Яко во время, и во времена, и в полвремене, егда скончается разсыпание людей освященных, и уведят Сватаго, и скончаются сия вся. Три года с половиною, говорит Ангел, продолжится рассеяние освященного народа, и будет совершаться все сие. Потом «уведят» Святого. Подразумевается здесь великий Илия. Ибо к концу оного владычества явится великий Илия и предвозвестит второе пришествие нашего Спасителя. К сему присовокупляем, блаженный Даниил: Дан.12:8 . И аз слышах, и не разумех, и рех: Господи, что последняя сих? " Не понимая сказанного о времени, говорит Пророк, принужден я был спросить, желая узнать яснее; пожелал узнать и то, что будет после сего. Дан.12:9 . И рече мне: гряди Данииле, яко заграждена и запечатана словеса, даже до конца времене. Дан.12:10 . Доколе избрании будут, и убелятся, и огнем искусятся мнози, и беззаконнуют беззаконници, и не уразумеют вси нечестивии, и умнии уразумеют. Не без причины, говорит Ангел, сказал это я неясно, и, как бы печати какие, приложил к словам неясность. Божественное предлагать должно не всем без разбора, Но «умни уразумеют» при помощи ведения, подаваемого им свыше; а живущие в беззаконии и злочестии не возмогут уразуметь содержащегося в словах; когда же наступят самые события, ясно узнают пророчества о них. Тогда будут отделены от праведных делатели худого потому что все искусит огонь. Это сказал и блаженный Павел: «когождо бо дело», говорит он, « явлено будет: день бо явит: зане огнем открывается: и когождо дело, яково же есть, огнь искусит» ( 1Кор. 3, 13 ). И о том еще, что не всем без разбора предлагать должно божественное, говорит Господь в священном Евангелии: «не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями» ( Матф. 7, 6 ). Блаженному же Даниилу, как святому и усердному служителю Владыки, Ангел Божий открывает время антихристова мучительства, и говорит: Дан.12:11 . От времене же пременения жертвы всегдашния, и дастся мерзость запустения на дни тысяща двести девятдесять. Поскольку, сказав: «во время, времена и полувремене», увидел, что блаженный Даниил не уразумевает; то, разложив время на дни, неразумеваемое сделал для него явным, а для других и при этом оставил слово неясным. «Мерзостию» же «запустения» называет самого антихриста; а «пременением жертвы всегдашния», чин церковного богослужения, безумием и неистовством антихриста изгоняемый и упраздняемый. К сему присовокупляет божественный Ангел:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ибо одинаково мучение в скорбях, одними претерпеваемое на кресте, другими от лукавых духов, на них действующих. И чем большие терпят скорби и нападения от лукавого, до конца сохраняя упование, тем большую приобретают себе славу у Бога. И здесь еще, по упованию своего чаяния, будут они избавлены, и сподобятся утешений Духа, и там соделаются наследниками вечных благ и царства. А которые души поддаются робости и страху, не вытерпев скорбей, даже доходят до нерадения, нетерпеливости и отчаяния, совращаются с праведного пути, и не ожидают до конца Господней милости; те, как оказавшиеся неправедными, как возмогут улучить вечную жизнь? Ибо всякая душа, ради Господа за нас умершего, до самой смерти бывает обязана великодушествовать, терпеть до конца и сохранять упование на Него, чтобы таким образом сподобиться вечного спасения. Итак, поелику такая предлежит нам надежда и такие даны обетования нелживым Богом, то мужественно будем переносить всякое восстание лукавого и всякую скорбь, в уповании на уготованное нам на небесах. Ибо какие бы скорби ни терпели мы ради Господа: имеют ли они какое сравнение с будущею, обетованною нам, вечною жизнью или с утешением Святаго Духа, свыше подаваемым душам, пребывающим в терпении, или с избавлением от греховной тьмы и с теми долгами, какие лежат на нас от множества грехов наших, как сказано: судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор.11:32); и еще: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:18). Как мужественные воины будем готовы умереть за Царя своего. Когда были мы в мире, когда занимались делами житейскими, тогда не терпели столько, не подвергались таким скорбям: а теперь, поелику решились мы благоугождать Господу, воздвигает на нас лукавый таковые восстания, и искушения, и скорби. Видишь, что терпим мы ради Господа, потому что лукавый завидует нам, покушается совратить с пути жизни, привести в расслабление и нерадение, чтобы, благоугодив Богу, не спаслись мы. Итак, сколько бы ни восставал на нас лукавый, в терпении можем обрести мужество.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/808/...

