В одной из церквей Воскресенского монастыря воины обнаружили старца-схимника, совершавшего богослужение. Чтобы не допустить поругания Святых Даров, он немедленно принял их, после чего был обезглавлен. Имя его осталось неизвестным. До настоящего времени следы его крови видны на каменном престоле, куда воины положили отсечённую главу святого схимника, а также на потолке и стенах маленькой церкви, равно как и множество пятен крови других мучеников в храмах монастыря. Предание повествует, что на изрубленные тела мучеников опустились три светоносных столпа и стояли над местностью Гареджи на протяжении трёх дней. Из всей братии решили спастись бегством только двое послушников. Они увидели столпы света и множество благоухающих венков роз, спускавшихся на землю, отдельно от которых парили два венка, возвращающиеся на небо. Раскаявшись, юноши вернулись обратно и, встретив на пути персов, были усечены на дороге между монастырями святого Давида и святого Иоанна Крестителя, напротив монастыря святого Иакова Персянина. Всё это произошло в пасхальную ночь 31 марта 1616 года. При грузинском царе  Арчиле II кости Гареджийских страдальцев были во всей тщательностью собраны и уложены в одной из церквей монастыря. По свидетельству Сабинина, в каменной стене одного из храмов необитаемой ко второй половине XIX века обители Моцамети (груз. Мученическая), откуда пострадало наибольшее число монахов, сохранялись мироточащие мощи мучеников. Сабинин был также свидетелем чудес, происходящих от источающей благоухание темно-малиновой розы, выросшей на месте казни двух послушников и цветущей до конца июня посреди выжженной солнцем пустыни. Все попытки монахов пересадить её в более подобающее место оканчивались неудачей. Мироточение костей Гареджийских преподобномучеников побудило новую братию, населившую лавру святого Давида и Иоанно-Крестительскую пустынь в середине XVIII века, просить католикоса Антония I о составлении службы святым и об установлении празднования их памяти во вторник Светлой седмицы, на третий день Пасхи.

http://drevo-info.ru/articles/13681411.h...

В 1888 г. от железнодорожной ст. Гелати до мон-ря была проведена железная дорога. В 1892 г. был учрежден Комитет по возобновлению часовни над гробницей царя Давида в Гаенатском мон-ре. О плохом состоянии памятников и необходимости их ремонта, а также о разграблении монастырского имущества свидетельствует груз. периодика нач. XX в. (Мцкемси, 1900. 21; Могзаури, 1904. 7; Иверия, 1904. 174 и др.). В 1923 г. церковный инвентарь, хранившийся в Г., был передан Кутаисскому историко-этнографическому музею, а мон-рь стал филиалом музея. В 1945 г. Кутаисский музей провел расчистку и полный обмер здания академии; в 1961-1965 гг. были произведены работы по консервации памятников. В наст. время Г. передан Грузинской Православной Церкви. В мон-ре хранились древние рукописи, уникальные чеканные, живописные и эмальерные иконы, предметы церковной утвари. В памятниках искусства Г. отражена история, духовная и художественная жизнь не только мон-ря, но и средневек. Грузии. В окрестностях мон-ря расположены др. христ. памятники: небольшая жен. обитель в честь Преображения Господня, основанная царем Давидом, и на хребте выше мон-ря - 3 разрушенные церкви с гробницами, выдолбленными в скале. Н. Н. Крашенинникова Архитектурно-художественный ансамбль Разновременные постройки мон-ря, возведенные на одной оси с главным храмом и выдержанные в едином стиле, представляют собой цельный архитектурный ансамбль. Собор Рождества Пресв. Богородицы оказал заметное влияние на памятники, возведенные позже. Собор и храмы вмч. Георгия и свт. Николая имеют купольные завершения стройных архитектурных форм, сходные облицовочный материал, характер кладки, декор. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (1106-1125), крестово-купольная постройка, вытянутая по оси «восток-запад», с 3 гранеными апсидами (средняя выше и шире боковых), с высоким барабаном купола, рукава креста повышены относительно др. частей здания. С юж., зап. и сев. сторон собор окружен пристройками разного времени. Основное ядро здания имеет 5 арочных входов: по одному в сев. и юж. рукавах и 3 в западном. Центральное пространство освещено высокими и широкими окнами; барабан купола, арки свода к-рого опираются на выступы стен и 2 столпа, прорезан 16 высокими окнами. Кладка храма состоит из груботесаных камней различной величины, с заполнением швов более мелкими камнями. Снаружи храм облицован квадрами экларского известняка, первоначально имевшего белый цвет, но со временем получившего темно-желтый или розоватый оттенок. Фасады рукавов креста, центральная апсида, барабан купола украшены высокой декоративной аркатурой, боковые стены рукавов креста - аркатурой из сдвоенных арок. Пониженные части здания не имеют декора, за исключением наличников окон.

