В позднее средневековье появились сказания о К. на франц. языке. Ок. 1303 г. датируется стихотворное Житие на лотарингском диалекте; в его состав входят сказание о перенесении мощей и о чудесах святого, а также 3 молитвы. Рукопись Жития К. на франц. языке, вероятно, из аббатства Сен-Венсан в Меце, украшена 72 миниатюрами со сценами подвигов и чудес святого ( Lionnet M. La «Vie de saint Clément», premier évêque de Metz: Étude analytique, descriptive et stylistique du manuscrit 5227, conservé à la Bibliothèque de l " Arsenal: Diss. [P.], 1996. 2 vol.). По рукописи 2-й пол. XV в. (утрачена в годы второй мировой войны) известен текст мистерии «Жизнь и чудеса св. Климента, епископа города Мец и апостола его жителей, которого вместе с многими другими прислал из Рима апостол Петр во времена Нерона, императора римлян» (изд.: Le Mystère de S. Clément de Metz. 2011). Здесь подробно изложены предания о К. в том виде, в каком они зафиксированы в его 4-м лат. Житии; в повествование включены дополнительные сцены и персонажи. Сцена торжества святого над драконом Граулли, предводителем ядовитых змей, являлась кульминацией представления, которое регулярно ставилось в Меце в XV-XVI вв. (оно длилось почти 18 ч., в нем участвовало более 100 чел.). В сочинениях мецских авторов XV-XVI вв. предание о К. было представлено в контексте легендарной истории города. Согласно распространенному в то время мнению, город был основан племянницей Ноя Азитой вскоре после Всемирного потопа и впосл. заселен беженцами из Трои. Название города произошло от имени рим. полководца Метина (Меция), к-рый по приказу Юлия Цезаря захватил и разрушил город, но затем восстановил его. По указанию имп. Октавиана Августа был воздвигнут амфитеатр, впосл. заброшенный и ставший убежищем для змей. При имп. Клавдии ап. Петр направил в Галлию проповедников, среди к-рых были К. и его ученики Целестий и Феликс. Далее в соответствии с сюжетом 4-го лат. Жития рассказывается о том, что сначала К. поселился в Горце, затем встретился с правителем города принцем Орием и воскресил его дочь.

