В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

Очень любил батюшка слушать дома детские сказки – был у него проигрыватель, пластинок много. Телевизор не смотрел, хотя на 20-летие служения сотрудники Борковского института подарили ему телевизор – маленький, черно-белый, это был конец семидесятых... «Он и тогда-то телевизор не включал, – вспоминает его духовный сын, – а сейчас бы увидел, плюнул в телевизор и выбросил. И сказал бы: «Мне этот ящик больше никогда не приносите». Новости – да, слушал радио день и ночь, помнишь, был приемник «Океан?» В церковной сторожке о. Павла несколько лет хранились две таинственные вещи – схима и гроб. Схимническое облачение было аккуратно убрано в чемодан, который лежал под кроватью. «Да, ему схиму привозили уже, – рассказывают соседи, – знаете, такой наряд для монаха, который совсем отрекся от мира, дал обет полностью посвятить себя Богу. И у о. Павла была такая схима, треугольная, с капюшоном – лет 78 ему тогда было. Толга в то время восстанавливалась, из Толги ему и привезли, кажется, эту схиму. Батюшка всё говорил: – Вот, схиму хотят на меня одеть. Но ему-то это не надо было. – Хотят, – повторял он. – Но на что мне это всё? Богу я и так служу. Конечно, отец Павел всю жизнь с людьми прожил. И уйти в монастырь, отказаться от всех этих забот о других людях, от того, что тащил всегда этот груз, помогал, кому мог...» Батюшка так и не принял схиму. Остался до последних дней с людьми – и церковными, и мирскими – с земными житейскими людьми. Приезжает к нему духовный сын из Ярославля на мотоцикле: «Я как рокер прикатил – отец Павел сел сзади меня, говорит: – Поедем к Овчинникову, у него там какой-то праздник. От сторожки церковной до Овчинниковых метров 30–35. Дом деревянный, у них там две длинные лавки, стол, человек пятьдесят мужиков сидят, женщины хлопочут, то-се... И мы с отцом Павлом вгоняем мотоцикл во двор с грохотом, я глушу, шлём снимаю, входим в дом. Я позади батюшки, как его телохранитель. Входим, и он объявляет присутствующим: – Вот приехал на мотоцикле к вам. А это из Ярославля Володька.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Рядом со «столпом» Авессалома в скале высечены два подобных же по количеству убитого труда памятника – памятник Захарии и гробница Иакова, поменьше и ничтожнее, хотя, конечно, они так же вековечны, как и их сосед. Никакой завоеватель не покусится увезти их, разве разобьет на щебень для военной дороги. Отсюда тянется по склону каменистая, обнаженная Иосафатова долина. Она тесно выложена узкими надгробными плитами и имеет странный испещренный вид, точно вся она покрыта частыми оспинами. Здесь священное кладбище евреев. Сюда пересылают они с разных концов света останки своих умерших и погребают их в виду древнего Сиона. Евреи веруют, что в Иосафатовой долине произойдет страшный суд (Иоиль, III). Это верование перешло и в христианские легенды. В средние века рассказывали, что в Гефсимании есть запертая дверь, за которой слышен плач и стон грешников, в страхе и томлении ожидающих Судного дня. В этот страшный день дверь эта отворится и из нее вырвется огненная река, унося с собою в геенну души еретиков и тех, кто не признавал Матерь Божию, или оскорбил хулой имя Ея. Руслом Кедронского потока эта река донесет свой вопиющий груз до Мертвого моря, однажды уже поглотившего нечестивые города... В глубине ущелья, отделяющего Елеон от города, в самом устье долины Гинном, где некогда стоял идол Молоха, в огненной пасти которого жрецы сжигали младенцев, находится прославленный Силоамский источник. Его обшивка теперь вся обрушилась, но он еще полон воды. В нем когда-то Иисус Христос велел слепорожденному умыться, чтобы получить зрение. Он очень часто упоминается в истории и поэзии еврейской. Мы поехали обратно тою же дорогой. Ряд зубцов городской стены ярко чернел на ясном небе заката. В воздухе было тепло и тихо. Темнота сгущалась и незаметно начинал блестеть на небе белый серп луны, поднявшийся над линией гор... Мечеть Омара Мечеть Омара. – Иерусалимский храм Соломона, Зоровавеля о Голгофе. – Сион – дом Тайной вечери. В ИЕРУСАЛИМЕ, который по корану есть сам по себе святой город для мусульман, находится еще и великая мусульманская святыня, привлекающая тысячи богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