http://pravenc.ru/text/161963.html

Светицховели (Мцхета) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Светицховели — кафедральный патриарший храм Грузинской Православной Церкви, на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Находится в Числится среди памятников Всемирного наследия. Является одним из главных духовных центров Грузии. Содержание История [ править править код ] Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели (груз.животворящий столп) является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней. Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения. В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде). Архитектура [ править править код ] В плане церковь вытянута с запада на восток и являет собой удлинённый прямоугольник. Пространственный образ креста создается направленными по четырём сторонам света плечами. Плечи прямоугольны, кроме восточной, которая заканчивается апсидом. На северном и южном плече на двух этажах расположены комнаты для утвари и складские помещения. В южный неф встроена часовня-ротонда XIII—XIV вв. — дань композиции Храма Гроба Господня. Купол держат 4 мощных столпа, а в барабане купола 16 поясов крепости. По фасадам и барабану проходит изысканный аркатурный пояс с рельефами. Устремлённый ввысь собор обновлялся в XV и XVII веках; тогда же были созданы росписи, украшающие его внутренние стены. В 1830-е гг. боковые арочные галереи были разобраны, многие росписи — забелены, но впоследствии прописаны. Несмотря на то, что храм перенес не одно изменение, большая часть фресок погибла и побелка стен в интерьере убавила художественную целостность, он и сегодня оставляет большое впечатление.

http://azbyka.ru/palomnik/Светицховели_(...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежной архитектуры ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви КАИР крупнейший город Ближ. Востока, столица Египта, резиденция патриархов Александрийской Православной Церкви и Коптской Церкви КАЛЕНИЧ жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви КАЛЪАТ-СИМЪАН монастырь в Сев. Сирии, у столпа, на котором подвизался прп. Симеон Столпник (Старший) (ок. 386-459; пам. 1 сент.) КАРАН ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы - см. Белая церковь Каранская в честь Благовещения пресв. Богородицы КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ [Киликийское армянское гос-во], средневек. христ. гос-во армян в Киликии (историческая область на юго-востоке М. Азии и на северо-западе Сирии; ныне Турция) (кон. XI - кон. XIV в.) КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КУМУРДО кафедральный собор исторической Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник груз. средневек. зодчества КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия)

