Муж. мон-рь Кинцвиси во имя свт. Николая Мирликийского (с. Кинцвиси) был основан в XII-XIII вв. В мон-ре 3 церкви: главный, крестово-купольный храм свт. Николая (XII-XIII вв.), церкви во имя вмч. Георгия и в честь Рождества Пресв. Богородицы (XIII в.), а также колокольня и руины различных построек. В храме свт. Николая сохранилось множество одновременных постройке здания фресок, наиболее известные - изображения арх. Гавриила из сцены Благовещения, жен-мироносиц, преподобных Давида Гареджийского и Иоанна Зедазнийского , св. Нины , вмч. Георгия , ктиторские портреты груз. царя Георгия III, св. царицы Тамары , царевича Георгия Лаши, первого министра св. царицы Тамары еп. Антония (Сагирисдзе) . Мон-рь как женский был возобновлен митр. Иовом в мае 1997 г., в 2001 г. преобразован в мужской. Настоятель - игум. Исаия (Гогиберидзе), подвизаются 6 послушников. На рубеже XX и XXI вв. при древних престолах или вновь выстроенных церквах в Дзамском ущелье было основано еще 8 мон-рей. В мон-ре Мухилети, учрежденном во имя свт. Зенона Икалтойского (с. Мухилети) в 1999 г., 2 церкви: главная, Пресв. Богородицы (1999-2002), и свт. Зенона Икалтойского (2001-2002). Настоятель - иером. Зенон (Санадзе), подвизаются 2 монаха и 3 послушника. 1 мая 2002 г. митр. Иовом было освящено сразу 3 мон-ря. Мон-рь Кватетри (груз.- Белый Камень) во имя Всех грузинских святых, с одноименной церковью (2001) базиличного типа. Настоятель - игум. Григорий (Тоидзе), 5 послушников. Мон-рь Дзама во имя прп. Саввы Освященного, с одноименной церковью (2002-2004). Настоятель - иером. Гавриил (Гачечиладзе), подвизаются монах и послушники. Монастырь Тбети во имя арх. Гавриила, с одноименной церковью (29 апр. 2003). Настоятель - игум. Шио (Хардзеишвили), 2 монаха и послушники. В том же году (27 окт.) был освящен мон-рь Бертубани во имя св. Марии Египетской. Настоятель - игум. Савва (Жгенти), подвизаются 2 послушника. 28 мая 2003 г. митр. Иов освятил монастырь Кодмани с церковью во имя св. Макария Александрийского (2003-2004). Настоятель - иером. Марк (Микабадзе), 2 послушника. Мон-рь Бана освящен во имя прп. Григория Хандзтийского, с одноименной церковью (2003-2004). Настоятель - иером. Иов (Гегешидзе), подвизаются иеромонах, монах и 2 послушника. В скиту св. Иоанна Крестителя (нач. XXI в.) подвизаются иеромонах и 2 монаха.

