Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Встреча с главным раввином России Берлом Лазаром Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Священный Синод ГПЦ обсудит вопрос участия делегации Грузинской Церкви во Всеправославном соборе 10.06.2016 14:23 Версия для печати й Тбилиси, 10 июня, Благовест-инфо. Собравшийся сегодня Священный Синод ГПЦ рассмотрит вопрос участия Грузинской Церкви в работе Всеправославного собора на греческом острове Крит, сообщает Interpressnews.Ge . «Именно для обсуждения этого вопроса мы и собрались. Наше мнение будет консолидированным и аргументированным», - заявил митрополит Ванский и Багдадский Антон (Булухия). Митрополит Чкондидский Пётр (Цаава) отметил: «Есть вопросы, которые содержат в себе нарушение догматов, в виде экуменического мышления и в духе экуменического движения, что категорически противоречит православному учению. Для меня важно защитить православие так, как его защищали наши предки на протяжении более чем полутора тысячелетий, ценою крови». Предположительно, о решении Священного Синода ГПЦ общественность узнает уже сегодня. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 19.06.2017 16:06

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Состоялась встреча Предстоятелей Русской и Грузинской Православных Церквей с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 23 января 2013 г. 19:07 23 января 2013 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в своей подмосковной резиденции в Ново-Огарево встретился со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II . Двумя днями ранее Предстоятель Грузинской Православной Церкви был удостоен премии Международного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов». Приветствуя Католикоса-Патриарха всея Грузии, В.В. Путин, в частности, сказал: «Ваше Святейшество, очень рад Вас видеть и рад возможности лично Вас поздравить и с днем рождения, который недавно был, с 35-летием Вашего служения и вот теперь с наградой Фонда единства православных народов». «Но особую благодарность хочу Вам выразить за то, — продолжил Президент, — что Вы в сложных условиях сегодняшнего дня (в сложных — имею в виду непростые межгосударственные отношения между Россией и Грузией) делаете все возможное для поддержания гуманитарных, духовных, культурных контактов между нашими братскими народами. Без всякого преувеличения хочу сказать эти слова. Большое Вам спасибо. Очень рад Вас видеть в Москве. Добро пожаловать!» В ответном слове Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия поблагодарил Президента России за поздравления и передал В.В. Путину приветствие от премьер-министра Грузии Б. Иванишвили: «Ваше Превосходительство господин Президент, сердечно приветствую Вас от лица Грузинской Православной Церкви. Хочу передать Вам большой привет от нашего нового премьер-министра». «Он делает все необходимое и возможное, чтобы наладить отношения со всеми, — заверил Католикос-Патриарх. — Думаю, что те проблемы, которые существуют между нами, будут устранены, и мы по-прежнему будем братьями. Спасибо Вам за поздравления». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2744473.ht...

