://drevo-info.ru/articles/10196.html

13 И вознесох от земли моление мое и о избавлении от смерти помолихся: 14 воззвал я к Господу, Отцу Господа моего, чтобы Он не оставил меня во дни скорби, когда не было помощи от людей надменных. 14 и призвах Господа, Отца Господа моего, не оставити мене во дни скорби, во время гордых без помощи. 15 Буду хвалить имя Твое непрестанно и воспевать в славословии, ибо молитва моя была услышана; 15 Восхвалю имя твое непрестанно и воспою тя во исповедании. И услышана бысть молитва моя. 16 Ты спас меня от погибели и избавил меня от злого времени. 16 Спасл бо мя еси от пагубы и изял еси мя от времене лукавна. 17 За это я буду прославлять и хвалить Тебя и благословлять имя Господа. 17 Сего ради исповемся тебе, и восхвалю тя, и благословлю имя твое, Господи. 18 Будучи еще юношею, прежде нежели пошел я странствовать, открыто искал я мудрости в молитве моей: 18 Еще юн сый, прежде неже странствовати ми, исках премудрости яве в молитве моей: 19 пред храмом я молился о ней, и до конца буду искать ее; как бы от цвета зреющего винограда, 19 пред церковию молихся о ней, и даже до последних взыщу ея: от цвета, яко зреющаго грозда, 20 сердце мое радуется о ней; нога моя шла прямым путем, я следил за нею от юности моей. 20 возвеселися сердце мое о ней: пойде нога моя в правости, от юности моея изследих ю. 21 Понемногу наклонял я ухо мое и принимал ее, и находил в ней много наставлений для себя: 21 Приклоних мало ухо мое и приях, и многое обретох себе наказание: 22 мне был успех в ней. 22 предуспеяние бысть ми в ней. 23 Воздам славу Дающему мне мудрость. 23 Дающему мне премудрость воздам славу. 24 Я решился следовать ей, ревновал о добром, и не постыжусь. 24 Умыслих бо творити ю, и поревновах благому, и не постыжуся. 25 Душа моя подвизалась ради нее, и в делах моих я был точен; 25 Боряшеся душа моя о ней, и в творении моем испытах: 26 простирал руки мои к высоте и сознавал мое невежество. 26 руце мои воздех на высоту и неведения ея уразумех. 27 Я направил к ней душу мою, и сердце мое предал ей с самого начала -