http://pravenc.ru/text/1841341.html

Louvain, 1988. T. 2/2: 750 - Xe s.; 1983. T. 3/1: 969-1250; Макарий (Тайяр), архим. История Антиохийской Церкви от ее основания до нач. XX в.: Магист. дис./МДА. М., 1978. Т. 1; Griffith S. H. The Monks of Palestine and the Growth of Christian Literature in Arabic//The Muslim World. 1988. 1; Большаков О. Г. История Халифата. Л., 1989-1998. 3 т.; Бат-Йеор. Зиммии: евреи и христиане под властью ислама. Иерусалим, 1991. Т. 2; Кривов В. В. Арабы-христиане в Антиохии X-XI вв.//Традиции и наследие Христианского Востока. М., 1996. С. 247-255; Bischöfe, Mönche und Kaiser (642-1054)/Hrsg. v. G. Dagron, P. Riché, A. Vauchez. Freiburg; Basel; W., 1994. (GChr; 4). S. 391-472; Todt K. -P. Notitia und Diözesen des griechisch-orthodoxen Patriarchates von Antiocheia im 10. und 11. Jahrhundert//Orthodoxes Forum. 1995. Bd. 9. S. 173-185; idem. Region und griechisch-orthodoxes Patriarchat von Antiocheia in mittelbyzantinischer Zeit und im Zeitalter der Kreuzzüge (969-1204). Wiesbaden, 1998; Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996; Успенский Ф. И. История Византийской империи. М., 1996-1997. 3 т. К. А. Панченко От османского завоевания до кон. ХХ в. Эпоха Османского владычества (1516-1918) В XIV в. в Вост. Средиземноморье началось стремительное возвышение новой державы - Османской империи. 29 мая 1453 г. османский султан Мехмед II овладел К-полем. В результате победоносных походов султана Селима I (1512-1520) турки уничтожили гос-во мамлюков. К сер. XVI в. весь Ближ. Восток и Сев. Африка, а также большая часть Вост. Европы, в т. ч. весь правосл. мир, за исключением России и западнорус. земель в составе Литвы и Польши, оказались под властью османов. Территория Сирии, завоеванной османами в 1517 г., была разделена на неск. провинций (эялетов, пашалыков); лишь Горный Ливан с преимущественно христ. и друзским населением оставался полунезависимым от Высокой Порты. На 4 столетия территория Антиохийского Патриархата вошла в состав Османской империи. В первые века существования Османское гос-во отличалось относительной веротерпимостью.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЙРАМ [тюрк. bayram - праздник], составная часть названия 2 мусульм. основных праздников: Курбан-байрам - праздника жертвоприношения и Ураза-байрам - праздника разговения по случаю завершения мусульм. поста, совершаемого в месяц рамадан по мусульм. лунному календарю. Оба праздника начинаются во 2-й пол. дня с совместной молитвы мусульман на открытом воздухе в специально отведенном месте или в мечети. После молитвы имам (мулла) произносит проповедь, затем следуют праздничная трапеза и раздача милостыни. Оба праздника обычно продолжаются 3-4 дня, мусульмане надевают лучшие одежды, дарят подарки, посещают друг друга, а также проводят мн. часы на кладбище, молясь об усопших. Курбан-б. (араб. аль-ид аль-кабир - большой праздник) начинают отмечать по мусульм. лунному календарю 10 зу-ль-хиджа - месяца, во время к-рого совершается хадж , т. е. паломничество, в Мекку . В день праздника в долине Мина рядом с Меккой паломники приносят в жертву овец и ягнят, вспоминая о том, как Ибрагим был готов принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила (ср.: Быт 22). Жертвоприношение начинается с тасмии - обращения «Во имя Аллаха милостивого и милосердного», затем молятся прор. Мухаммаду, поворачиваясь при этом в сторону киблы, т. е. обращаются лицом к Каабе , главной мусульм. святыне, хранящейся в Мекке, и в заключение просят Бога о милостивом принятии жертвы. Треть жертвенного мяса мусульманин оставляет себе, остальное раздает в качестве садаки (добровольной милостыни). Ураза-б. (араб. аль-ид ас-сагир -малый праздник) приходится на 1 шавваля, сразу по окончании рамадана, но этот «малый праздник» по случаю прекращения поста обычно отмечается с большим размахом, чем Курбан-б. Лит.: Gr ü nebaum G. E. Muhammadan Festivals. N. Y., 1951; Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 19772; Ниязи А. Ш. Священный Рамадан. М., 1993. М. Ю. Рощин Рубрики: Ключевые слова: АЛИ бен Аби Талиб, 4-ый и последний халиф (656-661), из плеяды " праведных " , двоюродный брат и зять Мухаммада

http://pravenc.ru/text/77382.html

Наконец, для христиан прямо заповедано: " И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах» (Коран 5: 47). Так мы и поступаем, но не потому, что слушаемся Корана, а потому, что это предписано в Библии и это же подсказывает здравый смысл. Однако даже мусульманам хорошо известно, что в том, что принес Мухаммед как якобы подтверждение Библии, находятся весьма существенные и даже кардинальные противоречия Библии. Мы уже показали это выше. Следовательно, и этому критерию не удовлетворяет Мухаммед. (Окончание следует.)   Мец А . Мусульманский ренессанс. М., 1996. С. 321–322. Вообще поэзия – это во многом дело вкуса. И собственно арабские поэты весьма скептически были настроены по отношению к художественным качествам Корана. Известный поэт Башшара ибн Бурд (убит в 783 г.) на многолюдном собрании в Басре, выслушав стихотворения современных ему поэтов, сказал о некоторых из них: " Эти стихи лучше любой суры Корана». А его младший современник поэт Абу ал-Атахия (750–825) не только не признавал несотворенности Корана, но считал, что некоторые из его собственных стихотворений по своим качествам намного выше коранических сур. Ар-Раванди (ум. в 906 г.) утверждал, что у проповедника Актама ибн ас-Сайфи можно найти куда более изящную прозу, чем в Коране. В это же время высокопоставленный чиновник Абу ал-Хусайн ибн Абу ал-Багл пишет книгу об имеющихся в Коране ошибках. Наконец, тогда же известный поэт Абу ал-Ала Маарри позволяет себе сочинить рифмованную параллель к Корану, полностью в манере " святой книги», разделив ее на суры и аяты.   Юрий Максимов 23/07/2007 Смотри также: Встреча с Православием Интернет-журнал  версия для печати Также в этом разделе: Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым).  20 января Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым).  20 января Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым).  18 января Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым).  18 января Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым).  17 января Год со святителем Игнатием (Брянчаниновым).  17 января

http://pravoslavie.ru/put/070723175350.h...