http://pravenc.ru/text/171891.html

Крестово-купольное сооружение (20×13 м), неоднократно реставрировался. Окончательный архитектурный облик храм получил в сер. XIX в. Здание выстроено из тесаного камня, входы с запада и с юга. Барабан имеет 12 окон, на фасадах - 8 ( Матиашвили. 1963. С. 5-6). Алтарь 3-частный, с запада над основным входом сооружены хоры. В сев. части храма находится главная святыня монастыря - могила прп. Антония, над которой был установлен белый мраморный камень с грузино-русской билингвой: «Преподобный отче, молись за нас» (Там же. С. 50). В кон. XX в. (очевидно, в 1989) камень был заменен аналогичным с орнаментальной каймой и груз. надписью: «Святой Антоний Марткопский». Оформление фасадов соответствует стилистике груз. архитектуры 2-й пол. XIX в. Все фасады венчают фронтоны. Вост. фасад 4 низкими пилястрами делится на 3 плоскости. На средней плоскости вырезано окно с округлым верхом, которое опоясано двойной орнаментальной рамкой. Над окном, на малом пьедестале, помещен крест с медальоном посередине, рукава завершены трифолиями. К средней части сев. фасада пристроена малая часовня с независимым перекрытием (венчается отдельным небольшим фронтоном), в интерьере это помещение является продолжением сев. рукава. Пристройка имеет большое окно с округлым верхом в профилированной рамке. Над окном помещен небольшой крест с округлыми рукавами; его обрамление соединяется с наличником окна. Над крестом расположено небольшое округлое окно. По бокам от пристройки находятся 2 окна, обрамленные крупным орнаментом, сохранились следы рельефов. Зап. фасад делится пилястрами на 3 плоскости. Посередине расположен главный вход, над к-рым помещено рельефное изображение головы ангела, выше - удлиненное окно, над ним - равноконечный крест в медальоне. Аналогично устроен юж. фасад: над входом помещены рельефное изображение головы ангела и окно. По бокам от входа находятся 2 крупных окна, на наличниках видны поврежденные рельефные изображения голов ангелов. Очевидно, такие же изображения были и на окнах сев. фасада. Фасады также украшены малыми рельефными изображениями виноградной лозы, крестов и звезд. Искусствоведческое исследование храма не проводилось. Другие строения

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Заметьте, Господь говорит, что Судья собирает все народы, все языки, это значит, что люди могут быть и язычниками, и неверующими, но по совести своей каждый человек этот закон знает. Каждый верующий должен понять, что если он остается равнодушным перед лицом зла и страдания, то он тем самым предает своего Господа. А тот, кто не ведает Бога, чувствует, что он предает себя, свою совесть, какую-то высшую правду. Значит, этот закон распространяется на всех. Господь говорит нам: “Мало произносить слова — любовь, доброта, доброжелательство. Любовь должна быть действенной, в чем-то проявляться в жизни”. Так и апостол Павел говорит, что самое главное в жизни нашей — это вера, движимая любовью. Вера действующая — не спящая, не равнодушная. Наверное, тот священник и тот левит, церковнослужитель, которые в притче о добром самарянине шли по дороге и видели лежащего раненого, считали, что верят в Бога, но они были черствыми и немилосердными: посмотрели на человека, который взывал о помощи, и, не повернувшись к нему, прошли мимо. И это равнодушие Господь сурово осуждает. А благословляет Он отзывчивость сердца — вот и весь закон Евангелия. Поэтому будем просить у Господа, чтоб Он дал нам сил, чтоб Он дал нам свою печать Божественную в сердце, чтобы мы не оставались равнодушными, как вода, как камень, чтобы мы были живыми людьми, отзывающимися на страдания и на нужду тех, кто нас окружает. И еще одно. В притче люди делятся на черных и белых, а чаще всего бывает так, что в нас живет и черный, и белый, и равнодушный, и отзывчивый, поэтому иногда разделение и борьба происходят в одном сердце человеческом. Так пусть же победит в нас вот это белое, светлое, доброе, любовное начало, чтобы мы услышали глас нашего Господа: “Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира”. Аминь. Прощеное воскресенье Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Приближается время Великого поста, время обновления, очищения и — самое главное — время подготовки к принятию Божественной исцеляющей благодати. Мы все приходим больные душой, неся на своих плечах тяжелые камни немощей, грехов, собственного несовершенства. Кто из нас не знает, как тяжелы эти камни, кто из нас не знает, как слаб человек, кто из нас не знает, что мы тысячу раз пытались освободиться от грехов, отряхнуть их с себя, но они вновь повисали на нас, и вновь мы шли согбенные и влачили мерзкий груз, черный и грязный.