Существовали даже особые Чины на принесение в жертву тельца и овна 1034 . Животные жертвы приносили в грузинской церкви и в память умерших 1035 . По авторитетному заявлению одного из литургистов-грузин, «принесение животных в жертву и в настоящее время практикуется в грузинской церкви, а в старину оно являлось одним из главнейших средств содержания духовенства в Грузии» 1036 . Молитва над жертвою скота встречается и в славянском Глаголитском евхологии Гейтлера 1037 . После приведенных документальных данных, приходится признать тот факт, что и в христианской церкви, несмотря на отмену ветхозаветных приношений, существовало (и теперь, как видели, существует в церкви грузинской) нечто, подобное последним. Проф. Мансветов, принимая во внимание указанные нами молитвы «над жертвою скота», или «на заколение волу», полагал даже, что посвящение Богу животных соединялось в христианской церкви не только с закланием их при чтении особых молитв, но даже и с сожиганием некоторых частей такого животного 1038 . Наблюдалось ли действительно в православно-христианской церкви такое, уж очень напоминающее отмененную ветхозаветную обрядность, священнодействие, как принесение и сожигание кровавых жертв, сказать, за неимением других положительных данных, не беремся. Для других деловых занятий, в древнерусских требниках также существовало несколько молитв. Так, особою молитвою благословлялось путешествие 1039 , причем, имелось иногда ввиду и путешествие с торговой целью. Думается, что к такому виду путешествия и приурочена «молитва, в гости идущим» 1040 . Завятие рыболовством и пчеловодством, так же, как и теперь, благословлялись особыми молитвами 1041 . В монастырях с особою молитвою исполняли некоторые работы и по приготовлении пищи. По крайней мере, в некоторых требниках мы встречаем еще молитву с таким назначением: «молитва, егда месити тесто на хлебы во обители» 1042 . Отразились на «молитвах потребных» и некоторые социальные явления жизни древнерусского человека. Так, в одном из требников нам пришлось встретить «молитву, егда хотят простити раб»: «Тогда глаголати имярекше: он сице (онсица?) прощает своего раба, емуже праведно прощение дарова, помолимся убо за него, иже прощает, да Господь за то подаст ему небесных Своих даров. И прощенному ктому не належити нань игу работну. И вы послуси вернии, егоже пред вами во святей Божией и соборней церкви прощена да за простившаго. Рцем вси, Господи помилуй» 1043 . Врачевальные молитвы

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

– Со своей стороны, мы свидетельствуем о готовности участвовать в общеправославном обсуждении вопроса церковного разделения в Украине». Митрополит Владимир вновь выступил против создания в Украине параллельных церковных юрисдикции (по эстонскому образцу), так как проблемы раскола это все равно не решит, но еще больше разделит украинское общество. Глава УПЦ (МП) призвал вынести этот вопрос на суд всей полноты Православной Церкви. Но каков будет вердикт этого суда? Много ли у Московского Патриархата союзников в православном мире? Как передает агентство Asianews, даже Антиохийский Патриарх Игнатий IV, традиционный союзник Москвы, 10 октября после речи Константинопольского Патриарха, в которой тот раскритиковал проявления национализма в Церкви, заявил: «Мы имеем одного главу в православном мире, и это Константинополь». Похоже, как бы ни стремилась Россия упрочить свое влияние на православном Востоке, Константинополь всегда будет задавать тон в четверке древних православных Патриархатов, которые имеют определяющее значение в разрешении межправославных противоречий. 6 Так что стратегически Москва может уступить Константинополю пальму первенства в православном мире, если не предпримет каких-то сверхусилий для поиска новых союзников и удержания старых (Болгарская, Сербская, Польская, Чешская Церкви). Роковой может стать любая ошибка – например, нарушение канонических границ Грузинской Церкви. При этом право Московского Патриархата на всю территорию бывшего Советского Союза (кроме Грузии) как на свою «каноническую территорию» не учитывается Константинопольским Патриархатом. Что касается отношений с Грузинской Церковью (она также послала в Константинополь своего представителя), то их пока удается сохранять. В итоговом документе Всеправославного совещания приветствуются «позиция Русской и Грузинской Церквей во время недавнего конфликта и их братское сотрудничество» и отмечается, что «обе Церкви исполнили долг служения примирению». Встреча глав и представителей Православных Церквей в Стамбуле стала очередной попыткой объединить православный мир, раздираемый сегодня различными церковными расколами и политическими противоречиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Предстоятель Грузинской Православной Церкви Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй в конце прошлой недели выступил со специальным заявлением, в котором призвал руководство Грузии и России начать диалог для урегулирования отношений. Предстоятель Грузинской Православной Церкви Католикос-Патриарх Всея Грузии Илия Второй в конце прошлой недели выступил со специальным заявлением, в котором призвал руководство Грузии и России начать диалог для урегулирования отношений. «Как известно, из-за нерешённых конфликтов и проблем на Кавказе — сложная обстановка, которая усугубляется практическим отсутствием диалога между Россией и Грузией на государственном уровне. Это способствует подозрительности и недоверию сторон по отношению друг к другу и препятствует решению проблем», — говорится в заявлении. При этом Католикос-Патриарх Илия отмечает, что «с точки зрения передвижения граждан в 2010 году были предприняты некоторые меры, но дальнейших шагов за этим не последовало». По мнению главы Грузинской православной церкви «вместе с тем делаются заявления, которые не сближают стороны, а наоборот ещё больше отдаляют их». «Мы должны сделать всё возможное, чтобы не допустить сохранения, или углубления негативных процессов… Я обращаюсь к руководителям обоих государств — призываю их проявить мудрость и мужество, дабы начать диалог на различных уровнях с целью обсуждения и решения накопившихся сложных вопросов… Мы должны извлечь уроки из прошлого и смотреть в будущее, исходя из интересов наших народов и стран. Следует помнить мудрые слова: «Прежде, чем увидеть восходящее солнце, ты видишь своего соседа». Продолжение вражды между соседями недопустимо», — отмечается в заявлении. Источник: Новости-Грузия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024