Припев: Святый блаженный Симоне, моли Бога о нас. Объятиями своими приемля младенцы,/рождшими приносимыя к тебе,/имже, по предопределению Бога, ведети тебе дающаго откровение,/о житии их преподавал еси,/чудеса чудесем тобою последоваша:/от нихже бо отвращался еси/печали сетовное о хотящей на чада их приити смерти приемлюще,/принесшия я жены отхождаху,/но слава тако тя прославльшему Богу,/Емуже служим и покланяемся во веки.  Припев: Святый блаженный Симоне, моли Бога о нас. Воистинну исполнися на тебе Божественный глас:/претерпевый, – бо рече, – до конца, той спасется./Зимы бо лютость и зной доблественно, якоже в чуждем телеси,/и наготу, и необувение, пост же и воздержание,/пхание же и уничижение Христа ради терпел еси/даже до совершения жизни твоея,/но ныне тя греет с Лазарем и Андреем лоно Авраамле,/с ними же поминай нас ко Господу,/Емуже служим и покланяемся во веки.  Припев: Святый блаженный Симоне, моли Бога о нас. Пострадал еси неправедное озлобление и раны,/в нихже и душу твою, блаженне, испустил еси,/обаче во веки живеши и от Господа мзда твоя,/приял бо еси Царствие, благолепие и венец доброты от руки Вседержителевы/и благословение Его на тебе возсия/и чудес детельми тя обогати, превозносяща Его во веки.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Троичен: Руце мои воздеваю к Тебе, Триипостасному Богу, дающему ми разум,/воздаю Ти славу, Трисолнечный Царю,/Ты бо велик еси паче всех дел Твоих,/страшен еси, Господи, зело и чудно можение Твое,/кто же насытится, поя славу Твою,/сего ради исповем Ти ся и восхвалю, недостойный,/земля сый и пепел,/и благословлю Имя Твое Пресвятое, Господи, и покланяюся во веки.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Избавления ради смертнаго молюся Тебе,/Всесильней Матери Бога Слова:/не остави мя во дни скорбей и во время гордых без помощи/и изми мя, Владычице, от времене лукавна,/весь мир спасшая Божественным Плодом чрева Твоего,/спаси мя от пагубы греховныя,/иного прибежища, окаянный, не имам, разве Тебе,/на Тя бо, Всемилостивая, надеюся и Тебе покланяюся во веки.  Песнь 9

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blazh...

Конечно, главными трудами преподобного в первые годы его уединенной жизни стала вырубка леса и очищение места для возделывания нив: «И на многы дни труды къ трудомъ прилагаа блаженный, лсъ разскаа по ближним мстомъ и землю разчищаа». Монастырь строился, как и всегда, молитвой и трудом, терпением лишений и упованием на Божью помощь. В скором времени весть о пустыннике привлекает в его обитель постников из ближайших весей и городов, Ферапонт выстраивает кельи в два и три этажа, ставит церковь и освящает ее в честь праздника Рождества Богородицы. Удивительно, но даже тогда, когда монастырь вполне благоустроился, его основатель не хотел принимать священство и игуменский сан. Вот почему, за неимением рукоположенного иерея, обитель долгое время была лишена литургической жизни, и, когда однажды в общину Ферапонта пришел священник, преподобный «с радостию приатъ его и достойн упокоивъ, велми почиташе , акы отца». Впрочем, не имея священнического сана, Ферапонт мог принимать помыслы своих учеников и всякий раз находил нужные слова, чтобы утешить каждого из смущенных вражескими кознями иноков: «Вси же братиа, приходяще бяху к нему, велику ползу и утшение от него приемлюще, с радостию отхождааху в келиа своа, якоже нкыми крилы въспаряхуся на предниа подвигы». Неизвестно, принял ли Ферапонт священнический сан и позднее: конечно, можайский князь устраивает монастырь при непосредственном участии преподобного, по правилам ставит в нем игумена, однако агиограф нигде напрямую не говорит, что этим игуменом (а после и архимандритом) стал Ферапонт! Если преподобный до конца дней остался простым иноком, то перед нами свидетельство его глубокого смирения, которое, как и прежде, сочеталось в нем с активной и плодотворной хозяйственной деятельностью. Из дальних стран приглашал Ферапонт в свою обитель «певцы церковныя и служебникы всякого чина», со временем храмы обители обретали благолепное убранство. Монастырь жил по законам строгого общежительного устава, согласованного с уставом Кириллова монастыря: «Заповдь же сихъ преподобных сицева (и не вмъ, господие, аще изволите ми рещи): по келиамъ братиамъ питиа не дръжати, такожде и ядениа, — кром трапезнаго покоа и уставнаго времене, кром немощи и разв нужда ради, — токмо едины иконы божественыа, а книжицъ мало божественаго ради пниа, и орудиа рукодлникомъ». Братия занимались монастырскими службами (заготовкой дров, приготовлением пищи) и рукоделием (плетением рыболовных сетей, переписыванием книг), выручка от продажи рукоделий поступала в общую монастырскую казну.