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

лит-ры/Сост.: И. Лолашвили. Тб., 1978. Т. 1. С. 487-493 (на груз. яз.); Груз. поэзия/Сост.: С. Цаишвили. Тб., 1979. Т. 1. С. 80-104 (на груз. яз.); Древнейший Иадгари/Сост., ред., исслед.: Е. Метревели, Ц. Чанкиева, Л. Хевсуриани. Тб., 1980 (на груз. яз.). Ист.: Такаишвили Е. Пархальское Четвероевангелие//МАК. 1909. Вып. 12. С. 139-151; Ингороква П. Древнегруз. духовная поэзия. Тифлис, 1913. Т. 1: VIII-X вв. (на груз. яз.); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 337-343; Описание груз. рукописей Синайской горы/Сост., исслед.: И. Джавахишвили. Тб., 1947. С. 145-165 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Колл. S. Тб., 1959. Т. 1. С. 544-567 (на груз. яз.); Шатбердский сб. X в./Сост.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тб., 1979 (на груз. яз.); Иоанн Минчхи. Поэзия/Сост., исслед.: Л. Хачидзе. Тб., 1987 (на груз. яз.); Месяцеслов Георгия Святогорца: Сент./Сост.: Л. Джгамаия; ред: Л. Хевсуриани. Тб., 2007 (на груз. яз.). Лит.: Карбелашвили П., прот. Груз. светские и духовные напевы//Историческое обозрение. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Кекелидзе К. Литургические груз. памятники в отечественных книгохранилищах и их науч. значение. Тифлис, 1908; он же. Иерусалимский канонарь VII в. Тифлис, 1912. С. 321-342; он же. Мцхетский документ XI в. и его сведения о груз. письменности// Он же. Этюды. 1956. Т. 1. С. 238-249 (на груз. яз.); он же. Два Евфимия в древнегруз. лит-ре//Там же. 1957. Т. 4. С. 90-104 (на груз. яз.); он же. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 174-177; он же. Новый труд для истории древнегруз. поэзии// Он же. Этюды. 1960. Т. 6. С. 103-119 (на груз. яз.); он же. Груз. версия араб. Жития Иоанна Дамаскина//Там же. 1961. Т. 7. С. 136-176 (на груз. яз.); он же. Неизвестная редакция груз. Месяцеслова//Там же. 1962. Т. 8. С. 5-122 (на груз. яз.); он же. Грузинский литургический словарь//Там же. 1986. Т. 14. С. 190-216 (на груз. яз.); Blake R. The Athos codex of the Georgian Old Testament//HarvTR. 1929. Vol. 22. P. 33-56; Две древние редакции груз. Четвероевангелия, по 3 Шатбердским рукописям (897, 936 и 973 гг.)/Сост.: А.

http://pravenc.ru/text/2563174.html

Лит.: Чхиквадзе Г. Карбелашвили Василий//Груз. СЭ. Тбилиси, 1980. С. 394-395 (на груз. яз.); Джавахишвили Г. Книжник и исследователь//Мцигнобари (Книжник). Тбилиси, 1982. С. 149 (на груз. яз.); Чхатараишвили К. Первые попытки восстановления и записи груз. церк. пения//Гантиади (Рассвет). Кутаиси, 1989. 6. С. 252-261 (на груз. яз.); Папуашвили Н. По следам информации П. Карбелашвили: История двух пергаменных рукописей//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1991. Вып. 16. С. 215-228 (на груз. яз., резюме на рус. яз.); Бубулашвили Э. Груз. церк. пение в период экзархов//Груз. церк. пение. Народ и традиция: Докл. науч. конф. (16 марта 2001 г.). Тбилиси, 2001. С. 173-202 (на груз. яз., резюме на рус. и англ. языках); он же. Из истории Грузии: Письмо прот. Василия Карбелашвили И. Сталину//Омега. Тбилиси, 2001. 7. С. 24-26 (на груз. яз.); Василий Карбелашвили//Бодбис самрекло (Колокольня Бодбе). Цнори, 2004. 