http://pravmir.ru/katolikos-patriarx-ili...

После восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви Католикосами–Патриархами были: 1. Кирион III (Садзаглишвили). Родился в 1854 году в семье священника. После окончания Тифлисской Духовной Семинарии и Киевской Духовной Академии (1880) некоторое время работал помощником инспектора Одесской Духовной Семинарии, а затем преподавателем Кутаисского и Тифлисского Духовных училищ. В 1896 году принял монашество (постриг совершил Экзарх Грузии архиепископ Владимир), а через два года (1898) был хиротонисан во епископа Алавердского. Служение проходил в различных местах Грузии и России. В 1915 году стал епископом Полоцким и Витебским. В августе 1917 года по собственному прошению был уволен от дел управления епархией и вернулся в Грузию, где в сентябре был избран Католикосом Грузии. 1 октября 1917 года состоялась интронизация. Скончался в июне 1918 года. Оставил о себе добрую память многими церковно–историческими трудами, посвященными исследованию истории Грузинской Церкви. 2. Преемником Католикоса–Патриарха Кириона в октябре1918 года был избран епископ Гурийско–Мингрельский Леонид(Окропиридзе) (f!921). Он родился в 1861 году недалеко от Тифлиса в благочестивой христианской семье. Во время учебы в Киевской Духовной Академии (окончил в 1888 г.) принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. После окончания Академии был назначен инспектором училищ «Общества восстановления православного христианства на Кавказе», а затем занимал различные церковные посты в Грузии до 1898 года, когда был хиротонисан во епископа Горийского. В 1908 году стал епископом Гурийско–Мингрельским. В марте 1917 года в качестве местоблюстителя Католикоса возглавил Временное Управление Грузинской Церкви до избрания Католикоса Кириона. Патриарх–Католикос Леонид известен православным грузинам как публицист и миссионер. 3. Третьим Католикосом–Патриархом Грузии с добавлением к титулу «архиепископ Мцхетский и Тифлисский» был Амвросий(Хелая). Родился в 1861 году. После окончания Тифлисской Духовной Семинарии (1885) служил священником в Грузии, а в1901 году окончил Казанскую Духовную Академию. Будучи студентом третьего курса Академии, принял монашество. Служение Церкви проходил как в Грузии, так и в России. Во епископа Чкондидского хиротонисан в октябре 1917 года. Став в 1921 году Католикосом, Амвросий занял недоброжелательную позицию как поотношению к русским приходам в Грузии, так и вообще к русским. Это вызвало недовольство иначе настроенного духовенства, и в1926 году на совещании духовенства и мирян в Кутаиси Католикос Амвросий был устранен от дел управления, хотя имя его и продолжали поминать в храмах. Скончался в 1927 году.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Национал-демократическая партия Грузии требует расширить роль Церкви в воспитании подрастающего поколения 13 июня 2007 г. 17:03 На днях по инициативе Национал-демократической партии Грузии в центре Тбилиси, у здания 1-й гимназии, состоялся митинг , где в адрес системы просвещения прозвучали обвинения в игнорировании роли Грузинской Православной Церкви в сфере воспитания подрастающего поколения. В интервью газете «Новое поколение» лидер НДП Бачуки Кардава назвал именно этот фактор главной причиной «краха реформы в системе просвещения». «Мы располагаем многими фактами, когда школьные коллективы проявляли инициативу строительства церквей на своей территории, но министерство просвещения ответило им отказом, — сказал Кардава. — Мы считаем, что только духовность, традиции и ориентированная на них система просвещения даст нам возможность взрастить здоровое поколение будущего. Ужесточать законы и сажать детей в тюрьму — не выход из положения. Результат дадут только три компонента правильного воспитания: религия, школа, семья. На этом тезисе построен законопроект, который мы вносим на рассмотрение осенней сессии парламента». На вопрос о том, не вызовет ли протеста строительство церквей и введение института православного священника в школах, где учатся представители других вероисповеданий, Бачуки Кардава ответил, что законопроект не игнорирует интересов неправославных учащихся. «Главная роль в решении вопроса, приглашать или не приглашать священников в формирование и ход учебного процесса, будет принадлежать наблюдательному совету, в задачу которого будет входить защита интересов учащихся и родителей, — сказал лидер НДП. — И, разумеется, в школы, где нет православного контингента, представители Матери-Церкви не войдут. Хотя здесь же надо отметить, что 85% населения Грузии — православные, и 99% из них поддерживает и разделяет ценности Грузинской Церкви. Именно этот фактор должен сыграть решающую роль в воспитании подрастающего поколения. Любая реформа без учёта духовной составляющей обречена на крах». В заключение Бачуки Кардава сообщил, что в настоящий момент законопроект находится в стадии разработки, и окончательный вариант будет принят только после консультации с представителями Грузинской Патриархии. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/257166.htm...