-Т.е. они, поэты, несли пророческое служение. -Конечно! И в ее случае это абсолютно явно, причем это проявляется уже в первых ее книгах. Для нее крушение мира уже произошло. Оно для нее  началось раньше, чем для России в 1917 году. Она предчувствует его. И в 1915 г., когда уже Николай Степанович уходит на фронт – а он был чрезвычайно смелым человеком и храбрым офицером, получил два Георгиевских креста – она пишет: -Дай мне горькие годы недуга, Задыханье, бессонницу, жар… Отними и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар, Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. Далее «Колыбельная»: Младший сын был ростом с пальчик- Как его унять? Спи, мой тихий, спи, мой мальчик, Я - дурная мать. Долетают редко вести К нашему крыльцу. Подарили белый крестик Твоему отцу. Было горе- Будет горе, Горю нет конца. Да хранит святой Егорий Твоего отца!  (1915 г.)   Мы на сто лет состарились, и это Тогда  случилось в час один. Короткое уже кончалось лето, Дымилось тело вспаханных равнин. Вдруг запестрела тихая дорога, Плач полетел, таинственно звеня, Закрыв лицо, я умоляла Бога: «До первой битвы умертви  меня». Из памяти как груз, отныне лишний, Исчезли тени  песен и страстей- Ей,  опустевшей, приказал Всевышний Стать страшной книгой грозовых вестей. -Это просто пророчество о том, что она будет делать в свою оставшуюся часть жизни. И далее невозможно не вспомнить еще одно стихотворение:  осень 1917 г., еще не произошел октябрьский переворот, и  она пишет пророческое - великое! - стихотворение: -Когда в тоске самоубийства Народ гостей немецких ждал, И дух суровый византийства От русской Церкви отлетал, Когда приневская столица, Забыв величие свое, Как охмелевшая блудница, Не знала,  кто берет ее, Мне голос был, Он звал утешно, Он говорил:  «Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я  новым именем покрою Боль поражений и обид».

http://radonezh.ru/text/zvezda-serebryan...

Служба А. известна уже по Минеям студийского типа (напр., XII в. БАН. РАИК 12. Л. 24-29). Канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) А. составлен прп. Иосифом Песнописцем († 886) с акростихом «Приими пение, добротворивая Акилино». По греч. рукописям, хранящимся в б-ках христ. Востока, известно 2 не вошедших в печатные Минеи канона А. (Ταμεον. Σ. 217. N 664-665) - Георгия (X в. Sin. Gr. 620. Fol. 69v - 71v; XIV в. Bibl. Nat. 562. Fol. 20v - 21v) с алфавитным акростихом и Арсения (1342 г. Alexandr. Patr. 114. Fol. 85-89) с акростихом «Νμοις Ακυλνα τ φς Αρσεν». А. Ю. Никифорова Иконография Единоличные изображения А. как мученицы с крестом в руке представлены в греко-груз. рукописи, XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 117),- в рост, в трехчетвертном развороте вправо, облачена в голубой хитон и красный гиматий, на голове белый плат; в росписи ц. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; на рус. минейной иконе на июнь, нач. XVII в. (ЦАК МДА),- в синем хитоне и красном мафории; на гравированной минее 1722 г. Г. П. Тепечегорского (РНБ). Изображение мученичества святой - усекновение мечом - имеется в календарных циклах росписей церквей: вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г. А. посвящен сев. придел в трапезной ц. Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище в Москве (1824). Ист.: BHG, N 163; ActaSS. Jun. T. 3. P. 165-171; PG. 92. Col. 880; ЖСв. Ин. С. 270-277. Лит.: SynCP. Col. 48, 429, 465, 747-748, 811; Delehaye. Origines. P. 276; Aigrain R. Aquilina//DHGE. T. 3. Col. 1143; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 221-222; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1247; Janin. Églises et monastères. P. 17. Иконогр.: Ровинский Д. А. Русские народные картинки. СПб., 1900. Т. 3; Kaster K. G.// LCI. Bd. 5. Sp. 239-240; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 519; Евсеева. Афонская книга. С. 309; Менолог. С. 280, 359, 388; Сорок сороков. 1995. Т. 3. С. 28.

