– Вряд ли Константинопольский патриарх действует в одиночку, наверняка у него есть поддержка, может быть, среди представителей других Поместных Церквей? Какие козыри держит в кармане Патриарх Варфоломей? – Прежде всего эти козыри политические. За Константинополем стоит огромная греческая диаспора в США, многие представители которой интегрированы в американский истеблишмент, занимают высокие должностные посты. Они во многом задают курс Константинопольской патриархии, которую по сути содержат и финансируют. Что касается Поместных Церквей, то греческие Церкви всегда действуют очень консолидировано. Они по умолчанию признают безоговорочный примат Константинопольского Патриарха по отношению к другим предстоятелям греческих Церквей. Иерусалимская, Александрийская, Элладская и Кипрская Церкви с большой долей вероятности Константинопольского Патриарха поддержат. И наоборот, НЕ греческие Церкви, скорее всего, будут недовольны такой позицией и политикой Патриарха Варфоломея. – Почему же? – В том числе потому,  что у многих Поместных Церквей имеются собственные юрисдикционные проблемы. Ситуацию вокруг УПЦ прочие Поместные Церкви могут экстраполировать на себя. Например, для Сербской Церкви актуальна проблема Македонского раскола, у Грузинской Церкви проблемы с Абхазией, в которой Константинополь уже пытался создать самостоятельную юрисдикцию, так же у неё сложное положение в Северной Осетии, где присутствуют греческие раскольники-старостильники. В этом плане прочие Поместные Церкви, как мне кажется, будут склонны солидаризироваться с позицией РПЦ.  Не говоря уже о том, что с Грузинской, Сербской, Болгарской Церквями у РПЦ существуют крепкие братские отношения. Иными словами, если Константинополь пойдёт по пути предоставления томоса УПЦ, ещё неизвестно какие последствия породит этот шаг. Ведь это может породить масштабное разделение внутри всей семьи православных семей. Однозначно, такие действия повлекут за собой разрыв евхаристического общения, как это уже было двадцать лет назад, когда Константинополь аналогичным образом вмешался в церковную жизнь в Эстонии. Но теперь масштаб юрисдикционного конфликта совсем иной. Украина — это не Эстония, и вмешательство Фанара в церковную жизнь Украины скажется на церковном единстве гораздо более драматически.

http://pravmir.ru/ukrainskaya-avtokefali...

29.03.2024 К Подворью Русской Церкви и Посольству в Софии болгары несут цветы в память о жертвах теракта в «Крокус Сити Холле» Стихийные мемориалы в память о погибших при теракте в концертном зале «Крокус Сити Холл» устроили болгары в Софии сразу в двух местах – перед Подворьем Русской Православной Церкви и Посольством России. В частности, на фотографиях, присланных из Софии, видны лампадки, цветы и детские игрушки, которые приносят неравнодушные к трагедии люди, сообщает сайт ОВЦС. Уточняется, что ранее, 23 марта, на Подворье Русской Православной Церкви в Софии во время Литургии на заупокойной ектении были возглашены прошения о жертвах теракта. Напомним, что вечером 22 марта 2024 года в концертном зале «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске был совершен теракт, в результате которого, по последним данным,… 29.03.2024 Католикос-Патриарх Илия II передал соболезнования в связи с трагедией в Красногорске, назвав теракт бесчеловечным грехом Предстоятель Грузинской Православной Церкви Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II выразил соболезнования в связи с терактом в «Крокус Сити Холле» в подмосковном Красногорске, отметив, что нападавшие совершили «страшный, бесчеловечный грех». «Примите наше сердечное сочувствие по поводу трагедии, произошедшей 22 марта в Москве», – сказал Предстоятель Грузинской Церкви в послании Святейшему Патриарху Кириллу, сообщает сайт ОВЦС. Как… 28.03.2024 Патриарх Кирилл отметил высокую степень общественной солидарности после теракта в «Крокус Сити Холле» Российское общество явило высокую степень солидарности, нравственной зрелости и умения сопереживать после теракта в «Крокус Сити Холле» в подмосковном Красногорске, об этом заявил Святейший Патриарх Кирилл. –  Тысячи человек, стоящих в очередях под дождем, чтобы сдать кровь для раненых, стихийные сборы пожертвований для помощи пострадавшим, заявленная готовность ряда отечественных банков списать кредитные задолженности жертвам трагедии – все это говорит об очень высокой степени общественной солидарности, нравственной зрелости и умении сопереживать, что свидетельствует о нравственном состоянии общества и отдельных людей, – сказал Святейший в среду 27 марта на внеочередном съезде Всемирного русского народного собора. Как отметил Предстоятель Русской Церкви, «дерзкое, преступное…