Попасть в купол древнерусского храма, оказаться в пещерной грузинской церкви… Заметки с выставки «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Оксана Головко Экспозиция выставки «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Попутешествовать по древним грузинским и русским храмам, увидеть древние росписи в том виде, как они выглядели в момент их создания, – всё это возможно на выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова», которая проходит в Третьяковской галерее Всю свою жизнь А.Н. Овчинников посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников Экспонаты выставки – копии русских и грузинских средневековых фресок и икон, созданных художником-реставратором Адольфом Николаевичем Овчинниковым (1931–2021), который всю свою жизнь посвятил спасению, восстановлению и изучению древних памятников. Все эти экспонаты бережно хранятся в коллекции «Иконотеки А.Н. Овчинникова» Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря и были переданы туда автором еще при жизни. Начинается экспозиция с икон. На выставке можно увидеть несколько подлинников из Третьяковской галереи, тем или иным образом связанных с Адольфом Николаевичем (он их либо реставрировал, либо изучал), а также копии, сделанные Адольфом Николаевичем. Сразу нужно сказать о терминологии. Обычно принято говорить не «копия», а «список с иконы», но в нашем случае уместно использовать именно термин «копия», потому что речь пойдет о научном копировании, а не просто о внешней передаче рисунка, композиции… Адольф Николаевич Овчинников, художник-реставратор – Одна из вех в жизни Адольфа Овчинникова и изучении древнерусского искусства – 1950-е годы, – говорит Александр Горматюк, куратор выставки, художник-реставратор высшей категории ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря, – когда Центральные государственные реставрационные мастерские, которые позднее получат название Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря, выехали на реставрацию икон Софийского собора Великого Новгорода. И именно тогда профессия реставратора получила легализацию после репрессий 1930-х годов, под которые попало и много реставраторов. А теперь на государственном уровне прозвучало, что реставраторы занимаются важным делом, восстанавливая памятники культуры в послевоенной стране.

