В 1812 г. И. был награжден орденом св. Анны 3-й степени. И. вел активную строительную деятельность. В 1823 г. на его средства были отремонтированы и расписаны усыпальница просветительницы Грузии св. Нины и ц. вмч. Георгия в монастыре Бодбе, о чем указано в ктиторской надписи, сделанной на паперти церкви. Несмотря на церковную реформу, согласно которой все церковные земли на территории Грузинского Экзархата были секуляризированы, И. удалось сохранить угодья Бодбе. В восстановительных работах в мон-ре и в строительстве дворца для епархиального архиерея существенную помощь И. оказал экзарх Грузии Евгений (Баженов ; 1834-1844) (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 5110. Л. 3-6). И. собрал в Бодбе множество рукописных и печатных груз. книг, популяризировал груз. духовную и светскую лит-ру ( Лолашвили. 1978. С. 21). Особое внимание уделял образованию молодежи. Так, по его протекции груз. гос. деятель С. Додашвили в 1831 г. обеспечил талантливому крестьянину Талиашвили получение образования в С.-Петербурге ( Бердзенишвили. 1983. Т. 2. С. 48). И. похоронен у правого столпа в ц. вмч. Георгия мон-ря Бодбе; надгробие венчает мраморная плита с русско-груз. надписью. Соч.: Показание митр. Иоанна Бодбельского от 31 июля 1802 г.//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 391; Письмо Бодбийского митр. Иоанна к кн. П. Д. Цицианову от 21 февр. 1805 г.//Там же. 1868. Т. 2. С. 271; Письмо митр. Иоанна Бодбели к маркизу [Ф. О.] Паулуччи от марта 1812 г.//Там же. 1873. Т. 5. С. 82-83; Рапорт митр. Иоанна Бодбийского Грузино-Имеретинской синодальной конторе, от 25 мая 1815 г., 2//Там же. С. 414-415; То же, от 27 июня 1815 г., 8//Там же. С. 415; Рапорт Кизикского митр. Иоанна Синодальной конторе, от 16 янв. 1817 г., 2.//Там же. 1874. Т. 6. Ч. 1. С. 368-369. Ист.: Александр Багратиони, царевич. Письмо к Кизикскому митр. Бодбели из стана Омар-ханова, от 24 окт. 1800 г.//АКавАК. 1866. Т. 1. С. 282; он же. Письмо к Бодбельскому митр. Иоанну, от 30 марта 1804 г.//Там же. 1868. Т. 2. С. 161-162; Иоанн Багратиони, царевич. Письмо к ген.-майору [М. П.] Лазареву, от 25 окт. 1800 г.//Там же. 1866. Т. 1. С. 161; он же. Письмо к митр. Кизикскому Бодбели из той стороны, где Омар-хан с ополчением своим находится, от 25 окт. 1800 г.//Там же. С. 161-162; Иосиф Андроников [Андроникашвили], кн. Письмо к митр. Иоанну Бодбели, от 18 апр. 1804 г.//Там же. 1868. Т. 2. С. 807; Юлон Багратиони, царевич. Письмо к митр. Иоанну Бодбельскому, от 30 нояб. 1802 г.//Там же. С. 123-124.