http://pravoslavie.ru/109780.html

7). Последний с точностию хронолога измеряет времена и лета и к утешению верных, на расстоянии слишком пятисот лет, усматривает и предсказывает год рождения Мессии, Его насильственную смерть, упразднение жертв и возлияний, разрушение храма и града и конечное запустение того и другого. Вот слово в слово его знаменитое пророчество: Семьдесят седмин сократишася о людех твоих и о граде твоем святым, яко да обетшает согрешение и скончается грех и загладятся неправды и очистятся беззакония и приведется правда вечная, и запечатается видение и пророк и помажется святый святых т. е., явится Мессия, или что тоже помазанный. И увеси и уразумееши, от исхода словесе, еже отвещати, и еже соградити Иерусалим, даже до Христа старейшины седмин седмь, и седмин шестьдесят две; и возвратится, и соградится стогна, и забрала, и истощатся леша. И по седминах шестидесяти двух потребится помазанье, и суд не будет в нем: град же и святое разсыплется со старейшиною грядущим, и потребятся аки в потопе, и до конца рати сокращенныя чином погибельми. И утвердит завет мнозем седмина едина: в пол же седмины отымется жертва и возлияние и во святилищи мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение. ( Дан.9:24–27 ). Слушая сие пророчество, кто не подумает, что он слышит очевидца, с удивительною ясностию и верною последовательностию рассказывающего замечательные событие, предшествующие и последующие, окружающие и сопровождающие рождение, жизнь и смерть Мессии? И сличив все сие с обстоятельствами рождения, жизни и смерти Иисус Христовой, кто, пораженный изумительным сходством и согласием предсказание с событием, не воскликнет из глубины души, подобно Апостолу Петру: Равви! Ты ecu Христос, Сын Бога живаго. Но дабы дать ощутить сколько возможно полнее силу сего знаменательного пророчества, язык коего без сомнения не для всех из вас равно знаком и потому удобопонятен: то я не почитаю излишним войти в подробное изъяснение оного при следующем служении. Для лучшего уразумения пророчества Даниилова, которое вы в прошедшей беседе от нас слышали, надобно припомнить, что оно открыто было Пророку во время плена Вавилонского по следующему случаю и поводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Наконец, еще с большей подробностью сказав о том, сколько зла причинит (Антиох) Египту и Палестине, как возвратится, и по чьему зову, и по какой побудительной причине, Даниил говорит и о перемене обстоятельств, – о том, что иудеи, пережив все это, получат помощь, именно к ним на помощь послан будет Ангел: «и во время оно, востанет Михаил, князь великий, стояй о сынех людей твоих: и будет время скорби, скорбь, якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене оного: и в то время спасутся людие твои вси, обретшиися вписани в книзе» ( Дан.12:1 ), т.е. достойные спасения. 8. Однако же вопрос наш доселе еще не решен. В чем же он состоит? В том, что Бог определил, сколько иудеям провести времени и в этом рабстве, подобно как в первом – четыреста, а во втором – семьдесят лет. И так посмотрим, не означается ли и здесь какое-нибудь время. Но где можно найти это? В дальнейшем повествовании (пророка Даниила). Когда он услышал о многих и тяжких бедствиях, о сожжении (Иерусалима), ниспровержении государства (иудейского), пленении своих единоплеменников, то захотел узнать, будет ли конец этим бедствиям. И сказал он, вопрошая об этом: «Господи, что последняя сих? И рече: гряди Данииле, яко заграждена словеса и запечатана,, – указывая этим на неясность слов, – даже до конца времене». Потом открывает причину попущения бедствий: «доколе не избрани будут, и не убелятся, и огнем искусятся мнози: и собеззаконнуют беззаконницы, и не уразумеют вси нечестивии, но умнии уразумеют» ( Дан.12:8–10 ). Затем, предсказывая и самое время, в продолжение которого будут тяготеть над ними эти бедствия, говорит: «от времене пременения жертвы всегдашния». Всегдашней называлась ежедневная жертва, потому что была постоянная и непрерывная. У иудеев был обычай приносить жертву Богу вечером и утром каждого дня: отчего и жертву ту пророк назвал всегдашней. И так как Антиох, пришедши, уничтожил этот обычай и прекратил его, то Ангел и говорил, что «от времене пременения» всегдашней «жертвы», т.е. со времени прекращения этой жертвы, «дней тысяща двести девятьдесят», то есть, три года с половиной, и несколько более.