http://pravoslavie.ru/158246.html

Д. считается основоположником груз. эмпирической социологии: в 1907 г. научный кружок груз. студентов С.-Петербургского ун-та под его рук. впервые провел ряд социологических опросов в Грузии, был разработан научный социологический сборник (изд. в Тифлисе в 1915). В 1907 г. Д. стал членом Об-ва истории и этнографии Грузии (в 1921-1930 председатель). Ученый участвовал в политической жизни, являясь сторонником революционного движения, за что в марте 1897 г. сидел в тюрьме «Кресты», в 1906 г. был отдан под суд, ему был запрещен выезд из С.-Петербурга и он находился под тайным надзором полиции. С именем Д. связан новый этап груз. историографии: он первым использовал системный подход к истории Грузии, выстраивая изложение с учетом данных о сопредельных с Грузией странах, исследований по филологии, лингвистике, праву, экономике. Большое внимание Д. уделял церковной истории: в 1907 г. в Политической энциклопедии Л. З. Сломинского он поместил очерк об автокефалии Грузинской Церкви, в 1908 г. выпустил труд по истории армяно-груз. церковного разрыва. В фундаментальном труде «История грузинского народа» отдельные главы посвящены христианизации Грузии, церковной политике св. блгв. царя Вахтанга Горгасали и провозглашению автокефалии, церковно-догматическому разрыву между Грузией и Арменией, церковной политике св. блгв. царя Давида IV Строителя , роли Церкви в борьбе за единство Грузинского гос-ва и др. После Февральской революции Д. вернулся в Тифлис, где возглавил группу груз. ученых (Е. С. Такаишвили , А. Г. Шанидзе , К. С. Кекелидзе , Д. Узнадзе и др.) по созданию 1-го на Кавказе ун-та. Под его рук. было основано Об-во свободного Грузинского ун-та, 22 июня 1917 г. он представил проект устава ун-та. Груз. ун-т был открыт 26 янв. (8 февр.) 1918 г., в день памяти св. блгв. царя Давида IV Строителя. Торжественный молебен отслужил Католикос-Патриарх Грузии Кирион III (Садзаглишвили) , 1-ю университетскую лекцию 30 янв. (12 февр.) читал Д. Он занял пост декана философского фак-та (1918-1919), в 1919-1925 гг. был ректором ТГУ. Ему было присвоено звание профессора (1919). В послереволюционные годы Д. создал и опубликовал мн. основополагающие труды по истории Грузии, палеографии, источниковедению, дипломатике, нумизматике (1923, 1926), груз. праву (1919, 1928-1929), экономике (1930).

http://pravenc.ru/text/171809.html

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Грузинские врачи обратились к Церкви с просьбой уговорить прихожан на вакцинацию 17.03.2021 12:28 Версия для печати © Sputnik/Goga Vardzieli Тбилиси, 17 марта. Грузинские эпидемиологи обращаются к членам Священного Синода Грузинской Православной Церкви и просят оказать им помощь в процессе повышения информированности населения о важности и безопасности вакцинации против коронавируса, заявил глава Национального центра по контролю заболеваний и общественного здоровья Грузии Амиран Гамкрелидзе во время онлайн пресс-конференции. «Мы очень просим Священный Синод, каждого священнослужителя, врачей встать рядом с нами, сотрудничать с нами, поскольку население верит вам, чаще больше, чем медикам», - заявил Гамкрелидзе. Первая партия вакцины AstraZeneca поступила в Грузию 13 марта. 43,2 тысячи доз вакцины, в первую очередь, предусмотрены для медицинского персонала. Других вакцин в стране пока нет, но они должны поступить, и тогда у граждан будет выбор, какой из них привиться. По его словам, в период Пасхи призывы Церкви сыграли очень большую роль в уступчивости населения. И сейчас роль Церкви также имеет в этом процессе важную роль, считает главный эпидемиолог страны.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010