http://foma.ru/tag/tragedija-v-krokus-si...

Завершением второго этапа является «Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью» (2003 год) (далее — «Соглашение», БПЦ), образно названное «белорусский конкордат» . БПЦ признается «одним из важнейших социальных институтов, чей исторический опыт, духовный потенциал и многовековое культурное наследие оказали в прошлом и оказывают в настоящем существенное влияние на формирование духовных, культурных и национальных традиций белорусского народа» (п. 1, ст. 1 «Соглашения»). В документе перечислены приоритетные направления сотрудничества государства и Православной Церкви в социальной и духовно-культурной сферах, но без государственных функций (ст. 3 «Соглашения»). Ст. 4 документа декларирует, что «Соглашение заключается во имя общественного блага и не имеет целью ущемление в правах каких-либо конфессий или граждан» . Перейдем к рассмотрению эволюции правового статуса Православной Церкви в Грузии. В ст. 8 исходного текста Конституции Грузии (1995 год) зафиксировано, что государство «наряду со свободой убеждений и вероисповедания признает особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви в истории Грузии и ее независимость от государства» . Ст. 16 Конституции Грузии (1995 год) закрепляет «право на свободу убеждений, вероисповедания и совести» (п. 1), ограничение которого возможно исключительно на основе закона и «в целях обеспечения необходимой в демократическом обществе общественной безопасности, здравоохранения или защиты прав других лиц» (п. 2). Запрещается преследование граждан по религиозным основаниям, а также принуждение высказывать мнение о них (п. 3, ст. 16) . На первом этапе формирования правового статуса Православной Церкви в Грузии (2002 год) ст. 9 Конституции (в более ранних редакциях — ст. 8) дополняется положением о заключении конституционного соглашения (конкордата) между Грузией и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью (далее ГПЦ), которое подписано 14 октября 2002 г. Второй этап формирования правового статуса Православной Церкви в Грузии (2011 год) связан с внесением парламентом страны поправок в гражданский кодекс (ГК Грузии) , согласно которым любая религиозная организация может зарегистрироваться в качестве юридического лица публичного права (ЮЛПП) и в рамках данного статуса вести независимую от государства публичную деятельность (в политике, просветительской и культурной деятельности, социальной и иных сферах).

http://bogoslov.ru/article/6194200

Мошенник представляется клириком Грузинской Православной Церкви, Абхазской Православной Церкви, Житомирской епархии. 13 февраля. ПРАВМИР. В Могилевской области Республики Беларусь появился мошенник Георгий Крот (он же Александр Владимирович Соколов, он же Георгий Соколов), представляющийся «священником», «иеромонахом», «архимандритом», но не имеющий иерейского рукоположения. Лже-священника также видели на территории Минской области, — сообщает Sobor.by Мошенник представляется клириком Грузинской Православной Церкви, Абхазской Православной Церкви, Житомирской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и т.д. У него нет документов подтверждающих наличие священного сана. Призываем верующих быть бдительными и не доверять человеку, изображенному на опубликованной фотографии, — пишет Sobor.by, — В случае появления дополнительных сведений о мошеннической деятельности Г. Крота рекомендуем обращаться с письменным заявлением в ближайшее отделение милиции, а также сообщить о произошедшем главному редактору аналитического портала «Анти-раскол» Александру Слесареву на электронный адрес: a-slesarev@yandex.ru./ sobor.by / anti-raskol.ru , church.by .     Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2024 7 апреля, 2024 29 марта, 2024 17 марта, 2024 10 марта, 2024 24 февраля, 2024 19 февраля, 2024 16 февраля, 2024 15 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-belarusi-poyavilsya-...

Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 2 февраля 2010 г. 14:30 Сообщая о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на Архиерейском совещании, состоявшемся 2 февраля 2010 года в Храме Христа Спасителя , Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул: «Важнейшей задачей Патриарха является поддержание братского общения внутри семьи Поместных Православных Церквей». Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что в минувшем году был возобновлен процесс подготовки к Всеправославному Собору, заблокированный в 1990-е годы в связи с эстонской церковной проблемой. На IV Всеправославном предсоборном совещании, прошедшем в июне в Шамбези, были приняты оптимальные на сегодня формулировки документов, регулирующих взаимодействие различных юрисдикций в диаспоре. На декабрьских заседаниях Межправославной подготовительной комиссии приняты дополнение к разработанному в 1993 году проекту документа «Автокефалия и способ ее провозглашения», а также новый проект документа «Автономия и способ ее провозглашения». Эти документы имеют предварительный характер и будут представлены V Всеправославному предсоборному совещанию. В первый год Патриаршества Святейший Владыка посетил с официальным  визитом Константинопольский Патриархат . «Кроме выражения единства во Христе в совместном служении Божественной литургии, состоялись переговоры, прошедшие в дружественной атмосфере. В частности, обсуждался вопрос пастырского окормления русскоязычной диаспоры в Турции, насчитывающей на сегодня более 15 000 человек. Мы также договорились об организации постоянных паломничеств с участием архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви к святыням древней Византии, находящимся на территории Турции. В декабре организована первая такая официальная поездка», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. «В условиях отсутствия дипломатических отношений  между Россией и Грузией особое значение приобретают сохраняющиеся  контакты Русской и Грузинской Православных Церквей , — отметил Святейший Владыка. — В соответствии с достигнутой договоренностью обе Церкви обменялись своими представителями. В Москву и  в Тбилиси назначены священнослужители, которые, помимо пастырских обязанностей, в случае необходимости могут  представлять позиции своих Церквей. Кроме того, в течение всего  года продолжался интенсивный диалог с Грузинской Православной Церковью по целому ряду актуальных вопросов в  двусторонних отношениях».

http://patriarchia.ru/db/text/1061567.ht...