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Повеление же «заградить словеса и запечатать книгу до времене скончания» не должно понимать внешним образом, т. е. будто бы Даниилу повелевалось наложить вещественную печать на свою книгу с тем, чтобы она снята была по исполнении пророчеств. Истинный смысл повеления открывается из самой книги. В 12:8–9 говорится, что когда Даниил не понял пророчества и просил объяснения, то ему в этом было отказано потому, что заграждена словеса и запечатана даже до конца времене. Отсюда видно, что заграждение и запечатание пророчеств означает в книге пророка Даниила сообщаемую пророчеству, по намерению Божию, неясность до времени исполнения. В этом смысле толкует и блаж. Феодорит 12:4 68 : «положи, говорит, на книге печати неясности, и сделай ее не для всех явственною, дóндеже умножится ведение». Подобным образом он изъясняет и 8:26 69 . «В книге Даниила, говорит Бертольдт, встречаются столь чрезмерные похвалы Даниилу (1:19–20; 5:11–12; 6:4; 9:23), что необходимо приписать ее другому писателю» 70 . Но не всякое указание собственных достоинств составляет чрезмерную похвалу и противоречит смирению мудрого и святого мужа; оно противоречит ему только тогда, когда или достоинства указываются недействительные, а мнимые, или указание и действительных достоинств бывает соединено с нечистым чувством самодовольства. Но, когда человек достиг такой степени беспристрастия и нравственной высоты, на которой с совершенной ясностью сознает свои достоинства и недостатки, и не одною мыслью только, но всем своим существом приписывает свои достоинства не себе, а единственно Богу, то он может указывать свои достоинства так, что при этом нисколько не возбуждается в нем нечистое, себялюбивое чувство, напротив, возбуждается чувство чистой благодарности Богу, – может указывать, особенно, когда того требуют какие-либо обстоятельства. Известны и примеры того, что мудрые и святые мужи указывали свои достоинства. Так Моисей называет себя человеком кротким зело паче всех человек, сущих на земли ( Числ.12:3 ). И апостол Павел говорит о себе: паче всех их (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-knig...

8–10 ст. Ангел отклоняет желание пророка вникнуть и с ясностью уразуметь неизвестность сего отдаленного будущего времени. И рече: гряди, Данииле, яко заграждена словеса и запечатана даже до конца времене («сокрыты и запечатаны слова эти даже до конца времени»). Пророку предлагается довольствоваться тем, что открыто и не стремиться постигнуть неизвестное, так как оно сделается ясным только в будущие времена, т.е. с пришествием Иисуса Христа и то не для всех людей доступно будет полное понимание его, а только для истинноверующих, у которых Господь Своею благодатью отверзет ум разумети писания ( Лyk. XXIV, 45 ; 1Петр. 1, 10–12 ). Среди всех скорбей и напастей до самой кончины мира он будет умудрять их и утешать. В противоположность избранникам Божиим, недостойные люди своим неверием и нечестием сами себя лишат возможности познать истину откровения и она поэтому не послужит для них источником благодатного утешения. Но полное осуществление сей сокровенной тайны есть дело отдаленного будущего, а потому разъяснение ее не принесет особенной пользы. 11–12 ст. От изображения событий, имеющих совершиться в конце благодатного царства Христова, небесный посланник переходит к указанию на более близкие события, которые должны совершиться при Антиохе Епифане. Он определяет продолжительность бедствий народа еврейского от этого жестокого царя, так как разъяснение этого могло служить большим утешением для страдальцев. Период испытаний обозначается в 1290 и 1335 дней от прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения, по истечении этого времени должно наступить полное успокоение народа Божия. Первый указанный срок совпадает с временем болезни Антиоха Епифана, во время которой он уже не имел возможности нападать на Иудею (1 Макк. VI, 5–7). Второй срок совпадает с событием смерти Антиоха Епифана, благодаря которому евреи окончательно избавились от своего жестокого притеснителя. Впрочем, точно высчитать указанные сроки не представляется возможности, ибо история не сохранила известия о дне и месяце смерти Антиоха Епифана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