1. С. 19-23 (на груз. яз.); Епископ Стефан Карбелашвили/Сост.: К. Паичидзе//Ими не предан Христос. Тбилиси, 2005. С. 65-69 (на груз. яз.); Андгуладзе С. Епископ Стефан Бодбели (Василий Карбелашвили)/Ред.: К. Павлиашвили. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); она же. Кутаисский Собор (дек. 1926 г.) и еп. Стефан Бодбели (Василий Карбелашвили)//Христ. исследования. Тбилиси, 2009. С. 252-259 (на груз. яз., резюме на англ. яз.); она же. Братья Карбелашвили/Сост.: Л. Тогонидзе. Тбилиси, 2012 (на груз. яз.); Джангулашвили С. Нотный рукописный архив еп. Стефана (Василия) Карбелашвили//Духовная музыка: Науч. тр. Тбилисской гос. консерватории им. В. Сараджишвили. Тбилиси, 2007. С. 81-97, 120 (на груз. яз., резюме на англ. яз.); Карбелашвили А. Илия Чавчавадзе и братья Карбелашвили. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); он же. Письмо Илии Чавчавадзе Василию Карбелашвили: «Вестник сирых» и Филимон Карбелашвили//Квакутхеди (Краеугольный камень). Тбилиси, 2007. 8. С. 19-20 (на груз. яз.); Шилакадзе М. Из архива Василия Карбелашвили//Духовная музыка. Тбилиси, 2007. С. 77-80, 120 (на груз. яз., резюме на англ. яз.); Свящ. Полиевкт Карбелашвили, 1855-1936: Фотолетопись/Сост.: Л. Тогонидзе, Г. Мачуришвили//Сапатриарко уцкебани (Ведомости Патриархии). Тбилиси, 2008. 22. С. 17-18 (на груз. яз.); Свящ. Филимон Карбелашвили, 1879-1930: Фотолетопись/Сост.: Л. Тогонидзе, Г. Мачуришвили//Там же. 42. С. 18-20 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Груз. архиереи (XX-XXI вв.). Тбилиси, 2009 (на груз. яз.); Садзаглишвили Н. Из истории деятельности свящ. Василия Карбелашвили//Тр. 1-й науч. конф. гуманитарного фак-та Груз. ун-та (26-27 нояб. 2010 г.). Тбилиси, 2011. С. 96-112 (на груз. яз.); Заслуги семьи Карбелашвили перед народом и Церковью: Фотолетопись/Сост.: Л. Тогонидзе, Г. Мачуришвили//Сапатриарко уцкебани (Ведомости Патриархии). Тбилиси, 2012. 1. С. 16-20 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1681013.html

По-видимому, З. Б. скончался после 1034 г., т. к. с этого времени его имя в источниках не упоминается ( Метревели. 1996. С. 186). Ист.: Иоанн Постник. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях груз., греч. и слав./Ред.: Н. А. Заозерский, А. С. Хаханов. М., 1902; Описание груз. рукописей: Рукописи (Q) новой коллекции музея/Сост.: Е. П. Метревели, Х. Г. Шарашидзе; ред.: И. В. Абуладзе. Тбилиси, 1957. Т. 1. С. 36-38 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Коллекция (S) бывшего Об-ва распространения грамотности среди груз. населения/Сост.: Т. М. Брегадзе и др.; ред.: Е. П. Метревели. Тбилиси, 1959. Т. 1. С. 51 (на груз. яз.); Аристакес Ластивертци. Повествование вардапета Аристакеса Ластивертца/Пер. с древнеарм.: К. Н. Юзбашян. М., 1968. С. 60; он же. История/Груз. пер., исслед., коммент.: Е. В. Цагареишвили. Тбилиси, 1974. С. 51, 164 (на груз. яз.); Малый Номоканон/Ред.: Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1972. С. 14 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Коллекция (А) бывшего Церковного музея/Сост.: Т. М. Брегадзе и др.; ред.: Е. П. Метревели. Тбилиси, 1973. Т. 1. Вып. 1. С. 7-17 (на груз. яз.); Цагареишвили Е. В. Арм. источники о взаимоотношениях Грузии и Византии в X-XI вв.