Сочинение задумано автором по плану довольно обширному. Оно должно было состоять из двух частей: первая должна была обнимать историю сношений Грузинской церкви с Русской и присоединения первой к последней, а вторая, содержа изображение устройства и управления Грузинской церкви до и после присоединения её к Русской, должна была раскрыть значение этого события для церкви Грузинской. Этот план автором не вполне осуществлены в окончательно обработанном виде представлена лишь первая часть сочинения; для второй же собран материал и выработан подробный конспект. Предмет, избранный автором для сочинения, изучен им вполне и основательно, как по существующим исследованиям по истории Грузинской церкви, так и по изданным на русском и грузинском языках памятникам каноническим, юридическим и исторический. Язык сочинения прост, ясен и чист. Сочинение всюду проникнуто христиански-патриотическим настроением автора, и читая его, невольно проникнешься интересом к пережи- —139— тым судьбам искони преданного святой православной вере Грузинского народа, геройски и неослабно защищавшего её от напора со стороны мусульманства и язычества. Подчинение Грузинской церкви Русской автором представляется как событие подготовившееся издавна, как предмет желаний и стремлений лучших представителей бывшего грузинского царства и иерархии и сопровождалось весьма благими последствиями для устройства церковного быта. Хотя сочинение далеко не окончено, однако же принимая во внимание выше указанные добрые качества его и усердный труд автора, не щадившего своего слабого здоровья для добросовестного исполнения своей задачи, признаю вполне удовлетворительным для удостоения автора степени кандидата богословия“. 30 . Ординарного профессора Василия Ключевского о сочинении студента Марсова Алексея: „Русские миссионеры в Восточной Сибири и Северной Америке“: „Это – довольно сжатый очерк истории русских миссий в означенных странах, начинающийся рассказом о возникновении Кадьякской миссии архимандрита Иоасафа и оканчивающийся описанием просветительной деятельности Иннокентия Вениаминова .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такие города православной диаспоры, как Лондон или Париж, являются резиденциями нескольких православных архиереев, правда с разными титулами. Проблема канонически правомерного размежевания юрисдикции Поместных Церквей в диаспоре приобрела особую остроту в 20 в., когда православная диаспора в Западной Европе многократно возросла как вследствие переселения православных, так и, в меньшей мере, в результате присоединения к Православию инославных христиан. Идеальным решением проблемы размежевания юрисдикции Поместных Церквей в диаспоре было бы образование на ее территории новых Автономных, или Автокефальных, Церквей, но для этого, по меньшей мере, должны сложиться надлежащие условия: находящиеся в диаспоре общины должны для этого вырасти и созреть, в частности иметь достаточное число епископов. К тому же уважения заслуживает и стремление оказавшихся в диаспоре православных христиан сохранить юрисдикционную связь с Поместной Церковью, к которой принадлежат они сами и принадлежали ранее их предки, и такое стремление может препятствовать образованию новых Поместных Церквей в диаспоре. В связи с этим в вводной главе Устава Русской Православной Церкви, озаглавленной «Общие положения», вслед за обозначением канонических границ Русской Церкви, включающих в себя территорию всех государств, ранее входивших в состав Советского Союза, за исключением Грузии и Армении, ввиду того что Грузия составляет каноническую территорию Грузинской Православной Церкви, а православные приходы в Армении находятся в юрисдикции не только Русской, но также Грузинской Православной Церкви, содержится положение о том, что юрисдикция Русской Церкви «простирается также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах» (Устав 1, 3) – очевидно, что под этими странами подразумеваются не Болгария, Сербия и другие православные страны, территория которых находится в исключительной юрисдикции своих автокефальных, или автономных, Православных Церквей, а страны диаспоры, например Западной Европы или Дальнего Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

поиск:   разделы   рассылка Материал Александр Щипков Грузинский конкордат Опубликовно: Независимая газета, 14 апреля 2001 2 апреля 2001 года президент Грузии Эдуард Шеварднадзе выступил по национальному радио с официальным заявлением об изменении Конституции страны. Он подтвердил, что 30 марта парламент внес в Конституцию дополнение, согласно которому между государством Грузия и Автокефальной православной апостольской церковью Грузии устанавливаются конкордатные отношения. Эти отношения будут регулироваться специальным Конституционным соглашением. Шеварднадзе подчеркнул, что " права других религиозных организаций и атеистов " не будут ущемлены. Президент отметил, что " представители " Армянской Григорианской Церкви, Католической Церкви, иудаизма, ислама и баптисты отнеслись к изменению Конституции " с пониманием " . За введение конкордатной системы проголосовали 188 депутатов грузинского парламента, как пропрезидентские, так и оппозиционные. Проект Соглашения регламентирует отношения Церкви и Государства и затрагивает следующие темы: армия, тюрьма, больница, образование, социальная деятельность, брак, имущественные отношения и финансирование церкви. Перечислим некоторые положения: Проект Конституционного соглашения был опубликован на грузинском языке в трех редакциях. Работа над текстом будет продолжена. Последний вариант отправлен на экспертизу в Парламентскую ассамблею Совета Европы, откуда в мае должно поступить заключение на предмет соответствия Соглашения международным нормам. Консультации с Советом Европы по поводу конкордата носят необязательный характер, так как многолетняя практика заключения конкордатов между различными государствами и Католической церковью указывает на их легитимность. Только за время нынешнего понтификата Ватикан заключил около шестидесяти двухсторонних дипломатических договоров с европейскими партнерами. Так что обращение Грузии в Совет Европы можно интерпретировать либо как " подстраховку " , либо как знак уважения к европейским традициям.