Вернувшись из Англии, К. надеялся в качестве вознаграждения получить должность губернатора Пьемонта, вакантную после неожиданной кончины графа Энгиенского (1546; на него упал тяжелый сундук); не получив ее, он на неск. лет удалился в родовое имение Шатийон-сюр-Луэн. В окт. 1547 г. женился на Шарлотте де Лаваль, представительнице знатного бретонского рода, дочери Ги XVI, гр. де Лаваля, генерального наместника и адмирала Бретани. Начав новую войну с имп. Карлом V (в 1552, заручившись поддержкой протестант. князей, франц. армия во главе с герц. де Гизом вторглась в Лотарингию и захватила Мец, Туль и Верден), Генрих II вновь приблизил ко двору К. В 1551 г. К. был назначен губернатором Парижа и Иль-де-Франс, в нояб. 1552 г. получил коронный чин адмирала Франции, а после нескольких военных побед стал губернатором Пикардии (1555). Победа французов при Ренти (12 авг. 1554) стала причиной разрыва К. с герц. де Гизом, который считал, что победа принадлежит ему, тогда как адмирал приписывал ее себе. Вероятно, именно соперничество с герц. де Гизом, а также союз с принцами крови Бурбонами (в 1551 племянница К. Элеанора де Руси де Руа, вышла замуж за Людовика I де Конде, одного из предводителей гугенотов) повлияли на то, что впосл. он перешел в кальвинизм и примкнул к партии гугенотов. Во 2-й пол. 1555 г. К. вместе с гос. секретарем Клодом де л " Обепином участвовал в переговорах о мире с Габсбургами; в февр. 1556 г. в Воселе было заключено общее перемирие. Однако уже в 1557 г. военные действия возобновились: когда основная часть франц. армии выдвинулась на помощь восставшей против испанцев Сиены, испан. войска под командованием Эммануила Филиберта, герц. Савойского, вторгшись с севера, из Испанских Нидерландов, 2 авг. осадили г. Сен-Кантен в Пикардии (совр. деп. Эна). Несмотря на превосходящие силы противника, ошибки, к-рые допустил коннетабль де Монморанси, командовавший франц. войсками, и нежелание горожан сражаться, К. организовал защиту города, но после 17-дневной осады, полного разгрома французов под городскими стенами, пленения командующего, а также ок.

http://pravenc.ru/text/1841744.html

Одним из «образцовых» мон-рей был Лорш, основанный гр. Канкором и его матерью Виллесвиндой и порученный затем попечению св. Хродеганга, к-рый направил туда монахов из аббатства Горце . В 761 г. Хродеганг послал в Лорш мощи мч. Назария, полученные им из Рима, а в 772 г. Карл Великий принял мон-рь под особое покровительство. С именем св. Хродеганга связано оформление института каноников, ответственных за совершение богослужений в храме. При кафедральном соборе в Меце был создан капитул каноников, которые служили по римским литургическим книгам. Наряду с придворной капеллой в Ахене Мец сыграл важную роль в распространении римского богослужения, в т. ч. церковного пения, в государстве К. К. придавали особое значение распространению христианства. При поддержке франк. правителей действовали миссионеры во Фризии, в Зарейнской Германии, на скандинавских и славянских землях. Вопросы, связанные с проповедью среди язычников, были предметом особого внимания советников Карла Великого. Указывая на негативные последствия насильственного крещения саксов, покоренных Карлом Великим (мятежи, массовое отступничество), Алкуин отстаивал необходимость добровольного обращения и надлежащего пастырского окормления бывших язычников ( Alcuin. Ep. 107, 110, 112-113). В ходе совещания Аквилейского патриарха Павлина II и Зальцбургского архиеп. Арнона (796) обсуждались вопросы, связанные с пастырским окормлением аваров и подготовкой духовенства для миссии (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 172-176). Лит.: Lesne E. La hiérarchie épiscopale: Provinces, métropolitains, primats en Gaule et Germanie (742-882). Lille; P., 1905; Cabaniss A. Agobard of Lyons: Churchman and Critic. Syracuse, 1953; Goffart W. The Le Mans Forgeries: A Chapter form the History of Church Property in the 9th Cent. Camb. (Mass.), 1966; Devailly G. La pastorale en Gaule au IXe siècle//Revue d " histoire de l " Église de France. P., 1973. T. 59. P. 23-54; Devisse J. Hincmar, archevêque de Reims (845-882). Gen., 1975-1976. 3 vol.; McKitterick R.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