http://pravenc.ru/rubrics/123102_5.html

    П. Правда.     К. Итак, не может равняться с преимуществами Божества человеческое; и многого ему не достает для сего. Поэтому Он (Христос) и сказал, как соделавшийся и мысли-мый подобным нам: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14:28), хотя по естеству Божества и равномерный Ему и не низший превосходства Родителя. Длина столпа десять локтей: ибо всесовершен как бы по высоте Божества Христос; а доходящее до десяти число принимается в Божественном Писании как знамение совершенства. У столпа верхушка золотая, а также и корпус золотой: так и воспринятый от Девы храм избыточествует обитанием естества высочайшего; а зо-лото есть символ Божества, имея преимущество во всем, по сравнению с веществами подобного рода. Подножие из серебра и двойное: так же и Христос светел и славен на земле, по написанному: «Бог Господь явися нам» (Пс.117:27), — и как бы двойного разумения требует, ибо мыслится в Нем Бог и человек: потому что это, я думаю, значит двойное и серебряное подножие.     П. Ты уподобляешь правильно.     К. Но обрати внимание вот на что, друг мой.     П. Что такое?     К. Повелевши всю скинию обтянуть десятью покрывалами, прибавляет между прочим: «И сделай покрывала на козьей шерсти, чтобы покрывать скинию; одиннадцать покрывал сделай таких; длина одного покрывала тридцать локтей, а ширина четыре локтя; это одно покрывало: одиннадцати покрывалам одна мера. И соедини пять покрывал особо и шесть покрывал особо; шестое покрывало сделай двойное с передней стороны скинии. Сделай пятьдесят петлей на краю крайнего покрывала, для соединения его с другим, и пятьдесят петлей... на краю другого покрывала, для соединения с ним» (Исх. 26:7-10). Что это значит, Палладий? Если покрывал (полотняных) Он навешивает десять, то почему же не равночисленны им покровы власяные (кожаные), но один кладется лишний, то есть одиннадцатый? Ибо «соедини, — говорит, — пять покрывал особо и шесть покрывал особо» (Исх.26:9).     П. Не могу сказать.     К. Но самое положение их уяснит искомое.     П. Каким образом?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Архимандрит Киприан (Керн), ссылаясь на М.Н. Скабаллановича, указывает, что центральной мыслью всего догматика второго гласа является соотношение ветхозаветных прообразов к новозаветным событиям . И первое сравнение – параллель Приснодевства Богородицы с неопалимой купиной: «Якоже бо купина не сгараше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси». Для большинства святых отцов события, связанные с неопалимой купиной, – это ветхозаветный прообраз Пресвятой Девы Марии, Которая приняла Того, о Ком сказано в книге пророка Исайи: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел! горы растаяли бы от лица Твоего, как от плавящего огня» (Ис. 64,1–2). В подтверждение данной мысли обратимся к трудам автора догматика – преподобного Иоанна Дамаскина. Он пишет: «Купина была образом Богоматери, и Моисею, намеревающемуся к ней подойти, Бог сказал: Сними обувь твою с ног твоих…” Итак, если земля святая, на которой был явлен Моисею образ Богородицы, то во сколько раз больше этот образ?» . История Богородицы, которая до, во время и после Рождения Христа сохранила девство, является столь удивительным и чудесным событием, что ее просто невозможно объяснить, как и тот терновый куст, в котором Бог явился Моисею. Возсия Солнце правды Следующим сравнением Ветхого и Нового Заветов, на которое хотелось бы обратить внимание, является соотнесение ветхозаветного огненного столпа и новозаветного праведного Солнца: «вместо столпа огненнаго праведное возсия Солнце». Первая часть данного выражения повествует о периоде в истории жизни израильского народа. Основываясь на книге Исход, мы знаем: когда еврейский народ уходил из Египта, днем его сопровождал облачный столб, а ночью – огненный: «Господь… шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном » (Исх. 13, 21). История второй части данного выражения уходит своими корнями в пророческие книги, самую близкую к Новому Завету. Пророк Малахия возвещает нам следующее: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные» (Мал. 4, 2).