//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1973. Вып. 2. С. 157-209 (на груз. яз.); Брегадзе Т. Описание груз. рукописей, содержащих соч. Григория Назианзина. Тбилиси, 1988. С. 62-70 (на груз. яз.). Лит.: Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Сост.: Н. П. Кондаков; груз. надписи прочтены и истолкованы Д. Бакрадзе. СПб., 1890. С. 166-170; Каухчишвили Т. С. Греч. приписки нек-рых груз. рукописей//Мимомхилвели (Обозреватель). Тбилиси, 1951. Вып. 2. С. 456-476 (на груз. яз.); Шмерлинг Р. Художественное оформление груз. рукописной книги IX-XI вв. Тбилиси, 1967. Т. 1. С. 158; 1979. Т. 2. С. 143-147; Копалиани В. Грузино-визант. полит. взаимоотношения в 970-1070 гг.. Тбилиси, 1969. С. 108-109 (на груз. яз.); Алибегашвили Г. Художественный принцип иллюстрирования груз. рукописной книги XI - нач. XII вв. Тбилиси, 1973. С. 13, 38, 71-72; Мачавариани Е. Афонский Иверский мон-рь и груз. иллюминованная книга//Сабчота хеловнеба (Советское изобразительное искусство). Тбилиси, 1980. 11. С. 52-60 (на груз. яз.); Метревели Е. Очерки из истории Афонского культурно-просветительского очага. Тбилиси, 1996. С. 107-172, 186 (на груз. яз.); Очерки истории Грузии. Тбилиси, 2002. Т. 3. С. 96-97 (на груз. яз.); Успенский Ф. И. История Визант. империи. М., 2002. Т. 3: Период Македонской династии (867-1057 гг.). С. 669-670; Силогава В. И., Шенгелия К. А. Тао-Кларджети. Тбилиси, 2006. (на рус., груз., англ., тур. яз.).

http://pravenc.ru/text/182705.html

Лит.: Бутков П. Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 г. по 1803 г. СПб., 1869. Ч. 1. С. 228-339; Гарсеванишвили А. Царь Ираклий II как военачальник: Ист. монография. Кутаиси, 1889. (Опыт; Кн. 1) (на груз. яз.); Джанашвили М. Царь Ираклий. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Перадзе И. Грузинский царь Ираклий II и его молитва//ДВГЭ. 1898. 2. С. 1-3; Натроев А. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900. С. 219-220, 322; Чичинадзе З. Крестьяне - герои Ираклия. Батум, 1902 (на груз. яз.); он же. Плач по поводу кончины груз. царя Ираклия/Ред.: Н. Канделаки. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1936 (на груз. яз.); Кикодзе Г. Ираклий Второй. Тбилиси, 1941, 19472 (на груз. яз.); он же. То же/Пер. с груз. яз.: А. Зардиашвили. Тбилиси, 1945, 19482; он же. Войны царя Ираклия. Тбилиси, 1943 (на груз. яз.); Макалатия С. Героизм и самопожертвование Ираклия Второго. Тбилиси, 1942 (на груз. яз.); Сихарулидзе К. Борьба грузин за Родину во главе с Ираклием II: По фольклорным мат-лам. Тбилиси, 1942 (на груз. яз.); Гвритишвили Д. История Тбилиси. Тбилиси, 1952. С. 93 (на груз. яз.); Лионидзе С. Плач плачей по достойному блаженства царю Грузии Ираклию: По автографическим рукописям XVIII в. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); История Грузии. Тбилиси, 1962. Т. 1/Сост.: Н. Бердзенишвили, В. Дондуа и др. С. 400; Маркова О. П. Россия, Закавказье и междунар. отношения в XVIII в. М., 1966. С. 139; Думбадзе М. Освобождение Картли-Кахети от Иранского владычества//Очерки истории Грузии. Тбилиси, 1973. Т. 4. С. 600-601 (на груз. яз.); Рогава А. Зачатки капитализма в Грузии и политика Ираклия II. Тбилиси, 1974; Табагуа И. Грузия на междунар. арене во 2-й пол. XVIII в.: Из истории внешней политики Ираклия II. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); он же. Европейские сведения об Ираклии Втором. Тбилиси, 2000 (на груз. яз.); Пайчадзе Г. Г. Георгиевский трактат. Тбилиси, 1983; Тухашвили Л. Россия и общ.-полит. движение в Грузии, 2-я пол. XVIII в. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Авалиани С. Антоний I (Багратиони): Жизнь, деятельность, филос. мировоззрение. Тбилиси, 1987. С. 8 (на груз. яз.); Саникидзе Л. Мать-История. Тбилиси, 1996. С. 319 (на груз. яз.); Гоголаури Р. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. и освободительная борьба Ираклия Второго в Самцхе-Джавахети. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Спарсиашвили З. Культ предков и поэзия Важи: Ираклий Второй. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); он же. Этот наш царь Ираклий. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.); Ираклий II//Цари Грузии. Тбилиси, 2000. С. 225-230 (на груз. яз.); Вачнадзе М., Гурули В. Грузино-русские отношения: История, итоги, уроки. Тбилиси, 2001; они же. Вместе с Россией и без нее. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Швелидзе Д. Европейские знания об Ираклии Втором: По СПб. ведомостям. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/673857.html

Соч.: Избр. тр. Тбилиси, 1968. Т. 1 (на груз. яз.); Три ист. хроники: «Мокцеваи Картлисай», «О жизни Багратионов» Сумбата и «Хроника Месхетской Псалтири». Тбилиси, 1890 (на груз. яз.); То же [Источники груз. летописей: Три хроники]//СМОМПК. 1900. Вып. 28. С. 1-216; Еще один из источников «Истории Грузии» царевича Вахушти - гуджар Баратовых из Бетании//ЗВОРАО. 1893. Вып. 8. С. 113-127; Хроника Эриставского Акафиста//СМОМПК. 1901. Вып. 29. С. 95-114; Груз. надписи Ахталы//Там же. С. 138-145; Археол. путешествия и заметки: Гурия, Ачи, Лехаури, Макванети, Гурианта, Горисперди и Шемокмеди//Моамбе. 1902. 2. С. 19-36 (на груз. яз.); Зарзмский мон-рь, его реставрация и фрески//СМОМПК. 1905. Вып. 35; Суджунская церковь и ее древности//ХВ. 1916. Т. 5. Вып. 1. С. 40-50; Церкви и церковные древности Мегрелии//Изв. Кавк. историко-археол. ин-та в Тифлисе. Л., 1927. Т. 2: 1917-1925 гг. С. 69-85; Археол. экспедиция в Лечхум-Сванети в 1910 г. П., 1937 (на груз. яз.); Археол. экспедиция в Кола-Олтиси и Чангли в 1907 г. П., 1938 (на груз. яз.); Список царей и католикосов Никорцминдской рукописи. П., 1938 (на груз. яз.); Две груз. рукописи Ватиканской б-ки//Тр. ТГУ. 1950. Вып. 39. С. 177-187 (на груз. яз.); Древности Чхарской церкви//Вестн. гос. музея Грузии им. С. Джанашия. 1950. Т. 16B. С. 203-210; Археол. экспедиция 1917 г. в южные провинции Грузии. Тбилиси, 1952. Изд.: Сигель [грамота] груз. царя Баграта IV (1027-1072)//ЗВОРАО. 1893. Вып. 9. С. 59-68; Мат-лы для истории Грузии: Ред. Тифлис, 1895 (на груз. яз.); Описание рукописей б-ки Об-ва распространения грамотности среди груз. населения. Тифлис, 1902-1904. Т. 1. Вып. 1-4; 1906-1912. Т. 2. Вып. 1-4; Древняя Грузия. Тифлис, 1909. Т. 1; 1911-1913. Т. 2; 1913-1914. Т. 3; 1914-1915. Т. 4 (на груз. яз.); Груз. древности. Тифлис, 1899. Т. 1; 1909. Т. 2; 1910. Т. 3 (на груз. яз.). Лит.: Марр Н. Я. [Рец. на: Такаишвили Е. Описание рукописей Об-ва распространения грамотности среди груз. населения]//ЗВОРАО. 