http://pravenc.ru/text/63868.html

19. «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.» (Лк. 12:48). Самый тяжкий груз Нелегкая ноша – носить на себе песок, Тяжелее – носить на себе камни, Еще тяжелее – переносить клевету, Но самый тяжкий груз – многознание. 20. «Храни себя чистым.» (1Тим. 5:22). Учись идти своим путем Как масло никогда не смешивается с водой, Как чайки и вороны никогда не летают вместе, Как солнечный луч никогда не смешивается с тьмой, Так и ты учись идти своим путем в жизни. 21. «Хранит Господь простодушных…» (Пс. 114:6). Простодушие Если соломинка чересчур велика, муравей ее бросает, Если груз слишком тяжелый, ослик под ним ложится на землю. Если речной брод слишком опасен, конь не пойдет вперед, Если мысль дурна и опасна, – никогда не допускай ее в сердце. 22. «Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих…» (Пс. 124:4). Растить доброе сердце Хорошо в этой жизни строить дома, сажать сады, растить детей. Но лучше – созидать свой характер, насаждать в себе добрые навыки, растить в себе доброе сердце. 23. «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.» (Мк. 4:34). Кто кусает, тот и помогает Горожанин поздней осенью заблудился в лесу. Выпал первый снег, тропинки замело. Сбился человек с пути. Бродил, бродил, наконец нашел чей-то след, обрадовался было, пригляделся – а это его собственный след. Тут он и приуныл! Куда идти? Начинало смеркаться. Вдруг слышит – вдалеке собачий лай. Пошел в ту сторону и вышел к деревне. Но тут новая напасть: сбежались собаки и чуть его не разорвали. Спасибо, местные жители помогли. Когда горожанина устроили на ночлег, его спросили: «Как ты нашел нашу деревню?» – «Да если бы не ваши собаки, – отвечал горожанин, – я бы вас никогда не нашел». – «Верно, – согласились жители. – Кто кусает, тот и помогает. А собаки у нас заливистые, обойди всю округу, других таких нигде не найдешь». 24. «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим.2:4).

http://isihazm.ru/1/?id=125

Деян.27:16 .  И, набежав на один островок, называемый Клáвдой, мы едва могли удержать лодку. Деян.27:17 .  Подняв ее, стали употреблять по­собия и обвязы­вать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образо­м носились. Деян.27:18 .  На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасы­вать груз, Деян.27:19 .  а на третий мы сво­ими руками по­бросали с корабля вещи. Деян.27:20 .  Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и про­должалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасе­нию. Близость островка не уменьшила опасность плавания, а только еще более увеличила, ввиду больших мелей в этом месте. Волны били корабль и обычно следовавшую при нем лодку, которую едва можно было удерживать. Приняты были обычные в таких опасностях меры и для спасения самого корабля: обвязывание крепкими канатами и цепями его бортов и т. п. «Боясь чтобы не сесть на мель». Направление ветра давало предполагать возможность, что вблизи африканского берега (для александрийских корабельщиков, вероятно, небезызвестного) корабль может нанести на так называемый большой Сырт – громадную мель недалеко от Триполиса, к востоку. Ввиду этих опасений корабельщики прежде всего «спустили парус», чтобы корабль не так сильно ударило и врезало в случае находа на мель. Это отдавало корабль на совершенно беспомощное ношение среди волн. Затем «начали выкидывать груз» (начав, вероятно, с более тяжелых и менее ценных вещей из груза) для облегчения корабля, глубокая осадка которого, при бездействии паруса, грозила особенною опасностью от волн. Когда эта мера для спасения корабля казалась недостаточною, приступили к последней крайней мере – бросанию всякой клади и вещей пассажиров. Эти вещи, по выражению дееписателя, пассажиры «побросали своими руками», т. е. не жалея ничего своего для общего блага и возможной безопасности. Наконец, стала исчезать «всякая надежда» на спасение: краткое и сильное изображение страшных бедствий плавания, когда даже крепкой душе Павла оказалось нужным небесное ободрение и подкрепление – «не бойся» ( Деян.27:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Оттуда они достигли Родоса, большого острова в 15 рим. милях (3 в.) к юго-востоку, а затем прибыли в Патару — большой приморский торговый город малоазийской провинции Ликии с известным в древности оракулом Аполлона. От Троады до Патары Святой Павел со спутниками плыли на одном корабле, который, судя по некоторым поступкам Апостола (Деян. 20:13), (Деян. 20:16), находился в полном его распоряжении. Деян.21:3. Быв в виду Кипра и оставив его слева, мы плыли в Сирию, и пристали в Тире, ибо тут надлежало сложить груз с корабля. Деян.21:4. И, найдя учеников, пробыли там семь дней. Они, по внушению Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим.    В Патаре же они, как пассажиры, сели на другой, купеческий корабль, который с грузом шел в Финикию. Корабль вышел в открытое море по направлению острова «Кипра», который он миновал, оставив его влево, так что, почти к концу недели, он бросил якорь в гавани Тира, где должен был сложить свой груз. Здесь прибывшие скоро вступили в сношения с находившимися тут верующими. Они пробыли у них 7 дней, после чего отправились далее в Иерусалим, хотя братия тирские, которым, по внушению Духа, была открыта участь, ожидающая Павла, и просили его, чтобы он не ходил в Иерусалим. Однако, Павел, по влечению Духа, шедший на предстоящие ему скорби (Деян. 20:22), не мог, конечно, поддаться на их уговоры, внушенные их любовью к великому Апостолу. Сопровождаемые женами и детьми, братия проводили Павла и его спутников до берега, где разлучились с ними, помолившись все вместе. Путешественники снова сели в корабль, чтобы не делать задержки при сухопутном путешествии, и прибыли в «Птолемаиду», древний приморский город «Акко», южнее Финикии, в пределах собственно Палестины, по древнему разделению в колене Асировом, несколько севернее горы Кармильской. Там они пробыли у братьев один день. А на другой день они уже сухим путем по прекрасной долине Саронской мимо горы Кармила направились в Кесарию (Стратонову). Деян.21:10. Между тем как мы пребывали у них многие дни, пришел из Иудеи некто пророк, именем Агав, Деян.21:11. и, войдя к нам, взял пояс Павлов и, связав себе руки и ноги, сказал: так говорит Дух Святый: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме Иудеи и предадут в руки язычников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Ошибаются, именно туда каждый возьмет с собой все свои богатства: груз помыслов своих и всего содеянного. И придется держать перед Создателем ответ за то, как распорядился вверенной тебе временной земной жизнью, чтобы получить Жизнь Вечную. Никто не сможет избежать этого Суда. И только от самого человека зависит, каков будет этот груз, какая чаша перевесит – добра или зла. Но похоже, что до сих пор большинство землян следует рекомендации того психолога: «Отвлечь чем-то приятным и напоить горячим сладким чаем». До слез жаль тех, кто до сих пор не пришел ко Христу. Особенно тех, кто и не пытается идти, откладывая «на потом» или вообще выбрав дорогу в противоположном направлении. Сейчас столько возможностей изучать Истину, а потом на деле применять свои знания, просто жить по Христовым заповедям! Да, это очень трудно. Ведь придется полностью изменить свой образ жизни, отказаться от стольких соблазнов этого мира. А грех завернут в яркую красивую упаковку и кажется таким сладким. Отказаться от лжи и воровства, немилосердия и жестокости, блуда и сквернословия, пьянства и чревоугодия и многого другого – это означает стать «не таким, как все». Но мы помним предупреждение Христа, что это неизбежно, что все христиане должны быть готовы к такому отношению к ним: « Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое » ( Мф. 24:9 ). Конечно, сейчас за веру Христову гонят не пытками и казнями, а поношениями и насмешками, кощунством и неверием. Очень трудно благочестивому человеку терпеть эти насмешки, колкости и гонения, « а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир » ( Ин. 15:19 ). Но, избрав смирение и терпение, никак нельзя быть безмолвным, нужно всегда уметь дать ответ о своей вере. Приняв истину и свет Христов, мы не должны, просто не смеем скрывать его от окружающих нас из-за ложного стыда или боязни показаться отсталыми среди современного безбожия. Впрочем, просвещаясь светом Христовым, мы приобретаем не права, а обязанности. « Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах » ( Мф. 5:12 ). Кто принял этого света больше, с того больше и взыщется, если светом своим не освещал он окружающую непроглядную тьму.