http://pravoslavie.ru/143591.html

Бог особым образом вселяется в человека. «Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» ( Ис. 57, 15–21 ). Бог прямо называет место, где Он живет – высота Небес – а также во Святилище и в сердце сокрушенном и смиренном. Что это значит? Язычники считали, что боги живут в храмах в прямом смысле этого слова. Языческие храмы так и были устроены: колоннада, все верующие стоят снаружи, а внутри статуя, там приносят жертвы. Считалось, что это и есть жилище бога в прямом смысле. Так ли это? У истинного Бога особая благодать. В Третьей Книге Царств объясняется, как Бог действует во святилище. «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил. Но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне» ( 3Цар. 8, 27–30 ). Перед нами повествование о том, в каких обстоятельствах Бог слышит нас: если люди будут приходить в храм за разрешением клятвы, если будут в плену, в болезни и в других тяжелых ситуациях. Место особого присутствия Божия – место, где Бог особенно являет Свою Славу. Через всю Библию красной нитью проходит рассказ о Славе Божией. Есть особое место присутствия Божия, где живет и является Слава Божия. В главе 40 Книги Исход говорится о Славе Божией. Она опускается на скинию в виде огненного столпа – того самого огненного столпа, который вывел евреев из Египта. Этот огненный столп висит над скинией и перемещается вместе с ней. Он ведет Израиль, ищет стоянку и руководит Израилем на пути. Потом столп исчезает на некоторое время, и остается скиния. Но если кто-то из недостойных касается Ковчега Завета, он умирает, так как Слава Божия – Сила Божия, Благодать Божия остается с этим местом. Бог являет Себя в Святилище. Когда Соломон молится и просит, чтобы Бог освятил храм, с неба сходит огонь и сжигает жертву на жертвеннике, и в Храм входит Слава Божия (2 Пар.).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В-четвертых, предупреждение Господа Иисуса Христа, чтобы люди не совершали непростительного греха против Духа Святого, указывает на Его Божество и Личность. Мы читаем это в Матф. 12:31–32 . Иисус сказал, что даже хула на Него, как на Сына Человеческого, простится человеку, а хула на Духа Святого никогда не простится. Этим Иисус дал понять, что хула на Него – это хула на Его человеческую природу, а хула на Духа Святого есть величайший грех против Бога и поэтому никогда не простится. Дух Святой не воплощался на земле и Он полностью Бог, Каковым есть Бог Отец. Учителя Сторожевой Башни ошибаются. Если бы Дух Святой не имел личности и был лишь влиянием Отца, то хула против Него не была бы непростительным грехом. Но, так как этот грех хулы непростителен, то следует понять, что Дух Святой есть истинный Бог, обладающий Своей великой Личностью. Несостоятельность третьего столпа веры свидетелей Иеговы Обсуждению третьего столпа веры свидетелей Иеговы мы уделили больше внимания. Это необходимо, потому что свидетели Иеговы больше всего стараются смутить людей аргументами против учения о Святой Троице. Давид Рид, бывший иеговист, объясняет, что для иеговистов учение о Троице – не умственная проблема, а духовная. Он говорит: Реальная проблема – духовная, а не интеллектуальная, и поэтому кажется, что рассуждения и логика достигают так мало: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор. 2:14 ). Когда Иисус спросил: «За кого вы почитаете Меня?» и Петр дал правильный ответ, Иисус ответил: «Блажен ты, Симон, Сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» ( Матф. 16:15–17 ). Если свидетель Иеговы продолжает смотреть на Общество Сторожевой Башни, как на канал связи с Богом, повинуясь повелениям Сторожевой Башни, и как на способ достижения праведного состояния перед Богом, нет вероятности в том, чтобы ему было дано духовное разумение, которое необходимо для познания природы Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