http://pravenc.ru/text/469506.html

В рукописях сохранились и иные песнопения Е., не вошедшие в совр. издания богослужебных книг: кондак 3-го гласа на подобен Η παρθνος σμερον (    ), нач.: Μαρτυρου σμερον (Мучения днесь), с икосом (AHG. T. 7. P. 9); седальны. А. А. Лукашевич Иконография Е., как правило изображаемая в монашеских одеждах (в мантии, в хитоне, в схиме, с куколем на голове), схожа обликом с Евдокией, мц. Персидской. Четко различимое изображение Е. устойчиво встречается в минейных циклах под 1 марта. Существует 2 типа изображений: в мучении и прямоличное изображение в рост или погрудно. В мучении Е. представлена на миниатюрах в Минологии нач. XI в. (ГИМ. Греч. 183. Fol. 59), в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и в Житии вмч. Димитрия (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 30r, 1327-1340 гг.), в настенном минологии в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343). Единолично (в рост, погрудно или по пояс), с крестом в правой руке или со свитком в левой, др. рука соответственно в молении - на миниатюрах в Минологии на март-авг. из Патриаршей б-ки в Иерусалиме (Hieros. Patr. 208. Fol. 1r, XII в.); в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. Q.I.58. Л. 102) - в рост, в левой руке свиток; в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- по пояс и в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- погрудно; в иконописи - на минее на год (т. н. Синайском гексаптихе, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., К-поль, мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - в рост. В росписи храмов изображение Е. сохранилось в ц. Св. Креста (Чарыклы-килисе) в Гёреме, Каппадокия (2-я пол. XII в.), и в алтарной зоне ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199), на сев. грани юго-вост. столпа (5-й регистр), погрудный образ в медальоне, в правой руке крест, левая в молении. Прмц. Евдокия. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. Q.I.58. Л. 102) Прмц. Евдокия. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. Q.I.58. Л. 102)

http://pravenc.ru/text/187063.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НАНА ГРУЗИНСКАЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Святые царь Мириан и царица Нана. Икона. XXI в. Нана (груз. ; сер. III - сер. IV в.), грузинская царица, супруга царя Мириана III , святая Память 23 мая (Груз.) и 1 октября (Груз.) Нана была второй женой царя Мириана III , его первая супруга Абешура умерла бездетной. Нана была гречанкой, дочерью Олиготоса - знатного вельможи из Понта. Летописец еп. Леонтий Мровели сообщал, что Нана была " жестокосердой и поносила проповедь эту (св. Нины - ред.) " . Однако после того как по молитвам св. Нины царицу оставил " недуг тяжкий и острый, исцелить от которого не смог никто " , Нана стала " подругой, родной и близкой " св. Нины, расспрашивала о Христе и " познала истинного Бога " . Исцеление жены побудило царя Мириана заинтересоваться христианством: он беседовал со св. Ниной и с ее мцхетскими учениками, а также читал Свящ. Писание. Однако год спустя царь неожиданно задумал истребить всех христиан, он потребовал от Наны, чтобы она раскаялась и " отреклась от веры Распятого " , иначе он " уничтожит ее вместе с другими " . Исполнению замыслов царя Мириана помешало чудо, случившееся с ним на охоте, после которого он пришел к познанию Бога и принял решение крестить Картли. Нана и царевичи приняли крещение сразу после царя. Далее в источниках имя Наны упоминается уже в связи с событиями кончины царя Мириана, происшедшей через 25 лет после Крещения Картли. Царица умерла на следующий год после мужа и была похоронена рядом с ним в кафоликоне мцхетского монастыря Самтавро с сев. стороны среднего юж. столпа. Основные сведения о Нане содержатся в грузинских источниках, посвященных истории проповеди в Грузии св. Нины и Крещения Картли при св. Мириане: сборниках древнегруз. летописей «Мокцеваи Картлисай» (Обращение Картли; V-VII вв.) и «Картлис Цховреба» (Жизнь Картли; VII-XI вв.). Литература Использованные материалы Редакция текста от: 14.10.2023 17:11:38 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13681715.h...