http://azbyka.ru/way/prostye-ljudi-o-bog...

Печь сжигает всё, что положат в нее, поглощает топливо, а обратно выгребается мелкая зола. Так и обида сжигает в душе всё, такая душа лишь поглощает и уничтожает, а обратно выдает горстку сожженных чувств, отношений, порушенных связей с людьми. Но если от печки – тепло, то от объятой обидой души веет холодом. Сколько семей дали трещину только потому, что супруги стали обижаться друг на друга из-за каких-то оплошностей, накапливали в себе груз обид, и потом этот груз повлек ладью семьи ко дну. Есть те, кто в отместку изменил, в отместку подал на развод, в отместку бросил другого в тяжелой жизненной ситуации. Потому что обида всё перекрыла, лишила здравого разума, привела к крушению всего самого ценного. Обида – искушение всех людей без исключения. Яркий пример обиды и желания мести мы видим даже среди учеников Христа. Спаситель, направляясь в Иерусалим, послал учеников в самарянское селение приготовить для Него место. Но самаряне не приняли Спасителя, так как Он имел вид путешествующего в Иерусалим (Лк. 9: 53). Это и послужило поводом для обиды апостолов. А вот и желание мести: Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? (Лк. 9: 54). Так вот просто думали апостолы решить возникшую трудность, по принципу: нет человека – и проблемы нет. Апостолы еще и представить не могли, что когда-то с проповедью любви они пройдут эти земли, а потом с радостью встретят весть о том, что и самаряне приняли слово Божие (Деян. 8: 14). Их мысли пока были заняты тем, что хотелось испепелить своих обидчиков. Для переосмысления им нужно было еще пережить скорби и страхи, и только благодать Духа Святого соделала их сердце обителью любви, не знающей никакой обиды. Но если мы посмотрим предваряющее повествование Евангелия, то увидим, что перед самарянским селением апостолам пришла мысль, кто бы из них был больше (Лк. 9: 46). Размышление о том, насколько ты велик, естественно обращается позором, когда тебя кто-то не принял.

http://pravoslavie.ru/109631.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010