М., 1930; он же. Основные вопросы археологии Москвы//МИА. 1947. Вып. 7. С. 7-22; Бадер О. Н.,Талицкий М. В. и др. Работы на строительстве канала Москва-Волга: Археол. памятники//Археол. работы Академии на новостройках в 1932-1933 гг. Л., 1935. [Ч.] 1. С. 39-65. (Изв. ГАИМК; 109); Коробков Н. М. Метро и прошлое Москвы: Очерки геологии, истории и археологии Москвы. М.; Л., 1935, 19382; По трассе 1-й очереди Моск. метрополитена им. Л. М. Кагановича: Архивно-ист. и археол. работы академии в 1934 г. М.; Л., 1936; Из истории Москвы: (Опись г. Москвы после пожара 10 апр. 1629 г.)//Красный архив. М., 1940. Т. 4(101). С. 197-227; Бадер О. Н. Мат-лы к археол. карте Москвы и ее окрестностей//МИА. 1947. Вып. 7. С. 88-167; Богоявленский С. К. Мат-лы к археол. карте Моск. края//Там же. С. 168-178; Горюнова Е. И. Итоги работ археол. надзора на строительстве 2 очереди Моск. метрополитена им. Л. М. Кагановича//Там же. С. 44-54; Мец Н. Д. Датировка черной лощеной керамики по собранию кладов нумизматического сектора ГИМ//КСИИМК. 1949. Вып. 24. С. 108-115; Фехнер М. В. Москва и ее ближайшие окрестности в XV и нач. XVI вв.//МИА. 1949. Вып. 12. С. 106-124; Сытин П. В. История планировки и застройки Москвы: Мат-лы и исслед. М., 1950. [Т. 1]: 1147-1762; Качанова В. И. Топография кладов Москвы и ее окрестностей//Археол. памятники Москвы и Подмосковья. М., 1954. С. 131-152; Гиршберг В. Б. Мат-лы для свода надписей на каменных плитах Москвы и Подмосковья: Нумизматика и эпиграфика. М., 1960. Т. 1. С. 3-77; 1962. Т. 3. С. 212-287; Воронин Н. Н., Рабинович М. Г. Археол. работы в Моск. Кремле//Сов. Арх. 1963. 1. С. 253-272; Рабинович М. Г. О древней Москве: Очерки материальной культуры и быта горожан в XI-XVI вв. М., 1964; он же. Культурный слой центральных районов Москвы//Древности Моск. Кремля. М., 1971. С. 9-116; Розенфельдт Р. Л. Московское керамическое производство XII-XVIII вв. М., 1968; Беленькая Д. А. История заселения Китай-города (Москва), кон. XII - нач. XVII в.: АКД. М., 1972; Шеляпина Н.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Иногда мусульмане, пытаясь доказать, что Мухаммед был пророком, ссылаются на то, что он был успешным политиком и полководцем и многих обратил в свою веру. Это совершенно несерьезные аргументы: Александр Македонский и Чингис-хан были куда более великими правителями и полководцами, и оба, кстати, тоже, считали себя особенно связанными с высшими силами. Так неужели же поэтому мы должны признавать их притязания? Неужто сами мусульмане признают Чингис-хана пророком, а «Ясу» – откровением? Итак, показано достаточно всесторонне и подробно, почему христиане не могут признать Мухаммеда истинным пророком Божиим. Серьезных причин для того, чтобы не признавать Мохаммеда пророком, много, и ни одной достаточной для того, чтобы признать таковым. Примечания: 1 Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996. С. 321–322. 2 Вообще поэзия – это во многом дело вкуса. И собственно арабские поэты весьма скептически были настроены по отношению к художественным качествам Корана. Известный поэт Башшара ибн Бурд (убит в 783 г.) на многолюдном собрании в Басре, выслушав стихотворения современных ему поэтов, сказал о некоторых из них: «Эти стихи лучше любой суры Корана». А его младший современник поэт Абу ал-Атахия (750–825) не только не признавал несотворенности Корана, но считал, что некоторые из его собственных стихотворений по своим качествам намного выше коранических сур. Ар-Раванди (ум. в 906 г.) утверждал, что у проповедника Актама ибн ас-Сайфи можно найти куда более изящную прозу, чем в Коране. В это же время высокопоставленный чиновник Абу ал-Хусайн ибн Абу ал-Багл пишет книгу об имеющихся в Коране ошибках. Наконец, тогда же известный поэт Абу ал-Ала Маарри позволяет себе сочинить рифмованную параллель к Корану, полностью в манере «святой книги», разделив ее на суры и аяты. 3 Подробнее см.: Зубов А.Б. История религий. Т. I. М., 1999. 4 Мирча Э. История веры и религиозных идей. Т. III. М., 2002. С. 65. 5 Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991. С. 165. 6 Резван Е.А. Коран и его мир. СПБ., 2004. С. 120.

http://azbyka.ru/pochemu-xristiane-ne-sc...