Монастырь Марткопи. Фотография. 1957 г. (Национальная парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) Монастырь Марткопи. Фотография. 1957 г. (Национальная парламентская б-ка Грузии, Тбилиси) С течением времени М. разрастался, на его территории появлялись новые строения. Сторожевая башня с колокольней была выстроена в 1699 г. в вост. части комплекса, напротив столпа прп. Антония. На ее сев. и юж. фасадах сохранились 2 надписи (одна сильно повреждена) с именами заказчика работ сына кизикского моурави (князя) Руставского еп. Захарии (Андроникашвили) и известного каменщика того времени Ахверды ( Барнавели. 1961. С. 112-113; Матиашвили. 1998. Т. 3. С. 713-714). М. сохранял статус кафедрального центра до нач. XIX в., хотя с 1752 г. жизнь в мон-ре заглохла. Одно из последних упоминаний М. относится к 1803 г. В своем письме кн. А. Орбелиани (10 июля 1803) царица Мария просила князя передать ее матери, чтобы она сделала различные пожертвования в груз. церкви, в т. ч. послала священникам М. средств «на 40 обедень» (АКавАК. 1868. Т. 2. С. 122). Постоянные нашествия лезгинских племен вынудили последнего епископа Руставского и Марткопского переехать в с. Марткопи. В 1810-1825 гг. в центре села на пожертвования каймакам-паши Египта (представитель османского султана) Ибрагим-бея (грузин по происхождению, Авраам Шинджикашвили) был выстроен новый кафедральный собор в честь Нерукотворного образа Спасителя. Со дня основания М. являлся крупным духовно-просветительским центром. Известны подвизавшиеся и работавшие здесь поэт, литургист и проповедник митр. Николай (Черкезишвили) (XVII-XVIII вв.), архиепископы Руставские библиофилы XVIII в. Иоанн (Кобулашвили) и Стефан (Джорджадзе). До 1752 г. в М. действовало 2-классное приходское уч-ще (позже школа), при котором находилось богатое книгохранилище (духовная лит-ра, церковные документы, в т. ч. грамоты, дарованные М. груз. царями; большинство было уничтожено во время набега персов в 1795). Сохранилась только грамота «Гмртаебис гуджари» (4 авг. 1722), составленная царем Кахети Давидом II (Имам-кули-ханом) (1702-1723) (до 37-го листа); продолжение (37-99 листы) было собрано его сестрой царицей Мариам. Документ является уникальным образцом груз. дипломатии: текст делится на 5 глав, интересных с т. зр. космогонии, теологии, философии, истории; здесь содержатся книги пожертвований М., дана история строительства кафоликона и монастыря со времен царя св. Вахтанга Горгасали (ПГП. 1965. Т. 2. С. 337-384; Менабде. 1992. С. 56; Матиашвили. 1998. Т. 1. С. 149).

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Пророка Варуха (VI в. до Р. X.). Мучеников Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и прочих (IV). Благовернаго князя Вячеслава Чешскаго (935). 29. Преподобнаго Кириака отшельника (556). Мучеников Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Преподобнаго Феофана Милостиваго. 30. Священномученика Григория, епископа, просветителя Великой Армении (ок. 335). Преподобнаго Григория Пелшемскаго, Вологодскаго, чудотворца (1442). Святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго (992). Мучениц Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев (IV). Месяц октябрь 1. Покров Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Величание. Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим покров Твой святый, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся. Апостола от 70-ти Анании (I). Преподобнаго Романа Сладкопевца (V). Преподобнаго Саввы Вишерскаго, Новгородскаго (1461). Преподобнаго Домнина Солунскаго (IV). Преподобномученика Михаила, игумена Зовийскаго, и с ним 36 преподобномучеников (780–790). Празднование Хитона Господня и Столпа Животворящаго (груз.). Икон Божия Матери Люблинския, Псково-Покровския, Касперовския, Браиловския, Гербовецкия и Барския. 2. Священномученика Киприана, мученицы Иустины и мученика Феоктиста (304). Блаженнаго Андрея, Христа ради юродиваго (936). Преставление благоверныя великия княгини Анны Кашинския (1338). Преподобнаго Кассиана Угличскаго (1504). Мучеников Давида и Константина, князей Арагветских (740) (груз.). Мучеников Казанских: Иоанна, Стефана, Петра, Бориса, Иакова, Феодора, Сильвана, Феодора, Василия, Феодора, Димитрия, Михаила, Иоанна и Василия (XVI). 3. Священномученика Дионисия Ареопагита , епископа Афинскаго, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Преподобнаго Дионисия, затворника Печерскаго, в Дальних пещерах (XV). Преподобнаго Иоанна Хозевита, епископа Кесарийскаго (VI). Блаженнаго Исихия Хоревита (VI). 4. Священному ченика Иерофея, епископа Афинскаго (I). Святителей Гурия, архиепископа Казанскаго, и Варсонофия, епископа Тверскаго (обретение мощей, 1595).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