Здесь проклинается то рукотворенное древо, которое названо «богом», т. е. проклинаются идолы, которых язычники признавали за богов. Чрез крест же явилась правда: ст. 7. Но богом он никогда не называется, и потому ко кресту сии слова не имеют отношения. Здесь-то и сбываются слова апостола над сектантами во всей своей силе: 1Кор. 1:18 . Иер. 10:3 . Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора. 4. Покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Примеч . Приведенные слова сектанты относят к кресту Христову и его украшениям Этим местом осуждается то обделанное дерево (обточенный столп), которое для религиозных целей употребляемо было «язычниками» (ст. 2), т. е. осуждаются идолы; но этим осуждается не всякое религиозное употребление обделанного столпа, напр., не осуждается употребление придорожных и намогильных крестов, что уже достаточно видно из религиозного употребления обделанного столпа («знамя»). Моисеем: Чис. 21:8–9 . (Сравн. Евр. 13:13 ). Чис. 21:8 . И сказал Господь Моисею: сделай себе (медного) змея и выставь его на знамя, и (если ужалит змей какого-либо человека) ужален ный, взглянув на него, останется жив. 9 . И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив. Мф. 5:35 . Не клянись ии землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя. Деян. 17:24 . Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет. 25 . И не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. Примеч . Эти слова сектанты приводят,отрицая пользу от крестного знамения. Служения рук человеческих бывают различного достоинства, напр.: когда мы служим Богу посредством подачи своими руками милостыни нуждающемуся: Мф. 6:3 , когда мы воздеваем чистые руки во время молитвы: 1Тим.2:8 , то неужели такого служения Господь не приемлет? Бог не требует именно такого служения рук человеческих, которое непременно предполагает, что Бог «как бы имеет в чем-либо нужду», которое (служение) рассчитывает сделать для Бога услугу в том, в чем будто бы Он нуждается. Такие услуги язычники делали богам своим, когда пищею и питием рассчитывали удовлетворить голод и жажду богов своих, наир., Дан. 14:3–6 . Полагая на себе крестное знамение руками, мы совсем не думаем сделать услугу Богу, но напротив – к себе стараемся приблизить силу Божию: Исх. 17:11. Кроме того и сами сектанты во время молитвы нарочито складывают руки особенным образом; следовательно, вышеуказанный текст должны обращать они и против самих себя, если только не откажутся от подобного кривотолка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Иди далее, Израиль, грядущий из Египта вслед за столпом или столпами твоими к определенной тебе стране! Пойдем и мы, слушатели, вслед за столпами нашими духовными, присматриваясь к их нравам и деяниям! Один ли был, или два столпа, ведшие Израиля, – Бог весть! Мы же, исчисляя два лица апостольских, называем их двумя столпами, придерживаясь такого наименования их святым Златоустом, который в своем слове на сей верховный апостольский праздник говорит: «Столпы церковные, вселенной светильники, равные друг другу и большие всей твари». Естество столпа или столпов израильских было огненным и воднооблачным. Но что мы духовно назовем водой и огнем в духовных столпах наших? Рассмотрим ряд их деяний и укажем то время, когда они были облаком водным и когда огнем. Прежде всего видим святого Петра, когда он, выйдя из лодки, оперся ногой на воду, как бы на что-то твердое, и пошел по воде, как по камню: «Выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу» ( Мф. 14:29 ). Кто не удивится, видя это хождение его по водам, и не скажет: «Посмотри! Легок Петр святой, как облако, несущееся над морем. В нем нет тяжести человеческой, ибо он по водам ходит Он – облако»! Но как переменчиво счастье, так и людское мнение! Ибо бывший легким, как облако, вдруг нечаянно сделался тяжелым, как камень, тонущий в воде: «Начал утопать» ( Мф. 14:30 ). Не уповай, святой, на свою святость! Не считай себя лучше людей! Смотри, пагуба под ногами! Не увидишь, как поскользнешься, упадешь, начнешь тонуть: «Начав утопать. Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор. 10:12 ). Не в то время святой Петр является облаком, когда по водам ходит, когда думает, что он по святости выше всех других апостолов, находившихся в корабле, не в то время. Когда же – скажем после. Видим святого Петра стоящим у огня и греющимся: «Было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся» ( Ин. 18:18 ). Думалось бы, что согревшись здесь телом, святой Петр согреется и духом и будет гореть, как пламя, любовью к Господу, припомнит ревность свою в саду, когда, взяв меч, хотел вступить в брань за Господа своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010