http://drevo-info.ru/articles/9733.html

Посему и ты лучше и свойственнее человеку поступишь, если не смешаешь, но отделишь в этом одно от другого, и оценишь то и другое само по себе: и произволение, и конец, не похвалишь несправедливо победившего и не укоришь обиженного одержанною над ним победою, удачи не назовешь добродетелью, а неудачи - пороком. Ибо если бы победа непременно должна была последовать, то осмелившийся вступить в борьбу и не преуспевший понес бы вину на себе. Если же найдешь, что водился он доблестною мыслью, но не достиг доброго конца, то не осуждай того, кого справедливость требует пожалеть. Но все это сказано тебе, который ничего не разумеет, кроме видимого. Ибо мы, очами веры ясно прозирающие в жизнь будущую, по справедливости пренебрегаем и войнами нашими, и победными памятниками, и прославлением, как прекращающимся вместе с настоящею жизнью. Ведем же ту брань, в которой препираемся с лукавыми демонами и с плотскими страстями, и кто с неусыпным искусством преодолевает их, того и называем победоносцем, хотя бы и казалось, что бесславно отошел он из этой жизни. Ибо здешнее бесславие порождает бессмертную славу, и добровольная нищета доставляет небесное богатство. Тогда явятся блага, когда кончатся скорби. 296. Епископу Аравиану. Царство Божие, по мнению одних, выше и величественнее царства небесного, а по мнению других, одно и то же царство называется иногда по имени царствующего Бога, а иногда - по имени небес, составляющих царство. Которое из сих мнений ближе к истине, предоставляю судить о сем твоей мудрости. 297. Епископу Асклипию. Премирный жребий, изобилующий всеми благами, не доступный всему горестному, не порождающий уныния, являющийся матерью всякой радости, превосходящий и язык, и слух, и ум, уготованный собственно подвизавшимся в настоящей жизни законно, - не позволяет даже и ощущать здешних печалей. Почему и первоверховный из подвизавшихся так взывает: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:18). Ибо если воздаяние наград, какие дает Подвигоположник, с великим преизбытком превышает труды и сообщает столько веселья, сколько свойственно иметь в удел принявшим небесный жребий, то не удивительно, если они в ничто вменяли все горестное в мир.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Посему и ты лучше и свойственнее человеку поступишь, если не смешаешь, но отделишь в этом одно от другого, и оценишь то и другое само по себе: и произволение, и конец, не похвалишь несправедливо победившего и не укоришь обиженного одержанною над ним победою, удачи не назовешь добродетелью, а неудачи — пороком. Ибо если бы победа непременно должна была последовать, то осмелившийся вступить в борьбу и не преуспевший понес бы вину на себе. Если же найдешь, что водился он доблестною мыслью, но не достиг доброго конца, то не осуждай того, кого справедливость требует пожалеть. Но все это сказано тебе, который ничего не разумеет, кроме видимого. Ибо мы, очами веры ясно прозирающие в жизнь будущую, по справедливости пренебрегаем и войнами нашими, и победными памятниками, и прославлением, как прекращающимся вместе с настоящею жизнью. Ведем же ту брань, в которой препираемся с лукавыми демонами и с плотскими страстями, и кто с неусыпным искусством преодолевает их, того и называем победоносцем, хотя бы и казалось, что бесславно отошел он из этой жизни. Ибо здешнее бесславие порождает бессмертную славу, и добровольная нищета доставляет небесное богатство. Тогда явятся блага, когда кончатся скорби. 296. Епископу Аравиану. Царство Божие, по мнению одних, выше и величественнее царства небесного, а по мнению других, одно и то же царство называется иногда по имени царствующего Бога, а иногда — по имени небес, составляющих царство. Которое из сих мнений ближе к истине, предоставляю судить о сем твоей мудрости. 297. Епископу Асклипию. Премирный жребий, изобилующий всеми благами, не доступный всему горестному, не порождающий уныния, являющийся матерью всякой радости, превосходящий и язык, и слух, и ум, уготованный собственно подвизавшимся в настоящей жизни законно, — не позволяет даже и ощущать здешних печалей. Почему и первоверховный из подвизавшихся так взывает: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:18). Ибо если воздаяние наград, какие дает Подвигоположник, с великим преизбытком превышает труды и сообщает столько веселья, сколько свойственно иметь в удел принявшим небесный жребий, то не удивительно, если они в ничто вменяли все горестное в мир.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

помогайте друг другу, кто чем может. Спрашивали его мытари, что им делать, и он сказал им, а в лице их всем, берущим на себя какие-либо правительственные служения: «Ничто же более от повелительного вам творите» ( Лк. 3, 13 ). Спрашивали воины, и он заповедал им: «Никогоже обидите... – и довольни будити оброки вашими» ( Лк. 3, 14 ), и проч. Верно, всякая должность, и всякое звание и служение получали от него свой урок, – в знак того, что во всяком из них есть образ действования, требуемый Богом и угодный Ему. Уясни его себе при свете слова Божия и никогда не отступай от него на деле. За нелицеприятное обличение неправды святой Иоанн заключается в темнице, и там обезглавливается злобною лестию жены во время пира и плясок, обезумивших всех ( Мф. 14, 3–11 ). За то он прославлен на небе и славится во всем христианском мире на земле, а виновники смерти его – и здесь наказаны (они были сосланы в ссылку, где бедно жили и бедственно померли), и в другой жизни, конечно, будут страдать вечно. Так, какого бы ни был ты звания, состояния, образа жизни и занятий, не бойся, когда, делая добросовестно дело свое, встретишь препятствия, скорби, притеснения, потери и даже опасности жизни. Пусть злоба восторжествует. Есть око всезрящее, – и есть праведное воздаяние каждому по делу. Жизнь эта коротка, и потери ее коротки; а другая жизнь без конца. Малою и кратковременною потерею стяжать вечный покой, – какая славная мена и какое привлекательное приобретение! «Недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас», – говорит Апостол ( Рим. 8, 18 ). А что «хотящие благочестно жити... гонимы бывают» ( 2Тим. 3, 12 ), – то закон здешней жизни, среди неправедного мира. И Господь страдал, и все Апостолы, и все Святые, в большей или меньшей степени... " Толик убо имуще облежащ нас облак свидетелей», мучеников и страдальцев, с «терпением да течем на предлежащий нам подвиг: взирающе... начальника веры, и совершителя Иисуса» ( Евр. 12, 1–2 ). Вот черты для подражания из жизни святого Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010