чеканного искусства ( Чубинашвили. 1931. С. 296-314; Он же. 1959. С. 55-60). Лагамская чеканная серебряная икона прп. Симеона Чудотворца (ГМИГ) датируется Чубинашвили 20-ми гг. XI в. Она долгое время хранилась в сванском с. Лагами (Местийский р-н), откуда и получила свое название ( Такаишвили. 1937. С. 284-286; Sanikidze, Abramishvili. 1979. fab. 12). В центре иконы помещено поясное изображение прп. Симеона на столпе, слева от него в полный рост представлен епископ в архиерейском облачении, изображение по обеим сторонам снабжено подписью: «Антон Цагерели». Справа от столпа письмом асомтаврули исполнена надпись: «Я, убогий Антон Цагерели, в бытность мою в Ишхани, нашел красивое место заброшенным и обустроил, и святому Свимеону пожертвовал, и создал эту икону, в церкви его (прп. Симеона.- Авт.) установил, для помощи души моей; кто малое это мое услужение изменит, святой Свимеон будет покорителем его перед Христом в тот День Суда. аминь». Др. надпись исторического содержания находится на трехступенчатом основании столба: «Христос, помилуй Филипе, золотых дел мастера. Св. Свимеон, помилуй Антона» ( Такаишвили. 1937. С. 258; Чубинашвили. 1959. С. 301-308). Икону с кон. XIX в. изучали груз. исследователи. Считается, что на Лагамской иконе сохранилось портретное изображение архиеп. Ишханского Антония (I) в те годы, когда он занимал Цагерскую кафедру. Сборник аскетических произведений (НЦРГ. А 35, кон. X - нач. XI в.) был переписан Иоване-Германе по заказу архиеп. Ишханского Илариона (I), о чем сообщается в колофоне (Л. 26 об.), выполненном письмом мдиванмцигнобрули. В сборнике помещен Патерик, переведенный прп. Евфимием Святогорцем в кон. X в. (Древнегруз. переводы. 1966. Т. 1). В рукописи также содержатся 17 приписок с текстом «Иисусе Христе, возвеличь архиепископа Илариона», и 8 приписок «Иисусе Христе, возвеличь Илариона, архиепископа Ишханского, аминь» (Описание груз. рукописей: Колл. А. 1973. Т. 1. Ч. 1. С. 109). Местийское Четвероевангелие (ИЭМС. Ркп. 1, 1033 г.) было переписано для кафоликона Ишхани по заказу занявшего в 1033 г.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Груз. историк Вахушти Багратиони описывает состояние И. в сер. XVIII в.: «Выше него (Сурами.- Авт.) есть монастырь Итриа, Пресвятой Богоматери, бескупольный, большой, ныне оставленный на произвол судьбы» ( Вахути Багратиони. 1973. С. 377). В 1819 г. И. посетил грузинский путешественник Г. Авалишвили, указавший, что значительная часть монастырского комплекса повреждена; сохранившееся здание церкви, выполненной с высоким мастерством, «говорит о былой красоте» ( Авалишвили. 1967. С. 13). В 1889 г. И. изучал груз. историк прав. Евфимий Такаишвили ; в соч. «Три исторические хроники» он подробно описал бездействующий мон-рь ( Такаишвили. 1890. С. 21). В советские годы по церковным праздникам и иногда по воскресеньям в церкви совершалась литургия. В 1969 г. Об-во охраны памятников культуры Грузии под рук. проф. И. Цицишвили провело в И. научно-реставрационные работы. 25 дек. 1997 г. с благословения архиеп. Руисско-Урбнисского Иова (Акиашвили) в И. был восстановлен жен. мон-рь, настоятельницей назначена игум. Пелагия (Тварадзе). В 2000 г. выстроили 2-этажное здание, где разместились кельи монахинь, гостиная, трапезная и др. И. владеет неск. окрестными земельными участками, на к-рых выращивают томаты, картофель, фасоль и зелень; в мон-ре имеются скотный и птичий дворы. Монахини занимаются рукоделием (эти изделия передают в детские дома), пекут просфоры для нужд епархии. В марте 2011 г. здесь подвизались 2 схимонахини, 5 монахинь и послушница, в мон-ре воспитывается девочка-сирота. Архитектурный ансамбль Кафоликон И. в честь Успения Пресв. Богородицы (XVI в.) представляет собой 3-нефную базилику (19,95×13,3 кв. м) и выстроен из тесаных квадров песчаника и кирпича. Церковь стоит на цоколе. Средний, более высокий неф перекрыт двускатной кровлей. Портал зап. фасада обрамлен широкой аркой, средний неф с 2 сторон выделен лопатками. Вост. фасад по центру украшен рельефно оформленным крестом, ниже располагается орнаментированное окно; в боковых нефах 2 углубленные арки с тайниками на верхнем уровне и окнами на нижнем. В интерьере церкви 2 столпа, в сечении образующие квадрат, с капителями; средний неф перекрыт полукруглым сводом, опирающимся на 3 арки.