То же подтверждает и св. Апостол Павел: яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелов и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее: потом же мы живущии оставшии, купно с ними восхищены будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем ( 1Фес. 4:16–17 ) Так блаженный Даниил ясно раскрывает нам пришествие Спасителя. Называет Его Сыном человеческим по естеству, которое Он принял на Себя, – идущим на облацех, потому, что Он Сам обещал явить на облацех славу Свою во время втораго Своего пришествия; именует приемлющим честь, власть и царство от Ветхаго деньми, яко человека; это же самое, от лица Господа, говорит и блаженный Давид во втором псалме: Господь рече ко Мне сын мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние твое и одержание твое концы земли ( Пс. 2:7–8 ). Так же выражается и блаженный Даниил: вси людие, племена и языцы Тому поработают. Показывая нескончаемость царства Его, Пророк говорит: власть Его, власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не разсыплется. 7) И по них (после десяти царей) возстанет другий, иже превзыде злобами всех прежних, и три цари смирит ( Дан.8:24 ). Пророк, очевидно, этим предвозвестил то, что в конце века сего восстанет вместе десять царей; а после всех их явится антихрист 1 , овладеет их царствами, сразится с ними и трех из них лишит власти. Недовольный же и той победой, которую приобретет над людьми, он и словеса на Вышняго возглаголет и святых Вышняго смирит, и помыслит пременити времена и закон ( Дан.7:25 ). До такого дойдет безумия и неистовства, что дерзнет изрыгать хулу и злословие даже на Всевышняго Бога, и всеми казнями поразит тех, кои будут служить Богу в духе благочестия и святости; наконец, всячески будет стараться до основания истребить благочестие, и изменить самое его начало: ибо помыслит пременити времена и закон. За сим Пророк присовокупляет: и дастся в руку его, – выражая, что само Божественное провидение попустит это антихристу. Но не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет до конца ( Пс.9:19 ): посему, если и дастся в руку его (антихриста), но только до времене, и времен и полувремене ( Дан.7:25 ), Словами: время, времена и полувремене святой Даниил означил три года с половиной, в продолжение которых будет властвовать сей многоглаголющий рог.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

И утвердит завет мнозем седмина едина, в пол же седмины отъимется жертва и возлияние, и во Святилищи мерзость запустения будет, и даже до скончания времене скончание дастся на опустение. Семдесять седмин определено для народа твоего, и для града святыни твоея, да заключится противление, и запечатаются грехи, и очистится беззаконие, и приведется Правда вечная и запечатается видение и пророк, и помажется Святый Святых. И ведай, и разумей от исхода слова о восстановлении и построении Иерусалима до Христа Вождя седмин седьм и шестьдесят две седмины, и будет восстановлена и устроена стогна и ограда, и притом в тесноте времен. И после шестидесяти двух седьмин убиен будет Христос, и не ради Себя потом град и святилище разрушить народ, вождя имеющего прийти, так что они истребятся как потопом, и даже до конца войны предопределены опустошения. Но утвердит завет для многих одна седмина, и в половине сей седмины прекратится жертва и приношение, и близ крыла (т.е. кровли храма) будут поставлены мерзости опустошителя, и даже до окончательного исполнения приговора будет изливаться (т.е. гнев Божий) на опустошенное. Смысл сего пророчества следующий. Семьдесять седмин, т.е. четыреста девяносто лет, назначено для исполнения определения Божия о граде Иерусалиме и народе Иудейском. В продолжение первых седьми седмин построится Иерусалим и храм; после чрез шестьдесят две седмины с половиною убиен будет Христос, и во второй половине последней седмины Своею смертию установит завет для многих. Потом приидет народ, управляемый могущественным Государем, разрушит Св. Град и осквернит храм, и гнев Божий будет продолжаться даже до совершенного опустошения. Что обещаемое в сем пророчестве лице точно есть Мессия, это видно: а) из наименований, которые Ему приписываются; – он называется правда вечная, Святый Святых; b) из следствий Его пришествия; – Он загладит неправды, очистит беззакония, установит для многих Новый Завет . По пророчеству Аггея и Малахии, Мессия должен прийти еще при существовании второго храма Иерусалимского ( Агг.2:10 ): Велия будет слава храма сего, последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель, и на месте сем дам мир, глаголет Господь Вседержитель, и мир души в снабдение всякому зиждущему, еже возставити церковь сию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010