Папа впредь запрещает аббатам отчуждать монастырскую собственность, сдавать ее в аренду или предоставлять займы без согласия монахов и обязывает их к этому специальной клятвой. Вводится квартальный отчет казначеев монастырей. Настоятели, которые осмелятся пренебрегать этими указаниями, подвергаются штрафам; должны быть наказаны и аббаты, которые отказываются выплачивать должную часть в общую казну ордена, управляемую орденским капитулом. Папа призывает орден возвратиться к первоначальным строгим идеалам, настаивая на использовании единой для всех и самой простой одежды и пищи, аннулировав все диспенсации по поводу мясной пиши (нарушение этого запрета вело к трехдневному посту «на хлебе и воде» и телесному наказанию), запрещая употреблять серебряную посуду или использовать более одного монаха для сопровождения аббата в его путешествиях. Всем под страхом экскоммуникации повелевается спать в общем дормитории; кельи (там, где они имелись) должны быть разрушены в трехмесячный срок. Отменялись все договоренности относительно раздела доходов между аббатами и братией (за нарушение этого постановления аббаты должны быть отрешены от должности, а монахи подвергнуты заключению). Папа напоминает об идеалах добровольной монашеской бедности и запрещает монахам владеть собственностью. Папа также печется о развитии монашеской учености: в каждом аббатстве должны быть учителя для обучения молодых монахов грамматике, логике и философии; ежегодно монахов (по одному на каждые 20 монахов монастыря) следует посылать на обучение в университеты (в Париж, Оксфорд, Тулузу, Монпелье, Саламанку, Болонью или Мец), а годных для получения ученых степеней по богословию – оставлять в университетах для продолжения образования (при этом обучение и получение степеней по каноническому праву возбранялось, поскольку открывало путь к карьерному росту и могло, таким образом, стать соблазном на пути монашеского служения). Аналогичные документы, имевшие целью вернуть монашескую братию к классическим идеалам монашества, были изданы и касательно других орденов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«История Армении», написанная с клерикальных позиций, – по существу, первая попытка освещения истории Армении на основе комплексного изучения и использования армянских и зарубежных источников по данному вопросу 358 , что является несомненной заслугой автора, стремившегося не только дать общую картину истории Армении, но и соотнести ее с историей других народов. В этом отношении труд о. Чамчяна по методологии вполне современен, его подход к использованию источников для изучения древних эпох также можно соотнести с современным. Географ, историк и поэт Гукáс (Лука) Инчичян (Инджиджян, Инджиджиан; Микаелян) (1758–1833), член конгрегации мхитаристов с 1779 г., особенно много сделал для изучения исторической географии Армении. Наиболее значительные его труды – «Описание Древней Армении на основании данных, встречающихся у армянских писателей» («Сторагрутюн хин Айастанеац») и «Древности Армении» – были напечатаны в Венеции на армянском языке (соответственно в 1822 и 1835 гг.). Крупные фрагменты из сочинений Г. Инчичяна 359 были переведены на французский язык академиком Броссе 360 . Инчичян был соавтором С.Г. Агонца при создании многотомного труда «География четырех сторон света», где в разделе «Азия» написал целый том «Новая Армения» (1806), изложив собранные им географические сведения о Малой Армении, Месопотамии, Киликии, Атропатене и Кавказской Албании и др. В 1822 г. в свет вышло второе издание капитального исследования о. Инчичяна «География Древней Армении», в котором на основе доступных ему источников, преимущественно греко-римских и ближневосточных, он изложил свою историко-географическую концепцию прошлого Великой Армении (Мец Айк). В труде содержатся ценные географические, топографические, топонимические, этнографические сведения. Трехтомник «Древности Армении» (Венеция, 1835), не имевший на тот момент аналогов, был замечателен тем, что автор собрал воедино все доступные ему данные об армянских древностях. Первый том «Древностей» содержит историко-географическое описание Древней Армении, второй и третий – сведения об управлении, войске, обычаях, языке и литературе, искусстве и религии. Отдельный труд о. Инчичяна посвящен проливам Босфор и Дарданеллы (1794) – не только их обстоятельному географическому описанию, но также подробной характеристике природы берегов, особенностей течения и истории региона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010