1904. Т. 15. С. 161; Смирнов Я. И. Ахалгорский клад. Тифлис, 1934; Метревели Р., Бадридзе Ш. Еквтиме Такаишвили. Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); Келенджеридзе Е., сост. Библиография трудов Е. С. Такаишвили. Тбилиси, 1963 (на груз. яз.); она же, сост. Архив академика Е. Такаишвили: Описание. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); Сургуладзе А. Еквтиме Такаишвили: Жизнь и деятельность. Тбилиси, 1977 (на груз. яз.); Жордания Г. Возвращенные сокровища. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Мегрелидзе И. В. Еквтиме Такаишвили: Жизнь и деятельность. Тбилиси, 1989 (на груз. яз.); Чанидзе Н., Бедоидзе К., сост. Святой Еквтиме (Такаишвили) - человек Божий: Сб./Ред.: З. Абашидзе. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.); Шарадзе Г. Так начинался св. Еквтиме Такаишвили. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/187687.html

яз.); «Мартирика» Антония I: Метафрастические тексты//Там же. 1980. Т. 6 (на груз. яз.); Шатбердский сб. X в./Сост.: Б. Гигинеишвили, Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1979. С. 320-353 (на груз. яз.); Мученичество Шушаник Якоба Хуцеси и Житие Григола Ханцтели Георгия Мерчуле/Ред.: З. Сарджвеладзе, К. Данелиа, Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1986, 20022 (на груз. яз.). Лит.: Джанашиа С. Н. Псевдо-Арсений о Сирийских отцах//Сообщ. Груз. филиала АН ГССР. Тбилиси, 1940. Т. 1. С. 475-482 (на груз. яз.); Абуладзе И. Груз.-арм. лит. связи в IX-X вв.: Исслед. и тексты. Тбилиси, 1944 (на груз. яз.); он же. Один из неизв. источников «Мученичества Або Тбилели»// Он же. Труды. Тбилиси, 1976. Т. 3. С. 128-199 (на груз. яз.); Чхартишвили М. О взаимосвязи редакций «Жития Иоанна Зедазнели»//Тр. греко-груз. ун-та. Тбилиси, 1944. Вып. 1 (2). С. 120-126. (на груз. яз.); она же. «Мученичество и страстотерпничество св. Евстафия Мцхетского» и «Житие Серапиона Зарзмели»: Источниковедческое исслед. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Кекелидзе К. Автор летописной редакции «Жития Нино»// Он же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 252-292 (на груз. яз.); он же. Вопрос о приходе в Картли Сирийских подвижников//Там же. 1956. Т. 1. С. 19-50 (на груз. яз.); он же. Личность и мученичество Константи-Кахи//Там же. С. 133-146 (на груз. яз.); он же. Отрывок из истории груз. агиографии: Иларион Грузин//Там же.1957. Т. 4. С. 134-158 (на груз. яз.); он же. Главные ист.-хронол. вопр. обращения грузин//Там же. C. 252-292 (на груз. яз.); он же. История древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1980. Т. 1. С. 496-543 (на груз. яз.); Кубанеишвили С. Григол Диакон и его сочинение//Лит. разыскания. Тбилиси, 1945. Вып. 2. С. 202-228 (на груз. яз.); Рухадзе Т. Вновь найденное «Житие и мученичество царицы Кетеван»//Лит. разыскания. Тбилиси, 1949. Вып. 5. С. 248-267 (на груз. яз.); Барамидзе Р. Очерки из истории груз. агиографии. Тбилиси, 1957 (на груз. яз.); он же. Проблематика груз. прозы. Тбилиси, 1996 (на груз. яз.); Кавтария М. Жизнь и деятельность Бесариона Орбелишвили//Моамбе (Известия)/ИР АН ГССР.