http://pravenc.ru/text/1237727.html

Коронация Баграта IV(?). Фрагмент росписи кафоликона. XI в. Коронация Баграта IV(?). Фрагмент росписи кафоликона. XI в. Особым образом украшен юж. фасад. В середине центральной арки помещена главная декоративная композиция: орел, к-рый держит в когтях мелкое животное. Подобная композиция встречается на фасаде кафоликона Хахули ( Dadiani. 2017. P. 121). Над орлом - фигуры архангелов Гавриила и Михаила и надписи. На зап. фасаде сдвоенное окно украшают крученые валики, капители которых оформлены растительным орнаментом и венчаются плоскими полуарками, украшенными низкими растительными и фигурными рельефами; над сдвоенным окном помещена массивная плетеная бровка. Центром композиции является горельефная скульптура св. Симеона Столпника в позе оранта, расположенная на состоящем из 10 радиальных лучей фоне, окрашенных красной краской. Остальные рельефы, украшающие фасады и барабан, относительно низкие. Среди них следует отметить такие установившиеся в христ. иконографии сцены, как охота, олени у источника, а также фигуры быка, льва, зайцев, фантастических животных и птиц. Восьмигранная колонна юго-зап. притвора полностью покрыта как растительными, так и фигурными рельефами. На западном краю опоры, в верхней части, была высечена миниатюрная композиция Деисус - этот рельеф считается выдающимся шедевром груз. пластики средних веков (в 2006 обломан вандалами). Справа находились фигуры св. Нины с воздетыми к небу руками (по мнению А. Окропиридзе, это аллюзия на историю возведения мцхетского кафедрального собора Светицховели ) и Григория Ошкели. На боковых гранях опор были изображены св. бессребреники Косма и Дамиан. Со всех сторон массивной капители высечены ангелы, херувимы и серафимы. С зап. стороны колонны, над капителью и по краям арок, вставлена прямоугольная плита с рельефным изображением прп. Симеона Столпника, т. о. сообщающая колонне дополнительное символическое значение столпа преподобного. Отдельно следует отметить рельефные изображения ктиторов Давида III и его брата эристава эриставов Баграта в 5-фигурной композиции Деисус в вост. части юж. фасада: Давид III - слева, после Пресв. Богородицы, Баграт - справа, после св. Иоанна Предтечи. Ктиторы одеты в визант. царское платье и держат в руках модели церкви. Во время выполнения рельефа оба донатора, согласно сопровождающей надписи, были живы ( Такаишвили. 1952. С. 62; Dadiani. 2017. Р. 125-126). Центральное изображение Христа хранится в Эрзурумском музее, а фигура Пресв. Богородицы была утрачена в 2006 г. Поясные портреты Давида III и Баграта в царской одежде помещены в интерьере кафоликона, на капителях арки в нише в юго-западной подкупольной в колонне. Они держат царскую инсигнию - скипетр с крестом. Роспись