http://religare.ru/2_26689.html

Прощайте, друг мой, приезжайте скорее. Прощайте, спешу к обедне. Ирину 434 мысленно обнимаю и благодарю за усердную ея о вас заботливость. Все сестры ей кланяются. Письмо ваше к батюшке сама лично доставлю, а поеду, кажется, во вторник, т. е. 13». В конце 30-х годов с открытием Троицкого храма Господь сподобил благодетелей обеспечить сестер Одигитриевской пустыни своей землей и денежными средствами. В июле-сентябре 1839 года незадолго до своей кончины Мария Семеновна Бахметева оформила по купчей за грузинской царевной Тамарой шестнадцать десятин земли с лесом, во владение которыми царевна была введена 30 сентября 435 . В конце сентября того же года Семен Лонгинович Лепешкин предоставил «две лавки в Москве, приносящие до тысячи рублей серебром дохода, с купчими в пользу живущих во уединенной жизни лиц женского пола в Верейском уезде придомовой Одигитриевской Троицкой церкви царевны Тамары. И сверх оных положил на вечное время в Московский Опекунский совет пятнадцать тысяч рублей ассигнациями на содержание означенных лиц, из процентов. На таковой же предмет положены также от московской купчихи вдовы Мавры Васильевны Пахомовой десять тысяч рублей ассигнациями» 436 . 8 декабря 1839 года указом Святейшего Правительствующего Синода было закончено дело, начатое в консистории по прошению грузинской царевны Тамары еще в мае о продолжении существования устроенной ею домовой церкви после ее смерти: «Дозволено оной церкви оставаться при жизни Тамары домовою, а по смерти не уничтожать и оставаться ей существующею навсегда под управлением Высшего епархиального начальства для совершения в ней богослужений ради поселившихся при ней нескольких лиц женского пола, составляющих общежительное заведение, и кладбищенскою для желающих из близ живущих, о чем уведомлено и губернское правление. На сей конец царевна Тамара объявила желание внести в сохранную казну на имя церкви 20 тыс. руб. ассигнациями с тем, чтобы проценты с них были употребляемы на церковные потребы, на содержание храма и на содержание священников с причетником, каковую сумму 21 декабря 1839 года в сохранную казну и внесла» 437 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Село Лихны, или Соуксу, куда мы прибыли к вечеру того же дня, было летним местопребыванием последних владетелей абхазских, исповедовавших православную веру, поэтому в нем, за малым исключением, почти все жители христиане. На большой зеленой поляне у ограды древней церкви встретила нас большая толпа жителей, исключительно мужчин, с хлебом-солью. Собравши их вокруг поближе, я долго учил их. В кратких словах я изложил им судьбу христианской веры в этой стране, торжество и славу её в древние времена, когда отсюда свет её распространялся на другие страны, потом упадок её от врагов – магометан, следствием чего было падение и народного благосостояния и нескончаемые смуты и раздоры; но теперь Бог снова призрел на эту страну – настало время пробудиться жителям к новой лучшей, тихой и просвещенной жизни при помощи и под влиянием православной веры и под покровительством справедливых гражданских законов. Гейман говорил мне еще в Сухуме, что жители сего села не принимали участия в последнем возмущении, которого главная драма разыгралась на той самой поляне, на коей мы теперь стояли, и просил похвалить и поблагодарить их, что я и исполнил в заключении своей речи. Слова мои с грузинского языка переводил по-абхазски священник сего прихода, Гегия, сам абхазец и уроженец сего самого села. Он же сопровождал нас после и во всех приходах, в коих говорят по-абхазски и, по сознанию многих абхазцев, переводил очень понятно, так что сами абхазцы не ожидали, чтобы на их язык так хорошо можно было передавать мысли православной веры. Впрочем я избегал, по возможности, отвлеченных мыслей, а учил одним простым, практическим истинам веры и нравственности, кои можно переводить и на беднейшие наречия. Наступила уже темнота и я отложил осмотр древней лыхнинской церкви, тем более, что намеревался служить в ней на другой день. 16 мая. Мы ночевали в доме, занимаемом помощником начальника и его управлением. Утром в 8 часов отслужили литургию в древней церкви сего села. За обеднею было меньше народа, чем вчера, но зато было много женщин с детьми. Литургию мы служили по-русски, ибо здесь грузинского языка никто не понимает, а по-русски кроме нас понимали, по крайней мере, четыре или пять человек из бывших в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Kikodz...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010