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Лит.: Tarchnischvili M. Geschichte der kirchlichen georgischen Literatur, auf Grund des ersten Bandes der georgischen Literaturgeschichte von K. Kekelidze. Vat., 1955. (ST; 185); Кекелидзе К. Симеон Метафраст по груз. источникам// Он же. Этюды . 1957. Т. 5. С. 212-226; он же. Груз. версия араб. Жития Иоанна Дамаскина//Там же. 1961. Т. 7. С. 136-176; Метревели Е. Автограф Ефрема Мцире//Изв. Ин-та рукописей Груз. АН. Тбилиси, 1959. Вып. 1. С. 115-125 (на. груз. яз.); Хинтибидзе Э. Грузинские редакции «Книги упражнений» Василия Каппадокийского. Тбилиси, 1968 (на груз. яз.); Шанидзе М. Вступление Ефрема Мцире к толкованиям Псалтыри//Тр. кафедры древнегруз. языка ТГУ. Тбилиси, 1968. Вып. 11 (на груз. яз.); Брегадзе Т. Сочинения, переведенные Ефремом Мцире//Мравалтави. 1971. Т. 1. С. 429-463 (на груз. яз.); Сирадзе Р. Из истории груз. эстетической мысли. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.); Данелия К. Вопросы истории груз. лит. языка: По древнегруз. версиям Посланий ап. Павла. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Сарджвеладзе З. Введение в историю груз. лит. языка. Тбилиси, 1984 (на груз. яз.); Твалтвадзе Д. О неизвестном колофоне Ефрема Мцире//Тр. кафедры древнегруз. языка ТГУ. Тбилиси, 1988. Вып. 27. С. 210-221 (на груз. яз.); Otkhmezouri Th. Les signes marginaux dans les manuscrits géorgiens de Grégoire de Nazianze//Le Muséon. Louvain, 1991. Vol. 104. N 3-4. P. 335-347; она же. Об одной схолии переводчика в автографе Ефрема Мцире. Тбилиси, 1997. С. 78-81 (на груз. яз.); она же. Книги античных авторов в визант. эпохе: Ефрем Мцире и книги «внешних»//ANATHESIS. Тбилиси, 1999. С. 227-234 (на груз. яз.); Rapava M., Coulie B. Les colophons d " Ephrem Mtsire et les traductions géorgiennes de Grégoire de Nazianze//Le Muséon. Louvain, 1991. Vol. 104. N 1-2. P. 109-124; Bezarashvili K. The Problem of the So-called «Aporeta» in the Georgian Corpus of the Works of Gregory the Theologian//Le Muséon. 1995. Vol. 108. N 1-2. P. 131-142; она же. Воззрения Ефрема Мцире о соотношении классических лит. форм и христ. содержания//Лит. разыскания. 1998. Вып. 19. С. 123-154 (на груз. яз.); она же. К вопросу об отношении к «мирской мудрости» в колофонах Ефрема Мцире//Мацне: Сер. языка и лит-ры. 2001. Вып. 1-4. С. 134-157 (на груз. яз.); она же. О понимании «глубокого книжного слова» в колофонах Ефрема Мцире//Там же. 2002. Вып. 1-4. С. 87-107 (на груз. яз.); она же. Теория и практика риторики и перевода по древнегруз. переводам сочинений Григория Богослова. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.); Маргиани Т. Груз. перевод энкомия Софрония Иерусалимского//Филологические разыскания. Тбилиси, 1995. Вып. 2. С. 131-143 (на груз. яз.); Каросанидзе Л. Грамматика Дионисия Фракийского и древнегруз. грамматическая мысль. Тбилиси, 1998, 20022 (на груз. яз.); Мачавариани М. Об отношении Ефрема Мцире к «мирской мудрости» в переводе гомилии «Против Иулиана Отступника» (Or. 5)//Лит. разыскания. 2002. Вып. 23. С. 89-95 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/182161.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010