http://pravenc.ru/text/2581783.html

Церковь св. Архангелов художественно-композиционная доминанта города, была построена царем Леваном на месте ранней церкви, о чем свидетельствует сохранившаяся внутри храма фресковая надпись на греч. языке; дата строительства - 1577 г.- указана неверно. По историческим источникам, она была построена в 1565 г. (см. описания российских послов: Статейный список посольства 1589-1590 гг.// Белокуров. С. 196). Это крестово-купольная постройка (16×12 кв. м, высота 27 м) с повышенными рукавами планового креста, увенчанная над средокрестием куполом на барабане, опирающимся при помощи парусов на выступы апсиды и 2 цилиндрических столпа. Полукруглая алтарная апсида и не сообщающиеся с ней пастофории не выделены во внешнем облике храма и имеют по 1 большому окну; в сев., юж. и зап. рукавах - парные окна. Купол на высоком 8-гранном барабане имеет зонтичное завершение. Входы расположены с зап., юж. и сев. сторон. Вост. фасад выделен более сложной системой арочек и 2 расположенными один под др. изображениями креста. 1-й, как и на др. фасадах, «вдавлен» в стену; рельефной кладкой под 1-м выведен 2-й крест, более удлиненных и изящных пропорций. Центральные прясла фасадов выделены стрельчатыми глухими арками с вписанными в них большими крестами и аркатурными поясами, выведенными углубленной кирпичной кладкой. Аналогичные глухие арки помещены в прямоугольных нишах боковых прясел и граней барабана. Благодаря углубленной кирпичной кладке арочек и тяг создается особый эффект игры света и тени на поверхности стен. Художественное впечатление дополняется устремленными вверх пропорциями церкви, своеобразным декором фасадов с элементами персид. заимствований. Фресковая роспись внутри храма была создана сразу по окончании строительства. Ее характерной чертой является необычайное разнообразие иконографических тем - изображения покрывали стены сплошным ковром. Желание разместить как можно больше сюжетов отразилось на увеличении количества регистров за счет уменьшения размеров как самих регистров, так и отдельных сцен. Помимо композиций представлены единоличные изображения в рост, по колено, поясные, погрудные в медальонах. Надписи возле фигур выполнены на греч. и груз. (письмо асомтаврули ) языках, на свитках - по-гречески. Границы изображений отмечены красной линией. Роспись значительно повреждена: отдельные сцены и фигуры утрачены полностью, часть фресок сохранилась фрагментарно.

http://pravenc.ru/text/166445.html

Мученики Адриан и Наталия. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мученики Адриан и Наталия. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент А. изображается как средовек, с темными волосами и бородой, в хитоне и гиматии, мц. Наталия - в хитоне и мафории; как правило, в руках у святых кресты. Мученики представлены на мозаике кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; фреске собора Св. Софии Киевской , сер. XI в.; мозаике Палатинской капеллы в Палермо, 1146-1151; на миниатюре греко-груз. рукописи (XV в. РНБ. O. I. 58. Л. 56об., 125об.); в росписи кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в. ц. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде (на сев. грани юго-вост. столпа); на рус. минейной иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА); в настенном минологии ц. свт. Николая в Пелинове, 1717-1718 гг., на мозаике, 1894-1907 гг., работы В. И. Павлова в соборе Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге; также в патрональных изображениях: предположительно на обороте чудотворной иконы Божией Матери Знамение , 1169 г.,- мц. Наталия (Анастасия?) и ап. Петр (по предположению Э. С. Смирновой , изображены праведные Иоаким и Анна); на поле иконы 2-й пол. XVII в. «Первый Вселенский собор» (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля - мц. Наталия и прп. Алексий, человек Божий ; на иконе «Прп. Михаил Малеин и мц. Наталия, с избранными святыми на полях», кон. XVII - нач. XVIII в. (ГИМ) из Новодевичьего мон-ря в Москве (на голове у мученицы белый плат). В Большаковском подлиннике XVIII в. об А. сказано: «Рус аки Флор, ризы киноварь, у ворота вохра, испод лазорь, в правой руке крест, другая в ризе загнута» (26 авг.). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., говорится, что А. «молодой, скончался, лишенный рук и ног»; описание кончины мученицы не соответствует тексту жития: «Супруга его Наталия, положившая ноги его в сосуд, была обезглавлена палачом» (Ч. 3. § 22. Авг. 26). Сюжеты из жития А. и мц. Наталии - рождество А., мученичество, перенесение мощей А., чудеса,- сохранились на реликварии XII в. (Музей искусств в Чикаго), миниатюрах рукописи ок. 1483 г. (Vindob. 2619).

http://pravenc.ru/text/63606.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010